Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТА'

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОТРЕБНОСТИ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / VALUE SYSTEM / SELF-DETERMINATION / SELF-ACTUALIZATION / INTERNAL / POTENTIAL / NEEDS / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мясникова Ю.Н.

Каждый человек проходит сложный процесс становления личности. Наследуя при рождении определенные психофизиологические задатки, индивид формирует свое мировоззрение путем активного взаимодействия с социумом, определяя свою роль в нем и приобретая таким образом систему общепринятых ценностей. Ценности и формируют личность. Процесс осознания собственных ценностных ориентиров трудоемкий и индивид идет к нему через разные возрастные этапы. В статье рассматривается процесс ценностного самоопределения личности на разных возрастных стадиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE SELF-DETERMINATION OF THE PERSONALITY: THE AGE OF PSYCHOLOGY

Every person goes through a difficult process of becoming an individual. Inheriting at birth certain psycho-physiological advances, the individual forms his world view through active interaction with society, defining his role in it and thus acquiring a system of generally accepted values. Values and shape personality. The process of awareness of their own values is laborious and the individual goes to him through different age stages. The article discusses the process of value self- determination of the individual at different age stages.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТА»

УДК 159.9

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТА

Мясникова Ю.Н., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: mj96_96@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Каждый человек проходит сложный процесс становления личности. Наследуя при рождении определенные психофизиологические задатки, индивид формирует свое мировоззрение путем активного взаимодействия с социумом, определяя свою роль в нем и приобретая таким образом систему общепринятых ценностей. Ценности и формируют личность. Процесс осознания собственных ценностных ориентиров трудоемкий и индивид идет к нему через разные возрастные этапы. В статье рассматривается процесс ценностного самоопределения личности на разных возрастных стадиях.

Ключевые слова: система ценностей, самоопределение, самоактуализация, внутренний потенциал, потребности, становление личности.

В разный период времени человек имеет разные потребности. Младенцу достаточно получать необходимое питание, находиться в тепле рядом с матерью. Немного повзрослев, ребенок нуждается в ощущении себя в безопасности, окруженым заботой и любовью. Далее возрастает необходимость общения со сверстниками.

Научившись налаживать контакты и перейдя в следующий возрастной период, у ребенка возникают новые потребности. Так, в подростковом возрасте появляется потребность в самоактуализации - в раскрытии внутреннего потенциала, получении знаний, познании себя и окружающего мира.

Система потребностей подробно изучена и описана американским ученым А. Маслоу, который считал самоактуализациювысшей из человеческих потребностей.Чтобы осознать и оценить свой внутренний потенциал ребенок и должен пройти различные возрастные этапы, приобрести общественный опыт.

Удовлетворив одни потребности, у ребенка сразу же появляется стремление к другим, более сложным, поэтому процесс получения желаемого становится бесконечным. Постоянная смена потребностей и ведет к формированию и развитию личности человека.

По мнению А.В. Кирьяковой, в результате возрастных изменений у ребенка происходит переоценка ценностей, формирующих его личность, то есть то, что кажется значимым, например, в младшем школьном возрасте может не являться таковым в старших классах. Ученый также связывает этот процесс с процессом изменения потребностей от простых к более сложным. Возрастная переоценка ориентиров доказывается результатами исследования, в котором Аида Васильевна принимала участие. В научном эксперименте приняли участие 4590 учащихся школ города Оренбурга разной возрастной группы и их учителя.

Анализ данных эксперимента свидетельствовало том, что дети всех возрастных категорий рассматривают жизнь как главную ценность. Вероятно, это связано с меняющейся в наше время экологией окружающей среды. Дети сегодня очень много знают об экологических проблемах, о природных катастрофах, они получают достоверные сведения из различных средств массовой информации, изучают данные проблемы на уроках биологии,

окружающего мира и других. Дети осознают пагубное влияние экологии на жизнь и здоровье человека.

Одной из самых непопулярных ценностей во всех возрастных категориях по данным эксперимента является труд. Имея в виду необходимость и обязательность свободного, инициативного, творческого труда для поступательного развития общественно-экономических отношений, этот факт говорит о существенном противоречии между ценностными потребностями и интересами общества и формирующейся личностью учащихся. По мнению автора, снятие этого противоречия требует серьезного совершенствования трудового воспитания в процессе самоопределения.

Как уже отмечалось, система ценностей ребенка постоянно меняется. В пятых-седьмых классах любовь к Родине, познание представляют довольно весомую ценность, а уже в восьмых-девятых классах школы ученики не ставят данные ценности в один ряд, например, со значимостью красоты и человека как ценности.

Сравнивая индексы значимости всех возрастных групп по всем категориям ценностей, Кирьякова А.В. пришла к выводу о том, что возраст старшего школьника - восьмые-девятые классы - является переломным в процессе переоценки ценностей, как более расположенный к восприятию, наиболее открытый к поддержанию формирующегося ценностного отношения, интереса, потребности.

