УДК 371.134
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ
О.В. Вашечкина
ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11-13 E-mail: [email protected]
Уточнено понятие «профессиональная компетентность педагога» в контексте здоровьесозидающего подхода, описаны критерии результативности ее развития; предложена модель комплексной оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию.
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, развитие, здоровьесозидающий подход образованию.
Развитие профессиональной компетентности педагогов в контексте здоровьесозидающего подхода (С.А. Алексеев, М.Г. Колесникова, Л.Г. Татарникова, А.Г. Мад-жуга и др.) требует определения критериев результативности.
Методологической основой при разработке критериев результативности развития профессиональной компетентности педагога в условиях деятельности службы здоровья школы послужили основные положения компетентностного (О.В. Акулова, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.) и деятельностного подходов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.).
Учитывая то, что профессиональная компетентность педагога в контексте здоро-вьесозидающего подхода представляет собой интегральную характеристику, определяющую способность педагога решать профессиональные проблемы и типич-ные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей на основе обеспечения условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья, в качестве объектов изучения выбраны ключевые, базовые и специальные компетенции [1].
Кроме того, при оценке результативности развития профессиональной компетентности педагогов необходимо учитывать сформированность ценностно-мотивационной составляющей деятельности в виде осознания личностного смысла деятельности, когнитивной составляющей в виде представлений о способах ее реализации, а также деятельностной составляющей в виде непосредственного ее осуществления и способности к последующей рефлексии.
Для оценки сформированности ключевых компетенций были определены следующие критерии.
Ольга Викторовна Вашечкина, заместитель директора ГБОУ ДПО (повышение квалификации) специалистов СПб Академия постдипломного педагогического образования (СПбФППО) кафедра педагогики, окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб.
Критерий 1. Уровень мотивации к освоению и реализации ключевых компетенций: ценностное отношение к самообразованию и совершенствованию в работе с информацией, в коммуникации, в социально-правовых основах поведения в гражданском обществе.
Критерий 2. Уровень владения содержанием ключевых компетенций: владение информацией о приоритетных направлениях развития общества и образовательной системы РФ, законах и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ; наличие знаний об эффективных способах взаимодействия с участниками образовательного процесса и способах работы с информацией на основе использования современного технического и программного обеспечения.
Критерий 3. Уровень проявления в профессиональной деятельности ключевых компетенций: владение эффективными технологиями работы с информацией; владение конструктивными способами взаимодействия (в т. ч. наличие рефлексии собственной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми); опора в профессиональной деятельности на нормативно-правовые акты.
Были определены критерии для оценки сформированности базовых компетенций.
Критерий 4. Уровень мотивации к освоению и реализации базовых компетенций: признание ценности и наличие мотивации к использованию психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в социальной среде; признание ценности здоровья и здорового образа жизни; наличие мотивации к здоровому образу жизни и реализации различных форм здоровьесозидающей профессиональной деятельности в школе.
Критерий 5. Уровень владения содержанием базовых компетенций: грамотность в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, применение этих знаний в профессиональной деятельности; знание основ культуры здоровья и здорового образа жизни; знание о здоровьесберегающей и здоровьесозидающей направленности образовательных технологий.
Критерий 6. Уровень проявления в профессиональной деятельности базовых компетенций: построение образовательного процесса на основе научных положений педагогики и психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, его здоровьесозидающая направленность; состояние здоровья педагогов (заболеваемость, физическая активность образ жизни, функциональное состояние), обуславливающее готовность педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности.
Для оценки сформированности специальных компетенций выбраны следующие критерии.
Критерий 7. Уровень мотивации к освоению и реализации специальных компетенций: признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию в предметной или надпредметной сфере деятельности, методике преподавания.
Критерий 8. Уровень реализация ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности: реализация здоровьесозидаю-щего потенциала урока [2].
