Э. Б. Дунаевская
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ
Работа представлена кафедрой психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета и кафедрой специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор биологических наук, профессор Е. И. Николаева
Статья посвящена исследованию ценностных ориентаций старших школьников общеобразовательных и коррекционных школ. В исследовании приняли участие 190 учащихся (средний возраст 15,5 ± 2,34). В работе использовали методику изучения ценностных ориентаций М. Ро-кича. Выявлены различия в выборах школьников разных групп: школьники общеобразовательных школ предпочитают ценности индивидуальной самореализации и личностного счастья, тогда как учащиеся коррекционных школ - ценности социального взаимодействия и социальной успешности.
Value orientations of the 7th and 9th graders of secondary school and school of correction (190 pupils, 15.5±2.34 years old) are investigated in the article. The method of value orientations estimation
20 1
by M. Rokich is used. The author reveals distinctions in preferences among pupils of different groups: pupils of secondary schools choose values of individual self-realisation and personal happiness, whereas pupils of correction schools prefer values of social interaction and social success.
Кардинальные изменения во всех сферах общества на современном этапе влекут за собой изменение у подрастающего поколения ценностных ориентаций. Однако эти изменения различны у подростков с нормативным и особым развитием1. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему «транслирует» его окружение, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений2.
В психологии развития именно подростковый возраст рассматривается как период интенсивного формирования мировоззрения, оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека, его убеждений и идеалов. При этом далеко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в процессе ее социализации, становятся ценностями для нее3.
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, мотивам, поведению, поступкам. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития. Но система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости лич-
ности и мира, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций 4.
Таким образом, освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей зависит от факторов и условий, в которых находится и развивается личность5. Именно поэтому целью нашего исследования было описание личностных ориентаций старших школьников, развитие которых происходит в различных условиях: в общеобразовательных и коррекционных школах.
Материалы и методы исследования. Экспериментальная часть исследования выполнена в муниципальной общеобразовательной школе № 25 г. Абакана (100 человек) и в коррекционной школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Абакана (90 человек), все испытуемые - школьники 7-го и 9-го классов, средний возраст 15,5 ± 2,34 года. Первую и четвертую группы (по 50 человек в каждой) составили соответственно ученики 7-го и 9-го классов коррекционной школы, вторую и третью (по 45 человек в каждой) - соответственно ученики 9-го и 7-го классов общеобразовательной школы.
Исследование ценностных ориентаций проводилось с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича, апробированной Д. А. Леонтьевым6. Эта техника направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности.
Результаты и их обсуждение. В методике М. Рокича выделяют два вида ценностей: терминальные ценности-средства и инструментальные ценности-цели. Анализ иерархии ценностей и их группировки представлен в табл. 1.
Таблица 1
Предпочитаемые ценности у испытуемых различных групп ( в количестве человек, выбравших данный вид в данной группе)
Виды ценностей Группы учащихся
1 2 3 4
Образование 20 21 23 24
1, 2, 3-е Аккуратность 20 22
ранговые Воспитанность 19 20
Инструмен- места Активность 20
Независимость 20 23
тальные Твердая воля 25 20
ценности Рационализм (умение логически мыслить) 16
Широта взглядов 19
17-е, 18-е, Исполнительность 20
последние Высокие запросы кжизни 22
ранговые Широта взглядов 36 28
места Эффективность в делах 16
Честность 12
Любовь 20 20
1, 2, 3-е Свобода 25 15
материальное обеспечение 20 16
ранговые места Здоровье 25 16 16 26
Наличие хороших и верных друзей 30
Терминальные Интересная работа 12 16
ценности Познание 15 20
17-е, 18-е, Творчество (книги, театр) 20
последние Счастье других 12 20
ранговые Активная деятельная жизнь 10 30
места Красота природы, переживания Прекрасного в работе 30 18
При анализе полученных данных необходимо остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить абсолютно принимаемую ценность-цель: здоровье. Эту ценность выбрали в первых ранговых местах все группы. Данная ценность абсолютна для всех учащихся.
Из ценностей-средств наиболее выбираемая ценность «Образование» - ее выбрали все четыре группы в первых ранговых местах. Ценность «Аккуратность» выбрали только учащиеся коррекционной школы.
В отвергаемые ценности-цели попали: «Активная деятельная жизнь», ее выбрали от 10 до 30% испытуемых общеобразовательных школ, а также «Счастье других» -ее поставили на последние ранговые места
от 12 до 20% школьников общеобразовательных школ. Возможно, это обусловлено особенностью информации, предлагаемой СМИ, и отсутствием целенаправленной воспитательной работы со школьниками.
При этом ученики коррекционных школ оставили на последних ранговых местах ценность «Красота природы» (18 и 30% соответственно для 7-х и 9-х классов). Возможно, это обусловлено специфичностью их недуга, по словам школьников, он обусловлен природными предпосылками. Ценность «Честность» осталась в разряде последних. Школьники считают, что честному человеку трудно жить.
В табл. 2 представлены наиболее значимые типы ценностных ориентаций для каждой группы учащихся. Из нее видно, что одни ценности являются общими для разных групп, а другие - присутствуют только в одной группе, определяя ее специфику.
