1УДК 371.26 ББК 74.26
ПОВЫШЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ (на примере обучения географии)
Ю. С. Репринцева
Статья рассматривает одну из актуальных проблем современного образования - формирование личности обучающихся. Одним из важных методических условий формирования личностных результатов школьников является повышение внешней и внутренней мотивации обучения. Дается характеристика внешне и внутренне мотивированной деятельности, онтогенетическим факторам развития мотивационной системы личности на различных возрастных этапах, показана зависимость формирования личностных результатов обучения от разных видов способностей обучающихся.
Ключевые слова: мотивация обучения, внешние мотивы деятельности, внутренние мотивы деятельности, личностные результаты обучающихся, способности человека, школьная география.
RISING OF EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATION IN TRAINING
AS AN EFFECTIVE CONDITION OF DEVELOPING THE PERSONAL RESULTS
OF THE TRAINEES (on the example of teaching geography )
Yu. S. Reprintseva
The article considers the formation of personality of students as one of the topical problems of modern education. One of the important methodological conditions of formation of personal results of pupils is to increase external and internal learning motivation. The article analyzes both externally and internally motivated activity, ontogenetic factors of development of motivational system of a person at different age stages and shows the dependence of the development of personal learning outcomes on different types of abilities of the students.
Keywords: motivation of training, external motives of activity, internal motives of activity, personal results of trainees, abilities of a person, school geography.
В свете принятия новых федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется оценке результатов образовательной деятельности школьников. В числе таковых рассматриваются и личностные результаты, под которыми понимаются достижения обучающихся в их личностном развитии, при этом эти достижения формируются посредством внешнего воздействия на личность школьника. Важнейшим условием формирования личностных достижений обучающихся является внешняя и внутренняя мотивация обучения.
Мотивация - это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность. В свою
очередь, мотивы - это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности - это желание, стремление школьников учиться [1, с. 101].
Классический закон Йеркса-Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, установил последовательную зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Согласно данному закону, чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности.
Следует отметить широко распространенный принцип мотивационного обеспечения учебного процесса, сформулированный О. С. Гребенюк. Сформулированный автором прин-
цип гласит о необходимости целенаправленного формирования у школьников мотивации учебно-трудовой деятельности. При этом подчеркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности еще труднее, чем формировать действия и операции [2].
Мотивы могут быть внешними (получить хорошую оценку) и внутренними (узнать новое, научиться чему-либо). Для реализации целей образования необходимо формировать внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, непосредственно связанные с содержанием учебного материала и учебной деятельности. В табл. 1 представлена сравнительная характеристика внешне мотивированной деятельности (стимулирование) и внутренне мотивированной деятельности (мотивирование) [3, с. 36-38].
Стремясь обеспечить мотивированность обучения на современном этапе, необходимо осуществить переход на внутренне мотивированную деятельность обучающихся, по возможности минимизировать привычные приемы и методы работы, обеспечивающие скорее внешнюю стимуляцию.
Выделяют ряд психологических проявлений мотивов деятельности личности, такие как желания, хотения, намерения, стремления. Любой мотив характеризуется силой и устойчивостью, от которых зависит направление и успех деятельности (рисунок).
Мотивация учебной деятельности ориентирована на: 1) выявление ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности (обучающийся должен осознавать, для чего ему это все необходимо); 2) сознательное отношение к их усвоению (особое внимание обращается на такие психологические факторы, как способность воспринимать, осмысливать и запоминать учебную информацию); 3) создание положительного учебного фона; 4) формирование познавательного интереса школьников [1, с. 101].
Как свидетельствуют исследования, посвященные проблеме мотивации учения, имеет место большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса учения. Это обусловлено не только чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, но и возрастными особенностями школьников. Успешное формирование учебной мотивации невозможно без учета онтогенетических факторов развития мотиваци-онной системы личности, закономерной смены доминирующих мотивов, их переструктурирования на различных возрастных этапах.
