Научная статья на тему 'Ценностно-коммуникативный подход в гуманитарном образовании: сущность, результаты, перспективы'

Ценностно-коммуникативный подход в гуманитарном образовании: сущность, результаты, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОКОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / VALUE / VALUE AND COMMUNICATIVE APPROACH / AXIOLOGICAL ENVIRONMENT OF HUMANIST EDUCATION / VALUE AND SENSE COMMUNICATION / UNIVERSAL HUMANISTIC VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна

Представлены результаты и перспективы исследований в рамках научной школы, базирующейся на ценностно-коммуникативном подходе в гуманитарном образовании; обосновываются методологические позиции целеполагания, принципы отбора содержания гуманитарного образования, факторы организации педагогического взаимодействия в гуманитарной образовательной среде. Раскрывается необходимость аксиологизации содержания современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are given the results and perspectives of the investigation in the frames of the scientific school based on value and communicative approach in humanist education; substantiated the methodological positions of targeting, principles of the content of humanist education, factors of organization of pedagogical correlation in the humanist educational environment. There is revealed the necessity of axiologization of contemporary education content.

Текст научной работы на тему «Ценностно-коммуникативный подход в гуманитарном образовании: сущность, результаты, перспективы»

Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора совместной познавательной деятельности обучаемых, партнера и наставника в сетевой компьютерной среде. Сетевые сообщества предъявляют новые требования к подготовке учителя, но отметим, что при этом обеспечивают и возможности для ее осуществления. Обучение в сообществах Интернета может послужить хорошей основой для совершенствования процесса профессиональной подготовки учителя, создания особых условий становления и развития ключевой, базовой и специальной компетентностей педагога [4].

Таким образом, теория обучения в сетевых сообществах Интернета создает новый контекст и является новым направлением информатизации образования. Сетевое сообщество как коллективный субъект социальноинформационной деятельности в сети Интернет выступает методологическим ориентиром и мощным ресурсом проектирования и реализации педагогических технологий. «Создавать сообщества, а не сайты!» - таким должен быть девиз исследователей и педагогов-практиков, обращающих внимание на проблемы использования в образовании сети Интернет.

обучение в Интернете, опирающееся на создание сетевых сообществ, пока еще только развивается в отечественной и зарубежной практике, но развивается оно активно, и мы надеемся, что предложенные нами идеи помогут конструктивно подойти к вопросам научного обоснования образовательных возможностей Интернета, проектирования и реализации педагогических технологий, адекватных целям и задачам современного этапа информатизации образования, а также разработки новых направлений профессиональной подготовки будущих учителей.

литература

1. Сергеев А.Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика.

2009. №5. С. 36-41.

2. Сергеев А.Н. Теоретические основы и технологии обучения в сетевых сообществах Интернета : моногр. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена»,

2010.

3. Сергеев А.Н. Личностное развитие обучающихся в сетевых образовательных сообществах // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2009. №4. С. 51-58.

4. Сергеев А.Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых

сообществах Интернета // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки». 2010. №1 (45). С. 89-94.

Teaching in Internet network communities as an area of education informatization

There are covered the basic issues of teaching theory in the Internet network communities. There is revealed the notion of network community as a collective subject of social and informational activity on the Internet, described the educational opportunities of network communities, as well as the peculiarities of educational projects realization in the Internet communities.

Key words: Internet, network community, network learning project, informatization of education.

л.п. разбегаева

(волгоград)

цЕнностно-коммуникАтивный Подход в гуманитарном образовании: сущность, результаты, перспективы

Представлены результаты и перспективы исследований в рамках научной школы, базирующейся на ценностно-коммуникативном подходе в гуманитарном образовании; обосновываются методологические позиции целеполагания, принципы отбора содержания гуманитарного образования, факторы организации педагогического взаимодействия в гуманитарной образовательной среде. Раскрывается необходимость аксиологизации содержания современного образования.

Ключевые слова: ценность, ценностнокоммуникативный подход, аксиологическая среда гуманитарного образования, ценностно-смысловая коммуникация, универсальные гуманистические ценности.

Модернизация современного образования основывается на инновационных процессах. Они нацелены на развитие личности и становление ее ценностного сознания. Это напрямую соотносится с целями и спецификой гу-

© Разбегаева Л.П., 2011

манитарного образования, которое традиционно рассматривалось в качестве инструмента идеологического влияния на сознание личности, обслуживало социальный заказ по формированию унифицированных взглядов и убеждений учащихся.

