ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-157-165
УДК 37.01 ББК 74.9
Л.В. Колбасина, В.Н. Шульга, Р.Ф. Курмакаев (Челябинский государственный институт культуры, г. Костанай, Казахстан)
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
Раскрыта актуальность проблемы формирования семейных ценностей у подростков, сущность понятий «ценности», «семейные ценности», выделяются материальные и духовные ценности. Особое внимание уделяется семейным традициям. Выделены основания для конструирования модели формирования семейных ценностей, охарактеризованы компоненты авторской модели, выявлены принципы и педагогические условия формирования семейных ценностей у подростков. В содержательно-технологическом блоке модели выделяется ядро - программа «У семейного очага». Данная программа состоит из когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-практического разделов. Отмечается, что семья - первичный институт социализации индивида, оказывает решающее влияние на него с момента рождения и до становления его как личности.
Ключевые слова: ценность, семейные ценности, семья, подросток.
L.V. Kolbasina, V.N. Shulga, R.F. Kurmakaev g
(Chelyabinsk State Institute of Culture, Kostanay, Kazakhstan)
MODEL OF FORMING FAMILY VALUES IN TEENAGERS
The article reveals the relevance of the problem of forming family values in adolescents, the essence of the concepts of «values», «family values», material and spiritual values are highlighted. Particular attention is paid to family traditions. The bases for designing a model for the formation offamily values are highlighted, the components of the author's model are characterized, the principles and pedagogical conditions for the formation offamily values in adolescents are identified. In the content-technological block of the model, the core stands out - «At the family hearth».
This program consists of cognitive, motivational and value, emotional and practical sections. It is noted that the family - the primary institution of socialization of the individual, has a decisive influence on him from the moment of birth to the formation of him as a person.
Key words: value, family values, family, teenager.
m
<u го
£
é □L
.0 c;
E3 i
ÛÛ ro"
I
s о го ю с; о ü
ÛQ
Важные политические и социально-экономические преобразования, происходящие в Казахстане с конца XX века, значительно изменили уровень и характер жизни населения и негативно повлияли на социокультурную ситуацию, в которой протекает формирование личности подростка, привели к смене социальных ориентиров, переоценке семейных ценностей. Большинство ученых, задумываются о судьбах подростков в быстро меняющемся мире, концентрируют свои усилия на проблематике семейного воспитания как фундамента гуманизации, приоритета семейных ценностей в системе социально-культурных отношений.
В настоящее время в Казахстане заметно усилилось внимание к проблеме ценности семьи как естественной и наилучшей среды для воспитания ребенка, что нашло свое отражение в нормативно-правовых документах РК: Закон РК: «О правах ребенка в Республике Казахстан»; «О государственной молодежной политике»; «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; «О государственных пособиях семьям, имеющим детей»; Закон «О специальных социальных услугах» и др.
Приоритетной задачей государства и общества в настоящее время является формирование семейных ценностей у подростков на основе гармоничного сочетания нравственных и духовных ценностей.
Во все времена на развитие личности подростка огромное влияние оказывает семья, так как семья является одним из важнейших институтов социокультурной адаптации подростков. В современном мире семья сталкивается с серьезными проблемами. Особую озабоченность вызывает снижение семейных ценностей. Семейные ценности, заложенные в детском и подростковом возрасте, определяют всю дальнейшую стратегию жизни человека. Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования
ценностного отношения к семье, браку, который включает в себя определенные знания о семейных ценностях, заинтересованность в создании благополучных собственных семейных отношений.
Подросток порой не может разобраться в истинности или подмене ценностей, появляющихся в средствах массовой информации и коммуникации. В средствах массовой информации (далее - СМИ) появляются анекдоты, юморески, осмеивающие семейные ценности, с экранов телевизоров в ток-шоу, развлекательных программах, комедийных выступлениях идет пропаганда свободных отношений. Ночные программы и телепроекты такие, например, как «Дом 2» демонстрируют свободный секс, пропагандируют возможность сожительства с разными половыми партнерами до создания семьи. Как отмечает А.Л. Солдатченко, социальное окружение является средством «непрерывной самосоциализации» [10]. Нельзя одобрять такие передачи, так как негативным примером подмены семейных ценностей они губят судьбы людей, разрушают семьи.
