НОВОЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Т.Н. БАЛИНА,
канд.псих.наук, доцент, зав. кафедрой ТиППТИУиЭ
Д.А. ДЕРИПАСКО, студент ТИУиЭ гр. П-13
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕВАЕМОСТИ
СТУДЕНТОВ
В работе теоретически обосновываются и эмпирически подтверждаются значимые различия ценностных ориентаций, уровня мотивации и волевых качеств студентов с высокой и низкой успеваемостью. Сделан вывод, что личностные детерминанты низкой успеваемости студентов - это отсутствие внутренней мотивации к обучению, недостаточный уровень развития самоконтроля и
Успеваемость, компетентность, ценностные ориентации, мотивация, волевая сфера личности.
преобладание в иерархии ценностей ориентации на гедонизм. Кроме того, у слабоуспевающих студентов в структуре ценностей обнаруживается существенное рассогласование между нормативными идеалами и индивидуальными приоритетами, что, как правило, приводит к социальной фрустриро-ванности.
Реформирование системы образования в России требует переосмысления и формулирования объективных показателей его качества, основным из которых чаще всего называют высокий процент успевающих студентов в вузе. Успеваемость, как правило, рассматривается с точки зрения отсутствия у студентов задолженностей по изучаемым предметам, но всегда ли это приводит к формированию компетентных специалистов ?
По мнению Дж. Равена, компетентность означает осведомленность в чем-либо. Компетентный человек - это обладающий основательными знаниями в какой-либо области, а также умеющий применять эти знания на практике [1, с. 14]. При этом компетентность явление динамичное, поскольку, с одной стороны, требует накопления профессионального опыта, а с другой - постоянного обновления знаний, отслеживания новых методов, технологий, подходов в данной профессиональной области. Следовательно, создавая у студента начальный уровень компетентности, необходимо формировать умение учиться, чему способствует грамотная организация самостоятельной работы студентов в вузе.
Таким образом, в рамках данной работы в понятие «успеваемость» закладывается оценка начального уровня компетентности студента, который определяется И.Ф. Демидовой как уровень базовых знаний по изучаемым дисциплинам, умение видеть теоретические закономерности в реальных ситуациях профес-сиональной деятельности и решать эти ситуации, а также умение самостоятельно учиться, расширяя свою компетентность [2, с. 31].
Подобное «насыщение» и повышение объективности понятия «успеваемость» возможно на основании рейтинговой системы, когда итоговый балл по изучаемой дисциплине складывается из оценки преподавателем усвоенных студентом теоретических знаний, практических навыков и качества выполне-
ния самостоятельной работы на протяжении нескольких модулей в семестре.
Успеваемость студентов может зависеть от целого ряда таких объективных причин, как организация процесса обучения, материально-техническая база вуза, уровень профессорско-преподавательского состава и т.п. Нас интересует ситуация, когда все эти условия созданы, а для повышения успеваемости необходимо задействовать личностные качества студентов, влияющие на реализацию сложной учебной деятельности.
В работах Е.А. Климова, В.Ф. Сержантова, В.Д. Шадрикова и других в качестве важного механизма регуляции деятельности (в том числе и учебной) выступают ценностные ориентации [3, с.18]. Согласно определению, данному Б.Г. Ананьевым, ценностные ориентации - это направленность личности на те или иные ценности [4, с.42]. В этом определении подчеркнуты два очень важных свойства ценностных ориентаций: во-первых, связь их с миром человеческих ценностей; во-вторых, их принадлежность не просто к сознанию, но и к поведению личности.
В современной психологической литературе нет общепризнанного определения ценностных ориентаций, что обусловлено сложностью объекта исследования и разнообразием исследовательских подходов. Тем не менее, по мнению Д.А. Леонтьева, можно выделить три основных варианта понимания психологической природы ценностей [5, с.61]:
1. Ценности и ценностные ориентации как мнение, представление, убеждение (М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски и др.). Ценности не обладают самостоятельной побудительной силой, черпая ее из иных источников;
2. Ценности и ценностные ориентации как разновидность социальных установок или интересов (Э.Шпрангер, М. Моррис, Ф. Знанецкий, Д.Н. Узнадзе, АС. Прангишвили, В.АЯдов и др.) - приписывание направляющей или структурирующей
функции, к которой сводится эффект ценностной регуляции.
