Научная статья на тему 'Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода'

Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕН-НОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНАЯ КАРТИНА МИРА / CHOOL HUMANITARIAN EDUCATION / AXIOLOGICAL APPROACH / VALUE / VALUABLE RELATION / VALUABLE PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна, Крутова Ирина Владимировна, Самоходкина Татьяна Викторовна

Раскрываются основные положения ценностного подхода в гуманитарном образовании. Представлено понимание универсальных гуманистических ценностей как основы целеполагания и отбора содержания гуманитарных дисциплин. Обоснована система ценностных отношений личности как процесс и результат решения воспитательных задач современного школьного гуманитарного образования. Определена структура ценностного отношения, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный компоненты. Психологической основой процесса формирования ценностных отношений выступают процессы смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства. В качестве педагогических средств формирования ценностных отношений используются педагогические ситуации аксиологического содержания. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в педагогической практике общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна, Крутова Ирина Владимировна, Самоходкина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL HUMANITARIAN EDUCATION THROUGH THE PRISM OF THE VALUE APPROACH

The article reveals basic provisions of a valuable approach in humanitarian education. Universal humanistic values are treated as the basis of goal-setting and selection of humanitarian subjects’ content. It is proved that the system of valuable relations of a personality is the process and result of the solution of educational problems in modern school humanitarian education. The structure of the valuable relation is defined (cognitive, emotional and estimated, personal and semantic, activity components). The psychological basis of the process of formation of valuable relationsn are the following processes: smysloobrazovaniye (development of meaning), smysloosoznaniye (realization of meaning), and smyslostroitelstvo (building of meaning). Pedagogical means for developing valuable relations are situations of the axiological content.

Текст научной работы на тему «Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода»

author comes to the conclusion that personalized approach to the developing a model of advanced training for educators will ensure the development of their personal and professional skills (professional readiness, pedagogical competence, professional identity, willingness to teach, teaching communication, professional self-development, ambition for advanced training).

Key words: state policy, model of advanced training, personalized approach, individual plan of professional development.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossyiskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody. Utverzh-dena rasporyazheniem Pravitel 'stva RF ot 22 noyabrya 2012 g. № 2148-r. (The state program of Russian Federation «Development of education» on 2013-2020 years. Approved by the order of RF Government 2012 November 22 № 2148-r) (in Russian), available at : http://base. garant.ru/70265348/

2. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r (The conception of Russian Federation's long-term social end economical development to 2020 year. Approved by the order of RF Government 2008 November 17 № 1662-r) (in Russian), available at : http://base.garant/ru/194356

3. Plan deystviypo modernizatsii obshchego obrazovaniya na 2011-2015 gody. Utverzhden rasporyazheniem Pravitel 'stva Rossiiskoi Federatsii ot 7 sentyabrya 2010 g. № 1507-r «O realizatsii natsional'noi obrazovatel'noi initsiativy «Nasha novaya shkola» (The route plan for modernization of general education to 2011-2015 years. Approved by the order of RF Government 2010 September 7 № 1507-r) (in Russian), available as : http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/6641306

4. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obra-zovaniya na 2011-2015 gody. Utverzhdenapostanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoy Federatsii ot 7 fevralya 2011 g.

УДК 37.013

Л. П. Разбегаева, И. В. Крутова, Т. В Самоходкина

Разбегаева Людмила Павловна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики преподавания истории, обществоведения и права, Волгоградский государственный социально-педагогический университет; 27, просп. В. И. Ленина, г. Волгоград, 400066, Россия; E-mail: [email protected]

Крутова Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики преподавания истории, обществоведения и права, Волгоградский государственный социально-педагогический университет; 27, просп. В. И. Ленина, г. Волгоград, 400066, Россия; E-mail: [email protected]

№ 61 (The federal special program of education's development to 2011-2015 years. Approved by the order of RF Government 2011 February 7 № 61) (in Russian), available at : http://www.fcpro.ru/

5. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011 g., № 2227-r. (The strategy of innovative development of Russian Federation for the period until 2020 year. Approved by the order of RF Government 2011 December 8, № 2227-r) (in Russian), available at : http://www.garant.ru/products/prime/ doc/70006124/

6. Modernizatsiya sistemy povysheniya kvalifikatsii (The further training system's modernization). Upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem v voprosakh i otvetakh (Management of educational institute in questions and answers). 2011, № 4 (in Russian), available at : http://www. menobr.ru/materials/16/38434/?redct=Y

7. Gubanova E. V. Vnutrishkol'naya modelpovysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov (In-school model of teaching employees' further training). Shkola uprav-leniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem. (Management of educational institute school), 2012, № 4 (14), pp. 24-30 (in Russian).

