Научная статья на тему 'Исследование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования'

Исследование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL AND VALUABLE ORIENTATIONS / FUTURE TEACHERS / PROFESSIONAL EDUCATION / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна

Целью данной статьи является исследование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования. Метод или методология проведения работы. В статье был использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики «Изучение ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Изучение профессионально-ценностных ориентаций педагога» (О.В. Кудашкина). Результаты работы. Новизна исследования состоит в том, что на основе анализа научных работ конкретизировано содержание понятия «профессионально-ценностные ориентации будущего педагога», выделены типы профессионально-ценностных ориентаций педагога, подобраны и апробированы психодиагностические методики для изучения профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов. В работе представлены результаты экспериментального исследования, которые, во-первых, показало, что среди терминальных ценностей у будущих педагогов преобладают индивидуальные ценности и ценности профессиональной самореализации, а среди инструментальных этические ценности и ценности общения, во-вторых, у испытуемых высок процент лиц, обладающих средним и высоким уровнями развития профессионально-ценностных ориентаций. Область применения результатов. Материалы статьи могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза, а также в процессе профессиональной переподготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PROFESSIONAL AND VALUABLE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS AT THE STAGE OF THE HIGHER EDUCATION

The purpose of this article is the research of professional and valuable orientations of future teachers at a stage of the higher education. Method or methodology of carrying out work. In article the complex of methods of a research including has been used: theoretical analysis of psychology and pedagogical literature; diagnostic techniques “Studying of valuable orientations” (M. Rokich), “Studying of professional and valuable orientations of the teacher” (O.V. Kudashkina). Results of work. The novelty of the research lies in the fact that on the basis of the analysis of scientific works the content of the concept “professional and value orientations of the future teacher” is concretized, the types of professional and value orientations of the teacher are identified, psychodiagnostic methods for the study of professional and value orientations of future teachers are selected and tested. In work results of pilot study which, first, have shown that among terminal values at future teachers concrete and individual values prevail, and among tool ethical values and values of communication are presented, secondly, at examinees the percent of the persons possessing average and high the levels of development of professional and valuable orientations is high. Scope of results. Materials of article can be used in teaching and educational process of pedagogical higher education institution and also in the course of professional retraining of pedagogical shots.

Текст научной работы на тему «Исследование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-7-140-151 УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кудашкина О.В.

Целью данной статьи является исследование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования.

Метод или методология проведения работы. В статье был использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики - «Изучение ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Изучение профессионально-ценностных ориентаций педагога» (О.В. Кудашкина).

Результаты работы. Новизна исследования состоит в том, что на основе анализа научных работ конкретизировано содержание понятия «профессионально-ценностные ориентации будущего педагога», выделены типы профессионально-ценностных ориентаций педагога, подобраны и апробированы психодиагностические методики для изучения профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов. В работе представлены результаты экспериментального исследования, которые, во-первых, показало, что среди терминальных ценностей у будущих педагогов преобладают индивидуальные ценности и ценности профессиональной самореализации, а среди инструментальных - этические ценности и ценности общения, во-вторых, у испытуемых высок процент лиц, обладающих средним и высоким уровнями развития профессионально-ценностных ориентаций.

Область применения результатов. Материалы статьи могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза, а также в процессе профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; профессионально-ценностные ориентации; будущие педагоги; профессиональное образование.

RESEARCH OF PROFESSIONAL AND VALUABLE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS AT THE STAGE OF THE HIGHER EDUCATION

Kudashkina O.V.

The purpose of this article is the research ofprofessional and valuable orientations offuture teachers at a stage of the higher education.

Method or methodology of carrying out work. In article the complex of methods ofa research including has been used: theoretical analysis of psychology and pedagogical literature; diagnostic techniques - "Studying ofvaluable orientations" (M. Rokich), "Studying ofprofessional and valuable orientations of the teacher" (O.V. Kudashkina).

Results of work. The novelty of the research lies in the fact that on the basis of the analysis of scientific works the content of the concept "professional and value orientations of the future teacher" is concretized, the types of professional and value orientations of the teacher are identified, psychodiagnostic methods for the study ofprofessional and value orientations of future teachers are selected and tested. In work results of pilot study which, first, have shown that among terminal values at future teachers concrete and individual values prevail, and among tool - ethical values and values of communication are presented, secondly, at examinees the percent of the persons possessing average and high the levels of development of professional and valuable orientations is high.

