Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ АКТУАЛЬНОГО И ПОТЕНЦИАЛЬНОГО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКТУАЛЬНОГО И ПОТЕНЦИАЛЬНОГО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ АКТУАЛЬНОГО И ПОТЕНЦИАЛЬНОГО / ОБРАЗ Я / САМОСОЗНАНИЕ / ФАЗЫ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / INTERRELATION OF ACTUAL AND POTENTIAL / IMAGE OF I / SELF / CONSCIOUSNESS / ORIENTATION PHASES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Темирбулатова А.З.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена важностью изучения формирования ценностных ориентаций в жизни каждого человека. Статья направлена на раскрытие взаимосвязи актуального и потенциального в формировании ценностных ориентаций. Ведущим в рассмотрении данной вопроса является аксиологический подход. Выявлены основные проблемы в формировании моральных ценностей, затрудняющие развитие ценностных ориентаций личности. Материалы статьи могут быть полезны для студентов, преподавателей психологических и педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF THE ACTUAL AND POTENTIAL DURING THE PROCESS OF FORMING VALUE ORIENTATIONS

The urgency of the problem under study is due to the importance of studying the formation of value orientations in the life of each person. The article is aimed at disclosing the relationship of current and potential in the formation of value orientations. Leading in the consideration of this issue is the axiological approach. The main problems in the formation of moral values that hinder the development of value orientations of the individual are identified. The article materials can be useful for students, teachers of psychological and pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ АКТУАЛЬНОГО И ПОТЕНЦИАЛЬНОГО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ»

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКТУАЛЬНОГО И ПОТЕНЦИАЛЬНОГО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Темирбулатова А.З., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

e-mail: alfiya_temirbulatova@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена важностью изучения формирования ценностных ориентаций в жизни каждого человека. Статья направлена на раскрытие взаимосвязи актуального и потенциального в формировании ценностных ориентаций. Ведущим в рассмотрении данной вопроса является аксиологический подход. Выявлены основные проблемы в формировании моральных ценностей, затрудняющие развитие ценностных ориентаций личности. Материалы статьи могут быть полезны для студентов, преподавателей психологических и педагогических вузов.

Ключевые слова: ценности, взаимосвязь актуального и потенциального, образ Я, самосознание, фазы ориентации.

Явление ценностей и ценностных ориентаций личности особенно хорошо изучено в педагогической науке. На сегодняшний момент при повторном взгляде на ценности становится очевидным, что они предопределяют становление и функционирование человека. Ценностные ориентации создают многозначащий компонент в структуре личности, при этом, будучи социальными в виду исторической индивидуальности и обусловленности относительно опыта каждого человека. Они демонстрируют деятельность человека во многих областях и осуществляют функцию регуляторов поведения.

Процесс формирования ценностных ориентаций личности труден и многосторонен, поскольку в различные периоды жизни иерархия ценностных ориентаций претерпевает изменения, в то же время не теряя основополагающие значения для функционирования личности [1].

Ценности начинают формироваться в период первичной социализации человека - к 18-20 годам. Далее остаются довольно-таки стабильными, перенося коренные изменения лишь в кризисные моменты человека и его социального окружения. Изменения затрагивают только структуру ценностей, являющуюся иерархическим соотношением друг с другом в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни с более высоким статусом, другие оказываются менее значимыми, а их содержание остается постоянным.

Проблеме ценностных ориентаций личности посвящены работы С.Л. Рубинштейна, К.А. Альбуханово-Славской, А.Н. Леонтьева, и др.

Теоретические основы формирования ценностных ориентаций личности исследованы А.Г. Здравомысловым, В.П. Тугариновым, О.Г. Дробницким, А.В. Кирьяковой и др.

Люди всегда стремились познать смысл своего существования через решение проблемы природы личности. Суждение о ценности своей жизни, принятие ценности своей личности обозначается как одной из самых уязвимых сторон человеческой жизни. Человек чувствует себя полной индивидуальностью только в связи с целым миром, в единстве со всем обществом. Подобное восприятие образуется в течение всей жизни человека, и созданные социальные институты призваны оказать помощь на непростом для него пути.