Школа и семья - это два важнейших воспитательных института, которые призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
В современном мире происходит утрата семьей некоторых воспитательных функций, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь безнравственной, безответственной молодёжи. Все это подрывает благосостояние, безопасность и стабильность страны.
О проблеме утраты семейного воспитания в своих трудах указывали исследователи В.А.Беляев, И.С. Кон и др. Ученые А.И. Антонов, В.А. Борисов, М.С. Мац-ковский и др. рассматривают проблемы кризиса семьи и невыполнения ею своих функции. Трансформация ценностных ориентиров прослеживается в трудах C.B. Дармодехина, И.Ф. Дементьевой, A.B. Мудрика и других.
Ключевым понятием нашего исследования является понятие «семейные
ценности». Ж.Н. Дюльдина дает такое толкование: «Семейные ценности - это взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных, национальных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке, кровном родстве» [6]. Семейные ценности мы трактуем как ценности, которые сплачивают членов семьи, способствуют благополучию и здоровью семьи, семейных отношений.
Семейные ценности - это совокупность представлений, характерных для каждой семьи, оказывающих влияние на постановку приоритетных жизненных целей семьи, организацию взаимоотношение между членами семьи, её жизнедеятельность. Семейные ценности объединяют в себе биологические, моральные, психологические качества человека, становятся фундаментом нравственности. Семья сама является социальной ценностью, но не всегда может передать свои ценности будущим поколениям.
Исследователь С.П. Акутина выделяет следующие традиционные семейные духовно-нравственные ценности: материнство, отцовство, ребенок в семье, кровное родство, семейный лад, домашний очаг, труд, обычаи, традиции, обряды, вера, соборность, родина, трудолюбие, мир [1].
Среди материальных семейных ценностей обычно называют обеспеченность всем необходимым: жильём, престижной высокооплачиваемой работой, социальным статусом, материальным достатком. Духовные ценности - это семейные устои и традиции, связанные с внутренним миром всех членов семьи. Для формирования личности подростка необходимым условием является наличие семейных традиций, по которым можно судить о нравственности семьи, ее духовных ценностях. Семейные традиции - это семейный уклад, нормы семейных отношений, поведения, обычаи, ценности и привычки, которые сближают всех членов семьи. Традиция иногда рождается в семье спонтанно, но затем
становится важным событием и передается из поколения в поколение, не теряя своей ценности. У каждой семьи есть свои традиции. Собраться всей семьёй за общим столом на ужин, чай, празднование дня рождения, нового года - это и есть традиции каждой семьи.
Суверенный Казахстан в настоящее время переживает период своего национального возрождения. Возрастает интерес к истории своего народа, к национальной культуре, национально-культурным корням, традициям и обычаям. Казахстанский ученый Х.А. Аргынбаев в своей докторской диссертации на тему «Семья и брак у казахов» дает анализ современного семейного быта казахского народа, вобравшего в себя лучшие традиции и обычаи из многовекового опыта народа [2].
В современной казахской семье соблюдаются традиции и обычаи, пришедшие из глубины веков, например, такие, как смотрины приданого, смотрины невесты, жар-жар и бет-ашар, исполнение бытовых обрядовых песен, шашу - осыпание молодых конфетами, отка май куйю - подливание невестой жира в огонь, тось - подношение для жениха блюда с грудинкой жамбас (подношения сватам мяса с задней части животного) и др.
В настоящее время трансформировались и упростились многие элементы народных традиций, обычаи и обряды, а некоторые и вовсе исчезли. Принципиальные изменения, по справедливому замечанию ученого, произошли во взаимоотношениях членов казахской семьи. Фактически полностью преодолено зависимое положение невестки (келин) по отношению не только к мужу, но и к родителям и родственникам мужа, вплоть до норм обращения и поведения в семье. Уже стереотипом современной семьи стали дружеские, непринужденные отношения невестки с родителями мужа [3].
