Научная статья на тему 'Ценностно-коммуникативная культура личности в контексте гуманитарного образования'

Ценностно-коммуникативная культура личности в контексте гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ЦЕННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕНННОСТНО-КОММУНИ-КАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна, Самоходкина Татьяна Викторовна

Понятие ценностно-коммуникативной культуры личности выступает в педагогической науке как ключевое в контексте главных смысловых ориентиров современного гуманитарного образования. Оно может быть принято в качестве интегрирующего основания различных способов отражения нарастающего культурного многообразия и сложности социальной действительности. В соответствии с этим переосмысливаются цели гуманитарного образования, связанные с созданием условий восприятия универсальных ценностей и возможностей универсального общения в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна, Самоходкина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-коммуникативная культура личности в контексте гуманитарного образования»

УДК 37.013

Л.П. Разбегаева, Т.В. Самоходкина ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Понятие ценностно-коммуникативной культуры личности выступает в педагогической науке как ключевое в контексте главных смысловых ориентиров современного гуманитарного образования. Оно может быть принято в качестве интегрирующего основания различных способов отражения нарастающего культурного многообразия и сложности социальной действительности. В соответствии с этим переосмысливаются цели гуманитарного образования, связанные с созданием условий восприятия универсальных ценностей и возможностей универсального общения в педагогическом процессе.

Ключевые слова: педагогика, ценность, коммуникативная культура, ценнностно-коммуни-кативный подход, поликультурность, историко-культурный стандарт.

Одними из ведущих понятий современной педагогической науки становятся такие понятия как «ценность», «общение», «коммуникативная культура». Они являются предметом изучения различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, лингвистики. Каждая из наук вычленяет в предмете их общего интереса доступные ей стороны и закономерности, углубляя и расширяя наше знание. В то же время общим в научных исследованиях является то, что общение рассматривается как общение «здесь-и-сейчас», а коммуникативная культура часто понимается как совокупность умений и навыков речевого обращения. Полагаем, что понятие «ценностно-коммуникативная культура личности» позволит синтезировать содержание понятий «общение», «коммуникативная культура личности», «ценности» в педагогическом контексте. Считаем, что такой синтез возможен в рамках ценностно-коммуникативного подхода в гуманитарном образовании [1,2]. Ключевыми категориями этого подхода являются «универсальные гуманистические ценности» и «ценностно-смысловая коммуникация». Основанием для такого синтеза служат ключевые категории ценностно-коммуникативного подхода в гуманитарном образовании - «универсальные гуманистические ценности» и «ценностно-смысловая коммуникация» [1,2]. Универсальные гуманистические ценности рассматриваются как параметры ценностной картины мира личности. Они выступают основой отбора и структурирования содержания гуманитарного образования. Согласно данной концепции присвоение универсальных гуманистических ценностей происходит в ходе ценностно-смысловой коммуникации, которая понимается как учебная деятельность, характерная для гуманитарного образования. В то же время ценностно-смысловая коммуникация фиксирует общение субъектов учебного процесса на социокультурном, межличностном и внутриличностном уровнях.

Почему данное положение актуально? В современном мире все более необходимым становится умение жить в условиях поликультурного общества. Необходимо иметь в виду, что термин «поликультурность» характеризуется неоднозначностью. Так, поликультурность означает наличие в обществе различных культур, связанных с исторически сложившимися формами общности людей; в то же время предполагается, что общество состоит из разных этнических групп. Отметим, что особенностью современного мира является разнообразие всех сторон его существования - социокультурных укладов, способов жизнедеятельности, социально-политических условий. Подобное разнообразие содержит в себе конфликты и напряженность. По логике же социально-исторического развития люди стремятся к целостности человеческого мира. Многообразие мира - источник развития и взаимного обогащения

различных людей и человеческих общностей, так как каждая отдельная личность, каждое человеческое сообщество воплощают в себе уникальный социокультурный опыт. При этом следует отметить, что важнейшим резервом социокультурного многообразия являются этнокультурные различия. Разнообразие культур составляет необходимый запас общественной прочности, свидетельствует о противостоянии энтропийным процессам и существовании в обществе инновационного потенциала, который в любой момент может быть востребован в процессе развития. Его стратегии требуют постоянно поддерживаемой культурной дифференциации и взаимовлияния культур [3].