Проблема формирования моральных ценностей как основы личности является главенствующей в образовательной системе. Значимый фактор формирования нравственных ценностей - создание благоприятного эмоционального фона. Так, К.Д. Ушинский указывал на особенную роль эмоций в формировании нравственных ценностей. Он полагал, что ни мысли, ни слова, ни действия человека не демонстрируют так отчетливо и достоверно его самого и его отношение к миру, как его чувствования; в них слышен характер не единичной мысли, не единичного решения, а всей составляющей души человека и ее системы

В педагогике ценности обозначаются как нравственный принцип воспитания, как условие, необходимое для развития нравственных отношений между педагогом и обучающимся, как средство формирования интеллектуальной культуры - мыслей, чувств и эмоций. Доминирующая педагогическая функция ценности осуществляется в ее направляющей роли, в деятельности человека, которая проступает также в качестве «оси сознания», самообладании его поведения в настоящем и будущем [2].

Н.И. Лапин трактует ценности как ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы сопоставляют свои действия. Они являются суммарными представлениями субъектов социального взаимодействия о нормах и целях своего поведения, при этом реализовывая исторический опыт и сосредоточенно выражая смысл культуры.

Ценности могут быть рассмотрены как определенные типы культурных стандартов, вызывающие обобщенные принципы оценки определенных целей и действий, помогая, таким образом, определению иерархии и выбору альтернатив, соответствующих ситуации. Их важность как предпосылки поведения человека, находится не в том, что они правильны или не правильны, а в том, что человек полагает, что они правильны, и поэтому придерживается их. Ценности не всегда понимаются человеком, тем не менее, они всегда образуют и структурируют его поведение [3].

Н.И. Лапин в своей работе выделяет несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку они оказывают влияние на поведение людей во всех сферах деятельности, таким образом, самое простое основание для их классификации - это предметное содержание, и по его словам, делятся на культурные, духовные, политические, социальные, экономические.

Ценности могут быть классифицированы также следующими социокультурными параметрами:

- корреляция с потребностями других людей (здоровье, благополучие, безопасность, благоустроенность);

- интеракционистские (взаимодействия с другими людьми, коммуникация);

- социализационные (ассимиляция ценностей, норм, примеров поведения, одобряемых социальной средой);

- смысложизненные (потребность в заполнении существования общим смыслом, который является значительным для всей жизни);

- базовые ценности - терминальные (представленые идеалами, целями, самоценными смыслами бытия людей. Это жизнь, свобода, общение, семья, благополучие, нравственность);

- инструментальные (представленные утвержденными в данном обществе средствами достижения этих целей: традиционность, инициативность, усердие, авторитетность, независимость);

- принадлежность к цивилизации: традиционные ценности (сосредоточенные на сохранение и воспроизводство давно развитых целей и норм жизни);

- современные ценности (направленные на прогресс и инновации в достижении обоснованных целей) [4].

Можно сказать, что ценностные ориентации включаются в структуру личности, поскольку именно они выступают в качестве важного компонента в структуре личности, таким образом, обобщают весь жизненный опыт, который накоплен личностью за период её

развития. И являются осью сознания, вокруг которой вращаются все чувства и мысли человека и с точки зрения, которой решаются множество жизненных вопросов.

В.А. Ядов в своей работе приводит ценности средства, ценности-идеалы, ценности-нормы и ценности-цели. Его классификация принята многими учеными, которые изучают ценностные ориентации (Т.И. Юренева, В.С. Круглов, Т.В. Фролова)

Терминальными (ценности-цели) он называет следующие: креативность, любовь, свобода, красота, знание, мудрость, уверенность в себе, независимость, семья, работа, друзья, активно живущее положение, здоровье, сохранение мира, общественное признание. А к инструментальным (ценности-средства) относит: жизнерадостность, увлеченность, образование, широта взглядов, честность, терпимость, рационализм, высокие запросы, чувство долга, ответственность, точность, эффективность в делах.

Систематизируя ценности таким образом, В.А. Ядов отмечает, что ценностные ориентации будут так или иначе скоординированы с идеалом, формируя ценностную иерархию жизненных целей, более отдаленных, скорее близких и ближайших, и еще ценностей-средств или представлений о стандартах поведения, которые человек рассматривает в виде эталона [5].