3. Ценности и ценностные ориентации как потребности и мотивы: акцентируется внимание на их побудительной силе (АМаслоу, Б.И.Додонов, Ю.А Шерковин, Ф.Е. Василюк и др.). В данном исследовании под ценностными ориен-тациями будем понимать отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, которые, являясь важным регулятором активности человека, позволяют соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами со -циума. При этом однозначно в структуре личности должны быть актуализированы потребности и мотивы, связанные с учебной деятельностью. Для достижения высокого уровня успеваемости, согласно ис-следованиям П.М. Якобсона, фактор мотивации оказывается высоко значимым. Например, П.М. Якобсон установил, что успехи в учебе не обнаружили тесной и достовернойсвязис интеллектом студентов, в то время как по уровню мотивации учебной деятельности «сильные» и «слабые» студенты различались. Первые имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических навыков. Вторые же в структуре мотива имеют в основном внешние мотиваторы: избежать осуждения, наказания за плохуюучебу, не лишитьсястипендиии т.п. [6, с. 167]. Следовательно, преобладание в структуре мотивации мотивов, связанных с процессом учебной деятельности, т.е. доминирование внутренней мотивации, становится следующим важным условием для достижения высокого уровня успеваемости студентов.
Положительное влияние на успеваемость могут оказывать и воздействия со стороны общества, формируя у студента чувство долга, которое обязывает его получить профессиональное образование и стать полноценным гражданином, полезным для страны или, как минимум, для своей семьи [6, с. 169]. Такая установка на обучение требует развитой волевой сферы личности, позволяющей преодолевать затруднения, проявлять терпение и упорство, уверенно идти к намеченным целям.
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [7, с. 21]. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных жизненных условиях и при выполнении сложных видов деятельности.
Воля человека выражается в определенных качествах. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Рассмотрим более подробно те качества, которые, на наш взгляд, влияют на эффективность обучения и связаны с ценностными ориен-тациями личности.
1. Самообладание, выражающееся в умении сдерживать свои чувства, в недопущении импульсивных и необдуманных дейс твий. Это качество позволяет студенту владеть собой и заставлять себя выполнять
учебную деятельность, воздерживаясь на это время от того, что хочется делать.
2. Целеустремленность как сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата в деятельности. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться в жизни определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оператив-ную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения. Наличие этого качества в сочетании с доминированием ценностей достижения, власти позволяет студенту концентрироваться на профессионально значимых целях, рассматривать обучение как необходимое средство их достижения.
3. Инициативность как способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Данное качество у студентов выражается в способности мобилизоваться, в умении создавать для себя дополнительные мотиваторы.
4. Самостоятельность непосредственно связана с инициативностью. Она проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные в результате полученных советов.
5. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего, решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных студентов характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к выполнению поставленных учебных задач.
6. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.
7. В процессе достижения цели господство ведущих мотивов над побочными обеспечивает самоконтроль. Данное качество существенно влияет на эффективность любой деятельности, в том числе и учебной, поскольку, с одной стороны, позволяет своевременно заметить и устранить ошибки в работе, а с другой -существенно снизить вероятность повторения подобных ошибок в будущем. Уровень развития самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности.
8. Самооценка личности. Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать, а спланированное уже никогда не будет выполнено. Когда же человек переоценивает себя и свои возмож-ности, принято говорить о завышенной самооценке,
которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется, и чаще всего задуманное ранее в полной мере не реализуется на практике. Соответственно, адекватная самооценка оптимальна для эффективного обучения.
Таким образом, волевые качества личности являются одной из значимых детерминант, обеспечивающих формирование начального уровня компетентности и влияющих на успеваемость студента. Наряду с этим волевая сфера личности через отдельные личностные качества связана с ценностными ориентациями и мотивационной сферой.
Итак, на наш взгляд основными личностными детерминантами высокой успеваемости являются:
- определенная иерархия ценное тных ориентаций, в которой ценности достижения, самостоятельности должны занимать лидирующие позиции;
- наличие внутренней мотивации к профессиональному обучению;
- развитая волевая сфера личности.
Данное мнение подтверждается эмпирическими фактами. Нами было проведено исследование, в рамках которого изучались ценностные ориентации, уровень мотивации и волевые качества студентов с высокой и низкойуспеваемостью.
Объектом исследования выступили студенты Таганрогского института управления и экономики различных курсов и специальностей.
Предмет исследования - личностные детерминанты успеваемости студентов.
Гипотеза - структура ценностных ориентаций, уровень внутренней мотивации и степень выраженности волевых качеств студентов с высокой и низкой успеваемостью значимо различаются.
