Ценностные ориентации учащихся 8-9 классов
Захарова О.В.
ФГОУ ВПО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Аннотации:
Кардинальные изменения во всех сферах России повлияли на ценностные ориентации и поступки людей. Особенно ярко это выражено у подрастающего поколения. Ценностные ориентации оказывают влияние на становление личности и тем самым детерминируют ее поведение и поступки. Среди терминальных ценностей на первое место подростки ставят обеспеченную жизнь, а на последнее место ценность природы, искусство и счастье других. Важной инструментальной ценностью является независимость, смелость в отстаивании своего мнения, менее значимы терпимость к взглядам и мнениям других.
Ключевые слова: общество, ориентации, молодежь, мировоззрение, мотивы, убеждения, личность, деятельность, формирование, методы исследования, подростки.
Захарова О.В. Цшжсж орieнтацм учшв 8-9 клаыв. Кардинальн зм1ни в Росп вплинули на ц1ннюн1 ор1ентацп людей. Це особливо виражено в пд ростаючого поколЫня. Цшюж ор1ен-тацп впливають на становлення особи. Серед цЫностей на перше мюце п1дл1тки ставлять забезпечене життя, а на останне мюце ц1ннють природи, мистецтво I щастя шших. Важливою ц1ннютю е незалежн1сть, см1лив1сть у вщстоюваны своеТ думки, менше значима терпимють до погляд1в I думок Ыших.
суспльство, ор1ентацц', молодь, св¡-тогляд, мотиви, переконання, особа, дШльшсть, формування, методи досл/'дження, тдл'тки.
Zaharova O.V. Valuable orientations at pupils of 8-9 forms.
Changes in all spheres of Russia have affected valuable orientations. Especially it is expressed at growing up generation. Valuable orientations influence formation of the person. On the first place teenagers put the provided life, and on the last value - of the nature, art and happiness of others. The important value is independence, boldness in upholding their opinion; the tolerance to sights of others is less significant.
society, orientations, youth, outlook, motives, belief, the person, activity, methods of research, teenagers.
Введение.
Проблема исследования ценностных ориентации у школьников остаётся актуальной, так как кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах России влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов. Актуальность данной работы обусловлена так же тем, что особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодёжи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Большой вклад в изучение ценностных ориентации внесли: А.В. Мудрик (1999), Н.А. Кирилова (1999), Х. Ремшмидт (1994) и др.
Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что ценности являются ведущим мотивом - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом, такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни [4].
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентации предпосылок: накоплением достаточного морального опыта, занятием определённого социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определённой мере
© Захарова О.В., 2009
детерминируют её поведение [7].
Ценностные ориентации сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина её ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
Работа выполнена по плану НИР ФГОУ ВПО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью данного исследования является выявление особенностей ценностных ориентации учащихся 8-9 классов.
Объектом исследования является мировоззрение подростков.
Предметом нашего исследования являются ценностные ориентации подрастающего поколения.
Задачи исследования:
• -изучить научно-методическую литературу, освещающую проблемы и сущность становления ценностных ориентации;
• -подготовить и провести исследование ценностных ориентации у учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы и подростков социально-реабилитационного центра;
• провести сравнительный анализ ценностных ориентации учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы и подростков, живущих в реабилитационном центре;
• провести сравнительный анализ ценностных ориентации девочек и мальчиков-подростков, обучаю-щихсяв общеобразовательной школе и живущих в социально-реабилитационном центре.
В исследовании нами были использованы следующие методы:
1. анализ научно-методической литературы;
2. опрос (анкетирование);
3. методы математической статистики.
Выявление ценностных ориентации учащихся 8-9 классов проводилось с помощью методики «Ценностные ориентации личности» М. Рокича [8, 9], диагностико-реальной структуры ценностных ориентации личности С.С. Бубновой [1].
Методы математической статистики.
Для анализа изучаемых показателей в исследовании использовалось процентное соотношение изучаемых показателей, а также средне арифметическое (х).
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 89 Октябрьского административного округа г. Омска, а также в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Октябрьского административного округа г. Омска при помощи двух методик. Выборка была составлена в соответствии с целью и задачами исследования.
В состав выборки вошли ученики двух классов (8 и 9) МОУ СОШ № 89 г. Омска в количестве сорока человек и двадцати подростков живущих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Омска.
Результаты исследований.
Для определения ценностно-ориентационных предпочтений у учащихся средней школы мы использовали методику М. Рокича и получили следующие данные.
В группе терминальных ценностей первое место занимает ценность материально обеспеченной жизни (х = 3,85). Но есть школьники, для которых данная ценность стоит далеко не на первом месте. Так 20 % считают ее менее значимой и относят на 11 место.
