Научная статья на тему 'К вопросу сохранения и укрепления здоровья школьников'

К вопросу сохранения и укрепления здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
558
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зарубина Римма Викторовна, Дронов Богдан Геннадьевич

В статье охарактеризована актуальная проблема современного образовательного процесса сохранение и укрепление здоровья школьников. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоровому образу жизни школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зарубина Римма Викторовна, Дронов Богдан Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу сохранения и укрепления здоровья школьников»

целью выявления точек роста». Достаточно много импликаций дали такие конструкты, как «потребность в нравственном самосовершенствовании», «потребность в развитии профессиональных способностей», «неудовлетворенность достигнутым уровнем работы».

В данной статье мы стремились показать возможности применения техники репертуарных решеток для углубления теоретической рефлексии психологом-исследователем изучаемых проблем на примере анализа феномена педагогической ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алферова, Е.И. Ответственность как метапрофессиональное качество личности учителя в процессе профессионального становления : дисс. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Елена Ивановна Алферова.- Тобольск, 2010. - 215 с.

2. Белоусова, А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности : монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. -360 с.

3. Белоусова, А.К. Смыслопередача и ее роль в образовании совмещенной психологической системы / А.К%. Белоусова // Сибирский психологический журнал. - 2004. - № 20. - С. 22-27.

4. Белоусова, А.К. Принципы изучения совмещенной психологической системы // Российский психологический журнал. - 2006. - Том 3. - № 2. С. 7-21.

5. Богатская, Е.Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Елена Юрьевна Богатская. - Ростов-на-Дону, 2005. - 202 с.

6. Быкова, С.С. Профессиональная ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. - С. 49-53.

7. Волкова, Т.К. Педагогическое сопровождение роста личностно-профессиональной ответственности учителя : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Константиновна Волкова. - Хабаровск, 2009. - 215 с.

8. Ефремова, О.И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - Таганрог: Изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2012. - 300 с.

9. Ефремова, О.И. Психологическое манипулирование в педагогической деятельности учителя: Монография. - Таганрог: Изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2013. - 172 с.

10. Ефремова, О.И. Мифологизация функций педагогической оценки как средство психологического манипулирования в деятельности учителя // Психология обучения. - 2016. - №12. - С. 80-95.

11. Калинкина, Е. М. Возможности применения методики «Техника репертуарных решеток» Дж. Келли в различных областях психологической науки и практики // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 191-193. - URL https://moluch.ru/archive/24/2499/ (дата обращения: 23.04.2018).

12. Келли, Дж. Теория личности: психология личностных конструктов : монография. - СПб: Речь, 2000. - 249 с.

13. Клочко, В.Е., Галажинский, Э.В. Самореализация личности: системный взгляд : монография / Под ред. Г.В. Залевского. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. - 154 с.

14. Куницина, С.М. Развитие ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Светлана Михайловна Куницина. - М., 2008. - 178 с.

15. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

16. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: «Дело», 1994. - 216 с.

17. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

18. Мухаметшин, А.Т. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной ответственности будущего специалиста: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Александр Тагирович Мухаметшин. - М., 2010. - 185 с.

19. Похилько, В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 151-157.

20. Франселла, Ф., Баннистер, Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.

Р.В. Зарубина, Б.Г. Дронов К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье охарактеризована актуальная проблема современного образовательного процесса - сохранение и укрепление здоровья школьников. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоровому образу жизни школьников.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая образовательная среда, педагогические условия.

R. V. Zarubina. B. G. Dronov TO PRESERVE AND STRENGTHEN THE HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

Abstract. The article describes the actual problem of the modern educational process - the preservation and strengthening of health of schoolchildren. The basic pedagogical conditions promoting a healthy lifestyle of schoolchildren are described.

Key words: health, healthy lifestyle, health-saving educational environment, pedagogical conditions.

В последние годы в нашей стране складываются непростые социально-экономические условия для жизни. В связи со сложившейся ситуацией укрепление здоровья населения является одной из основных задач, которые государству необходимо решить в первую очередь.