Scope of results. Materials of article can be used in teaching and educational process ofpedagogical higher education institution and also in the course of professional retraining of pedagogical shots.

Keywords: values; valuable orientations; professional and valuable orientations; future teachers; professional education.

Введение

В современных условиях развития общества происходит модернизация российской системы высшего профессионального образования. В связи с этим одной из основных задач высшей школы является организация образовательного процесса в направлении формирования компетентного специалиста. Это связано, прежде всего, с увеличением спроса на высококвалифицированных специалистов во всех сферах, в том числе и в образовательной.

Для эффективной подготовки будущих педагогов к реализации профессиональной деятельности нужны не только компетенции, сформированные в процессе вузовского обучения, но и такие черты личности, как гуманность, инициативность, способность творчески мыслить и искать нестандартные пути решения педагогических проблем.

Особая роль в профессиональном становлении будущих педагогов принадлежит профессионально-ценностным ориентациям, поскольку они отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессии, к детям и самому себе как профессионалу. Поэтому нужно уделить особое внимание процессу содержательного наполнения ценностных ориентаций будущих педагогов как основы его подготовки к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ. Ориентация на профессиональные ценности является важнейшим условием его самоопределения, профессионального роста и самореализации.

Обзор литературы

Категории «ценности», «ценностные ориентации», «профессионально-ценностные ориентации» являются междисциплинарными и рассматриваются рядом наук: философией (Аристотель, Платон, Сократ, Г. Лотце, М. Шелер, Дж. Дьюи и др.), социологией (А.Н. Максимов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.), педагогикой (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.Ф. Исаева и др.) и психологией (Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева и др.). В их содержании выделяются существенные отличия.

Понятие «ценностные ориентации» в отечественной психологии понимаются через понятия отношения, отражения, установки (А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.).

Относительно профессиональной деятельности чаще используется термин «профессионально-ценностные ориентации». Для нашего исследования особое значение имеет определение Ю.В. Варданян, Н.А. Вдовиной, которые определяют их как «систему значимых устойчивых установок, убеждений, предпочтений, на основе которых выстраиваются избирательные отношения к субъектам образовательного процесса и профессиональной деятельности» [3, с. 76].

Анализ научных работ отечественных психологов позволил определить сущность понятия «профессионально-ценностные ориентации будущего педагога», под которыми мы понимаем систему особо значимых духовно-нравственных, личностных, социальных и профессиональных установок, которые закладываются, закрепляются на этапе высшего образования в процессе учебной деятельности и оказывают существенное влияние на формирование личности выпускника.

Теоретический анализ литературы показывает, что в последние годы проводятся международные исследования ценностей и ценностных ориентаций личности: исследование индивидуальных и личностных ценностей (L. Parks-Leduc,G. Feldman & A. Bardi, 2015) [16], исследования социальных ценностей (M.J. Manfredo, J.T. Bruskotter, T. Teel, L. Sullivan, 2016) [14], исследование трудовых ценностей (C. Consiglio, L. Borgogni, R. Cenciotti, S.H. Schwartz, 2016) [13]; исследование основных личностных ценностей в юношеском возрасте (M. Vecchione, S.H. Schwartz, G. Alessandri, M.G. Caprara, 2016) [15]; формирование ценностей в подростковом и юношеском возрасте (A.K. Döring, E. Daniel & A. Knafo-Noam, 2016) и др.

С 2000 по 2017 г. появились работы отечественных ученых, посвященные проблеме формирования и развития профессионально-ценностных ориентаций студентов, педагогов: формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов социальной сферы (И.Ю. Менщикова, 2008) [9], изучение профессиональных ценностей учителя безопасности жизнедеятельности (С.А. Лабу-тина, 2009) [7], исследование становления профессионально-цен-

ностных ориентаций у будущих педагогов дошкольного образования (А.С. Андрюнина, 2013) [1], исследование социальных профессиональных ценностей будущих педагогов профессионального обучения (А.И. Тоцкая, 2015) [11] и др.

