УДК 159.922 Б01 10.172 3 8/188п1998-5320.2016.23.113
Р. К. Толеубекова, А. К. Аманова, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Республика Казахстан
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Профессии типа «человек-человек», к числу которых относятся профессии педагога, психолога, предполагают наличие гуманистической ориентации и яркой выраженности познавательных интересов к внутреннему миру людей. Авторы статьи в ходе исследования выявили ценности, характерные для будущих психологов. В статье представлены результаты эмпирического исследования, которые свидетельствуют о развитии ценностных ориентаций студентов в ходе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Данные показывают сходства и различия ценностных ориентаций у будущих профессионалов на уровне норм (должного) и на уровне выбора индивидуальных приоритетов, а также динамику от первого до четвёртого года обучения. Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессиональная позиция, ценностные ориентации, профессиональная подготовка, профессиональное развитие.
Внедрение компетентностного подхода в современных условиях представляет собой комплексную программу развития высшего образования. В ходе профессиональной подготовки в высшей школе формируется профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность определяется как готовность и способность специалистов к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности.
Процесс становления профессионала - это сложный многоуровневый процесс. Становление профессионала конкретизировано в различных понятиях. «Профессионализация», являясь синонимом понятия «профессиональная социализация», подчёркивает роль социальных регуляторов в ходе профессионального становления. Понятия «профессиональное развитие» и «профессиональное научение» применяются для характеристики изменений, происходящих с индивидом в ходе профессионализации: первое понятие описывает становление профессиональных способностей и мотивов, а второе - профессионального опыта. Понятие «профессиональный путь личности» подчёркивает личностный смысл процессов профессионального становления, их управляемость человеком и включённость в контекст реальной жизни. В качестве интегрального понятия, учитывающего все аспекты данного процесса, мы будем ориентироваться на понятие «профессиональное становление» [1, с. 127].
Профессиональное становление личности в психологии понимается как «...процесс развития личности в ходе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, продуктивного выполнения профессиональной деятельности» [2, с. 342].
Большинство важнейших характеристик, определяющих особенности профессионального становления личности специалиста-психолога в целом и профессиональной позиции в частности, формируются и закладываются в процессе профессионального психологического образования. Это убедительно доказывают результаты исследований А. И. Донцова, Г. Ю. Любимовой, О. Н. Родиной.
Остановимся на содержании психологического профессионального образования. Содержание профессиональной подготовки по любой специальности определяется ФГОС. Наличие такого документа позволяет стандартизировать процесс профессионального образования, обеспечивает преемственность на разных этапах образовательной системы и способствует повышению качества профессиональной подготовки.
Учебные заведения в Казахстане, имеющие лицензию Министерства образования, имеют право вести обучение студентов по программам подготовки психологов. Государственные органы и образовательные организации разрабатывают соответствующие критерии и требования, для того чтобы обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки и квалификации психологов. Государственная аккредитация предоставляет право высшему учебному заведению выдавать диплом государственного образца.
В процессе обучения в университете или институте будущий специалист-психолог приобретает теоретические знания, практические умения и навыки, у него формируются профессиональная направленность, представления о сфере применения профессии психолога. Помимо обучения, в период получения высшего образования продолжается личностный рост студентов.
Среди многочисленных проблем профессиональной подготовки в области психологии можно выделить два взаимосвязанных аспекта, во многом определяющих дальнейшую жизнеспособность и конкурентоспособность специальности. Первый аспект в большей мере связан с успешностью и эффективностью усвоения психологических дисциплин и формированием адекватной современным требованиям научной психологической позиции специалиста. В этом случае возникает проблема предварительного отбора лиц, не только желающих посвятить себя изучению психологии, но и пригодных к работе в сфере «человек - человек».
Второй аспект касается формирования личности, нравственного и духовного облика самого психолога. Доминирующими становятся степень принятия и глубина понимания этических норм и принципов. Это связано с уникальностью объекта психологического воздействия и спецификой технологических приёмов, позволяющих глубоко проникать во внутренний мир человека. Психолог, как никто другой, максимально тесно соприкасается с неповторимой душевной организацией, с целостными проявлениями психологии человека. Вольное или невольное прикосновение к душе обратившегося за помощью человека должно быть максимально осторожным и не должно нанести вред обретению себя, собственному созиданию уникального жизненного пути. Выраженная в профессиональной деятельности ориентация на ценность другого человека обостряет восприятие психологом самого себя, своих возможностей и личных проблем как меры своеобразного психологического воздействия на окружающих людей, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия [4, с. 56].