Несмотря на то, что за последнее десятилетие в области гуманитарного образования накоплен определенный опыт внесения ценностного компонента в его содержание, оно все еще остается системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира и далеко не в полной мере ориентировано на развитие личности и становление ее ценностного сознания.

Общая направленность традиционного гуманитарного образования такова, что стратегической целью остается усвоение учебного материала, существующего вне ученика и независимо от него. Гуманитарные предметы в своем большинстве соответствуют отдельным отраслям науки, адаптируют их к задачам школы и предполагаемым возможностям детей, а в совокупности должны построить в сознании ученика картину мира как объекта научного познания и основанную на нем практическую деятельность. Это противоречит природе гуманитарного познания, которое является ценностно-смысловым освоением бытия.

Полагаем, что методологической основой гуманитарного образования выступает ценностно-коммуникативный подход, который нацеливает на необходимость поставить в центр содержания гуманитарного образования актуальные ценностно-смысловые проблемы, значимые для каждой личности и общества. Они связаны прежде всего с анализом судеб современной цивилизации и изменением ее ценностных ориентиров, учет которых необходим при конструировании его перспективной модели. Однако представляется, что дело не только в том, чтобы усилить роль гуманитарного цикла как отдельного элемента образования, но и в том, чтобы принципиально изменить взаимоотношения растущего человека и содержания, которое он усваивает в школе.

Современная проблематика гуманитарного образования может быть представлена в виде следующих противоречий между:

- потребностью общества в гуманистической личности и отсутствием условий для ее становления в традиционном гуманитарном образовании;

- складывающейся гуманитарной педагогической парадигмой и фрагментарностью

реализации идей личностного подхода в образовательной практике;

- наличием научных предпосылок развития гуманистической личности школьника, становления ее ценностного сознания и отсутствием целостной концепции гуманитарного образования, ориентированного на ценностносмысловую сферу индивида;

- содержанием гуманитарного знания как ценностно-смыслового освоения бытия и гносеологической логикой структурирования учебного материала гуманитарных дисциплин;

- субъектностью гуманитарного познания и направленностью учебного содержания на представление предметных знаний на уровне фактов и закономерностей;

- необходимостью формирования ценностного сознания личности и ориентацией гуманитарного образования на усвоение его содержания посредством учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование предметных знаний и умений;

- потребностью личности в опыте ценностного самоопределения в современном быстро меняющемся мире и отсутствием механизма приобретения этого опыта в гуманитарном образовании.

Представляется, что разрешение данных противоречий предполагает внесение ценностного компонента на всех уровнях содержания гуманитарного образования. Фактически речь идет о концепции ценностно-ориентированного гуманитарного образования, основные положения которой заключаются в следующем.

Целью гуманитарного образования является создание условий для присвоения личностью универсальных гуманистических ценностей постиндустриальной цивилизации: Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации. Эти ценности выступают как регулятор общественных отношений в духовнонравственной сфере. Они способствуют высокой гуманистической развитости человеческого общества, выходят на тот уровень отношений, который соединяет людей как жителей одной планеты.

Универсальные гуманистические ценности - сложный феномен, многоаспектный и полисемантичный. Он рассматривает человеческую общность через природу человека, процесс его социокультурного развития. Универсальные гуманистические ценности выступали как непреходящая ценность для многих предшествующих поколений и остаются такими для ныне живущих на нашей планете лю-

дей как значимые для всего общества и каждого человека.

Основой отбора и структурирования содержания гуманитарного образования выступает ценностная картина мира, главными параметрами которой являются такие формы восприятия действительности, как человек, культурно-историческое время и пространство, в каждую эпоху наполняющиеся новым содержанием. Такой подход позволяет не только руководствоваться логикой предмета, но и ориентироваться на развитие личности, закономерности становления ее ценностного сознания, приобретение опыта ценностного самоопределения.

Присвоение универсальных гуманистических ценностей предполагает усвоение знаний об их сущности, что является одной из задач гуманитарного образования. Однако знание в этом случае понимается более широко. Если в современной практике гуманитарного образования оно трактуется по большей части как информация, которую запомнил и способен воспроизвести ученик, то присвоение ценностей есть необходимый этап овладения культурой, включения школьника в общественную практику. В связи с этим присвоение ценностей понимается как освоение опыта культурных достижений, приобретение которого происходит не в форме прямой трансляции, а в активной совместной деятельности субъектов обучения. Личностное общение учителя и ученика позволяет «соприкасаться» не только знаниям, но и личностным ценностям, что составляет ничем не восполнимую сторону воспитания гуманистической личности. В обмене ценностями происходит усвоение глубинных смыслов содержания гуманитарного знания, передача социального опыта. Таким образом, учитель и ученик не просто получают информацию, а приобретают собственный опыт ценностного самоопределения, что предполагает присвоение системы универсальных гуманистических ценностей и той общественной формы, системы общественных связей, в которой они функционируют.