Сохранить и укрепить здоровье людей в современной России при создавшихся экономических и социальных условиях задача довольно трудная. Особенно озабочены здоровьем школьников педагоги, а не только врачи, так как в настоящее время обозначилась проблема в том, что у нас в стране обозначилась проблема ухудшения здоровья детей. По данным пресс-службы Роспотребнадзора за 2018 год, число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12% [7]. Более чем 50% школьников страдают хроническими заболеваниями. Поэтому, одной из злободневных задач современной школы научить детей бережно относиться к своему здоровью, начиная с детского сада.

Основываясь на результатах исследований, можно говорить о том, что у нас растёт нездоровое поколение. Только 10% учеников, закончивших школу здоровы, 40% детей с хроническими болезнями, среди них 30% это те заболевания, которые не дают возможность выпускникам выбрать понравившуюся профессию [5].

Наше государство должно всячески помогать и содействовать школе, так как здоровые дети, это основа существования нашего государства. В России насчитывается около 14 млн. школьников. Задача сохранения и укрепления их здоровья решается на уровне Правительства. Формирование у учащихся ценностей образа жизни является основным стратегическим приоритетом преобразования системы образования.

Вопросами формирования личности здорового ребёнка занимались такие учёные, как П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.И. Брехман, В.А. Сухомлинский и другие. В 70-80 годах ХХ века начали разрабатывать здоровьесберегающие программы, в которые было вложено много труда, но, к сожалению, они не дали ожидаемых результатов (Сериков Г. Н., Янсон Ю.А.). В 1990-х годах стали много писать о воспитательно-оздоровительной направленности образовательного процесса (М.М. Безруких, Ю.П. Лисицын). Также появились работы по гигиене, валеологии, о факторах риска для здоровья детей при обучении в школе (Н.К. Смирнов, Билич Г. Л., Назарова Л. В.).

Современными учёными затрагивается проблема факторов образовательного процесса, негативно влияющих на здоровье учащихся. О повышении учебной нагрузки говорят Л.Р. Аветисян, С.Г. Кочарова. Педагогические проблемы здоровья затрагиваются в статье М.В. Адамовой, В.Д. Ловицкого. Вопросы в области охраны здоровья детей изложены в работе А.А. Баранова, Ю.Е. Лапина.

В настоящее время в российских школах ведутся активные прогрессивные изменения, внедряются новые формы обучения, происходит информатизация учебно-воспитательного процесса, а уровень здоровья учащихся остаётся низким. В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ №52 от 30.03.1999 (ред. от 03.08.2018)) [11] говорится о допустимой опасности для подрастающего организма в школах с увеличением учебной нагрузки. В связи с этим увеличивается количество детей, которые находятся в стрессовом состоянии, а также подвержены невротизации. Это приводит к росту распространённости болезней среди школьников.

Причин снижения уровня здоровья детей много, и одной из основных, раньше называлась плохая экологическая ситуация в некоторых регионах нашей страны. Сейчас нельзя не сказать о нервно -психических нагрузках школьников, снижении уровня жизни родителей, и конечно, наследственности. Большой процент детей рождается в неблагополучных семьях, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Поэтому дети уже рождаются с патологиями.

Придя в школу, такие дети уже отстают в развитии, а увеличение умственных, психоэмоциональных и физических затрат, отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье. В статье 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г. говорится, что охрана здоровья детей провозглашена государством основным и необходимым условием физического и психического развития растущего поколения [9].

Учителя понимают, как важно, чтобы школьники росли здоровыми, поэтому в общеобразовательных учреждениях проводится работа по сбережению здоровья учащихся. Одной из основных форм работы используются такие, как лекции и беседы.

