Научная статья на тему 'Уровневая структура ценностного самоопределения обучающегося в процессе изучения школьной географии'

Уровневая структура ценностного самоопределения обучающегося в процессе изучения школьной географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВО ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / VALUABLE SELF-DETERMINATION / SPACE OF VALUABLE SELF-DETERMINATION / SPACE OF SCHOOL GEOGRAPHY / SOCIALLY ORIENTED VALUABLE SELF-DETERMINATION / PERSONAL AND TRANSFORMING VALUABLE SELF-DETERMINATION / PREDICTIVE VALUABLE SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцева Юлия Сергеевна

Современный этап развития России сопровождается принципиально новыми процессами в экономической, политической, социальной, духовной и идеологической сферах общественной жизни. В современной социокультурной ситуации важное место занимает ценностное самоопределение личности как отбор, индивидуальное восприятие ценности субъектом, личностные предпочтения идеалов, норм, эталонов и других ценностей, построение их иерархии в соответствии с субъективными предпочтениями, включение их в цели и мотивы деятельности. Раскрывается понятие «ценностное самоопределение» как восхождение обучающихся к ценностям школьной географии в процессе взаимодействия школьников и учителя, направленное на формирование ценностно-смысловой сферы личности, результатом которого становится осознанное целеполагание и осмысление значимости изучения предмета «география» в школе, а также такие понятия, как «пространство ценностного самоопределения», «пространство школьной географии». Рассматриваются признаки школьной географии: открытость и широкая географическая информативность; структурность и целесообразность; комплексный, интегративный характер; динамичность и процессуальность; направленность на ценностно-ориентационную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса. Приводится примерная уровневая структура ценностного самоопределения обучающегося в процессе изучения школьной географии в зависимости от возрастных особенностей школьников и рассматриваются следующие уровни: социально ориентированное ценностное самоопределение, личностно-преобразующее ценностное самоопределение, прогностическое ценностное самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репринцева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL STRUCTURE OF VALUABLE SELF-DETERMINATION OF THE STUDENT IN THE COURSE OF STUDYING SCHOOL GEOGRAPHY

The present stage of development of Russia is followed by essentially new processes in economic, political, social, spiritual and ideological spheres of public life. In modern sociocultural situation an important place is taken by valuable self-determination of the personality as selection, individual perception of value by the subject, personal preferences of ideals, norms, standards and other values, creation of their hierarchy according to subjective preferences, their inclusion in goals and motives of activity. The article reveales the concept «valuable self determination» as the ascension of the school students to the values of school geography in the course of interaction with the teacher directed to formation of the value-semantic sphere of the individual which results in a conscious goalsetting and comprehension of the importance of studying geography at school, as well as such concepts as «space of valuable self-determination», «space of school geography». The characteristics of school geography are considered: openness and wide geographical informational content; degree of structure and expediency; complex, integrative character; dynamism and procedurality; an orientation on valuable and orientation activity of subjects of teaching and educational process. The approximate level structure of valuable self-determination of the student in the course of studying of school geography depending on age features of school students is given, and the following levels are considered: the socially oriented valuable self-determination which is personal and transforming valuable selfdetermination, predictive valuable self-determination.

Текст научной работы на тему «Уровневая структура ценностного самоопределения обучающегося в процессе изучения школьной географии»

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 8 (185)

УДК 373.5.315.016:91

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-8-122-125

УРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Ю. С. Репринцева

Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Современный этап развития России сопровождается принципиально новыми процессами в экономической, политической, социальной, духовной и идеологической сферах общественной жизни. В современной социокультурной ситуации важное место занимает ценностное самоопределение личности как отбор, индивидуальное восприятие ценности субъектом, личностные предпочтения идеалов, норм, эталонов и других ценностей, построение их иерархии в соответствии с субъективными предпочтениями, включение их в цели и мотивы деятельности. Раскрывается понятие «ценностное самоопределение» как восхождение обучающихся к ценностям школьной географии в процессе взаимодействия школьников и учителя, направленное на формирование ценностно-смысловой сферы личности, результатом которого становится осознанное целеполагание и осмысление значимости изучения предмета «география» в школе, а также такие понятия, как «пространство ценностного самоопределения», «пространство школьной географии». Рассматриваются признаки школьной географии: открытость и широкая географическая информативность; структурность и целесообразность; комплексный, интегративный характер; динамичность и процессуальному направленность на ценностно-ориен-тационную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса. Приводится примерная уровневая структура ценностного самоопределения обучающегося в процессе изучения школьной географии в зависимости от возрастных особенностей школьников и рассматриваются следующие уровни: социально ориентированное ценностное самоопределение, личностно-преобразующее ценностное самоопределение, прогностическое ценностное самоопределение.

