УДК 378.14
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Т. В. Васильева
PROBLEM OF FORMATION OF STUDENTS’ VALUE ORIENTATIONS
T. V. Vasilieva
Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций студентов в современном российском обществе. Рассмотрены основные компоненты ценностных ориентаций, определено место ценностных ориентаций в структуре личности. Раскрываются особенности ценностных ориентаций студентов и сущность профессиональных ценностных ориентаций.
The paper considers the problem of formation of students’ value orientations in the contemporary Russian society. The main components of value orientations are considered, the place of value orientations in the structure of the personality is defined. The peculiarities of students’ value orientations and the essence of professional value orientations are revealed.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личность, студенты, образование, профессиональные ценностные ориентации.
Keywords: values, valuable orientations, personality, students, education, professional value orientation.
Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности является одной из важнейших тем, изучаемых в педагогической науке. В современных условиях переосмысления и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека. Ценностные ориентации составляют важнейший компонент структуры личности, являясь социальными в виду исторической обусловленности и индивидуальными по отношению к опыту конкретного субъекта. Они проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности и выполняют функцию регуляторов поведения.
Процесс формирования ценностных ориентаций личности является сложным и многогранным, так как в различные периоды жизни видоизменяется иерархия ценностных ориентаций, не теряя при этом определяющего значения для жизнедеятельности личности.
Изучению проблемы ценностных ориентаций личности посвящены труды К. А. Альбуханово-Славской, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций личности исследованы в работах
О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, В. П. Ту-гаринова и др.
В педагогических исследованиях ценностные ориентации личности изучаются на разных этапах ее развития: учащихся общеобразовательных учреждений (Е. Н. Белова, Н. П. Карпова, Т. Н. Семенкова), студентов (Н. А. Долгушина, Н. Э. Касаткина, С. С. Королева, Е. Л. Руднева, Е. Б. Храмова) и др.
Человечество во все времена стремится осознать смысл своего существования через разрешение проблемы сущности личности. Понятие ценности своей жизни, принятие ценности своей личности является одной из самых уязвимых сторон человеческого бытия. Человек воспринимает себя целостной личностью только в связи со всем миром, в единении со всем обществом. Подобное восприятие формируется в течение всей жизни человека, и созданные социальные институты должны помочь ему на этом пути.
И одним из главнейших социальных институтов, выполняющих функции «проводника», является институт образования.
Проблема формирования нравственных ценностей как ядра личности является центральной в воспитательной системе. Значимый фактор формирования нравственных ценностей - создание благоприятного эмоционального фона. На особую роль эмоций в формировании нравственных ценностей указывал еще К. Д. Ушинский. По его мнению, ни слова, ни мысли, ни поступки человека не выражают так ясно и верно его самого и его отношение к миру, как его чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души человека и ее строя.
В основе воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, лежат общечеловеческие ценности: доброта, любовь, милосердие, вера в личную свободу человека. А воспитание - это личностная ценность, которая создает «вторую природу человека», формирует, просвещает сознание человека, открывая перед ним путь к добру [13].
В педагогике ценности выступают как нравственный принцип воспитания, как условие для формирования нравственных отношений между педагогом и обучающимися, как средство развития интеллектуальной культуры - мыслей, чувств, переживаний. Главная педагогическая функция ценности реализуется в ее ориентирующей, направляющей роли в жизнедеятельности человека, которая выступает в качестве «оси сознания», саморегуляции его поведения в настоящем и будущем [8, с. 30 - 37].
Таким образом, ценностные ориентации мы включаем в структуру личности, так как именно они, выступая важнейшим компонентом структуры личности, как бы резюмируют весь жизненный опыт, накопленный личностью за период ее индивидуального развития. И представляют собой ось сознания, вокруг которой вращаются все мысли и чувства человека и с точки зрения, которой решаются многие жизненные вопросы.
© Т. В. Васильева, 2014
87
Особенность ценностных ориентаций состоит в том, что данная категория управляет поведенческим процессом субъекта как осознанным действием.
Ценностные ориентации представляют систему ценностных предпочтений, которые выражают субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, определяют поступки и действия человека, проявляют себя в практическом поведении.
Структурно в ценностной ориентации можно выделить три компонента.
1. Когнитивный (смысловой) компонент, который обобщает социальный опыт личности, с помощью которого осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения.
