УДК 37.018.1 + 37.018.2 ББК Ч420.5
йО!: 10.14529/рва180204
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Л.В. Колбасина, К.С. Шалгимбекова
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» института повышения квалификации по Костанайской области, г. Костанай, Казахстан
В статье обосновывается необходимость социального партнерства семьи и педагогов в процессе формирования семейных ценностей в условиях патронатной семьи. Определены концептуальные идеи современной теории и практики семейного воспитания. Анализируются понятия «ценность», «ценностные ориентации», «семейные ценности», «патронат». Выделены признаки понятия «ценность». Представлена авторская трактовка семейных ценностей. Особая роль в формировании ценностей отводится семье - основному носителю культурных образцов, базовому институту общества и микрофактору социализации. Определяются особенности патронатной семьи и ее роль в воспитании и социализации личности ребенка. Рассматриваются педагогические условия установления партнерских отношений педагогов и патронатных воспитателей. Указывается на необходимость совершенствования организационно-методической базы системы патронатного воспитания. Выделяются наиболее эффективные формы и методы формирования семейных ценностей в патронатной семье, способы формирования ценностного отношения к семье и семейным ценностям. При этом авторы уделяют особое внимание проектной деятельности, направленной на формирование семейных ценностей. Предлагаются механизмы социального партнерства.
Ключевые слова: патронатная семья, дети-сироты, ценность, семейные ценности, формирование семейных ценностей, патронат, социальное партнерство, социализация.
Проблема социального партнерства в сфере воспитания подрастающего поколения является приоритетной и актуальной. Для развития личности и ее социального становления огромное значение имеет согласованность целей и действий, объединение воспитательных возможностей социальных институтов по отношению к формирующейся личности.
Семья медленно адаптируется к новым социально-экономическим условиям. Следствием является то, что семья не в полной мере осуществляет воспитательную функцию.
Результатом кризиса семьи является социальное сиротство. В целях профилактики социального сиротства неоценимую помощь оказывают учреждения помощи семье и временного размещения детей. Особое значение имеет и появление патронатных семей - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная при учреждении (детском доме, школе-интернате), а также специальных программ подготовки патронатных воспитателей. Эффективность партнерских отношений в формировании семейных ценностей определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех участ-
ников воспитания, их взаимообогащением, т. е. совместное развитие системы ценностей.
Партнерами, единомышленниками воспитания являются педагоги. Основы партнерства родителей и педагогов является общая цель -воспитать свободного, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме.
О воспитании личности в патронатной семье имеется достаточное количество исследований. Например, патронатной семье как институту социализации детей-сирот посвящена работа Э.Р. Алексеевой [1]; о социальном благополучии приемной семьи пишет А.Н. Смирнова [12]. В работах К.С. Шалгимбекова [16], Н.В. Гибадуллина [3], М.И. Лисиной [9], В. С. Мухиной [10], М.В. Немыти-ной [11] исследуются и выявляются условия формирования семейных ценностей у детей-сирот, доказана необходимость социально-педагогической поддержки детей в патронат-ных семьях, защиты прав ребенка. Вопросы социализации и влияния семейных традиций на первичную социализацию детей исследуют Г.Я. Гревцева [4, 5], О.Н. Кочкина [8] и другие.
Вопросы общего образования
Одной из главных задач любого общества является передача ценностей молодому подрастающему поколению. Рассмотрим понятие «ценность». Исследования различных аспектов ценностей проводятся учеными на междисциплинарной основе. В науке и практике на сегодняшний день сложились разные представления о ценностях. В философском словаре «ценность представляет собой специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [15, с. 534]. Рассматривая разнообразие определений и видов ценностей, которые стимулируют индивидуальную жизнедеятельность, включают в жизнедеятельность социума, акцент мы ставим на семейные ценности.
Семейные ценности входят в психолого-педагогическую структуру личности каждого члена семьи и являются одобряемым в обществе и культивируемым семейным идеалом, неким абстрактным атрибутом «должного» в различных сферах жизни с определенным источником мотивации на поведение и установками на наиболее значимые сферы жизнедеятельности (интимно-сексуальную, эмоциональную, социальную активность, хозяйственно-бытовую, отношения с родственниками и друзьями, на ролевые установки, личностную идентификацию, внешнюю привлекательность). Первоначальный путь формирования таких ценностей начинается в семье.