По мере вхождения школьника в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, ока-
Таблица 1
Внешне мотивированная деятельность (стимулирование) Внутренне мотивированная деятельность (мотивирование)
1. Автор, инициатива Задается, регулируется и направляется, оценивается извне учителем. Учитель — субъект, автор деятельности; обучающийся — объект Задается и регулируется самим человеком. Обучающийся — автор и субъект своей деятельности
2. Средства повышения эффективности процесса Внешнее стимулирование: поощрения, награды, наказания, призы, баллы, одобрение Внутреннее механизмы саморегуляции: поддержка положительных эмоций от достижения результата, чувства удовлетворения от работы, ощущения собственной состоятельности; поддержка чувства самоуважения
3. Связь мотива и деятельности Внешний мотив не связан с деятельностью. В центре внимания внешние атрибуты, связанные с деятельностью — отметки Внутренний мотив связан с самим процессом деятельности, его результатом: глубокими, прочными, инструментальными знаниями
4. Контроль деятельности Контроль внешних результатов: подсчет количества учебных часов, получение отметок Акцент на внутренних психических процессах, происходящих в человеке. Во внешнем плане — учет условий, обеспечивающих продуктивность внутренних изменений и комфортность внутреннего состояния
Мотивы деятельности личности
Рис. Мотивы деятельности личности и их психологические проявления,
характеристики, функции
зываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места. И прежде всего это связано с тем, что учеба перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности.
Кроме того, А. К. Маркова выделяет особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие этому.
Благоприятными особенностями мотивации, по мнению автора, в этом возрасте являются:
• общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;
• стремление обучающегося на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценивать себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
• стремление подростка к самостоятельности;
• увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности;
• возрастание определенности и устойчивости интересов [5, с. 74].
Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин.
Незрелость оценок подростка самого себя и другого человека приводит к трудностям во
взаимоотношениях с другими людьми: школьник не всегда принимает мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми.
Стремление обучающегося к самостоятельности в среднем школьном возрасте вызывает его отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродук-тивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы.
Отсутствие понимания связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к учению.
Избирательный интерес к одним учебным предметам может препятствовать интересу к другим предметам из-за неумения подростка совместить их, организовать свою учебную работу. Неустойчивость интересов приводит к их смене, чередованию.
Мотивы положительного отношения к учению осознаются лучше, чем мотивы отрицательного отношения.
Становлению мотивации учения в старшем школьном возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:
• потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
• потребность в самосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самосознании своей жизненной позиции;
• устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
В старшем школьном возрасте, отмечает психолог Н. С. Лейтес, активность в целом носит уже преимущественно избирательный характер и оказывается неразрывно связанной с развитием способностей.
Становление мотивации учения в старшем возрасте затрудняет:
• устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;
• неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
• отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
• недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации [6, с. 252].
Генетически исходным для человеческой деятельности, как отмечает А. Н. Леонтьев, является несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное явление: либо результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом: человек совершает те или иные действия и в тот момент не отдает себе отчета в мотивах, которые их побуждают [6, с. 311].
Как утверждает А. Н. Леонтьев, для эффективного протекания учебно-воспитательного процесса учителю необходимо добиваться полного совпадения целей и мотивов обучения.
Как же на уроке учитель должен построить учебно-воспитательный процесс, чтобы одновременно сформировать внешнюю и внутреннюю мотивацию не только процесса обучения как целостного процесса учебной деятельности, но и процесса формирования личностных качеств школьника?
На наш взгляд, ответить на этот вопрос достаточно сложно. В классе обучаются школьники с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной зада-
чей; значит, необходимо обеспечить достаточное разнообразие таких действий.
К. Г. Юнг предложил схему «крест способностей» человека, которые условно можно разделить на четыре группы (четыре оси креста):
• рациональные способности;
• эмоциональные способности;
• интуитивные способности;
• деятельностью способности [7, с. 240-250].
Рациональные способности. Для этих обучающихся одним из ведущих мотивов обучения является познание истины. У них хорошо развитый интеллект, логика мышления, они хорошо анализируют, сравнивают, выделяют главное, обобщают. Эти ребята лучше учатся в одиночку, контакты в процессе учебы для них не очень важны.
Эмоциональные способности. Эти школьники более других чувствительны к эмоциональному состоянию учителя. Учебный материал будет им интересен, если в нем много яркой, выразительной наглядности, если учитель артистичен и разнообразен в своих позитивных проявлениях, а на уроке есть возможность действовать сообща.
Интуитивные способности. Эти учащиеся импульсивны по своей натуре и легко переключаются на новые задачи, новые возможности. Для них важны необычные задачи, возможность творить, причем лучше самостоятельно, чтобы потом показать всем свою авторскую идею, оказаться в центре внимания.
Деятельностные способности. Школьники этой группы особенно охотно выполняют различного рода практические и физические действия. Для них особенно важна возможность двигательной активности. Лучше всего они учатся, когда учебный материал связан с актуальными проблемами их жизни, когда обучают приемам, имеющим практический результат.
