Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧИТЫ)'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧИТЫ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Ксения Николаевна, Дагбаева Соелма Батомункуевна

В работе обсуждаются результаты исследования особенностей и иерархия ценностных ориентаций студенческой молодежи разных возрастных групп. Рассмотрены варианты и инварианты ценностных ориентаций у студентов. Известно, что ценностные ориентации выступают высшей позицией в структуре личности, они формируют представления о смысле жизни, о мире в целом и о своем месте в мире, а также отношения к себе и к окружающим людям. В исследовании приняли участие 200 респондентов Забайкальского государственного университета и Читинской государственной медицинской академии (Забайкальский край, город Чита). Данная выборка была разбита на возрастные когорты согласно возрастной периодизации И.Ю. Кулагиной. В качестве психодиагностического инструментария выступил ценностный опросник Ш. Шварца. Выявлены возрастные изменения в иерархии ценностных ориентаций студентов, снижение значимости одних ценностей и возрастание важности других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENT YOUTH VALUE ORIENTATIONS (USING THE EXAMPLE OF CHITA)

The paper discusses the results of the study of the characteristics and the hierarchy of value orientations of student youth of different age groups. Options and invariants of value orientations in students are considered. It is known that values are the highest position in the structure of the individual, they shape the meaning of life, the world in general and their place in the world, as well as the attitude towards themselves and the people around them. The study involved 200 respondents from Zabaikalsky State University and Chita State Medical Academy (Zabaykalsky Krai, the city of Chita). This sample was divided into age cohorts according to the age period of I.Y. Kulagina. The psychodiagnostic tool was the value questionnaire of S. Schwartz. Age-related changes in the hierarchy of students' values, a decline in the importance of some values and an increase in the importance of others have been identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧИТЫ)»

1. Организация и проведение тренинговых занятий с осужденными направленных на развитие и формирование навыков конструктивного общения.

2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций сотрудниками исправительного учреждения с осужденными, имеющими низкий социометрический статус, направленных на профилактику конфликтных ситуаций в период межличностного взаимодействия.

3. Организация психотерапевтической работы с осужденными, имеющими низкий социометрический статус, направленной на разрешение травмирующих ситуаций и овладение навыками уместного использования защитного поведения, гибкости в общении и открытости окружающему миру.

4. Использование психологом исправительного учреждения в работе с осужденными, имеющими низкий социометрический статус - метода эмоционально-образной терапии, направленной на прорабатывание проблемных чувств, образов и т.д.

5. Сотрудникам психологической лаборатории выявлять заинтересованность осужденных в определенных видах деятельности, которые приносили бы им удовлетворение и повышали их положение в среде осужденных.

Литература:

1. Леонгард К. Акцентуированные личности / Карл Леонгард; Пер. с нем. В.М. Лещинской. - Киев: Вища школа, 1981. - 390 с.; 22 см.; ISBN В пер. (В пер.): Перевод изд.: Akzentuierte Pers@4nlichkeiten / Karl Leonhard (Berlin, 1976): FB Б 81-29/45 ;FB Б 81-29/46.

2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 432 с. -ISBN 985-6317-82-7.

3. Норикадзе В.Г. Методы исследования характера личности / В.Г. Норикадзе. - Тбилиси, 2006. - 307 с. -ISBN 5-520-00520-6.

4. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва, Института Психотерапии. 2002. - 488 с. - ISBN 589939-086-7.

Психология

УДК 159.9

аспирант второго курса по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки, ассистент Павлова Ксения Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); доктор психологических наук, доцент Дагбаева Соелма Батомункуевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

(НА ПРИМЕРЕ Г. ЧИТЫ)

Аннотация. В работе обсуждаются результаты исследования особенностей и иерархия ценностных ориентаций студенческой молодежи разных возрастных групп. Рассмотрены варианты и инварианты ценностных ориентаций у студентов. Известно, что ценностные ориентации выступают высшей позицией в структуре личности, они формируют представления о смысле жизни, о мире в целом и о своем месте в мире, а также отношения к себе и к окружающим людям. В исследовании приняли участие 200 респондентов Забайкальского государственного университета и Читинской государственной медицинской академии (Забайкальский край, город Чита). Данная выборка была разбита на возрастные когорты согласно возрастной периодизации И.Ю. Кулагиной. В качестве психодиагностического инструментария выступил ценностный опросник Ш. Шварца. Выявлены возрастные изменения в иерархии ценностных ориентаций студентов, снижение значимости одних ценностей и возрастание важности других.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, студенческая молодежь, возрастная категория, иерархия ценностей.

