Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (1), с. 371-379
УДК 316.624-053.6
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
© 2010 г. О.И. Ефимова, А.А. Ощепков
Ульяновский госуниверситет [email protected]
Поступила в редакцию 14.05.2010
Представлены результаты эмпирических исследований возрастной динамики ценностных ориентаций и социальных установок подростков без отклонений в поведении и подростков с отклоняющимся поведением. Анализ результатов, проведенный в контексте диспозиционной концепции личности В.А. Ядова, выявил существование различий у подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений в поведении как внутри самих систем ценностей и социальных установок, так и в их соотношениях.
Ключевые слова: возрастная динамика, диспозиционная система, девиантные подростки, нормативные подростки, ценностные ориентации, социальные установки, подростковый возраст.
Постановка проблемы
Общеизвестно, что подростковый возраст -это переходный период онтогенеза человека, в рамках которого, с одной стороны, продолжают свое развитие уже сформированные сферы психики, а с другой стороны, происходит становление новых психологических сфер. Одна из наиболее важных сфер психики человека в данный период - формирование мировоззрения и целостной картины мира, в рамках которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования, в наибольшей мере влияющие на дальнейшее существование человека. В этом смысле важным итогом формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте является зрелая личность [1, с. 330].
С проблемой формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте связано множество подходов, определяющих роль системы ценностных ориентаций личности в онтогенезе человека. В первую очередь примечательна точка зрения Р. Хейвигхерста, по мнению которого главной задачей развития личности является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной ценностной системы [2, р. 52]. Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это поиск смысла жизни, своего места в ней. Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности [3]. По В. Франклу, ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности
регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности [4]. Л. Кольберг рассматривает формирование ценностных ориентаций личности посредством последовательного прохождения человеком стадий морального развития, в результате которого ценности общества интериоризируются личностью и их соблюдение становится внутренней потребностью [5]. Перспективное направление в исследовании ценностной сферы личности представляет собой возрастно-психологический подход, основанный на учете структуры психологического возраста как триединства социальной ситуации развития, ведущей деятельности и психологических новообразований [6; 7]. В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению Л.С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности [6]. Такая ориентация, по справедливому замечанию И.С. Кона, отличается противоречивым характером. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые проявляется возможность формирования собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали [8].
Таким образом, во-первых, система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека. Во-вторых, подростковый возраст играет ключевую
роль в развитии ценностной сферы личности, поскольку в результате прохождения данного возрастного этапа человек получает сформированное и развитое новообразование - ценностные ориентации личности. В-третьих, развитие системы ценностных ориентаций личности связано с развитием других компонентов личности - направленности, целей, мотивов. Однако необходимо обратить внимание на социальный аспект личностного развития, поскольку система ценностей личности формируется в ходе совместной практической деятельности подростка и его общения с другими людьми. Кроме этого, проблема ценностных ориентаций должна рассматриваться целостно, с позиций системного подхода к изучению психики человека.
С таких позиций наиболее интересным представляется рассмотрение диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова [9]. Согласно данной концепции, человек обладает системой диспозицион-ных, иерархически организованных образований, регулирующих поведение и деятельность. Общая схема диспозиций включает иерархию потребностей и ситуаций, на пересечении которых выделяется четыре уровня диспозиций: 1) уровень элементарных фиксированных установок; 2) уровень социальных фиксированных установок; 3) уровень базовых социальных установок; 4) уровень системы ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, а социальные установки фиксируют общую направленность личности относительно конкретной сферы социальной активности.
Такая схема уровней диспозиций позволяет рассматривать развитие человека с позиций сопоставления динамики его терминальных ценностей-целей, инструментальных ценностей-средств и общей социальной активности личности. Более того, такая постановка проблемы позволяет сравнить формирование ценностей и направленности личности в случае с отклоняющимся развитием. В связи с этим мы предположили, что формирование системы ценностных ориентаций личности у подростков найдет свое отражение в изменении структуры социальных установок и направленности поведения. Соответственно, нами было предложено две взаимосвязанных гипотезы:
1) формирование системы ценностных ориентаций личности современных подростков от-
ражается на установках относительно их социальной активности;
2) взаимообусловленность структур ценностных ориентаций, социальных установок как иерархически организованных образований связана с развитием нормативного или девиантного поведения подростков.
