УДК 373.5.016.032:910
Ю. С. Репринцева
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АКСИОСФЕРЕ
ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
В современной школе вследствие изменения парадигмы образования, когда обучающийся стоит перед определенным выбором личностной позиции, значительно возрастает интерес к проблемам, связанным с определением ценностей и смыслов жизни в кон -тексте целостного процесса - ценностного самоопределения школьников. Рассматривается системно-деятельностный подход как методологическая основа ценностного самоопределения обучающихся в аксиосфере школьной географии в контексте объединения системного и деятельностного подходов. Раскрываются понятия «аксиосфера школьной географии», «ценностное самоопределение», «ценности школьной географии». С позиции системно-деятельностного подхода выделяются личностные универсальные учебные действия как основа формирования ценностей школьной географии и личностных образовательных результатов. Приведены примеры учебных заданий на уроках школьной географии с учетом формирования личностных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, ценностное самоопределение, аксиосфера школьной географии, ценности школьной географии, личностные универсальные учебные действия.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает основные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Личностные образовательные результаты включают готовность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций и личностных смыслов [1]. Согласно новому ФГОС ООО формирование этой готовности способствует системно-деятельностный подход [1]. В связи с этим нам видится целесообразным рассмотрение системно-деятельностного подхода в качестве методологической основы ценностного самоопределения обучающихся в аксиосфере школьной географии.
Аксиосферу школьной географии мы рассматриваем как частную аксиосферу единой ценностной сферы человека, системы ценностей которой формируются через содержание школьной географии и в процессе ее изучения. Таким образом, ценностное самоопределение обучающихся в аксиосфере школьной географии обеспечивает восхождение обучающихся к ценностям, направленное на формирование ценностно-смысловой сферы личности, результатом которого становится осмысление значимости изучения предмета «География» в школе.
Под ценностями школьной географии мы понимаем систему ценностей обучающихся, формирующуюся в процессе изучения школьной географии и являющуюся важнейшим компонентом структуры личности [2]. Нам видится уместным выделение следующих групп ценностей школьной географии: терминальные, инструментальные и субъектные. Мы рассматриваем эти ценности именно в таком порядке, поскольку сначала идет формирование фундаментальных (терминальных) и базовых (инструментальных) ценностей каждой индивидуальной личности школьника, а только позже в индивидуальном сознании обучающихся утверждаются субъектные ценности посредством влияния внешних факторов, среди которых - содержание школьной географии.
Ю. С. Репринцева. Системно-деятельностный подход к изучению ценностного самоопределения...
1. Терминальные ценности - это ценности и убеждения, которые позволяют обучающимся достичь конечного желаемого результата в процессе обучения географии. Ценности этой группы являются фундаментальными, поскольку они ориентированы на достижение конечной цели обучения. Мы выделили следующие терминальные ценности: красота природы и искусства - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде и объектам культуры; познание — расширение географического кругозора; уверенность в себе -способность действовать самостоятельно, решительно; умение настоять на своем, не отступая перед трудностями [2].
2. Инструментальные ценности - это альтернативные типы поведения и личностные черты, посредством которых обучающиеся стремятся достичь желаемого результата (терминальные ценности). Эти ценности - базовые, поскольку обеспечивают успешность и качество протекающих в сознании школьников процессов и выступают основанием для восхождения к ценностям более высокого уровня. К инструментальным ценностям относятся: исполнительность — умение держать свое слово; ответственность - умение работать сообща для достижения общей цели; самоконтроль - умение осознано оценивать и корректировать свою деятельность на уроках географии; смелость в отстаивании своего мнения - умение настоять на своем, не отступая перед трудностями; широта взглядов -умение понять чужую точку зрения, слушать.
3. Субъектные ценности - ценности, имеющие особое значение для становления гармоничной личности, развития ее субъектных качеств. Данная группа ценностей обладает наибольшей значимостью в процессе ценностного самоопределения обучающегося в акси-осфере школьной географии, поскольку способствует обретению смыслов жизни. Мы выделили следующие субъектные ценности: самопрезентация - умение представить информацию о себе окружающим, умение демонстрировать перед классным коллективом продукт своей деятельности; самореализация - раскрытие своего личностного потенциала (творческого, интеллектуального) на уроках географии; творчество - умение творчески мыслить на уроках географии при устных ответах, подготовке докладов, рефератов, мультимедиа-презентаций; свобода - возможность на уроке географии беспрепятственно выражать себя [2].
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей психолого-физиологического и возрастного развития [3-6].
Деятельностный подход основывается на положениях о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность. Таким образом, общее развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Системный подход разрабатывался в исследованиях Б. Г. Ананьева, В. Г. Афанасьева, В. П. Беспалько, Б. Ф. Ломова [7-10]. В его основе заложена идея о том, что весь учебно-воспитательный процесс представляет собой систему структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач, поставленных в новом стандарте, и универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся.
