Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасности жизнедеятельности молодежи на индивидуальном уровне посредством добровольческой деятельности'

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности молодежи на индивидуальном уровне посредством добровольческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1355
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова А.М., Залевская О.С., Романчук Н.И.

В статье представлены возможности формирования культуры безопасности жизнедеятельности молодежи на индивидуальном уровне посредством добровольческой деятельности. Раскрыты понятия «добровольчество», «волонтерство» и «культура безопасности жизнедеятельности». Сопоставлены методы формирования идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности с направлениями добровольческой деятельности. Описаны преимущества добровольчества как площадки для получения практического опыта и неформального образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности молодежи на индивидуальном уровне посредством добровольческой деятельности»

УДК 614.8.01

а. М. Попова, о. с. залевская, н. и. романчук

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности молодежи на индивидуальном уровне посредством добровольческой деятельности

В статье представлены возможности формирования культуры безопасности жизнедеятельности молодежи на индивидуальном уровне посредством добровольческой деятельности. Раскрыты понятия «добровольчество», «волонтерство» и «культура безопасности жизнедеятельности». Сопоставлены методы формирования идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности с направлениями добровольческой деятельности. Описаны преимущества добровольчества как площадки для получения практического опыта и неформального образовательного процесса.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, молодежь, добровольчество.

A. M. Popova, O. S. Zalevskaya, N. I. Romanchuk. Shape of culture of safety of life of young people at the individual level by means of voluntary activity.

Possibilities of formation of culture of safety of life of young people at the individual level by means of voluntary activity are presented in article. The concepts «voluntary activity», «volunteering» and «culture of safety of life» are opened. Methods of formation of an ideal and values in the field of health and safety are compared with the directions of voluntary activity. Advantages of volunteering as platforms for obtaining practical experience and informal educational process are described.

Keywords: culture of safety of life, young people, volunteering.

Ключевыми целями государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [12] стали совершенствование правовых, социально-экономических и организационных

© Попова А. М., Залевская О. С., Романчук Н. И., 2017

условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны. Для их достижения планируется реализовать шесть групп задач:

1] формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы государства;

2] развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи;

3] формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;

4] создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта» (как способа изменения социального статуса];

5] создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей;

6] формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между госструктурами, общественными объединениями и молодежью, повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи.

Очевидно, что повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи стоит в приоритете государственной молодежной политики Российской Федерации. Одним из способов формирования и повышения культуры безопасности жизнедеятельности молодежи на современном этапе развития российского общества может стать активное ее вовлечение в добровольческую деятельность.

Добровольчество — фундамент гражданского общества. Без добровольцев не существуют общественные организации и благотворительность, отсутствует общественный контроль над действиями власти и бизнеса, снижаются возможности решения социальных проблем.

Действующее законодательство использует термины «добровольцы» и «волонтеры», вкладывая в них не совсем идентичное содержание. Добровольцы, согласно статье 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» — это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности] [7].

Волонтеры, согласно статье 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», — граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и(или] проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность [9]. Этим термином оперирует также Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11]. Исходя из указанных определений, можно сделать вывод, что законодатель рассматривает волонтерство как разновидность добровольчества в строго определенной сфере.

В работе А. Б. Елеевой проведен сравнительный анализ понятий «добровольчество» и «волонтерство». После проведенного сравнения и анализа существующих определений автор делает вывод «об отсутствии общепризнанного и единого определения добровольчества. Сложившаяся ситуация обусловлена разницей понимания добровольчества в исторической перспективе, методологическими подходами и акцентированием одного из социальных аспектов добровольчества. Для определения сути добровольчества следует выявить общие сущностные признаки разнообразных подходов к анализу добровольчества. Во всех существующих вариантах и интерпретациях добровольчества выявляется два смысловых ядра этого слова: «добро» и «воля». Следовательно, первым и обязательным признаком является отсутствие внешнего принуждения к осуществлению конкретного вида добровольческой деятельности. Мотивация добровольческой деятельности формируется на основе внутренних по-

требностей, системы ценностей и жизненных ориентиров человека. Вторым признаком добровольческой деятельности является ее социально-значимый характер, полезный для общества, отдельных его представителей. Деятельность, приносящая вред социуму, отдельным его представителям и природному окружению, не является добровольческой деятельностью, хотя она может осуществляться по собственному желанию и без принуждения извне. Другими словами, она может соответствовать первому признаку, но не соответствовать второму» [3].

В законодательной базе в 2003 году впервые появилась статья, наделившая органы местного поселения правом использовать труд добровольцев на социально-значимых работах [10]. Расширение правовой базы добровольческой деятельности является необходимым условием эффективного взаимодействия гражданского общества и государства, что способствует эффективному и экономичному решению социальных проблем.

