тий сможет подготовить ребенка к безболезненному для его психики восприятию «мега-шедевра» и, тем самым, способствовать формированию гражданской идентификации личности школьника, воспитанию нравственного отношения к людям, чьи поступки преломили ход великой трагедии человечества.
Таким образом, вся деятельность от этапа просмотра и оценивания мультфильма «Первый отряд» до разработки медийных репрезентаций представляет собой процесс развития у студентов общекультурных компетенций, через развитие педагогического восприятия социально значимых явлений действительности.
Список литературы:
1. Вадим Зельбин. Тимур и его команда на том свете: URL: (http://www.film.ru/article.asp?id=5933/(дата обращения 25.11.2015)
2. Иванцова Е. С., Кузина И. В., Лёвкина Е. В., Миронычева В. Ф. Организация практики бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода.//Приволжский научный вестник, 2014. - № 8-2 (36). - С. 72-79.
3. Иванцова Е. С., Кузина И. В., Лёвкина Е. В., Миронычева В. Ф., Федосеева Н. В. Уровневый подход к оцениванию сформированности компетенций бакалавров в ходе учебной практики.//Приволжский научный вестник, 2014. - № 8-2 (36). - С. 80-87.
4. Лёвкина Е. В., Иванцова Е. С. Игровые технологии в обучении будущих педагогов.//А1та mater (Вестник высшей школы), 2015. - № 3. - С. 67-69.
5. Социологический словарь: URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=47589 (дата обращения 26.11.2015)
6. Фёдоров А. В. Медиаобразование: история и теория./Учебное пособие для вузов. - М., 2015.
7. Федосеева Н. В. Духовно-нравственное образовательное пространство личности как путь её совершенствования.//Еи-ropean Journal of Education and Applied Psychology, 2015. - № 3. - С. 50-54.
8. Федосеева Н. В. Проектирование педагогом работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности школьника.//European Journal of Education and Applied Psychology, 2015. - № 3. - С. 45-50.
Asipova Nurbubu Asanalievna, doctor of Pedagogical Sciences, Professor of "Pedagogy and Psychology", Kyrgyz-Turkish University "Manas", Bishkek, Kyrgyzstan
E-mail: [email protected] Karabalaeva Gulmira Tashtanovna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of "Pedagogy and pedagogical technologies", Kyrgyz National University
named after Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan E-mail: [email protected] Mamyrova Meerim Ishenbekovna, Senior lecturer in "Engineering Pedagogy", Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakova,
Bishkek, Kyrgyzstan E-mail: [email protected]
Valuable orientations of modern students and the ways of their formation in the process of curatorial work
Abstract: This article discusses the social conditions of value orientations of modern students of technical universities and the activities of the curator aimed to correct them taking into account national traditions. Keywords: curator, students, education, social status, formation, values, national traditions.
Асипова Нурбубу Асаналиевна, д.п.н., профессор кафедры «Педагогики и психологии», КТУ «Манас», г. Бишкек, Кыргызстан E-mail: [email protected]
Valuable orientations of modern students and the ways of their formation in the process of curatorial work
Карабалаева Гульмира Таштановна, к.п.н., доцент кафедры «Педагогики и педагогических технологий», КНУ им. Ж.Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан E-mail: [email protected] Мамырова Мээрим Ишенбековна, старший.преодаватель, кафедры «Инженерная педагогика», КГТУ им. И.Раззакова, г.Бишкек, Кыргызстан E-mail: [email protected]
Ценностные ориентации современных студентов и пути их формирования в процессе кураторской работы
Аннотация: В данной статье рассматриваются социальные предпосылки ценностных ориентаций современных студентов технического вуза и деятельность куратора направленная на их коррекцию с учетом народных традиций.
Ключевые слова: куратор, студенты, образование, социальный статус, формирование, ценностные ориентиры, народные традиции.