Цель исследования - научное обоснование выдвинутых в гипотезе качеств личности как детерминант высокой успеваемости студентов для реализации целенаправленной психологической работы с ними. Задачи:
1. Выявить специфику ценностных ориентаций студентов с разным уровнем успеваемости;
2. Изучить особенности учебной мотивации студентов в зависимости от уровня успеваемости;
3. Рассмотреть структуру волевых качеств успевающих и слабоуспевающих студентов, проверить достоверность выявленных различий;
4. На основе анализа полученных данных разработать ряд рекомендаций для психологической службы вуза.
В исследовании приняли участие 74 студента старших курсов в возрасте от 19-ти до 24-х лет, обучающиеся на дневном отделении ТИУиЭ. Испытуемые делились на две равные по численности группы -
Ценностные ориеш
успевающие и слабоуспевающие. При этом критериями успеваемости были высокие рейтинговые баллы по изучаемым дисциплинам (в вузе рейтинговая система и баллы складываются из оценки преподавателем теоретических знаний студента, усвоенных им практических навыков и качества выполнения самостоятельной работы), выполнение дополнительных творческих заданий и (или) участие в научно-исследовательской работе. По половому составу выборка испытуемых разделилась следующим образом: 44 девушки (по 22 в каждой группе) и 30 юношей (по 15 в каждой группе).
В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие методики: опросник «Самооценка силы воли» H.H. Обозова; опросник оценки своего упорства, разработанный Е.П Ильиным и Е.К. Фещенко; шестнадцатифакторный опросник Р. Кет-тела (исследовались факторы, относящиеся к эмоционально-волевому блоку); методика изучения ценностей Ш. Шварца; методика К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности»; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [6, 7, 8]. Данные методики, по нашему мнению, позволят выполнить поставленные в исследовании задачи и обеспечат необходимый материал для проверки гипотезы.
Комплект методик с инструкциями выдавался испытуемым лично в руки с рекомендацией заполнить опросные листы в течение 2-3 часов. Следует отметить, что практически все респонденты проявили заинтересованность и желание проконсультироваться по итогам тестирования. Это обстоятельство может свидетельствовать о серьезном, ответственном отношении к исследованию, что, в свою очередь, повышает достоверность выявленных результатов.
Анализ полученных результатов проведен по трем тематическим блокам: успеваемость и ценностные ориентации студентов; влияние волевых качеств на успеваемость; успеваемость и мотивация к обучению.
Изучение ценностных ориентации студентов с различной успеваемостью по методике Ш. Шварца позволило установить, что у успевающих студентов на уровне нормативных идеалов наиболее значимы для юношей ценности достижения, самостоятельности и стимуляции, а для девушек - власти, достижения, безопасности, самостоятельности. На уровне индивидуальных приоритетов у юношей самостоятельность как ценность заменяется ценностью власти, у девушек, напротив, власть, как ценность, не выражена. При этом ценности достижения, безопасности, самостоятельности продолжают оставаться приоритетными (табл. 1).
Таблица 1
ни успевающих студентов
Тип ценностей Нормативные идеалы Индивидуальные приоритеты U-критерий *
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
Конформность 3,4 3,5 3,2 3,1 828 749
Традиции 2,9 3,2 3,2 3,8 622 440
Доброта 3,9 5,1 4,1 5,5 621 513
Универсализм 3,2 3,4 3,7 4,8 478 219 (0,03)
Самостоятельн. 5,7 5,8 4,4 5,8 167 (0,0023) 648
Стимуляция 5,6 4,9 5,3 5,3 534 111 (0,004)
Окончание табл. 1
Тип ценностей Нормативные идеалы Индивидуальные приоритеты И-критерий *
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
Гедонизм 2,3 2,1 3,2 3,3 612 291 (0,051)
Достижения 6,1 5,9 5,6 5,7 314 (0,0021) 564
Власть 4,9 6,1 6,1 4,8 279 (0,033) 121 (0,032)
Безопасность 2,9 5,7 3,2 5,6 721 438
жирным шрифтом выделены значимые различия, в скобках - уровень достоверности.
тивно развиваться, а формирование зрелой личности еще далеко от своего логического завершения.
Данные, полученные в группе слабоуспевающих студентов, указывают, что наиболее значимыми нормативными ценностями у юношей являются гедонизм и конформность, а у девушек - доброта, универсализм, безопасность. Здесь, в отличие от предыдущей группы, нормативные идеалы юношей и девушек не имеют сходных позиций. На уровне индивидуальных приоритетов у юношей место конформности занимает универсализм, у девушек доброта и безопасность сохраняют лидирующие позиции, при этом универсализм вытесняется такими ценноетными ориентация-ми, как гедонизм и традиции (табл. 2).
