ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Н.В. Бякова
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций личности в период профессионального обучения. Приведен сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов 1—5 курса. Выявлены особенности системы ценностных ориентаций, сходство и отличие ценностной сферы студентов разных курсов.
В отечественной психологии много исследований посвящено изучению профессионального обучения и развития личности в процессе профессионализации. Профессиональное становление человека - сложный, динамичный процесс, который проходит через ряд стадий: стадию подготовки к выбору профессии, стадию профессиональной подготовки, стадию профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова). Большинство авторов сходятся во мнении о том, что период профессиональной подготовки играет при этом особую роль. Именно в процессе профессионального обучения формируется образ будущей профессиональной деятельности, профессионально важные качества, происходит развитие личности и постепенное утверждение себя как представителя определенного профессионального сообщества.
Важную роль в профессиональном становлении будущего специалиста играет не только овладение профессиональными знаниями, способами действий, умениями, приемами, новыми технологиями, но и духовное наполнение профессии. Как отмечает А.К. Маркова при рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего занимается данным делом [4].
Личность смотрит на мир через призму своих ценностных представлений, и эти представления в значительной степени определяют направление активности человека.
Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Раскрывая содержание ценностных ориентаций А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов обращают
внимание на понятие установки, потребностей и интереса. Они отмечают, что ценностные ориентации - это установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом психологической структуры личности, который определяет ее отношение к окружающему миру Эти отношения и установки формируются благодаря предшествующему опыту индивида. Сложившая структура ценностных ориентаций человека проявляет себя в различных жизненных ситуациях, с ее точки зрения решаются различные жизненные вопросы [7].
В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Характеризуя человеческие ценности, Рокич отмечает: 1) общее число ценностей невелико; 2) одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе, самой личности человека; 5) влияние ценностей прослеживается во всех социальных феноменах.
С одной стороны, система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, с другой стороны - сама становится источником его целей (А.Г. Здравомыслов, А.И. Донцов). В связи с этим М.С. Яницкий утверждает, что система ценностных ориентаций человека является внутренним источником и механизмом развития личности [8].
Таким образом, ценностные ориентации или ценности представляют собой эмоционально окрашенные убеждения человека, сформировавшиеся благодаря предшествующему опыту, которыми он руководствуется при выборе или оценке поступков, событий, окружающих людей и кото-
© Н.В. Бякова, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 20081
37
рые не ограничиваются определенными действиями и ситуациями. Набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов личности.
Сложная структура ценностных ориентаций, разноплановость выполняемых ими функций определяют наличие множества подходов к их классификации. В.А. Ядов предлагает структурно-иерархическую модель ценностей, состоящую из четырех уровней.
Низший уровень, к которому относятся элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях.
Второй уровень - система социальных установок. Формируется на основе социальных потребностей, связанных с включением индивида в первичные и другие контактные группы, с одной стороны, и соответствующих социальных ситуаций с другой.
Третий уровень - базовые социальные установки. Они формируются на основе приобщения к определенной сфере деятельности и включения в эту сферу как доминирующую среди других.
Четвертый, высший уровень - образует систему ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Данный уровень формируется под воздействием широкой социальной среды.
М. Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные.
Терминальные ценности (ценности-цели) - это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Инструментальные ценности (ценности-средства) - это убеждения в том, что определенный образ действий, является предпочтительным в любых ситуациях.
Новый теоретический и методологический подход к изучению ценностей развил Шварц. Он исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями - тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому Шварц сгруппировал отдельные ценности и выделил следующие типы, в соответствии с общностью их целей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность,
Не все ценности осознаваемые человеком руководят и определяют его поведение. Поэтому Шварц предполагает существование их на двух
уровнях: уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. первый уровень стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя его жизненные принципы поведения; второй уровень более зависим от внешней среды, и соотносится с конкретными поступками человека [3].
Б.И. Додонов выдвигает такую разновидность ценностных ориентаций как ориентация людей на определенные переживания, которые придают дополнительную ценность вызывающим их объектам и деятельностям. В этом случае человек испытывает нужду в переживании тех или иных эмоций и стремится к созданию соответствующей ситуации. Эта потребность к определенным переживаниям своих отношений к действительности становится одним из важных факторов определяющих направленность личности человека [1].
