Научная статья на тему 'Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей'

Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3293
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова В. В., Дубовец Е. Н.

В статье рассматриваются понятия «ценности», «семейные ценности», «неблагополучная семья». Представлена экспериментальная модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей, раскрыты компоненты модели и выявлены принципы формирования семейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей»

ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

57

УДК 37.018.1:37.013.42

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

В. В. Мартынова

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социальной педагогики БГПУ

Е. Н. Дубовец

аспирант кафедры педагогики

УО МГПУ имени И. П. Шамякина

Научный руководитель: В. В. Мартынова

В статье рассматриваются понятия «ценности», «семейные ценности», «неблагополучная семья». Представлена экспериментальная модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей, раскрыты компоненты модели и выявлены принципы формирования семейных ценностей.

Введение

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, духовных, семейных ценностей. Семья является основой любого государства, что само по себе имеет абсолютную ценность, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, национальной безопасности.

Необходимость формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей обусловлена сегодня несколькими обстоятельствами. С одной стороны, непреходящей ценностью семьи для жизни и развития каждого человека, поворотом общества к проблемам и нуждам семьи, разработкой и реализацией комплексных целевых программ по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, господством новой системы ценностей, распространением негативного отношения к браку и семейной жизни среди молодежи, возникновением процессов, приводящих к обострению семейных проблем.

В настоящее время под влиянием многих факторов в нашей стране имеют место нестабильность и неблагополучие семьи и брака, нарушение традиционных функций семьи, модификация прежней системы семейных ценностей. Изменения в институте семьи сопровождаются такими негативными явлениями, как ориентация на малодетность, увеличение уровня разводов, внебрачной рождаемости, отказ от детей, рост количества людей, не состоящих в браке, высокий уровень абортов и родов у несовершеннолетних и т. п.

Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования ценностного отношения к семье, браку, который включает в себя определенные знания о семейных ценностях, заинтересованность в создании благополучных собственных семейных отношений. В этом возрасте у учащихся появляется чувство «взрослости», происходят заметные изменения в самосознании, отмечается устремленность в будущее. Усвоенные привычки и отношения к окружающим явлениям и обществу у подростков постепенно переходят в принципы и нормы поведения, формируется мировоззрение - все это создает благоприятную основу для формирования устойчивой системы семейных ценностей.

Формирование ценностного отношения к семье у подрастающего поколения на основе гармоничного сочетания духовно-нравственных ценностей - одно из приоритетных направлений развития общества и государственной политики.

Образ жизни неблагополучных семей и сложившийся в них стиль взаимоотношений оказывают отрицательное воздействие на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к семье и браку. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей, укрепление и повышение у них ценности семьи и семейного образа жизни.

58

ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯКША

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема формирования семейных ценностей молодежи достаточно активно исследуется в философской и психолого-педагогической литературе. Так, различные аспекты этой проблемы рассматриваются в трудах Т. А. Гурко. И. В. Бестужева-Лады, А. Г. Волкова, А. Г. Вишневского, В. Т. Лисовского, А. И. Антонова, В. А. Сысенко, А. И. Кузьмина, Г. И. Климантовой,

О. М. Здравомысловой и др.

Роль образования и воспитания в формировании семейных ценностей описана в работах Б. Р. Псавко, И. С. Кона, П. Я. Старожицкого, А. Б. Добрович, О. М. Стельниковой. Вопросы ценностей семьи обсуждаются в работах М. Ю. Арутюняна, С И. Голода, О. М. Здравомысловой, Б. С. Павлова [1].

Изменение ценностных ориентаций у молодежи, в том числе и в сфере брачно-семейных отношений в условиях общественных трансформаций, анализируется в работах Г. Л. Сафарова, А. А. Клецина, Н. Е. Чистяковой, А. В. Петрова [2].

Подготовке молодежи к браку, формированию позитивного отношения к семье посвящены работы В. Т. Лисовского, В. А. Сысенко, Ю. А. Гаспарян, А. Г. Харчева, М. С. Мацковского [3].

Анализ научно-педагогической литературы, изучение реальной педагогической практики показывает, что формированию ценностных ориентаций в общей системе воспитания уделяется недостаточно внимания. Кроме того, накопленный богатый опыт не может быть использован в полном объеме в новых условиях, что обусловливает необходимость переосмысления философско-педагогического наследия по вопросам формирования семейных ценностей, изучения его современных основ.

Существуют различные подходы к классификации ценностей. По объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями, выделяют материальные и духовные, большие и малые; по субъекту - ценности общества, народа, нации, коллектива, личности; по типу потребностей индивида различают экономические, политические, религиозные.

В педагогике под ценностями понимается объект, имеющий особое значение для субъекта. Большинство ученых (А. В. Архангельский, И. В. Бестужев-Лада, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган и др.) отмечают, что ценности выступают специфическим социальным определением объектов окружающей действительности, выявляющих положительное или отрицательное значение для личности, общества [4].

Ценности влияют на поведение личности в семье (с точки зрения социальных ролей), а семья является способом реализации семейных ценностей, т. е. социальной практикой. Семья определяет отношение личности к общественным ценностям и программу реализации этих ценностей, т. е. ценностых установок.

