Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций на первых этапах освоения профессии'

Исследование ценностных ориентаций на первых этапах освоения профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
609
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бякова Наталья Владимировна

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций личности в период профессионального обучения. Приведен сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов 1-5 курса. Выявлены особенности системы ценностных ориентаций, сходство и отличие ценностной сферы студентов разных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций на первых этапах освоения профессии»

обучающихся - будущих специалистов.

3.Разносторонняя подготовка обучающихся к профессиональной деятельности.

4.Адаптация ооучающихся в условиях профессиональной деятельности.

5.Повышение уровня культуры общения.

6.Повышение роли обучающихся в своем профессиональном становлении.

Библиографический список

\ Дьяченко М.И. Психологические проолемы готовности к деятельности [Текст] / М.И, Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.

2.Ильясов Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике [Текст] / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Серикор. - М: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.-336 с.

3 Леонтьев А. А. Психология общения [Текст] /

- 2-е изд., испр. и доп — М.: Смысл, 1997. - 367 с.

4.Педагогическая энциклопедия. Т. 3 М.: Советская энциклопедия, 1966. - С. 52.

5.Репин С А. Теория и практика управления образовательной системой [Текст]: монография (Региональный аспект)/С.А. Репин,- Челябинск: Изд-во межрайонная типография, 2004. — 165 с.

6 .Сериков Г.Н. Образование аспекты системного отражения [Текст] / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье. 1997. - 464 с.

1 .Сериков Г.Н. Образование и развитие человека [Текст] / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002.-416 с.

8.Типовое положение об учреждении НПО: Постановление Правительства РФ. 5 июля 1994. № 650.

- 19 с.

Н- В. Бякова

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ

ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ

В статье представлены результаты исслеоования ценностных ориентации личности в период профессионального обучения. Пюиведен сравнительный анализ ценностных ориентации студентов 1-5 курса. Выявлены особенности системы ценностных ориентации, сходство и отличие ценностной сферы студентов разных курсов.

В отечественной психологии много исследований посвящено изучению

профессионального обучения и развития личности в процессе профессионализации. Профессиональное становление человека - сложный, динамичный процесс, который проходит через ряд стадий: стадию подготовки к выбору профессии, стадию профессиональной подготовки, стадию профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова). Большинство авторов сходятся во мнении о том, что период профессиональной подготовки играет при этом особую роль. Именно в процессе профессионального обучения формируется образ будущей профессиональной деятельности, профессионально важные качества, происходит развитие личности и постепенное утверждение себя как представителя определенного профессионального сообщества.

Важную роль в профессиональном становлении будущего специалиста играет не только овладение профессиональными знаниями.

способами действий, умениями, приемами, новыми технологиями, но и духовное наполнение профессии. Как отмечает А.К. Маркова при рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего занимается [анным делом [4].

Личность смотрит на мир через призму своих ценностных представлений, и эти представления в значительной степени определяют направление активности человека.

Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Раскрывая содержание ценностных ориентации А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, обращают внимание на понятие установки, потребностей и интереса. Они отмечают, что ценностные ориентации - это установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества.

96

Вестник КГУ им Н V Некрасова» 2007. Том 13

©Н.В Бякова, 2007

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом психологической структуры личности, который определяет ее отношение к окружающему миру. Эти отношения и установки формируются благодаря предшествующему опыту индивида. Сложившая структура ценностных ориентации человека проявляет себя в различных жизненных ситуациях, с ее точки зрения решаются различные жизненные вопросы [7].

В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Характеризуя человеческие ценности, Рокич отмечает: 1) общее число ценностей невелико, 2) одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»: 3) ценности организованы в системы; 4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе, самой личности человека; 5) влияние ценностей прослеживается во всех социальных феноменах.

С одной стороны, система ценностных ориентации является важным регулятором активности человека, с другой стороны - сама становится источником его целей В связи с этим М.С. Яницкий утверждает, что система ценностных ориентаций человека является внутренним источником и механизмом развития личности [8].

Таким образом, ценностные ориентации или ценности представляют собой эмоционально окрашенные убеждения человека,

сформировавшиеся благодаря предшествующему опыту, которыми он руководствуется при выооре или оценке поступков, событий, окружающих людей и которые не ограничиваются определенными действиями и ситуациями. Набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов личности.

Сложная структура ценностных ориентаций, разноплановость выполняемых ими функций определяют наличие множества подходов к их классификации. В.А. Ядов предлагает структурно-иерархическую модель ценностей, состоящую из четырех уровней:

Низший уровень — к нему относятся элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях.

Второй уровень - система социальных установок. Формируется на основе социальных потребностей, связанных с включением индивида в

первичные и другие контактные группы, с одной стороны, и соответствующих социальных ситуаций с другой.

Третий уровень - базовые социальные установки, которые формируются на основе приобщения к определенной сфере деятельности и включения в эту сферу как доминирующую среди других.

Четвертый, высший уровень - образует систему ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Данный уровень формируется под воздействием широкой социальной среды.

М. Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности (ценности-цели) - это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Инструментальнь. > ценности (ценности-средства) - это убеждения в том, что определенный образ действий, является предпочтительным в любых ■итуациях.