На наш взгляд, системно-деятельностный подход к изучению процесса ценностного самоопределения обучающихся в аксиосфере школьной географии позволяет выявить особенности формирования личностных универсальных учебных действий как основного объекта оценки сформированности личностных образовательных результатов. В данном контексте личностные образовательные результаты являются неким итогом, конечным результатом проявления ценностного самоопределения обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия включают три типа действий: действия самоопределения (личностного, жизненного, профессионального); действия смыслоо-бразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностных ориентаций и установок обучающихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами); нравственно-этическая ориентация [11].
С точки зрения ценностного самоопределения обучающихся в аксиосфере школьной географии как процесса, формирование трех типов действий направлено на создание благоприятных условий для личностного развития обучающихся и формирования ценностей школьной географии. Первый тип - самоопределение - ориентировано на выбор ценностных ориентиров и, как следствие, решение важной задачи - построение индивидуальных жизненных смыслов и планов во временной перспективе. Это самый сложный по формированию тип действий, поскольку результат сформированности жизненного самоопределения является проявлением воспитанности, которое отсрочено во времени. Однако процесс ценностного самоопределения обучающихся в аксиосфере школьной географии, результатом которого является сформированность ценностей, лежащих в основе личностных образовательных результатов, более краткосрочен во времени, поскольку направлен на формирование отдельных личностных качеств. Личностное самоопределение обучающихся на уроках географии формируется посредством непроизвольной активизации, например:
- смена деятельности на уроке (учитель самостоятельно предлагает школьникам выбрать вид деятельности: работа с контурной картой, учебником, номенклатурой, дополнительной литературой);
- контраст ощущений: определение свойств горных пород по запаху, вкусу, цвету поможет заинтересовать школьников на уроке и определиться с выбором будущей профессии, например геолога;
- элементы музыки (журчание ручья, пение птиц, извержение вулкана и др.) обеспечат погружение обучающихся в свой внутренний мир и формирование эмоционально-ценностной сферы [12].
Второй тип - действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иначе, между результатом - продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Школьник должен осознавать, что обучение для него - это основная цель его жизнедеятельности на данный отрезок времени, и от того, насколько он ответственно или безответственно подходит к этому процессу, зависит общий результат. Это действие на уроках географии формируется посредством произвольной внутренней активизации, например:
- творческие задания (Совершите воображаемое путешествие от экватора на север вдоль 20-го меридиана и опишите особенности природных зон, в которых вы побывали. Будучи руководителем туристического агентства, составьте наиболее интересный маршрут по территории материка Австралия);_
Ю. С. Репринцева. Системно-деятельностный подход к изучению ценностного самоопределения...
- индивидуальные задания, проекты (Предложите вариант размещения на территории современной России нового металлургического комбината полного цикла, обоснуйте свое решение);
- задания с недостаточной информацией (Объясните, почему выплавка чугуна на Урале зависела от урожая овса?);
- связь с личным опытом школьников (Как вы считаете, какие виды услуг в вашем регионе способствуют развитию личности человека?);
- самоанализ (рефлексия) (Оцените, насколько интересно вам было изучать этот материал по сравнению с материалом других уроков: интересно; не очень интересно; совсем неинтересно) [12].
Третий тип - это действие нравственно-этической ориентации, формирующее у школьников свою позицию в межличностных отношениях. Чаще всего на уроках географии это действие формируется в процессе организации групповой и коллективной работы, когда у обучающихся есть возможность показать себя в разных ролях: и как слушатель, и как оратор, и с позиции наблюдателя. Действие формируется посредством произвольной, внешней активизации. Например:
- работа в группах, в парах;
- дидактические игры: соревнования, ролевые, деловые игры (игра «Счастливый случай» - урок-обобщение по теме «Общая характеристика природы России»);
- дискуссии, дебаты, мозговые штурмы (В настоящее время на автодорогах России появилось большое количество импортных автомобилей, которые отличаются хорошим качеством, оформлением, надежностью. Отечественные марки не выдерживают с ними конкуренции. В то же время за рубежом стараются поддерживать своих производителей. Этому способствует реклама, воспитание патриотизма в школе, государственная политика в автомобилестроении. Как решить данную проблему?);
- приемы критического мышления (приемы «Кластер», «Синквейн», «Эссе»);
- моральные дилеммы - ситуации морального выбора (Представьте, что вы возглавляете сферу услуг в вашем регионе. Наметьте первоочередные задачи, которые необходимо решить. Определите реальные сроки их выполнения) [12].
