ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ «ДИСКУССИОННОГО КЛУБА»
Ценность, ценностные ориентации, воспитательные ценности, образовательные
ценности, самоопределение, дискуссионный клуб, старшеклассники.
Динамизм социально-экономических преобразований в России, характеризуемый сложностью и неоднозначностью процессов, требует создания условий для качественного изменения подготовки выпускников общеобразовательных школ с целью их успешного вхождения в социальный и профессиональный мир, эффективного самоопределения.
Необходимость исследования проблемы ценностных ориентаций обусловлена прежде всего тем, что в современной культуре меняются образ мира и место человека в нем, идет отказ от многих привычных стереотипов. Старые конфликты поколений ушли в прошлое, нарушился привычный механизм трансляции культурных ценностей. Старшее поколение в современной России, призванное транслировать культурно значимые ценности молодым, само оказалось в сложной ситуации переосмысления ценностей. В психолого-педагогических исследованиях (Т.С. Анисимова, Л.М. Архангельский, В.И. Бойко, М.И. Бурова-Алиева, Е.В. Дымина, A.B. Кирьяковаи др.) подчеркивается значимость нравственного воспитания учащихся и отмечается низкий уровень сформированности нравственных ценностей у подрастающего поколения.
С переходом российского государства к экономике рыночного типа стали необходимыми существенное переосмысление целей и задач воспитательно-образо-вательного процесса школ, создание условий для формирования и самореализации компетентного, творческого, развивающегося человека, способного адаптироваться в быстро меняющейся обстановке.
Демократические реформы привели к усилению внимания к вопросам формирования ценностных ориентаций в образовательных учреждениях. В настоящее время обозначаются тенденции повышения ценностного отношения выпускников школы к тем качествам, которые могут пригодиться в условиях рынка (профессиональная подготовка, способность приспосабливаться к новым условиям труда, мобильность), и снижение ценности развития, познания, взаимодействия, ответственности, ценностного отношения к другим людям, нравственности и др. В этой связи актуализируется проблема самоопределения молодежи, возникает необходимость в новом подходе к ее решению в интересах как самой личности, так и общества. За последние годы очень заметно изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным тот мир, в который должен войти подросток. Изменились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить ребенок. Вопрос о социализации старшеклассников в современной социально-экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, стал, таким образом, особенно актуальным.
Старший школьный возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности (Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина и др.)- По мнению большинства психологов, основным новообразованием в старшем школьном возрасте становятся жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Профессиональное самоопределение, выбор профессии и путей достижения этого начинают занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания, а учебная деятельность приобретает в результате определенную нацеленность на будущее и обусловливается в значительной степени профессиональной ориентацией. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и в то же время устремленность в будущее.
В работах многих исследователей (О.С. Богдановой, Б.С. Круглова, И.В. Дубровиной, Т.И. Петраковой, С.В. Черенковой и др.) подчеркивается значимость формирования ценностной ориентации именно в юношеском возрасте, когда устремленность в будущее становится основной направленностью личности, начинает определяться выбор жизненного пути и своего отношения к миру.
В отечественной психологии к осмыслению и изучению особенностей юношеского развития обращались М.М. Рубинштейн, C.JL Рубинштейн, JI.C. Выготский, A.B. Петровский, Л.Б. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, A.B. Мудрик, Д.Б. Эльконин, М.Ф. Гинзбург, М.Р. Гинзбург и др. Исследователи акцентировали внимание на выделении задач развития в период юношеского возраста, на характеристике качественных изменений в сферах общения, на особенностях интеллектуального развития, а также на проблемах юношеского возраста, связанных с необходимостью самоопределения.
Современные социологические и педагогические исследования обнаруживают нечеткость жизненных намерений современного подрастающего поколения, неподготовленность большинства выпускников к овладению ситуацией выбора профессии, несформированность ценностных ориентаций старшеклассников, неспособность подрастающего поколения к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования и самопознания в целях личностного роста, невостребованность потенциала образовательной среды школы в процессе социально-профессионального самоопределения старших школьников.
На наш взгляд, это обусловлено отставанием реальной школьной практики подготовки учащихся к социально-профессиональному самоопределению от требований современности, эпизодичностью ее осуществления, невниманием к личности учащегося и его индивидуальным психологическим особенностям, к формированию ценностных ориентаций учеников.
