ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Е.С. Канюкова, студент
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, г. Пермь)
DOI:10.24411/2500-1000-2019-11410
Аннотация. В статье раскрывается проблема утраты семейных ценностей у молодого поколения. Акцентируется внимание на протекающем кризисе семейно-брачных и детско-родительских отношений в России. Отмечается роль волонтерской деятельности в формировании семенных ценностей подростка и его семьи. Приводятся варианты сотрудничества с общественными организациями в Пермском крае. Описываются возможности педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у обучающихся с целью снижения количества бракоразводных процессов
Ключевые слова: семейные ценности, подросток, семья, добровольная (волонтерская) деятельность, педагог.
Ценность выступает в современной науке как междисциплинарная категория, рассматривающаяся в философии, социологии, культурологии, психологии. Характеризуя категорию ценности в психологическом контексте, М.А. Гулина отмечает, что ценность - это убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив после взвешивания последствий каждой альтернативы. Доктор психологических наук акцентирует внимание на том, что поведение человека строится в соответствии с его ценностью, а отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивному, иллюзорному, а, возможно, и к патологическому развитию личности [1].
В структуре формирования ценностей личности важную роль занимают семейные ценности. Семья - это основной институт первичной социализации ребенка. Семья выступает в качестве носителя социальных ценностей и выполняет их трансляцию в обществе (передача опыта, знаний, традиций). Однако в современной России можно наблюдать кризис семейно-брачных отношений, который отличается следующими тенденциями современного института семьи: устойчивое снижение числа зарегистрированных браков, увеличение показателя бракоразводных процессов, снижение показателя рождаемости. Данное мнение подтверждается официаль-
ной статистикой. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 1960-х годах в России было зарегистрировано порядка 1 млн. 500 тыс. браков, в то время, как в 2017 году - 1 млн. 50 тыс. Данный показатель снизился на 30%. Если рассматривать бракоразводные процессы, то можно отметить их существенный прирост в 70% (1960 год - 184 тыс., 2017 год - 611 тыс.). Немаловажным будет обратить внимание на снижение показателя рождаемости на 40%: в 1960-х годах он составлял порядка 2 млн. 782 тыс., в то время, как в 2017 1 млн. 690 тыс. [2].
В качестве одной из причин данных показателей можно отметить дезориентацию семейных ценностей у современных молодых людей. На первое место выходят такие ценности как материальное обеспечение, финансовая независимость, карьерный рост, нежели создание семьи и продолжение рода. А между тем семья играет важную роль в обществе. Именно поэтому на сегодняшний день одной из задач образовательной организации является формирование семейных ценностей у подростка, воспитание отношения к семье как к высшей ценности для человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, психологическая и педагогическая поддержка семьи.
Одной из форм работы общественной организации по формированию семенных
ценностей у подростка может послужить участие в волонтерской деятельности. В современном мире волонтёрство является важным компонентом успешного социального развития личности. Однако в нашей стране волонтёрская деятельность пока не стала столь распространённой и общепринятой нормой поведения. Старые «институты воспитания» (напр.: пионерская организация, комсомольская организация, тимуровское движение) давно разрушены, а новые «институты воспитания» не развиты. В связи с этим становится особо актуальным развитие добровольческого движения волонтеров, как одного из важнейших «институтов воспитания» подростков.
Во Всеобщей Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года, отмечается, что добровольчество - это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала [3]. Необходимо отметить, что при формировании ценностей подростка особое место занимает освоение и принятие ценностей семьи. Общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желание передать их детям являются основой духовного развития ребенка. Поэтому мы акцентируем внимание на том, что для достижение поставленных задач необходимо и привлечение членов семьи обучающегося в качестве волонтера. В ст. 5 ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» добровольцев (волонтеров) характеризуют как физических лиц, осуществляющих добровольную (волонтерскую) деятельность путем поддержки существующей благотворительной организации [4].