8. Frumina E. L. Nepreryvnoe obrazovanie dlyapedagogov: modeli i osobennosti (Continuing education for teachers). Nepreryvnoe obrazovanie v politichescom i ekonomich-eskom kontekstakh (The continuous education in politica-lanol economic framework). Moscow, 2008, pp. 274-292 (in Russian).

9. Vliyaniepovysheniya kvalifikatsii na kachestvo obrazovaniya (Further training's influence on education's quality). Moscow, 2012. 232 p. (in Russian).

10.Zakharova E. A. Trebovaniya k professional'nomu razvitiyu pedagogov v usloviyakh poslediplomnogo obrazovaniya (Standards of teachers' professional development in conditions of graduate studies) Molodoi uchenyy (Young scientist), 2011. vol. 2, № 3, pp. 115-117 (in Russian).

Самоходкина Татьяна Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики преподавания истории, обществоведения и права, Волгоградский государственный социально-педагогический университет; 27, просп. В. И. Ленина, г. Волгоград, 400066, Россия; E-mail: [email protected]

Раскрываются основные положения ценностного подхода в гуманитарном образовании. Представлено понимание универсальных гуманистических ценностей как основы целепо-лагания и отбора содержания гуманитарных дисциплин. Обоснована система ценностных отношений личности как процесс

ШКОЛЬНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА

© Разбегаева Л. П., Крутова И. В., Самоходкина Т. В., 2013

Научный отдел

Л. П. Разбегаева, И. В. Крутова, Т. В Самоходкина. Школьное гуманитарное образование

и результат решения воспитательных задач современного школьного гуманитарного образования. Определена структура ценностного отношения, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный компоненты. Психологической основой процесса формирования ценностных отношений выступают процессы смысло-образования, смыслоосознания и смыслостроительства. В качестве педагогических средств формирования ценностных отношений используются педагогические ситуации аксиологического содержания. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в педагогической практике общеобразовательных школ.

Ключевые слова: школьное гуманитарное образование, ценностный подход, ценность, ценностное отношение, ценностная картина мира.

Введение

Глобальной целью современного отечественного образования является воспитание гуманистической личности: это - свободная личность, способная к самоопределению и самореализации в современном социокультурном пространстве, важнейшими её качествами являются творческая активность, вариативное мышление, развитое стремление к созиданию. Цель школы заключается в создании оптимальных условий для становления такой личности. Эта задача особенно актуальна, так как современная реальность такова, что учитель и ученик зачастую оказываются на одном уровне в смысле ценностных поисков и находок перед лицом общего вызова эпохи, когда условия жизни резко меняются.

В основе развития гуманистической личности лежит становление ее ценностного сознания. Это объясняется тем, что в обществе ценности выступают стратегическими целями, побуждающими людей к совместным действиям, социальной жизни. Ценности для человека как целеполагающего существа - это базовые цели во всей иерархии целеполагания. Они обеспечивают интеграцию общества, помогают личности осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [1]. Ценностная структура общества - его базисная структура. Общество, лишенное ценностей, как таковое не сможет существовать. Когда единство, усвоение и гармония ценностей ослабевают, увеличиваются шансы международной или гражданской войны, считал П. Сорокин.

основные положения ценностного подхода в гуманитарном образовании

Проблема становления ценностного сознания личности в настоящее время является одной из наиболее важных и актуальных. Это объясняется тем, что она связана с фундаментальными вопросами человеческого бытия. Предметы и явления окружающего мира не только обладают присущими им объективными свойствами, которые

отражаются в сознании, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов, поэтому человек не просто познает действительности, но и оценивает её с точки зрения стремлений, своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от имеющихся представлений постепенно складывается определенная направленность интересов, а следовательно, и деятельности личности. Формируется, таким образом, ценностное сознание - реальный стержень всех жизненных устремлений личности. Отсюда огромное значение приобретает проблема становления ценностного сознания личности, что отражается и в отечественной педагогике.

Ядром ценностного сознания является система ценностных отношений (Л. Н. Столович, М. С. Каган), именно они способствуют формированию гармонично развитой, целостной и творческой личности. Необходимость формирования системы ценностных отношений определяется и их духовно-практической значимостью, возможностью утверждения истинных человеческих достоинств в процессе становления и развития личности.

