Научная статья на тему 'Мотивационные ресурсы личности для успешного обучения и самосовершенствования'

Мотивационные ресурсы личности для успешного обучения и самосовершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2687
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЦЕЛИ / ЦЕННОСТИ / ЭНЕРГИЯ / EXTERNAL AND INTERNAL LEARNING MOTIVATION / RESOURCES / PERSONALITY / TEACHER / EDUCATION / SELF-IMPROVEMENT / GOALS / VALUES / ENERGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астапенко Елена Владимировна

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности образования. Успешное обучение в школе и в вузе,а также самосовершенствование зависит от ряда факторов, самыми важными из которых являются мотивация, как внешняя, так и внутренняя, конкретные цели, внутренняя готовность к учебе и саморазвитию. Огромное значение в развитии внешней учебной мотивации школьников играют родители и учителя, педагоги и воспитатели. Лучшие учителя, способные мотивировать учащихся, обладают конкретными личностными и профессиональными характеристиками, среди которых заметно выделяются энтузиазм, энергия, чувство юмора, лидерство, отзывчивость, доброта, беззаветная любовь к детям и профессии, позитивный настрой и справедливость. Внутренняя мотивация личности исходит изнутри, она основана на сильном желании человека достигнуть определенных целей. Целенаправленная деятельность человека мотивирует его на конкретные действия. Внутренняя мотивация, направленная на интеллектуальное развитие, позволяет в будущем совершенствоваться в профессиональной сфере и учиться в течение всей жизни. Автор приходит к выводу о том, что мотивационные ресурсы личности практически неиссякаемы, они помогают человеку развиваться и самосовершенствоваться в течение всей жизни. Главными мотивационными составляющими успешного обучения и самосовершенствования являются внутренняя энергия, работоспособность, вдохновение, креативность, интуиция, воображение, умение концентрироваться, чувство срочности задач и ценности времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL RESOURCES OF A PERSON FOR SUCCESSFUL TRAINING AND SELF-IMPROVEMENT

The article deals with issues of improving the efficiency of education. Success at school and high school, as well as self-improvement depends on several factors, the most important of which are the motivation, both external and internal, specific objectives, internal readiness for learning and self-development. Parents, teachers, and educatorsplaya very important role in the development of educational motivation of schoolchildren. The best teachers, who are able to motivate students, have specific personal and professional characteristics, among which the following can be mentioned: enthusiasm, energy, humor, leadership, compassion, kindness, selfless love for children and a profession, a positive attitude and justice. Intrinsic motivation comes from within the individual; it is based on a strong human desire to achieve certain goals. Targeted human activities motivate a person to act. Intrinsic motivation, aimed at intellectual development, allow a person to improve in the professional field in the near future and to learn throughout life. The author concludes that the motivational resources of the person are almost inexhaustible; they help the person to develop and cultivate all his/her life. The main components of a successful motivational training and self-improvement are the internal energy, hard work, inspiration, creativity, intuition, imagination, ability to concentrate, a sense of urgency of problems and the value of time.

Текст научной работы на тему «Мотивационные ресурсы личности для успешного обучения и самосовершенствования»

УДК 371.015.3

Астапенко Е.В.

Тверской государственный университет E-mail: elenastap@gmail.com

мотивационные ресурсы личности для успешного обучения

и самосовершенствования

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности образования. Успешное обучение в школе и в вузе,а также самосовершенствование зависит от ряда факторов, самыми важными из которых являются мотивация, как внешняя, так и внутренняя, конкретные цели, внутренняя готовность к учебе и саморазвитию. Огромное значение в развитии внешней учебной мотивации школьников играют родители и учителя, педагоги и воспитатели. Лучшие учителя, способные мотивировать учащихся, обладают конкретными личностными и профессиональными характеристиками, среди которых заметно выделяются энтузиазм, энергия, чувство юмора, лидерство, отзывчивость, доброта, беззаветная любовь к детям и профессии, позитивный настрой и справедливость. Внутренняя мотивация личности исходит изнутри, она основана на сильном желании человека достигнуть определенных целей. целенаправленная деятельность человека мотивирует его на конкретные действия. Внутренняя мотивация, направленная на интеллектуальное развитие, позволяет в будущем совершенствоваться в профессиональной сфере и учиться в течение всей жизни. Автор приходит к выводу о том, что мотивационные ресурсы личности практически неиссякаемы, они помогают человеку развиваться и самосовершенствоваться в течение всей жизни. Главными мотивационными составляющими успешного обучения и самосовершенствования являются внутренняя энергия, работоспособность, вдохновение, креативность, интуиция, воображение, умение концентрироваться, чувство срочности задач и ценности времени.