Annоtation. The paper discusses the results of the study of the characteristics and the hierarchy of value orientations of student youth of different age groups. Options and invariants of value orientations in students are considered. It is known that values are the highest position in the structure of the individual, they shape the meaning of life, the world in general and their place in the world, as well as the attitude towards themselves and the people around them. The study involved 200 respondents from Zabaikalsky State University and Chita State Medical Academy (Zabaykalsky Krai, the city of Chita). This sample was divided into age cohorts according to the age period of I.Y. Kulagina. The psychodiagnostic tool was the value questionnaire of S. Schwartz. Age-related changes in the hierarchy of students' values, a decline in the importance of some values and an increase in the importance of others have been identified.

Keywords: value orientations, values, student youth, age category, hierarchy of values.

Введение. В современных социокультурных условиях происходит трансформация религиозных норм, семейных ценностей, меняется мироотношение молодежи, а также идет искажение культурных границ и ценностей в целом. Студенческая молодежь XXI века значительно отличается от своих предшественников. На наш взгляд, в первую очередь это связано с технологическим процессом, с ростом информационной активности, с социальными сетями, которые стали неотъемлемой частью общества и т.д. Все перечисленные аспекты непосредственно влияют на поведение человека и на формирование ценностных ориентаций. Известно, что на протяжении всей жизни ценности личности меняются, преобразовываются, они всегда в динамике.

Проблемой ценностных ориентаций занимались многие отечественные и зарубежные ученые (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, М.С. Яницкий, М. Рокич, Р. Инглхарт,

Ш. Шварц и др.). Проблема студенчества рассматривалась в работах таких ученых, как Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина и др.

Цель исследования - рассмотреть особенности и иерархию ценностных ориентаций современных студентов в зависимости от их возраста.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в данном возрасте идет формирование научных знаний, профессионального роста, повышение уровня наблюдательности, развитие профессиональных навыков, рефлексии в предстоящей деятельности. Конечно же, за данный период обучения у личности могут возникать кризисные моменты, которые в дальнейшем повлияют на переоценку ценностей, потребностей, интересов. У студенческой молодежи идет осознание положения собственного «Я» в системе общественных отношений, формирующих ценностные ориентации.

Изложение основного материала статьи. Известно, что ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Ценности могут выступать, как в социальном аспекте, так и в индивидуальном.

По данным Р. Инглхарта значительные изменения происходят в базовых ценностях (семейных, религиозных, ценностях здоровья и т.д.) населения, которые выступают основой и фундаментом в иерархической системе ценностей. Данная трансформация взаимосвязана со сменой поколения, что существенно влияет на устоявшиеся ранее ценности. Конечно, процесс протекает постепенно, не быстрыми скачками, но обладает немалым долговременным импульсом [6, с. 9]. Ш. Шварц в своих исследованиях писал о том, что культурные ценностные установки могут эволюционировать и изменяться с течением времени, по мере того как общество предлагает решения этих проблем [17].

Согласно психологическому словарю Р.С. Немова, ценности - это то, чем человек дорожит, ценит, придает важное значение в своей жизни, в социуме, в окружающем мире, близких и родных его людей, друзьях, знакомых, а также в материальной и духовной культуре [11, с. 472].