Над проблемой формирования ценностных ориентаций подростков и старшеклассников работали ученые: В.И. Гинецинский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин,
Н.С. Розов, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов, М.Г. Казакина, М.И. Бу-рова-Илиева, П.Р. Игнатенко, В.В. Водзинская, А.Г. Здравомыслов, Л.М. Федоров, А.С. Шаев, В.А. Ядов и др.; над темой социального самоопределения, саморазвития школьников: О.С. Газман, М.Р. Гинзбург, Г.В. Данилова, Т.Н. Мальковская,
Т.В. Машарова, A.B. Мудрик, В.Ф. Сафин и др.; вопрос психологического обоснования социального и профессионального самоопределения школьников освещен в ра-
ботах: К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.А. Шавира и др.
Несмотря на значительное число работ, посвященных проблеме самоопределения, анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что недостаточно изученной остается проблема формирования ценностных ориентаций стар шек л ассников.
В нашей статье мы предпримем попытку выявить и обосновать возможности «Дискуссионного клуба» как средства формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Мы исходим из предположения о том, что формирование ценностных ориентаций старшеклассников в процессе работы дискуссионного клуба будет эффективным, если: актуализировать знание о ценностных ориентациях; организовать диалог как особую дидактико-коммуникативную среду, способствующую формированию ценностного отношения к ценностным ориентациям развития, познания, взаимодействия, ценностного отношения к другим людям, нравственности и др.; включить старшеклассников в имитационное моделирование, обеспечивающее формирование их ценностных ориентаций.
Для нашего исследования значимым являлось то, что ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.
При формировании ценностных ориентаций старшеклассников мы учитывали позицию ученых В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шиянова и др., которые выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты процесса формирования ценностных ориентаций. Когнитивный компонент представлен знаниями о сущности ценностных категорий; эмоциональный — проявляется в отношении к знаниям, к их приобретению, использованию, в отношении к поступкам, при оценке поведения и деятельности других людей; поведенческий — содержит конкретную направленность поведения в соответствии с наиболее значимыми ценностями. Принимали во внимание точку зрения Б.С. Круглова, который, указывая на важность организации учебно-воспитательного процесса, подчеркивает, что с точки зрения ценностного подхода формирование личности школьника в процессе воспитания можно рассматривать как интериоризацию общественных ценностей, превращения их в систему личных ценностей, на которые индивид ориентируется в своей жизнедеятельности.
Результаты изучения сформированности ценностных ориентаций старшеклассников (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, анкета «Ценностные ориентации старшеклассников» М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой) свидетельствуют о том, что для старшеклассников наивысший ранг имеют такие терминальные ценности, как «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «свобода», а из инструментальных ценностей: «жизнерадостность», «аккуратность», «воспитанность», «независимость», «высокие запросы». Высокий ранг занимают «здоровье», «жизненная мудрость» и «активная деятельная жизнь». По результатам анкетирования мы определили высокий уровень развития таких ценностных ориентаций по шкалам «Другой-цен-ность», «ответственность».
Таким образом, респонденты ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации («интересная работа», «независимость», «свобода», «ответственность»). Они требовательны и к себе и другим, для них важны дисциплинированность, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, трудолюбие, продуктивность в работе.
Наименее выраженными у старшеклассников из контрольной группы являются такие терминальные ценностные ориентации, как «уверенность в себе», «счастье других», «любовь», «продуктивная жизнь», «ответственность», «образованность», «рационализм». Низкий ранг ценностей «счастье других» и «любовь» указывает на несформированность умения понять чужую точку зрения, желание уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Заметно противоречие: для учащихся важны «интересная работа», «активная деятельная жизнь», но при этом они достаточно низко оценивают ценность «познание», «образованность», «продуктивная жизнь», т. е. максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей. Результаты проведенного теоретического анализа, данные изучения сформированности ценностных ориентаций старшеклассников позволили определить условия формирования ценностных ориентаций в рамках «Дискуссионного клуба».
Технология диалогического общения в процессе формирования ценностных ориентаций старшеклассников является важной проблемой психолого-педагоги-ческих исследований. Структура общения диалогична. В диалоге не только рождается общность между собеседниками, но и возникает возможность каждому открыть в себе нечто новое, неизвестное для себя ранее, духовно вырасти. Диалог всегда направлен на другого. Метод диалога - метод публичного со-размышле-ния всех его участников, в ходе которого обсуждается проблемная ситуация, задаются вопросы, формулируется проблема; он помогает участникам обсуждения проблемы выяснить свою позицию, аргументировать решение; он воспитывает терпимость, уважение к собеседнику. Ценность метода заключается в том, что в диалоге развиваются способности и умения его участников обосновывать свою позицию; на основе эмпатии представления одного человека обогащаются представлениями других людей о событиях и явлениях. Это особый способ создания мысленного содержания ситуации общения, отказ от ориентации на готовые истины. Умение открыто и всесторонне обсуждать проблемы предполагает момент сомнения, понимание относительности собственной позиции, способность отказываться от заблуждений. Метод развивает умение аргументированно отстаивать свои взгляды и внимательно слушать другого. М.М. Бахтин сформулировал главную цель диалогического взаимодействия, заключающуюся в стремлении к истине, которая не рождается и не находится в голове отдельного человека, а рождается между людьми, совместно ищущими ее.