Систему духовно-практического освоения человеком реальности представляет гуманитарное образование как феномен культуры; все происходящие в нем информационные процессы связаны с поиском смысла. Несмотря на то что за последнее десятилетие в области гуманитарного образования накоплен определенный опыт внесения ценностной компоненты в его содержание, оно все еще остается системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира, еще далеко не в полной мере ориентировано на развитие личности и становление ее ценностного сознания.

Школьные гуманитарные предметы в большинстве своем соответствуют отдельным отраслям науки, адаптируют их к задачам школы и предполагаемым возможностям детей, а в совокупности должны построить в сознании ученика картину мира как объекта научного познания и основанной на нем практической деятельности. Это ориентирует на концептуальное переосмысление содержания гуманитарного образования.

Его суть сводится к следующим положениям:

основой целей ценностно-ориентированного гуманитарного образования выступают универсальные гуманистические ценности постиндустриальной цивилизации: Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации;

содержанием ценностно-ориентированного гуманитарного образования является присвоение личностью универсальных гуманистических ценностей, в которых заключен культурно-исторический опыт предшествующих поколений;

присвоение универсальных гуманистических ценностей предполагает актуализацию ценност-

ного потенциала гуманитарного знания через построение ценностной картины мира, которая задается в сознании школьника универсальными гуманистическими ценностями постиндустриальной цивилизации. Это предполагает формирование системы ценностных отношений личности к миру и к себе в этом мире (Л. С. Выготский, Б. Д. Эльконин);

ценностные отношения являются ядром ценностного сознания личности, которое есть, прежде всего, обращенность к жизни, традициям, к человеку, к принципам гуманизма, поэтому правомерно в качестве цели ценностно-ориентированного гуманитарного образования рассматривать создание условий для становления ценностного сознания личности ученика;

изложенные выше позиции обусловливают необходимость создания, развития и совершенствования аксиологической среды гуманитарного образования, где организуется процесс формирования системы ценностных отношений школьников, становление ценностно-ориентированной гуманистической личности.

Воспитательный потенциал гуманитарного образования может быть реализован через содержание школьных курсов истории, литературы, обществознания, которые в разных аспектах раскрывают духовные стороны бытия человека и общества. Вместе с тем реализация воспитательных целей урока представляет наибольшие сложности для учителя. Анализ школьных уроков истории, обществознания, учебно-методических пособий, учебников позволяет говорить о том, что в большинстве случаев реализация воспитательного компонента курсов осуществляется бессистемно, неконкретно, без учета психологической составляющей воспитания. Полагаем, что необходимо подходить к отбору предметного содержания не только с позиции знаниевой парадигмы, но и ориентируясь на возможности содержания при решении воспитательных целей, т. е. присвоения ценностей школьниками.

Сегодня проблема ценностей как целевой и содержательной доминанты образования привлекает все большее внимание педагогов. В педагогической парадигме существует множество подходов к определению сущности общечеловеческих ценностей, так, ряд исследователей предлагают детальный набор ценностей.

З. И. Равкин: человек, труд, мир, свобода, справедливость, равенство, добро, истина, красота; Н. Д. Никандров: мир, другие люди, сам человек, Бог, природа, жизнь, здоровье, любовь, семья, образование, культура, труд; И. А. Зимняя: жизнь, культура, бытие, созидание, добро, истина, свобода, вера, красота, достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность; В. А. Караков-ский: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир; Е. В. Бондаревская: человек культуры, образование, диалог, творчество; Н. Е. Щуркова: человек, жизнь, общество, при-

рода, добро, истина, красота, счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство, труд, познание, общение, игра; А. В. Кирьякова: жизнь, свобода, счастье, отечество, идеал человека, эталоны красоты, труд, познание; Л. П. Разбегаева: универсальные гуманистические ценности: Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации; ФГОС основного общего образования 2010 г. ориентирован на базовые национальные ценности: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство, природу, человечество.

Среди многочисленного ряда ценностей, выделяемых различными исследователями, к общепризнанными относятся Жизнь, Человек, Познание (Знание), Красота (Культура), Труд, Отечество, Земля, Мир (А. В. Кирьякова, В. А. Ка-раковский, З. И. Равкин), Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации (Л. П. Разбе-гаева). Данные ценности являются структурообразующими, базовыми, аккумулирующими в себе более широкий круг социальных ценностей; они и составляют элементы ценностной картины мира. Известно, что каждое общество создает свою, специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ведущие ценности в обществе обусловливают поступки людей во всех сферах жизни: политике, экономике, культуре.