Администрация МБОУ лицея № 4 г. Таганрога совместно с учителями физической культуры, безопасности жизнедеятельности, классными руководителями ищут наиболее действенные пути по организации здоровьесберегающей жизни детей в школе. Особенно остро стоят вопросы перегрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников. Чтобы школьники были здоровыми, спешили в школу и хотели учиться, и при этом им было комфортно и интересно, от учителей требуется особый подход в обучении и воспитании. Для этого необходима слаженная работа всего коллектива школы.

Рассмотрим основные направления работы школы по здоровьесбережению: обучающее; воспитывающее; спортивно-оздоровительное; профилактическое; исследовательское; организационное; диагностическое; консультативно-просветительское.

В 41 статье ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в рамках охраны здоровья школьников необходимо систематическое прохождение ими профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [10].

В лицее МБОУ №4 г. Таганрога во исполнение вышеназванного закона не только проходят медицинские осмотры, но и исследуют и оценивают состояние здоровья учащихся в процессе учебы. Частота острых заболеваний в течение года в лицее представлена в следующей таблице (См. Таблицу 1.1).

Таблица 1.1.

Частота острых заболеваний в течение года

Год Общее 1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы Количество случаев

коли- заболеваний на 1000 чел.

чество Кол- Забо- Кол- Забо- Кол- Забо- 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 Ито-

уча- во лева- во лева- во лева- кл. го

щихся уч-ся ний уч-ся ний уч-ся ний

2017 835 250 305 362 296 223 109 1886 1110 1440 4436

2018 824 248 261 358 292 218 103 1656 1105 1200 3961

Распределение учащихся по группам здоровья в 2017-2018 г. в лицее представлена в следующей таблице (См. Таблицу 1.2).

Таблица 1. 2.

Распределение учащихся по группам здоровья в 2017-2018 г.

Ступень образования Количество учащихся Группа здоровья Дети инвалиды Обучающиеся на дому

1 2 3

1-4 классы 248 45 193 10 - 2

5-9 классы 358 72 278 8 5 7

10-11 классы 218 60 152 6 - -

Исследование говорит о том, что число здоровых школьников в лицее МБОУ №4 г. Таганрога не растёт, а уменьшается. На это влияет огромное количество условий. Это экологическая обстановка в нашем городе, нарастание учебной нагрузки, образ жизни детей, рацион питания, качество оказания медицинских услуг и другие.

В МБОУ лицее №4 г. Таганрога проводятся организационные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов, в коллективе создан благоприятный психологический климат.

В следующей таблице (См. Таблицу 1.3) показаны внеклассные мероприятия и родительские собрания по ЗОЖ, которые проводились в 8 «Б» классе МБОУ лицея №4 г. Таганрога.

Таблица 1.3

Внеклассные мероприятия и родительское собрание в 8 «Б» классе по ЗОЖ

№ Тип мероприятия Тема мероприятия Цели мероприятия Задачи мероприятия

1. Родительское собрание «Здоровье ребенка в руках взрослых!» Пропаганда здорового образа жизни • показать родителям огромное значение занятий физкультурой и спортом; • формировать у родителей потребность вовлечения детей в занятия физкультурой и спортом; • спланировать совместную деятельность родителей и учащихся по формированию здорового образа жизни;

2. Спортивное мероприятие «Единый день здоровья» Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, использование упражнений соревновательного характера, как средство укрепления здоровья и развития творческой самостоятельности • Укрепить устойчивый интерес и вовлечь учащихся в процесс системных занятий физической культурой и спортом; • совершенствовать двигательные качества учеников при помощи спортивных упражнений соревновательного характера; • провести профилактику курения, алкоголизма и наркомании; • развить интерес к самостоятельным занятиям физической культурой, а также к формам активного отдыха и досуга; • воспитать чувство коллективизма,

взаимоподдержки и товарищества в спортивной соревновательной борьбе.

