12. Тарханова И.Ю. Возможности социализации взрослых обучающихся в процессе освоения дополнительных профессиональных программ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 114-117.
13. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования // MURZIM - База Знаний. - 31.05.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/
obwaja-pedagogika/26456-formalnoeneformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya.html.
14. Фрумин И.Д., Поляруш П.П. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта // Российское образование: тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналитических докл. / сост. В.А. Мау, Т.Л. Клячко, А.А. Климов, М.В. Носкова. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. -С. 235-265.
15. The International Encyclopedia of Education. -Oxford, 1985. - Vol. 6. - P. 3551.
УДК 373.5.016:910
Репринцева Юлия Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент Благовещенский государственный педагогический университет
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ (на примере школьной географии)
В современной школе вследствие изменения парадигмы образования, когда обучающийся стоит перед определенным выбором личностной позиции, значительно возрастает интерес к проблемам, связанным с определением ценностей и смыслов жизни в контексте целостного процесса - ценностного обучения школьников. В статье дается понятие ценностного обучения, рассматриваются формы организации познавательной деятельности обучающихся на примере обучения географии. К современным формам организации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в условиях ценностного обучения относятся: игровые приемы работы с текстом, час общения, устный журнал, ток-шоу, марафон, мастер-класс, тренинг, экспедиция, экскурсия. Автор выделяет отличительные особенности каждой формы в условиях ценностного обучения географии, иллюстрирует практическое применение отдельных форм.
Ключевые слова: ценностное обучение, познавательная деятельность, паритетный диалог, ценностно-ориен-тационный урок, личностные образовательные результаты, школьная география.
В последние годы общеобразовательная школа как один из социальных институтов претерпела значительные изменения. Прежде всего, эти изменения связаны с утверждением нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором обозначена важнейшая цель современного российского образования - общекультурное, личностное развитие обучающихся, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, развитие сознания, обретение личностных смыслов. Впервые одна из целей, выдвинутых в образовательном стандарте - достижение личностных образовательных результатов - предполагает формирование внутренней позиции, широкой мотивационной основы учебной деятельности, осознание обучающимися своих возможностей, позволяющих достичь определенных результатов в учении, а также сформировать нравственные и этические чувства [3].
Реализовать поставленную федеральным государственным образовательным стандартом цель возможно в процессе ценностного обучения.
Под ценностным обучением мы понимаем методически грамотно выстроенную систему взаимосвязанных методов, приемов, форм организации учебно-воспитательного процесса, направленную на достижение гарантированного результата и ориентированную на формирование ценностного поведения и внутреннего мира личности школьника, ценностных ориентаций, в основе которых заложена система ценностей, интересов, личностных чувств и качеств, а также развитие общей направленности перспектив.
Ценностное обучение предполагает создание атмосферы сотрудничества в системе учитель - ученик - класс (учитель не ведет за собой, а находится рядом, указывая направление движения; он - организатор, соучастник процесса обучения) и выработку осознанного отношения ко всем аспектам индивидуальной и групповой работы (что делаем и зачем мы это делаем?). Обязательным условием достижения личностного результата должны стать четкие образовательные и воспитательные задачи (чего хотим?) и оценка эффективности работы по конкретным критериям (чего достигли?). Школьники учатся активно, целенаправленно, осваивая, синтезируя информацию и «присваивая» ее.
20
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Репринцева Ю.С., 2016
Результативность ценностно-ориентационного занятия определяется прогнозом учителя относительно того, какими знаниями, умениями и способами действия владеют обучающиеся на данный момент и какими новыми знаниями и способами действия они должны овладеть на следующем уроке.
Эффективность ценностно-ориентационного урока непосредственно связана с видами совместной деятельности учителя и учащихся на каждом из этапов урока. С учетом всех требований к современному учебному занятию на первое место выходит организация диалогового взаимодействия. Диалог основан на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии к другому человеку, принятии его как ценности в свой внутренний мир. Заинтересованность в значимом другом, в его знаниях, опыте, ярких качествах, положительной оценке и уважении способствует вовлечению школьников в процесс диалогического общения, в ходе которого устанавливаются «субъект-субъектные» отношения [2].