Ключевые слова: внешняя и внутренняя учебная мотивация, ресурсы личности, учитель, образование, самосовершенствование, цели, ценности, энергия.

Образование сегодня

Образование в XXI веке отличается количеством и качеством новейших образовательных и информационных технологий. Обычные уроки, лекции и семинары часто микшируются с интерактивными занятиями и аудиовизуальными тестами, игровыми симуляторами, обучающими компьютерными программами и играми. Все эти технологии повышают интерес молодежи к процессу образования, тем самым растет мотивация учения. Информационная экономика XXI века остро нуждается в уникальных специалистах с нестандартным мышлением. Какие образовательные учреждения выпускают таких специалистов? До недавнего временистандартные школьные программы производили среднестатистических молодых людей, которые в большинстве своем не были способны мыслить неординарно. В мире по-прежнему преобладают«системы образования адаптивного типа, в том смысле, что образовательный процесс рассматривается как процесс адаптации к существующим условиям» [5]. Суть адаптивного обучения заключается в том, что ученик перерабатывает готовую информацию, не используя свою творческую активность. В результате такого обучения формируется лич-

ность, способная быть хорошим исполнителем, но не созидателем.

Однако сегодня во всем мире появляются образовательные учреждения, где предлагаются альтернативные программы обучения и привлекаются лучшие преподаватели, владеющие уникальными технологиями и методиками, поэтому такие колледжи и вузы могут выпускать творческих, думающих специалистов, способных создавать инновационные продукты.

К сожалению, в России результаты единых государственных экзаменов свидетельствуют о том, что большинство выпускников средних школне достаточно хорошо владеют русским и английским языками, а также математикой. Но именно в наш информационный век владение этими двумя языками и арифметическими навыками выходит на первый план. Почему молодые люди показывают невысокие результаты итоговых выпускных тестов и не могут свободно разговаривать на иностранном языке? Каким образом можно повысить интерес учащихся к учебе и самосовершенствованию?

Одна из причин - это низкая учебная мотивация, причем, как внешняя, так и внутренняя. Рассмотрим виды мотиваций, направленных на обучение и саморазвитие.

Внешняя учебная мотивация

С педагогической точки зрения мотивация - «общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [6]. Внешняя мотивация исходит извне, например, от учителей, родителей или общественности. Родители постоянно мотивируют своих детей хорошо учиться в школе, много читать; они прибегают к помощи репетиторов, частных педагогов для большего образовательного эффекта.Родители значительно повышают стремление их ребенка хорошо учиться, когда искренне интересуются его учебой и другими делами,оказывают помощь и поддержку при выполнении трудных заданий, дают возможность детям принимать самостоятельные решения, призывают не отчаиваться при неудачах, а прилагать дополнительные усилия для их преодоления, обязательно хвалят детей за их успехи, даже незначительные, стимулируя их двигаться дальше.

Общество в целом играет значимую роль в привитии молодежи необходимых знаний, оно диктует свои требования, чтобы быть успешным и конкурентоспособным на рынке труда. Внешняя мотивация может проявляется и косвенно, а именно: некие общие указания; подсказки, как сделать что-то лучше; намеки,;случайно произнесенные фразы. Со стороны родителей мотивация может проявляться в виде принуждения заниматься, например, музыкой или иностранными языками, даже если дети не хотят этого. Мотивация к обучению со стороны родителей часто служит внешним стимулированием: угроза наказания или лишения удовольствий в случае плохих результатов учебы. Продуктивность такой модели обучения в современных условиях вызывает большие сомнения, «а форма ее противоречит представлениям о правах личности и демократических свободах» [2].

Главная особенность внешней учебной мотивации состоит в том, что молодежь испытает внутреннее сопротивление выполнять все требования, но она все же действует.