В соответствии с обозначенными критериями результативности развития профессиональной компетентности педагога нами был разработан опросник «Профессиональная компетентность педагога» («ПКП»), позволяющий оценить уровень развития составляющих профессиональной компетентности педагога (ключевые, базо-
вые и специальные компетенции) с точки зрения трех компонентов - ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного. Опросник содержит несколько шкал, что дает возможность для выявления не только уровня развития профессиональной компетентности педагога в целом, но и «проблемных зон» (например, недостаточный уровень развития ценностно-мотивационных оснований к какому-либо виду профессиональной деятельности или недостаточный объем знаний в какой-либо профессиональной области и пр.). Опросник содержит 75 вопросов. Из них 125 вопросы направлены на выявление ценностно-мотивационной составляющей профессиональной компетентности, вопросы с 26 по 50 - на выявление уровня когнитивной составляющей, а вопросы 51-75 - определение деятельностной составляющей. Вопросы структурированы таким образом, что позволяют определить уровень развития ключевых компетенций, базовых и специальных. Уровень профессиональ-
^ х
ной компетентности педагога (ПКП) определяется по формуле ПКП=-— Х100,
1иЛ1т
где х - количество баллов за каждое утверждение, N - количество утверждений, и характеризует относительную степень развития ПКП и ее составляющих в процентах от максимально возможного.
В качестве вспомогательных методов исследования определен следующий диагностический инструментарий.
Для определения у педагогов уровня коммуникации (способности к сотрудничеству во взаимодействии) с различными участниками образовательного процесса - методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной), которая не требует подробного описания [4, с. 470-475].
Для оценки уровня рефлексии нами - тест «Определение индивидуальной меры рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарева), достаточно широко используемый и потому не требующий подробного описания [3, с. 46-50].
Для выявления ценностно-мотивационных оснований деятельности педагогов по формированию собственного здоровья - методика «Ценностные ориентации» личности М. Рокича (адаптация А. Гоштауса, А.А. Семенова, В.А. Ядова в модификации З.Р. Душабаева, М.Г. Колесниковой). В данной методике респондентам предлагается проранжировать предложенный перечень ценностей (28 наименований). На основании полученных результатов рассчитываются средние значения рангов определенных ценностей, проводится анализ соотношения ценностей «здоровье» и «здоровый образ жизни» [2, с. 7-9].
Для оценки готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности - «Социологическая анкета педагога», входящая инструментарий автоматизированной системы мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС). Уровень готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности оценивается по следующим индикаторам: доля часто болеющих педагогов, доля педагогов с регулярной физической активностью, самооценка элементов образа жизни педагогов, осознание необходимости различных форм здоровьесозидающей деятельности в школе [5].
В качестве дополнительного психологического инструментария, позволяющего оценить уровень готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности с точки зрения наличия благоприятного или неблагоприятного функционального состояния - методика «САН», которая широко известна и не требует подробного описания [4, с. 17-21].
Для оценки уровня реализация ключевых и базовых компетенций
применительно к специфике профессиональной деятельности - методика «Здоровьесозидающий потенциал урока» (М.Г. Колесникова). Методика представляет собой схему анализа здоровьесозидающего потенциала на основе экспертной оценки администрации учреждения (заместителем директора по учебно-методической работе) и самоанализа учителя [2, с. 84-86].
Описанные выше критерии и методики сведены в таблицу, которая может быть использована в качестве модели комплексной оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода.
