Научная статья на тему 'Специфика ценностных ориентаций подростков с интеллектуальным недоразвитием'

Специфика ценностных ориентаций подростков с интеллектуальным недоразвитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2024
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / STRUCTURE AND CONTENT OF VALUE ORIENTATIONS OF MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назарова Мария Цэдэновна

Представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций и направленности личности подростков с легкой степенью умственной отсталости. Знание потенциальных возможностей умственно отсталых подростков и специфики их ориентаций на освоение тех или иных ценностей позволяет создать социально приемлемые условия для успешного присвоения ими ценностей, на базе которых происходит дальнейшее развитие их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of Value Orientations of Adolescents with Intellectual Underdevelopment

This article represents the findings of an empiric research of intellectually retarded teenagers’ personality and value orientations. The awareness of the mentally retarded teenagers’ potential abilities and their specification in values acquisition makes it possible to create socially acceptable conditions for them to successfully adopt these values and further personality development based on the value foundation.

Текст научной работы на тему «Специфика ценностных ориентаций подростков с интеллектуальным недоразвитием»

УДК 159.973

М. Ц. Назарова

СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций и направленности личности подростков с легкой степенью умственной отсталости. Знание потенциальных возможностей умственно отсталых подростков и специфики их ориен-таций на освоение тех или иных ценностей позволяет создать социально приемлемые условия для успешного присвоения ими ценностей, на базе которых происходит дальнейшее развитие их личности.

Ключевые слова: ценностные ориентации; интеллектуальная недостаточность; подростковый возраст.

М. Nazarova

SPECIFICITY OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL UNDERDEVELOPMENT

This article represents the findings of an empiric research of intellectually retarded teenagers' personality and value orientations. The awareness of the mentally retarded teenagers' potential abilities and their specification in values acquisition makes it possible to create socially acceptable conditions for them to successfully adopt these values and further personality development based on the value foundation.

Keywords: structure and content of value orientations of mentally retarded adolescents.

Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках (в философии, в социологии, в психологии, в педагогике), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида стратегически важных для него жизненных ориентиров. Следует отметить, что формирование ценностных ориентаций — это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий [2]. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой внутренне принятые ею общественные идеалы.

Большинство ученых наиболее активный этап формирования ценностных и смысложизненных ориентаций связывают с подростковым возрастом, поскольку имен-

но в этом возрасте формируется абстрактное мышление, появляется склонность к рефлексии, а это открывает перед подростком новые возможности. По мнению Ж. Пиаже, подросток получает способность мыслить и рассуждать не только о реально существующих предметах и явлениях, но и о потенциально возможных, гипотетических [7]. Кроме того, к этому времени существенно расширяется его социальный опыт, который выступает базой для анализа ценностей и их последующего обобщения, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и этики. Осознание своего места в жизни и умение выбрать достойное место в ней во многом зависят от ориентаций личности на социально значимые ценности.

Пытаясь исследовать специфику ценностных ориентаций подростков с интеллек-

туальным недоразвитием, мы отдаем себе отчет в том, что выбор ценностных ориентиров субъектом предполагает известный уровень развития абстрактно-логического мышления. Недоразвитие абстрактно-логического мышления присуще всем умственно отсталым детям, в том числе и с легкой степенью умственной отсталости. Однако это обстоятельство не является препятствием к тому, чтобы пытаться изучать специфику ценностных ориентаций подростков с интеллектуальным недоразвитием. Дело в том, что ценности сами по себе можно условно разделить на ценности высокого порядка (духовные, эстетические, этические и т. д.) и ценности, на которые человек опирается в быту (например: аккуратность, трудолюбие, вежливость и т. п.). В этом смысле можно смело считать, что ценности, не предполагающие высоких уровней абстрактно-логического мышления, могут подвергаться объективному психологическому изучению у умственно отсталых подростков.

Знание потенциальных возможностей умственно отсталых подростков и специфики их ориентаций на освоение тех или иных ценностей позволяет создать социально приемлемые условия для успешного присвоения ими ценностей, на базе которых происходит дальнейшее развитие их личности.