Проблема формирования ценностных отношений наиболее остро стоит в подростковом возрасте, когда ребенок в большей степени подвержен негатив-
но
о ^
н о о
ч о с
о
0
1
I
ф
^
X _0 I
ф о
го со о
о
_0 ц
ф
ч
о
со ф
га
£ ё
.0 с;
ЕЗ ±
т
го"
I ^
о го ю с;
о ^
т
ному влиянию телевидения, интернета, компьютерных игр, что, по мнению О.С. Карповой, может привести к негативной духовности, к подмене подлинных духовных ценностей на антиценности,предлагаемыемассовойкуль-турой [7].
Вопросы моделирования воспитательной деятельности с семьей неоднократно поднимались и продолжают обсуждаться в публикациях и диссертационных исследованиях. Ученые (Л.С. Выготский, Л.И. Рувин-ский, В.А. Ядов и др.) утверждают, что формирование системы ценностных отношений личности осуществляется с ранних лет и является результатом ин-териоризации опыта взаимодействий с другими людьми. Значительную роль в данном процессе исследователи отводят близкому социальному окружению ребенка, то есть семье.
Разработанная нами модель формирования семейных ценностей у подростков может быть отнесена к типу динамических, ценностно-ориентированных, самоорганизующихся моделей, для которых характерны слабо детерминированные связи, ориентация на меняющуюся систему ценностей, множественность источников входной информации.
Основаниями для конструирования модели формирования семейных ценностей выступили системный, аксиологический, деятельностный подходы.
В исследовании к изучению культуры семьи как аккумулятора духовных ценностей, обогащающего социальную память человечества и осуществляющего трансляцию выработанных ценностей и достижений в процессе преемственности поколений, реализован системный подход (Э.В. Соколов, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, А.И. Новиков, АН. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.).
Основой аксиологического подхода является понятие «ценность» (Л.В. Блинова, С.З. Гончарова, И.И. Докучаева, А.В. Кирьяковой и др.). Роль аксиологи-
ческого подхода в нашем исследовании заключается в том, чтобы выявить и обосновать систему семейных ценностей и путей их формирования у подростков. И. Ильин, Ш. Монтескье и др. рассматривали семью как ценность, значимость, для общества, значимость которой заключается в её способности транслировать социальные ценности [4]. Рассматривая семью как ценность, необходимо организовать взаимодействие семьи и других социальных институтов.
Деятельностный подход (К.А. Абуль-ханова-Славская, Л.П. Буева, М.В. Демин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) позволил включить подростков в разнообразную социально-значимую деятельность. Исходя из теории деятельности А.Н. Леонтьева, всё психическое развитие личности обусловлено процессом усвоения индивидом знаний и способов деятельности, общественного опыта, накопленных человечеством [8]. Интериоризация, таким образом, характеризуется переходом значений культуры во внутренний план личности.
Данные подходы позволяют выделить проблемы в формировании у подростков семейных ценностей как фактора социализации.
Разработка модели формирования семейных ценностей осуществлялась с учетом следующих принципов:
- принципа эмоционально-ценностного отношения к ценностям семьи, обычаям, традициям, взаимосвязь членов семьи через совместные досуговые мероприятия;
- принципа индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки подростка, направленной на оказание содействия и помощи обучающимся в формировании семейных ценностей как фактора социализации.
Педагогическая значимость модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные направления, приемы, способы педагогической деятельности в процессе фор-
мирования семейных ценностей у подростков как фактора социализации.
Структура разработанной нами модели представляет целостное образование и состоит из четырёх основных блоков: нормативно-целевого, содержательного, организационного и диагностико-ре-зультативного.
Нормативно-целевой блок содержит цели и задачи содействия становлению позитивных установок на семейные ценности. В качестве методологической основы взяты принципы аксиологического, системного и деятельностного подходов в процессе формирования семейных ценностей подростков.
Основная цель моделируемого процесса заключается в формировании семейных ценностей. При всем многообразии вариантов формулировок семейных ценностей, с точки зрения процесса разработки модели, в качестве основных, были приняты базовые человеческие ценности, формирование которых определило задачи:
- формирование ценности «любовь». В данном случае необходимо формирование как самого понятия любви, так и сопутствующих умений: соучастия, сочувствия, взаимного уважения и взаимопомощи, поддержки и заботы;
- формирование ценности «уважение к старшим, почитание». Следует сформировать убежденность в необходимости уважительного отношения к родителям, чувства благодарности к ним, гордости за принадлежность к своей семье.