Ключевые слова: ценностное самоопределение, пространство ценностного самоопределения, пространство школьной географии, социально ориентированное ценностное самоопределение, личностно-преобразую-щее ценностное самоопределение, прогностическое ценностное самоопределение.

Важнейшей характеристикой современной личности человека является способность к самоопределению и самореализации в современном социокультурном пространстве. Как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одним из важных требований к содержанию образования выступает ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [1].

Мы разделяем позицию А. В. Кирьяковой, которая в своих исследованиях отмечает, что основой самоопределения личности выступает ценностно-смысловое самоопределение, то есть определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, концепции [2]. Ценностно-смысловое самоопределение порождает и обусловливает самоопределение личности в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества (М. Р. Гинзбург) [3].

Ценностное самоопределение обозначается в науке как частное понятие относительно самоопределения человека вообще и, как указывает О. А. Чернуха, оно тесно взаимосвязано со всеми многообразными отношениями человека с окружающим миром, влияет на формирование личности в целом, определяет общую направленность лично-

сти. Ценностное самоопределение играет ключевую роль в становлении личности школьника, особенно подростка [4].

Ценностное самоопределение личности происходит в течение всей жизни человека через ценностно-смысловое развитие (А. Г. Здравомыслов, И. О. Мартынюк, В. Д. Повзун, В. А. Ядов) [5-9]. Данное личностное новообразование создает своего рода платформу для самоопределения личности в других не менее значимых жизненных сферах, является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения (М. Р. Гинзбург). В этой связи особой задачей общеобразовательной школы становится создание оптимальных условий для обеспечения ценностного самоопределения обучающихся, поскольку оно, в свою очередь, как утверждает О. А. Чернуха, положительно влияет на процесс их социализации. Школьная среда выступает неким пространством ценностного самоопределения обучающихся.

В контексте данного исследования под пространством ценностного самоопределения обучающихся понимается своеобразный «полигон» общезначимых ценностей, обеспечивающий процесс поиска, выбора, присвоения и проектирования систем ценностей, приоритетных для личностного развития и самореализации школьников [10].

Ю. С. Репринцева. Уровневая структура ценностного самоопределения.

Под пространством школьной географии понимается открытое образование, не имеющее четких границ, в котором происходит трансляция географической информации между субъектами учебно-воспитательного процесса посредством педагогического взаимодействия и методического обеспечения этого процесса.

На авторский взгляд, пространство школьной географии обладает следующими признаками:

- открытость и широкая географическая информативность (тесная связь изучаемого материала с жизнью, с проблемами современности);

- структурность и целесообразность (все курсы школьной географии четко структурированы, прослеживается структурность уровней изучения пространства - глобальный, региональный, локальный; содержание школьной географии раскрывает не застывшую картину мира, а разнообразные процессы, развивающиеся в пространстве и во времени, а также причинно-следственные связи: прямые, обратные, вертикальные, горизонтальные);

комплексный, интегративный характер (единство внутри географии: между блоками природа - население - хозяйство, в курсах школьной географии достаточно широко раскрываются вопросы биологического, экологического, исторического, экономического и т. д. содержания);

- динамичность и процессуальность (географическое пространство постоянно изменяется, географическая информация требует дополнения и обновления в зависимости от различных процессов, происходящих в природе, населении и хозяйстве различных территорий);

- направленность на ценностно-ориентацион-ную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса (возможность посредством содержания школьной географии формировать системы общезначимых для личности школьников ценности, так называемые ценности школьной географии).

В контексте данного исследования выделена уровневая структура ценностного самоопределения обучающегося в процессе изучения школьной географии.

Первый уровень - социально ориентированное ценностное самоопределение - присвоение ценностей школьной географии личностью. Этот тип самоопределения характерен для младшего подросткового возраста (5-7-е классы). В этом возрасте у обучающихся происходит создание ценностного «образа мира». В процессе присвоения ценностей школьной географии формируется ценностное отношение к явлениям окружающей действительности и в целом к изучению школьного предмета «география». При направленном воздействии на процесс ценностного самоопределения