Определяя семейные ценности, мы придерживаемся точки зрения И. Ф. Дементьева, О. Г. Дробницкого, О. В. Дыбина, Н. Н. Никитиной, Н. С. Розова, которые утверждают, что ценности семьи являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия.

Семья как воспитательная среда имеет оптимальные возможности для постоянного и интенсивного общения детей со взрослыми; она дает детям уроки взаимоотношений полов и будущей семейной жизни; формирует характер, воспитывает семейные ценности социальнонравственного содержания, моделирует структуру и содержание культурно-ценностного совместного досуга; обеспечивает контроль за детьми и подростками.

Существенное влияние на формирование личности человека, системы ценностных ориентаций оказывают уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально-полезные качества. Семья выступает ведущим звеном целостного педагогического процесса по формированию семейных ценностей подрастающего поколения.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, рост числа разводов, увеличение числа неполных семей, семей, имеющих одного ребенка, неблагополучных семей.

ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

59

Под неблагополучной мы понимаем семью, которая характеризуется: во-первых, низким социальным статусом; во-вторых, нарушением структуры: в-третьих, отсутствием должного воспитания подрастающего поколения; в-четвертых, обесцениванием или игнорированием семейных функций, ролей, традиций, ценностей. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Неблагополучные семьи - это семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка.

Процесс формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей в учреждениях образования представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий, имеющих целенаправленный характер.

Исходя из этого, на основании теоретико-практического исследования нами была предпринята попытка разработки модели формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей, которая представляет целостную систему работы в данном направлении (рисунок).

Разработка модели формирования семейных ценностей осуществлялась с учетом следующих принципов:

- принцип эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка, реализация которого позволяет сформировать у молодежи представление и понятие об идеальной семье и семейной жизни; сформировать в ее сознании образ «Я - будущий семьянин» («Я - будущая мать», «Я - будущий отец») как ценностный ориентир создания собственной семьи;

- принцип индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки подростка как будущего семьянина, направленный на оказание содействия и помощи учащимся в сознательном формировании семейных ценностей как основы их готовности к семейной жизни и воспитания ответственного родительства (материнства или отцовства), а также помощь им в решении их индивидуальных проблем;

- принцип толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, ориентированный на уважительное отношение и принятие другого вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик, отражающих активную социальную позицию и внутреннюю готовность личности к эффективному межличностному взаимодействию с людьми.

В нашем исследовании основной целью моделируемой системы является выявление педагогических условий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, способствующего становлению ценностей семейной жизни, ориентирующего на подлинность супружеских отношений и ответственное родительство.

Педагогическая значимость модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные направления, приемы, способы педагогической деятельности в процессе формирования семейных ценностей, а также изучить и научно обосновать условия, при которых будут достаточно полно достигнуты желаемые результаты исследования.

Структура разработанной нами модели представляет целостное образование и состоит из четырёх основных блоков: целевого, содержательного, организационного и диагностикорезультативного .

Целевой блок содержит цели и задачи содействия становлению позитивных установок на семейные ценности. В качестве методологической основы взяты принципы системнодеятельностного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов в процессе формирования семейных ценностей учащихся.

Содержательный блок определяет характеристику учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование знаний, ценностей и социальной компетентности в сфере личных перспектив семейно-брачных отношений (учебная работа, воспитательная работа, факультативная работа, лекторий и др.).

Технологический блок реализуется через образовательную деятельность посредством методов управления учебным процессом (проблемное изложение, решение проблемных ситуаций) и форм организации обучения (лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, диспуты, дискуссии, конференции).

Диагностико-результативный блок предполагает отражение в сознании учащихся результата овладения знаниями о ценностных аспектах супружества и родительства в контексте семейно-брачных отношений. Данный блок даёт представление о сформированности нового, обогащённого образа семьи и позитивных стратегий поведения в супружеских и родительских отношениях.

Рисунок - схема «Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей»

ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

61

Выводы

В процессе исследования была разработана экспериментальная модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей. Данная модель представляет собой целостное образование, включающее целевой, содержательный, технологический и диагностико-результативный компоненты, способствующие формированию осознанного отношения к семье, семейным ценностям у подрастающего поколения.

Представленная модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей базируется на анализе современного социально-экономического, демографического состояния общества, современных тенденций развития семьи и социальном заказе общества на формирование готовности учащихся к семейной жизни и ответственному родительству.

Формирование семейных ценностей у подрастающего поколения является основой для подготовки их к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.

Литература

1. Акутина, С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников /

С. П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2. - С. 51-54.

2. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников - М. : Просвещение, 1991. -

157 с.

3. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. - СПб. : Петрополис, 1998.-271 с.

4. Мацковский, М. С. Социология семьи / М. С. Мацковский. - М. : Наука, 1989. - 112 с.

Summary

The article examines the concept of «values», «family values», «poor family». Presents the experimental model of the formation of family values teenagers from disadvantaged families, disclosed the components of the model and identified the principles of forming family values.

Поступила e редакцию 09.09.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.