Таблица 2
Ценностные ориентации слабоуспевающих студентов
Для проверки значимости расхождений в ценностных ориентациях успевающих студентов на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов применен и-критерий Манна-Уитни. Значимые расхождения юноши обнаруживают в отношении таких ценное тных ориентаций как власть, достижения и самостоятельность, девушки - в отношении таких ценностных ориентаций, как власть, стимуляция, гедонизм, универсализм.
Наличие значимых расхождений в ценностных ориентациях на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов можно объяснить тем, что в студенческие годы ценности продолжают ак-
Тип ценностей Нормативные идеалы Индивидуальные приоритеты И-критерий *
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
Конформность 5,9 3,1 4,4 3,5 216 (0,043) 549
Традиции 2,3 3,3 3,2 4,8 362 (0,03) 167 (0,01)
Доброта 4,5 5,8 3,9 5,8 816 690
Универсализм 4,2 5,1 5,5 3,9 189 (0,022) 245 (0,036)
Самостоятельн. 4,3 3,6 3,4 3,2 314 (0,052) 670
Стимуляция 2,7 3,4 4,1 3,9 224 (0,03) 711
Гедонизм 5,7 3,5 5,3 4,8 516 245 (0,036)
Достижения 3,6 3,2 3,8 3,7 749 521
Власть 4,6 4,4 2,9 2,1 219 (0,03) 532
Безопасность 3,3 5,2 3,7 4,9 568 772
* жирным шрифтом выделены значимые различия, в скобках - уровень достоверности.
Для проверки значимости расхождений в ценностных ориентациях слабоуспевающих студентов на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов также применен И-критерий Манна-Уитни. В этой группе значимые расхождения девушки обнаруживают в отношении таких ценностных ориентаций, как традиции, универсализм и гедонизм. У юношей расхождения оказались значимыми по большинству позиций. Исходя из этого можно говорить о том, что юноши с низкой успеваемостью менее последовательны в выборе ценностных приоритетов по сравнению с
девушками этой же группы и студентами из группы с высокой успеваемостью.
Сравнивая преобладающие ценностные ориентации успевающих и слабоуспевающих студентов, можно обнаружить достоверно значимые различия в уровне выраженности таких ценностных ориентаций, как власть, достижения, самостоятельность, стимуляция и гедонизм. Эти различия обусловлены более высокими баллами у успевающих студентов по всем позициям, кроме гедонизма, который преобладает в группе слабоуспевающих студентов (табл. 3).
Таблица 3
Различия ценностных ориентаций успевающих и слабоуспевающих студентов (по И-критерию Манна-Уитни)
Тип ценностей Значимые различия Тип ценностей Незначимые различия
Самостоятельность 167 (0, 0023) Конформность 828
Стимуляция 234 (0,0218) Традиции 658
Гедонизм 314 (0,0021) Доброта 621
Достижения 211 (0,0024) Универсализм 534
Власть 279 (0, 0332) Безопасность 612
Обобщая данные, полученные по методике Ш. Шварца, можно сделать следующие выводы: - во-первых, студенты с вьеокой успеваемостью ориентированы на достижения, власть, самостоятельность. Они более ответственны и последовательны
в выборе собственных приоритетов. Как юноши, так и девушки данной группы испытуемых ориентированы на себя и свою основную деятельность; во-вторых, студенты с низкой успеваемостью менее последовательны в выборе ценностных приорите-
тов, менее самостоятельны и больше ориентированы на получение удовольствия от жизни без приложения усилий (гедонизм), они больше ориентированы на других, на общение и гораздо меньше на деятельность; - в-третьих, существуют значимые различия в иерархии ценностных ориентаций студентов с разным уровнем успеваемости.
Сравнительный анализ данных по методикам волевой регуляции у студентов с разной степенью успеваемости предполагает рассмотрение результатов работы со следующими методиками: опросник «Самооценка силы воли», опросник оценки своего упорства, отдельные шкалы из методики Р. Кеттела, образующие эмоционально-волевые блок-факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q3 - уровень развития самоконтроля; Q4 - наличие внутреннего напряжения; G - степень социальной нормированное™ и организованности.
