Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка семьи в условиях трансформации семейных ценностей в современной России'

Педагогическая поддержка семьи в условиях трансформации семейных ценностей в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
559
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / FAMILY VALUES / TRANSFORMATION OF FAMILY VALUES / FAMILY VALUES DEVELOPMENT / EDUCATIONAL FAMILY SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эрлих Олег Валерьевич

В статье рассматриваются тенденции изменения семейных ценностей в современном российском обществе и возникающие новые направления педагогической поддержки семьи. Обосновываются методологические принципы, определяющие успешность педагогической поддержки процессов формирования семейных ценностей у вариативных групп детей и подростков в современных условиях, их основные характеристикиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article tendencies of family values changes in modern Russian society and new focuses of pedagogical family support are considered. The methodological principles, defining success of pedagogical support for processes of family values development in variable groups of children and teenagers in modern conditions, their main characteristics are substantiated

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка семьи в условиях трансформации семейных ценностей в современной России»

Эрлих О.В. Педагогическая поддержка семьи в условиях трансформации семейных ценностей ...

О. В. Эрлих (г. Санкт-Петербург) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

EDUCATIONAL SUPPORT FOR FAMILY IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF FAMILY VALUES IN MODERN RUSSIA

В статье рассматриваются тенденции изменения семейных ценностей в современном российском обществе и возникающие новые направления педагогической поддержки семьи. Обосновываются методологические принципы, определяющие успешность педагогической поддержки процессов формирования семейных ценностей у вариативных групп детей и подростков в современных условиях, их основные характеристики

Ключевые слова: семейные ценности, трансформация семейных ценностей, формирование семейных ценностей, педагогическая поддержка семьи

In the article tendencies of family values changes in modern Russian society and new focuses of pedagogical family support are considered. The methodological principles, defining success of pedagogical support for processes of family values development in variable groups of children and teenagers in modern conditions, their main characteristics are substantiated

Keywords: family values, transformation of family values, family values development, educational family support

В современной науке понятие ценностей имеет достаточное разнообразие определений. Общим для определения понятия «ценности» выступает отнесение их к приоритетным факторам, влияющим на особенности формирования и содержания смысложизне-ных ориентаций человека, его мышления и поведения. В соответствии с различными подходами (научный дискурс, религиозно-философские практики] рассматривается и содержание понятия «семейные ценности». Ряд авторов определяет их как социальные, выражающие представления о желаемом типе семьи и семейных отношений, регулирующие поведение индивидов в сфере семьи [4; 6. - С.17-18], другими, например, в философии В.С.Соловьева, как безусловно духовные, формирующие нравственную связь поколений через одухотворение семейной религии, брака и воспитание[5, с.75-76].

В современных исследованиях отмечается высокая динамика изменений ценностных установок россиян, влияющая на динамику их семейного поведения, протекающая в рамках процессов модернизации и глобализации, несущих ценности иного рода в отличие от

характерных для традиционного российского общества [6,7].

К факторам и феноменам, определяющим динамику изменений ценностных установок в семейной сфере россиян, и в частности молодежи как «авангарда» этих изменений, исследователи относят:

- расширение типологического многообразия в семейной сфере, в том числе продолжение процесса институционализации материнской семьи как основной социальной ячейки в российском обществе, в которой происходит социализация молодого поколения, в результате чего продолжает утрачивать свое влияние институт отцовства;

- снижение стабильности семьи в сочетании с распространением многообразия типов семейного поведения и организации семьи;

- трансформация гендерных ролей в семье и формирование эгалитарных отношений (происходящие зачастую в остроконфликтном взаимодействии субъектов семейных отношений] как ключевой вектор развития семьи в России, характеризуемый как переход к приоритетам качественных парамет-

ров перед количественными.

- широкое разнообразие различных систем ценностей и семейных практик на территории современной России.