этого типа в ходе обучения географии начинается длительный и сложный процесс социализации обучающегося, влекущий за собой присвоение системы социально ориентированных ценностей школьной географии, таких как познание красоты природы и искусства, ответственность, исполнительность, а также последующее формирование общеучебных личностных образовательных результатов, таких как исполнительность, трудолюбие, ответственность, чуткость и взаимопомощь, стремление к познанию и предметных (географических) - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Второй уровень - личностно-преобразующее ценностное самоопределение - этот тип ценностного самоопределения проявляется в старшем подростковом возрасте (8-9-е классы). Личностно-преобразующее ценностное самоопределение связано с преобразованием личности обучающегося на основе присвоения ценностей школьной географии. На данном этапе личность обучающегося сосредоточивает внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». У обучающегося меняется ценностное отношение к изучению школьной географии, происходит переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация. Проявлением личностно-преобразу-ющего ценностного самоопределения обучающегося является закрепленная в сознании школьника система ценностей школьной географии - уверенность в себе, смелость в отстаивании своего мнения, широта знаний. Следствием присвоенных личностью ценностей школьной географии является формирование личностных образовательных результатов школьной географии, таких как творческая активность, уверенность в себе, способность действовать самостоятельно, решительно, сдержанность, самодисциплина, широта знаний: расширение кругозора (общеучебные), осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях, осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, патриотизм, любовь к своему региону, стране, уважение к истории, культуре и образу жизни других народов, толерантность.

Третий уровень - прогностическое ценностное самоопределение - проявляется как прогноз, целеполагание, проектирование жизненных планов, что обеспечивает формирование «образа будущего», в сознании обучающегося наблюдается согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. У обучающегося

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 8 (185)

углубляется ценностное отношение к выбору изучения школьной географии как предмету с ориентацией на жизненную перспективу, то есть выбор предмета для сдачи экзамена, поступления в учебные заведения, расширение географического кругозора. Прогностическое ценностное самоопределение проявляется в юношеском возрасте (10-11-е классы) и связано с формированием таких ценностей школьной географии, как самоконтроль, самопрезентация, самореализация, творчество, свобода. Данные ценности лежат в основе формирования таких личностных образовательных результатов, как стремление к нравственному самовоспитанию, широта взглядов: умение понять чужую точку зрения, слушать, рационализм: умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения, высокий культурный уровень, навыки саморегуляции, самоорганизации, самостоятельной деятельности, самоактуализация.

Уровневая структура ценностного самоопределения личности обучающегося в процессе изуче-

ния школьной географии имеет индивидуальные варианты проявления. Это связано с тем, что в одном классе могут быть, к примеру, двое разновозрастных обучающихся, но один из них практически взрослый, а другой - начинающий взрослеть. Кроме этого, система организма обучающихся созревает в разные сроки, не совпадает время наступления физиологической, интеллектуальной и социальной зрелости.

Условно выделенные уровни перехода одного типа ценностного самоопределения на другой определяют системы присваиваемых ценностей школьной географии и усложнение в протекании этого процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся. На взгляд автора, представленные типы ценностного самоопределения позволят учителю географии целенаправленно подойти к отбору основного инструментария для осознанного формирования ценностей школьной географии, лежащих в основе личностных образовательных результатов школьников.

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А . Я . Данилюк, A . M . Кондаков, В . А. Тишков . М .: Просвещение, 2009 . 23 с. (Стандарты второго поколения) .

2 . Кирьякова А. В . Теория ориентации личности в мире ценностей . Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996 . 188 с .

3 . Гинзбург М . Р . Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии . 1988. № 2 . С . 20-26 .

4 . Чернуха О . А. Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном

уровне: дис канд пед наук Волгоград, 2013 260 с

5 . Здравомыслов А. Г . Потребности . Интересы . Ценности . М .: Политиздат, 1986 . 223 с.

6 . Мартынюк И . О . Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования . Киев: Наукова думка, 1990 . 124 с .

7 . Повзун В . Д . Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: автореф . дис .... д-ра пед . наук. СПб ., 2005.46 с .

8 . Ядов В . А . Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения

личности . М ., 1979 . С .62-70 .

9 . Ядов В . А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология: Теория . История . Эмпирические исследования . Л ., 1979 .

С . 106-121.

10 . Репринцева Ю . С . Аксиосфера школьной географии как пространство ценностного самоопределения обучающихся // Теоретические и

практические аспекты психологии и педагогики . Уфа: Аэтерна, 2016 . С . 165-182 .