- формирование ценности «продолжение рода». Продолжение рода как ценность предполагает осознанное родительство, ответственное желание иметь собственных детей и понимание, что дети - это ответственность и радость.
- формирование ценностного отношения к культуре собственного быта. Необходимо сформировать понятие о культуре быта, поло-
жительную мотивацию к самостоятельному ведению хозяйства, выполнению бытовых обязанностей (поддержание чистоты в жилище, собственная гигиена, ведение бюджета, эстетика домашнего хозяйства, правильное и здоровое питание).
Содержательно-технологический блок определяется содержательным и технологическим компонентами. При этом в содержательный компонент включаются подходы и принципы обучения, в технологический - формы, приемы, средства. В своем объединении содержательный и технологический компоненты становятся основой разработки и реализации программы «У семейного очага».
В ходе практической реализации данной модели предполагается опора на активные и интерактивные методы воспитательного взаимодействия, а также на методы воспитания нравственно-эстетического суждения и игровые методы.
Для результативного применения описанных групп методов, необходимо соблюдение ряда условий, например, обязательная первичная диагностика семьи, необходимо установление взаимоотношений с родителями учащихся, организация полезного совместного досуга.
Ядром содержательно-технологического блока является разработанная нами программа «У семейного очага», которая способствует успешному формированию семейных ценностей у подростков.
Программа включает три раздела:
- когнитивный - направлен на освоение знаний о семье, семейных ценностях, предполагает знакомство с законом «О браке и семье», а также с основами этики и психологии семейной жизни;
- мотивационно-ценностный - содействует формированию положительной мотивации к семейным общечеловеческим ценностям: любовь, семья, продолжение рода, общение с родителями, ведение домашнего хозяйства и др. Ме-
ш
о ^
н о о
ч о с
о
0
1
I
ф
^
X _0 I
ф о
го ш о
о -&
л ц
ф
ч
о
со ф
га
£ ё
.0 с;
ЕЗ ±
т
го"
I ^
о го ю с;
о ^
т
роприятия, составляющие этот блок, в большей степени носят воспитательный характер, нежели обучающий. - эмоционально-практический - направлен на оздоровление и гармонизацию взаимоотношений детей и родителей, предполагает работу с детьми и родителями, а также совместные детско-родительские мероприятия. В данной программе выделены общие критерии эффективности воспитания подростков в семье: понимание родителями важности личного примера в процессе воспитания подростков; положительно-конструктивное отношение родителей к педагогическому коллективу, администрации школы; повышение педагогического уровня знаний родителей о воспитании, умение применять данные знания на практике в своей семье; согласованность в деятельности направленной на формирования семейных ценностей и социализацию подростков со стороны семьи и школы.
Организационно-деятельностный блок включает в себя такие элементы, как формы деятельности, ее содержание, методы и средства. Если в предыдущем блоке (содержательно-технологическом) упор делается на теоретическую часть, то данный блок полностью посвящен практической реализации принципов, подходов, приемов и средств, описанных в содержательно-технологическом блоке.
Организационно-деятельностный блок направлен на формирование семейных ценностей в процессе целенаправленной деятельности учащихся. Предполагается использование методов: беседа, ролевая игра, диспут, конференция, квест, ток-шоу, челлендж, тренинг, практикум, исследовательский проект. Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с
общественными. В сообществе сверстников, родителей, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества [5].
Диагностико-коррекционный блок. Данный блок соединяет в себе компоненты, направленные на диагностику сформированных ценностей. Для того, чтобы диагностика была полной и объективной, в диагностико-коррекционный блок включены критерии сформированности семейных ценностей, показатели для каждого критерия, адекватные критериям и показателям методы диагностики, и соответствующий им инструментарий. Кроме того, на основании данных применения диагностических методик, сформирован-ность ценностей объединяется в уровни: низкий, средний и высокий. Также диа-гностико-коррекционный блок содержит коррекционный компонент, где коррекция проводится на основании анализа оценки, полученный по итогам диагностики.