С.Л. Рубинштейн писал о том, что иерархия жизненных ценностей и потребностей подвергаются изменениям в зависимости от перипетий жизни, и на первый план могут выступать, то низшие, то высшие ценности. Также в процессе жизни может произойти обесценивание высших ценностей, когда под угрозой оказываются низшие. На протяжении всей жизни у личности происходит переоценка ценностей, идет перестройка его взаимоотношений с людьми, с социумом, с окружающим миром. В результате изменения внутренних условий вступают в действие, те или иные ценности начинают активизироваться, но в тоже время могут восстанавливаться и выключаться в определенную ситуацию [13].

Н.В. Бердяев в своих трудах писал о том, что иерархия ценностей в нашем мире опрокинута, т.е. высшее стало задавлено, а низшее стало высшим. Человеку не хватает времени задуматься о своем смысле жизни, он перестал понимать и осмысливать свое существование в этом мире [10, с. 330].

A.Г. Здравомыслов полагает, что ценности выступают важным связующим звеном между социальной средой (обществом) и личностью, ее внутренним миром [10].

Воскресенский А.А. и др. рассматривают ценности в русле образовательного процесса. С позиции автора «ценности для современной молодежи являются фундаментальными жизненными ориентирами, и конечно без их учета становится невозможным организовывать образовательный процесс» [2, с. 25]. Основной задачей при обучении в вузе для студентов выступает формирование общечеловеческих ценностей, которые связаны с представлениями о справедливости, дружбе, любви, свободе, самосохранении и т.д. Для каждой личности иерархия ценностей будет персональной, а комбинация взаимосвязей ценностных выборов бесконечна.

Например, Н.В. Власова пишет о том, что при формировании профессиональных компетенций и ценностных ориентаций студентов можно применять креативные тренинги. Также автор статьи разработала тренинг развития ценностных ориентаций или креативный тренинг, в рамках которого студенты в наглядной, динамичной и интерактивной форме осваивают необходимые знания, умения и навыки. Особенностью в проведении разработанных тренинговых занятий является их модульность. Основой в проведении тренинга выступают модули, которые отвечают за недостаточно сформированные или неверно сформированные ценности. Такими модулями могут выступать ценности, выделенные Ш. Шварцом (конформность, традиции, доброта, самостоятельность, достижения и др.) [3].

Милтон Рокич под ценностными ориентациями рассматривал «...абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определённым объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» [15, с. 17].

По мнению И.С. Кона «ориентация - это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий. Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями» [8, с. 28]. И.С. Кон отмечает, что социальный опыт личности и ее деятельность выступает важным значением в процессе формирования моральных ценностей и нравственных чувств [20, с. 28].

B.А. Ядовым была предложена схема диспозиционной иерархии. По его мнению высшим уровнем диспозиционной иерархии выступают ценностные ориентации. Ученый считает, что система ценностей имеет иерархию, вершиной которой выступает жизненный идеал. Нравственный и социально-политический образ желаемого будущего развивается и формируется у индивида на всем жизненном пути. По предположению В.А. Ядова, собственная иерархия жизненных целей и ценностей-средств формируется при помощи ценностных ориентаций, которые в свою очередь взаимосвязаны с идеалом [18, с. 67-68].

C.С. Бубнова в системе ценностных ориентаций личности выделила три иерархических уровня. Первый уровень отвечает за обобщенные и абстрактные ценности (социальные, духовные, материальные). Второй уровень предполагает ценности, которые закреплены личностью в процессе деятельности и проявляются в дальнейшем как свойства личности (инициативность, коммуникабельность и др.). Третий уровень связан с поведением личности, то есть идет реализация и закрепление ценностей-свойств [15].

По мнению, М.С. Яницкого ценностные ориентации личности и социальных общностей представляют собой одновременно гетерогенную, иерархическую и динамическую систему [19, с. 195]. Известно, что ценностные ориентации выступают элементами структуры личности, которые формируются и закрепляются жизненным опытом личности, а также видоизменяются на протяжении всего жизненного пути [19, с. 196].

Как видно из проведенного исследования М.С. Яницкого и др. для всех возрастных групп «поколения Z» (выделенные согласно возрастной периодизации И.Ю. Кулагиной) наиболее предпочитаемыми ценностями

на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов выступают самостоятельность, безопасность, гедонизм и доброта. Что касается социально-нормативных идеалов и принципов, то они по мере взросления последовательно обесцениваются [14].

