Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов'

Особенности формирования и развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торсунова О.В.

В статье рассмотрены особенности формирования и развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов, их специфические черты. Обосновано значение аксиологического подхода к образованию современных педагогов, выявлены проблемы его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов»

Можно заключить, что существуют противоречия между социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитывать ответственную личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их воплощение, и недостаточной разработанностью представлений о сущности ответственности как качества личности на этапе ее социализации в начальной школе.

Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. -3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

2. Наливайко Н.В. Специфика праксеологического осмысления системы образования: к вопросу о системном кризисе современного образования / Н.В. Наливайко // Философия образования. - 2003. - № 6. - С. 33-41.

3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

4. Усачёва А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности: дис. ... канд. псих. наук. - Волгоград, 2001. - 184 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stan-dart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=959 (Дата обращения: 27.01.2014).

6. Фурсенко А.А. Образование и наука России перед новым выбором / А.А. Фурсенко // Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: Матер. рос.-амер. науч. конф., Москва, 4-6 апреля 2004 г. - М.: Тверской ИнноЦентр, 2005. - С. 17-19.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ

© Торсунова О.В.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье рассмотрены особенности формирования и развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов, их специфические черты. Обосновано значение аксиологического подхода к образованию современных педагогов, выявлены проблемы его реализации.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональные ценностные ориентации, формирование профессиональных ценностных ориентаций, педагог, личность педагога.

* Магистрант кафедры Психологии и педагогики.

Развитие профессиональных ценностных ориентаций педагогов - это непрерывный процесс, сопровождающий всю его профессионально-педагогическую деятельность.

Развитие профессиональных ценностных ориентаций - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации обеспечивает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Слабое развитие ценностных ориентации -признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственность воздействия объекта стремления на потребность.

Процесс формирования и развития ценностных ориентации в профессионально-педагогической деятельности проходит ряд ступеней, или несколько стадий. Этот процесс крайне индивидуален и детерминирован совокупностью жизненных условий, влияющих на формирование и воспитание человека [8, с. 12].

В юношеском возрасте человек начинает сознательный выбор жизненных ценностей. Формируется собственный взгляд на мир и место в нем человека. В психолого-педагогическом научном сообществе бытует мнение о том, что именно этому возрасту характерны следующие тенденции: «повышенный интерес к собственной личности, самопознанию, самовоспитанию и стремлением к расширению социальных связей». В таком возрасте изолирование человека от негативных влияний и воздействий внешней среды недостаточно, наибольший эффект в таких условиях приобретает убеждение. Способность сознательно осуществлять выбор ценностных ориентаций, в соответствии с которыми и формирует личность, формирует сферу ее ответственности. Теперь человек ответственен за выбор поступка, за свои ценностные ориентации.

С позиции собственных взглядов молодой человек критически переосмысливает сформированные ценностные ориентации. Этот процесс включает в себя такие состояния личности, для которых характерны определенные формы максимализма в области моральных суждений, скептицизм в отношении опыта старших, ориентации на формы поведения, являющиеся идеальным выражением крайнего напряжения всех нравственных сил человека [13, с. 48].

В этот период созревания личности формируются фундаментальные нравственные установки, которые в последствии проявляются как ценностные ориентиры в практической деятельности и поведении личности. В этот возрастной период жизни человека идет процесс формирования жизненных целей, устремлений, которые в последствии становятся ядром мотивацион-ной сферы, главным жизненным движущим мотивом [4, с. 34].

В рассматриваемом процессе мы имеем дело с личностью молодого человека, который находится еще в процессе формирования. Свобода выбора, основанная на осознании путей будущего жизнеустройства, своего места в обществе проявляется рано. Первый переломный момент наступает в 15 лет -после окончания неполной средней школы. Правильный учет личностью общественных потребностей в этом возрасте весьма затруднителен. Второй переломный момент наступает примерно у 55 % молодежи в 17 лет [5, с. 232].

Система образования выступает в качестве важнейшего опосредующего звена между планами и интересами молодежи и общественными потребностями.

Трудности формирования и поддержания желательной структуры ценностных ориентацией у молодежи объясняются не только объективными причинами, но и рядом субъективных факторов. В частности, нельзя сказать, что в вузах повсеместно налажена диагностическая система оценки как уровня знаний, так и некоторых важных личностных качеств. Практически учебно-воспитательную работу в вузах, как правило, начинают и ведут, во-первых, не зная должным образом способностей данного контингента студентов, структуры их ценностных ориентацией, а особенно устойчивых мотивов, определяющих направленность их личности; во-вторых, учебно-воспитательный процесс в вузах все еще ведется как «локальный процесс», то есть без учета влияния внешних факторов, воздействующих на сознание и поведение студенческой молодежи, как по каналам средств массовых коммуникаций, так и по линии межличностного общения [9, с. 288].