В настоящее время проблема, связанная с аксиологической подготовкой будущих педагогов является предметом исследования преподавателей ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» (МГПИ), которыми в 20072018 гг. выполнен ряд работ в этом направлении:

- выявлены психологические условия развития профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов; разработан и внедрен в образовательный процесс курс «Психология профессионально-ценностного развития педагога» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (Н.А. Вдовина, 2007) [3];

- исследованы ценностные ориентации будущих педагогов; разработана и апробирована психологическая модель развития профессионально-ценностных ориентаций будущего педагога дошкольного образования (О.В. Кудашкина, 2010) [5];

- разработана программа развития ценностных ориентаций будущих психологов в период производственной практики (Т.В. Савинова, Е.И. Бирюлева, 2016) [10];

- выявлены педагогические условия формирования ценностных основ профессионального самосознания будущих педагогов (В В. Акамов, Т.И. Шукшина, 2015) [12];

- исследована проблема духовно-нравственного воспитания личности педагога (Е.А. Мартынова, Н.И. Еналеева, 2016) [8];

- исследованы профессиональные ценностные ориентации у будущих учителей физической культуры в области безопасности жизнедеятельности (В.В. Акамов, Т.И. Шукшина, Е.Е. Карпова, 2017) [4];

- исследовано отношение студентов факультета физической культуры к ценностям в области безопасности жизнедеятельности (Е.Е. Афонина, В.В. Акамов, Т.И. Шукшина, 2018) [2] и др.

Итак, в последние годы увеличилось количество научных публикаций, посвященных исследованию ценностных ориентаций

(профессионально-ценностных ориентаций) личности будущих педагогов, поскольку эта проблема является актуальной для современного образования.

Методы исследования

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева». В эксперименте приняли участие студенты 3-4 курсов направления подготовки «Педагогическое образование», профили «Музыка. Дошкольное образование», «Начальное образование» в количестве 52 человек. Для изучения профессионально-ценностного развития будущих педагогов были использованы следующие методики:

- «Изучение ценностных ориентаций» (М. Рокич);

- «Изучение профессионально-ценностных ориентаций педагога» (О.В. Кудашкина) [5].

Результаты и дискуссия

Рассмотрим данные изучения терминальных инструментальных ценностей будущих педагогов по методике М. Рокича.

Среди терминальных ценностей преобладающими являются конкретные личностные ценности: «здоровье» (30%), «любовь» (18%), «материально обеспеченная жизнь» (10%), «наличие хороших и верных друзей» (9%), «развлечение» (8%), «счастливая семейная жизнь» (5%). Выраженная направленность на личностные и индивидуальные ценности говорит о том, что будущие педагоги заботятся о своем здоровье, ценят любовь, заботу друзей, наличие семьи, дома, что может обеспечить их психологический комфорт в обществе.

Ниже рангом расположились ценности, связанные с самореализацией в будущей педагогической деятельности: «интересная работа» (4%), «активная деятельность» (3,5%), «жизненная мудрость» (3%), «познание» (2,5%), «общественное признание» (2,5%), «продуктивная жизнь» (1,5%). Ориентация на эту группу ценностей говорит о том, что студенты вовлечены в сферу труда, взоры их направлены в будущее и все происходящее в настоящем связано, в первую очередь, с надеждами на успех.

Незначимыми оказались абстрактные ценности: «счастье других» (0,5%), «творчество» (0,3%), «красота природы и искусства» (0,2%).

В иерархии инструментальных ценностей преобладающими оказались этические ценности и ценности общения: «воспитанность» (20%), «высокие запросы» (15%), «жизнерадостность» (13%), «честность» (11 %). Незначительными оказались такие индивидуалистические ценности как «твердая воля» (0,5 %) и «непримиримость к недостаткам в себе и других» (0,3%), а также ценность принятия других людей - «терпимость» (0,2%).

На втором этапе были исследованы профессиональные ценностные ориентации у будущих педагогов. На основе классификаций ценностей И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, В.А. Сластенина, В.И. Андреевой был разработан и апробирован опросник «Изучение профессионально-ценностных ориентаций педагога». Респондентам предлагалось оценить степень развития своих профессионально-ценностных ориентаций.

На втором этапе были исследованы профессиональные ценностные ориентации будущих педагогов. Для этого в работе был использован опросник «Изучение профессионально-ценностных ориентаций педагога» (О.В. Кудашкина). На основе классификаций ценностей И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, В.А. Сластенина, В.И. Андреевой были выделены типы профессионально-ценностных ориен-таций педагога: духовно-нравственные (любовь и доброта к детям, гуманность, душевная щедрость, моральная чистота, высокий уровень общей культуры и нравственности, наличие духовных потребностей и интересов и др.), личностные (эмпатия, справедливость, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, уравновешенность и др.), профессиональные (профессиональная эффективность, профессиональный рост, творческая самореализация, возможность овладения новыми методами и технологиями обучения и воспитания детей и др.) и социальные (престиж педагогической деятельности, общественное признание результатов педагогического труда, социальная значимость педагогического труда, возможность общения с интересными людьми, родителями, коллегами и др.). Респондентам предлагалось оценить наличный уровень развития своих профес-

сионально-ценностных ориентаций и наметить пути дальнейшей целенаправленной работы по их развитию.