С учетом вышеуказанного наше исследование включало в себя следующие задачи:
1) изучение иерархии ценностных ориентаций и социальной направленности современных подростков;
2) исследование возрастной динамики развития ценностных ориентаций и социальных установок в подростковом возрасте;
3) выявление различий ценностных ориентаций личности и социальных установок подростков без отклонений в поведении и подростков с отклоняющимся поведением.
Методика
Эмпирическая часть исследования была выполнена на базе детского социально-реабилитационного центра «Радуга» г. Димитровграда и отдела по делам несовершеннолетних УВД г. Димитровграда. В качестве респондентов выступали воспитанники центра и отдела в возрасте 12-17 лет, всего 62 человека. В исследовании использовалась методика М. Рокича, ориентированная на изучение представлений о системе значимых ценностей подростков, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности [10]. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор - А.Н. Орел) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения [11]. Для исследования социальных установок у подростков был использован тест «Социальная установка» О.Ф. Потемкиной [12]. Результаты психодиагностического исследования анализировались для подростков без отклонений в поведении (ПБОП1) и подростков с отклоняющимся поведением (ПСОП).
Результаты и их обсуждение
С целью анализа динамики терминальных ценностей (Т-ценностей) подростков нами было проведено сравнение среднегрупповых значений каждой из 18 ценностей в группах младших и старших подростков с использованием статистического 1-критерия Стьюдента. При этом
особое внимание уделялось значимым различиям ценностей в изучаемых группах подростков.
При анализе особенностей возрастной динамики ценностных ориентаций в группах младших и старших ПБОП (таблица 1) статистически значимыми по t-критерию Стьюдента оказались различия среднегрупповых значений следующих ценностей: «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «творчество», при этом значимость ценностей работы и материального обеспечения ниже для старших подростков, а ценность творчества, наоборот, с возрастом повышается. Кроме этого, стоит отметить следующие тенденции в возрастной динамике ценностных структур подростков. В группе подростков 15-17 лет увеличивается значимость ценностей «жизненная мудрость», «здоровье», «красота природы и искусства», «познание», «продуктивная жизнь», «уверенность в себе». В то же время снижается субъективная значимость таких ценностей, как «наличие хороших и верных друзей», «развлечение», «свобода». Такая динамика свидетельствует в
пользу того, что у подростков без отклонений в поведении с возрастом начинает усиливаться стремление к познанию окружающей действительности, усвоению ценностей окружающего мира, нахождению своего места в нем, поиск своей идентичности, своей ценностной системы, на основе которой будут закладываться важные жизненные цели. Стремление к развлечениям, свободе, времяпрепровождению с друзьями отходит постепенно на второй план.
Дальнейший анализ динамики ценностных ориентаций в группах младших и старших ПСОП (табл. 1) выявил статистически значимое по 1-критерию Стьюдента различие средних значений только по ценности «наличие хороших и верных друзей», которая с возрастом приобретает намного большую значимость. Также имеются тенденции увеличения значимости таких ценностей, как «любовь», «общественное признание», «развлечение», «свобода». Соответственно, наблюдается снижение субъективной значимости таких ценностей, как «жизненная мудрость», «интересная работа»,
Таблица 1