В концептуальной модели регуляторного опыта человека, обеспечивающего субъектную активность, разработанной А.К. Осницким, вводится новое понятие - регуляторный опыт (опыт осознанной саморегуляции активности), который представляет собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность его деятельности и поведения [6]. Регуляторный опыт содержит информацию об общих закономерностях разных видов деятельности и имеет свою структуру, компоненты которой обеспечивают становление субъектности. В качестве одного из компонентов автор рассматривает ценностный опыт человека. Ценностный опыт связан с формированием интересов, ценностных норм и предпочтений, идеалов, убеждений и ориентирует усилия человека. А.К. Осницкий предлагает при изучении субъектности в рамках исследования ценностного компонента регуляторного опыта три группы ценностей:
- ценности, прямо связанные с витальными и псевдовитальными потребностями, находящие свое выражение в форме влечений; по существу эти ценности «замкнуты» на удовлетворение «горящей» потребности, но в обычной жизнедеятельности состояние неудовлетворенной потребности редко доводится до крайности, чаще включается в сценарий, заранее предвидимый и планируемый;
- ценности, связанные с предметным миром, с той или иной технологией их преобразования; разумеется, ценности предметов соотносятся
Таблица1
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов
№ Тип ценностей С! ждние показатели значимости типов ценностей
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс В целом по выборке
1 Конформность 4,6 4,5 3,9 3,7 3,5 4,04
2 Традиции 3,6 2,8 2,9 2,2 2,2 2,74
3 Доброта 4,7 4,4 4,5 4,1 4,3 4,4
4 Универсализм 4,2 3,4 3,2 3,2 3,2 3,44
5 Самос тоятель ность 4,8 4,9 4,3 4,8 4,3 4,62
6 Стимуляция 4,1 3,3 4,2 3,8 3,1 3,7
7 Гедонизм 5 3,6 4,6 3,4 3,9 4,1
8 Достижения 4,9 4,3 4,7 5 4,8 4,74
9 Власть 4 3,1 3,9 4 3,3 3,66
10 Безопасность 4,8 4,3 4,5 4,3 4,1 4,4
с потребностями, но замкнуты они на предмет-но-преобразующую деятельность человека;
- ценности, прямо связанные с кооперацией межличностных отношений, с «чувством долга»; многие из этих ценностей относятся к нравственным ценностям, но к ним не сводятся; могут быть групповые (узкоклановые) ценности, например, чувство долга у представителей клана, вступающее в конфликт с общечеловеческими ценностями.
С одной стороны многообразные проявления опыта человека (в том числе и ценностного) проявляются внешне в различных состояниях, действиях, поведении, с другой стороны, они, приводя к неизбежному преобразованию и обогащению опыта. Мера этого преобразования и обогащения в значительной степени определяется активностью самого человека, его субъектной позиции.
На значительное влияние ценностей на процесс саморегуляции личности указывает Ю.А. Мис-лавский, он отмечает, что характерные особенности саморегуляции зависят от сформирован-
ных на настоящий момент ценностных ориентаций личности [5].
В процессе развития человека ценности не просто познаются и безоговорочно принимаются человеком, они пристрастно им оцениваются, активно переживаются и после этого принимаются. Субъект познания устанавливает значимость тех или иных убеждений, мнений, приоритетов, после чего ценность становится ценност-ностью. Ценностность определяет значимость, важность происходящих с человеком событий и его последующую деятельность.
Система ценностей человека так же изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и активностью человека, актуальным уровнем развития личности.
Гипотеза. Мы предположили, что начальный период овладения профессией или период профессионального обучения, в ходе которого происходит овладение основными способами и при-
Таблица2
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов
№ Тип ценностей С ждние показатели значимости типов ценностей
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс В целом по выборке
1 Конформность 1,8 1,8 1,4 1,8 1,7 1,7
2 Традиции 1,3 1,2 1 1 0,8 1,06
3 Доброта 2,2 2,3 2,2 2,6 2,4 2,34
4 Универсализм 2,1 2,1 1,6 1,9 1,9 1,92
5 Самос тоятель ность 2,6 2,5 2,5 2,9 2,5 2,6
6 Стимуляция 2,9 1,9 2,5 2,7 2,1 2,42
7 Гедонизм 2,8 2,1 2,9 2,3 2,4 2,5
8 Достижения 2,23 2 2,3 2,2 2,4 2,2
9 Власть 1,5 1,3 1,5 1,9 1,2 1,48
10 Безопасность 1,9 2,1 1,9 2 2 1,98
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
39
емами профессиональной деятельности, формирование ее мотивационной сферы оказывает влияние на изменение структуры и соотношение ценностей личности.
Задачи исследования:
- изучение иерархии ценностных ориентаций современных российских студентов;
- исследование возрастной динамики ценностных ориентаций в период профессионального обучения.
Исследование проводилось в январе-марте 2006 года. В нем приняли участие 118 испытуемых в возрасте от 17 до 22 лет. Опрошено 30 студентов первого курса, 20 студентов второго курса, 20 студентов третьего курса, 23 студента четвертого курса, 25 студентов пятого курса.
Для каждой группы испытуемых на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей. Результаты представлены в таблицах 1 и 2. Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей в разных группах испытуемых.
Анализ различий ценностей у студентов разных курсов позволил отметить как сходство, так и отличие в системе ценностных ориентаций. На уровне нормативных идеалов, который отражает представления человека о том, как нужно поступать, для всех студентов доброта, самостоятельность, достижения и безопасность занимают высокую ступень в иерархии ценностей; универсализм и традиции - занимают более низкую ступень.
Значимые различия (по t критерию Стьюден-та, при р < 0,01) зафиксированы между группами студентов первого и второго курса - для второкурсников такие ценности как традиции, универсализм, стимуляция, гедонизм, достижения становятся менее значимыми. От первого к четвер-
тому курсу снижается значимость доброты, конформности, традиций, универсализма. Высокозначимыми остаются самостоятельность, достижения и безопасность.
На уровне индивидуальных приоритетов различия отмечаются между в отношении таких ценностей как конформность, традиции, универсализм (их значимость снижается). Однако, несмотря на то, что все студенты считают конформность незначимой для себя, удельный вес этой ценности на уровне конкретных поступков возрастает от третьего к пятому курсу, хотя в целом, по выборке данная ценность не занимает высокого ранга.
Библиографический список
1. ДодоновБ.И. Эмоции как ценность. - М., 1978.
2. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 241-254.
3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб., 2004.
4. МарковаА.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
5. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М., 1991.
6. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2000.
7. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 89-105.
8. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Новосибирск, 2000.