Научная статья на тему 'К вопросу формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического образования на основе этнокультурных традиций'

К вопросу формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического образования на основе этнокультурных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / CULTURE / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабирова Гузель Рашидовна

В статье анализируются педагогические условия использования этнокультурных традиций в целях формирования ценностных ориентаций у бакалавров педагогического образования. В статье раскрывается содержание, методы, формы воспитательной деятельности с бакалаврами, направленные на уважении к этнокультурным традициям. В работе представлена модель формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического образования. Раскрыты целевой, содержательный, диагностический и процессуальный компоненты модели ценностных ориентаций бакалавров педагогического образовании. По мнению автора, ценностные ориентации бакалавров педагогического образования являются важным компонентом профессионального самоопределения, которые выражаются в ценностном выборе ведущих профессиональных и научных идей, проектирования себя как профессионального и как гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабирова Гузель Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of formation of valuable orientations of undergraduate teacher education based on ethnic and cultural traditions

The article analyzes the pedagogical conditions of use of ethnic and cultural traditions in order to create value orientations undergraduate teacher education. The article reveals the contents, methods, forms of educational activities with bachelors directed on respect for ethnic and cultural traditions. The paper presents a model of value orientations of undergraduate teacher education. Disclosed target, informative, diagnostic and procedural components of the model of value orientations undergraduate teacher education. According to the author, the value orientation of teacher education bachelors are an important component of professional self-determination, which are expressed in the choice of values leading professional and scientific ideas, the design itself as a professional and as a citizen.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического образования на основе этнокультурных традиций»

Мир Науки

парный и тар от-журнаг

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN516.pdf Статья опубликована 29.11.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Хабирова Г.Р. К вопросу формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического образования на основе этнокультурных традиций // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Хабирова Гузель Рашидовна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, Нижневартовск Аспирант кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»

E-mail: [email protected]

К вопросу формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического образования на основе этнокультурных традиций

Аннотация. В статье анализируются педагогические условия использования этнокультурных традиций в целях формирования ценностных ориентаций у бакалавров педагогического образования. В статье раскрывается содержание, методы, формы воспитательной деятельности с бакалаврами, направленные на уважении к этнокультурным традициям. В работе представлена модель формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического образования.

Раскрыты целевой, содержательный, диагностический и процессуальный компоненты модели ценностных ориентаций бакалавров педагогического образовании. По мнению автора, ценностные ориентации бакалавров педагогического образования являются важным компонентом профессионального самоопределения, которые выражаются в ценностном выборе ведущих профессиональных и научных идей, проектирования себя как профессионального и как гражданина.

Ключевые слова: воспитательная работа; культура поведения; народные традиции; педагогические условия; студенты; учебный процесс; ценностные ориентации

Феномен ценностных ориентаций в настоящее время может рассматриваться как один из наиболее значимых к исследованию в современной педагогической и психологической науке. В современных условиях проблема ценностных ориентаций приобретает большую значимость, так как именно ценностные ориентации определяют в значительной степени особенности функционирования и развития человека. Принято считать, что ценностные ориентации являются важным компонентом самой структуры личности, выступая одногранное как социальные (так как имеют исторически обусловленный характер), а также индивидуальные (так как связаны с индивидуальным опытом конкретного субъекта). Ценностные ориентации личности проявляются во всех аспектах жизни и деятельности человека, а также выполняют функцию регуляторов поведения [9].

Формирование ценностных ориентаций у бакалавров педагогического образования является сложным и многоаспектным, так как в различные жизненные периоды иерархия

Мир Науки

парный и тар от-журнаг

ценностных ориентаций изменяется, не теряя вместе с тем определяющего значения для жизни и деятельности человека.

Проблеме ценностных ориентаций личности посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Е.И. Головахи, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и мн. др. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций личности анализируются в работах О.Г. Дробницкого, А.Г., Здравомыслова, С.С. Бубновой и др.