Репринцева Юлия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (ул. Ленина, 104, Благовещенск, Россия, 675000). E-mail: reprinceva1986@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.05.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-8-122-125

LEVEL STRUCTURE OF VALUABLE SELF-DETERMINATION OF THE STUDENT IN THE COURSE

OF STUDYING SCHOOL GEOGRAPHY

Y. S. Reprintseva

Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russian Federation

The present stage of development of Russia is followed by essentially new processes in economic, political, social, spiritual and ideological spheres of public life. In modern sociocultural situation an important place is taken by valuable self-determination of the personality as selection, individual perception of value by the subject, personal preferences of ideals, norms, standards and other values, creation of their hierarchy according to subjective preferences, their inclusion in goals and motives of activity. The article reveales the concept «valuable self-

№. C. PenpuH^ea. YpoeHeean cmpyKmypa ценностного caMOonpedeneHun...

determination» as the ascension of the school students to the values of school geography in the course of interaction with the teacher directed to formation of the value-semantic sphere of the individual which results in a conscious goalsetting and comprehension of the importance of studying geography at school, as well as such concepts as «space of valuable self-determination», «space of school geography». The characteristics of school geography are considered: openness and wide geographical informational content; degree of structure and expediency; complex, integrative character; dynamism and procedurality; an orientation on valuable and orientation activity of subjects of teaching and educational process. The approximate level structure of valuable self-determination of the student in the course of studying of school geography depending on age features of school students is given, and the following levels are considered: the socially oriented valuable self-determination which is personal and transforming valuable self-determination, predictive valuable self-determination.

Key words: valuable self-determination, space of valuable self-determination, space of school geography, socially oriented valuable self-determination, personal and transforming valuable self-determination, predictive valuable self-determination.

References

1. Danilyuk A. Ya ., Kondakov A . M . , Tishkov V. A . Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii

[Concept of spiritual and moral development and education of the identity of the citizen of Russia] . Moscow, Prosveshcheniye Publ ., 2009 . 23 p .

(Standards of the Second Generation) (in Russian) .

2 . Kiryakova A . V. Teoriya orientatsiilichnostivmire tsennostey [The theory of orientation of the personality in the world of values] . Orenburg, OSPU

Publ ., 1996 . 188 p . (in Russian) .

3 . Ginzburg M . R. Lichnostnoye samoopredeleniye kak psikhologicheskaya problema [Personal self-determination as psychological problem] .

Voprosy psikhologii- Voprosy Psichologii, 1988, no . 2, pp . 20-26 (in Russian) .

4 . Chernukha O .A. Tsennostnoyesamoopredeleniyestarsheklassnikovvobucheniisotsial'no-gumanitarnymdistsiplinamnaprofil'nomurovne. Dis.

kand. ped. nauk [Valuable self-determination of seniors in training in social and humanitarian disciplines at profile level . Diss . cand . of ped . sci . ] .

Volgograd, 2013. 260 p . (in Russian) .

5 . Zdravomyslov A. G . Potrebnosti. Interesy. Tsennosti [Requirements . Interests . Values] . Moscow, Politizdat Publ . , 1986 . 223 p . (in Russian) .

6 . Martynyuk I . O . Zhiznennye tselilichnosti: ponyatiye, struktura, mekhanizmy formirovaniya [Vital purposes of the personality: concept, structure,

mechanisms of formation] . Kiev, Naukova dumka Publ . ,1990 . 124 p . (in Russian) .

7 . Povzun V. D . Tsennostnoye samoopredeleniye lichnosti v universitetskom obrazovanii. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Valuable self-determination

of the personality in university education . Abstract of thesis droct . of ped . sci . ] . Saint Petersburg, 2005 . 46 p . (in Russian) .

8 . Yadov V. A. Vzaimosvyaz' tsennostnykh orientatsiy i sotsial'nykh ustanovok [Interrelation of valuable orientations and social attitudes] .

Samoregulyatsiya i prognozirovaniye sotsial'nogo povedeniya lichnosti [Self-control and forecasting of social behavior of the personality] .

Moscow, 1979 . Pp . 62-70 (in Russian) .

9 . Yadov V. A. Dispozitsionnaya kontseptsiya lichnosti [Dispositional concept of the personality] . Sotsial'naya psikhologiya: Teoriya. Istoriya.

Empiricheskiye ssledovaniya [Social psychology: Theory. History. Empirical researches] . Leningrad, 1979 . Pp . 106-121 (in Russian) .

10 . Reprintseva Yu . S . Aksiosfera shkol'noy geografii kak prostranstvo tsennostnogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya [Aksiosfera of school

geography as space of valuable self-determination of students] . Teoreticheskiye iprakticheskiye aspektypsikhologii ipedagogiki [Theoretical and

practical aspects of psychology and pedagogics] . Ufa, Aeterna Publ . , 2016 . Pp . 165-182 (in Russian) .

Reprintseva Y. S., Blagoveshchensk State Pedagogical University (ul. Lenina, 104, Blagoveshchensk, Russian Federation,

675000). E-mail: reprinceva1986@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.