Вместе с этим следует отметить, что многообразие человеческого мира предполагает не только его разность, но и некоторую общность. Основу этой общности составляют, по самому широкому критерию, принадлежность к человечеству и ориентация на универсальные гуманистические ценности. Полагаем, что эти особенности современной социокультурной ситуации ориентирует образование на внесение ценностной компоненты в его содержание. Ценности выступают в обществе стратегическими целями, побуждающими людей к совместным действиям, социальной жизни. Отсюда важнейшей задачей образования становится актуализация универсальных гуманистических ценностей, совокупность которых представляет собой целостную модель мира. К универсальным гуманистическим ценностям относятся такие ценности как Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации [2].

Несомненно, что ценности присваиваются в ходе общения. Общение субъектов учебного процесса в гуманитарном образовании осуществляется во времени и пространстве. Такого рода многогранное общение вслед за Б.А. Парахонским правомерно называть универсальным. «Универсальность развития отношений индивида является условием универсальности его коммуникаций с миром. Развитие форм общения и систем коммуникативных взаимодействий сопровождает прогресс цивилизации, и движение к будущему оказывается невозможным без осознания необходимости создания универсальных схем общения. Судить о развитости той или иной культуры можно по диапазону приобщения культурного понимания и проникновения в ценностный мир другой культуры» [4, с. 114].

В рамках современной педагогической реальности актуальность универсального общения обусловливает необходимость формирования ценностно-коммуникативной культуры личности. Следовательно, правомерно говорить об общении особого рода, происходящего не только «здесь-и-сейчас», а в пространственно-временном континууме. Каждый человек в течение своей жизни вступает во взаимодействие с людьми иной культуры. В связи с этим современному человеку особенно необходимо овладение соответствующими умениями. Совокупность умений и навыков в области средств общения есть результат формирования коммуникативной культуры личности. Более того, следует обратить внимание, что исследователи при рассмотрении различных составляющих культуры личности выходят на проблему коммуникации, проблему присвоения и трансляции ценностей. Вне процесса коммуникации невозможно формирование общей культуры личности, которая базируется на универсальных ценностях. Представляется, что все составляющие культуры личности можно просмотреть сквозь призму ценностно-коммуникативной культуры, в основе которой лежит ценностное отношение к общению. Однако общение людей может быть как непосредственным, так и географически опосредованным. Человек общается с другими эпохами с их неповторимыми особенностями. Прошлое и настоящее человеческого менталитета соседствуют в культурном мире наших дней, иногда враждуя, иногда образуя некое единое полиморфное поле. В современном сознании спорят между собой культура восточная, культура западная, культура европейская в их разных воплощениях. Вместе с тем, без определенных умений в жизни такой спор часто выливается в конфликты. Это связано с тем, что диалог культур вызывает к жизни культуры прошлых эпох вместе с их недостатками, предубеждениями; иные культуры часто воспринимаются как «чужие», а, следовательно «неправильные».

Поэтому сегодня и переосмысливается цель гуманитарного образования. Она заключается, прежде всего, в создании условий для присвоения школьниками универсальных гуманистических ценностей. Следовательно, в основу структурирования содержания гуманитарного образования необходимо положить ценностную картину мира изучаемой эпохи. Полагаем, это обусловит возможность универсального общения в образовательном процессе.

Ценностная картина мира является ориентиром поведения человека. Он отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира на основе элементов ценностной картины мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта. Содержание универсальных гуманистических ценностей как бы предшествует идеям и мировоззрению, формирующимся у членов общества или его групп. Очевидно, что наиболее верно истолковать, понять послания представителей прошлых эпох; отобрать из множества информационных потоков, которые связывают человека с миром, необходимые для принятия решения и дальнейших действий способен только человек, готовый к универсальному общению, у которого сформирована ценностно-коммуникативная культура. Считаем, что на основе ценностно-коммуникативной культуры школьник может «расшифровать», понять ценностную картину мира, которую выработали люди той или иной, цивилизации [3]. В этом случае ценностно-коммуникативная культура позволяет ученику не просто усвоить информацию, а способствует познанию человека, системы ценностей иных эпох, а, значит, познанию самого себя, своего места в современном мире; позволяет познать различные культуры таким образом, чтобы школьники увидели в человечестве как разнообразие, так и единство.