В этой связи было проведено наше исследование, целью которого являлось выявление особенностей ценностных и смыс-ложизненных ориентаций подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Ценностные ориентации подростков исследовались в сравнительном плане (изучались подростки с легкой степенью умственной отсталости, подростки с задержкой психического развития и нормально развивающиеся подростки).

По возрасту это были учащиеся 7-9-х классов коррекционной школы VIII вида, учащиеся 7-9-х классов коррекционной

школы VII вида и ученики 8-х классов средней общеобразовательной школы. Были выделены следующие группы испытуемых:

- экспериментальная группа (50 подростков в возрасте 13-16 лет с легкой степенью умственной отсталости);

- контрольная группа (50 подростков в возрасте 13-16 лет с задержкой психического развития);

- контрольная группа (30 подростков с нормальным развитием в возрасте 14-15 лет).

Общий объем выборки — 130 человек.

Исследование проводилось с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, которая позволяет изучить ценностные ориентации личности, составляющие основу образа Я. Испытуемым предлагалось два списка ценностей, каждой из которых необходимо было присвоить ранговый номер.

Также была использована методика Б. Басса «Ориентационная анкета», позволяющая изучить направленность личности. Испытуемым предлагались 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Испытуемые должны были выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражал их мнение или соответствовал реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от их мнения или же наименее соответствовал реальности.

Исследование ценностно-мотивацион-ной сферы подростков с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича проводилось в два этапа. На первом этапе был проведен количественный анализ данных, полученных после исследования каждой группы испытуемых. При этом учитывались две переменные: ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные), стоящие на 1, 2 и 3-м местах в индивидуальных бланках (то есть

ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и неприоритетные ценности, занимающие последние места (16, 17, 18) в иерархии жизненных ценностей данного человека. Полученные данные были сведены в таблицы процентного содержания принимаемых и неприоритетных ценностей подростков (табл. 1 и 2). В эти таблицы также были занесены средние показатели процентного содержания принимаемых и непринимаемых ценностей по каждой исследуемой группе испытуемых.

После этого проводился анализ различий ранговой структуры ценностных ори-ентаций каждой группы подростков по степени выраженности отдельных компонентов, что позволило сделать выводы о ведущих ориентирах и направленности личности каждой группы испытуемых. В таблице 1 представлены принимаемые и неприоритетные терминальные ценности по трем группам испытуемых.

На рисунке 1 представлены приоритетные для трех групп испытуемых терминальные ценности.

Таблица 1

Процентное содержание принимаемых и непринимаемых терминальных ценностей

Ценности Подростки с интеллектуальным недоразвитием Подростки с ЗПР Нормально развивающиеся подростки

ПВ, % ОВ, % ПВ, % ОВ, % ПВ, % ОВ, %

1. Активная деятельная жизнь 11,4 1,3 18,7 4 3,3 3,3

2. Жизненная мудрость 0 4,7 17,3 3,3 4,4 3,3

3. Здоровье 19,3 2 18,7 1,3 16,7 1,1

4. Интересная работа 12,7 2,7 8 4,7 1,1 1,1

5. Красота природы и искусства 4 2 2 5,3 1,1 22,2

6. Любовь 8,7 2,7 8,7 0,7 12,2 4,4

7. Материальная обеспеченность 1,3 2 4 3,3 1,1 10

8. Наличие хороших и верных друзей 4,7 6 8 1,3 10 1,1

9. Общественное признание 3,3 2 0,7 4,7 0 7,8

10. Познание 1,3 0 2 2,7 7,8 4,4

11. Продуктивная жизнь 2 10 0,7 4 0 4,4

12. Развитие 2 2 0 3,3 12,2 0

13. Удовольствия 15,3 7,3 2 4 4,4 8,9

14.Свобода 3,3 4 2,7 4,7 7,8 2,2

15. Счастливая семейная жизнь 3,3 6,7 6 5,3 13,3 3,3

16. Счастье других 2 6 0 12,7 0 6,7

17. Творчество 2 16,7 0 15,3 3,3 7,8

18. Уверенность в себе 1,3 15,3 0,7 12,7 1,1 4,4

Приоритетные терминальные ценности

25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

11 ппмитг

-О I

I

со

о с

ст >■

11 .а со о с о с!

0 ю га

.

ос га

1 и <и

.

11

со о ю 2

и ю о а <и

■ .