В Пермском крае примером такой организации может послужить «Территория семьи» - организация, помогающая семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Одним из последних проектов данной организации является «Коворкинг для мам» - пространство, где проводятся мастер-классы по технике и технологии шитья, обучение женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, швеи с выдачей документа об образовании, который
способствует последующему трудоустройству. Помимо финансовой поддержки, каждая семья обучающегося может помочь в проведении мастер-классов, в обустройстве помещения и просто пообщаться с участниками проекта.
Благотворительная организация «Солнечный круг», которая охватывает все направления работы с детьми-сиротами. На базе данного учреждения разработан и приведен в действие проект «Большой друг», который направлен на индивидуальное сопровождение воспитанников детских учреждений волонтерами-наставниками. Каждый желающий после прохождения специального обучения может стать наставникам кого-то из детей, помочь ему обрести друга, повлиять на выбор жизненных ценностей.
Благотворительный фонд «Берегиня» оказывает помощь детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями. Ежегодно данный фонд устраивает благотворительный забег «На одном дыхании». Данное мероприятие направлено на сбор денежных средств, которые идут на лечение подопечных. Мероприятие -отличная возможность для семьи провести время с пользой для своего здоровья и помочь детям. Помимо участия в забеге, фонд ежегодно набирает команду волонтеров, где каждый желающий может оказать помощь в организации мероприятия.
Национальная ассоциация развития образования «Тетрадка Дружбы» ежегодно проводит «Пермский международный форум добровольцев», в рамках которого обсуждаются темы развития добровольчества в нашем регионе и стране. Форум является платформой для общения социально-активной молодежи, общественных деятелей, российских и зарубежных НКО, органов власти, предпринимателей и СМИ. Данный форум дает участникам возможность новых знакомств, помогает стать частью общественной деятельности города, способствует сплочению семейных отношений.
Основной задачей добровольческого движения является популяризация идей добровольчества, участие в социальных проектах, а также оказание помощи соци-
ально-незащищенным слоям населения. В ходе реализации себя в волонтерской деятельности у семей появляется новый спектр ценностных ориентаций, появляется возможность попробовать себя в новой социальной роли, формируются семейные традиции. Наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, культуры общения и преодоления возникающих проблем.
Педагог образовательной организации может стать проводником обучающегося и его семьи в мир добровольчества. Необходимо отметить, что волонтерская деятельность благотворно воздействует на профессиональный потенциал педагога: приобретение нового социального опыта, во-
ние педагогического имиджа и формирование авторитета среди обучающихся и коллег.
Поводя итог вышесказанному, можно отметить, что современные брачно-семейные отношения переживают кризис, который проявляется в низком показателе регистрации браков, высокой доле разводов, снижении показателя рождаемости. Одним из способов стабилизации данных отношений является формирование семейных ценностей у подрастающего поколения, поспособствовать которому может участие подростка и его семьи в добровольческой (волонтерской) деятельности. В данном случае задача образовательной организации заключается в формировании и поддержании инициативы участия обучающихся и их семей в общественной деятельности школы, города, страны.
площение намерений и идей, формирова-
Библиографический список
1. Психология социальной работы: учебник для вузов / под ред. М.А. Гулиной. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. ил. (Серия «Учебник для вузов).
2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/_(дата обращения: 25.07.2019).
3. Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (1ЛУЕ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kdobru.ru/materials.pdf (дата обращения: 25.07.2019).
4. ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-Ф3 (ред. 18.12.2018) // Консультант Плюс (дата обращения: 25.07.2019).
FORMATION OF FAMILY VALUES AT TEENAGERS AS A RESULT OF VOLUNTEER ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF PERM REGION
E.S. Kanyukova, Student
Perm State University for the Humanities and Education (Russia, Perm)
Abstract. The article reveals the problem of the loss of family values among the younger generation. Attention is focused on the ongoing crisis offamily-marriage and child-parent relations in Russia. The role of volunteering in the formation of the seed values of a teenager and his family is noted. The options of cooperation with public organizations in the Perm region are given. The possibilities of pedagogical activity on the formation of family values among students in order to reduce the number of divorce processes are described
Keywords: family values, teenager, family, voluntary (volunteer) activity, teacher.