Многолетние наблюдения позволяют предполагать, что процесс ориентации представляет много фаз:

1 фаза - присвоение ценностей общества индивидом. Она способствует созданию «образа мира». Здесь формируется ценностное отношение к происходящему в окружающей действительности, идет развитие и становление ценностных ориентаций личности во всех сферах ее деятельности. В данной фазе находит свое теоретическое обоснование исследование в сфере проблемы формирования убеждений.

2 фаза - трансформация личности на основе присвоения ценностей. Данный период характеризуется тем, что человек сосредотачивает внимание на себе, идет процесс самооценки, самопознания, формируется «образ Я». На данном этапе в развитии ценностного отношения к миру ввязывается самосознание, процесс приобретает качественно новые особенности: пересмотр ценностей, их немалая дифференциация, стабилизация.

Для данной фазы теоретическим обоснованием выступает психологическая теория Я -концепции.

3 фаза - целеполагание, прогноз, проектирование, которое обеспечивает формирование «образа будущего». На данном этапе развития процесса ориентации идет координирование, систематизация и формирование иерархии, системы ценностных ориентаций личности, своей шкалы ценностей. Углубление ценностного отношения к окружающему миру и процессу ориентации приобретает новые особенности -пространственно-временную трехмерность, самосознание и ценностные ориентации сосредотачиваются на будущем - развивается жизненная перспектива.

Немаловажным является то, что на всех этапах становления ориентации как процесса все фазы работают синхронно. При этом наиболее чувствительными являются возрастные проявления (возрастные возможности) личности. Так, фаза овладения ценностями наиболее ярко, точно наблюдается в младшем школьном возрасте, фазе преобразования - в подростковом, и прогноз - в юношеском [5].

Преобразующая функция ценности выявляется в ее творческой силе, появлении на её основе новых личностных конструктов - новообразований: образа Я и образа Будущего. В процессе присвоения ценностей общества личность строит систему из ценностей. Она чувствует, что является носителем общечеловеческих ценностей, начинает дорожить чем-то больше, чем-то меньше в жизни. Эффективность её самопознания определяется мерой ценностного отношения к миру, к себе самому, другим людям.

Появление способности сосредотачиваться на цели, которая выходит за пределы настоящего - это и есть готовность личности сознательно определять и оценивать особые условия в постоянно меняющейся ситуации.

Чтобы выделить данное явление, в литературе используется множество терминов: «понятие Я», «Я - система», «Я - концепция», «идея - Я», «образ «Я». Авторы используют их в различных вариантах, но в общем виде выглядит так: образ «Я» обозначает нечто, что не зависит от ситуации, понятие «Я» мыслится как устойчивая структура самосознания, Я» -концепция - итог самооценки и самосознания, устойчивая система представлений о себе.

Термины «представления о себе», «самосознание», «рефлексия» применяются для отображения знания о себе, когнитивной стороны самосознания. Первые два понятия определяют процесс знания (поиск), а последнее - результат этого поиска.

Взаимосвязь аксиологии и инноватики, традиций новых и старых, актуального и потенциального, объективного и субъективного - это философские закономерности, которые наблюдаются в педагогически организованных процессах развития ценностных отношений личности, субъекта к объективной реальности, к себе [5].

Таким образом, ценностные ориентации являются результатом внешнего и внутреннего взаимодействия в ходе развития личности и являются субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие позиции, в соответствии с которыми строится поведение индивида в многообразии жизненных ситуаций. Они являются неким фундаментом, который определяет качество жизни человека.

Литература

1. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвуиздат, 2000. - 203 с.

2. Долгушина, Н.А. Теоретическое исследование профессионально-ценностных ориентаций / Н.А. Долгушина // Альманах современной науки и образования. - 2009. - №112. - С. 86-87.

3. Михальцова, Л.Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях / Л.Ф. Михальцова // Педагогическое образование и наука. -2009. - №5. - С. 30-37.

4. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. - 1996. - №3. - С. 3-23.

5. Педагогическая аксиология: учеб. пособие / А.В. Кирякова, Г.А. Мелекесов, Л.В. Мосиенко, Т А. Ольховая. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.