Обучающиеся с разными способностями по-разному усваивают учебный материал и сила мотивации к деятельности, в зависимости от тех или иных действий, также различна. При этом особенности формирование личностных результатов школьников, в частности формирование ценностных ориентаций разной направленности, индивидуальных чувств и качеств школьников во многом определяется разными способностями.
Основные условия обучения учащихся с разными способностями, повышающие внутреннюю мотивацию школьников и определяющие формирование личностных результатов обучения представлены в табл. 2.
В качестве примера приведем несколько учебных заданий по разным курсам географии, которые отражают формирование личностных результатов обучающихся в зависимости от заложенных способностей школьников. Рациональные способности 5-й класс (тема: «Строение земной коры. Землетрясения»)
Вы живете в сейсмически опасной зоне. Разработайте правила поведения во время землетрясения.
7-й класс (тема: «Основные формы рельефа Земли»)
Саша приходит из школы и рассказывает своему младшему брату, что на уроке географии они изучали жизнь гор: как они образуются, как они растут, как они стареют. Брат возразил Саше: «Горы - не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые».
А как думаете вы? Постарайтесь объяснить, как протекает жизнь гор. Приведите примеры.
Личностные результаты: умение здраво и логично мыслить; умение принимать обдуманные, рациональные решения. Эмоциональные способности: 7-й класс (тема: «Природные зоны») Перед вами отрывок из воспоминаний одного из путешественников о его поездке в Индию. Найдите ошибке в тексте.
«Я пробирался между колючками стрелолиста, с ветвей которого свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную жертву. Под ногами у меня шуршал папирус. На фоне общего однообразия выделялись яркие цветы Венериного пояса - хищного тропического папоротника. Пару раз тропинку пересекали следы тигра или гориллы -страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарослях бодяги выбежал лохматый броненосец и с топотом устремился в чашу. Начало припекать. За плечо меня больно укусила пиявка, и я понял, что пора возвращаться».
Таблица 2
Для обучающихся с рациональными способностями: - учебная ситуация хорошо структурирована, цели понятны; - учебный материал выстроен логически; - глубоко исследуются причинно-следственные связи явлений; - у учащихся есть возможность задавать вопросы. Для обучающихся с эмоциональными способностями: - наличие яркой, выразительной наглядности; - артистизм и разнообразие учителя в своих позитивных проявлениях; - на уроке много коллективной и групповой работы; - много визуальной цветной информации.
Личностные результаты: - стремление к улучшению процесса работы; - уверенность в себе; - целеустремленность; - умение здраво и логично мыслить; - умение принимать обдуманные, рациональные решения. Личностные результаты: - ответственность перед коллективом; - уверенность в себе; - чуткость и взаимопомощь; - умение понять чужую точку зрения.
Для обучающихся с деятельностными способностями: - есть возможности для двигательной активности (актуализация мелкой и крупной моторики); - много практических упражнений, лабораторных работ, действий с предметами: макетами, моделями; - учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся; - на уроке обеспечена частная смена деятельности. Для обучающихся с интуитивными способностями: - есть возможности для импровизации и самореализации учащихся; - на уроке много творческих, проблемных задач; - у учащихся есть возможность свободно генерировать свои идеи и предложения; - чаще использовать игровые формы обучения.
Личностные результаты: - эффективность в делах; - осознание значимости своего труда для общества; - трудолюбие; - уверенность в себе; - смелость в отстаивании своего мнения. Личностные результаты: - самостоятельность в преодолении трудностей; - творческая активность; - стремление к новому, инициатива; - уверенность в себе; - способность действовать самостоятельно, решительно.
8-й класс (тема: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»)
О каком горном хребте написаны стихи поэта С. Щипачева?
Он азиатскому материку Пришелся каменным порогом. Ему известен мамонта скелет В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами Его точили миллионы лет, Чтобы строкою засверкали грани. Железо, никель, хромовые руды Я трону словом, рифму им найду. Недаром в копях камень изумрудный Зеленым глазом смотрит в темноту.
Личностные результаты: уверенность в себе; умение понять чужую точку зрения.
Деятельностью способности:
6-й класс (тема: «Географические координаты»)
Самолет, летевший из Великобритании в Америку, упал в море на 30° с.ш. и 70° з.д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 36° с.ш. и 50° з.д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.
8-й класс (тема: «Как осваивали и изучали территорию России»)
Отметьте на контурной карте маршруты русских землепроходцев (Семен Дежнев, Витус Беринг, Иван Москвитин, Дмитрий и Харитон Лаптевы).