Ценностные ориентации в целом можно рассматривать в качестве системы ценностных предпочтений, выражающих субъективное отношение личности к условиям жизни, которые определяют действия и поступки человека, а также проявляются в практическом поведении человека [6]. Структурно ценностные ориентации включают в себя три компонента [1, 2, 8]:

1. Смысловой компонент (когнитивный). Данный компонент обобщает опыт личности, посредством которого осуществляется познание действительности, которое способствует становлению ценностного отношения личности.

2. Эмоциональный компонент. Данный компонент определяет личностный смысл отношения индивида к ценностям.

3. Поведенческий компонент. Данный компонент является результатом взаимодействия двух первый компонентов. На основании познания действительности и ее ценностного переживания формируется готовность действовать в соответствии с заранее определенным планом.

Ценностные ориентации можно понимать как результат внешнего и внутреннего взаимовлияния и взаимодействия в процессе развития личности и являются субъективным отражением объективного мира. Ценностные ориентации личности являются общечеловеческими позициями, в соответствии с которыми строится поведение в разных жизненных ситуациях. Фактически, ценностные ориентации личности являются фундаментом, которые определяют качество жизни человека.

Ценностные ориентаций определяют содержательный аспект направленности личности и формируют основу мотивации и мировоззрения человека, основу для ее отношения к окружающей действительности, ситуациям, людям и самому себе.

Таким образом, ценностные ориентации следует рассматривать как важнейший элемент внутренней структуры личности. Ценностные ориентации закреплены жизненным опытом индивида, совокупностью его внутренних переживаний и разграничивают значимое и незначимое, несущественное и существенное в жизни человека. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, связывают определенный тип поведения и деятельности, а также выражают интересы и потребности. В качестве результатом сформированности ценностных ориентаций личности выступают ее нравственные и мировоззренческие убеждения, глубокие привязанности, принципы поведения и т.д.

Ценностные ориентации современной российской молодежи являются предметом исследования таких ученых, как Н.А. Буравлевой, С.С. Королевой, Е.Л. Рудневой и др.). Студенты как особая социальная группа постоянно находятся в центре внимания исследований педагогов, социологов, психологов, так как именно студенчество является индикатором происходящих в обществе перемен и изменений, а также определяют возможности для развития общества [4]. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у студентов, существенным образом зависит будущее состояние общества [7]. Ценностные ориентации личности, по мнению Е.Л. Рудневой, выступают необходимым компонентом их самоопределения, что выражается в ценностном выборе ведущей научной

2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99

н л у .. ,1 и й и тер d т - * , р и Л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com

идеи, образа гражданина, а также проектировании себя как профессионала и гражданина [8, с. 78].

Ценностные ориентации личности, являясь отражением образа жизни человека, являются определяющими не только для стиля поведения бакалавра в процессе его обучения, определяют не только стиль поведения студента в процессе их обучения, но также мотивацию, а также направленность его деятельности. Влияние ценностных ориентаций в процессе получения высшего образования также проявляется в освоении системы общечеловеческих ценностей, а также идеалов, в создании положительной установки на освоение программы подготовки бакалавра, в освоении социально значимой информации, а также технологии деятельности в разных сферах социокультурного бытия [3, с. 11]. Помимо этого ценностные ориентации оказывают влияние на формирование гражданских качеств, нравственного поведения и сознания, развития творческого потенциала личности, формирования ценностного отношения к процессу профессиональной деятельности.

Профессиональные ценностные ориентации являются базовой характеристики личности профессионала, в качестве основного содержания которой выступает система отношений к ценностям профессиональной деятельности, а также готовность реализовываться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями, которые значимы для общества и личности в рамках сферы реализации профессиональной деятельности.

Формирование ценностных ориентаций личности существенным образом зависит от степени учета качественных характеристик бакалавров педагогического образования как субъектов жизни и деятельности:

• учитывать возрастные и социально-психологические особенности студентов;

• учитывать национальный состав учебных групп бакалавров;

• изучать особенности социального окружения бакалавров;

• усилить использование этнокультурных традиций на занятиях, прежде всего, социально-гуманитарного блока;

• насыщать содержание дисциплин психолого-педагогического плана знаниями относительно этнокультурных особенностей.