Ценностные ориентации - это «...динамическое и иерархически выстроенное психологическое образование, они выполняют регулятивную, интегрирующую и побуждающую функции, а также служат для личности эталоном» [4, с. 125].

Ценностные ориентации носят устойчивый и непротиворечивый характер, который в дальнейшем обуславливает совокупность таких качеств личности, как целостность, стабильность, ответственность, надежность, а также подражание своему идеалу, верность определенным принципам и жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций проявляется в непоследовательности поведения личности. То есть, если они не развиты и не сформированы у человека, то у него может проявиться признак инфантильности. Личность неспособна принимать самостоятельные и обдуманные решения, не желает придерживаться норм поведения согласно его возрасту [5].

Проанализировав понятие ценностные ориентации, можно сказать, что они выступают высшим звеном в структуре личности. С помощью их каждый человек определяет свое место в обществе, складывает представление об устройстве мира, об идеалах, конкретных и отдельных целях, убеждениях к которым стремится личность. Также ценностные ориентации являются мотивами к ведущей деятельности и на протяжении всей жизни могут формироваться, изменяться от внешних воздействий с социумом и внутренними потребностями человека.

Студенческий период благоприятен для образования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности. То есть, для студентов наступает особая пора, когда им необходимо понять, как в дальнейшем выстроить свою иерархию жизненных целей среди многочисленных интересов, разнообразия социальных ориентиров [1].

Молодые люди устанавливают новые отношения со сверстниками, подготавливаются к профессиональной карьере, к семейной жизни и к вступлению в брак. Главная цель у студенческой молодежи основывается на принятии ответственности за свою жизнь и близких людей, стремление к самостоятельности. Ключевым переживанием социальной ситуации развития зрелости выступает принятие ответственности за другого человека, в том числе и за себя [16, с. 361].

Т.М. Панкратова и Л.А. Дубровина пишут о том, что современная студенческая молодежь претерпевает характерные изменения в жизненных ориентациях. Данная трансформация идет в направлении от социальных ценностей, а именно от коллективистских к индивидуальным [12]. Данная категория, как правило, могут быстро приспосабливаться к новым условиям жизни, они активно реагируют на переломные моменты в системе общества. Приходящее поколение всегда что-то вносит новое в устоявшееся временем общество, при этом трансформируя традиции и уклад жизни своих предков. Данные перемены несут за собой изменение в системе ценностей.

Таким образом, цель исследования - рассмотреть особенности и иерархию ценностных ориентаций современных студентов в зависимости от их возраста.

В исследовании приняли участие студенты ЧГМА и ЗабГУ г. Чита в возрасте от 17 до 26 лет, выборка составила 200 человек. Согласно возрастной периодизации И.Ю. Кулагиной [9] группы были разбиты на возрастные категории: 16-17 лет (ранняя юность) - 68 респондентов; 18-19 лет (собственно юность) - 97 респондентов; 20-23 года (поздняя юность) - 28 респондентов; 24 года и выше (зрелость) - 7 респондентов.

Нами использовался ценностный опросник Ш. Шварца (см. табл. 1, 2) [7]. Данный опросник предполагает две части. В первой части опросника испытуемому необходимо оценить каждую из предложенных ценностей по 7-бальной шкале (от 7 до -1). Данная часть ориентирована на изучение ценностей, убеждений и идеалов, которые непосредственно оказывают влияние на личность. Во второй части опросника респонденту нужно оценить 40 описаний человека, характеризующие 10 типов ценностей по 4-бальной шкале (от 4 до -1 баллов). Предложенный блок представляет собой профиль личности.