Несмотря на то, что семья в России динамично меняет свои формы и ценностные основания, она по-прежнему остается значимой в иерархии ценностей россиян [7, с.17-28.]. В социологической традиции достаточно подробно рассмотрена существующая типология семей [8, с.48-66.]. Известность в современной российской социология получила типология, выделяющая на основе доминирующих семейных ценностей такие типы семьи, как традиционная (патриархальная], дето-центристская (приоритет воспитания детей], супружеская (приоритет супружеских отношений] (А.Г. Вишневский, С.И. Голод].

В рамках другого подхода в институциональном пространстве российской семьи сосуществуют три основных типа семейных институтов (отражающие соответствующие особенности семейных ценностей], которым соответствуют три типа демографического поведения семьи: традиционный (который условно подразделяется на традиционный «советский» и традиционный «этнокультурный»], современный (как совокупность различных типов и стилей семейной жизни, основанных на эгалитарных принципах организации семейных отношений и приоритете качества супружеских и детско-родительских отношений] и трансформационный (совмещающий в себе элементы вышеобозначенных типов], как доминирующий и несущий ввиду амбивалентности крайнюю неустойчивость и деструктивность для развития как семьи, так и общества в целом [7, с.17-21.].

На феномен амбивалентности существующих в настоящее время семейных ценностей молодежи обращается внимание и в других исследованиях [6,с.3-4]. В целом в настоящее время семейные ценности и ориентации молодежи формируются достаточно хаотично ввиду разрушения системы социализации и отсутствия системы социального контроля [6, с.3-4]. Проводимые нами на протяжении ряда лет мониторинговые исследование подтверждают названные тенденции - качество отношений в семье, особенно с точки зрения молодого поколения, становится все более востребованной семейной ценностью. При этом потребности современных российских

подростков в повышении качества детско-родительских отношений (прежде всего потребность в неформальном личностном общении со своими родителями] сегодня удовлетворяются в семье лишь отчасти. Так, при ответе на вопрос, в какой именно психолого-педагогической помощи или поддержке испытывают сегодня потребность петербургские подростки-школьники, большинство (44%) указали, что нуждались прежде всего в "Доверительной беседе с близким человеком" [9, с.5.]. В целом можно согласиться с мнением А.В. Верещагиной, что в качестве механизма формирования семейных ценностей и отношений в современной России в настоящее время вместо прежних разрушенных каналов семейной социализации выступают так называемые «индивидуальные ограничения семейных отношений», как субъективные представления акторов семейных отношений о желаемых для них моделях данных отношений. Сами эти модели весьма вариативны: внебрачное материнство, сожительствующие семьи, добровольно бездетные семьи, гостевые, пробные, неполные т. д. [7.- С.36-37.].

Риски хаотичной трансформации семейных ценностей, расширения спектра вариативных моделей семейных отношений на основе механизма «индивидуальных ограничений семейных отношений» в настоящее время привели общество к осознанию необходимости большей степени регулирования и целенаправленности процесса формирования семейных ценностей в современной России. Так, в рамках Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", понимания стандартов второго поколения как общественного договора между семьей, обществом и государством в области образования в содержании стандартов дошкольного, начального и основного общего образования предусмотрены целенаправленные формы и направления воспитания семейной культуры, семейных ценностей, социализации.

Педагогам предстоит внутренне принять (интериоризировать) поставленные обществом и государством, новые для них задачи педагогической поддержки процесса формирования семейных ценностей у детей и подростков при одновременной работе с родителями по формированию у них ценностей «ответственного родительства». Успешность этой работы зависит от педагогической го-

Эрлих О.В. Педагогическая поддержка семьи в условиях трансформации семейных ценностей

товности к дифференцированной работе с вариативными группами детей и родителей, демонстрирующими вариативные семейные ценности и модели поведения.

Методологическими принципами, определяющими сегодня успешность педагогической поддержки процессов формирования семейных ценностей у детей и подростков и ценностей «ответственного родительства» у современных родителей выступают:

- вариативность педагогических подходов, учитывающая многообразие существующего спектра семейных ценностей, моделей и потребностей современной семьи;

- междисциплинарные основания этой деятельности - использование вариативных духовно-нравственных, аксиологических, философских, культурологических, социологических, психолого-педагогических оснований при работе с современной семьей;

- межинституциональный характер организации работы с современной семьей, отражающий логику современных федеральных государственных стандартов как общественного договора в реализации образовательной и воспитательной деятельности государства, общества, родительской общественности.