Паритетный диалог или диалог на равных является основой «субъект-субъектных» отношений и способствует формированию личности обучающихся.
К основным методическим средствам ценностного наполнения школьной географии в процессе ценностного обучения, на наш взгляд, относятся современные формы организации познавательной деятельности обучающихся, использование которых возможно на всех этапа урока.
Проблема ценностного обучения показывает, что стратегическим направлением формирования ценностно-активной личности школьника, способной к присвоению ценностей является активизации обучения, то есть создание дидактических и психологических условий осмысленного учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Современные формы организации познавательной деятельности - это неординарные подходы к обучению и воспитанию, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности, а класс становится творческим коллективом. Главная их цель - оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным [1].
К современным формам организации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в условиях ценностного обучения относятся: 1) игровые приемы работы с текстом: собери текст; лучший ответ на лучший вопрос; найди меня; круговой пересказ; шпаргалка; почта; почемучка; самый длинный список вопросов; перекличка; читаем вместе; 2) час общения; 3) устный журнал; 4) ток-шоу; 5) марафон; 6) мастер-класс; 7) тренинг; 8) экспедиция; 9) экскурсия.
Рассмотрим краткое содержание игровых приемов работы с текстом.
Собери текст - обучающимся предлагается прочитать текст. Затем учитель предлагает отдельные предложения этого текста - факты, собрать в текст, раскрывающий некоторую теорию на основании обобщения имеющихся фактов.
Подобное задание может быть предложено школьникам VIII класса при изучении материала, связанного с многолетней мерзлотой. В процессе работы с тематическими картами атласа и учебника, а также в беседе с обучающимися определяются следующие факты:
1) в Европейской (западной) части страны выпадает и выпадало больше осадков, чем в Азиатской (восточной) части;
2) в восточной части большее распространение многолетней мерзлоты, ее граница смещена к югу;
3) лед плохо проводит тепло;
4) на западе страны в ледниковые периоды имелось покровное оледенение;
5) на востоке более суровые зимы и ниже январские температуры.
В начале необходимо разделить предложенные факты по территориальному признаку на две группы и рассмотреть отдельно Европейскую и Азиатскую части. Итак:
В Европейской части выпадало больше осадков по сравнению с Азиатской частью (факт 1), и поэтому в ледниковые периоды здесь присутствовало покровное оледенение (факт 4). Лед плохо проводит тепло (факт 3), поэтому оно сохранилось у земной поверхности и она не промерзла.
В восточной части большее распространение многолетней мерзлоты и ее граница смещена к югу (факт 2) вследствие того, что в ледниковый период поверхность не была покрыта ледником, выхолаживалась и промерзала на значительную глубину. Сохранению многолетней мерзлоты способствуют суровые и малоснежные зимы (факт 5).
Лучший ответ на лучший вопрос - обучающиеся делятся на две группы. После прочтения текста составляются вопросы, которые группы задают друг другу по очереди. Затем определяется лучший вопрос и лучший ответ.
Найди меня - после прочтения текста за определенное время школьникам предлагается найти в тексте все существительные (числительные, глаголы; слова начинающихся на букву «а», состоящие из трех букв и т.д.) и сосчитать их. Побеждает тот, кто первым правильно справится с заданием.
Круговой пересказ - читается текст, затем обучающиеся по кругу начинают пересказ. Каждый учащийся говорит только одно предложение.
Шпаргалка - учащиеся делятся на две группы. Первая группа читает текст, пишет шпаргалки по данной теме (рисунки, схемы, краткое содержание и т.д.), затем передает их учащимся второй группы,
которым с помощью данной шпаргалки необходимо раскрыть содержание текста.
Почта - каждому школьнику присваивается номер, который является его почтовым адресом. Выбирается почтальон. Все внимательно читают текст, затем посылают вопрос и пишут номер адресата. Адресат шлет ответ. В ходе этого приема весь класс занят перепиской. Выигрывает тот, кто за 15 минут отослал больше вопросов и получил больше ответов.