Присвоение универсальных гуманистических ценностей осуществляется через построение ценностной картины мира в сознании школьника. Это построение образа такого мира, в котором ученик живет, действует, который переделывает и частично создает. Иными словами, современная ценностная картина мира задается в сознании учащихся универсальными гуманистическими ценностями постиндустриальной цивилизации.

Такое понимание присвоения личностью универсальных гуманистических ценностей опирается на идею о переходе идеальной формы (универсальные ценности) в реальную (ценностная картина мира), который возможен в «акте» отношения, когда идеальное будет явлено в событии, когда личность отнесется к идеальному (Л.С. Выготский, Д.Б. Эль-конин). В контексте педагогической реальности, в частности в гуманитарном образовании, это означает, что построение ценностной картины мира предполагает формирование системы ценностных отношений личности к миру и себе в этом мире, приобретение опыта ценностного самоопределения. Последний рассматривается как вид личностного опыта и специфический компонент содержания образования. Данный вид опыта выступает как совокупность ценностных отношений личности. Они являются ядром ее ценностного сознания, которое есть прежде всего обращенность к жизни, традициям, человеку, принципам гуманизма. Это выражается в таких характеристиках ценностного сознания, как ответственность, толерантность, патриотизм, гражданственность, конструктивность. Сегодня ответственность становится доминирующей чертой ценностного сознания личности. Это связано с изменением картины мира, спецификой ее ценностного содержания. Сознание - целостная категория образования личности, имеющая три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я», в связи с чем эти категории наиболее точно характеризуют личность как субъекта сознания; сознание творит деятельность, а значит, и самого человека (О.С. Газман).

Обозначенные позиции в проектировании содержания гуманитарного образования предопределяют необходимость создания, развития и совершенствования аксиологической среды, где организуется процесс формирования ценностных отношений школьников к миру и себе в этом мире, становление их ценностного сознания.

Это среда создает особые условия для подготовки школьника к жизни с тренировкой его ума, навыков и умений, она есть часть его жизни. Учащиеся погружаются в особую атмосферу, где они не просто развиваются для будущего, а существуют в настоящей насыщенности возможностей и действий, их бытие происходит в сиюминутной реализации.

Школьники приобщаются к национальным и мировым культурным традициям, овладевают языком культуры, умениями ориенти-

роваться в мире ценностей. В этой среде происходит становление ценностно ориентированной гуманистической личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации. Иными словами, школьник самоопределяется по отношению к универсальным гуманистическим ценностям, что создает возможность его социализации, интеграции в современный мир.

Интегрирующим фактором аксиологической среды выступает ценностно-смысловая коммуникация как особый вид деятельности по присвоению личностью гуманистических ценностей. Она понимается как многомерное (многоуровневое, разнонаправленное) смысловое диалогическое общение в аксиологической среде гуманитарного образования с целью приобщения ученика к гуманистическим ценностям. Ее субъектами выступают ученик, учитель, субъект изучаемой культуры. Это диалог сегодняшней и прошлой эпох с учеником, уходящим в силу своего возраста и социального статуса в будущее; диалог обучающего и обучаемого, но это не только учитель и ученик, а весь педагогический коллектив, родители.

Ценностно-смысловая коммуникация, понимаемая таким образом, фиксирует общение субъектов образовательного процесса на социокультурном, межличностном и внутри-личностном уровнях. Она служит механизмом корректировки вербального и невербального поведения ученика, соотнося это поведение с идеалами, ценностями. Школьники приобретают не только знания о мире, человеке, но и определенное представление о своем месте и назначении. Это отвечает картине естественного взросления человека, но его природные запрограммированность и назначение быть ценностным субъектом не реализуются автоматически, а требуют серьезной педагогической работы.

На социокультурном уровне ценностносмысловая коммуникация осуществляется как диалог культур, т.е. диалог в культурноисторическом пространстве и времени, что возможно благодаря специфике гуманитарного знания. Ученик при общении с текстом выступает как субъект эпохи, культуры. Это предполагает взгляд на родную культуру со стороны и позволяет воспринимать неродную не как чужую, а как иную. При такой диалогической встрече культуры не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое един-

ство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются (М.М. Бахтин).