2. Эмоциональный компонент, который определяет личностный смысл отношения индивида к ценностям.
3. Поведенческий компонент, который является результатом взаимодействия первых двух компонентов. На основе познания действительности и ее ценностного переживания субъектом формируется готовность действовать в соответствии с продуманным планом.
Таким образом, ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности и представляют собой субъективное отражение объективного мира в сознании конкретного индивида. Ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие позиции, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Они обозначают фундамент, определяющий качество жизни человека.
В свою очередь ценностные ориентации определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу мировоззрения и мотивации, основу ее отношений к окружающему миру, событиям, ситуациям, к людям, к себе.
Подводя итог общей характеристике ценностных ориентаций человека и их месту в структуре личности, отметим, что ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, они закреплены жизненным опытом индивида, совокупностью его внутренних переживаний и разграничивают значимое и незначимое, существенное и несущественное для данного человека. Сложившиеся ценностные ориентации человека образуют определенную ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, связывает определенный тип поведения и деятельность, выражается в направленности потребностей и интересов. Значимым фактором, регулирующим и определяющим ценностные ориентации личности, является мотивация. Основным результатом сформированности ценностных ориентаций личности является ее мировоззренческие и нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения и т. д.
В последние годы ценностные ориентации российской молодежи стали активно исследоваться учеными (Н. А. Буравлева, Н. А. Долгушина, С. С. Королева, Е. Л. Руднева, Т. Н. Семенкова и др.). Ситуация смены общественного строя и пере-
оценки ценностей подтолкнула исследователей к изучению трансформаций ценностных ориентаций россиян.
Студенты, как особая социальная группа, постоянно находятся в центре внимания исследований социологов, психологов, педагогов, так как именно они являются индикатором происходящих перемен и определяют потенциал развития общества. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Вместе с тем в условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, и их кризис более всего проявляется в сознании этой социальной группы [2, с. 124 - 129].
Молодежь является важным субъектом социальных перемен, огромной инновационной силой, которую необходимо разумно использовать. Современному молодому поколению предстоит решать множество приоритетных задач в различных сферах жизни. От этих решений зависит развитие страны, сохранность и передача базовых ценностей следующему поколению [12, с. 71 - 75].
Мы придерживаемся позиции Е. Л. Рудневой, которая считает, что «ценностные ориентации студентов являются необходимым компонентом их жизненного самоопределения, выражающегося в ценностном выборе ведущих научных идей, образа гражданина, проектирования себя как гражданина и как профессионала» [10, с. 78].
Каждый абитуриент приходит в учебное заведение со своими ценностными ориентациями, сложившимися у него за время учебы в школе, но еще в большей мере вследствие влияния семьи. И чаще всего эти ценностные ориентации имеют узко личностный характер. Профессиональное образованием в меру своих сил имеет возможность влиять на ценностные ориентиры учащихся, поскольку в этот период происходит отдаление его от семьи, в том числе и территориальное (переезд в другой город и т. п.), и прежние ценностные ориентации, не подкрепляемые примером извне, могут заменяться другими [3, с. 116 - 120].
Ценностные ориентации личности, являясь отражением образа жизни, определяют не только стиль поведения студента в процессе обучения в вузе, но и мотивацию, и направление его деятельности.
Ценностные ориентации являются одной из основ, опираясь на которую, у студентов можно формировать определенную направленность в образе жизни, в приоритете ценностной шкалы сознания студентов, в развитии целого комплекса их позитивных качеств, направленных на активно-деятельное участие в жизни общества.
Образование в ценностных ориентациях студенческой молодежи в первую очередь относится к инструментальным ценностным ориентациям. Обусловлено это тем, что большинство студентов придерживаются установки на получение диплома как условия поиска выгодной работы, чтобы заложить основу материального благополучия, получить более высокий социальный статус, иметь возможности профессионального роста, улучшения качества жизни. Такая позиция характеризует снижение значимо-
сти общечеловеческих ценностей, рассогласование личных и социальных ценностей и норм. Таким образом, высшее образование все более приобретает прагматическую и инструментальную ценность в молодежной студенческой среде [12, с. 71 - 75].