В процессе образования представляется целесообразной ориентация на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые могут составить целевую и содержательную доминанты гуманитарного образования (Н. Д. Никандров). На государственном уровне эти ценности определены Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России, их перечень не противоречит достижениям педагогической науки, при этом упор делается на национальные ценности, их разумное сочетание с универсальными гуманистическими ценностями, которые определяют современную ценностную картину мира. Составляющими ценностной картины мира выступают Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации. В современной культуре они связаны между собой и образуют своего рода «систему координат», посредством которой люди воспринимают действительность и на основе которой строят свой образ мира. Полагаем, что универсальные гуманистические ценности сегодня могут составить основу содержания гуманитарного образования как в аспекте целеполагания, так и при отборе и структурировании учебного содержания. Это объясняется следующими положениями:

поскольку современное образование «должно готовить сегодняшних граждан для жизни и работы в завтрашнем мире», необходима ориентация на ценности постиндустриальной цивилизации, контуры которой отчетливо вырисовываются сегодня [2];

Л. П. Разбегаева, И. В. Крутова, Т. В Самоходкина. Школьное гуманитарное образование

универсальные гуманистические ценности отражают общественную практику и определяют поведение человека, воздействуя на его жизнедеятельность; вместе с тем, руководствуясь в практической деятельности и сознании универсальными гуманистическими ценностями, каждый человек интерпретирует их по-своему. Таким образом, универсальные гуманистические ценности имеют не только предметно-деятельностную, но, прежде всего, смысловую природу;

именно ценностной картиной мира эпохи современный человек руководствуется в своем поведении; с помощью составляющих ее элементов он отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта. Содержание универсальных гуманистических ценностей как бы предшествует идеям и мировоззрению, формирующимся у членов общества или его групп. Сколь различными ни были убеждения этих индивидов и групп, в их основе лежат общие для всего общества обязательные понятия и представления - универсальные гуманистические ценности, без которых невозможна выработка ценностного сознания личности [3];

расшифровка школьниками ценностной картины мира, которую выработали люди той или иной эпохи, цивилизации и которой они руководствовались в своей жизни, позволит решить одну из важнейших задач гуманитарного образования: не усвоение информации, а познание человека, системы ценностей иных эпох, а значит - познание самого себя, своего места в современном, динамичном мире. Такой подход к структурированию учебного содержания дает возможность организовать познание различных культур таким образом, чтобы школьники увидели в человечестве как разнообразие, так и единство, осознали свою принадлежность к человечеству; создается ситуация сопереживания и сотворчества с людьми прошлых эпох и современниками.

Результатом присвоения ценностей является система ценностных отношений школьников: именно они способствуют формированию гармонично развитой, целостной и творческой личности. Ценностное отношение - это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Они являются одновременно процессом восприятия, понимания мира сквозь призму ценностей и результатом этого процесса как позиции человека по отношению к ценностям как личностно-значимым. В ценностном отношении, прежде всего, отражается общественная жизнь, социальная действительность, они культурно и исторически обусловлены.

В структуре ценностного отношения выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысло-вой, деятельностный. Первый подразумевает фиксацию в сознании школьника знаний о сущности рассматриваемой ценности; также знания

могут быть представлены на различных уровнях

- представлений, понятий, идей. Эмоционально-оценочный компонент связан с формированием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности; выделяются различные уровни такого отношения - положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка. В содержание личностно-смыслового компонента входят: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-зна-чимой. Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия

- его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное. В содержание деятельностного компонента входят: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности.

Формирование ценностных отношений - это сложный, длительный процесс, связанный с постепенным формированием каждого из обозначенных компонентов. Психологической основой процесса формирования ценностных отношений выступают выделенные Д. А. Леонтьевым процессы смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства [4]. Процесс смыслообра-зования соотносим с формированием когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов ценностного отношения, процесс смыслоосозна-ния - с формированием личностно-смыслового компонента, процесс смыслостроительства - с деятельностным компонентом. Обозначенные процессы определяют этапность формирования компонентов ценностного отношения, а также отбор педагогических средств в рамках каждого из этапов, при этом в условиях массовой школы работа на следующих этапах не исключает возможности работы и на уровне предыдущих с целью закрепления достигнутых результатов и учета индивидуальных достижений учащихся.