Диагностические методики напрямую зависят от тех задач, которые сформулированы в нормативно-целевом блоке. В исследовании предполагается использовать авторскую анкету, направленную на выяснение уровня сфор-мированности семейных ценностей и модели воспитания в семье; методику незаконченных предложений (например, «Семья - это ...», «Семья нужна для того, чтобы ...»); анкету «Идеальная семья»; методику Рене Жиля; методику «Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи».
Для успешной реализации модели нами выявлены педагогические условия формирования семейных ценностей у подростков в общеобразовательном учреждении:
- нормативно-целевые. Работа по формированию семейных ценностей у подростка должна основываться на соблюдении основных положений аксиологического, си-
стемного, социокультурного и дея-тельностного подходов;
- содержательно-технологические. Для эффективности формирования семейных ценностей у подростков проводимая работа должна основываться на использовании активных и интерактивных методов и в обязательной взаимосвязи с семьей учащегося;
- организацонно-деятельностные. К данным условиям относится реализация разработанной авторской модели формирования семейных ценностей у подростков, а также использование в образовательном процессе интерактивных методов и приемов воспитания, направленных на приобщение к семейным ценностям подростков, обеспечивающих сочетание новых тенденций общественного и социального развития с традиционными нормами организации семейной жизни;
- диагностико-коррекционные, предполагающие поэтапную диагностику сформированности семейных ценностей у подростков.
Конкретизируя условия формирования семейных ценностей, можно выделить следующие:
- организацию совместной досуго-вой деятельности с родителями;
- реализацию методического сопровождения формирования семейных ценностей подростков на основе активных методов, информационно-коммуникативных технологий, организации досуговых мероприятий;
- внедрение программы школьной семейной академии «Счастливая семья», раскрывающую семейные ценности;
- организацию сетевого взаимодействия детей и родителей с различными субъектами деятельности, осуществляемого академией «Счастливая семья»;
- использование воспитательного потенциала социокультурного окружения семьи и школы;
- проведение систематического педагогического мониторинга формирования ценностных ориента-ций подростков.
Комплекс описанных условий обеспечит функционирование разработанной модели и будет содействовать достижению основной цели, а именно - формированию семейных ценностей и социализации подростков.
«Социализация личности как таковая охватывает все процессы приобщения индивида к культуре, все виды коммуникации, с помощью которых формируется социальная природа человека, его способность участвовать в жизни общества. Социализация происходит как под влиянием стихийного воздействия на развивающегося человека внешних факторов, так и под влиянием специально создаваемых в процессе воспитания условий» [9].
Мы согласны с Г.Я. Гревцевой, что социализация детей и подростков должна осуществляться на основе социально значимой рефлексивной деятельности при отборе наиболее эффективных методик и технологий, форм и методов обучения, воспитания и развития. Предпочтение, на наш взгляд, следует отдавать личностно-личностному типу общения, используя разнообразные интерактивные виды деятельности ролевого характера.
Таким образом, среди микрофакторов, влияющих на социализацию подростка, выделяется семья как институт первичного социального становления личности индивида в подростковом возрасте. Воспитательное воздействие родителей освоение семейных ценностей, несомненно, влияет на социализацию подростков. Библиографический список: 1. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009. - № 94. С. 9-15.
ш
о ^
н о о
ч о с
о
0
1
I
ф
^
X _0 I
ф о
го со о
о
_0 ц
ф
ч
о
2. Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов: автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. - Алма-Ата, 1975. - 130 с.
3. Аргынбаев Х.А., Калышев А.Б. Современные свадебные обряды казахов Семиречья // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Семья у народов СССР в условиях развитого социалистического общества», 2426 сент. 1985 г. - Махачкала, 1985. -С. 29-30.
4. Баскин М.П. Шарль Луи Монтескье // Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955. - С. 5-46.
5. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. пед. ун-т» (ГОУ ВПО «ЧГПУ»). Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та , 2005. - 504 с.
6. Дюльдина Ж.Н. Психолого-педагогические основы семейного воспитания на современном этапе // European Social Science Journal. - 2015. - № 9. С. 53-57.
7. Карпова О.С. Духовное воспитание подростка: содержательный и процессуальный аспекты // Известия
Волгоградского педагогического университета. Серия: Педагогические науки. - 2011. - № 1 (55). С. 72-75.
8. Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 1988. - 24 с.