Акцент на данных условиях способствует формированию у бакалавров позитивного отношения к окружающей действительности, а также способствуют формированию ценностных ориентаций, наиболее полно соответствующих как характеру профессиональной педагогической деятельности, так и конкретным условиям современного общества, и вызовам, бросаемым ему. Эффективность процесса формирования ценностных ориентаций зависит от содержания, методов и форм воспитательной деятельности, которая осуществляется со студентами. Обращение к использованию этнокультурных традиций обуславливается их высокой нравственной ценностью в первую очередь, а также существенным влиянием на взаимодействие как отдельных групп в обществе, так и на все общество в целом.

Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной культуре и этносу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам [6].

Мир Науки

2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99

н л у .. ,1 и й и тер d т - * , р и Л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com

Модель формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического образования включает в себя такие компоненты образовательного процесса, как целевой, содержательный, диагностический, процессуальный.

Целевой компонент включает в себя стратегические ориентиры воспитательного и образовательного процесса, которые направлены на формирование чувств, сознания и поведения бакалавра. В целевом компоненте модели основным способом формирования ценностных ориентаций выступает использования национальных этнокультурных традиций как средств воздействия на формирующуюся личность.

Профессиональная компетентность преподавателя по интеграции этнокультурных процессов в процесс образования и воспитания студента выступает как одно из важнейших педагогических условий воздействия на личность. Суть профессиональной деятельности преподавателя в данном случае заключается в том, чтобы показать, что этнокультурные традиции оказывают влияние на сохранение национально-культурной идентичность, а также способствуют гармоничному развитию личности.

Содержательный компонент процесса формирования ценностных ориентаций отражает сущность процесса образования, которое направлено на формирование ценностных ориентаций, а также культуры поведения у бакалавров педагогического образования. Данный компонент охватывает специальные и общие знания, которые способствуют социальному формированию личности бакалавров. Данный компонент связан с целевым и предполагает возможности применения этнокультурных традиций в воспитательной и учебной деятельности у бакалавров педагогического образования.

Процессуальный компонент процесса формирования ценностных ориентаций бакалавров на основании этнокультурных традиций распространяется на методы и формы педагогической деятельности, которые связаны с выбором методов, форм, средств, используемых для формирований ценностных ориентаций, а также культуры поведения бакалавров педагогического образования.

Если обобщить обозначенные педагогические условия, то в качестве основных формирующих факторов могут рассматриваться: а) выявление образовательных, а также воспитательных возможностей социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин для формирования ценностных ориентаций личности; б) в изучении социально-психологических особенностей бакалавров; в) активное использование этнокультурных традиций как в аудиторной, так и во внеаудиторной воспитательной работе с бакалаврами.

Таким образом, можно заключить, что ценностные ориентации бакалавров педагогического образования являются важным компонентом профессионального самоопределения, которые выражаются в ценностном выборе ведущих профессиональных и научных идей, проектирования себя как профессионального и как гражданина. Формирование профессиональных ценностных ориентаций осуществляется в студенческом возрасте. В данном возрасте формируются ценности, которые определяют отношение к конкретной профессии, к субъектам профессиональной деятельности.

Мир Науки

Мир Науки

парный и тар ст-журнлг

ЛИТЕРАТУРА

1. Буравлева, Н.А. Ценностные ориентации студентов / Н.А. Буравлева // Вестник Томского государственного педагогического университета - 2011. - №6.

2. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. - М.: Мысль, 2005. - 320 с.

3. Долгушина, Н.А. Теоретическое исследование профессионально-ценностных ориентации / Н.А. Долгушина // Альманах современной науки и образования. -2009. - №11-12.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

5. Кочнева Е.Н. Педагогические ценности как условие самореализации специалиста // Педколледж, 2004. - №3. - С. 4-8.