Своеобразным универсальным кодом, позволяющим школьникам понять иные культуры, выступает ценностная картина мира эпохи, положенная в основу отбора и структурирования учебного содержания, ориентирующая на безоценочное сравнение.

Ценностно-смысловая коммуникация -это и межличностное взаимодействие; ученик выступает в ней не только как субъект культуры, но и как личность, общающаяся с автором того или иного текста. На этом уровне она обладает спецификой, обусловленной отношением «автор текста - читатель» (Ю.М. Лотман).

Таким образом, в рамках ценностнокоммуникативного подхода историзм и аксио-логизация рассматриваются как основополагающие принципы в проектировании содержания гуманитарного образования, а ценностносмысловая коммуникация - как системообра-зущий фактор в организации деятельности субъектов образовательного процесса. Это обусловливает специфику ценностно ориентированного гуманитарного образования, которое призвано решить следующие задачи в общем процессе становления гуманистической личности:

- формирование поликультурной личности на основе родной культуры через приобщение учащихся к универсальным гуманистическим ценностям; развитие чувства национального самосознания и уважения к другим народам; воспитание чувства ответственности по отношению к традициям, исторической памяти, современности, будущему цивилизации; приобретение опыта ценностного самоопределения, что обеспечит гармоничное вхождение личности в контекст социокультурного окружения, ее самореализацию;

- включение ученика в аксиологическую среду, что позволяет ему освоить не только то, что лежит в сфере объективированных достижений культуры, представленных в школьных программах, но и то, что находится в пространстве человеческой субъективности. Это - сам школьник в его нравственном и творческом развитии как наследник и потенциальный творец человеческой культуры;

- смещение акцента от усвоения суммы знаний к их конструированию, а системообразующим компонентом образовательного пространства становится личность школьника, включенная в систему ценностных отношений.

Ценностно-ориентированное гуманитарное образование характеризуется гуманистической направленностью, проявляющейся в ориентации на универсальные гуманистические ценности, а значит, признание и уважение свободы выбора каждого человека, ответственность за свой выбор как условие развития личности и ее самореализации; целостностью, которая понимается как взаимосвязь обучения, воспитания и развития личности; она обеспечивается целостностью гуманитарного знания как объекта изучения, его полифункциональностью в содержании образования как феномена; коммуникативностью, которая выражается в ценностно-смысловой коммуникации, обеспечивающей формирование навыков общения от эмпатии до диалога культур.

Реализация идей ценностно-коммуникативного подхода осуществляется как в процессе индивидуальных диссертационных и магистерских исследований, так и в работе конференций различного уровня по проблемам социально-гуманитарного образования, а также в рамках созданного при кафедре теории и методики преподавания истории, обществоведения и права научно-образовательного центра «Аксиологические проблемы социальногуманитарного образования». На базе центра регулярно проводится работа теоретического семинара по теме «Актуальные проблемы современного образования с позиции ценностнокоммуникативного подхода: проблемы и перспективы»; в семинаре принимают участие преподаватели кафедры, аспиранты, магистранты, учителя школ Волгограда и области, а также научные работники других научных объединений Волгограда. Научно-исследовательская деятельность центра обеспечивает продвижение педагогической теории и практики в плане разработки целостной концепции социально-гуманитарного образования. Обосновано и экспериментально проверено решение проблемы гуманитаризации образования как внесение ценностного компонента в его содержание.

Ряд преподавателей кафедры являются консультантами образовательных учреждений по проблемам социально-гуманитарного образования в аспекте аксиологического подхода (доц. Т.В. Самоходкина, доц. О.А. Мацкайло-ва). Работа заключается в изучении состояния практики обучения социально-гуманитарным дисциплинам в различных типах учебных заведений, внедрении результатов исследований в практику работы образовательных учреждений, оказании методической помо-

щи образовательным учреждениям. Преподаватели кафедры, опираясь на основные положения ценностно-коммуникативного подхода, в ходе опытно-экспериментальной работы в школах применяют средства ценностнокоммуникативного характера.