9. Литвак Р.А., Гревцева Г.Я. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2013. - №9. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ sootnosheшe-sotsialnogo-vospitaшya-sotsializatsii-i-sotsialno-kulturaogo-razvitiya-lichnosti-v-detstve.
10. Солдатченко А.Л. Методика реализации педагогических условий становления социальной зрелости студентов вузов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. -Т. 9. - № 3. С. 73-80.
Поступила 28.02.2020
£
ё □L
.0 с;
3 i m го
I
s о го ю с; о bi
m
Об авторах:
Колбасина Лидия Витальевна, аспирант 4 курса кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры (Казахстан, г. Костанай), [email protected]
Шульга Вячеслав Николаевич, преподаватель кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования Челябинского государственного института культуры (Казахстан, г. Костанай), [email protected]
Курмакаев Руслан Фаритович, преподаватель кафедры туризма и музееведения Челябинского государственного института культуры (Казахстан, г. Костанай), [email protected]
Для цитирования: Колбасина Л.В., Шульга В.Н., Курмакаев Р.Ф. Модель формирования семейных ценностей у подростков // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1. С. 157-165. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-157-165
References:
1. Akutin S.P. To the problem of classification of family spiritual and moral values // Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univresiteta imeni A.I. Gerzena. - 2009. - №94. Pp. 9-15. [in Russian]
2. Argynbaev H.A. Family and marriage among Kazakhs: Abstract. dis. ... dokt. ist. nauk. - Alma-Ata, 1975. - 130 p. [in Russian]
3. Argynbaev H.A., Kalyshev A.B. Modern wedding ceremonies of Kazakhs' Semirechye Proceedings of the All-Union scientific conference «Family among the peoples of the USSR in the conditions of a developed socialist society», September 24-26. 1985 -Makhachkala, 1985. - S. 29-30. [in Russian]
4. Baskin M.P. Charles Louis Montesquieu. Montesquieu Selected Works. - M., 1955. Pp. 5-46. [in Russian]
5. Grevtseva G.Ya. Civic education of schoolchildren as a factor of socialization. Feder. Education Agency, State educate. institution of higher prof. education «Chelyab. State Ped University «(GOU VPO» ChSPU). - Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. Gos. Pe4d. Universit., 2005 . - 504 p. [in Russian]
6. Dyuldina Zh.N. Psychological and pedagogical foundations of family education at the present stage // European Social Science Journal. - 2015. - No. 9. Pp. 53-57. [in Russian]
7. Karpova O.S. Spiritual education of a teenager: substantive and procedural aspects // Vestnik Volgogradskogo Pedagogicheskogo Universiteta. - Series: Pedagogical Sciences. -2011. - No. 1 (55). Pp. 72-75. [in Russian]
8. Leontiev D.A. Structural organization of the semantic sphere of personality. Author's transcript. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 1988. - 24 p. [in Russian]
9. Litvak R.A., Grevtseva G.Ya. Correlation of social education, socialization and socio-cultural development of an individual in childhood [Electronic resource] // Vestnik Yuzhno-Uralskogo Gosudarstvennogo Gumanitarno-Pdagogicheskogo Universiteta. - 2013. - No. 9. - Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/sootnoshenie-sotsialnogo-vospitaniya-sotsializatsii-i-sotsialno-kulturno go-razvitiya-lichnosti-v-detstve. [in Russian]
10. Soldatchenko A.L. The methodology used for implementing pedagogical conditions of the formation of university students' social maturity // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 3. P. 73-80. [in Russian]
About the authors:
Kolbasina Lidiya Vitalievna, postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture (Kostanay, Kazakhstan), [email protected]
Shulga Vyacheslav Nikolaevich, lecturer, Department of Folk Instruments and Orchestra Conducting, Chelyabinsk State Institute of Culture (Kostanay, Kazakhstan), [email protected]
Kurmakaev Ruslan Faritovich, lecturer, Department of Tourism and Museology, Chelyabinsk State Institute of Culture (Kostanay, Kazakhstan), [email protected]
For citation: Kolbasina L.V., Shulga V.N., Kurmakaev R.F. Model of forming family values in teenagers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. -Vol. 12. - No. 1. P. 157-165. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-157-165