Семья является основным носителем культурных образцов. Семья помогает овладеть социальными нормами на всех этапах возрастного формирования личности ребенка в умственном, физическом и эмоциональном развитии. Семья играет важную роль в социализации личности. Она определяет исполнение семейных ролей и формирует фундаментальные ценностные ориентации в социальных и межэтнических отношениях, определяет при этом стиль жизни в целом.
Действительно, формирование ценностей у детей зависит от концепций культуры, ее принадлежности, культурных традиций, зависящих от нее, особенностей воспитания в семье, религиозных взглядов, культурной направленности этноса, национальной принадлежности. С одной стороны, семья - социокультурная ценность, а с другой - продукт развития ценности в данном обществе. И.С. Кон [7] рассматривает семью как важ-
нейший микрофактор социализации. Но любая ценность должна быть подкреплена физическими и психологическими возможностями членов семьи, ведь несоблюдение этих условий может привести к нарушению психического и соматического здоровья.
Традиционные семейные ценности являются основой формирования культуры современного общества и личности. Семья - основа в воспитании ребенка; система семейных отношений является источником формирования ценностных ориентаций личности. Семья выступает в качестве особой среды социализации человека. Семья - социокультурный феномен, функцией которого является трансляция и воспроизводство культурно-нравственных норм, ценностей, идей.
В соответствии с культурой формируются и семейные ценности, которыми руководствуются индивиды в семейной жизни, от которых зависит модель семьи, характерные признаки её жизнедеятельности, специфика семейных конфликтов, социализация новых поколений. Только семья может создать условия для успешной социализации детей [8].
Рассматривая все разнообразие определений и видов ценностей, которые стимулируют индивидуальную жизнедеятельность, включают в жизнедеятельность социума, больший акцент мы ставим на более значимых ценностях для формирования личности человека, его становления - семейных.
Вопросы формирования семейных ценностей рассматривались многими учеными, педагогами, психологами. Самосознание ребенка начинает формироваться в семье через семейные воспоминания, предания, традиции, связь поколений, через ту культуру, которую несет тот или иной народ.
Путь к «всечеловечности» пролегает через «национальное» и «семейное». И первой школой к «всечеловечеству» становится семья с традициями, системой нравственных ценностей. Семейные ценности - это традиции и обычаи, радость и горе, благополучие и трудности, любовь и доверие, доброта и верность, взаимопонимание и уважение. Эти ценности формируют понимание роли семьи, ее значимости и уникальности.
Личность является ценностью, причем личность как взрослых, так и детей. Любовь к детям должна двигать родителями. И очень важным остается умение играть с ребенком в детстве, петь ему колыбельные песни, читать
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 2, pp. 29-33
Колбасина Л.В., Шалгимбекова К.С.
Социальное партнерство семьи и педагогов в формировании семейных ценностей
сказки, делить его радости и заботы, относиться к нему как к равному.
Для того чтобы рассмотреть аспект формирования ценностей у детей именно в па-тронатной семье необходимо остановиться на определении, что же такое патронатная семья. «Патронат - это межведомственная система взаимодействия социального сопровождения семьи и детей в целях предотвращения социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основанная на раннем выявлении семейных проблем, реабилитации кровной биологической семьи и обеспечении прав ребенка на воспитание в условиях семьи» [13, с. 168].
Институт профессиональных воспитателей замещает семьи на определенное время [2, с. 64]. Патронатные воспитатели, органы опеки и попечительства берут на себя ответственность по защите прав и законных интересов ребенка. Отношения в патронатной семье строятся на взаимоуважении, взаимопонимании, и основой для их сотрудничества является поддержка достижений ребенка, его положительного опыта поведения [13, с 33]. Важно создать социально-культурную среду, в которой господствуют диалоговый, субъ-ектно-субъектный стиль отношений. «Вхождение в культуру осуществляется через активные условия деятельности воспитанника» [14, с. 15].