Рассмотрим значимые и невыраженные показатели по ценностным ориентациям у студенческой молодежи на уровне нормативных индивидуальных идеалов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у исследуемой группы преобладают, как значимые, так и невыраженные ценности. Значимыми ценностями на уровне нормативных идеалов выступили «Самостоятельность» (средний ранг значимости -5.26), «Доброта» (5.09), «Безопасность» (4.88), «Конформность» (4.86), «Достижения» (4.82), «Универсализм» (4.62), «Гедоним» (4.61). Наименее значимыми ценностями для студентов явились «Власть» (3.71), «Традиции» (4.11), «Стимуляция» (4.15). Данные ценности могут оказывать влияние на личность, но возможно в социальном поведении они не всегда проявляются. Наиболее предпочитаемыми ценностями на уровне индивидуальных приоритетов у студентов явились «Доброта» (2.57), «Самостоятельность» (2.46), «Универсализм» (2.37) «Гедонизм» (2.34), «Безопасность» (2.21).

Наименее предпочитаемыми ценностями у студенческой молодежи на уровне индивидуальных приоритетов выступили «Власть» (1.18), «Традиции» (1.73), «Конформность» (1.96), «Стимуляция» (2.05), «Достижения» (2.17). Что касается выявленных ценностей, то они очень часто имеют проявление в реальном социальном поведении личности.

Далее рассмотрим варианты и инварианты ценностей у представленных групп, а также иерархию ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов и нормативных идеалов студенческой молодежи в зависимости от возрастной категории (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Иерархия ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов студентов разныхвозрастных

групп (средние баллы)

Ценности Возраст лет

1 2 3 4

16-17 18-19 20-23 >24

(п = 68) (п = 97) (п = 28) (п = 7)

Конформность (Ьэмп.= 1.64038, р = 0.65027) 4.85 4.94 4.68 3.93

Традиции (Ьэмп.= 1.43607, р = 0.6971) 4.24 4.08 3.89 3.49

Доброта (Ьэмп.= 9.66293,р = 0.02166) 5.33* 5.12* 4.42* 4.34*

Универсализм (Ьэмп.= 5.75126, р = 0.12436) 4.70 4.64 4.22 4.59

Самостоятельность (Ьэмп.= 6.22533, р = 0.10115) 5.41 5.28 4.75 4.66

Стимуляция (Ьэмп.= 8.53551, р = 0.03615) 4.50* 4.06* 3.65* 3.48*

Гедонизм (Ьэмп.= 8.19662,р = 0.04212) 4.79* 4.75* 3.98* 3.14*

Достижения (Ьэмп.= 6.04848, р = 0.10928) 4.94 4.87 4.41 3.82

Власть (Ьэмп.= 2.55211, р = 0.46595) 3.97 3.63 3.35 3.04

Безопасность (Ьэмп.= 0.82446,р = 0.84361) 4.91 4.85 4.98 4.09

Примечание: «*» значимые различия при р<0,05;

«**» значимые различия при р<0,01.

Анализ полученных данных свидетельствует, что между группами обнаружены сходства и различия рассматриваемых ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов студентов разных возрастных групп. Результаты были подтверждены при помощи математико-статической обработки с использованием Н-критерия Крускала-Уоллиса. Различия имеются по трем компонентам: «Доброта» (р<0.05), «Стимуляция» (р<0.05), «Гедонизм» (р<0.05). В возрасте от 16 до 19 лет такие ценности, как доброта, стимуляция и гедонизм занимают высокую значимость. Так как, студенты заводят новые знакомства и дружбу со своими сверстниками, пытаются сохранить благополучие с близкими людьми, но в тоже время завоевывают эмоциональную независимость от родителей и других взрослых. Развиваются такие качества, как переживание, эмпатия, сочувствие. Обучающиеся пытаются получить удовольствие и наслаждение жизнью.

Полученные результаты демонстрируют следующую возрастную динамику иерархии ценностных ориентаций в период обучения в вузе. Согласно представленным данным по мере взросления закономерно снижается значимость таких ценностей, как «Традиции» (средний ранг значимости - 3.49), «Доброта» (4.34), «Гедонизм» (3.14). Согласно возрастной периодизации В.Ф. Моргуна возраст от 24 лет характеризуется конкретными представлениями о будущей жизни, специализацией в выбранной профессии, встречей с будущем супругом, а также заключением брака.