Комплекс ценностей у учащихся десятых - одиннадцатых классов юношеского возраста можно охарактеризовать как гармоничный. Однако уровень ценностных ориентации и в этом возрасте не достигает даже половины идеального, определенного методикой ВАРИМАКС, которой и пользовались ученые при проведении исследования. Это говорит о противоречии между провозглашаемыми приоритетными ценностями общества и реальными интересами и потребностями школьников данной возрастной группы [2, с. 85].

Данные показатели являются свидетельством наличия некоего стереотипа в процессе ориентации, когда идет как бы возвращение от более высокого уровня отношений к ценностям в подростковом возрасте к первоначальному уровню младшего возраста.

Это явление можно объяснить недостатком преемственности в содержании, формах, средствах ориентации, неумения поддержать нравственный порыв подростка к присвоению ценностей. Происходит противоречие между субъективными стремлениями подростков и объективным образом включения их в жизнедеятельность. Результатом такого противоречия служит угасание нравственных порывов. Возможно, это угасание связано с увеличением учебной нагрузки для школьников старшей ступени образования, которая не позволяет учителям уделять больше времени для дальнейшего ценностного ориентирования учащихся. Важным фактором самоопределения в мире ценностей для ребенка также является не только школа и окружение сверстников, но и семья. Качественное взаимодействие учителей и родителей может эффективно повлиять на выбор ценностей детьми, направить их в нужное русло личностного развития, привить духовность, гуманность, сострадание. Исследование Кирьяковой также рассматривало значение для школьников вышеперечисленных понятий.

Так, ценность человека, сострадание, понимание, уважение других людей с различным набором моральных качеств - эти ценности имеют довольно высокую значимость у старших подростков, и довольно низкую у младших подростков и старшеклассников. Наиболее близким человеком в процессе ценностного самоопределения для школьников представляется учитель. Несомненно, наставники способны повлиять на ценностное самоопределение личности школьников, поскольку призваны обучать и воспитывать в духе гуманности. Значительно меняющиеся с возрастом отношения учащихся к человеку как ценности говорят о многих просчетах учителя в методике ориентирования, что связано, безусловно, с недостаточной подготовкой его к этому виду деятельности [2, с. 86].

Разнятся и данные ценностного отношения к красоте. Учащиеся восьмых-девятых классов в три с половиной раза чаще видят привлекательность красоты, чем младшие подростки, и почти в два раза чаще, чем старшеклассники. Это говорит о том, что

необходимо учитывать в системе ценностей красоту отношений и, вероятно, личностных отношений в первую очередь, для того, чтобы разрешать противоречия между ценностью школьниками красоты отношений и скудностью реальных отношений в общественной, школьной и личной жизни учащихся, противоречия между красотой декларируемой и мнимой, бытующей в нашем обществе [4, с. 87].

Исследование показало, что в условиях современной школы труд стал утрачивать свою значимость в процессе воспитания детей и подростков. Отсутствие труда как такового отнимает у школьников возможность проявить свои организаторские, а также творческие способности. Не стоит забывать, что именно трудовая деятельность прививает большинство морально-этических ценностей, помогает чувствовать свое присутствие, свою необходимость, осознавать свою роль и значимость в конкретной трудовой ситуации.

Ценность получения знаний также снижается при переходе школьника от подросткового к юношескому возрасту. Желание получать новые знания у обучающихся всех трех рассмотренных в исследовании возрастных групп значительно ниже, чем их успех и по мнению наставников. Даже те дети, которые, по словам учителей, успевают хорошо по всем предметам, сами считают, что в учебном процессе они проявляют себя не в полной мере, чувствуя, что способны работать лучше, качественнее, быть более исполнительными, жадными до самостоятельного поиска, что учеба не приносит им удовольствия, чувства счастья, воспринимается как должное, повседневное.

Возможно, отсутствие стремлений к прилежному учению связано с появлением в нашей жизни современных технологий, позволяющих быстро и легко находить нужную информацию в той или иной области знания. Компьютеры и другие гаджеты способны снизать интерес ребенка к изучаемым предметам, темам урока, поскольку он понимает, что может сам ознакомиться с предлагаемой информацией.

Таким образом, ценностные ориентации личности меняются наряду с ростом и развитием, в разные возрастные периоды. Это происходит в результате переоценки важности различных потребностей человека и в процессе смены одних потребностей другими. С возрастом происходит переоценка ценностей и то, что было значимым в подростковом возрасте становится менее важным в юношеский период жизни человека. Проблема ценностного самоопределения личности на разных возрастных этапах очень актуальна в наши дни. Исследование данной проблемы способно помочь разрабатывать современные и эффективные методы взаимодействия с детьми и подростками в образовательных учреждениях, ведь роль учителя в процессе формирования личности и утверждения ценностных ориентиров очень велика.

Литература

1. Иванова, Н.А. Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования / Н.А. Иванова, Т.А. Барейша // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 11-13.

2. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. -Оренбург, 1996. - 187 с.

3. Кирьякова, А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник ОГУ. - 2002. - № 7. - С. 4-11.

4. Подольский, А.И. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей / А.И. Подольский, О.А. Идобаева // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.