Средние ранги терминальных ценностей в группах подростков 12-14 лет и 15-17 лет без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением
№ Ценности (терминальные) Подростки 12-14 лет Подростки 15-17 лет ta мп
ПБОП ПСОП ПБОП ПСОП ПБОП ПСОП
1. Активная деятельная жизнь 11.80 12.00 11.00 13.30 0.2966 0.5411
2. Жизненная мудрость 11.40 10.80 6.33 13.00 1.5268 0.8950
3. Здоровье 6.20 5.25 3.67 6.00 0.8917 0.2491
4. Интересная работа 9.40 8.00 16.00 11.20 3.3523** 0.9199
5. Красота природы и искусства 12.80 12.30 5.67 10.80 1.9472 0.4277
6. Любовь 7.20 9.25 7.33 7.67 0.0337 0.4117
7. Материально обеспеченная жизнь 7.40 5.50 15.30 7.17 2.6897* 0.5001
8. Наличие хороших и верных друзей 3.80 13.30 9.33 5.50 1.9877 2.6109*
9. Общественное признание 8.20 12.50 9.00 7.67 0.2815 2.1892
10. Познание 13.20 10.50 9.67 12.50 0.9889 0.6259
11. Продуктивная жизнь 14.20 13.30 7.33 10.30 1.9799 1.0582
12. Развитие 9.60 10.00 10.70 11.70 0.3759 0.5954
13. Развлечение 12.60 11.00 14.00 8.50 0.4642 0.7272
14. Свобода 8.40 6.25 10.00 4.17 0.3239 0.9958
15. Счастливая семейная жизнь 2.00 2.00 11.30 4.67 2.1900 1.6299
16. Счастье других 10.40 6.25 11.30 11.80 0.2358 1.6492
17. Творчество 17.20 15.50 8.67 16.30 6.3875** 0.4258
18. Уверенность в себе 5.20 7.50 4.33 8.67 0.4777 0.5166
* Значимые различия при р < 0.05 ** Значимые различия при р < 0.01
Таблица 2
Средние ранги инструментальных ценностей в группах подростков 12-14 лет и 15-17 лет без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением
№ Ценности (инструментальные) Подростки 12-14 лет Подростки 15-17 лет ^-эмп
ПБОП ПСОП ПБОП ПСОП ПБОП ПСОП
1. Аккуратность 6.80 7.00 7.33 12.20 0.0935 1.5971
2. Воспитанность 4.80 2.25 7.67 10.30 0.7129 2.9174*
3. Высокие запросы 14.00 12.30 9.67 10.50 0.9068 0.5103
4. Жизнерадостность 5.40 7.75 10.30 6.83 0.9168 0.2252
5. Исполнительность 12.60 14.00 9.67 11.00 0.8472 1.1420
6. Независимость 12.80 11.30 11.30 6.50 0.2809 1.2948
7. Непримиримость к недостаткам 15.40 17.30 9.00 13.20 2.8358* 2.5443*
8. Образованность 6.80 9.50 9.33 8.50 0.5332 0.2794
9. Ответственность 6.00 7.50 7.33 9.00 0.4353 0.4339
10. Рационализм 11.00 12.50 12.30 9.67 0.3058 1.0449
11. Самоконтроль 9.60 9.50 8.67 10.30 0.2976 0.2021
12. Смелость мнения 6.40 9.50 7.33 7.00 0.3678 0.9574
13. Твердая воля 10.20 9.00 10.70 6.83 0.1504 0.5942
14. Терпимость 11.20 7.00 13.30 10.30 1.7439 1.1562
15. Широта взглядов 12.40 12.50 10.30 10.80 0.9062 0.6800
16. Честность 6.80 4.75 4.67 7.67 0.7543 0.8223
17. Чуткость 6.40 8.25 13.70 11.20 2.4984* 1.1605
18. Эффективность в делах 12.40 9.25 8.33 9.17 0.8092 0.0354
* Значимые различия при р < 0.05 ** Значимые различия при р < 0.01
«материально обеспеченная жизнь», «познание», «счастье других», «творчество», «уверенность в себе». То есть у подростков с отклоняющимся поведением, в отличие от их сверстников без отклонений, наблюдается дальнейшее развитие значимости отношений с друзьями, при этом подростков с отклоняющимся поведением все больше привлекает независимое положение, преодоление общепринятых правил, свободное времяпрепровождение. При этом возрастная динамика ценностных структур ПСОП, по сравнению с ПБОП, менее выраженная, что свидетельствует, в целом, о более слабом развитии личности ПСОП и задержке в становлении зрелой личности, обладающей индивидуальной системой ценностных ориентаций, позволяющих ставить перспективные цели своей жизни.
С целью изучения возрастной динамики инструментальных ценностей (И-ценностей) подростков нами было проведено сравнение среднегрупповых значений рангов каждой из 18 инструментальных ценностей в группах младших и старших подростков.