Мы разделяем точку зрения Э.Р. Алексеевой о том, что совершенствование организационно-методической базы системы патро-натного воспитания позволит отрегулировать процесс воспроизводства профессиональных кадров в системе патронатного воспитания и накопления ценного опыта [1, с. 20]. Наиболее эффективными педагогическими приемами являются, на наш взгляд, добрая сказка на ночь, общение, игры, забота о животных и растениях и т. д.; работа со страхами, тревожностью и т. п. Одним из способов формирования ценностного отношения к семье является проектная деятельность.
Таким образом, формирование семейных ценностей у детей, находящихся на патронате, может протекать только при определенных условиях: включенности в процесс всех членов семьи, личного положительного примера взрослых, поощрении правильных поступков, их стимулирование и культивирование.
Литература
1. Алексеева, Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот: автореф. дис. ... канд. социол. наук/Э.Р. Алексеева. - Екатеринбург, 2008. - 21 с.
2. Астоянц, М. Дети-сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребенка в условиях депри-вации / М. Астоянц // Вестник Евразии. -2004. - № 3.
3. Гибадуллин, Н.В. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Н.В. Гибадуллин. - Омск, 2015. - 24 с.
4. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание учащихся / Г.Я. Гревцева. - Челябинск: Образование, 2003. - 115 с.
5. Гревцева, Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания / Г.Я. Гревцева. - Челябинск, 2011. - 345 с.
6. Закирова, Н.М. К вопросу о необходимости формирования семейных ценностей / Н.М. Закирова, Г. Ф. Биктагирова // Между-нар. журн. эксперимент. образования. - 2014. -№ 7.
7. Кон, И. С. Личность и её самосознание / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 336 с.
8. Кочкина, О.Н. Влияние семейных традиций на первичную социализацию детей / О.Н. Кочкина // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 5.
9. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка /М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. - М.; Воронеж, 1997.
10. Мухина, В. С. К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина // Психол. журн. - 1980. - Т. 1, № 5.
11. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход / М.В. Немытина // Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - № 2. - С. 58-67.
12. Смирнова, А.Н. Социальное благополучие приемной семьи: дис. ... канд. социол. наук / А.Н. Смирнова. - Екатеринбург, 2013. -254 с.
13. Социальная политика и мир детства в современной России / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Е.П. Антоновой. - М. : Вариант, 2009. - 300 с.
14. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева. - Челябинск: ЧГПУ, 2007. - 195 с.
Вопросы общего образования
15. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.
16. Шалгимбекова, К.С. Социально-педа-
гогическая поддержка детей-сирот в патронатных семьях: дис. ... канд. пед. наук / К. С. Шалгимбекова. - Челябинск, 2008. - 177 с.
Колбасина Лидия Витальевна, главный специалист отдела МОИР, филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» института повышения квалификации по Кос-танайской области, г. Костанай, Казахстан, [email protected].
Шалгимбекова Кенжегуль Сапышевна, кандидат педагогических наук, главный специалист отдела МОИР, филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» института повышения квалификации по Костанайской области, г. Костанай, Казахстан, [email protected].
Поступила в редакцию 27марта 2018 г.
DOI: 10.14529/ped180204
SOCIAL PARTNERSHIP OF THE FAMILY AND TEACHERS IN THE FORMATION OF FAMILY VALUES
L.V. Kolbasina, [email protected], K.S. Shalgimbekova, [email protected]
Branch of National Center of Continuing Development "ORLEU", Institute for Teacher Professional Development, Kostanay region, Kazakhstan
The necessity of social partnership of a family and teachers in the process of formation of family values in a foster family was rationalized in the article. The conceptual ideas of modern theory and practice of family education were defined. The concepts of "value", "value orientations", "family values", "foster family" were analyzed. The features of the concept of "value" was singled out. The authors' interpretation of family values was presented. A special role in the formation of values is assigned to the family that is the main keeper of cultural patterns, the basic institution of society and the microfactor of socialization. Specific features of the foster family and its role in the upbringing and socialization of the child's personality were determined. The pedagogical conditions for establishing partnership relations between teachers and foster family members were defined. The necessity to improve the organizational and methodological basis of the foster family education system was pointed out. The most effective forms and methods of forming family values in a foster family and the ways of forming a value attitude to the family and family values were singled out. At the same time, the authors pay special attention to the project activities aimed at the formation of family values. The mechanisms of social partnership were proposed.