9-й класс (тема: «Хозяйство Дальнего Востока»)
Представьте, что вы организовали туристическое агентство. Сделайте рекламные буклеты для совершающих туристическое путешествие по дальневосточным городам на автотранспорте по маршруту Благовещенск-Хабаровск-Владивосток. Проведите защиту рекламных буклетов.
Личностные результаты: эффективность в делах; осознание значимости своего труда для общества; смелость в отстаивании своего мнения.
Интуитивные способности:
7-й класс (тема: «Мировой океан - главная часть гидросферы»)
Существует проект транспортировки айсбергов в засушливые районы. Как вы думаете, это может повлиять на круговорот воды?
7-й класс (тема: «Климат и человек»)
Объясните слова из песни на слова Л. Дербенева:
...Это в городе тепло и сыро, А за городом зима, зима, зима...
Личностные результаты: стремление к новому; способность действовать самостоятельно, решительно.
Таким образом, повышение внешней и внутренней мотивации обучения является важнейшим условием формирования личностных результатов обучения географии. Мо-тивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если обучающимся предложены:
1. Значимый, интересный для школьников материал.
Пример. На уроке в 7-м классе при изучении темы «Австралия» учитель может представить учебный материал в виде «Памятки отправляющемуся в Австралию». Этот материал ориентирован на личность обучающегося и построен на диалоге учителя и ученика.
2. Учебный материал, вызывающий положительные эмоции школьников.
Пример. Урок в 9-м классе по теме «Общие черты природы Сибири» учителю можно начать со слов, которые доказывают пророчество М. В. Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью».
Восток и Запад, Север, Юг Сибири Прекраснее на свете не найти Потомками и сверстниками нашими Проложены туда бескрайние пути. Ее так просто глазом не окинешь И не сочтешь богатых недр ее. Сибирь, Сибирь - жемчужина России, Прекрасней края нету ничего.
3. Задания, предполагающие возможность применения обучающимися разнообразных действий, умений для их выполнения.
Пример. 6-й класс (тема: «Климат»). Определите широту своего населенного пункта. Представьте себе, что вы совершаете путешествие по этой параллели на восток. На контурной карте отметьте пунсонами крупные населенные пункты этой параллели. Как будет меняться климат? Почему?
4. Задания, развивающие навыки самостоятельных действий учащихся.
Пример. 6-й класс (тема: «Взаимосвязи компонентов природы»). Назовите природные сообщества в вашей местности. Ответ дайте в виде схемы, где укажите взаимосвязи между отдельными компонентами. Какую роль вы отведете человеку в этом сообществе?
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, А. А. Летягин и др.; под ред. И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007. - 509 с.
2. Психология подростка: учебник / под ред. члена-корр. РАО А. А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с.
3. Ермолаева, М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учеб.-метод. пособие [Текст] / М. Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2011. - 160 с.
4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
5. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н. С. Лейтес. - М.: Педагогика, 1971. - 280 с.
6. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психи-
ки [Текст] / А. Н. Леонтьев. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с. 7. Юнг, К. Г. Аналитическая психология. Теория и практика [Текст] / К. Г. Юнг. - СПб.: Рефл-бук, 1998. - 283 с.
REFERENCES
1. Dushina I. V., Pyatunin V. B., Letyagin A. A. et
al. Metodika obucheniya geografii v obshcheo-brazovatelnykh uchrezhdeniyakh: ucheb. poso-bie dlya studentov vuzov. Moscow: Drofa, 2007. - 509 p.
2. Rean A. A. (Ed.) Psikhologiyapodrostka: ucheb-nik. St. Petersburg: PRAYM-EVROZNAK, 2006.480 p.
3. Ermolaeva M. G. Sovremennyy urok: analiz, tendentsii, vozmozhnosti: ucheb.-metod. poso-bie. St. Petersburg: KARO, 2011. 160 p.
4. Markova A. K. Formirovanie motivatsii ucheni-ya v shkolnom vozraste: posobie dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 96 p.
5. Leytes N. S. Umstvennye sposobnosti i vozrast. Moscow: Pedagogika, 1971. 280 p.
6. Leontyev, A. N. Problemy razvitiya psikhiki. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1981. 584 p.
7. Yung K. G. Analiticheskaya psikhologiya. Teo-riya i praktika. St. Petersburg: Refl-buk, 1998. 283 p.
Репринцева Юлия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии Благовещенского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]
Reprintseva Yulia S., PhD in Education, Associate Professor, Geography Department, Blagoveschensk State Pedagogical University e-mail: [email protected]