3. Спортивное мероприятие «Большие гонки» Привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом и ведению здорового образа жизни посредством физ-культурно-массовых мероприятий. • Развить лидерские качества и умения соразмерять возможности каждого участника с выполнением задач определенного конкурса; • развить межличностные отношения в разновозрастных командах; • сформировать умение применять на практике приобретенные двигательные навыки, полученные в ходе уроков физической культуры и дополнительных занятий в секциях; • воспитать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

4. Обще-лицейское мероприятие «Вредным привычкам -Нет! Здоровому образу жизни - Да!» Пропаганда здорового образа жизни, воспитание культуры поведения и чувства коллективизма. • Продемонстрировать вред, который наносится при употреблении наркотиков, алкоголя и табака на здоровье человека; • развить кругозор и творческую активность учащихся.

Нами был проведён небольшой эксперимент с учащимися 8 «Б» класса в МБОУ лицей №4 г. Таганрога. Учащимся необходимо было ответить на несколько вопросов анкеты. Им было предложено из приведенного перечня условий, способствующих сохранению здоровья, выбрать и отметить четыре наиболее важных для них. Это: хорошая наследственность; хорошие экологические условия; выполнение правил здорового образа жизни (режим, зарядка и т.д.); возможность консультации и лечения у хорошего врача; знания о том, как заботиться о своем здоровье; отсутствие физических и умственных перегрузок; регулярные занятия спортом.

Благодаря полученным данным, мы смогли провести оценку роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.

В 8 «Б» классе 15% учеников набрали по 6 баллов (ими было выбрано по 3 правильных ответа из трех: выполнение правил ЗОЖ; знания о здоровье; регулярные занятия спортом). 70 % учеников набрали по 4 балла (ими было выбрано по 2 правильных ответа из трех: выполнение правил ЗОЖ; регулярные занятия спортом). 15 % учеников - по 2 балла (ими был выбран всего один правильный вариант из трех). Таким образом, четверо учащихся понимают роль активности в сохранении и укреплении здоровья, 12 учащихся недостаточно понимают роль активности в сохранении и укреплении здоровья; четыре ученика не понимают роли активности в сохранении и укреплении здоровья (См. Рис.1.1).

Как было установлено в ходе обработки данных, в 8 «Б» классе отсутствует понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.

Рис. 1.1. - Диаграмма результатов понимания роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья в 8 «Б» классе.

Как было установлено в ходе обработки данных, в 8 «Б» классе отсутствует понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.

В следующем вопросе в предоставленной ученикам анкете предлагалось выбрать, что из перечисленного (утренняя зарядка, пробежка; завтрак; обед; ужин; прогулка на свежем воздухе; сон не менее 8 часов; занятия спортом; душ, ванна) и как часто (ежедневно; несколько раз в неделю; очень редко) присутствует в их распорядке дня.

Критериями оценивания были следующие:

• 10-1 - полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;

• 8-9 - неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;

• 6-7 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;

• менее 5 - нет правильного распорядка дня.

В 8 «Б» классе 55 % учащихся набрали по 11 баллов, 30 % детей - по 9 баллов, 10 % учащихся получили по 6 баллов и 5 % набрали 3 балла. Таким образом, 2 ученика выполняют распорядок дня, что соответствует требованиям ЗОЖ, 15 учеников 8 «Б» класса не всегда соблюдают распорядок дня, 3 человека вообще его не соблюдают, и у одного учащегося нет правильного распорядка дня. Более наглядно соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ можно увидеть на следующем рисунке (См. Рис.1.2)

Соответствие распорядка дня к требованиям ЗОЖ, 8 "Б" класс

I Полное соответствие требованиям ЗОЖ

I Неполное соответствие требованиям ЗОЖ

I Несоответствие требованиям ЗОЖ

I Нет распорядка дня

Рис. 1.2. - Диаграмма показателей 8 «Б» класса соответствия распорядка дня требованиям здорового образа жизни

Следующей показатель, который мы исследовали - отношение учащихся к информации о здоровье. Для оценки данного показателя ученикам предлагалось на вопрос «Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?» ответить с помощью выбора одного из 4 предложенных им вариантов ответа. Очень интересна и полезна (4б); довольно интересна и полезна (3б); не очень интересна и полезна (2б); не интересна и не нужна (0 б)).