Наибольшей специфичностью структуры ценностных ориентаций характеризуется молодежь в возрасте 16-17 лет. Для респондентов этой группы значимой ценностью остается «Самостоятельность» (5.41). В этот же период времени для студентов значимыми ценностями выступают «Доброта» (5.33), «Достижения» (4.94), «Безопасность» (4.91), «Конформность» (4.85). Данный возраст определяется выбором жизненного пути. Идет ориентация на будущее и смена мировоззрения, происходит окончательное становление типов жизненного мира. Юноши и девушки начинают чувствовать себя в роли взрослого, разными способами пытаются приобщиться к жизни старших.

Таблица 2

Иерархия ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов студентов разных

возрастных групп (средние баллы)

Ценности Возраст, лет

1 2 3 4

16-17 18-19 20-23 >24

(п = 68) 7) 9 = (п (п = 28) (п = 7)

Конформность (Ьэмп = 10.50274,р = 0.01474) 1.96* 1.85* 2.36* 1.83*

Традиции (Ьэмп = 2.0851, р = 0.55493) 1.82 1.64 1.80 1.46

Доброта (Ьэмп = 2.51217, р = 0.47310) 2.63 2.58 2.49 2.17

Универсализм (Ьэмп= 3.07824,р = 0.37972) 2.44 2.38 2.29 1.86

Самостоятельность (Ьэмп = 1.81914, р = 0.61078) 2.59 2.40 2.32 2.58

Стимуляция (Ьэмп = 2.10717,р = 0.55046) 2.05 2.14 1.84 1.72

Гедонизм (Ьэмп= 5.49721,р = 0.13881) 2.42 2.44 2.01 1.72

Достижения (Ьэмп= 0.58709,р = 0.89938) 2.18 2.13 2.34 2.21

Власть (Ьэмп = 1.87421,р = 0.59892) 1.20 1.12 1.24 1.61

Безопасность (Ьэмп = 2.61686,р = 0.45454) 2.30 2.14 2.29 1.97

Примечание: «*» значимые различия при р<0,05; «**» значимые различия при р<0,01.

Анализ полученных данных свидетельствует, что между группами обнаружены сходства и различия рассматриваемых ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов студенческой молодежи разных возрастных групп. Результаты были подтверждены при помощи математико-статической обработки с использованием Н-критерия Крускала-Уоллиса. Различие имеется по одному показателю:«Конформность» (р<0.05). Возможные варианты свидетельствуют о том, что у студентов возрастной категории от 16 до 18 лет идёт адаптация к учебному процессу, смену деятельности. Здесь личности необходимо преодолеть представленные перед ним трудности. Конечно, если возникают проблемы на пути, то у обучающего могут проявиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, неуверенность в себе. Например, студенты в возрасте 20-23 лет имеют высокий ранг по ценности конформность. Это связано с тем, что на первом курсе обучения они успешно прошли интеграцию в группе и у них сформировался высокий уровень коллективизма, как свойство личности каждого.

На уровне индивидуальных приоритетов у студенческой молодежи выступает следующая возрастная иерархия ценностных ориентаций. Рассмотрим поподробнее каждую возрастную категорию.

В возрасте 16-17 лет прослеживается следующая динамика ценностей: доброта (средний ранг - 2.63), самостоятельность (2.59), универсализм (2.44), гедонизм (2.42), безопасность (2.30), достижения (2.18), стимуляция (2.05), конформность (1.96), традиции (1.82), власть (1.20). Данный период характеризуется переходом к самостоятельности, студенты научаются быть независимыми от родителей. Ведущей деятельностью выступает учебно-профессиональная деятельность, идёт ориентация на будущее. Также формируется мировоззрение, самоопределение и окончательное становление типов жизненного мира.

В период 18-19 лет выступает иерархия таких ценностей, как доброта (2.85), гедонизм (2.44), самостоятельность (2.40), универсализм (2.38), безопасность (2.14), стимуляция (2.14), достижения (2.13), конформность (1.85), традиции (1.64), власть (1.12). В этом возрасте для юношей и девушек основным показателем выступает принятие ответственности, которой раньше не было. Начинается реализация жизненных планов в реальности, тут же идет поиск себя во взрослой жизни.