Учителям в большей степени удается повысить интерес молодежи к учебе, так как развитие учебной мотивации является одной из главных функций педагогов. Важнейшим

мотивационным стимулом является энтузиазм учителя. При проведении анализа лучших методик выдающихся преподавателей, Д. Лемов выделил особые качества лучших педагогов, которые «обязательно привносят в свой труд любовь, энергию, энтузиазм, веселье и юмор -не только в качестве антидота от своей тяжелой работы, но и потому, что это один из самых эффективных способов выполнения любой трудной задачи» [7, с. 282].

Энтузиазм является одной из самых важных характеристик лучших учителей. «В преподавании энтузиазм можно трактовать как мотивирующий, заряжающий энергией, страстный и динамический стиль учителя. Учитель-энтузиаст часто добавляет в класс восторг, радость, предвкушение чего-то нового, окунает студентов в действие, стимулирует на дальнейшие исследования. В результате энтузиазм учителя воодушевляет любопытство учеников, резко повышает мотивацию к учебе» [3, с. 56]. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования выявили, что «учащиеся хотят видетьсвоих преподавателей отзывчивыми, добрыми, с чувством юмора, веселых. А такие качества как знание предмета, умение излагать материал и интересно проводить урок, менее важны для учащихся» [6].

Учитель не только организует процесс мотивации, но и умело управляет им. В помощь учителю приходят анкетирование, диагностика, анализ и самоанализ педагогической деятельности по выявлению источников учебной мотивации учащихся. Конкретные приемы, методики, информационно-коммуникативные технологии обучения, которые используют преподаватели, способствует развитию мотивации учиться, поскольку позволяют сделать уроки интересными и разнообразными. Задания, связанные с самостоятельным поиском, обобщением и систематизацией изучаемого материала требуют от учащихся умений работы в информационных системах, мотивируют быстро и качественно перерабатывать большие объемы знаний. Использование электронных учебников и презентаций вносит разнообразие в учебную деятельность и повышает к ней интерес.

Кроме того, повышению мотивации учащихся способствуют следующие действия и установки учителя: «учет возрастных особен-

Астапенко Е.В._

ностей школьников; выбор действия в соответствии с возможностями ученика;совместный с учащимися выбор средств по достижению цели; использование коллективных и групповых форм работы;использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;нестандартная форма проведения уроков;создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; создание ситуации успеха;вера учителя в возможности ученика;применение поощрения и порицания;формирование адекватной самооценки у учащихся; эмоциональная речь учителя» [6]. Кроме того, рейтинги успеваемости учащихся, доступные для обозрения в классе, служат неплохим стимулом для хорошей учебы всего класса.

Хороший педагог старается поддерживать доброжелательный стиль общения со всеми учениками, ободряети воодушевляет при возникновении трудностей, тем самым укрепляя мотивацию школьников учиться с интересом. Особое внимание преподаватель должен уделять обратной позитивной связи с учащимися. Ежедневные настойчивые усилия учителя должны быть направлены на воспитание усердия, силы воли и целеустремленности учащихся. Эти кропотливые попытки наставника в значительной степени усиливают мотивационную составляющую обучения. Вместе с тем, И.К. Адизес отмечает, что «мотивация - это форма манипуляции» [1, с. 29], следовательно, учитель должен соблюдать баланс между мотивированием и манипулированием.

Немаловажным фактором поддержания мотивации к обучению является понимание изучаемого материала. Задача учителя - отслеживать понимание всеми учениками изучаемой темы. «Систематическое наблюдение за учениками сделает свое дело: они научатся тому, чему вы пытаетесь их научить, но придется не только проверять, но и влиять на результат» [8, с. 48]. Кроме того, лучшие учителя умеют ставить конкретные и выполнимые цели обучения. При этом четкое планирование обеспечивает высокое качество практической подготовки. Сбалансированный, расписанным по минутам план урока, позволяет максимально эффективно использовать время, не давая скуке и рутине проникнуть в класс.

_Мотивационные ресурсы личности...