с!

I

га I

.й I

I

со

с!

О

.

ос га ^ с! I О

<и ю т о

<и СО

^ и со т га

.

I I

■ .

с!

га т

о и

со ю

I- <и

и £ 11

т т

О. -О

О ь

е а

I

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.

II

¡Подростки с интел.недост. I Подроски с ЗПР I Подростки с норм.разв.

Рис. 1. Приоритетные терминальные ценности по трем группам испытуемых

Анализ содержательно-смысловых характеристик приоритетных терминальных ценностей показал, что в структуре ценностных ориентаций в различных группах подростков существуют отличия.

Наиболее значимыми терминальными ценностями для подростков с интеллектуальным недоразвитием являются следующие: «здоровье» (19,3%), «удовольствия» (15,3%), «интересная работа» (12,7%), «активная деятельная жизнь» (11,4%), то есть ценности, которые обеспечивают личное благополучие, трудовую и деятельностную активность испытуемых.

Ценность «здоровье» большинство испытуемых поставили на первое место. Это говорит о том, что подростки не столько сами добились понимания важности здоровья, сколько у них сформирован правильный стереотип отношения к здоровому образу жизни.

Ценность «удовольствия» оказалась второй по значимости и достаточно выраженной у подростков с интеллектуаль-

ным недоразвитием. Никакой неожиданности нет в том, что гедонистические ценности достаточно ярко выражены у умственно отсталых подростков, поскольку всё, что связано с удовлетворением биологических потребностей у детей с интеллектуальным недоразвитием сравнительно сохранно, поскольку они — органического происхождения. Так, в исследованиях К. С. Лебединской указывается, что движущим мотивом поведения умственно отсталых подростков является удовольствие [4].

Следующая ценность, «интересная работа», свидетельствует о том, что подростки понимают важность трудовой деятельности в жизни каждого человека, живущего в обществе, у них сформировано адекватное понимание жизни. Это можно объяснить тем, что учащиеся коррекционной школы VIII вида, помимо получения общего образования, получают также профессиональные навыки и у них формируется трудовая направленность.

Ценностями, наиболее предпочитаемые подростками с задержкой психического развития, оказались следующие: «активная деятельная жизнь» (18,7%), «здоровье» (18,7%) и «жизненная мудрость» (17,3%).

На первом по значимости месте для подростков с задержкой психического развития стоит «активная деятельная жизнь», отражающая их стремление жить полной и эмоционально насыщенной жизнью. Далее следует ценность «здоровье». Так же, как и для подростков с интеллектуальным недоразвитием, это может свидетельствовать о понимании детьми важности отсутствия проблем со здоровьем, понимания, что активная жизнь невозможна при наличии болезней.

Ценность «жизненная мудрость» может отражать стремление подростков к накоплению полезного жизненного опыта, к формированию зрелых суждений и здравого смысла.

Для подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе, наиболее важными оказались такие ценности: «здоровье» (16,7%), «счастливая семейная

жизнь» (13,3%), «развитие» (12,2%) и «любовь» (12,2%). Эти ценности свидетельствуют о стремлении подростков к личному счастью и благополучию, в то же время такая ценность, как «развитие», отражает стремление к работе над собой, к постоянному духовному и физическому самосовершенствованию. Также испытуемые данной группы осознают, что создание счастливой семьи невозможно без любви. Характерно, что такие духовные ценности, как «любовь» и «развитие», оказались важны только для нормально развивающихся подростков. Это позволяет сделать вывод о том, что интеллектуальная сохранность обусловливает понимание и принятие такого рода ценностей.

Анализ экспериментальных данных позволил выделить группу не предпочитаемых терминальных ценностей (рис. 2).

Последние места в ранжированном ряду терминальных ценностей у подростков с умственной отсталостью занимают: «творчество» (16,7%), «уверенность в себе» (15,3%) и «продуктивная жизнь» (10%).

Неприоритетные терминальные ценности

25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

.а I

I

со

<и га —

О с

с! >■

о ю га с

и с и

с! о

.

о ю 2

т

11 ю о

■ .

с!

га

.

I

<и т

<и ^

со т га

.

га

с!