В возрастной категории 20-23 лет система ценностей занимает следующую позицию: доброта (2.49), достижения (2.34), конформность (2.36), безопасность (2.29), самостоятельность (2.32), универсализм (2.29), гедонизм (2.01), стимуляция (1.84), традиции (1.80), власть (1.24). Молодость - это время когда студенческая молодежь создает семьи, определяет свою роль в общественной жизни, занимает определенную позицию в выбранной профессии, а также осваивает её в будущем.

В возрасте от 24 лет и выше ценности располагаются в следующем ранге - самостоятельность (2.58), достижения (2.21), доброта (2.17), универсализм (1.86), конформность (1.83), безопасность (1.97), стимуляция (1.72), гедонизм (1.72), власть (1.61), традиции (1.46). Студенты этой возрастной категории могут успешно адаптироваться в новых условиях и реагировать на любые перипетии в своей жизни, а также позитивно решать представленные перед ними внезапные трудности. Важную роль играет то, что они осознанно несут ответственность за себя и близких им людей.

Выводы. Ценностные ориентации - это важнейший элемент в структуре личности. Они закреплены жизненным опытом индивида, сформированы в процессе деятельности, общения, окружающего мира, выступают основой в мировоззренческих и нравственных убеждениях. Каждый человек разграничивает значимые и незначимые для себя ценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенческий период характеризуется реализаций жизненного замысла, желанием осуществить свои идеалы и цели. Интенсивно происходит общение со сверстниками, развиваются отношения дружбы и любви. Большинство заключают первые браки, создают семейную жизнь. Важный период для личностного роста и система ценностей существенно влияет на развитие самосознания личности в целом.

У студенческой молодежи разных возрастных групп существуют различия и сходства в особенностях ценностных ориентаций. На уровне нормативных идеалов у студентов преобладают варианты по трем показателям «Доброта» (р<0.05), «Стимуляция» (р<0.05), «Гедонизм» (р<0.05). Инварианты были выявлены по следующим ценностям «Самостоятельность», «Универсализм», «Безопасность», «Достижения», «Конформность», «Традиции», «Власть». На уровне индивидуальных приоритетов у данной выборки доминирует различие по такой ценности, как «Конформность» (р<0.05). Основными целями у студентов выступают проявление активности в групповой солидарности в кризисных ситуациях, высокой степени самоконтроля, личностного согласия, стремление к инновациям. Возрастная категория 16-17 лет только вступают во взаимоотношения со своими сверстниками и соответственно идет адаптация в новом коллективе. У студентов в возрасте от 20 лет и выше уже сформированы сплоченность и единство в группе, идет осмысленное принятие мнения большинства.

По мере взросления закономерно снижается значимость на уровне нормативных идеалов таких ценностей, как «Традиции» (средний ранг значимости - 3.49), «Доброта» (4.34), «Гедонизм» (3.14). Наибольшей специфичностью структуры ценностных ориентаций характеризуется молодежь в возрасте 16-17 лет. Для респондентов этой группы значимыми ценностями выступают «Самостоятельность» (5.41), «Доброта» (5.33), «Достижения» (4.94), «Безопасность» (4.91), «Конформность» (4.85).

В возрастной категории от 16 до 20 лет на уровне индивидуальных приоритетов динамика ценностных ориентаций занимает следующую позицию. Ценности - доброта, самостоятельность, универсализм, гедонизм занимают важную часть в иерархической системе, на низший уровень уходят такие ценности, как конформность, традиции, власть. От 20 до 23 лет для студенческой молодежи основными показателями являются ответственность, дружба, новые знакомства, проявление личного успеха в учебе, самоконтроль, самостоятельность. От 24 лет у студентов такие ценности, как самостоятельность, достижения и доброта выходят на высокий уровень значимости.