В Конституции Российской Федерации закреплена основа, фундамент законодательного обеспечения права третьего сектора на участие в решении государством проблем, связанных с целями деятельности некоммерческих организаций. Согласно ее нормам, Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на объединение. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [4]. Нормы, регламентирующие взаимодействие власти и некоммерческих организаций, содержатся и в специальных законах, регулирующих отдельные сферы общественной жизни, виды деятельности или деятельность отдельных видов организаций. К ним, в частности, относится ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий принципы, формы и порядок поддержки этого вида некоммерческих организаций [8]. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит нормы о взаимодействии власти и некоммерческих организаций [10].

Развитие добровольчества учитывается в стратегиях социального и экономического развития России на долгосрочную перспективу, стратегиях государственной молодежной политики. Решением Правительства Российской Федерации принята Концепция содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества [5], разработанная на основе сотрудничества правительственных структур и некоммерческих организаций (далее — НКО]. В России проводятся национальные конференции по добровольчеству и конкурсы, победителям присуждается Национальная общественная награда в области добровольчества. Государственной думой Российской Федерации начата разработка проекта Федерального закона о добровольчестве. Однако эффективность всех действий и перспективы развития добровольчества связаны, прежде всего, с развитием сотрудничества общества и государства, а также качеством этого сотрудничества, с использованием накопленного опыта и внедрением инновационных социальных технологий.

Деятельность добровольческих объединений также регулируется международными нормативно-правовыми актами. Так, во Всеобщей декларации добровольчества определяется, что «в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной конвенцией о правах ребенка 1989 г., исходя из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития» [2]. Декларация призывает добровольцев и лидеров всех секторов во всем мире объединиться как партнеров в продвижении и поддержке эффективного добровольчества, доступного всем, как символ солидарности всех людей и всех наций.

Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года одной из приоритетных задач определяют создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта». Реализация этого предусматривает формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской] деятельности. В свою очередь, данный нормативно-правовой акт дает следующее определение: «молодежная добровольческая (волонтерская] деятельность» — добровольная социально направленная и об-

щественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской] деятельности затрат] [13].

Вопросы современного состояния и перспектив развития добровольчества в современной России раскрыты в работе Е. А. Луговой [6]. Автор делает вывод, что «Современный феномен отечественного добровольчества как социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей является источником социокультурных инноваций и обладает большим потенциалом. Как один из видов социальной практики благотворительности, добровольчество в различных масштабах представлено практически во всех регионах России и выступает в качестве одной из движущих сил прогрессивного развития культуры, отражающей ее креативно-деятельностную природу и выступающей в качестве нормативной основы коллективного существования и жизнедеятельности людей». Исследователь описывает добровольчество как культурный капитал и считает, что в этом качестве оно выполняет три основные функции: 1] неформального образовательного процесса; 2] знакомства с другой культурой, страной, языком; 3] социализации.

Между тем, действительно, добровольческую деятельность можно использовать как неформальный образовательный процесс с целью формирования и повышения культуры безопасности жизнедеятельности молодежи и населения в целом.

Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства — формирование массовой культуры безопасности.

Культура безопасности жизнедеятельности — уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспе-

чения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности.

Поэтому основной целью формирования культуры безопасности жизнедеятельности должно являться достижение такого состояния людей, трудовых коллективов, общества в целом, когда обеспечение безопасности жизнедеятельности является основной внутренней потребностью, и для реализации этой потребности существуют необходимые условия.

Культура безопасности жизнедеятельности как социально-культурное явление существует на трех уровнях: индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном [1]. Индивидуальный уровень достигается через формирование личности — носителя специфичных качеств (личности безопасного типа поведения] (табл. 1]. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

— развитие таких качеств и свойств объектов культуры безопасности жизнедеятельности, которые способствуют формированию внутренней целевой установки на обеспечение безопасности жизнедеятельности, это система личных и общественных идеалов и ценностей, мотивация действий;

— привитие знаний о безопасном существовании, соразвитии с окружающим миром, социумом;

— формирование устойчивых индивидуальных и социальных поведенческих паттернов в области безопасности жизнедеятельности — традиций, стереотипов, норм поведения;

— создание условий для отдельных людей, их коллективов и сообществ, необходимых для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Для формирования личности безопасного типа поведения (индивидуальный уровень культуры безопасности жизнедеятельности], как и для формирования любой компетенции, необходимо пройти через три уровня: получение знаний, формирование умений и отработку навыков (табл. 2]. Добровольческая деятельность на третьем уровне является удобной и доступной формой получения практического опыта в любой сфере и виде деятельности.

Самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения — дети, подростки. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний и сформированных навыков безопасного обращения с предметами и общения с людьми.

Формирование умений и навыков безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде. Привитые с детства знания и навыки безопасного поведения становятся естественными в поведении взрослого человека.