Новый теоретический и методологический подход к изучению ценностей развил Шварц, который исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями - тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому ученый сгруппировал отдельные ценности и выделил следующие типы, в соответствии с общностью их целей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность,

Не все ценности осознаваемые человеком руководят и определяют его поведение. В этой связи Шварц предполагает существование их на двух уровнях: уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. Первый уровень стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя его жизненные принципы поведения; второй - более зависим от внешней среды, и соотносится с конкретными поступками человека [3].

Б.И. Додонор выдвигает гакую разновидность ценностных ориентаций, как ориентации людей на определенные переживания, которые придают дополнительную ценность вызывающим их объектам и деятельностям. В этом случае человек испытывает нужду в переживании тех или иных эмоций и

Педагогика. Психолог!" Социальная раоота. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007

07

стремится к созданию соответствующей ситуации. 'Эта потребность к определенным переживаниям своих отношений к действительности становится одним из важных факторов, определяющих направленность личности человека Г1].

В концептуальной модели регуляторного опыта человека, обеспечивающего субъектную активность, разработанной А.К. Оснинким. вводится новое понятие - регуляторный опыт (опыт осознанной саморегуляции активности), который представляет собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность его деятельности и поведения [6]. Регуляторный опыт содержит информацию об общих закономерностях разных видов деятельности и имеет свою структуру, компоненты которой обеспечивают становление субъектности. В качестве одного из компонентов автор рассматривает ценностный опыт человека. Ценностный опыт связан с формированием интересов, ценностных норм и предпочтений, идеалов, убеждений и ориентирует усилия человека. А.К. Осницкий предлагает при изучении субъектности в рамках исследования ценностного компонента регуляторного опыта три группы ценностей:

- ценности, прямо связанные с витальными и П1 вдовитальными потребностями, которые находя г свое выражение в форме влечений; по существ) эти ценности «замкнуты» на удовлетворение «горящей» потребности, но в обычной жизнедеятельности состояние неудовлетворенной потребности редко доводится до крайности, чаще включается в сценарий, заранее предвидимый и планируемый:

- ценности, связанные с предметным миром, с той или иной технологией их преобразования; разумеется, ценности предметов соотносятся с потребностями, но замкнуты они на предметно-преобразующую деятельность человека;

- ценности, прямо связанные с кооперацией межличностных отношений, с «чувством долга»; многие из этих ценностей относятся к нравственным ценностям, но к ним не сводятся; могут быть групповые (узкоклановые) ценности, например, чувство долга у представителей клана, вступающее в конфликт с общечеловеческими ценностями.

С одной стороны многообразные проявления опыта человека (в том числе и ценностного) проявляются внешне в различных состояниях, действиях, поведении, с другой стороны, они, приводят

к неизбежному преобразованию и обогащению опыта. Мера этого преобразования и обогащения в значительной степени определяется активностью самого человека, его субъектной позиции.

На значительное влияние ценностей на процесс саморегуляции личности указывает Ю.А. Миславский, который отмечает, что характерные особенности саморегуляции зависят от сформированных на настоящий момент ценностных ориентации личности [5].

В процессе развития человека ценности не просто познаются и безоговорочно принимаются человеком, они пристрастно им оцениваются, активно переживаются и после этого принимаются. Субъект познания устанавливает значимость тех или иных убеждений, мнений, приоритетов, после чего ценность становится ценностностьк,. Ценностность определяет значимость, важность происходящих с человеком событий и его последующую деятельность.

Система ценностей человека также изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и активностью человека, актуальным уровнем развития личности Гипотеза. Мы предположили, что начальный период овладения профессией или период профессионального обучения, в ходе которого происходит овладение основными способами и приемами профессиональной деятельности, формирование ее мотивационной сферы оказывает влияние на изменение структуры и соотношение ценностей личности.

Задачи исследования: - изучение иерархии ценностных ориентации современных российских студентов- исследование возрастной динамики ценностных ориентаций в период профессионального обучения.

Исследование проводилось в январе-марте 2006 года. В нем приняли участие 118 испытуемых в возрасте от 17 до 22 лет. Опрошено 30 студентов первого курса, 20 студентов второго курса, 20 студентов третьего курса, 23 студента четвертого курса, 25 студентов пятого курса.

Для каждой группы испытуемых на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей. Результаты представлены в таблица* 1 и 2. Средние показатели позволяют судить о coothol ;нии значимости ценностей в разных