Система ценностных ориентаций современных студентов характеризуется индивидуализацией ценностных ориентаций. В ситуации мировоззренческой дезориентации произошла скрытая деформация норм и образов поведения молодежи, произошла переориентация с общественных проблем на личные, наблюдается преобладание материальных ценностей. Изменились и смысловое содержание, и интерпретация базовых ценностей, среди которых ценности рынка и жизненные стратегии успеха оказались на первом месте. У студенческой молодежи наблюдается несогласованность между ценностными ориентациями и социальным поведением.
Особенностью российского студенчества является то, что кризис, поставивший значительную его часть в режим выживания, побуждает многих все чаще обращаться к высшим ценностям, пытаясь в них найти опору существования. Однако все больше молодых людей видят выход из кризиса не только в высших ценностях, но и в ориентации на девиантное поведение. В сознании студентов в центр перемещаются ценности экзистенциальной направленности, помогающие адаптироваться к изменяющейся социокультурной среде. В ценностных ориентациях сочетаются свобода личности, конкуренция, связи, необходимость влиятельных друзей, личная инициатива, материальное благополучие, высокий социальный статус. Снижается ценность знания, усиливается прагматизм и утилитаризм, преобладают инструментальные установки, но наблюдается тенденция к сокращению расхождения между инструментальными и терминальными ценностями [7, с. 22 - 125].
Таким образом, наличие определенной системы ценностных ориентаций личности является необходимым условием возникновения и формирования зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения студенческой молодежи.
Достаточно сложная структура ценностных ориентаций личности, противоречивость источников их развития, разнохарактерность выполняемых ими функций определяют наличие множества классификационных моделей, различающихся критериями, положенными в их основание [14].
О. Г. Дробницкий, учитывая сложную природу субъектно-объектного отношения, отражаемого в виде ценностных ориентаций, выделил два рода ценностных ориентаций (предметные и ценности сознания). Предметные ценности выступают объектами направленных на них потребностей и одновременно являются объектами наших оценок. Ценности сознания, или ценности-представления, являются высшими критериями для таких оценок [6].
В. А. Ядов, классифицируя ценностные ориентации, в качестве терминальных ценностей выделяет творчество, любовь, семью, здоровье и т. д. К инструментальным ценностям он относит образованность, честность, широту взглядов и т. д. Л. А. Аза, В. А. Поддубный, А. А. Ручка классифицируют цен-
ностные ориентации по сферам действия: ориентации на ценности трудовой деятельности; ориентации на ценности свободного времени. Н. А. Волкова выделяет соматические, волевые, эмоциональные, интеллектуальные, морально-нравственные, культурные и материальные ценностные ориентации, а также ценностные ориентации, связанные с ориентацией на людей и общество [цит. по: 9, с. 58 - 59].
Мы придерживаемся мнения Е. Л. Рудневой, которая различает жизненные, материальные, духовные, нравственные и профессиональные ценностные ориентации [9, с. 65].
Именно в студенческом возрасте происходит качественный скачок в профессиональном развитии студентов, формируются основные личностные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии.
Влияние системы ценностных ориентаций в процессе подготовки профессионала проявляется в:
- освоении общечеловеческих идеалов и ценностей (мировоззренческий аспект);
- создании положительной установки на освоение профессионально-образовательной программы подготовки специалиста, бакалавра или магистра (мотивационный аспект);
- освоении социально значимой информации и технологии деятельности в различных сферах социокультурного бытия (социальный аспект);
- формировании гражданских качеств, нравственного сознания и поведения, развитии творческого потенциала личности (гражданско-нравственный аспект); формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности (профессиональный аспект) [4, с. 37 - 40].
Профессиональные ценностные ориентации могут быть показателем приобщения будущего специалиста к методологическим, теоретическим и прикладным знаниям о профессиональных ценностях, их природе, механизмах развития, способах функционирования, в том числе и о ценностях, характеризующих профессиональное становление и самосовершенствование личности современного специалиста.
В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова подчеркивают, что профессионально-ценностные ориентации являются ядром целостности личности и выражают качественную характеристику смысловой структуры сознания специалиста, служат критерием реализации социальной и профессиональной активности [11].