Преподаватели кафедры разрабатывают отдельные аспекты ценностно-коммуникативного подхода. Так, доцент А.В. Хорошенкова занимается исследованием ценностного эстетического отношения, доцент И.В. Крутова исследует проблему толерантности личности, доцент Д.В. Кириллов разрабатывает проблему гражданской позиции личности, доцент Т.В. Самоходкина исследует ценностнокоммуникативную культуру старшеклассников и студентов, доцент Е.А. Мацефук работает над проблемой формирования отношения к ответственности как социально значимой ценности, старший преподаватель О.Т. Ковеш-никова исследует феномен гражданского самоопределения старшеклассника, аспирант А.П. Спирин изучает проблему формирования у будущего педагога отношения к компьютерным технологиям как профессиональной ценности, аспирант О.А. Чернуха исследует феномен ценностного самоопределния старшеклассника в обучении гуманитарным дисцпли-нам на профильном уровне.

Результаты данных исследований представлены в кандидатских диссертациях, статьях, методических рекомендациях, учебных пособиях, монографиях. Коллективом кафедры написаны и опубликованы монографии «Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности», «Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования», «Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект». Последняя стала лауреатом конкурса на лучшую книгу и рекомендована Фондом развития отечественного образования к использованию в учебном процессе и переизданию для широкой общественности в России и за рубежом.

Таким образом, правомерно говорить о складывании научной школы, в рамках которой исследуются проблемы гуманитарного образования, актуальные как в научном, так и в социальных аспектах. На реализацию идей ценностного подхода в отечественном образовании ориентируют и современные государственные документы: «Концепция духовнонравственного развития человека и гражданина», Инициатива президента «Наша новая

школа», государственные образовательные стандарты второго поколения.

Value and communicative approach in humanist education: essence, results, perspectives

There are given the results and perspectives of the investigation in the frames of the scientific school based on value and communicative approach in humanist education; substantiated the methodological positions of targeting, principles of the content of humanist education, factors of organization of pedagogical correlation in the humanist educational environment. There is revealed the necessity of axiologization of contemporary education content.

Key words: value, value and communicative approach, axiological environment of humanist education, value and sense communication, universal humanistic values.

л.а. милованова

(волгоград)

коммуникативнопрагматические характеристики учебного иноязычного текста

Обосновывается, что для формирования умений работать с текстовой информацией большое значение имеет обучение текстовой деятельности, при которой следует учитывать деятельность не только по восприятию текста, но и по интерпретации текстового материала. Текст обладает определенными законами построения, смыслового и формального соединения и разграничения составляющих его единиц, а также является систематизирующим образцом функционирования иностранного языка и одной из основных учебно-методических единиц обучения.

Ключевые слова: текст, текстовая деятельность, коммуникативно-прагматические характеристики, лингвистика текста, лингводидактика.

Предметом рассмотрения данной статьи являются коммуникативно-прагматические возможности текста как средства обучения

различным видам иноязычной речевой деятельности.

Особенность современного образования состоит в бурном накоплении и интенсивной переработке информации, что требует от обучающихся умения работать с ней в плане как понимания, продуцирования, так и интерпретации текстов, в том числе и на иностранном языке.

Для формирования умений работать с текстовой информацией большое значение имеет обучение текстовой деятельности, которая, как известно, представляет собой мотивированный обмен текстами, никогда не прерывающийся процесс целенаправленного порождения и интерпретации целостных, иерархически организованных семантико-смысловых структур. Иными словами, говоря сегодня о коммуникативной деятельности, следует иметь в виду текстовую деятельность, т.е. поток текстуально организованной смысловой информации, структурированной с учетом мотивов и целей общения [6, с. 52].

Существует также представление о том, что текстовая деятельность становится частью общественно-исторического опыта, «вплетается» в процессы продуктивной познавательной деятельности, участвуя в формировании общественного сознания, внедряется в механизмы регуляции общественной деятельности и поведения [1, с. 3].

Предметом текстовой деятельности выступает коммуникативная интенция общающихся, т.е. смысловая информация, цементируемая замыслом, коммуникативным намерением. Являясь коммуникативной единицей и результатом целенаправленной деятельности, текст характеризуется наличием коммуникативной задачи и всегда отражает прагматическую установку своего создателя. Как коммуникативной единице тексту свойственны такие признаки, как целостность/смысловая законченность, завершенность [10, с. 95]. Целостность этой единицы, по мнению С.К. Фолом-киной, проявляется в структурно-смысловой организации, т.е. логико-смысловой структуре, интерпретация частей которой обеспечивается семантико-тематическими, а также формально-грамматическими и лексическими связями. В тексте, рассматриваемом как продукт речевой деятельности, проявляются следы невербального поведения участников коммуникации, и он обладает большой степенью интерпретативности [7, с. 118].

© Милованова Л.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.