Работа по формированию ценностных отношений должна быть системной, планируемой, ориентированной на конкретный прогнозируемый результат, в том числе промежуточный. Ценностные отношения формируются в течение всего периода изучения гуманитарных дисциплин в школе. Учителю важно уметь определять приоритетный круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, плани-

ровать свою деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений. В качестве педагогических средств формирования ценностных отношений целесообразно использовать педагогические ситуации аксиологического содержания, с помощью которых создается определенное ценностное пространство, побуждающее школьника к ценностному самоопределению.Основными компонентами такой ситуации являются:

фрагмент содержания гуманитарных дисциплин, раскрывающий аспект социокультурной реальности, отражающий сущность, социальную и личностную значимость рассматриваемой ценности. Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин организуется на основе аксиологической проблемы, что обеспечивает создание условий для присвоения ценности. Аксиологическая проблема является центром педагогической ситуации. Она представляет собой событие, имеющее значение для участников ситуации в силу своей «ценностной» значимости для общества и всех его членов;

средства ценностно-коммуникативной направленности: это система учебных задач лич-ностно-смыслового характера (И. В. Крутова), интегративно-ценностных проблем (А. В. Хоро-шенкова), аспектных ценностно-смысловых задач (Т. Н. Логачева), аспектных ценностных проблем (Т. В. Самоходкина), творческих конструктов (Ю. С. Голованова), этических смысловых конструктов (Е. А. Мацефук):

ученик, обладающий потребностью «быть личностью» и имеющий определенный личностный опыт;

учитель - организатор педагогической ситуации;

интегрирующий фактор - ценностно-смысловая коммуникация - особый вид учебно-познавательной деятельности, адекватной гуманитарному познанию. Ценностно-смысловая коммуникация выступает как многомерный диалог, обусловленный спецификой гуманитарного знания, который фиксирует общение субъектов учебного процесса на социокультурном, межличностном и внутри-личностном уровнях; осуществляется в аксиологической среде гуманитарного образования с целью приобщения ученика к гуманистическим ценностям. Ее субъектами выступают ученик, учитель, субъект изучаемой культуры. Это - диалог эпох, сегодняшней и прошлой, с учеником, уходящим в силу своего возраста и социального статуса в будущее; диалог обучающего и обучаемого, в который включаются не только учитель и ученик, а весь педагогический коллектив, родители. Ценностно-смысловая коммуникация служит механизмом корректировки вербального и невербального поведения ученика, соотнося его с идеалами, ценностями. Школьники приобретают не только знания о мире, человеке, но и определенное представление о своем месте и назначении в нем.

Заключение

Таким образом, ценностный потенциал гуманитарного образования позволяет говорить

0 его ведущей роли в решении воспитательных задач современной школы. Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин организуется на основе аксиологической проблемы, что обеспечивает создание условий для присвоения ценности. Ценностно-смысловая коммуникация служит механизмом корректировки вербального и невербального поведения ученика, соотнося его с идеалами, ценностями.

Библиографический список

1. Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград, 2001. 260 с.

2. ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. Париж, 1994. 196 с.

3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1973. 180 с.

4. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психологический журн., 1997. Т. 18, № 6. С. 13-27.

School Humanitarian Education through the Prism of the Value Approach

Lyudmila Razbegaeva1, Irina Krutova2, Tatyana Samokhodkina3

1 Doctor of Perdagogy, professor, the Chair of Theory of Teaching Methods of History, Social Science and Law, Volgograd State Social and Pedagogical University;

27, V. I. Lenina str., Volgograd, 400066, Russia; E-mail: [email protected]

2 PhD of Perdagogy, associate professor, the Chair of Theory of Teaching Methods of History, Social Science and Law, Volgograd State Social and Pedagogical University;

27, V. I. Lenina str., Volgograd, 400066, Russia; E-mail: [email protected]

3 PhD of Perdagogy, associate professor, the Chair of Theory of Teaching Methods of History, Social Science and Law, Volgograd State Social and Pedagogical University;

27, V. I. Lenina str., Volgograd, 400066, Russia; E-mail: [email protected]

The article reveals basic provisions of a valuable approach in humanitarian education. Universal humanistic values are treated as the basis of goal-setting and selection of humanitarian subjects' content. It is proved that the system of valuable relations of a personality is the process and result of the solution of educational problems in modern school humanitarian education. The structure of the valuable relation is defined (cognitive, emotional and estimated, personal and semantic, activity components). The psychological basis of the process of formation of valuable relationsn are the following processes: smysloobrazovaniye (development of meaning), smysloosoznaniye (realization of meaning), and smyslostroitelstvo (building of meaning). Pedagogical means for developing valuable relations are situations of the axiological content.