В ряде важнейших проблем обучения и воспитания была и остается проблема повышения ценностно-мотивационного уровня учебно-воспитательной деятельности. По утверждению выдающегося психолога В.Н. Мясище-ва, «жизненные итоги человека только на 20-30% зависят от интеллекта, но на 70-80 % от мотивов, которые существенно определяют направленность ценностных ориентации, жизненных планов программ, характер смыслооб-разования и целеполагания и, в конечном счете, эффективность познавательной и иной социальной деятельности» [10, с. 186]. Данное утверждение имеет достаточно убедительное подтверждение в современных педагогических и психологических исследованиях.

После окончания школы наступает время изменений, одно из которых: выпускник - абитуриент - студент вуза.

Выпускник сталкивается с рядом следующих трудностей и проблем психологического характера:

1. Проблема адаптации в вузе - подразумевает дискомфорт в общении с новым коллективом, в учебной деятельности (сопряжено с новыми требованиями к студенту, методами и формами обучения), в поведении (стресс от встречи с коллективом вуза). Вхождение в новый коллектив определяет новые изменения.

2. Изменение взглядов на жизнь и ценностных ориентации. В связи с изменением роли (ученик - абитуриент - студент) происходят изменения в душе, поведении, общении и т.д. Идет переосмысление себя в приложении к новой роли студента. Человек начинает ощущать себя частью большого коллектива. Поступление в вуз - это, несомненно, важный этап в жизни молодого человека.

3. Формирование профессиональных ценностных ориентации, играющих важную роль в формировании личностного облика будущего педагога, развитии профессионально значимых качеств личности [3, с. 63].

4. Становление жизненных планов учащейся молодежи представляет собой процесс формирования ценностных установок, направленных на достижение перспективных целей в жизни. Титма М.Х. исследовал связи между фактор - признаками жизненных ориентации с оценками ценностей образования и труда учащихся и выпускников общеобразовательной средней школы, средних специальных учебных заведений и ПТУ Одним из недостатков данных исследований М.Х. Титмы, по нашему мнению, является то, что данный контингент молодежи имеет недостаточно сформированную систему ценностных ориентации [7, с. 76].

Структура факторов, определяющих формирование, становление и развитие ценностных ориентации, в целом одинакова у всех контингентов опрошенных студентов. Факторы обладают разной силой воздействия на выбор варианта жизненного пути на разных стадиях самоопределения, особенно в его «критических точках» - при переходе из неполной средней школы в учреждения среднего образования, из школы в вуз, на работу и т.п.

Из множества элементов сознания, в том числе и группового, важно выделить те, которые играют регулятивную роль в мотивации деятельности молодежи, являются существенными детерминантами социального поведения.

Молодой человек постоянно находится под влиянием нескольких социальных групп и социальных институтов: семья, учебное заведение, ближайшие друзья и знакомые, а также средства массовой информации. Он выполняет определенные задачи и функции, то есть играет социальную роль. Под их влиянием происходит становление жизненного мировоззрения, которое представляет собой целенаправленный процесс развития ценностных ориентации, направленных на достижение перспективных целей в жизни [12, с. 119].

Обучение в вузе также имеет ряд особенностей, определяющих профессиональные ценностные ориентации личности.

В процессе обучения в вузе важно обеспечить условия, содействующие формированию профессиональных ценностей студента, необходимых в будущей профессионально-педагогической деятельности для осмысления ее сущности и возможности реализации в ней соответствующих ценностных ориентаций.

Эффективность и качество образования детерминированы качеством самого процесса обучения и воспитания. Поэтому решение проблемы формирования профессиональных ценностей должно осуществляться в определенном единстве этих сопроцессов. Однако, практика вузовского обучения демонстрирует не только разрозненность данных сопроцессов, но и недостаточность использования потенциала каждого из них [2, с. 77].

Так, признанная ценность отражения аксиологического аспекта в содержании педагогического обучения находит свое отражение в рамках современных стандартов высшего профессионального образования по специальности 031100 Педагогика и методика дошкольного образования и направлению 540600 Бакалавр только в общих гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных дисциплинах предметной подготовки и то лишь в нескольких дидактических единицах [1, с. 109].