Педагогическими основаниями, определяющими успешность реализации вариативных моделей педагогической поддержки современной семьи, формирования ценностей ответственного родительства у родителей и детей как «будущих родителей» выступают:

1. Современные нормативные требования (федеральные нормативные документы] к работе по формированию семейных ценностей и психолого-педагогической поддержке детей и оказанию педагогической поддержки родителям, отраженные в содержании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", стандартов дошкольного, начального и основного общего образования второго поколения, Указ Президента №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» и др. Содержание документов этого уровня направлено на формирование единых на всем пространстве России методологических принципов в педагогической работе с ребенком и семьей, минимизацию рисков произвола и субъективизма со стороны отдельных социальных групп, родитель-

ских сообществ по отношению к ребенку в процессе его семейного воспитания.

2. Учет вариативных педагогических потребностей семьи и родителей в процессе воспитания и развития ребенка, основанный на особенностях развития ребенка. В настоящее время наиболее целостным документом, ориентирующим педагогическое сообщество на осуществление вариативной педагогической поддержки вариативных групп семей с учетом особенностей индивидуального развития ребенка выступает профессиональный стандарт «Педагог». Содержание этого документа ориентирует современного педагога на адресную работу с такими вариативными группами учащихся, как одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.], с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, с зависимостью.

Это означает, в свою очередь, необходимость адресного педагогического взаимодействия с соответствующими группами семей, родителями, имеющих специфические семейные ценности и педагогические потребности.

3. Учет специфики родительских ценностей, оказывающих воздействие на формирование семейных ценностей детей. В этом случае педагогам для успешности работы по формированию семейных ценностей у детей предстоит учиться взаимодействовать с семейными ценностями их родителей, в том числе и для того, чтобы компенсировать риски одностороннего воздействия этих ценностей на детей. Так, отталкиваясь от приведенной выше классификации моделей семьи и соответствующих вариантов родительских ценностей [10], педагогам предстоит научиться в интересах ребенка взаимодействовать с родителями, трансформирующими ценности разнообразных семейных моделей, и компенсировать в случае необходимости педагогическими средствами риски ценностного, социального, психоэмоционального развития ребенка в рамках каждой их этих моделей.

Таким образом, успешность и эффективность педагогической поддержки семьи в интересах ребенка в условиях трансфор-

мации семейных ценностей в современной России, возможность изменить хаотически протекающий сегодня характер трансформации семейных ценностей молодых россиян в направлении большей целенаправленности, прогнозируемости, формирования

социальной ответственности за свои действия в сфере будущих семейных отношений, будет напрямую зависеть от профессиональной компетентности и психологической культуры педагогов в реализации этой новой для них сферы деятельности.

Литература

1. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана - М.: Высшее образование, 2007.

2. Вебер Макс. Избранные произведения / под ред. д.ф.н. Ю. Давыдова. - М., 1990.

3. Психология социальной работы: Учебник для вузов.2-е изд./под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.: (Серия «Учебник для вузов).

4. Б.С. Ерасов. Социальная культурология. Ч. 2. М., 1994. С. - 122.

5. В.С. Соловьев. Оправдание добра. В кн. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т.Т.1/Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги.-М.:Мысль, 1990.

6. Д. А. Завгородний. Семейные ценности и ориентации российской молодежи в условиях демографического кризиса: факторы влияния и тенденции развития. Дис. канд. соц. наук. - Краснодар, 2014.

7. А.В. Верещагина. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе: автореф. дис. д-ра социолог. наук. - Ростов-на Дону, 2009.

8. Социология семьи: учебник /под ред.проф.А.И.Антонова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Инфра, 2007. - С.48-66.

9. Мониторинг ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними. Аналитическая записка. Санкт-Петебург.2015.

10. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. - 2014. - № 9. - С. 85-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.