О

ю о т

I со

т 1-

з ■ и

£ . с! <и т

ос га I и .а 1- . о со

и 1-

<и га

т и

си

и

и Ю <и

0

1

I

.

II

■ Подростки с интел.недост. Подроски с ЗПР 'Подростки с норм.разв.

Рис. 2. Неприоритетные терминальные ценности по трем группам испытуемых

Неприоритетными ценностями для подростков с задержкой психического развития являются «творчество» (15,3%), «уверенность в себе» (12,7%) и «счастье других» (12,7%).

Как видно, ценность «творчество» оказалась в числе непредпочитаемых среди подростков с интеллектуальной недостаточностью. Не следует, однако, полагать, что такая ценность объективно малозначима для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития. Причиной этого может быть то, что дети не владеют семантической нагрузкой этого понятия, и поэтому в эксперименте не выбирают данную ценность. Но вместе с тем творческость, креативность у детей

с интеллектуальной недостаточностью не может иметь высоких значений по причине их интеллектуальной неполноценности.

Для подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе, непредпочи-таемыми являются следующие ценности: «красота природы и искусства» (22,2%), «материальная обеспеченность» (10%) и «удовольствия» (8,9%).

Анализ ранговой структуры показателей инструментальных ценностей подростков также позволил выявить некоторые различия между изучаемыми группами.

На рисунке 3 представлены приоритетные инструментальные ценности для трех групп испытуемых.

Таблица 2

Процентное содержание принимаемых и не принимаемых инструментальных ценностей

Ценности Подростки с интеллектуальным недоразвитием Подростки с ЗПР Нормально развивающиеся подростки

ПВ, % ОВ, % ПВ, % ОВ, % ПВ, % ОВ, %

1. Аккуратность 24,7 3,3 21,3 4,7 8 12,2

2. Воспитанность 20,7 0,7 4 1,3 8,9 3,3

3. Высокие запросы 9,3 1,3 11,3 5,3 2,2 13,3

4. Жизнерадостность 12,7 4 12,7 1,3 7,8 0

5. Исполнительность 0,7 4 22 2 3,3 5,6

6. Независимость 0,7 3,3 5,3 3,3 3,3 5,6

7. Непримиримость к не- 1,3 6 0,7 9,3 0 23,3

достаткам других

8. Образованность 2,7 2,7 0,7 3,3 12,2 0

9. Ответственность 0,7 2,7 2 5,3 3,3 2,2

10. Рационализм 5,3 0,7 0,7 3,3 5,6 2,2

11. Самоконтроль 0,7 2,7 2,7 1,3 3,3 1,1

12. Смелость в отстаива- 2 1,3 1,3 4,7 6,7 2,2

нии своего мнения

13. Твердая воля 2 0,7 2,7 1,3 13,3 2,2

14. Терпимость 2 4,7 2 5,3 3,3 0

15. Широта взглядов 0,7 9,3 0 6 0 5,6

16. Честность 4 13,3 4,7 8,7 8,9 2,2

17. Эффективность в делах 1,3 18 2,7 10 3,3 4,4

18. Чуткость 4 14 2,7 16,7 4,4 10

Приоритетные инструментальные ценности

30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1 I-

га

. ■

О

.

0

1 I-

и

0

с!

га

.

1

•й .й •й .й <и .й •й

1- 1- 1- 1- о 1-

и и и и и и

о О о О . 1- о

I I ^

^ I I 1 I (и

и га <и о

^ . со со о и

со га т О т га 1- и 1- <и со со га . о

<и . . го и

I с <и I Ю О 1- о т

ос о

•й га .а •й .й

1- 1- 1- 1- 1-

и о и и и

о . о о о

^ 3 I 1- и I со ^ ^ 1- ■

с <и 1- Т

. Т

<и и

1- т

Подростки с интел.недост. Подроски с ЗПР Подростки с норм.разв.

Рис. 3. Приоритетные инструментальные ценности по трем группам испытуемых

Качественный анализ содержательных характеристик предпочитаемых инструментальных ценностей позволяет сделать следующие выводы.

Наиболее значимыми инструментальными ценностями для подростков с интеллектуальной недостаточностью оказались: «аккуратность» (24,7%), «воспитанность» (20,7%) и «жизнерадостность» (12,7%).