Общество состоит из разных социальных групп, каждый из которых нуждаются в специальном изучении. Студенты, как особая социальная группа, постоянно находятся в центре многих гуманитарных наук, каждый из которых рассматривает их как реальных носителей социальных перемен в обществе. Интерес к этой группе нами определяется тем, что сегодняшнему молодому поколению наиболее сложно ориентироваться в определении своих идеалов, жизненных ориентиров и ценностного отношения к происходящим изменениям в обществе переходного периода. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у молодого поколения, во многом зависит будущее развитие общества и страны. В условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, и их кризис более всего проявляется в сознании этой социальной группы [1, с. 124-129]. С педагогической точки зрения студенческая молодежь, представляет собой социальную группу, которая все еще находится на определенной стадии своего социального формирования.
Большой вклад в изучении проблемы студенчества внесли такие ученые социологи, психологи и педагоги как: О. А. Абдулина, А. С. Власенко, В. А. Житенев, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, Ю. Колесникова, Т. В. Ищенко, В. Т. Лисовский, А. Н. Семашко, И. П. Селезнева, Б. Рубин, Е. Л. Руднева, Е. Б. Шарова и др. Каждый из перечисленных авторов внес свой вклад в определении студенчества, как особой категории молодежи отличающей своей социальной ориентацией.
Как показывают исследования образование молодежью (студенчеством), как и во всем мире, рассматривается как социальный лифт, который их доставит на тот или иной этаж социального статуса. Это говорит о том, что, в условиях рыночных отношений, когда у большинства населения меняются ценностные ориентации, получение образования для молодежи продолжает оставаться одним из приоритетных ценностей. Молодежь понимает, что
от их уровня образования и профессиональных способностей, зависит, их будущее, кем они станут, и какую, нишу займут в обществе. Они считают, что хорошее образование позволяет оставаться всегда на пике конкурентоспособности, быть востребованным на рынке труда в разных областях и сферах. Именно этим объясняется увеличение количества вузов и студентов обучающихся в них, в частности, в Кыргызстане. В настоящее время в Кыргызстане имеется 52 высших учебных заведений (вместо 9 до 1990 г.) [6]. По количеству студентов на 100 тысяч населения Кыргызстан занимает 14-е место в мире [7].
В тоже время следует отметить, что современные студенты находятся под постоянным прессингом социального самоопределения и выживания. Большинство студентов оказались в сложной ситуации, когда происходит переоценка ценностей, им приходится не только осваивать те или иные научные направления для того чтобы стать профессионалом своей области, но и зарабатывать для того, чтобы учиться. Современные студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки.
Это характерно для студентов наших вузов, например в нашей группе, почти 70% сочетают учебу с работой.
Если раньше у студентов приобретение знаний и получение диплома стояло на первом месте, то сегодня на первое место выходит финансовая сторона вопроса. Богатство (деньги), материальные блага и удовольствия, квартира, дорогие вещи, денежная работа (любая), престижный вуз, карьера и успех любой ценой — вот тот не полный перечень ценностей к которой стремиться сегодняшняя молодежь [2].
О смене ценностных ориентаций у современных студентов отмечает в своем исследовании Н. Селиванова, которая подчеркивает, что сегодня наших студентов отличают агрессивность в поведении и социальная инфантильность. Она отмечает, что раньше у студентов преобладала — высокая энергия, стремление к романтике,
активному участию в общественной жизни. А теперь, как отмечает автор, происходит смена ориентиров вместо романтического юношеского максимализма, появляется трезвый расчет, такие качества как высокая коммуникативность, заменяется отчужденностью от общества, неуверенностью в себе и своем будущем, романтизм заменяется скептицизмом и цинизмом, проявляется стремление к потребительству [5].
Сложности формирования ценностного отношения связаны с тем, что если раньше в своих социальных ориен-тациях молодежь опиралась на опыт старших поколений, то сейчас в обществе, основанном на рыночных отношениях, она лишена этой возможности. Это связано с тем, что старшие поколения в лице родителей и родственников сами не имеют опыта рыночных отношений и вынуждены приобретать новый социальный опыт жизнедеятельности в рыночных условиях.