Возможность общаться с представителями других эпох, других культур в контексте гуманитарного образования предоставляют тексты культуры. Однако тексты культуры определенной эпохи созданы в условиях иной социально-культурной ситуации, иной ценностной картины мира, т.е. культурный текст моделирует смысловую реальность и аксиологический контекст своего времени. Любой текст культуры строится в соответствии с ее системой ценностей и смыслов, ее критериев истинности и осознания путей к ее достижению. В то же время, доказано, что объединяют культуры универсальные гуманистические ценности, «которые сохраняются в сознании и деятельности людей и транслируются из поколения в поколение, которые развиваются и корректируются в соответствии с изменяющейся социальной обстановкой» [2, с. 82]. Вышеизложенное еще раз подчеркивает, что целью гуманитарного образования является создание условий для присвоения универсальных гуманистических ценностей [2]. В связи с этим, особое значение приобретает ценностно-смысловая коммуникация, субъектами которой выступают не только ученик и учитель, а также субъект изучаемой культуры, эпохи.

Таким образом, ценностно-коммуникативная культура личности предполагает ценностное отношение к общению и проявляется в нем. Ценностно-коммуникативная культура личности раскрывается через ряд «импульсных» идей: идея Человека как ценности, идея общения как ценности, идея ценности конструктивного диалога. Стоит отметить, что эти идеи созвучны специфике гуманитарного образования, которое представляет собой систему духовно-практического освоения мира. Рассмотрим содержание данных идей. Так, идея человека как ценности выражается в том, что человек осознает себя как высшую ценность через идею ответственного субъекта, раскрывающегося в различных социально значимых видах деятельности и общении, способного к саморазвитию и самосовершенствованию; как Человека действующего, как Человека Цивилизации [2]. Понятие ответственности характеризует человека с точки зрения выполнения им нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

Идея человека как ценности обсуждалась во все времена среди ученых различных отраслей знания. Однако, учение о целостном человеке до сих пор так и не создано. В то же время, человек не может характеризоваться односторонне, так как он является частью природы. Кроме того, личность формируется эпохой, средой, идеями. В связи с этим человек

должен быть понят в единстве всех его определений: космическое, биологическое, социальное и душевное начала должны быть взяты одновременно (В.С. Соловьев). Следует подчеркнуть, что человек не является рядовой ценностью. Ему присуща способность духовно-практического освоения мира, он возвышается над ним с помощью разума. Возвышение над другими ценностями в нравственном смысле служит лишь возвышению самого человека. Он выступает субъектом, продуцирующим ценности и собственный ценностный мир. Будучи высшей ценностью, человек как личность получает возможность равноправных отношений с другими ценностями, познания их, открытия для себя бесконечного богатства культуры, цивилизации. Человек - социальное существо. Он живет в мире с другими непохожими на себя по тем или иным критериям людьми. Как отдельная личность и/или как представитель того или иного сообщества людей он является субъектом человеческих отношений. Как субъект этих отношений человек не существует без Другого, той единицы, той точки отсчета, которая дает представление о соразмерности человека в его сравнении с себе подобным. Особо следует остановиться на идее общения как ценности. Ценности «человек» и «общение» сложно рассматривать изолированно друг от друга. Более того, в исторической ретроспективе представление об общении как ценности трансформируется в зависимости от представления о человеке как ценности. Общение всегда являлось ценностью для отдельного человека. В процессе развития общества ценность общения начинает осознаваться людьми как социально-значимая ценность. В свою очередь в этом процессе общение само становится ценностью. Л.Н. Столович отмечает, что благодаря общению ценности приобретают общезначимость [5]. Жизненную значимость и ценность общения человека с человеком признают психологи и обращают внимание на то универсальное значение, которое имеет общение в формировании и развитии психики человека [6].