Профессиональные ценностные ориентации составляют базовую характеристику личности профессионала, основным содержанием которой является система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями, значимыми для общества и личности в сфере реализации профессиональной деятельности, а также для различных сторон профессиональной деятельности, к которой у субъекта формируется отношение. В то же время для специалиста важны и ценностные ориентации, не отражающие сущностных характеристик профессиональной деятельности. Эти ценностные ориентации могут отражать социальную значимость профессии,
её статусность, ценности, связанные с теми условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность и др.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской, профессиональные ценностные ориентации являются основой жизни человека, через которую реализуется личность, это материальное вознаграждение за труд, средства удовлетворения потребности личности через общественное признание, способы самовыражения, признание обществом индивидуальности личности [1].
По мнению Н. А. Долгушиной, профессиональные ценностные ориентации являются личностным образованием и отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессиональной деятельности как значимой для неё [5, с. 86 -87].
Е. Л. Руднева под профессиональными ценностными ориентациями студента понимает «элементы внутренней структуры личности, выражающие ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и компонентам будущей профессиональной деятельности» [9, с. 130].
Таким образом, профессиональные ценностные ориентации составляют базовую характеристику личности профессионала, основным содержанием которой является система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями, значимыми для общества и личности в сфере реализации профессиональной деятельности, а также для различных сторон профессиональной деятельности, к которой у субъекта формируется отношение. В то же время для специалиста важны внешние ценности, не отражающие сущностных характеристик профессиональной деятельности. Эти ценности могут отражать социальную значимость профессии, её статус-
ность, ценности, связанные с теми условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность и др.
Под профессиональными ценностными ориентациями студентов мы понимаем важный компонент профессионального самоопределения, выражающийся в ценностном выборе ведущих научных и профессиональных идей, проектирования себя как профессионала и как гражданина.
Формирование профессиональных ценностных ориентаций происходит в основном в студенческом возрасте. Именно в период студенчества формируются ценности, определяющие отношение к конкретной профессии; ценности, определяющие характер взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности; ценности, закрепляющие отношение к себе как будущему профессионалу и выступающие в качестве эталона в процессе профессиональноличностного самосовершенствования.
Исходя из того, что у каждого студента существует собственная система ценностей, в процессе формирования профессиональных ценностных ориентаций необходимо учитывать, во-первых, степень сформированности ценностных ориентаций и содержание профессиональных ценностных ориентаций, которое характеризуется конкретными профессиональными ценностями, входящими в его структуру. Во-вторых, особенности функционирования профессиональных ценностных ориентаций, что дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций происходит на протяжении многих лет, и изменяется она постепенно в соответствии с внешним воздействием социума и внутренними потребностями человека.
Литература
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Буравлева, Н. А. Ценностные ориентации студентов / Н. А. Буравлева // Вестник Томского государственного педагогического университета - 2011. - № 6.
3. Воронкова, Е. С. Проблема формирования ценностных направлений в процессе профессионального образования / Е. С. Воронкова // Профессиональное образование в современном мире. - 2011. - № 2.
4. Григорьева, Н. Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования / Н. Г. Григорьева, Н. М. Опарина // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 4.
5. Долгушина, Н. А. Теоретическое исследование профессионально-ценностных ориентаций / Н. А. Долгушина // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 11-2.
6. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. - М.: Наука, 1977. - 333 с.
7. Лебеденко, О. А. Социально-философский анализ ценностных ориентаций студентов современной России / О. А. Лебеденко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, - 2011. - № 3 (9): в 3-х ч. - Ч. II.
8. Михальцова, Л. Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях / Л. Ф. Михальцова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 5.
9. Руднева, Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е. Л. Руднева; под общ. ред. Б. П. Невзорова. - Кемерово: Изд-во КРИП-КиПРО, 2002. - 302 с.
10. Руднева, Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. Л. Руднева. - Кемерово, 2002. - 443 с.
11. Сластёнин, В. А. Педагогическая аксиология: монография / отв. ред. В. А. Сластёнин, Г. И. Чижако-ва. - Красноярск: СибГТУ. - 2008. - 293 с.
12. Тырнова, О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи / О. А. Тырнова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2010. - № 3.
13. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
14. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 203 с.
Информация об авторе:
Васильева Татьяна Владимировна - аспирант межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, [email protected], 8-904-995-7311.
Tatiana V. Vasilieva - post-graduate student at the Inter-University Department of General and High School Pedagogics, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 25.02.2014 г.