В особенности это касается реалий Кыргызской Республики, население которой, перешагнув целую эпоху капиталистических отношений, оказалось в обществе «равенства и распределения», где отсутствовала жесткая конкуренция и необходимость выживания. Социальные ценности, которыми жили наши старшие поколения, в новой ситуации во многом утратили свою социально-педагогическую значимость, и в силу этого почти не наследуются, так как современная молодежь, считает их непригодными для настоящей, и для будущей жизни. Следовательно, современные студенты оказались в тяжелой ситуации, когда происходит переоценка ценностей, и им приходится менять свое ценностное отношение [4].
Все это говорит о необходимости целенаправленной педагогической деятельности, направленной на формирование ценностных ориентаций студентов. На наш взгляд, в целенаправленной педагогической поддержке особенно нуждаются студенты технических вузов, так как по роду профессиональной направленности, они находятся немного в стороне от изучения многих гуманитарных дисциплин, которые влияют на формирование ценностных ориентаций.
Одним из важных педагогических факторов профессионального становления и формирования ценностных ориентаций студентов является внеучебная деятельность направляемая кураторами. Деятельность куратора студенческой группы является важным потому что, она интегрирует учебную и внеучебную деятельность, направленную на формирование в целостной личности студента.
Куратор — (от лат. curator), попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ. В условиях вуза куратор — это наставник, помощник и воспитатель студенческой молодежи [3].
Как свидетельствует образовательная практика вузов Кыргызской Республики, работа куратора студенческой группы состоит из основных разделов: организационной, учебной, научно-исследовательской, воспитательной,
общественной. За все эти виды работ куратор несет ответственность и должен выполнять в соответствии с требованиями вуза.
Наряду с образовательной деятельностью кураторы технических вузов призваны поддерживать студентов в их социальном становлении и формировании адекватных ценностных ориентаций. Это связано с тем, что студент в вузе проводит большую часть своего времени, и получает необходимые знания, умения, и навыки одновременно приобретает социальный опыт и усваивает ценностные отношения, характерные для данного общества.
Специальное изучение ценностных ориентаций студентов технического вуза в условиях КР говорит о том, что большинство из них имеют слабые представления о традициях и обычаях тех народов, среди которых они живут и учатся. Наше обращение к народным традициям в качестве ценностей обусловлено тем, что они представляют собой наиболее устойчивый социальный опыт, который отражает и распространяется на взаимоотношения людей в обществе. Основанное на таком предположении исследование, проведенное среди студентов технического вуза (КТУ им. И. Раззакова, г. Бишкек) показало, что из 150 студентов — лишь 41,3% знают о традициях своего народа и стараются придерживаться их.
В силу того, что многие народные традиции представляют собой веками выдержанный прогрессивный опыт и духовные ценности того или иного народа, существует педагогическая необходимость в использовании их в качестве средств социального формирования и в процессе внеаудиторной воспитательной работы вуза.
Внеаудиторная воспитательная работа в вузе — это основная сфера по приобретению социального опыта и формированию ценностных ориентаций. Важным направлением воспитательной работы является нравственно-патриотическое воспитание, и пропаганда здорового образа жизни, она развивает духовно-нравственные, эстетические ценности, общечеловеческие нормы морали, гуманизма, доброты, честности и справедливости, которые являются неотъемлемой частью общечеловеческих ценностей, и составляют содержание общей гуманитарной подготовки специалистов.
Большая роль при осуществлении воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций студентов принадлежит куратору. Для получения хороших результатов от своей деятельности куратору надо постоянно вникать в жизнь студентов, изучать их и привлекать разнообразную внеаудиторную деятельность.