Внутренняя учебная мотивация

Любая деятельность человека по сути своей является целенаправленной. Мы постоянно ставим цели - краткосрочные, долгосрочные, решаем рутинные задачи. Формальное образование без четко обозначенных целей и сроков их реализации не приносит больших результатов. Желание, сформированное в виде конкретной цели, мотивирует человека на конкретные действия.В образовательном контексте, освоение конкретных знаний, учение стоят посередине между человеком и его перспективными целями. Рассмотрим несколько примеров. Цель 1 - открыть ресторан национальной кухни. Для осуществления этой цели необходимы знания из области экономики и юриспруденции, технологии приготовления блюд, управления персоналом, общего менеджмента и др. Недостаток знаний по данным вопросам не позволит бизнесу успешно развиваться. Кроме того, менеджеру ресторана придется постоянно обновлять знания, следить за изменениями в законодательстве, развиваться и быть конкурентоспособными на рынке услуг. Цель 2 - разработать качественные инновационные протезы конечностей человека. Для этой благородной цели будущему изобретателю не только необходимо много учиться, но и долго экспериментировать и апробировать свои протезы на реальных пациентах. Обычных знаний анатомии и физиологии человека в этом вопросе не достаточно. Данная цель требует обширных познаний в области робототехники, протезирования, компьютерных технологий, конструирования, моделирования и др. Реализация поставленной цели может потребовать от изобретателя десятки лет кропотливого труда и многие годы учебы и самосовершенствования. Только сильнейшая внутренняя мотивация способна помочь человеку довести дело до конца. Цель 3 - путешествовать по миру. Открытость границ и свободное перемещение по миру позволяет любому жителю земли путешествовать практически без ограничений. Главный ресурс данной цели - материальное обеспечение. Какие знания потребуются путешественнику? Освоение английского языка - первый шаг для комфортного путешествия и ознакомления с культурными ценностями. Не помешают путешественнику и знания истории, географии, традиций, обычаев и культуры посещаемых стран.

Незнание иностранных языков создаст массу проблем при перемещении икоммуникации с местными жителями. Недостаток межкультурного образования может спровоцировать массу проблем. Сам процесс путешествия также является образованием через конкретный опыт.

Новая модель обучения, включающая в себя лучшие методики и разработки,«помогает человеку самому что-то создавать, а не только использовать заученные приемы работы и старые знания. Она приучает прислушиваться к себе, изучать и строить свою судьбу, исходя из ресурсов способностей, ума и характера» [2]. Наивные детские вопросы, начинающиеся словом «Почему...?», только кажутся наивными, но на самом деле стремление ребенка узнать, почему что-то устроено так, а не иначе, почему одни люди добрые, а другие - злые и т. д. развивают в ребенке, а затем и во взрослом человеке, стремление разобраться в чем-то, понять сложные противоречивые идеи.

Внутренняя мотивация - наиважнейший стимул для человека действовать исходя из поставленных целей, которые рождаются из желаний. Внутренние мотивы исходят от самого человека, они служат сильнейшими побудительными силами. «Весь мир показывает нам, что успех начинается с человеческого желания, все зависит от психологической установки» [11, с. 11]. В основе внутренней мотивации учения находится интерес к знаниям, открытиям, познанию нового. Человека, обладающего стойкой внутренней мотивацией, не остановят трудности и неудачи, встречающие в образовательном процессе. Упорство и выдержка помогают человеку преодолевать препятствия и затруднения. Успешных людей отличает «глубокое перспективное видение» [11, с. 49]. Именно оно мотивирует человека на конкретные действия и служит источником активной и яркой жизни. Желание учиться основано на повышенном интересе к конкретным знаниям. Понимание изучаемого материала мотивирует на его дальнейшее изучение. И наоборот - непонимание научных идей и концепций резко снижает интерес к дальнейшему исследованию.

Внутренняя готовность к обучению предполагает конкретные усилия и конкретные действия. Внутренне мотивированный человек умеет: контролировать себя, поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу,

сдерживать эмоции, анализировать информацию, конспектировать материал, делать выводы и обобщения, сравнивать, находить первоисточники, использовать все виды памяти. Внутренняя мотивация, направленная на интеллектуальное развитие, позволяет в будущем совершенствоваться в профессиональной сфере и учиться в течение всей жизни.

