Научная статья на тему 'Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза'

Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / EDUCATIONAL VALUES / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПЕДАГОГ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанихина Е.В.

В статье рассмотрена система педагогических ценностей и особенности построения воспитательного пространства в педагогическом вузе, наиболее оптимального для их формирования у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губанихина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF TEACHERS IN EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATION

The article considers the system of pedagogical values and peculiarities of the educational space in pedagogical University, the most optimal for their formation in the future teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза»

УДК 378.14

Е.В. Губанихина

канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики дошкольного и начального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрена система педагогических ценностей и особенности построения воспитательного пространства в педагогическом вузе, наиболее оптимального для их формирования у будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональные ценности, педагогические ценности, воспитательное пространство, высшее учебное заведение, студенты, педагог.

E.V. ОивапуИша, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF TEACHERS IN EDUCATIONAL

SPACE OF HIGHER EDUCATION

Abstract. The article considers the system of pedagogical values and peculiarities of the educational space in pedagogical University, the most optimal for their formation in the future teachers.

Keywords: professional values, educational values, educational space, institution of higher education, students, teacher.

Современная система образования направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении на всех этапах обучения, включая систему дошкольного образования. Ключевой же фигурой этого процесса является педагог, а это означает, что он сам должен быть нравственно обогащен и его внутренняя личностная позиция должна быть ценностно выстроена. Одним из основных качеств современного педагога должна стать развитость гуманистически направленной системы ценностных ориентаций, обеспечивающих успешную аксиологическую деятельность и формирование мировоззренческих позиций, наличие четкой системы индивидуальных норм поведения и индивидуальных методов педагогической деятельности; сформированность социальных чувств, которые вызывают эмоциональную активность и определяют личностный смысл педагогической деятельности.

Е. Подольская определяет ценностные ориентации как генеральную линию жизни человека по совокупности трех компонентов: когнитивного, смыслового, эмоционального и поведенческого [6, с. 36].

Педагогические ценности по уровню своего существования их можно подразделить на социальные (представления, идеи, нормы, правила в сфере образования), групповые (нормы, концепции, идеи педагогической деятельности в определенных образовательных институтах), личностные (мировоззрение и ценностные ориентации педагога - мотивы, цели, установки идеалы) педагогические ценности [8].

Профессиональные ценности, по мнению таких ученых, как И.О. Загашева, З.Н. Кур-лянд, Ю.А. Райсвих и других, позволяют выстроить в сознании студента идеальную модель своей будущей профессиональной деятельности, к которой он должен стремиться в процессе обучения, которая должна стать определенным ориентиром в его профессиональном становлении [2].

Т.А. Шилагина считает, что система профессиональных ценностей включает в себя три основных типа отношений: это отношение к своей профессии; отношение к объекту деятельности; отношение к субъекту деятельности. Ребенок и его личность при этом должны выступать в качестве высшей педагогической ценности, однако отношение педагога к ребёнку становится действительно ценностным лишь при условии, если в действиях и поступках педагога будут

угадываться бескорыстное, духовно-родственное «приятие» ученика, сочувственное понимание его внутреннего духовного облика [9].

Система профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов закладывается в процессе профессионального образования. В вузе осуществляется формирование воспитательного пространства, необходимого для развития качеств личности будущего педагога, требуемых обществом, обеспечивающего присвоения студентом культурных и профессиональных ценностей [7, с. 56].

Термин «воспитательное пространство» был введен Л.И. Новиковой. [3]. В научной школе Л.И. Новиковой воспитательное пространство рассматривается как специально сконструированный контекст развития личности ребенка [7, с. 113-120].

В качестве одного из путей создания воспитательного пространства вуза, Н.М. Ботырко выделяет создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через выработку педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания [7, с. 57].

Создание воспитательного пространства в вузе предполагает: диагностику среды - выявление его воспитательного и антивоспитательного потенциала, изучение потребностей и мотивов, находящихся здесь субъектов; разработку модели воспитательного пространства на основе сетевого моделирования; создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства; дифференциацию коллективных субъектов воспитательного пространства [7, с. 81].

Говоря о формировании системы профессиональных ценностей, необходимо обозначить роль преподавателя в данном процессе, о которой говорили многие ученые, в частности, Б.Г. Ананьев, Л.П. Блонский, Л.И. Божович, М.С. Нейсмарк, А.П. Петровский, К.Д. Ушинский и многие другие.

Так, например К.Д. Ушинский в свое время отмечал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, а на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Это означает, что формирование личности и ценностные ориентации в том числе зависят от воздействия личности преподавателя. Но это возможно лишь в ситуации, когда педагог является для субъекта воздействия значимым. Это, как правило, преподаватель, отличающийся достаточно демократичным типом взаимодействия со студентами, признающий самодостаточность личности студента, испытывающий эмпатийные чувства и удовлетворение общением со студентами, способный помочь самореализоваться будущему специалисту [7, с. 17].

Эффективность и качество решения задач формирования профессиональных ценностей образования зависят от единства процессов обучения и воспитания. Особенно актуальной при этом является организационная деятельность кафедры. Заведующие и преподаватели моделируют ситуацию профессионально-ценностного развития студентов в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности. Однако следует помнить, что один курс не может в полной мере решить проблему формирования профессиональных ценностей у будущих педагогов, для этого требуется использование потенциала всех изучаемых студентами дисциплин.

Одним из важнейших условий формирования профессиональных ценностей будущих педагогов является педагогическая практика. По мнению Д.К. Бартош, И.Е. Емельянова, Ю.А. Райсвих и других ученых данный вид деятельности способствует переводу общественно педагогических и профессионально-групповых ценностей в личностную систему обучающихся.

Особую роль в процессе формирования профессиональных ценностей у будущих педагогов играет внеучебная деятельность, которая включает целый комплекс мероприятий -встреча с выпускниками, работающими в системе образования, профессиональные праздники, разнообразные конкурсы, олимпиады, волонтерскую деятельность, предполагаемую бескоры-

стную помощь образовательным учреждениям в создании элементов предметно-развивающей среды, в проведении тематических праздников и утренников и пр.

Таким образом, профессиональные ценности являются ведущим компонентом профессионального самосознания и воспитательное пространство в вузе имеет достаточный потенциал для их формирования у будущих педагогов. Этот процесс базируется на таких аксиологических составляющих, как понимание и принятие сути педагогической профессии, специфики ее реализации на определенной образовательной ступени, активное включение в практическую профессиональную деятельность, осознание достигнутого уровня профессиональной компетентности и потребность в дальнейшем профессиональном саморазвитии.

Список литературы:

1. Андрюнина А.С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2013. - 23 с.

2. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2006. - 25 с.

3. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.

4. Новикова Л.И. Воспитательное пространство: опыт и размышления / Л.И. Новикова, И.В. Кулешов // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. -М., 1996. - С. 113-120.

5. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / под ред. Н.Б. Крыловой. - М., 1995. - С. 17.

6. Подольская Е.А. Аксиологический аспект деятельности и методологические проблемы социологического анализа: автореф. дис. .д-ра социол. наук. - М., 1992. - 36 с.

7. Резниченко М.Г. Воспитательное пространство в высшем учебном заведении: монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - С. 56-81.

8. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. -576 с.

9. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 1999. - 258 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.