98

Честник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Таблица 1

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных

идеалов

№ Тип ценностей Средние показатели значимости типов ценностей

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс В целом по выборке

1 Конформность 4,6 4,5 3,9 3,7 3,5 4.04

2 Традиции 3,6 2,8 2,9 2.2 2,2 2,74

3 Доброта 4.7 4.4 4,5 4,1 4,3 4.4

4 Универсализм 4,2 3.4 3,2 3,2 3,2 3 44

5 Самостоятельность 4,8 4,9 4,3 4,8 4,3 4,62

6 Стимуляция 4.1 3.3 4.2 3.8 3.1 3,7

7 Гедонизм 5 3.6 4.6 3.4 3.9 4.1

8 Достижения 4,9 4,3 4,7 5 4,8 4.74

9 Впасть 4 3.1 3.9 4 3.3 — 3.66

10 Безопасность 4,8 4,3 4.5 4,3 11 4,1 4,4

Таблица 2

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных

приоритетов

N9 Тип ценностей Средние показатели значимости гипов ценностей

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс В целом по выборке

1 Конформность 1,8 1.8 1.4 1.8 1.7 1.7

2 Традиции 1,3 1,2 1 1 0,8 1.06

3 Добоога 2,2 2,3 2,2 2,6 2,4 2,34

4 Универсализм 2,1 2.1 1.6 1.9 1,9 1.92

5 Самостоятельность 2,6 2.5 2.5 2.9 2.5 2.6

6 Стим) ляция 2,9 1,9 2.5 2,7 2,1 2,42

7 Гедонизм 2.8 2,1 2.9 2.3 2,4 2,5

8 Достижения 2,23 2 2.3 2.2 2,4 2,2

9 Власть 1.5 1,3 1,5 1,9 1,2 1,48

10 Безопасность 1,9 2,1 1.9 2 2 1,98

группах испытуемых. Анализ различий ценностей у студентов разных курсов позволил отметить как сходство, так и отличие в системе ценностных ориентаций. На уровне нормативных идеалов, который отражает представления человека о том, как нужно поступать, для всех студентов доброта, самостоятельность, достижения и безопасность занимают высокую ступень в иерархии ценностей; универсализм и традиции - занимают более низкую

ступень.

Значимые различия (по ^критерию Стьюдента, при р ? 0.01) зафиксированы между группами студентов первого и второго курса - для второкурсников такие ценности, как: традиции, универсализм, стимуляция, гедонизм, достижения -становятся менее значимыми. От первого к четвертому курсу снижается значимость доброты, конформности, традиций, универсализма.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетчка ♦ № 3, 2007

Высокозначимыми остаются самостоятельность, достижения и безопасность.

На уровне индивидуальных приоритетов различия отмечаются в отношении таких ценностей, как: конформность, традиции, универсализм (их значимость снижается). Однако, несмотря на то, что все студенты считают конформность незначимой для себя, удельный вес этой ценности на уровне конкретных поступков возрастае от третьего к пятому курсу, хотя в целом, по выборке данная ценность не занимает высокого ранга.

Библиографический список

1 Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 1978.

2.Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии — М.. 1975. - С. 241-254.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ъ.Карандашев В.И Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство ■ СПб., 2004.

Л.Маркова А.К Психология

профессионализма. - М., 1996.

5 .Миславский Ю... Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте-М. 1991.

б.Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека. Дисс.... докт. психол. нау1 - М., 2000.

''.Ядов В.А. О диспоэиционной регуляции социального поведения личности //

Методологические проблемы социальной психологии- М„ 1975.-С. 89- 105.

8.Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития ценностных ориентации личности. Автореф. дисс.... докт. психол.их наук.-Новосибирск, 2000.

Е. Я. Кочелаева

НАРРАТИВ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО ЦЕННОСТНЫХ МОТИВАЦИЙ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Личность может начать свой путь нравственного самосовершенствования с идей, предлагаемых зй ееближайшим окружением. В вузовском процессе обучение английскому языку данный метод способствует более полному раскрытию нравственных качеств личности студента, укрепляет взаимное доверие уважение и эмпатию.

С древнейших времен человек задумывался о самом себе, о смысле жизни, о целях своего бытия, о возможных сценариях своей жизни. Известный западный философ А. Макинтайо [4, с. 395], анализируя лтические концепции прошлого, делает важный вывод, что понятие блага вездда было тем исходным минимумом, с которого в принципе начиналось развитие представлений человека о самом себе как субъекте действия, об окружающем мире о своем месте в этом мире Эти понятия Макинтайр раскрывает через понятие нарративного единства ("стремления к единству истории своей собственной жизни). Знакомясь с историями жизни других людей, человек хочет вписать свою жизнь в логику предлагаемых ему сценариев, которые он воспринимает с точки зрения их рациональной рефлексии, с самого начала исходя из идеи о том, что эти сценарии могут стать понятными для него. Точно также он хочет написать сценарий собственной жизни,

как понятный для других. «Быть субъектом нарратива, простирающегося от рождения до смерти, ... значиг быть постижимым для действий и опыта, которые составляют нарратируемую жизнь. То есть нужно быть готовым к тому, чтобы дать в качестве ответа на вопрос определенного рода объяснение того, что человек сделал, или что случилось с ним, или чему человек был свидетелем на ранней стадии своей жизни» [4, с. 395]. Отсюда понятно, что человек постоянно смотрит на себя глазами других людей и человечества в целом, что он постоянно ведет незримый диалог со своими оппонентами и союзниками, даже если это и не приобретает актуальную форму. Человек может начинать свой нравственный путь самосов ршенствования с тех идей, которые предлагаются ему ближайшим окружением, его родителями, родстьенниками, лицами, организующими учебный процесс, товарищами по университету и т.д Этим общение

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

©Е.Я. Кочелаева, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.