В результате анализа И-ценностей в группах ПБОП 12-14 лет и 15-17 лет (табл. 2) обнаружены статистически значимые по 1-критерию Стьюдента различия среднегрупповых значений ценностей «непримиримость к недостаткам в себе и у других», значимость которой выше у старших подростков, и «чуткость», которая с
возрастом, наоборот, теряет свою значимость. Вместе с этим имеются тенденции увеличения значимости таких ценностей, как «высокие запросы» и «широта взглядов», и снижения значимости ценностей «жизнерадостность» и «терпимость». Это объясняется тем, что в плане средств достижения своих жизненных целей подростки в старшем возрасте находятся в поиске идеалов, у них выражен максимализм, что и отражается в сильной динамике ценности непримиримости к недостаткам в себе и у других, высоких запросов и снижения чуткости. С этим же связано и снижение терпимости, а поиск своей картины мира связан с увеличением значимости широты взглядов, возможность получения разнообразного жизненного опыта. Таким образом, с возрастом у подростков без отклонений в поведении развивается направленность на выработку новой ценностной системы, связанной с ростом самостоятельности, в то время как ценности, связанные с послушанием взрослым, безусловным следованием социальным нормам (воспитанность, ответственность, терпимость), уступают в своей значимости.
Анализ особенностей возрастной динамики И-ценностей в группах младших и старших подростков с отклонениями в поведении (таблица 2) показал, что статистически значимыми по 1-критерию Стьюдента являются различия среднегрупповых значений следующих ценностей: «воспитанность», которая значи-
Дендрограмма для 18 Т-ценностей (метод средней связи)
1. Активная деятельная жизнь
10. Познание_______________________________________________________
11. Продуктивная жизнь ------------------
17. Творчество
2. Жизненная мудрость __________________
4. Интересная работа ----------------------
5. Красота природы и искусства ----------
12. Развитие
13. Развлечение __________________________
16. Счастье других ----------------------
6. Любовь -------------------------------
7. Материально обеспеченная жизнь
8. Наличие хороших и верных друзей________________________________
9. Общественное признание --------------
14. Свобода
18. Уверенность в себе __________________
3. Здоровье -1---------------
15. Счастливая семейная жизнь -1
Рис. 1
Дендрограмма для 18 И-ценностей (метод средней связи)
1. Аккуратность
8. Образованность
13. Твердая воля
2. Воспитанность
4. Жизнерадостность
9. Ответственность
12. Смелость в отстаивании собственного мнения
16. Честность __________________________
3. Высокие запросы
5. Исполнительность
7. Непримиримость к недостаткам в себе и у других
10. Рационализм __________________________
15. Широта взглядов
6. Независимость
11. Самоконтроль ______________________
14. Терпимость
17. Чуткость --------------------------
18. Эффективность в делах
Рис. 2
тельно менее значима для старших ПСОП, «непримиримость к недостаткам в себе и у других», существенно увеличивающая свою значимость в старшем возрасте. В то же время наблюдается повышение субъективной значимости таких ценностей, как «независимость», «рационализм», «смелость в отстаивании собственного мнения». С другой стороны, в группе старших ПСОП происходит снижение значимости ценностей «аккуратность», «терпимость», «чуткость». Такая динамика ценностей свидетельствует о том, что система инструментальных ценностей ПСОП с возрастом отражает направленность на независимость, поиск своей индивидуальности, развитие своих взглядов на мир, что также
отражается и на снижении значимости воспитанности, терпимости, чуткости.
В общем, и у ПБОП, и у ПСОП с возрастом возрастает стремление к независимости, самостоятельности, что, естественно, в рамках процессов социализации, индивидуализации подростков, развития их Я-концепции. Однако у подростков без отклонений Я-концепция развивается в позитивном смысле - развивается уверенность, стремление к совершению общественно значимых действий, в то время как у девиантных подростков развитие получает более негативный оттенок - развитие неподчинения, свободы от социальных ограничений, а общественное признание они получают в группах сверстников, что компенсирует их не-
гативную идентичность. В этом смысле здесь необходим также анализ более низкого уровня диспозиций - направленности личности подростков, их социальных установок.
С целью выявления групп с различными типами ценностных ориентаций был проведен кластерный анализ терминальных и инструментальных ценностей по всей выборке (рис. 1 и 2), в результате которого было выделено четыре группы направленности ценностей (табл. 3).