При проведении анализа нами были получены следующие данные: в 8 «Б» классе 15% детей набрали 4 балла, 25 % детей набрало 3 балла, 2 балла набрали 35 % детей и 0 баллов получили 25 % детей.

В 8 «Б» классе считают очень интересной и полезной информацию о здоровье 3 человека, 5 человек показали, что она довольно интересна и полезна, 7 человек думают, что не очень интересна и полезна, и 7 учеников полагают, что информация о здоровье является не интересной и не нужной (См. Рис.1.3).

Рис. 1.3. - Диаграмма данных учащихся 8 «Б» класса об отношении к информации о здоровье

Детям необходимы знания о здоровье, так как они помогут им своевременно и гармонично развиваться и сохранить своё здоровье.

Следующий вопрос нашей анкеты способствовал выявлению показателя оценки учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни. Для проведения данной оценки ученикам предлагалось ответить, какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в их классе, и какие из них они считают интересными и полезными (лекции, специальные уроки, показ видеофильмов, спортивные мероприятия, работа спортивных секций, тематические вечера).

После обработки результатов учащихся, нами было установлено, что в 8 «Б» классе по 10 баллов набрало 40 % учащихся, по 8 баллов у 30% учащихся, 20 % учеников получили по 6 баллов и 10 % - набрали по 4 балла. Это соответствует таким количественным показателям: 8 учеников указали на высокую значимость мероприятий по здоровому образу жизни, проводимых в школе, 10 учеников - на недостаточную значимость мероприятий, 2 человека - на низкую значимость мероприятий (См. Рис. 1.4).

Оценки учащимся личностной значимости мер опр пятил, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни

Низкая значимость Н ед о ста точна я зна чимо сть Высокая значимость

0 5 10 15

■ 8 "Б"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1.4. - Диаграмма показателей учащихся 8 «Б» класса личностной значимости

мероприятий, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни

Благодаря проведенному нами анкетированию, мы увидели отношение учащихся к здоровому образу жизни и к своему здоровью в целом и установили, что уровень знаний детей о здоровье и ЗОЖ недостаточно высокий. Не смотря на то, что здоровье является важным фактором гармоничного развития детского организма, сохранять и укреплять своё здоровье сегодня умеет не каждый ребенок.

Ещё одним фактором невысокого уровня здоровья школьников является то, что дети не знают, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Они не знают простых законов здоровой жизни, а так же, как не болеть и оставаться здоровыми долгие годы. На современных школьников действует огромное количество средо-вых факторов: большое количество информации, использование технических средств, компьютерные технологии. Без них сейчас невозможно обойдись в современной школе. Учащиеся тратят больше умственных, психоэмоциональных и физических усилий, чем дети 30 лет назад. Это сказывается на физическом и психическом здоровье школьников.

Забота о здоровье ребёнка это огромный труд не только для него, его родителей, но и для учителя. В связи с тем, что ученик как большую часть своего времени проводит в стенах школы, а потом выполняет домашнее задание, то его учебный день составляет от 10 до 14 часов в зависимости от возраста. Тут встаёт вопрос о гиподинамии, как серьёзной проблеме нынешних школ, которая ведёт к риску развития заболеваний. Советские школьники проводили свободное время, играя во дворах, на площадках, в скверах и парках, а современные дети за компьютерами. Происходит тенденция к понижению бытовой двигательной активности, не говоря уже о спортивной.

Вероятно, поэтому и пришло осознание того, что в сложившейся обстановке именно учитель может очень много сделать для здоровья школьника. Врач лечит ребёнка от полученного заболевания, а преподаватель формирует здоровый образ жизни ребёнка, тем самым занимается профилактикой заболеваний. И это обусловливает стратегию работы школы в решении вопроса здоровья учащихся.