Таблица 2
Сравнительный анализ ценностных выборов у старших школьников разных групп
Группы учащихся Наиболее значимые ценности Типы ценностных ориентаций
1 Любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, познание; Образованность, аккуратность, воспитанность Ценности социального взаимодействия
2 Здоровье, интересная работа, материальное обеспечение, свобода; Образованность, активность, независимость Ценности индивидуальной самореализации
3 Здоровье, материальное обеспечение, свобода; Образованность, независимость, твердая воля Общечеловеческие ценности, ценности личного счастья
4 Здоровье, интересная работа, познание, любовь; Образованность, рационализм, воспитанность Ценности социальной успешности
Был проведен корреляционный анализ для установления тесноты связи и различия между иерархией «ценности-цели» и «ценности-средства». Основные расхождения в терминальных ценностях приходятся на ценности «Свобода» и «Материальное обеспечение», значимые для учащихся общеобразовательных школ, и ценности «Любовь» и «Познание», предпочитаемые школьниками коррекционных школ.
Старшие школьники общеобразовательных школ, в отличие от их больных сверстников, могут свободно передвигаться, мечтают быть материально обеспеченными в связи с теми возможностями, которыми предоставляет социум.
В этом возрасте подростки хотят быть лидерами, чем-то отличаться от других. Ученики коррекционных школ ограничены в движении, у них нет возможности посещать спортивные секции, потому что в условиях провинциального города нет специалистов для работы с такими детьми. Важным для них становится общение с книгами, красками, компьютером, а также общение и знакомство с другими людьми. Они очень легко идут на контакт, внимательно слушают, фантазируют.
При анализе инструментальных ценностей основное расхождение приходится на «Воспитанность» и «Аккуратность», предпочитаемые учащимися коррекционных школ. В школе, где проводилось исследование, в течение учебного года часто про-
ходили недели «вежливости», «хороших, добрых дел», самый «воспитанный, вежливый класс». Ценности «Независимость» и «Твердая воля» преобладают у школьников общеобразовательных школ. Они считают, что в жизни можно достичь большего, чем их родители. Старшие школьники общеобразовательных школ более уверены в себе и в будущем.
Сравнение групп между собой по /-критерию Стьюдента показало, что существуют достоверные различия в абсолютных значениях показателей между школьниками коррекционных и общеобразовательных школ (уровень значимости 0,96), но нет возрастных различий между школьниками каждого типа школ.
С нашей точки зрения, важным представляется тот факт, что все школьники считают здоровье одной из важнейших ценностей. В начале перестройки обширное исследование разных социальных групп7 показало, что в переломные моменты жизни страны люди перестают считать «здоровье» значимым, поскольку наиболее важными становятся моменты безопасности. Наши данные свидетельствуют в том числе и о стабилизации социальных отношений и восстановлении общечеловеческих ценностей в представлении прежде всего старших школьников.
Различия, полученные нами, фиксируют особенность условий проживания школьников с проблемами в развитии, для
которых социум не обеспечил равную возможность в самореализации по сравнению со здоровыми сверстниками. Однако обращает на себя внимание факт, что здоровые школьники не рассматривают активную деятельную жизнь как имеющую высокую значимость. Это означает, что их выбор интересной работы и материальной обеспеченности имеет мало шансов реализоваться в реальной жизни. Однако, возможно, столь выраженное противоречие меж -ду заявленными ценностями является лишь отражением специфики подросткового возраста8.
Следовательно, между школьниками общеобразовательных и коррекционных школ есть различия в восприятии окружающего мира и ценностных ориентациях. На это влияет воспитание и среда, в которой они находятся и обучаются.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
1. Выделено четыре типа ценностных ориентаций, отличающихся стабильностью компонентов, характеризующих различную направленность социальной адаптации учащихся. Из них два ориентированы на ценности самореализации в социальной сфере (социального взаимодействия - I тип и социальной успешности - IV - учащиеся коррекционных школ) и два - на ценности личного индивидуального существования (ценности индивидуальной самореализации - II тип и ценности личного счастья - III тип - учащиеся общеобразовательных школ).
2. Типы ценностных ориентаций формируются в тесном контакте в образовательной среде, зависят от социальных вза-имоотношений и отражают отношение подростка к миру.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Собкин В. С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности // Magister. 1995. № 2. С. 23-35; Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. СПб., 2004.
2 Аза Л. А., Поддубный В. А., Ручка А. А. Ценностные ориентации работающей молодежи. Киев, 1978; Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975. С. 241-254; Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
3 Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
4 Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973; Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 16-24.
5 Васина Е. А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1993; Попова И. В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990-1993 годов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1994.
6 Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
7 Гордиенко А. А., Еремин C. H., Плюснин Ю. М. Академическая наука в кризисном обществе (на материалах мониторинга Новосибирского Академгородка). Новосибирск: изд. Ин-та философии и права СО РАН, ЦСА, 1997.
8 Шафранская К. Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности. Личность и деятельность. Л., 1982. С. 108-115; Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в Российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006; Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996.