Терминальные ценности распределились на ценности социальной успешности (активная деятельная жизнь, познание, продуктивная жизнь, творчество), ценности индивидуальной самореализации (жизненная мудрость, интересная работа, красота природы и искусства, развитие, счастье других), ценности социального взаимодействия (любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, свобода), общечеловеческие ценности личного счастья (здоровье, счастливая семейная жизнь). Инструментальные ценности были распределены по следующим типам: ценности развития (аккуратность, образованность, твердая воля), ценности межличностного общения (жизнерадостность, ответственность, смелость в отстаивании собственного мнения, честность), ценности самоутверждения (высокие запросы, исполнитель-
ность, непримиримость к недостаткам в себе и у других, рационализм, широта взглядов), ценности принятия других (самоконтроль, независимость, терпимость, чуткость, эффективность в делах).
Дальнейший анализ был посвящен социальным установкам младших и старших ПБОП и ПСОП.
Особенность динамики социальных установок младших и старших ПБОП (таблица 4) показывает усиление у старших подростков ориентации на труд и на деньги и, одновременно, уменьшение ориентации на власть. Статистически значимых различий по 1:-критерию Стью-дента не обнаружено. Это говорит о большей направленности старших подростков на практическую сторону жизни, они начинают строить перспективу своей взрослой жизни. При этом ориентация на труд говорит об установке на общественно-принятые средства достижения своих целей.
Динамика структуры социальных установок младших и старших ПСОП (таблица 4) показывает значительное увеличение ориентации на свободу и на власть, в то время как ориентация на труд и на деньги увеличилась незначительно. Статистически значимых различий по 1-критерию Стьюдента не обнаружено. Это объясняется тем, что, в отличие от ПБОП, ПСОП с воз-
Таблица 3
Распределение среднегрупповых значений по типам ценностных ориентаций
Группа Тип ценностных ориентаций Ценности Среднее значение
Терминальные ценности
I Ценности социальной успешности Активная деятельная жизнь, Познание, Продуктивная жизнь, Творчество 12.7
II Ценности индивидуальной самореализации Жизненная мудрость, Интересная работа, Красота природы и искусства, Развитие, Счастье других 10.7
III Ценности социального взаимодействия Любовь, Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Общественное признание, Свобода 7.68
IV Общечеловеческие ценности личного счастья Здоровье, Счастливая семейная жизнь 4.97
Инструментальные ценности
I Ценности развития Аккуратность, Образованность, Твердая воля 8.67
II Ценности межличностного общения Жизнерадостность, Ответственность, Смелость в отстаивании собственного мнения, Честность 7.01
III Ценности самоутверждения Высокие запросы, Исполнительность, Непримиримость к недостаткам в себе и у других, Рационализм, Широта взглядов 12.1
IV Ценности принятия других Самоконтроль, Независимость, Терпимость, Чуткость, Эффективность в делах 9.93
растом приобретают все большую склонность к нарушению общепринятых правил, независимости от социальных условностей, менее ответственного отношения к жизни.
Таким образом, возвращаясь к поставленному ранее вопросу о соотношении уровней диспозиций, влияющих на направленность поведения, мы можем отметить, что возрастная динамика инструментальных ценностей подростков отражает особенности процесса социализации в подростковом возрасте. Так, и ПБОП, и ПСОП находятся в поиске своей системы ценностных ориентаций, средств достижения своих жизненных целей, также динамика ценностной системы выражает стремление подростков к идентичности, самостоятельности. А вот направленность в этом поиске отражается в динамике социальных установок. Так, ПСОП ориентированы на свободу и на власть, в то время как ПБОП - на труд и на деньги. При этом различия данных групп подростков с возрастом усиливаются. Об этом же свидетельствует и то, что несмотря на отсутствие статистически значимых различий между группами подростков по ^-критерию Колмогорова - Смирнова, с возрастом различия социальных установок ПСОП и ПБОП имеют тенденции на увеличение (^э =
0.064 в группе 12-14 лет; Хэ = 0.705 в группе 15-17 лет). То есть, встает вопрос о взаимосвязанности ценностной системы и системы социальных установок.