Проанализировав факторы здоровьесбережения в образовательном пространстве, мы пришли к выводу, что успешность воспитания здорового школьника будет зависеть от того, насколько в школе будут:

• учтены особенности физического развития и умственной деятельности детей;

• разработана модель образовательного пространства, основанная на принципах здоровьесбережения;

• выявлены и реализованы педагогические условия, способствующие формированию у школьников установки на здоровый образ жизни.

Таким образом, педагогическая работа в школе должна быть скорректирована с учётом знаний школьников о здоровье и ЗОЖ, режима дня ребёнка, занятий спортом. Для профилактики заболеваний в школе необходимо проводить мероприятия по охране и укреплению здоровья. Учителям, совместно с родителями, необходимо соблюдать требования по организации безопасного труда и отдыха учащихся. Это

обеспечит высокую работоспособность школьников на протяжении всех уроков, сохранит и укрепит их здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисян, Л.Р. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р. Аветисян, С.Г. Кочарова // Гигиена и санитария. 2001. - № 1. - С.48-49.

2. Адамова, М.В. Педагогические проблемы здоровья и медицинские задачи в педагогике / М.В. Адамова, В.Д. Ловицкий // Объединенный научный журнал. - М.: Изд-во «Тезариус», 2002. - .№10. - С.32-34.

3. Баранов, А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия» / А.А. Баранов, Ю.Е. Лапин. - М.: Союз педиатров России, 2009. - 188 с.

4. Билич, Г. Л., Назарова, Л. В. Основы валеологии / СПб.: «Водолей», 1998. -560 с.

5. Онищенко, Г.Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г.Г. Онищенко, А.А. Баранов, В.Р. Кучма. - М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2004. - 154 с.

6. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО, 2002. - 114 с.

7. Роспотребнадзор назвал число абсолютно здоровых детей в России. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20170913/1504653450.html - Дата обращения 15.04.2019 г.

8. Сериков, Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Екатеринбург -Челябинск, 1999. -242 с.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kodeks.systecs.ru - Дата обращения 15.04.2019 г.

10. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. - № 3-4/2013. - С.10-159.

11. ФЗ №52 от 30.03.1999 (ред. от 03.08.2018 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru- Дата обращения 15.04.2019 г.

12. Янсон, Ю.А. Оздоровительные модели физического воспитания школьников/

Валеология. - 1997. - № 2. - С.24-28

О.С. Кардаильская, О.Н. Алейникова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме математического моделирования практико-ориентированных задач в школьном курсе математики, особое внимание уделено задачам экономической направленности, рассмотрена их классификация и основные математические модели.

Ключевые слова. Практико-ориентированные задачи, школьный курс математики, математическая модель, единый государственный экзамен.

O.S. Kardailskaya, O.N. Aleynikova

THE USE OF MATHEMATICAL MODELING AS A BASIS FOR THE SOLUTION OF PRACTICAL ORIENTED MATHEMATICS PROBLEMS

Annotation. The article is devoted to the problem of mathematical modeling of practice-oriented problems in the school course of mathematics, special attention is paid to the problems of economic orientation, their classification and basic mathematical models are considered.

Keywords. Practice-oriented tasks, school mathematics, mathematical model, unified state exam.

Реалии современного подхода к процессу обучения в школе требуют от учителей умелого использования актуальных средств, методов и технологий в обучении.

В требованиях государственных образовательных стандартов прописана необходимость уметь решать задачи практико-ориентированного характера для выпускников школ, в частности отмечается, что «...в результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях», а «предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления» [7].

В едином государственном экзамене (ЕГЭ) по математике также присутствуют практико -ориентированные задачи, в демоверсии контрольно-измерительных материалов (КИМ) профильного уровня за 2018 и 2019 год это задачи 1, 2, 10, и 17. На умение строить и исследовать математические модели реальных объектов и явлений направлены также задания № 4, 11 и 19 [3].

В аналитическом отчете за 2018 год особо отмечается, что «КИМ базового уровня ЕГЭ имеют выраженную практическую направленность»[3].

Анализ методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 позволил сделать вывод об общем повышении уровня знаний учащихся по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.