Почемучка - сущность этого приема заключается к следующему: прочитав текст, обучающимся необходимо составить 6 вопросов: Что? Где? Когда? Куда? Почему? Зачем?
Самый длинный список вопросов - после прочтения предложенного текста обучающиеся должны составить как можно больше к нему вопросов (уточняющих, объяснительных, прогностических и т.д.).
Перекличка - обучающиеся читают текст, затем первая пара участников по порядку называют существительные, которые встречались в тексте, вторая пара - прилагательные и т.д.
Читаем вместе - обучающиеся читают текст учебника по очереди, после чего делается краткий пересказ прочитанного одним из школьников [1].
К современным формам организации обучения географии кроме игровых приемов работы с текстом также относятся следующие.
Час общения - форма организации деятельности, в которой общение является основной формирующей силой для развития личности школьника. В ходе часа общения педагог формирует особую атмосферу эмоциональной поддержки, ситуацию доверия и позитивного общения между обучающимися. Например, при изучении в 9 классе темы «Агропромышленный комплекс России» можно предложить школьникам «час общения» по следующей проблеме: к концу 2014 года в России было зарегистрировано 228 тысячи фермерских хозяйств. Они дали государству всего 2% сельскохозяйственной продукции. Почему так мал процент производства сельскохозяйственной продукции фермерами России? В какой природной зоне фермеры имеют больше шансов на существование? Почему? Какие проблемы мешают развитию фермерства? Дайте прогноз развития фермерства в России.
Устный журнал - форма организации деятельности школьников, при которой разнообразная информация урока представляется в виде сменяющих друг друга «прочитываемых страниц». Особенностью подготовки к данному занятию является оформление книги-раскладушки, состоящей из страниц, каждая их которых имеет свое название, подтему. На странице может располагаться разная информация по данной теме, главные вопросы, схемы. Изучая тему по страницам журнала, учащиеся узнают много нового, выполняют различные задания, составляют схемы, обсуждают вопросы,
высказывая свое мнение. В конце работы над страницей обязательно подводятся выводы. Последняя страница журнала посвящается подведению итогов, рефлексии.
Проведение устных журналов способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания, речи и памяти учащихся, воспитывается культура общения.
Ток-шоу - форма дискуссии, в ходе которой обозначаются различные точки зрения, но не ставится задача однозначного решения проблемы. В коллективном обсуждении соотносятся нравственные ценности участников дискуссии, формируется умение видеть проблему с различных позиций, развиваются ораторские способности, совершенствуются коммуникативные навыки. Ток-шоу как форма дискуссии интересна для обучающихся и тем, что можно приводить свои аргументы, отстоять свою собственную точку зрения.
Примерная тематика ток-шоу на уроках географии:
Болота - это зло или добро?
Почему р. Амур по праву можно называть рекой подвигов?
Докажите, что р. Амур - батюшка, также как р. Волга - матушка.
Большие размеры территории России - это богатство или бедность для страны?
Какие виды услуг в вашем регионе способствуют развитию личности человека?
Каким вы видите будущее России? и др.
Марафон - форма организации деятельности школьников, которая предусматривает прохождение школьниками разнообразных препятствий и заданий с целью применения «стандартных» знаний в нестандартной ситуации. В марафоне участвуют несколько команд по 5-8 человек. При прохождении марафона учащимся помогают маршрутные листы, инструкция, путеводители, карточки с заданиями, дополнительные сведения [1].
Данная форма работы развивает у школьников быстроту реакции, волевые качества, познавательный интерес. Обучающиеся имеют возможность применить свои творческие способности, проявить смекалку, находчивость, умение классифицировать, обобщать и приводить аналогии.
Мастер-класс - это эффективная форма передачи опыта, мастерства от мастера ученикам путем комментированного показа приемов работы. После показа мастером практических умений обучающиеся задают вопросы, уточняют подробности. Например, учитель учит изготавливать модель гномона, самодельный нивелир, модель компаса, макеты гор, равнин и др.