Анализ исходных данных показал, что у 40,4% испытуемых высокий уровень ориентации на духовно-нравственные ценности, у 55,8% - средний, у 3,8% - низкий.

Результаты по шкале «ориентация на личностные ценности» у 36,5% будущих педагогов выявлен высокий уровень, у 57,7% - средний, у 5,8% - низкий.

По шкале «ориентация на профессиональные ценности» выяснилось, что 26,9% испытуемых имеют высокий уровень развития, у 63,5% - средний, у 9,6% - низкий.

Высокий уровень ориентации на социальные ценности выявлен у 36,5% будущих педагогов, средний уровень у 57,7%, низкий уровень обнаружен у 5,8%.

Следует отметить, что у большинства опрошенных сформированы профессионально-ценностные ориентации и лишь у незначительной части исследуемых выявлен низкий уровень.

Заключение

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил конкретизировать содержание понятия «профессионально-ценностные ориентации педагога», под которыми мы понимаем систему особо значимых духовно-нравственных, личностных, социальных и профессиональных установок, которые закладываются, закрепляются на этапе высшего образования в процессе учебной деятельности и оказывают существенное влияние на формирование личности выпускника.

2. Проведенное экспериментальное исследование, во-первых, показало, что среди терминальных ценностей у будущих педагогов преобладают индивидуальные ценности и ценности профессиональной самореализации, а среди инструментальных - этические ценности и ценности общения, во-вторых, у испытуемых высок процент лиц, обладающих средним и высоким уровнями развития профессионально-ценностных ориентаций.

3. Учет выявленных в ходе диагностики особенностей профессионально-ценностного развития будущих педагогов позволит спроектировать организацию учебно-воспитательного процесса, что позволит добиться более высоких результатов на этапе высшего образования.

Благодарности

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение науч-но-исследовательскихработ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» и МГПИ им. М.Е. Евсевьева) по теме «Современные технологии развития профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования» (руководитель - О.В. Кудашкина, доцент кафедры психологии).

Список литературы

1. Андрюнина А.С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 22 с.

2. Афонина Е.Е., Шукшина Т.И., Акамов В.В. Отношение студентов факультета физической культуры к ценностям в области безопасности жизнедеятельности // Теория и практика физкультуры. 2018. N° 6. С. 21-22.

3. Вдовина Н.А. Профессионально-ценностное развитие будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 4 (4). С. 75-77.

4. Карпова Е.Е., Акамов В.В., Шукшина Т.И. Профессионально-ценностные ориентации у будущих учителей физической культуры в области безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного педагогического образования . 2017. № 11. С. 15-17.

5. Кудашкина О.В. Развитие ценностных ориентаций педагога дошкольного образования на этапе вузовского обучения: Дис. ... канд. психол. наук. Саранск, 2010.189 с.

6. Кудашкина О.В. Особенности развития ценностных ориентаций педагога дошкольного образования на этапе вузовского обучения // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. 2011. № 4. С. 79-82.

7. Лабутина С.А. Формирование профессиональных ценностей учителя безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 24 с.

8. Мартынова Е.А., Еналеева Н.И. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4. С. 26-30.

9. Менщикова И.Ю. Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 28 с.

10. Савинова Т.В., Бирюлева Е.И. Проектирование программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (109). С. 38-42.

11. Троцкая А.И. Формирование социально-профессиональных ценностей будущих педагогов профессионального обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2015. 24 с.

12. Шукшина Т.И., Акамов В.В. Педагогические условия формирования ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2015. № 8. С. 17-19.

13. Consiglio C., Borgogni L., Cenciotti R., Schwartz S.H. The WVal: A New Measure of Work Values Article (PDF Available) // Journal of Career Assessment. 2016. 25 (3). S. 405-422. https://doi.org/10.1177/1069072716639691

14. Doring A.K., Daniel E., & Knafo-Noam A. Introduction to the special section Value development from middle childhood to early adulthood -new insights from longitudinal and genetically informed research // Social Development. 2016. 25(3). S. 471-481.