Для подростков с задержкой психического развития важны такие ценности, как: «исполнительность» (22%), «аккуратность» (21,3%), «жизнерадостность» (12,7%).

Как для умственно отсталых подростков, так и для подростков с задержкой психического развития важна такая ценность, как «жизнерадостность» (то есть наличие чувства юмора, умение радоваться), определяемая как ценность общения. Это говорит о важности для испытуемых данных групп позитивного и оптимистичного отношения к жизни. Также приоритетной является для обеих групп «аккуратность». Поскольку воспитание этого качества является важным условием подготовки детей к самостоятельной жизни, коррекционные

школы VII и VIII вида помогают детям с интеллектуальной недостаточностью формировать аккуратность и умение соблюдать порядок.

Нормально развивающиеся подростки наиболее важными считают следующие ценности: «твердая воля» (13,3%), «образованность» (12,2%), «честность» (8,9%) и «воспитанность» (8,9%). Ценность «воля» может свидетельствовать о готовности приложить усилия для достижения поставленных целей. Подростки понимают важность и полезность получения образования, стремятся быть честными.

Среди неприоритетных инструментальных ценностей подростков с интеллектуальным недоразвитием (рис. 4) можно выделить: «эффективность в делах» (18%), «честность» (13,3%), «широта взглядов» (9,3%).

Выявлено, что наименее важными ценностями для подростков с задержкой психического развития являются «чуткость» (16,7%), «эффективность в делах» (10%) и «непримиримость к недостаткам других» (9,3%).

Неприоритетные инструментальные

ценности

25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

0

1 I-

га

с

>■

о со

о

.

и и и и и и

0

1 I-

и

0 ст

га

.

и

1

и

0

1 I

га

га

.

Ю О

О со га

.

с!

О

.

II

о

ОС

о

о

.

и и и

.

11 т

11 т

Т

■ Подростки с интел.недост. I Подроски с ЗПР I Подростки с норм.разв.

Рис. 4. Неприоритетные инструментальные ценности по трем группам испытуемых

В группу отвергаемых инструментальных ценностей нормально развивающихся подростков попали следующие: «непримиримость к недостаткам других» (23,3%), «высокие запросы» (13,3%) и «аккуратность» (12,2%).

Таким образом, подростки с интеллектуальной недостаточностью в большей степени ориентированы на конкретные ценности профессиональной самореализации (интересная работа, здоровье, активность) и конформистские ценности (аккуратность, воспитанность). Подростки с задержкой психического развития наиболее важными считают конкретные ценности личной жизни (здоровье, жизненная мудрость, деятельная жизнь). Интересно, что для испытуемых обеих групп абстрактные ценности (творчество, уверенность в себе, счастье других людей) не являются значимыми, хотя это — именно те ценности, которые, хоть и не могут считаться реально действующими мотивами поведения для детей данного возраста, но в качестве смыслооб-разующих они, безусловно, важны для полноценного развития личности. Также подросткам этих групп не важны альтруи-

стические нравственные ценности и ценности принятия других людей (чуткость, честность, терпимость, широта взглядов).

Для нормально развивающихся подростков важны как конкретные (здоровье, семейная жизнь), так и абстрактные ценности (любовь, развитие) личной жизни. Они в большей степени ориентированы на ценности индивидуалистической и интеллектуальной направленности (твердая воля, образованность). Важной нравственной ценностью для них является честность. Наименее предпочитаемыми для данной группы испытуемых являются ценности самоутверждения (высокие запросы, непримиримость к недостаткам других).

Интересен факт, что для всех трех групп испытуемых ценность «здоровье» оказалась в числе важнейших. Это может свидетельствовать о сформированности правильного отношения к жизни, о важности ведения здорового образа жизни, о бережном отношении к своему организму. Здоровый образ жизни помогает поддерживать хорошую работоспособность, предупреждать заболевания и является одним из основных условий жизненного успеха.

Сфера ценностных ориентаций как объект психологического исследования, не может ограничиваться только системой ценностей и личных смыслов. Исследование этой сферы также должно включать и изучение такого интегрального образования, как направленность личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные, полученные по методике «Ори-ентационная анкета» Б. Басса, не позволяют говорить о существенных отличиях направленности личности подростков с интеллектуальным недоразвитием от их сверстников с задержкой психического развития и сверстников с нормальным развитием. Выявлено, что доминирующей направленностью испытуемых всех трех групп является направленность на общение (табл. 3).