Таким образом, обобщая полученные данные, можно подытожить, что значимость ценностных ориентаций студентов меняется по мере взросления. Мы наблюдаем рост значимости одних ценностей и снижение значимости других, что свидетельствует о детерминированности структуры ценностных ориентаций студентов их возрастными особенностями и своеобразием выполняемых социальных ролей.

Литература:

1. Белова О.Р., Боронина Ю.Р., Вишневский Ю.Р. Студенчество: динамика ценностных ориентаций // Академический вестник, 2009. № 3 (9). - С. 19-36.

2. Богданов С.И., Султанов К.В., Воскресенский А.А. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2018. № 187. - С. 24-30.

3. Власова Н.В. Формирования ценностных ориентаций студентов психолого-педагогических вузов посредством креативного тренинга // В книге: Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия. Материалы IV Межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием, 2018. - С. 227-230.

4. Дагбаева С.Б. Становление системы ценностных ориентаций личности в процессе этнической социализации // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. № 1-1 (61). - С. 122-127.

5. Зыбина Л.Н. Ценностные ориентации студентов в период обучения в вузе // Философия образования, 2015. № 1 (58). - С. 75-84.

6. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. Политические исследования, 1997. № 4. - С. 6-32.

7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

8. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие. Издательство: Академический проект, Серия: Gaudeamus. 2018. - 420 с.

10. Лапин Н.И., Здравомыслов А.Г., Кузьминов В.Г. Социология. Хрестоматия в 2 т. Том 1: учебное пособие для вузов: 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. - 434 с. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452486 (дата обращения: 08.12.2020).

11. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

12. Панкратова Т.М., Дубровина Л.А. Ценностные ориентации современной молодежи // Человеческий фактор: Социальный психолог, 2018. № 2 (36). - С. 211-216.

13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2017. - 287 с.

14. Система ценностных ориентаций "Поколения Z": социальные, культурные и демографические детерминанты / М.С. Яницкий [и др.] // Сибирский психологический журнал, 2019. № 72. - С. 46-67.

15. Хайбулаева А.Г. Проблема ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в психологических исследованиях. Монография. Махачкала: АЛЕФ, 2020. - 102 с.

16. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов: 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. - 457 с. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449912 (дата обращения: 20.12.2020).

17. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008. Т. 5. № 2. - С. 37-67.

18. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.

19. Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Психология Вестник Кемеровского государственного университета, 2020. № 22(1). - С. 194-206.

20. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

Психология

УДК 159.9.01

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии Петрова Нина Фёдоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ВИРТУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы, могущие возникнуть в ходе виртуальной коммуникации между пользователями сети «Интернет», в первую очередь, - молодёжи. В этой связи также изучаются существующие возможности и ограничения, способствующие минимизации рисков, возникающих при сетевом общении. Автором рассматривается как достаточно мощный ресурс для развития личности, которым потенциально обладает процесс виртуальной коммуникации, так и потенциальные риски, связанные с взаимодействием между Интернет-пользователями в социальных Сетях. При исследовании такого рода рисков особое внимание уделяется деятельности групп, носящих деструктивный характер. При изучении такого рода интернет-сообществ рассматриваются также социально-психологические проблемы, усугубляющие их деструктивное влияние на психику молодёжи.

Ключевые слова: Интернет, виртуальная коммуникация, виртуальная личность, информационная среда, буллинг, «киберсуицид», троллинг.

Annotation. The given article deals with the most pressing problems that may arise in the course of virtual communication between Internet users, primarily among young people. In this regard, the existing opportunities and limitations that help to minimize the risks that arise in network communication are also being studied. The author considers both a sufficiently powerful resource for personal development, which is potentially possessed by the process of virtual communication, and the potential risks associated with interaction between Internet users in social networks. In the study of such risks, special attention is paid to the activities of groups that are destructive in nature. When studying such online communities, the author also considers the socio-psychological problems that aggravate their destructive influence on the psyche of young people.

Keywords: Internet, virtual communication, virtual personality, information environment, bullying, «cybersuicide», trolling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.