Поэтому далее был проведен анализ взаимосвязей между показателями ценностных ориентаций и социальных установок младших и старших подростков с различными формами поведения. Первичные эмпирические данные были подвергнуты обработке с помощью корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена г8.
В группе младших ПБОП были обнаружены значимые корреляционные связи между ценностями социальной успешности и ориентацией на труд (г8 = 0.98, при р < 0.05), между ценностями социального взаимодействия и ориентацией на свободу (г8 = 0.96, при р < 0.05). Вместе с этим по группам инструментальных ценно-
стей не было обнаружено значимых корреляционных связей. Таким образом, общая направленность личности младших ПБОП на активную жизнь и познание связаны с ориентацией на труд.
В группе младших ПСОП были обнаружены значимые корреляционные связи между ценностями социальной успешности и ориентацией на труд (г8 = 0.96, при р < 0.05) и между ценностями социальной успешности и ориентацией на власть (г8 = 0.96, при р < 0.05). По инструментальным ценностям обнаружена корреляционная связь между ценностями принятия других и ориентацией на власть (г8 = 0.96, при р < 0.05).
Как мы видим, взаимосвязи ценностных ориентаций младших ПБОП и ПСОП различаются ориентацией на власть. Данные отличия во взаимосвязях могут быть объяснены тем, что одинаковые с ПБОП направленности личности у девиантных подростков получают деформацию, которая выражается в форме связи успешности и власти, что ведет к выстраиванию отношений со сверстниками с позиций силы, авторитета, подчинения и доминирования.
В группе старших ПБОП обнаружены следующие значимые корреляционные связи - по терминальным группам ценностей: между ценностями индивидуальной самореализации и ориентацией на труд (г8 = 0.9, при р < 0.05), между ценностями социального взаимодействия и ориентацией на деньги (г8 = 0.9, при р < 0.05); по инструментальным: между ценностями развития и ориентацией на труд (г8 = 0.98), между ценностями развития и ориентацией на власть (г8 = 0.98, при р < 0.05), между ценностями межличностного общения и ориентацией на труд (г8 = 0.98, при р < 0.05). Иначе говоря, у старших подростков в их возрасте происходит формирование нравственности, в данный период начинает складываться смысловая сфера личности, связанная с решением множества проблем, разрешение которых поможет подросткам определиться с их жизненной перспективой. В данном случае общая направленность личности у ПБОП на самореализацию связана с нормальной ориентацией на трудовую актив-
Таблица 4
Среднегрупповые значения социальных установок подростков 12-14 лет и 15-17 лет без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением
№ Социальные установки Подростки 12-14 лет Подростки 15-17 лет
ПБОП ПСОП ПБОП ПСОП
1. Ориентация на труд 6.40 6.00 7.67 6.67
2. Ориентация на свободу 5.80 6.50 6.33 8.00
3. Ориентация на власть 3.20 2.50 0.33 4.00
4. Ориентация на деньги 3.60 4.00 5.33 4.17
ную жизнь, реализацию в профессиональной сфере. В то же время направленность на общественное признание, хорошие взаимоотношения, свободу связана с предрасположенностью к материальной обеспеченности. В то же время такие качества, как твердая воля, аккуратность, образованность, связана у старших ПБОП с достижением достойного положения в обществе.
В группе старших ПСОП были обнаружены значимые корреляционные связи между общечеловеческими ценностями счастья и ориентацией на деньги (г8 = 0.85, при р < 0.05), а по инструментальным группам ценностей - между ценностями самоутверждения и ориентацией на власть (г8 = 0.85, при р < 0.05) и между ценностями принятия других и ориентацией на свободу (г8 = 0.85, при р < 0.05). Это может быть объяснено деформацией личностной направленности девиантных подростков: общечеловеческие ценности личного счастья девиантные подростки связывают с деньгами, без направленности на успех и самореализацию в жизни. Деформированное же стремление самоутвердиться связано с предрасположенностью к подчинению, самоутверждению за счет унижения других. С другой стороны, ориентация на свободу объясняется их терпимостью по отношению к недостаткам у других, что более близко именно девиантным подросткам, испытывающим негативное отношение со стороны социума.