На рисунке 5 представлены средние показатели направленности личности испытуемых подростков.

Тот факт, что испытуемые в большинстве своем ориентированы на взаимодействие с другими людьми, вполне естественен. Направленность на общение является возрастной особенностью старшеклассников, Д. Б. Эльконин считал, что общение является ведущим видом деятельности для подростков. Именно в данном возрасте деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. Старшеклассники стремятся выстраивать отношения, основанные на чувстве взаи-

мопонимания, одобрения, много значит для них и поддержка друзей. Референтная группа (сверстники), безусловно, оказывает влияние на формирование установок, норм, ценностей, процесса социализации личности. В подростковом возрасте повышается избирательность, активность в выборе друзей и предпочитаемой среды общения. Этот выбор связан с потребностью в самоутверждении и стремлении занять определенный статус среди сверстников. То есть, в отношениях со сверстниками подростки стремятся самореализоваться и самоутвердиться.

Однако при сравнении умственно отсталых подростков с подростками контрольных групп выявляется, что у них установлен также высокий коэффициент направленности личности на ценности делового плана. Это означает, что подростки с интеллектуальным недоразвитием заинтересованы в решении деловых и учебных проблем, ориентированы на деятельность (такого рода деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, художественная, спортивная и т. п.). Специальные коррек-ционные школы VIII вида представляют такую возможность, так как обеспечивают воспитательную среду, где организованы условия для трудового обучения с установкой на социализацию умственно отсталых детей. Это обеспечивает подросткам с интеллектуальным недоразвитием ощущение реальной значимости собственной деятельности, помогает чувствовать ответственность и самостоятельность.

Таблица 3

Средние значения по методике «Ориентационная анкета»

Направленность личности Средние показатели доминирующей направленности личности, %

Подростки с интеллектуальной недостаточностью Подростки с задержкой психического развития Нормально развивающиеся подростки

Направленность на себя 21,1 24,3 22,1

Направленность на общение 24,8 27,3 30,1

Направленность на дело 24,6 22,9 28,5

Рис. 5. Доминирующая направленность личности подростков

Доминирующая направленность личности

35 30 25 20 15 10 5 0

I Подростки с интеллектуальной недостаточностью

Подростки с задержкой психического развития

| Нормально развивающиеся подростки

Общение

Дело

Я

Таким образом, доминирующей направленностью для испытуемых трех групп является направленность на общение, что естественно для данного возраста.

Следует отметить, что особенности формирования ценностей раскрывают механизмы проникновения моральных и эстетических норм в структуру личности. В подростковом возрасте вместе с осознанием себя как личности от диффузных, расплывчатых, малоосознаваемых целей учащиеся постепенно приходят к построению собственной системы ценностей, которая проецируется на достиже-

ние своих перспектив жизненного пути. У подростков с интеллектуальным недоразвитием качество высших духовных потребностей ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Им в большей степени свойственна ориентация на конкретные ценности профессиональной самореализации и конформистские ценности. Однако с учетом непреходящей значимости духовных потребностей для целей социализации детей с интеллектуальным недоразвитием представляется важным исследовать резервы развития их духовных возможностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1987. 96 с.

2. Гавриленко Н. В. Духовная культура личности как ценность//Личность, творчество и современность: Сборник научных трудов. Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998. С. 77-82.

3. Зубова Л. В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. 175 с.

4. Лебединская К. С. Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: Методические рекомендации для педагогов-дефектологов, врачей вспомогательных школ. М.: Изд. Мин. просвещения СССР, 1981.

5. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен [Электронный ресурс] // Новые технологии. 2011. № 4. С. 286-289. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17299016

6. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс]: Учебно-методический комплекс. М., 2010. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=23561

7. Насыров Н. Р. Проблема ценностных ориентаций подростков [Электронный ресурс] // Челябинский гос. ун-т. 2011. Т. 7. № 3. С. 26-29. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16927227

8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.

9. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 26-36.

10. Современный психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 490 с.

11. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 184 с.