Анализ научной литературы, а также наш опыт показывает, что куратор имеет возможность целенаправленно влиять на многие стороны становления личности, в том числе на формирование ценностных ориентаций с опорой на народные традиции и обычаи.
Для успешной реализации указанных задач мы использовали разнообразные современные методы и формы воспитательной работы: тренинг, метод проектов,
School methodological support in the context of the creation and implementation of innovative models of modern school
деловая игра, коучинг и др. При этом в центре внимания находилось содержание бесед направленных на знакомство с народными традициями и обычаями. Так, например, нами проводились различные мероприятия и беседы на такие темы как: «Ваше отношение к обществу и Родине?», «Что вы знаете о культуре своего народа?», «Какое значение народные традиции имеют в вашей жизни?», «Пословицы и поговорки — кладезь народной мудрости», «Что такое духовно-нравственные ценности?», «В чем смысл толерантности?» и т. д. Все эти темы мы проводили со студенческой группой во время кураторских часов. Студенты участвовали в обсуждении и старались выявить, положительные и отрицательные стороны вопросов, касающихся народных традиций как ценности. Коллективное обсуждение вопросов мы рассматриваем как, наиболее актуальный и эффективный способ формирования критического отношения к окружающей действительности, в том числе и к народным традициям и обычаям. В процессе бесед и обсуждений мы узнавали об отношении студентов к своей Родине, культуре своего и других народов, традициям, окружающей природе, другим людям, и наконец, что для них в жизни является важным, т. е., что представляет для них ценность. Во время беседы, диспута, обсуждения и пр. сту-
денты раскрывают все стороны проблемы, одновременно получают новую информацию, обогащают свои знания. В результате меняются отношения студентов в лучшую сторону, и проявляется интерес не только к своей культуре, но и культуре и традициям других народов, среди которых они живут и учатся.
Таким образом, изучая ценностные ориентации современных студентов, мы видим, что большую роль в этом играет деятельность куратора, который является одним из основных субъектов воспитательного процесса. Деятельность куратора направлена на улучшение процесса воспитания и обучения. Благодаря кураторской работе студенты становятся ближе друг к другу, находят общие интересы, раскрывают свои уникальные качества и индивидуальные особенности. Такая работа помогает куратору сблизиться со своей группой и с каждым студентом, найти свой индивидуальный подход в формировании их ценностных ориентаций. В контексте нашей работы, народные традиции рассматриваются нами как один из наиболее эффективных средств формирования ценностных ориентаций студентов, так как в них отражены характерные для данной этнической группы социальные отношения, устойчивый и прогрессивный социальный опыт народа.
Список литературы:
1. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов/Н. А. Буравлева//Вестник Томского государственного педагогического университета - 2011. - № 6.
2. Вагапова Р. Р. Ценностные ориентации студентов в новых-социокультурных условиях//Проблема человека в свете современных социально-философских наук. - 2009. - № 3. - С. 13-19.
3. Ефремова Т. Ф. Новый толковый словарь. - М.: 2001
4. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России//Социсс. - 1998. - № 5. - С. 99.
5. Селиванова З. К. Ценностные ориентации городской молодежи старшего подросткового возраста. Автореферат. -Уфа, 2000.
6. http://rus.kg/news/events/4774
7. http://www.pr.kg/news/kg/2011/07/13/20428
Gurov Valeriy Nikolaevich, Professor, Doctor of Education, winner of the Government of the Russian Federation in the field of Education, Head of the Theory and Practice of Education Management Development Institute of Education
of the Republic of Bashkortostan. E-mail: [email protected] Ivantsova Natalya Aleksandrovna, senior lecturer of the Department of theory and practice of education management, Director of secondary school № 159 of the October district of TH city of Ufa.
School methodological support in the context of the creation and implementation of innovative models of modern school
Abstract: The article discussed in detail the concept and essence of methodical work at school, given her own understanding. The main idea of the article is that thanks to the efficient work of the school training services, you