Таким образом, корреляционный анализ показал существование связей между ценностными ориентациями и социальными установками подростков, при этом корреляционные связи ценностных групп и социальных установок различаются у ПБОП и ПСОП. Также стоит отметить, что с возрастом у подростков без отклонений в поведении связи между ценностями и социальными установками становятся более тесными, в то время как у подростков с отклоняющимся поведением они слабеют. Различия в данных связях говорят о складывающейся во время взросления направленности личности, которая влияет на развитие подростка, определяя жизненную траекторию.
Выводы
1. Рассмотренные эмпирические данные позволяют говорить о существовании взаимосвязанной системы диспозиций личности, которые определяют ценностные ориентации, направленность и социальные установки. Рассмотренная возрастная динамика ценностной системы и системы социальных установок подростков выявила различия у ПБОП и ПСОП как внутри ценностной системы и системы социальных
установок, так и в их взаимосвязях. При этом стоит отметить, что с возрастом различия в структурах ценностей социальных установок возрастают, что объясняется неодинаковой направленностью личности: у ПБОП - на социально приемлемые формы достижения своих целей, у ПСОП - на формы, нарушающие общепринятые формы достижения своих целей.
2. У ПБОП с возрастом начинает усиливаться стремление к познанию окружающей действительности, усвоению ценностей окружающего мира и нахождению своей ценностной системы, а ПСОП все больше привлекает независимое положение, свободное времяпрепровождение, друзья. В плане возрастной динамики инструментальных ценностей и у ПБОП, и у ПСОП возрастает стремление к независимости, самостоятельности, что естественно в рамках процессов социализации, индивидуализации. Однако особенности динамики социальных установок младших и старших ПБОП и ПСОП показал различия в ориентациях на труд, на деньги, на власть и на свободу, наводя на мысль о соотношении уровней диспозиций, влияющих на направленность поведения. Так, и ПБОП, и ПСОП находятся в поиске своей системы ценностных ориентаций, средств достижения своих жизненных целей, а вот направленность в этом поиске отражается в динамике социальных установок: ПБОП ориентированы на труд и на деньги, а ПСОП - на свободу и на власть.
3. Анализ корреляционных связей ценностных групп и социальных установок подростков показал различия в группах ПБОП и ПСОП. Такие различия выражаются в том, что ПБОП направлены на достижение успеха в жизни и материальной обеспеченности через активную деятельную жизнь, познание, построение взаимных межличностных отношений, а у ПСОП самоутверждение связано либо только с деньгами, либо с унижением и подчинением окружающих. Различия в данных связях говорят о складывающейся во время взросления направленности личности, которая влияет на развитие подростка, определяя жизненную траекторию.
Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК № П2408 от 18.11.2009 г.
Примечание
1. С целью удобства изложения материала в дальнейшем будут использоваться следующие аббревиатуры: ПБОП - подростки без отклонений в поведении, ПСОП - подростки с отклоняющимся поведением.
Список литературы
1. Олпорт Г.У. Структура и развитие личности //
Становление личности: избранные труды. М.:
Смысл, 2002. 462 с.
2. Havighurst R.J. Developmental tasks and education. New York: Appleon-Century. P. 30-55.
3. Erikson E.H. Identity and life cycle: selected papers // Psychological Issues Monograph. Series I. No. 1. New York: International Universities Press, 1959.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
5. Kohlberg L. The development of children’s orientations toward a moral order. Vita Humana. 1963. V. 6. P. 11-13.
6. Выготский Л.С. Психология (основные труды). М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994. С. 175-269.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
9. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. 512 с.
10. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 768 с.
11. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 448 с.
12. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. М., 2005. 416 с.
SOME PECULIARITIES IN THE FORMING OF VALUE ORIENTATIONS AND SOCIAL ATTITUDES SYSTEM IN DEVIANT ADOLESCENTS
O.I. Efimova, A.A. Oschepkov
The authors present the results of empirical studies of age dynamics of value orientations and social attitudes of adolescents without deviations in behavior and adolescents with deviant behavior. The analysis of the results made in the context of Yadov’s dispositional concept of person has revealed certain differences for adolescents without deviations in behavior and those with deviant behavior both inside their systems of values and social attitudes and between the systems.
Keywords: age dynamics, dispositional system, deviant adolescents, normal adolescents, value orientations, social attitudes, adolescent age.