Таблица 1

уровни формирования личности безопасного типа поведения (индивидуальный уровень культуры безопасности жизнедеятельности)

1 уровень — получение знаний 2 уровень — формирование умений 3 уровень — отработка навыков (добровольческая деятельность как площадка для получения практического опыта]

Одним из способов формирования и повышения культуры безопасности молодежи на индивидуальном уровне может быть их вовлечение в добровольческую деятельность.

Добровольческая деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других.

Добровольчество как неформальный образовательный процесс имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением:

— развитие коммуникативных качеств участников (опыт общения со сверстниками, различными социальными группами, представителями власти и бизнеса];

— получение специальных навыков (участие в тренингах личностного роста, курсах, проведении экспериментальной работы и других видах профессиональной подготовки];

Таблица 2

направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности молодежи на индивидуальном уровне с примерами добровольческой деятельности (1—2 столбцы — по Ю. Л. воробьеву [1], 3 столбец — видение авторов)

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном уровне Методы формирования идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности Направления деятельности добровольческой деятельности

1 2 3

формирование идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности(основу идеала в области безопасности жизнедеятельности составляют: личная безопасность, честность и порядочность, чистая совесть, ощущение своей необходимости людям, гордость за свой народ, свою страну, духовность] — семейное воспитание — воспитание в учреждениях дошкольного образования — обучение и воспитание в учреждениях общего образования — воздействие современных средств массовой коммуникации — самовоспитание самообразование воздействие средств пропаганды — посещение учреждений культуры — поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; — социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан. — проекты в области науки, образования, просвещения; — сохранение исторической памяти; — проекты в области культуры и искусства

развитие качеств личности, влияющих на обеспечение безопасности жизнедеятельности — семейное воспитание — воспитание в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования — духовно-нравственное воспитание — самовоспитание участие в учениях и тренировках — морально-психологическая подготовка — пропаганда в области безопасности жизнедеятельности — поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; — охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; — сохранение исторической памяти; — охрана окружающей среды и защита животных

Продолжение таблицы 2

привитие знаний,умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности — самообразование — участие в учениях и тренировках — проведение бесед и лекций — проекты в области науки, образования, просвещения

мотивирование безопасной жизнедеятельности — семейное воспитание — использование социальной рекламы — использование средств массовой коммуникации — участие в общественных движениях — самовоспитание — самообразование — поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; — молодежные проекты, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные ст. 31(1] Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; — защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных; — укрепление межнационального и межрелигиозного согласия; — развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников; — развитие институтов гражданского общества

— организация личностно-значимого общения и взаимодействия добровольцев (клубные встречи, экскурсии, форумы];

— возможности для личностного и творческого развития (участие в творческих конкурсах, работа в творческих мастерских и проектах, организация мероприятий, социальных акций, проектов, способствующих личностному росту и развитию];

— реализация личностного потенциала в рамках своих возможностей и интересов;

— общественное признание, чувство социальной значимости (получение благодарностей, грамот, знаков отличия, публикации в СМИ];

— профессиональное ориентирование (в процессе занятий добровольческой деятельностью углубляются знания по основной профессии и осваиваются новые навыки и компетенции];

— приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;

— отсутствие оплаты за получение знаний, умений и навыков.

Таким образом, индивидуальный уровень культуры безопасности жизнедеятельности достигается через формирование личности — носителя специфичных качеств, идеалов и ценностей (личности безопасного типа поведения]. Одним из методов формирования идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности у молодежи на данном уровне может выступать добровольческая деятельность как неформальный образовательный процесс и качественная площадка для получения практического опыта.

* * *

1. Воробьев Ю. Л. Пучков В. А., Дурнев Р. А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / под общ. ред. Ю. Л. Воробьева / МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006. 316 с.

2. Всеобщая декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий URL: http://www.social.jaba.ru// 4756 90.html (дата обращения: 28.09.2017].

3. Елеева А. Б. Сравнительный анализ понятий «добровольчество» и «волонтерство» / / Молодой ученый. 2010. № 1—2. Т. 1. С. 294—297.

4. Конституция Российской Федерации: принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

5. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р // Собрание законодательства РФ. 10.08.2009. № 32. Ст. 4052.

6. Луговая Е. А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России : дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2012. 184 с.

7. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон Российской Федерации № 135-Ф3 от 11.08.1995 г.

8. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон Российской Федерации № 98-ФЗ от 28.06.1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

9. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ // Российская газета. № 276. 08.12.2007.

10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 // Российская газета. 2003. № 202. С. 5—7.

11. Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 310-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.12.2007 г. № 49. Ст. 6071.

12. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р.

13. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 29.11.2014 г. № 2403-р. URL: http:// www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html (дата обращения: 28.09. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.