12. Boeree C. G. Personality theories [Electronic resource] / C. G. Boeree. 2006. 400 p. URL: http://www. ship.edu/%7Eegboeree/perscontents. html

13. GrossR. Key studies of psychology / R. Gross. London: Hodder education, 2008. 530 p.

14. Onder А. Comparing acceptance and rejection levels of mentally handicapped children's parents and normally developed children's parents [Electronic resource] // e-Journal of New World Sciences Academy (NWSA) / 2010. Vol. 5. Is. 3. P. 742-750. URL: http://ehis.ebscohost.com/eds/pdfviewer/pdfviewer?sid= 62b9564d-55cf-4fe8-a936-08a6393868c6%40sessionmgr10&vid=2&hid=2

15. Santilli N. R., Hudson L. M. Enhancing moral grouth: is communication the key? // Adolescence. 1992. Vol. 27. Р. 145-160. [Electronic resource]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=8518689

REFERENCES

1. Bgazhnokova I. M. Psihologija umstvenno otstalogo shkol'nika. M.: Prosveshchenie, 1987. 96 s.

2. Gavrilenko N. V. Duhovnaja kul'tura lichnosti kak tsennost' // Lichnost', tvorchestvo i sovremennost': Sbornik nauchnyh trudov. Krasnojarsk: Krasnojarskaja vysshaja shkola MVD Rossii, 1998. S. 77-82.

3. Zubova L. V. Psihologicheskie osobennosti tsennostnyh orientatsij podrostkov s razlichnoj napravlen-nost'ju lichnosti. Orenburg: Izd-vo OOIPKRO, 2002. 175 s.

4. Lebedinskaja K. S. Diagnostika i korrektsija narushenij povedenija u podrostkov, stradajushchih oligofre-niej (metodicheskie rekomendatsii dlja pedagogov-defektologov, vrachej vspomogatel'nyh shkol)/ M.: Izd. Min. prosveshchenija SSSR, 1981.

5. NagoevaL. H. Tsennostnye orientatsii: ponjatie i fenomen [Elektronnyj resurs] // Novye tehnologii. 2011. № 4. S. 286-289. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17299016

6. Neretina T. G. Spetsial'naja pedagogika i korrektsionnaja psihologija [Elektronnyj resurs]: Uchebno-metodicheskij kompleks. M., 2010. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=23561

7. Nasyrov N. R. Problema tsennostnyh orientatsij podrostkov [Elektronnyj resurs] // Cheljabinskij gos. un-t. 2011. T. 7. № 3. S. 26-29. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16927227

8. Rubinshtejn S. Jа. Psihologija umstvenno otstalogo shkol'nika. S. Ja. Rubinshtejn. M.: Prosveshchenie, 1986. 192 s.

9. Smirnova E. O., Holmogorova V. M. Sootnoshenie neposredstvennyh i oposredovannyh pobuditelej nravstvennogo povedenija detej // Voprosy psihologii. 2001. № 1. S. 26-36.

10. Sovremennyj psihologicheskij slovar' / Pod red. B. G. Meshcherjakova, V. P. Zinchenko. SPb.: Prajm-Evroznak, 2008. 490 s.

11. Formirovanie lichnosti v perehodnyj period: ot podrostkovogo k junosheskomu vozrastu / Pod. red. I. V. Dubrovinoj. M.: Pedagogika, 1987. 184 s.

12. Boeree C. G. Personality theories [Electronic resource] / C. G. Boeree. 2006. 400 p. URL: http://www. ship.edu/%7Eegboeree/perscontents. html

13. GrossR. Key studies of psychology / R. Gross. London: Hodder education, 2008. 530 p.

14. Onder А. Comparing acceptance and rejection levels of mentally handicapped children's parents and normally developed children's parents [Electronic resource] // e-Journal of New World Sciences Academy (NWSA) / 2010. Vol. 5. Is. 3. P. 742-750. URL: http://ehis.ebscohost.com/eds/pdfviewer/pdfviewer?sid= 62b9564d-55cf-4fe8-a936-08a6393868c6%40sessionmgr10&vid=2&hid=2

15. Santilli N. R., Hudson L. M. Enhancing moral grouth: is communication the key? // Adolescence. 1992. Vol. 27. Р. 145-160. [Electronic resource]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=8518689

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.