На второе место учащиеся отнесли - наличие хороших и верных друзей (х = 6,2). Но не для всех эта ценность является значимой, 42,5 % школьников относят эту ценность на 10 место.
Третье место - здоровье физическое и психологическое (х = 6,4), а 7,5% учащихся ставят его на предпоследнее место среди всех ценностей.
Четвертое и пятое место делят такие ценности, как свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) и уверенности в себе (х = 6,5), но 10 % подростков ставят эти ценности на 2 место.
Шестое место в жизни подростков занимает интересная работа (х = 6,6). У 20 % учеников эта ценность отмечена в разряде наиболее значимых (1-2 место).
Самое наименьшее значение для подростков имеют ценности красоты природы и искусства, а так же счастье других (х = 15,7). В группе инструментальных ценностей учащиеся ставят на первое место ценность независимости (х = 3,3), а 7,5 % испытуемых этой группы отводят ей одно из последних мест.
На второе место в группе инструментальных ценностей подростки ставят смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов (х = 5,1), что, несомненно, важно для учащихся этого возраста. Но 5 % школьников считают для себя эту ценность менее значимой, отводя ей 15 место.
Так же значимыми ценностями для подростков являются ценности исполнительности (дисциплинированности), жизнерадостности, высокие запросы (х =
7,95; х = 8; х = 8,05). Из этой группы 17,5 % подростков отводят предпоследнее место этим ценностям.
Самое наименьшее значение для исследуемых имеют ценность широты взглядов (х = 11,5), ценность воспитанности (х = 11,55) и терпимости (х = 12,6). Терпимость не для всех имеет малое значение. Часть школьников отводят ей одно из первых мест (10%).
Мы исследовали ценностные ориентации подростков, живущих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и получили следующие результаты.
Выяснилось, что на первое место в группе терминальных ценностей подростки, также как и учащиеся общеобразовательной школы ставят материально обеспеченную жизнь (х = 3,5).
Так же наиболее значимыми ценностями являются наличие хороших и верных друзей - второе место (х = 4,8), здоровье физическое и психическое - третье место (х = 5,35). 12,5 % учащихся наличию хороших и верных друзей отводят менее значимое место в своей жизни (8 место).
Счастливая семейная жизнь и любовь так же являются очень значимыми ценностями в жизни подростков (х = 5,45; х = 5,55).
Возможно, это связано с тем, что они выросли в неблагополучных семьях. 12,5 % семейную жизнь ставят на 12 место. Для 10% любовь имеет наименьшее значение. Они ставят ее на 13 место.
Наименее значимыми ценностями для подростков отмечены: возможность творческой деятельности (х = 14,55), счастье других (х = 14,85) и ценность красоты природы (х = 16,95).
В группе инструментальных ценностей на первое место данная группа подростков, так же как и учащиеся общеобразовательной школы, ставят независимость (х = 3,3). 17,5 % воспитанников которые относят данную ценность в ранг наименее значимых, отводят ей 10 место.
На второе место испытуемые, так же как и предыдущая группа школьников, ставят смелость в отстаивании своего мнения (х = 6,1). На 12 место ставят эту ценность по значимости в своей жизни 15% школьников из этой группы.
Так же значимыми ценностями для этой группы детей являются образованность (х=6,7), жизнерадостность (х = 7,5) и дисциплинированность (х = 7,55). Но не для всех подростков этой группы эти ценности являются важными: из них 10 % ставят образованность на предпоследние места.
Наименее значимыми среди этой группы ценностей являются терпимость (х=12,75) - шестнадцатое место из восемнадцати; непримиримость к недостаткам в себе и других (х = 13,7). Но не для всех они являются незначимыми ценностями, 7,5 % испытуемых относят их на 4 место.
Одинаковое значение для этой группы испытуемых имеют ценность твердой воли (х = 11,9) и широта взглядов (х = 11,9).
Методика исследования ценностных ориентации по С. С. Бубновой позволила выявить, что у учащихся МОУ СОШ № 89, так же как и по методике М. Рокича,
на первом месте в иерархии ценностей стоит высокое материальное благосостояние (х = 3,1), а 2,5% школьников относят этой ценности десятое место.
На второе место учащиеся ставят признание и уважение окружающих, наличие хороших и верных друзей (х = 3,15). На третьем месте - любовь (х = 3,6).
Так же значимыми по результатам данной методики являются ценности здоровья (х = 3,9), приятного времяпрепровождения (х = 4,55) и социальной активности (х = 5,6). Но не все из этой группы испытуемых считают здоровье главным в своей жизни. Так 7,5 % школьников ставят его на 9-10 место.