6. Ибрагимова, Л.А, Салаватова, А.М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона / Л.А. Ибрагимова, А.М. Салаватова // Вестник Нижнев. гос. ун-та. Серия Психологические и педагогические науки. - Вып.4 / Отв. ред. И.П. Истомина. - Нижневартовск: Изд-во Нижнев. гос. ун-та, - 2013. -С. 79-83.

Михальцова, Л.Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях / Л.Ф. Михальцова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №5. - C. 30-36.

Руднева, Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентации студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.Л. Руднева. - Кемерово, 2002. - 443 с.

Самааль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: Автореферат диссертационного исследования кандидата психологических наук. - Ярославль, 2008. - 24 с.

Сластёнин, В.А. Педагогическая аксиология: монография / отв. ред. В.А. Сластёнин, Г.И. Чижако-ва. - Красноярск: СибГТУ. - 2008. - 293 с.

Яницкий М.С. Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности // Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбасвузиздат, 2011 - 320 с.

7.

8.

9.

10. 11.

Мир Науки

парный и тар d I • ж ; р и a г

Habirova Guzel Rashitovna

Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk E-mail: [email protected]

On the issue of formation of valuable orientations of undergraduate teacher education based on ethnic and cultural traditions

Abstract. The article analyzes the pedagogical conditions of use of ethnic and cultural traditions in order to create value orientations undergraduate teacher education. The article reveals the contents, methods, forms of educational activities with bachelors directed on respect for ethnic and cultural traditions. The paper presents a model of value orientations of undergraduate teacher education.

Disclosed target, informative, diagnostic and procedural components of the model of value orientations undergraduate teacher education. According to the author, the value orientation of teacher education bachelors are an important component of professional self-determination, which are expressed in the choice of values leading professional and scientific ideas, the design itself as a professional and as a citizen.

Keywords: educational work; culture; behavior; traditions; pedagogical conditions; students; the learning process; the value orientation

Мир Науки

парный и тар ст-ж^рнаг

REFERENCES

1. Buravleva, N.A. Value orientations of students / N.A. Buravleva // Vestnik of Tomsk State Pedagogical University - 2011. - №6.

2. E.A. Vasina Valuable orientations of the person at youthful age. - M.: Thought, 2005.

- 320 p.

3. Dolgushina, N.A. Theoretical study of vocational value orientations / N.A. Dolgushina // Almanac of modern science and education. - 2009. - №11-12.

4. Zeer E.F. Vocational Education Psychology: a textbook. - M.: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house of the NGO "MODEK", 2003. - 480 p.

5. Kochneva E.N. Pedagogical values as a condition of self-realization specialist // pedkolledzh, 2004. - №3. - S.4-8.

6. Ibragimov, L.A., Salavatova, A.M. Ethno-cultural component in the work of modern schools in the region / L.A. Ibragimov, A.M. Salavatova // Bulletin of the lower one. state. Univ. A series of psychological and pedagogical sciences. - Issue 4 / Ed. Ed. IP Istomin. - Nizhnevartovsk: Publishing House of the lower one. state. Univ - 2013 - S. 79-83.

7. Mihaltsova, L.F. phenomenon of the concept of "value" and its genesis in the psycho-pedagogical studies / L.F. Mihaltsova // Teacher Education and Science. - 2009. - №5.

- C. 30-36.

8. Rudnev, E.L. formation of life and professional value orientations of students: Thesis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / E.L. Rudnev. - Kemerovo, 2002. - 443 p.

9. Samaal E.V. Self-actualization of the person in the course of training in high school: the Author's abstract of the dissertation research of the candidate of psychological sciences. - Yaroslavl, 2008. - 24 p.

10. Slastenin, V.A. Educational axiology: monograph / Ed. Ed. V.A. Slastenin, G.I. Chizhako Islands. - Krasnoyarsk: SibGTU. - 2008. - 293 p.

11. M. Janicki General characteristics of the development of theoretical concepts about values and value orientations of the personality // Valuable orientations of the person as a dynamic system. - Kemerovo: Kuzbasvuzizdat, 2011 - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.