Результаты опроса по методике самооценки силы воли свидетельствуют о том, что у студентов с высоким уровнем успеваемости выраженность силы воли сильная и средняя, слабого уровня выраженности нет. Среди студентов с низкой успеваемостью и у юношей, и у девушек наиболее выражен слабый уровень силы воли. Наименее выражен в этой группе сильный уровень силы воли.
С помощью критерия Манна-Уитни установлено, что различия в оценке силы воли студентов с разной степенью успеваемости значимо отличаются (иэмп. = 314 при р = 0,05).
Результаты опроса студентов по методике оценки своего упорства позволяют говорить о разной степени выраженности упорства у студентов с различной успеваемостью. У студентов с высокой успеваемостью степень упорства в большинстве случаев высокая и средняя; у студентов с низкой степенью успеваемости чаще всего проявляется низкая выраженность упорства, высокая степень упорства в данной выборке отсутствует.
Полученные данные по методике оценки своего упорства при сравнительном анализе групп успевающих и слабоуспевающих студентов также обнаруживают значимые различия по критерию Манна-Уитни (Шип. = 234 при р = 0,05).
Применение теста Кеттелла, в частности использование факторов, относящихся к эмоционально-волевому блоку, позволило расширить представления о волевых качествах студентов с разным уровнем ус -певаемости. Установлено, что у юношей, относящихся к группе с высоким уровнем успеваемости, присутствует высокая степень самоконтроля, социальной нормированности и организованности; у девушек этой части выборки также высокий уровень самоконтроля и социальной нормированности и организованности. У студентов с низкой успеваемостью эти качества выражены гораздо в меньшей степени. При этом в данной группе у юношей наиболее выражена эмоциональная устойчивость, у девушек - наличие внутреннего напряжения.
Сравнивая результаты диагностики волевой сферы по двум выборкам (использован U-критерий Манна-
Уитни), можно говорить о наличии следующих значимых различий: уровень тревожности существенно выше у студентов с низкой успеваемостью (Иэмп. = 234 при р = 0,01); степень социальной нормированности и организованности выше у хорошо успевающих студентов (Иэмп. = 226 при р = 0,01), как и уровень развития самоконтроля (Иэмп. = 115 при р = 0,01). По фактору р4 «расслабленность - напряженность» значимые различия обнаружились в результате высокого уровня напряженности у девушек из группы слабоус -певающих студентов (Иэмп. = 138 при р = 0,01), при этом в группе с высокой успеваемостью девушкам присущ низкий, а юношам средний уровень напряженности. Возможно, в данной выборке испытуемым девушкам учеба в вузе субъективно представляется более легкой, чем юношам, поэтому последним приходится прилагать больше волевых усилий, чтобы их успеваемость была на высоком уровне.
Таким образом, в отношении волевых характеристик можно сделать вывод, что они значимо различаются у студентов с разной степенью успеваемости.
Исследование особенностей мотивационной сферы студентов по методике «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации АРеана позволяет заметить, что в группе с высоким уровнем успеваемости как у юношей, так и у девушек, преобладает внутренняя мотивация. Наименее выражена внешняя отрицательная мотивация.
В группе студентов с низкой успеваемостью у юношей преобладает внешняя положительная мотивация, а у девушек - внешняя отрицательная. Наименее выражена у юношей внешняя отрицательная, а у девушек - внутренняя мотивация. Полученные различия между данными выборками оказались значимыми (Иэмп. = 211 при р = 0,05)
Данные, полученные по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, позволяют сделать вывод, что у студентов с высокой успеваемостью как у юношей, так и у девушек, преобладает умеренно высокий уровень мотивации к успеху, а у девушек в этой части выборки также достаточно выражен средний уровень. В выборке студентов с низкой успеваемостью иная ситуация: у юношей чаще всего встречается низкая мотивация к успеху, а у девушек - низкая и средняя. Полученные различия между степенью мотивации к достижению успеха у студентов с разной успеваемостью оказались значимыми (иэмп. = 112 при р = 0,01).
Что касается мотивации избегания неудач, то у студентов с высокой успеваемостью преобладает как у юношей, так и у девушек, средняя мотивация к защите. У студентов с низкой степенью успеваемости преобладает высокая мотивация к защите у юношей, а у девушек добавляется средняя степень.
Можно говорить о наличии статистически значимых различий между степенью выраженности мотивации к избеганию неудач у студентов с разной успеваемостью (Иэмп. = 209 при р = 0,01).