Мотивация достижений

Едва ли найдется человек, который не хотел бы быть счастливым и успешным в жизни. Однако у каждого человека имеется свое представление о счастье и успехе. Все достижения человека «начинаются с принятия решения о том, что вам в действительности нужно, после чего можно посвящать себя достижению цели» [11, с. 18]. Желание достичь поставленных целей заставляет человека действовать. Первое действие происходит в голове человека - это мысленное представление будущих побед и радостных событий, которое настраивает на реализацию поставленных целей. Позитивное мышление, вера в успех придают людям силы и заряжают энергией. «Существует правильная комбинация мыслей и действий, которые позволят вам добиться практически всего, чего вы хотите. Если вы поищете такую комбинацию, то вы ее найдете» [11, с. 9]. Для достижения задуманного невозможно обойтись без специальных знаний, именно они «делают возможным все» [11, с. 13].

Стойкая мотивация достигнуть цели помогает человеку выйти из зоны комфорта и начать действовать. По мере продвижения к цели важно вырабатывать в себе полезные привычки, например, читать книги и журналы на темы личностного или профессионального роста, а также общаться с успешными и позитивными людьми. Путь к цели обычно тернист. Важно не сдаваться при первом же испытании или трудности, а смело идти вперед. Билл Ньюмен, известный австралийский специалист по мотивации, не устает повторять, что «человек не может достигнуть совершенства, не проходя через тяжкие испытания» [10, с. 37].

Мотивационные ресурсы личности

Поскольку обучение, развитие и самосовершенствование по сути своей являются мысли-

Астапенко Е.В._

тельными процессами, они требуют различных интеллектуальных упражнений. Какие внутренние силы человекаспособствуют продуктивной умственной деятельности? В первую очередь, у человека должно быть достаточно энергии для интеллектуальной работы, причем, если процесс образования, самосовершенствования является любимым видом деятельности, то «энергия любимого дела» [9, с. 61] придает человеку огромные силы.

Желание учиться, постигать новое, самосовершенствоваться вызывает в человеке вдохновение. «Вдохновение есть результат любимой работы. Если человек занимается тем делом, которое любит, вдохновение его непременно посетит» [9, с. 111].

Работоспособность человека также является мощным ресурсом личности для созидания, познания и совершенствования. Не все способны работать в течение продолжительного времени качественно и эффективно. Уровень работоспособности зависит от ряда факторов. В.С. Алексеевский среди прочих факторов выделяет «рефлекс цели - как заранее осмысленный результат его будущей работы; мотивы - повод, побудительные причины; эмоции -чувства, переживания [2].

В контексте образовательной деятельности человека не следует упускать из виду и психические процессы конкретной личности. Качество усвоения учебного материала напрямую связано с вниманием, памятью и умением внимательно слушать. Человек, научившийся концентрировать свое внимание на изучаемом материале, освоивший технологии улучшения памяти, а главное, способный внимательно слушать преподавателя, имеет преимущества над теми, кто неусидчив и переключается с одного дела на другое. Усвоению материала помогает воображение, основанное на образах, воспоминаниях, ассоциациях. Воображение способствует представлению нового материала в виде цельных картин, логических цепочек и ассоциативных связей; оно может помочь генерированию новых идей и решению задач нестандартными способами.

Одним из значимых факторов успешной учебы является концентрация. Научиться концентрации довольно трудно в наш век информационных технологий, отвлекающих и раз-

_Мотивационные ресурсы личности...

дражающих моментов, большого количества общения, повышенной мобильности. Побыть одному, в тишине, подумать - большая роскошь. Лишь редкие единицы могут сосредотачиваться на своей задаче и плодотворно работать в шуме или отвлекающей обстановке. Интеллектуальная деятельность требует тишины и максимальной концентрации внимания.

Образование и самосовершенствование невозможно представить себе без использования интуиции. Именно интуиция подсказывает нам, каким образом лучше организовать учебную деятельность, какую книгу прочитать (именно в ней может быть ответ на волнующий вопрос), где черпать вдохновение. С приобретением достаточного опыта человек чаще пользуется интуицией, и доверяет своим внутренним мотивам, творческой фантазии.

А. Максимов сравнивает интуицию с «голосом Бога, что естественно, как правило, звучит вне человеческой логики» [9, с. 44].