Л. Р. Храпаль, А. Р. Камалеева. Культурная глобализация и этнокультурная индентичность обществ

Key words: School humanitarian education; Axiological approach; Value; Valuable relation; Valuable picture of the world.

References

1. Razbegaeva L. P. Tsennostnye osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya (Axiological bases of gumanitarian education.) Volgograd, 2001 (in Russian). 260 p.

УДК 37:378:373.3/5

Л. P. Храпаль, A. P. Камалеева

Храпаль Лариса Робертовна - доктор педагогических наук, доцент отделения экономики и управления, Казанский (Приволжский) федеральный университет; 18, ул. Кремлевская, г. Казань, 420008; Республика Татарстан, Россия; E-mail: [email protected]

Камалеева Алсу Рауфовна - доктор педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории общепрофессиональной и естественно-научной подготовки,

Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО;

12, ул. Исаева, г. Казань, 420008, Республика Татарстан, Россия; E-mail: [email protected]

Рассматривается характер развития процессов культурной глобализации с учетом многообразия равенства культур, увеличения числа интегральных связей, способствующих взаимопониманию входящих в диалог народов, культур, традиций. Актуальным в статье представляется соотнесение модернизационных процессов с социокультурной динамикой, экологизацией и глобализацией общества, с национальной культурной традицией, ценностями, идентификациями. Модернизационные процессы в России тормозились отечественной социокультурной традицией: это во многом определялось отторжением инноватики, характерным для традиционного общества, и ускорением социокультурной динамики, характерным для западной цивилизации, что вызывало и потребность в адаптации, и противодействие ей. Возникновение нового мирового порядка обусловлено потребностью, которую вызвала глобализация мира. Его создание не должно ставить под вопрос сохранение национальной и культурной самобытности народов, охваченных процессом глобализации, и суверенитет их государств, а также сохранение и реализацию культурной самобытности и суверенитета личности.

Ключевые слова: культурная глобализация, этнокультурная индентичность общества, модернизация образования.

Введение

Важные социокультурные предпосылки для решения вопросов культурной глобализации и этнокультурной идентичности обеспечивает со-

2. UNESCO. Deyatel'nost' v oblasti obrazovaniya vo vsem mire (Activity at the educational sphere in all the world). Parizh, 1994 (in Russian). 196 c.

3. Gurevich A. Ya. Kategoriisrednevekovoikultury(Categories of the medieval culture). Moscow, 1973. 180 p. (in Russian).

4. Leont'ev D. A. Dinamika smyslovykhprotsessov (Dinamics of semantic processes). Psikhologicheskiy zhurna (The psychological journal), 1997, vol. 18, № 6, pp. 13-27 (in Russian).

временная эколого-образовательная политика, которая способна создать естественные условия для самоорганизации культурно-самобытных форм, свободного культурного саморазвития народов, дифференцированного подхода к культуре этнических групп, развитию тех эколого-культур-ных компонентов, которые имеют существенное значение для межэтнических взаимодействий [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культурная глобализация и этнокультурная индентичность общества как факторы модернизации современного образования

Глобализация охватывает множество стран, имеющих различные культурные установки и находящихся на разных ступенях развития, при этом накладывает свои особенности на процессы и результаты их взаимовлияния и на вытекающие отсюда вопросы идентичности. Перед лицом глобализации идентичность либо претерпевает изменения, либо начинает приобретать множественные, не свойственные данной культуре оттенки. Взаимовлияние культур осуществляется как на уровне образования единого коммуникационного пространства (с соответствующим формированием схожих компонентов), так и на уровне распространения элементов «культурных продуктов», изменяющих процессы идентификации [2].

Глобализация в области культуры имеет ярко выраженную тенденцию к унификации локальных сообществ, что проявляется в распространении общих ценностей, норм, стандартов, идеалов, отчасти имеющих универсальный характер. В этом смысле можно говорить о возможности формирования плюралистической идентичности, строящейся по принципу «единство в многообразии», при котором «местные» культурные формы частично инкорпорируются в глобальное пространство. В отдельных аспектах происходит синтез культур с сохранением в процессе ак-

КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Храпаль Л. Р., Камалеева А. Р., 2013

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.