Таким образом, учет системно-деятельностного подхода к изучению ценностного самоопределения обучающихся в аксиосфере школьной географии позволит выявить закономерности данного процесса, отбор педагогических принципов обучения и воспитания, определение механизма ценностного самоопределения, выбор современных активных методов обучения географии и форм организации учебной деятельности обучающихся в контексте технологии ценностного обучения.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
2. Репринцева Ю. С. Введение в «аксиологическую географию»: постановка проблемы // География в школе. 2015. № 7. С. 28-31.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь: собр. соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 236-277.
6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 370 с.
8. Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопр. философии. 1973. № 6. С. 22-26.
9. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технически обучающих систем). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 304 с.
10. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 31-45.
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пос-е для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
12. Репринцева Ю. С. Активизация процесса обучения географии как эффективный инструментарий формирования личностных результатов обучающихся // География в школе. 2013. № 10. С. 40-42.
Репринцева Ю. С., кандидат педагогических наук, доцент. Благовещенский государственный педагогический университет.
Ул. Ленина, 104, Благовещенск, Амурская область, Россия, 675000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.02.2016.
Yu. S. Reprintseva
SYSTEMATIC-ACTIVITY APPROACH TO THE STUDY OF VALUABLE SELF-IDENTITY OF THE STUDENT IN AXIOSPHERE OF SCHOOL GEOGRAPHY
Interest in the problems connected with determination of values and meaning of life in the context of complete process - valuable self-determination of school students considerably increases in modern school owing to change of a paradigm of education when the trained faces a certain choice of personal positions. The article considers system and activity approach as a methodological basis of valuable self-determination of the students in axiosphere of school geography. Reveals the concepts "axiosfer of school geography", "valuable self-determination", "values of school geography". From a position of system and activity approach personal universal educational actions as a basis of formation of values of school geography and personal educational results are allocated. Examples of educational tasks at lessons of school geography taking into account formation of personal universal educational actions are given.
Key words: system and activity approach, valuable self-determination, axiosfer of school geography, value of school geography, personal universal educational actions.
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF [Federal state educational standard of general education. Ministry of Education and Science]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011. 48 p. (in Russian).
2. Reprintseva Yu. S. Vvedeniye v "aksiologicheskuyu geografiyu": postanovka problemy [Introduction to "axiological geography': statement of a problem]. Geografiya v shkole - Geography at School, 2015, no. 7, pp. 28-31 (in Russian).
3. Vygotskiy L. S. Myshleniye i rech': sobraniye sochineniy v 6 t. T. 2. Problemy obshchey psikhologii [Thinking and speech: collection of works in 6 volumes. Vol. 2. Problems of General Psychology]. Ed. V. V. Davydov. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 504 p. (in Russian).
4. Leont'yev A. N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p. (in Russian).
5. Gal'perin P. Ya. Psikhologiya myshleniya i ucheniye o poetapnom formirovanii umstvennykh deystviy [Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions]. Issledovaniye myshleniya v sovetskoy psikhologii [Research of thinking in Soviet psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1966. Pp. 236-277 (in Russian).
№. C. Penpm^ea. CucmeMHO-denmenbHOcmHuu nodxod k myneHUW ценностного caMOonpedeneHUH.
6. El'konin D. B. Izbrannye psikhologicheskiye trudy [Chosen psychological works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 560 p. (in Russian).
7. Anan'ev B. G. Izbrannye psikhologicheskiye trudy [Selected psychological works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. 370 p. (in Russian).
8. Afanas'yev V. G. O sistemnom podkhode v sotsial'nom poznanii [About system approach in social knowledge]. Voprosy filosofii - Problems of Philosophy, 1973, no. 6, pp. 22-26 (in Russian).
9. Bespal'ko V. P. Osnovy teorii pedagogicheskikh sistem (Problemy i metody psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniya tekhnicheskikh obuchayushchikh sistem) [Bases of the theory of pedagogical systems (Problems and methods of psychology and pedagogical providing technically training systems)]. Voronezh, Voronezhskiy un-t Publ., 1977. 304 p. (in Russian).
10. Lomov B. F. O sistemnom podhode v psikhologii [About systemic approach in psychology]. Voprosy psikhologii - Questions of Psichology, 1975, no. 2, pp. 31-45 (in Russian).
11. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A. et al. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy: posobiye dlya uchitelya [The formation of universal educational actions in primary school: from action to thought. Task system: Teachers guide]. Ed. A. G. Asmolov. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 159 p. (in Russian).
12. Reprintseva Yu. S. Aktivizatsiya protsessa obucheniya geografii kak effektivnyy instrumentariy formirovaniya lichnostnykh rezul'tatov obuchayushchikhsya [Activization of the process of teaching geography as effective tools of formation of the personal results of the students]. Geografiya v shkole - Geography at School, 2013, no. 10, pp. 40-42 (in Russian).
Reprintseva Yu. S.
Blagoveshchensk State Pedagogical University.
Ul. Lenina, 104, Blagoveshchensk, Amur region, Russia, 675000.
E-mail: [email protected]