В связи с этим, важной представляется идея конструктивного диалога как ценности. В контексте данной идеи раскрывается значение диалога для взаимообогащения и развития человека и общества, для общения в поликультурном современном мире. Понятие «конструктивный» определяется как созидательный, плодотворный; такой, который может лечь в основу чего-либо [7]. Конструктивность в данном контексте предполагает аналитичность, то есть умение выделить и определить проблему и ситуацию диалога; соотнести собственные ценностные представления с ценностными представлениями представителей других культур; наметить пути развития диалога с учетом ценностного отношения к общению. Исследуя проблему диалога, ученые приходят к выводу, что диалог - межсубъектный процесс, в котором происходит взаимодействие качественно различных интеллектуально-ценностных позиций, предполагающих две «логики», ориентированных на одну предметность. В ходе этого процесса идет выяснение ценностных и смысловых позиций субъектов, при котором необходимость встать на позицию другого не означает отречение от своих убеждений и принципов, предполагающее презумпцию принципиального равенства сторон в том, что касается осмысления фактов, оценок, отношений. В ситуации диалога условием взаимопонимания выступает ценностный аспект [4]. Основной смысл диалога культур и диалога людей заключается в том, что в процессе диалога появляются возможности для расширения индивидуального сознания и углубление самого диалогического процесса. М.М. Бахтин настаивал на том, что культуру другого можно понять только в «моих понятиях». Но дело не просто в навязывании другому «моих понятий», а в ощущении и понимании иного, иной культуры, но «это мое понимание, мое определение иного мышления». Что касается диалогического отношения субъекта к себе, то в логическом плане само мышление по определению есть всегда диалог внутри собственного целостного мышления. Л.С. Выготский обнаружил пропасть между идеальной и реальной формой; таким образом им был поставлен вопрос о необходимости «моста» при переходе через нее. Согласно М.М. Бахтину, такая же «пропасть» существует и между двумя собеседниками, преодолеть ее он предлагает с помощью коммуникации, диалога. Для него коммуникация никогда не оказывается просто передачей идеи из головы одного инди-

вида в голову другого; скорее это процесс, при котором лица, участвующие в диалоге, пытаются каким-то образом воздействовать на поведение друг друга, обменяться смыслами. Таким образом, обращение к диалогу позволяет обнаружить многомерный подход к проблеме понимания человека в мире вещей, свойств и отношений, а также рассматривать диалог отправной точкой в становлении ценностно-коммуникативной культуры личности. Данные идеи, интегрируясь, составляют содержание ценностно-коммуникативной культуры личности. Исходя из этого, ценностно-коммуникативную культуру личности понимаем как ценностное отношение к общению, выражающееся в готовности участвовать в конструктивном диалоге на основе универсальных гуманистических ценностей с представителями других культур во времени и пространстве. Представляется, что гуманитарное образование является той средой, где формирование данного личностного образования может осуществляться наиболее оптимально.

Это созвучно с содержанием новых государственных документов в области образования. Так, новый ФГОС для старшей школы направлен на обеспечение овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, в числе которых принятие школьниками ценностей российского общества, а также уважение мнения других, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Среди личностных результатов основной образовательной программы среднего полного общего образования особого внимания заслуживает: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Изучение предметной области «Общественные науки» по ФГОС второго поколения для старших классов должно обеспечить сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, толерантности, поликультурности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Предметные результаты изучения школьного курса «История» ориентируют нас на формирование умения использовать исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении, умение вести диалог.

Проект историко-культурного стандарта рассматривает школьный курс истории как пространство диалога. «Значительную перспективу для проектирования содержания курса отечественной истории предоставляют современные культурологические исследования, касающиеся диалога культур в одном историческом пространстве («по горизонтали») и во времени («по вертикали»). Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это, в свою очередь, служит основой способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике. Формирование способности школьников к межкультурному диалогу, способности воспринимать цивилизационные и культурные особенности - значимая задача» [8]. В связи с этим необходимо и целесообразно говорить о возможности введения в тезаурус педагогической науки категории «ценностно-коммуникативная культура личности».

Библиографический список

1. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности: Монография [Текст] / Л.П. Разбегева, Т.В. Самоходкина. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 132 с.

2. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография [Текст] / Л.П. Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2001.

3. Яновский, Р.Г. Современный мир: глобализация и культура [Текст] / Р.Г. Яновский. Т.Г. Богатырева // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 2-11.

4. Парахонский, Б.А. Язык культуры и генезис знания [Текст] / Б.А. Парахонский. - Киев: «Наукова думка», 1988.

5. Столович, Л.Н. Философия. Эстетика. Смех [Текст] / Л.Н. Столович. - СПб.; Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1999.

6. Родионова, Е.А. Общение как условие развития личности [Текст] // Психология формирования и развития личности / Отв.ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Изд-во «Наука», 1981.

7. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск, Харвест, М.: ООО Изд-во АСТ, 2001.

8. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book (Дата обращения 01.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.