Наименее значимой ценностью является помощь и милосердие к другим людям (х = 8,2). 7,5 % школьников относят ее к значимым ценностям (4 место).
В результате анализа полученных данных, которые мы получили в ходе проведения исследования по методике С.С. Бубновой, группа подростков живущих в центре, на первое место так же ставят ценность материального благосостояния (х = 2,75). Так же это совпадает с результатами исследования учащихся общеобразовательной школы.
На второе место, как и по результатам проведения методики М. Рокича, была поставлена ценность наличия хороших и верных друзей, признания и уважения окружающих людей (х = 3,3), а 5 % воспитанников относят эту ценность к менее значимым (7-8 место).
Третье место занимает здоровье (х = 3,7).
Значимыми ценностями по результатам данной методики являются любовь - четвертое место (х = 3,95), высокий социальный статус - пятое место в иерархии ценностей (х = 5,35), приятное времяпрепровождение - шестое место (х = 5,65). Для 2,5 % школьников любовь не столь важна и они относят её на последнее место. Так же высокий социальный статус не так важен для 15 % испытуемых из этой группы.
Наименее значимой ценностью для испытуемых является поиск и наслаждение прекрасным (х = 8,65). Для 2,5 % учащихся это является наиболее важной ценностью и относят ее на второе место.
Анализируя полученные нами данные, можно сделать вывод, что сейчас подростки ценят собственные интересы, не осуждая эгоистичные действия, особенно материальной выгоды.
Результаты проведенного нами исследования показали, что ценностные предпочтения девочек подростков и мальчиков подростков имеют незначительные отличия.
Доминирующими терминальными ценностями в результате проведенного исследования у девочек, обучающихся в средней школе, являются материально обеспеченная жизнь (х = 4,6), уверенность в себе (х = 5,4), наличие хороших и верных друзей (х = 5,6).
Наименее значимой терминальной ценностью для них является красота природы искусство (х = 16,3), а так же счастье других (х = 16,3).
Девочки, живущие в реабилитационном центре, на первое место ставят здоровье (х = 3,2). Возможно, это связано с недостаточным вниманием родителей к детскому здоровью. Так же не менее важным они считают любовь (х = 3,3), скорее всего это связано
с недостаточным проявлением родительской любви к ним, и материально обеспеченную жизнь (х = 3,4), что связано, скорее всего, с неблагополучием семей в которых воспитывались девочки-подростки. Так же как и ученицы средней школы на последнем месте отмечена красота природы и искусство (х = 16,8). Возможна данная ценность не столь важна для девочек, от того, что межличностные отношения, отношения со сверстниками их волнуют больше чем их собственное духовное развитие.
Мальчики-подростки, обучающиеся в школе, важной ценностью, так же как и девочки, считают материально обеспеченную жизнь (х = 3,2). На второе место ставят ценность свободы (х = 6,0), на третье - общественное признание (х = 6,5).
На последнее место, так же как и девушки этой школы, мальчики ставят красоту природы и искусство (х = 15,9).
Мальчики, живущие в социальном реабилитационном центре, так же на первое место ставят материально обеспеченную жизнь (х = 3,6). На второе - наличие хороших и верных друзей (х = 4,5). Третье место делят общественное признание (х = 5,7) и будущая интересная работа (х = 5,7). Для мальчиков общественное признание и интересная, высокооплачиваемая работа, наиболее важна, чем для девочек, которые больше стремятся к построению романтических отношений, созданию семьи.
Наименее значимым для них является ценность красоты природы и искусства (х= 17,0).
В списке инструментальных ценностей ученицы школы на первое ставят независимость (х = 3,1). Наименее значимой ценностью является для них терпимость (х = 12,2).
Для девушек, живущих в реабилитационном центре, среди этой группы ценностей наиболее значимой является образованность (х = 4,7), По нашему мнению это связано с тем, что в семьях, в которых жили девочки до того как попали в центр, являвшиеся неблагополучными, родители недостаточно времени уделяли воспитанию девочек, их обучению в школе. Наименее значимой - непримиримость к недостаткам в себе и других (х=14,3).
Для мальчиков подростков наиболее значимой инструментальной ценностью, так же как и для девочек учащихся в этой же школе, является независимость (х = 3,5). На последнее место они так же ставят терпимость (х=13,0).
Для воспитанников центра наиболее важной инструментальной ценностью является смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов (х=4,6). Для мальчиков этого возраста уметь отстаивать свое мнение, иметь свою собственную точку зрения на то или иное действие, на ту или иную ситуацию, очень важно. Если ты смелый и умеешь постоять за себя, ты будешь лидером или хотя бы будешь принят компанией. Вот жизненная позиция данной возрастной группы детей.
