Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН "ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ФЕНОМЕН "ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЦЕННОСТЬ / ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ И МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ADOLESCENCE / VALUE / REASSESSMENT OF VALUES / PERSONALITY / STRUCTURE / FORMATION / MORAL AND MORAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Амантаева Э.Ж.

В статье раскрывается сущность подросткового возраста, характеризующегося бурными процессами становления личности. Актуальность данной статьи заключается в том, что подростку характерно интенсивное формирование и развитие ценностей, а также их переоценка, что в дальнейшем, во многом, определяет его жизнь, физическое и психологическое здоровье, социальную и личностную зрелость. Определено место ценностей в структуре личности и указаны предпосылки их формирования в подростковом возрасте. Показана значимость совершаемых поступков, накапливаемого опыта и окружающей социальной среды в становлении системы ценностных ориентаций подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF "ASSESSMENT OF VALUES" IN ADOLESCENT AGE

The article reveals the essence of adolescence, characterized by rapid processes of personality formation. The relevance of this article lies in the fact that the adolescent is characterized by intensive formation and development of values, as well as their reappraisal, which further, in many respects, determines his life, physical and psychological health, social and personal maturity. The place of values in the structure of personality is determined and the reasons for their formation in adolescence are indicated. The significance of the actions committed, the accumulated experience and the surrounding social environment in the formation of the system of value orientations of the adolescent is shown.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН "ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37.03

ФЕНОМЕН «ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Амантаева Э.Ж., студент группы 15ПрофО(ба)ППД, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: amantaeva_e@mail.ru

Научный руководитель: Султанова Т.А., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье раскрывается сущность подросткового возраста, характеризующегося бурными процессами становления личности. Актуальность данной статьи заключается в том, что подростку характерно интенсивное формирование и развитие ценностей, а также их переоценка, что в дальнейшем, во многом, определяет его жизнь, физическое и психологическое здоровье, социальную и личностную зрелость. Определено место ценностей в структуре личности и указаны предпосылки их формирования в подростковом возрасте. Показана значимость совершаемых поступков, накапливаемого опыта и окружающей социальной среды в становлении системы ценностных ориентаций подростка.

Ключевые слова: подростковый возраст, ценность, переоценка ценностей, структура личности, формирование, нравственное и моральное развитие.

Подростковый возраст - это особый период развития, являющийся переходным, переломным, критическим этапом в жизни каждого человека. Он характеризуется не только серьезными физиологическими, но и психологическими изменениями в личности. Так возраст подростка значится крайне важным в становлении системы взглядов и ценностей человека. Закономерности формирования ценностей в подростковом возрасте изучались многими отечественными и зарубежными учёными, такими как Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев и др.

Само понятие «ценность» является центральным для аксиологии и определяется как значимость (пригодность, необходимость, потребность и др.) для людей тех или иных материальных, духовных или естественных объектов и явлений, других людей. По мнению А.В. Кирьяковой, ценность представляет собой процесс приобретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни [3, с. 29]. Это понятие положило начало специальной области философской науки, которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи ценностей между собой, их отражение в структуре личности [2, с. 13].

Российский психолог Д.А. Леонтьев выделяет следующие уровни структуры личности, где определённое место отводит ценностям [5, с. 28]: первый (высший) уровень, так называемый психологический скелет. Уровень ядерных структур личности, куда он относит свободу, ответственность и духовность. Второй уровень связан с внутренним миром человека и его взаимоотношением с окружающим миром. По мнению Д.А. Леонтьева, сюда и относятся ценности личности и её потребности. Третий (нижний) уровень - это классические для человека формы и способы внешнего проявления, т.е. его «внешний облик». К этому уровню он относит характер, способности и роли.

Из сказанного выше следует, что ценности личности объединяют внутренний мир отдельного человека с жизненным процессом общества в целом и социальных групп по отдельности. Воспринимая от окружающих своё видение ценностей, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения.