Проанализировав данные по трем основным направлениям - мотивационная сфера, волевая, а также ценное тные ориентации личности, - можно говорить, что практически во всех случаях существуют значи-
мые различия между студентами с разным уровнем
успеваемости.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Среди успевающих студентов наиболее значимыми являются ценности достижения, самостоятельности, стимуляции, безопасности. Среди слабоуспевающих - универсализм, гедонизм, доброта и безопасность. Между результатами этих групп ис-пытуемых есть значимые статистические различия, из чего можно сделать вывод, что доминирующие ценностные ориентации у студентов с высокой и низкойуспеваемостью разные.
2. Студенты с высокой успеваемостью более ответст-
венны и последовательны в выборе собственных приоритетов, т.к. отличия между нормативными идеалами и индивидуальными приоритетами не существенны. Как юноши, так и девушки в данной группе испытуемых ориентированы на себя и свою основную деятельность. Студенты с низкой успеваемостью менее последовательны в выборе ценностных приоритетов, менее самостоятельны и больше ориентированы на других, общение, развлечения и гораздо меньше на деятельность.
3. Что касается волевого блока, то у студентов с вы-
соким уровнем успеваемости выраженность силы воли средняя, либо сильная, слабого уровня выраженности нет. Среди студентов с низкой успеваемостью присутствует слабая степень выраженности силы воли. Наименее выражен в этой группе сильный уровень. В группе студентов с высокой успеваемостью значимо преобладают высокие оценки собственного упорства; у студентов с низкой степенью успеваемости чаще всего низкая выраженность упорства.
4. Среди отдельных эмоционально-волевых характеристик у студентов с высокой успеваемостью присутствует высокий уровень самоконтроля, социальной нормированное ти и организованности. Выборка студентов с низкой успеваемостью характеризуется выраженной эмоциональной устойчивостью и высоким уровнем внутреннего напряжения.
5. В мотивационной сфере также наблюдаются разли-
чия среди студентов с различной успеваемостью. У студентов с высокой успеваемостью преобладает внутренняя мотивация, а наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Что касается студентов с низкой успеваемостью, то у них преобладает внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация. Наименее выражена у юношей внешняя отрицательная, а у девушек -внутренняя мотивация.
6. У студентов с высокой успеваемостью преобладает умеренно высокий уровень мотивации к успеху. В части выборки студентов с низкой успеваемостью иная ситуация: как у юношей, так и у девушек чаще всего встречается низкая мотивация к успеху. Обратная ситуация возникает в случае проявления мотивации избегания неудач. У студентов с высокой успеваемостью как у юношей, так и у девушек
преобладает средняя мотивация к защите. У студентов с низкой степенью успеваемости преобладает высокая мотивация к защите у юношей, а у девушек добавляется средняя степень. Таким образом, можно заключить, что личностными детерминантами низкой успеваемости студентов является отсутствие внутренней мотивации к обу-чению, недостаточный уровень развития самоконтроля и преобладание в иерархии ценностей ориентации на гедонизм. Кроме того, у слабоуспевающих студентов обнаруживается существенное рассогласование между нормативными идеалами и индивидуальными приоритетами, что, как правило, приводит к социальной фрустрированности - виду психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью дос-тижениями и положением личности в социально заданных иерархиях [9, с. 97]. Неудовлетворенность по отдельным направлениям социально заданных иерархий накапливается и образует постоянный фон эмоционального напряжения личности. Когда эмоциональное напряжение достигает критического уровня, то личность прибегает к тем или иным мерам психологической защиты. Она либо снижает уровень притязаний, либо игнорирует недоступные ей ступени иерархии, либо дискредитирует тех, кто их занимает. Нередко психологическое напряжение снимается путем «отказа» от конкурирующих ценностей. Поэтому вьеок рк;к перехода слабоуспевающих студентов в категорию неуспевающих и подлежащих отчислению из вуза.
На основании вышеизложенного психологическим службам вузов рекомендуется особое внимание уделять слабоуспевающим студентам и работать в первую очередь с такими психологическими категориями, как ценностные ориентации, мотивация к обучению и волевая сфера личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
2. Балина Т.Н., Малова Н.В. Социальная фрустриро-ванность как результат рассогласования между ценностями личности и возможностью их реализации в поведении // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложения. 2007. №3.
3. Демидова И.Ф. Критерии качества образования и способы их формирования. V научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых / Сб. докладов. Т.1. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2004.
4. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
6. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.
7. Леонтьев ДА. Психология смысла. М, 1999.
8. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени //Интернет: http://ihtik.lib.ru
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. М., 2002