Тренинг - это одна из форм обучения и передачи информации, при которой школьники заняты решением каждый своей проблемы. В начале тренинга проводятся упражнения, которые пробуж-
22
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
дают интерес к теме, мотивируют обучающихся к активной работе. Используются интерактивные и коммуникативные методы, ролевые игры, проводятся дискуссии. В качестве примера тренинга рассмотрим задание «Моральный смысл» на примере школьного курса «Экономическая и социальная география мира».
Цель: ознакомление школьников с ситуациями морального выбора и схемой ценностно-ориен-тационной деятельности нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.
Форма выполнения задания: групповая работа обучающихся с последующим обсуждением в аудитории.
Описание задания: школьникам предлагается к уроку по теме «Характеристика страны» (страна на выбор) найти в публикациях в средствах массовой информации или в книгах по истории страны описание такого события, которое может быть рассмотрено как моральная дилемма. Школьники оформляют свои работы в письменном виде и на занятии устраивают их презентации. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных. Их обсуждают во время организованной групповой дискуссии.
Инструкция:
Моральная дилемма представляет собой проблемную ситуацию, выход из которой предполагает лишь два взаимоисключающих решения, причем оба эти решения не являются безупречными с моральной точки зрения. Моральная дилемма должна касаться сферы взаимоотношений людей между собой и иметь альтернативные решения в зависимости от интересов участников. Рассказ о моральной дилемме должен включать в себя описание содержания, ее участников, их намерений и действий. Для анализа дилеммы нужно использовать уже знакомую схему анализа ситуаций морального выбора. Обсуждаются возможные варианты решения и выявляется, как поступили бы школьники в этих ситуациях на месте ее героев.
Критерии оценивания:
- соответствие содержания описываемых поступков и событий критерию моральной дилеммы;
- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
- соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.
Экспедиция - это выезд на длительный срок группы школьников с определенным исследовательским заданием. Экспедиция способствует формированию у школьников потребности к познавательной деятельности, к саморазвитию, навыков исследовательской деятельности, практических умений. Экспедиционная группа в полевых
условиях превращается в сплоченный коллектив, основной задачей которого становится создание атмосферы дружбы, взаимопомощи, устремленности к единой цели.
Примерная тематика экспедиций по географии:
- Краеведческая экспедиция.
- «Самые красивые уголки России».
- «Экотуризм в Амурской области».
- «Сохраним природу нашего края» и др.
Экскурсия - одна из ведущих внеурочных форм
организации учебно-воспитательного процесса в школе, при которой обучающиеся выходят на место расположения объектов для непосредственного их изучения. Объектами изучения могут быть не только природные комплексы и их отдельные компоненты, но и различные сферы хозяйственной деятельности. На экскурсиях совершенствуется умение обучающихся работать на местности, они овладевают умениями исследовательского характера, у них формируются пространственные представления о расстояниях, формах рельефа и их размерах, сторонах горизонта, характере долины реки, скорости ее течения и др.
Примерная тематика экскурсий по географии:
- Экскурсия в краеведческий музей.
- «Изучение форм поверхности, характера залегания пород и вод своей местности, их использования и охраны».
- Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.
Рассмотренные формы организации познавательной деятельности в условиях ценностного обучения составляют основу нетрадиционных видов учебных занятий, обладающих гибкой структурой, позволяющих учителю и обучающимся создать свой внутренний открытый мир отношений. Каждый школьник - это отдельная, самостоятельная личность, которая формируется под воздействием многочисленных факторов. При этом особую роль играют школьные учебные предметы, содержание которых обладает большим воспитательным, ценностным потенциалом, поэтому основная задача современного учителя погрузить учеником в учебную деятельность так, чтобы каждый учебный предмет изучался школьниками как лично значимый для них.
Библиографический список
1. Богданович О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса. - Мо-зырь: Белый Ветер, 2012. - 102 с.
2. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. - СПб.: КАРО, 2011. -160 с.
3. Репринцева Ю.С. Формирование личностных образовательных результатов на уроках географии. 5-9 классы. - М.: Изд-во «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2015. - 96 с.