Период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций в большей степени характерен для подросткового возраста. Сформированные именно в этом возрасте

ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определённой мере детерминируют её поведение. По мнению О.В. Захаровой [1, с. 65], это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок:

1. степень интеллектуального развития подростка, определяющая способность понимать, признавать, применять и оценивать нравственные устои и поступки;

2. эмоциональное созревание, в том числе способность к эмпатии, сожалению, сочувствию и одобрению;

3. накопление личного морального опыта, проявляющийся в самостоятельности принятия решений, последующий его самоанализ;

4. воздействие окружающей социальной среды, которая показывает подростку наглядные примеры нравственного и безнравственного поведения, подталкивающей его на определённые действия. Именно в подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, формируется самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт, что указывает на значительный качественный перелом в характере становления системы нравственных ориентаций и моральных ценностей.

На важность поступков в формировании и раскрытии ценностей указывает и социолог И.С. Кон [4, с. 138]. Он считает, что именно в пробах, рисках, поиске своего «Я» складывается ценностная система подростка. В противоположность ребёнку, который принимает данные ему убеждения и взгляды за правила, подросток, в свою очередь, начинает осмысливать их относительность. Авторитетность других лиц его уже не устраивает. Кроме того, «разрушение» авторитетов становится психологической необходимостью подростка, условием его морального и нравственного поиска.

Согласно мнениям Е.В. Некрасовой и И.Н. Асеевой [6, с. 116], процесс морального и нравственного развития подростков, который определяется построением и переоценкой системы ценностей, проходит тремя различными, но не исключающими друг друга путями. Первый - это «основанное на тревоге сдерживания», т.е. поведение, которое характеризуется, прежде всего, страхом наказания, а после, вследствие интернализации, т.е. усвоения запретов, - чувством вины. Второй путь воплощается в «основанной на эмпатии заботе», связанной с развитием способности понимать чувства других людей. Третий путь основан на развитии «мышления на уровне формальных операций», появлении способности к переоценке информации и переформулированию понятий.

Получается, что в первые годы своей жизни ребенок устанавливает связь с внешним миром только с помощью родителей, их мнения, взгляды и оценки оказывают непосредственное влияние на восприятие ребенка. В дальнейшем основное воздействие начинают оказывать друзья, школа и сверстники. Однако с течением времени подросток начинает осознавать, что его личный социальный опыт не может быть единственной мерой окружающей действительности. Он присматривается к другим ценностям и идеалам, стремится постигать их в процессе общения с ровесниками. Подросток расширяет свои социальные горизонты, знакомится с альтернативным социальным опытом, получает представления о системах ценностей, на которые ориентируются его сверстники, и приобретает своё видение мира. Именно в этот возрастной период ценности проверяются на устойчивость: выдержат ли они испытание и достаточно ли надежно они укоренились в его сознании.

Способность посмотреть на мир и общество иными глазами и создать свою концепцию ценностей, отличную от родительской, является ведущей целью того процесса переоценки, который имеет место быть в подростковом возрасте. Феномен «переоценки ценностей» - это центральный момент нравственного и морального развития подростка. У него зарождается когнитивная способность, которая способствует возможности учитывать все решения, использовать индукционный метод и логику причинно-следственных связей, обдумывать прошлое и будущее и принимать во внимание гипотетические варианты. Однако

нельзя не сказать о случаях, когда подростки осуществляют лишь незначительную переоценку своей системы ценностей. Это часто присуще подросткам, находящимся в статусе предрешенности или тем, кто живёт в жестко регламентированных рамках, например в военных училищах.

Таким образом, ценностные ориентации являются важным регулятором поведения человека, одним из факторов, определяющих его поведение в ситуациях риска, проб или ситуациях принятия решения. Основой переоценки ценностей подростком является стремление найти свое «Я», определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие и раскрыть разные стороны своего «Я». Поэтому процесс формирования ценностей подростками представляется важным для успешной жизнедеятельности личности.

Литература

1. Захарова, О.В Ценностные ориентации учащихся 8-9 классов // ППМБПФВС. -2009. - №10. - С. 65-68.

2. Кирьякова, А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. - 1999. - №1. - С.13-19.

3. Кирьякова, А.В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник ОГУ. - 2011. - №2 (121). - С. 27-33.

4. Кон, И.С. Психология ранней юности: учебник. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

5. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. Методика изучения ценностных ориентаций // Психологическое обозрение. - 1998. - №1. - С. 27-33.

6. Некрасова, Е.В. Сформированность аксиосферы учащихся школы и лицея 12-14 лет / Е.В. Некрасова, И.Н. Асеева // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2013. -№2 (14). - С. 115-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.