Технология диалогического общения в ходе дискуссии позволяет старшеклассникам выйти на уровень сопричастности высшим духовно-нравственным ценностям, пережить их, определить своё отношение к ним. В этом контексте развитие личности понимается как движение не только к умению принимать и понимать ценности других, но и к умению находить собственные ценности, вступая в духовный диалог с самим собой. Старшеклассник учится в диалоге слушать многоголосие мира, понимать множественность субъективных миров других людей. Такой метод работы хорошо вписывается в трехкомпонентную модель формиро-
вания ценностей, участники узнают новое для себя о предмете дискуссии (когнитивный компонент), определяют свое отношение к нему (эмоциональный) и поступают или высказываются согласно своим ценностным ориентациям (поведенческий).
Аналитическая деятельность ориентировала старшеклассников на соотнесение ценностного содержания с собственными ценностно-смысловыми установками, предоставляла возможность переоценивать предлагаемые извне ценности, обосновывать свою позицию.
Дискуссии, создающие пространства диалога, позволяли выявить многообразие ценностных позиций учащихся по обсуждаемому вопросу (проблеме), в целом на основе критического анализа обеспечивали формирование опыта выражения ценностного отношения. В ходе дискуссии старшеклассники отстаивали свою позицию, апробировав определенные значимые ценности, принимали решение о принятии (отрицании) их как личностно значимых.
Имитационное моделирование обеспечивало включение старшеклассников в деятельность по апробированию ценностей в реальном межличностном взаимодействии, способствовало реализации принятых ценностей в моделируемых ситуациях межличностного взаимодействия.
В целом опытно-экспериментальная работа выявила положительную динамику сформированности ценностных ориентаций старшеклассников в плане понимания сущности ценностей (когнитивный компонент), сформированности эмоционального отношения (эмоциональный компонент), проявления ценностей в деятельности и общении (поведенческий компонент).
В ходе заключительной диагностики выявлены следующие результаты: высшие ранги в иерархии ценностных ориентаций старшеклассников среди терминальных ценностей заняли «активная жизненная позиция», «познание», «здоровье», «развитие», «счастливая семейная жизнь». Также изменилось расположение таких ценностных ориентаций: «творчество» — с 9 на 7, «жизненная мудрость» — с 7 на 6, «счастье других» — с 17 на 15. Самый низкий ранг получили «развлечения», «материально обеспеченная жизнь», «красота природы и искусства». Среди ценностей-средств наивысший ранг получили «образованность», «эффективность в делах», «ответственность», «широта взглядов», «честность», а низкий — «непримиримость к недостаткам в себе и других», «исполнительность», «твердая воля». «Ответственность» переместилась из ранга самых незначительных ценностей в разряд наиболее предпочитаемых. «Образованность» получила 4 ранг вместо 8. Более высокий ранг получили такие ценности, как «чуткость» и «терпимость», что, по нашему мнению, является показателем усиления ценности принятия других.
Также можно сказать об изменении характера систем предпочитаемых ценностных ориентаций в экспериментальной группе с так называемых «экономической» и «политической» на «социальную» и «теоретическую». Это значит, что по результатам первого исследования мы видели старшеклассников, которые выше ценят то, что полезно или выгодно, их доминирующими интересами являлись власть, лидерство, независимость. Проанализировав результаты заключительной диагностики, мы видим, что учащиеся больше значения стали придавать ценности раскрытия истины, познанию, интеллектуальному развитию, профессиональной самореализации. Подход старшеклассников к другим людям стал
более гуманным, появилась ценность принятия другого человека, повысилась ценность института брака и др.
Полученные данные подтверждают выдвинутые положения гипотезы и доказывают эффективность разработанных и реализованных условий формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
Данное исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием ценностных ориентаций старшеклассников, и открывает объектное поле дальнейших исследований по проблемам выявления и теоретического обоснования технологий формирования ценностных ориентаций, условий формирования ценностных ориентаций школьников разных возрастных групп в образовательном процессе и др.
Библиографический список
1. Дуда И.В. Ценностные ориентации больных сколиозом школьников: диагностика, формирование: монография. Красноярск, 2010. 264 с.
2. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JL, 1989. 85 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
4. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
5. Круглов Б.С. Методика изучения особенности формирования ценностных ориентаций // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: сб. статей / отв. ред. И.В. Дубровина. М., 1987. С. 80-89.
6. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
7. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.