Наименее важными ценностями являются непримиримость к недостаткам в себе и других (х = 13,2) и терпимость (х = 13,2).
Доминирующей ценностью, по результатам, полученным в ходе исследования с помощью методики С. С. Бубновой, у девочек учащихся в школе является признание и уважение окружающих людей (х = 2,9). Не менее важными ценностями для них так же является любовь (х = 3,3) и высокое материальное благосостояние (х = 3,7). Наименее значимы - высокий социальный статус и управление людьми (х = 8,7).
На первое место воспитанницы реабилитационного центра ставят ценность высокого материального благосостояния (х = 3,0). Не смотря на то, что подростки, ранее живущие в неблагоприятных семьях, не редко подвергавшиеся насилию, как физическому, так и психическому, сами нуждались в помощи и проявлении к ним сострадания, последнее место отводят помощь и милосердие к другим людям (х = 8,6). Возможно, они копируют модель поведения своих родителей, думая: «как с нами поступали, так и мы будем, пусть люди окружающие нас поймут и почувствуют, каково нам было».
Для юношей общеобразовательной школы на первом месте стоит ценность высокого материального благосостояния (х = 2,7), на последнем -помощь и милосердие к другим людям (х = 8,3).
Для мальчиков проживающих в социальном центре доминирующей ценностью является также высокое материальное благосостояние (х = 2,6), а менее важным они считают поиск и наслаждение прекрасным (х = 9,2).
Выводы
1. Среди терминальных ценностей на первое место учащиеся общеобразовательной школы № 89 и воспитанники социально-реабилитационного центра поставили ценность материально обеспеченной жизни (х = 3,85; х = 3,5 соответственно).
2. На последнее место подростки ставят ценности природы и искусства (х = 15,7; х = 16,95 соответственно) и ценность счастья других (х=15,7; х = 14,85 соответственно).
3. Среди инструментальных ценностей значимым для учащихся и воспитанников центра является ценность независимости (х = 3,3;х = 5,55 соответственно).
4. Наименее важным среди инструментальных ценностей выделяют ценность терпимости к взглядам и мнениям других (х=12,6; х=12,75 соответственно).
5. Среди терминальных ценностей ученицы общеобразовательной школы на первое место ставят материально обеспеченную жизнь (х = 4,6), на последнее - красоту природы и искусства и счастье других (х = 16,3).
Воспитанницы социально-реабилитационного центра на первое место ставят ценность здоровья (х = 3,2), на последнее - красота природы и искусство
(х = 16,8).
6. Среди инструментальных ценностей девушки школы первое место отводят независимости (х = 3,1), на последнее - терпимость к взглядам и мнениям других (х = 12,2).
Для воспитанниц центра наиболее важной ценностью является образованность (х=4,7). На последнем месте - непримиримость к недостаткам в себе и других (х = 14,3).
7. В группе терминальных ценностей мальчики подростки средней школы, так же как и девочки подросткового возраста, наиболее важной ценностью считают материально обеспеченную жизнь (х = 3,2), наименее важной, так же считают ценность красоты природы и искусства (х = 15,9).
Подростки, живущие в реабилитационном центре, так же на первое место ставят материально обеспеченную жизнь (х = 3,6). Наименее значимым является для них ценность красоты природы и искусства (х = 17).
8. Для мальчиков обучающихся в школе среди инструментальных ценностей, также как и для девочек, учащихся этой школы, является независимость (х = 3,5). На последнем месте - терпимость к взглядам и мнениям других (х = 13,0).
Для воспитанников центра наиболее важным является смелость в отстаивании своего мнения (х = 4,6). Наименее важным они считают для себя, так же как и девушки, живущие в этом центре, непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других (х = 13,2) и терпимость к взглядам и мнениям других (х = 13,2).
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения проблем практической реализации ценностных ориентаций учащихся в деятельность школы.
Литература
1. Бубнова, С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности / С.С. Бубнова. - М., 1995. - 200с.
2. Бубнова, С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности / С.С. Бубнова. - М., 2002. - 210с.
3. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников / Н.А. Кирилова // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С.29.
4. Леонтьев, А.Н. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.В. Мудрик. - М.: Academia, 1999. - 184 с. - (Высшее образование).
6. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М., 1994.
7. Филиппов, А.А. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи / А. А. Филиппов // Молодежь: интересы, стремления, идеалы. - М.: 1976. - с. 65-76.
8. Энциклопедия психологических тестов / Под ред. В. Хохлико-вой. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2000. - 399 с.: рис.
9. Энциклопедия психологических тестов - 2 / Под ред. В. Хохли-ковой - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2000. - 399 с.: рис.
Поступила в редакцию 02.11.2009г. Захарова Ольга Владимировна [email protected]