Критерии и методики оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода
№ Критерий Индикаторы Методики оценки
1 Уровень мотивации к освоению и реализации ключевых компетенций Признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию: в работе с информацией, в коммуникации, в социально-правовых основах поведения в гражданском обществе Основная методика: опросник «ПКП» Вспомогательные методики: методика диагностики
2 Уровень владения содержанием ключевых компетенций Владение информацией: о приоритетных направлениях развития общества и образовательной системы РФ, законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в РФ; об эффективных способах взаимодействия с участниками образовательного процесса; о способах работы с информацией на основе использования современного технического и программного обеспечения предрасположенности личности к конфликтному поведению, тест «Определение индивидуальной меры рефлексивности»
3 Уровень проявления в профессиональной деятельности ключевых компетенций Владение эффективными технологиями работы с информацией. Владение конструктивными способами взаимодействия (в т. ч. наличие рефлексии собственной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми). Опора в профессиональной деятельности на нормативно-правовые акты
4 Уровень мотивации к освоению и реализации базовых компетенций Признание ценности и наличие мотивации к использованию психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в социальной среде. Признание ценности здоровья и здорового образа жизни. Наличие мотивации к здоровому образу жизни и реализации различных форм здоровьесозидающей профессиональной деятельности в школе Основная методика: опросник «ПКП» Вспомогательные методики: методика «Ценностные ориентации», «Анкета педагога» из мониторинга ЗОС, методика «САН»
Окончание таблицы
№ Критерий Индикаторы Методики оценки
5 Уровень владения содержанием базовых компетенций Грамотность в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, применение этих знаний в профессиональной деятельности. Знание основ культуры здоровья и здорового образа жизни. Знание о здоровьесберегающей и здоровьесозидающей направленности образовательных технологий
6 Уровень проявления в профессиональной деятельности базовых компетенций Построение образовательного процесса на основе научных положений педагогики и психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, его здоровьесозидающая направленность. Состояние здоровья педагогов (заболеваемость, физическая активность образ жизни, функциональное состояние), обуславливающее готовность педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности
7 Уровень мотивации к освоению и реализации специальных компетенций Признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию в предметной или надпредметной сфере деятельности, методике преподавания Основная методика: опросник «ПКП» Вспомогательные методики: методика «Здоровьесозидаю щий потенциал урока»
8 Уровень реализация ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности Реализация здоровьесозидающего потенциала урока
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вашечкина О.В. Развитие профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 18-22.
2. Колесникова М.Г. Практикум: Учеб.-метод. пособие к учебному курсу «Здоровый образ жизни». -2-е изд., доп. - СПб: СПб АППО, 2006. - 106 с.
3. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / Сост. Г.С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012. - 125 с.
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 672 с.
5. Служба здоровья образовательного учреждения: мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды: Учеб.-метод. пособие / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учеб.-метод. комплект / Под ред. М.Г. Колесниковой. - Вып. 3. - СПб: СПб АППО, 2006. - 68 с.
Поступила в редакцию 14.10.2015; в окончательном варианте 20.10.2015
UDC 371.134
DEFINITION OF THE CRITERIA FOR DEVELOPMENT EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER IN THE CONTEXT OF HEALTH CREATING APPROACH TO EDUCATION
O. V. Vashechkina
State Educational Institution of additional professional education (training) of specialists St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education 11-13, Lomonosova str., St. Petersburg, 191002 E-mail: [email protected]
In the article clarifies the concept of "professional competence of teachers" in the context of health creating approach to education, describes performance criteria of its development; demonstrates a model of a comprehensive assessment of the impact of development of professional competence of the teacher in the context of health creating approach to education.
Key words: professional competence of teachers, development, health creating approach to education.
Original article submitted 14.10.2015; revision submitted 20.10.2015
Ol'ga V. Vashechkina The Department of Adaptive Physical Training of Togliatti State University УДК 37
О ПРИМЕНЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА УИС
А.А. Вотинов, Е.А. Тимофеева
Самарский юридический институт ФСИН России 443022, г. Самара, ул. Рыльская, 24, в E-mail: [email protected]
Рассмотрены теоретические и практические аспекты активного и интерактивного обучения курсантов и студентов специализированного вуза ФСИН России. Автор рассматривает возможности совершенствования профессиональной подготовки офицера УИС в период вузовского обучения посредством использования разнообразных интерактивных технологий при проведении лекций, семинаров, практических занятий, деловых игр и др. Образовательные стандарты третьего поколения предусматривают взаимосвязь фундаментальной и практической подготовки, требуют дополнительного обновления содержания, форм, методов и средств обучения в вузах ФСИН России с позиции компетентностного подхода. В соответствии со ФГОС ВПО внедрение активных и интерактивных технологий обучения является в настоящее время одним из важнейших направлений совершенствования подготовки курсантов и студентов в современном специализированном вузе.
Александр Андреевич Вотинов, кандидат педагогических наук, полковник, начальник внутренней службы.
Елена Александровна Тимофеева, доктор педагогических наук, полковник, заместитель начальника внутренней службы.