Человек, мотивированный на обучение, самообучение и самосовершенствование, как правило, не отвлекается на незначимые дела и события, у него ярко выраженное чувство срочности задач и ценности времени. Безусловно, внутренняя мотивация человека намного сильнее внешней мотивации, и именно она является источником будущих побед и открытий.

Выводы

Успешное обучение и самосовершенствование невозможно без сильного желания учиться и познавать новое. Внешняя и внутренняя мотивация вкупе дают сильнейший стимул развиваться. Низкая мотивация - причина плохой успеваемости и низких результатов итоговых тестов.

Существует масса способов повысить учебную мотивацию учащихся. Большую роль в развитии мотивации учиться играют школьные учителя и родители. «Между учителем, полным энтузиазма, но слабо владеющим методологией, и гениальным стратегом, который работает «от звонка до звонка», я безусловно выберу первого. Почему? Учите ль-энтузиаст может выучить методологию и стратегию, но зажечь огонь в сердце перегоревшего учителя практически невозможно» [4, с. 100].

Младшие школьники, как правило, мотивируются извне, по мере взросления у них раз-

вивается внутренняя учебная мотивация, атакже мотивация достижений. Постановка конкретных целей и четкий план их реализации дает сильнейший толчок для их достижения. Успешные люди умеют себя мотивировать, прибегая к хорошим книгам, общаясь с умными, успешными людьми, способными мотивировать других. Мотиваци-онные ресурсы личности практически неисчерпаемы, надо лишь правильно ими пользоваться и доверять своей интуиции. Большую роль для самомотивации играют энергия, вдохновение, энтузиазм, хорошая работоспособность, память, концентрация внимания, усердие, целеустремленность и перспективное видение.

«Единственное различие между мечтателем и человеком, ставящим перед собой конкретные цели, состоит в том, что у последнего мечта дополняется сроком ее реализации» [10, с. 78].

Формирование и развитие мотивации - это не предоставление преподавателями готовых мотивов и целей для учащихся, а создание таких условий и ситуаций, в которых учащиеся будут вовлечены в творческую активность, которая бы стимулировала их к дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности и совпадала бы с внутреннимижеланиями и устремлениями молодежи.

04.02.2016

Список литературы:

1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует [Текст] / Ицхак Кальдерон Адизес; Пер. с англ. - 7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 264 с.

2. Алексеевский В.С. Мотивация и самомотивация к обучению [Электронный ресурс]/http://www.eHtarшm.ru/motivacija-k-obucheniju-samomotivacija-sposoby-kak-povysit-motivirovat/

3. Астапенко Е.В. Приоритетные личностные качества современного учителя [Текст] // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Международное научное периодическое издание по итогам межд. научно-практ. конф. (Стерлитамак, 14.12.15). / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 49-57.

4. Бердждес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными [Текст] / Дейв Берджес. - Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2015.- 238с.

5. Бурцева Н.В. Аксиологические аспекты мотивации в образовании [Электронный ресурс] / Человек и образование. №1(26). 2011. с. 59-63. http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-2_p059-063.pdf

6. Гущина Е.С., Захарова Ю.В. Мотивация учения - основное условие успешного обучения [Электронный ресурс] / http:// festival.1september.ru/articles/569621/

7. Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей [Текст] / Дуг Лемов; пер. с англ. О. Медведь. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 416 с.

8. Лемов Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений [Текст] / Дуг Лемов, Эрика Вулвей, Кейти Ецци; пер. с англ. Е. Бузниковой. - 2-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 304 с.

9.Максимов А.М. Универсальный многослов. Книга для тех, кому интересно жить осмысленно / Андрей Максимов. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2015. - 448 с.

10. Ньюмен Б. Парите вместе с орлами [Текст] / пер. с англ. Е.Г. Гендель; - Мн.: ООО «Попурри», 2011. - 112 с. (Серия «Успех!»).

11. Трейси Б. Достижение максимума: Стратегии и навыки, которые разбудят ваши скрытые силы и помогут вам достичь успеха [Текст] / Брайан Трейси; пер. с англ. Д. Белецкого. - 4-е еизд., стер. - М.: СмартБук, 2011. - 315 с.

Сведения об авторе:

Астапенко Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов Тверского государственного университета

170100, г Тверь, ул. Желябова, 33, e-mail: Elenastap@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.