Keywords: foster family, orphans, value, family values, formation of family values, social work, social partnership, socialization.
References
1. Alekseeva E.R. Patronatnaya sem'ya kak institut sotsializatsii detey-sirot. Avtoref. kand. diss. [Foster Family as an Institute of Orphan Children Socialization. Abstract of Cand. Diss.]. Ekaterinburg, 2008. 21 p.
2. Astoyants M. [Orphan Children in Russia: Sociocultural Conditionality of Personal Characteristics of the Child in the Conditions of Deprivation]. Bulletin of Eurasia, 2004, no. 3. (in Russ.)
3. Gibadullin N.V. Formirovanie semeynykh tsennostey u detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez po-pecheniya roditeley, v usloviyakh zameshchayushchey sem'i. Avtoref. kand. diss. [Formation of Family Values with Orphan Children and Children without Parental Support in the Conditions of the Replacing Family. Abstract of Cand. Diss.]. Omsk, 2015. 24 p.
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 2, pp. 29-33
Колбасина Л.В., Шалгимбекова К.С.
Социальное партнерство семьи и педагогов в формировании семейных ценностей
4. Grevtseva G.Ya. Grazhdanskoe vospitanie uchashchikhsya [Civil Education of Pupils]. Chelyabinsk, Obrazovanie Publ., 2003. 115 p.
5. Grevtseva G.Ya. Sotsializatsiya shkol'nikov sredstvami grazhdanskogo vospitaniya [Socialization of School Students through Civil Education]. Chelyabinsk, 2011. 345 p.
6. Zakirova N.M., Biktagirova G.F. [To the Question of Need of Family Values Formation]. International Magazine of Experimental Education, 2014, no. 7. (in Russ.)
7. Kon I.S. Lichnost' i ee samosoznanie [A Person and his/her Consciousness]. Moscow, Politizdat Publ., 1984. 336 p.
8. Kochkina O.N. [Influence of Family Traditions on Primary Socialization of Children]. Social and Humanitarian Knowledge, 2008, no. 5. (in Russ.)
9. Lisina M.I., Ruzskoy A.G. Obshchenie, lichnost' i psikhika rebenka [Communication, Personality and Mentality of a Child]. Moscow; Voronezh, 1997.
10. Mukhina V.S. [To the Problem of Social Development of a Child]. Psychological Magazine, 1980, vol. 1, no. 5. (in Russ.)
11. Nemytina M.V. [Protection of the Minors' Rights in Russia: System Approach]. Legal Policy and Legal Life, 2004, no. 2, pp. 58-67. (in Russ.)
12. Smirnova A.N. Sotsial'noe blagopoluchie priemnoy sem'i. Diss. kand. sots. nauk [Social Wellbeing of a Foster Home. Diss. Cand. (Sociology]. Ekaterinburg, 2013. 254 p.
13. Yarskaya-Smirnova E.R., Antonova E.P. Sotsial'naya politika i mir detstva v sovremennoy Rossii [Social Policy and World of the Childhood in Modern Russia]. Moscow, Variant Publ., 2009. 300 p.
14. Tulkibayeva N.N., Bolshakova Z.M., Grevtseva G.Ya. Pedagogika [Pedagogics]. Chelyabinsk, 2007. 195 p.
15. Frolov I.T. Filosofskiy slovar' [Philosophical Dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1987. 590 p.
16. Shalgimbekova K.S. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detey-sirot v patronatnykh sem'yakh. Diss. kand. ped. nauk [Social and Pedagogical Support of Orphan Children in Foster Families. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2008. 177 p.
Received 27March 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Колбасина, Л.В. Социальное партнерство семьи и педагогов в формировании семейных ценностей / Л.В. Колбасина, К.С. Шалгимбекова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. -Т. 10, № 2. - С. 29-33. БО!: 10.14529/реа180204
Kolbasina L.V., Shalgimbekova K.S. Social Partnership of the Family and Teachers in the Formation of Family Values. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 2, pp. 29-33. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180204