В связи с чем, ряд высший учебных заведений предлагают введение спецкурса, связанного с педагогической аксиологией (Н.А. Долгушина, Е.А. Ко -ростелева, Н.С. Лапханова, А.В. Лысенко). Однако, как правило, это единственный курс, ориентированный на студентов младших курсов, не может в полной мере решить проблему формирования профессиональных ценностей у будущих педагогов [6, с. 47].

Важное значение для формирования профессиональных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования имеет педагогическая практика. По мнению ряда исследователей (Д.К. Бартош, И.Е. Емельянова, Ю.А. Райс-вих и др.), педагогическая практика обеспечивает переход общественно-педагогических и профессионально-групповых ценностей в личностную систему обучающихся. Поэтому ее содержание должно содержать задания, ориентированные на развитие системы профессиональных ценностей будущего педагога [11].

Особую роль в процессе формирования профессиональных ценностей у будущих педагогов играет внеучебная деятельность, которая включает мероприятия, посвященные профессиональным праздникам, разнообразные конкурсы, олимпиады и пр. Но ее возможности оказываются реализованными далеко не в полной мере [6, с. 47].

Таким образом, образовательный процесс вуза обладает значительным потенциал для формирования профессиональных ценностей у будущих педагогов. Между тем часть этих возможностей становиться невостребованной и неактуализированной в реальной практике. Поэтому, для формирования профессиональных ценностей уже у молодых педагогов необходима целенаправленное аксиологическое воздействие, сочетаемое как внешним воздействием образовательной среды самого образовательного учреждения, так и самостоятельным овладением профессиональными ценностными ори-ентациями в процессе приобретения опыта соответствующей деятельности.

Реализация развития профессиональных ценностных ориентаций у молодых педагогов обуславливает внимание к рефлексивному звену, развитию

способности педагога соотносить новые принципы и новое содержание обучения с собственными ценностями в сфере образования, и отслеживать эффекты образовательных действий.

В настоящее время в системе повышения квалификации повсеместно осуществляется поиск форм и методов организации образовательной деятельности, формирующей рефлексивную культуру педагога. Рефлексивное мышление рассматривается как профессионально-личностный механизм, на который педагог опирается в своей самостоятельной деятельности и который способствует развитию профессиональных ценностных ориентаций. Именно посредством рефлексии педагог может осмысливать свои собственные достижения в русле ведущих педагогических идей, при необходимости проработать для себя «среднее методологическое звено», где как раз и осуществляется соединение теории с практикой.

Однако акцентрация внимания на собственной активности педагога, как в индивидуальном, так и в групповом плане заслуживает ее соответствующую педагогическую поддержку, поэтому в последнее время широкое развитие получили различные педагогические сообщества, методические объединения и др.

Итак, признавая значение непрерывности процесса развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов на этапе осуществления профессионально-педагогической деятельности, важным элементом этого механизма являются формы педагогического сопровождения развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов.

Список литературы:

1. Андрюнина А.С. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущих воспитателей / А.С. Андрюнина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 109-111.

2. Бермус А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учеб. / А.Г. Бер-мус. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 112 с.

3. Бочарова Ю.Ю. Учебно-профессиональное сообщество как форма открытого профессионального образования / Ю.Ю. Бочарова // Психология обучения. - 2013. - № 1. - С. 61-68.

4. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе: монография / Н.А. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 334 с.

5. Кирюшина О.Н. Факторы повышения эффективности подготовки педагогов / О.Н. Кирюшина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 13 (115). - С. 231-238.

6. Михальцова Л.Ф. Система организационно-педагогических условий формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования / Л.Ф. Михальцова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 11. - С. 45-51.

7. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде учреждения: монография / Л.Ф. Михальцова. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2009. - 202 с.

8. Михальцова Л.Ф. Ценностно-смысловые ориентации будущих педагогов на творческое саморазвитие в системе непрерывного образования: монография / Л.Ф. Михальцова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - 344 с.

9. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. И.А. Журавель. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 588 с.

10. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности: хрестоматия / под ред. В.Б. Белова. - М.: Издательский центр ЕАОИ, 2012. -806 с.

11. Райсвих Ю.А. Этапы формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих учителей в контексте их профессионального обучения [Электронный ресурс] / Ю.А Райсвих. - Режим доступа: http://old.kuzspa.rU/conifeb-2009/files/1/raysvih.doc (дата обращения: 20.01.2014).

12. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: Т. 2 / М.М. Рубинштейн. -М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 376 с.

13. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. - М.: Логос, 2012. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.