15. Manfredo M.J., Bruskotter J.T, Teel T., Sullivan L. Why social values cannot be changed for the sake of conservation Article (PDF Available) // Conservation Biology. 2016. - https://doi.org/10.1111/cobi.12855

16. Vecchione M., Schwartz S. H, Alessandri G., Caprara M. G. Stability and change of basic personal values in early adulthood: An 8-year longitudinal study Article (PDF Available) // Journal of Research in Personality. 2016. 63. S. 111-122. https:// doi.org/10.1016/jjrp.2016.06.002

17. Parks-Leduc L., Feldman G., &Bardi A. Personality traits and personal values: A meta-analysis. Personality and Social Psychology Review, 2015. 19(1), 3-29.

References

1. Andryunina A.S. Formirovanieprofessional 'nykh tsennostey u budushchikh pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [Formation of professional values of future teachers of preschool education]. Ekaterinburg, 2013. 22 p.

2. Afonina E.E., Shukshina T.I., Akamov V.V. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2018. № 6, pp. 21-22.

3. Vdovina N.A. Gumanitarnyenauki iobrazovanie. 2010. № 4 (4), pp. 75-77.

4. Karpova E.E., Akamov V.V., Shukshina T.I. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 11, pp. 15-17.

5. Kudashkina O.V. Razvitie tsennostnykh orientatsiypedagogadoshkol'nogo obrazovaniya na etape vuzovskogo obucheniya [Development of value orientations of the teacher of preschool education at the stage of higher education]. Saransk, 2010. 189 p.

6. Kudashkina O.V. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2011. № 4, pp. 79-82.

7. Labutina S.A. Formirovanie professional'nykh tsennostey uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v pedagogicheskom vuze [Formation of professional values of life safety teacher in pedagogical University]. Moscow, 2009. 24 p.

8. Martynova E.A., Enaleeva N.I. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016. № 4, pp. 26-30.

9. Menshchikova I.Yu. Formirovanie professional'nykh tsennostey u budushchikh spetsialistovpo sotsial'noy rabote [Formation of professional values of future specialists in social work]. Ekaterinburg, 2008. 28 p.

10. Savinova T.V., Biryuleva E.I. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstven-nogopedagogicheskogo universiteta. 2016. № 5 (109), pp. 38-42.

11. Trotskaya A.I. Formirovanie sotsial'no-professional'nykh tsennostey budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniya [Formation of social and professional values of future teachers of vocational training]. Omsk, 2015. 24 p.

12. Shukshina T.I., Akamov V.V. Teoriya i praktika fizicheskoy kul 'tury. 2015. № 8, pp. 17-19.

13. Consiglio C., Borgogni L., Cenciotti R., Schwartz S. H. The WVal: A New Measure of Work Values Article (PDF Available). Journal ofCareer Assessment. 2016. 25 (3). P. 405-422. https://doi.org/10.1177/1069072716639691

14. Döring A.K., Daniel E., & Knafo-Noam A. Introduction to the special section Value development from middle childhood to early adulthood— new insights from longitudinal and genetically informed research. Social Development. 2016. 25(3), рр. 471-481.

15. Manfredo M.J., Bruskotter J.T., Teel T., Sullivan L. Why social values cannot be changed for the sake of conservation Article (PDF Available). Conservation Biology. 2016. https://doi.org/10.1111/cobi.12855

16. Vecchione M., Schwartz S. H, Alessandri G., Caprara M.G. Stability and change of basic personal values in early adulthood: An 8-year longitudinal study Article (PDF Available). Journal of Research in Personality. 2016. 63. S. 111-122. https:// doi.org/10.1016/jjrp.2016.06.002

17. Parks-Leduc L., Feldman G., &Bardi A. Personality traits and personal values: A meta-analysis. Personality and Social Psychology Review, 2015. 19(1), 3-29.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Кудашкина Ольга Васильевна, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

ул. Студенческая, 13, г. Саранск, Республика Мордовия, 430007,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация

kudashkinao@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Kudashkina Olga Vasilevna, Associate Professor of the Department of Psychology, Candidate of Psychological Sciences

Mordovia State Pedagogical Institute

13, Studencheskaya Str., Saransk, Republic of Mordovia, 430007, Russian Federation kudashkinao@mail.ru ORCID: 0000-0001-6792-6068

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.