У. С. Родыгина характеризует развитие параметров профессиональной идентичности студентов-психологов с I по IV курс. Данные испытуемых с I по IV курс показывают относительное благополучие и стабильность. Первый курс отличается от других тем, что отсутствуют студенты с профессиональной идентичностью психолога. Скорее всего, идентичность с будущей профессией психолога достаточно формальна: «Если я учусь на факультете психологии, то обязательно стану психологом». Второй курс характеризуется повышенным уровнем рефлексивности. Возможно, это обусловлено выбором специализации и необходимостью задуматься по этому поводу. Третий курс отличается от остальных повышенной мотивацией к профессиональному обучению. Четвёртый курс характеризуется средними показателями по всем исследуемым параметрам. Впервые на одну из ведущих позиций выходит ценность-цель «материально обеспеченная жизнь».
Итак, в процессе получения высшего профессионального образования происходят весьма существенные трансформации в личностно-профессиональном становлении студентов-психологов. Наряду с ценностным профессиональным самоопределением (интересом к профессии, определением её гуманистического характера и общественной значимости) на рубеже третьего курса происходит выраженный кризис, проявляющийся как в повышенной критичности к содержанию получаемого профессионального образования (его достаточности, фундаментальности, систематизированно-сти, современности), так и в переоценке студентами своих профессиональных планов. Исследование динамики профессиональной позиции на разных этапах обучения базировалось на положении о том, что профессиональная позиция является структурно-динамической личностной переменной и может развиваться, претерпевать изменения в процессе профессионального становления.
Мы провели исследование для проверки этого положения.
Общая характеристика выборки. Выборку составили: студенты педагогического факультета государственного университета имени Шакарима г. Семей (Казахстан) с I по IV курс в количестве 73 человек: I курс - 23 студента, II курс - 18 студентов, III курс - 20 студентов, IV курс - 12 студентов.
Методы исследования. 1. Опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев). 2. Методика Шварца «Изучение ценностей личности» представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей (власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность, безопасность).
Представим некоторые результаты исследования в таблице.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что для первокурсников на уровне убеждений являются наиболее значимыми следующие ценности: доброта, безопасность, самостоятельность. В структуре ценностей, оказывающей наибольшее влияние на личность, приоритетное место занимает доброжелательность, сфокусированная на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Также важны самостоятельность мышления и выборов способов действия в творчестве и исследовательской активности, автономность, независимость, а с другой стороны -
безопасность для других и для себя. Возможно, эти ценности являются значимыми в связи с переходным этапом жизни, завершением обучения в школе, началом учебной деятельности в вузе. В числе наименее значимых оказались: уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре, и следование им.
Таблица 1
Показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов студентов-психологов 1-1У курсов
Тип ценностей X (Среднее арифметическое) В(Стандартное отклонение) Ранги X (Среднее арифметическое) В (Стандартное отклонение) Ранги X (Среднее арифметическое) В(Стандартное отклонение) Ранги X (Среднее арифметическое) В(Стандартное отклонение) Ранги
1 курс (n=23) 2 курс (n=18) 3 курс (n=20) 4 курс (n=12)
1. Конформность 4,09 1,04 6 3,45 1,18 8 3,89 0,58 6 3,59 1,21 7
2. Традиции 2,94 1,25 10 2,21 1,36 10 2,85 1,15 10 2,8 1,16 10
3. Доброта 5,05 0,79 1 4,75 0,98 1 4,88 0,72 1 4,52 1,00 3
4. Универсализм 4,3 0,94 5 3,68 1,03 6 3,74 1,05 7 3,79 1,01 5
5. Самостоятельность 4,69 0,84 3 4,37 1,00 3 4,42 1,10 3 4,53 0,94 2
6. Стимуляция 3,7 1,59 8 3,53 1,20 7 3,35 1,34 8 3,65 1,30 6
7. Гедонизм 3,86 1,76 7 3,99 1,57 5 3,98 1,31 5 3,29 1,47 8
8. Достижения 4,33 1,02 4 4,51 1,06 2 4,5 1,07 2 4,64 1,15 1
9. Власть 3,24 1,46 9 3,04 1,9 9 3,15 1,15 9 3,09 1,36 9
10. Безопасность 4,70 1,10 2 4,16 0,97 4 4,41 0,87 4 4,23 1,10 4
Таким образом, студенты-психологи первого года обучения на уровне нормативных идеалов руководствуются ценностью «доброта». В наименьшей степени руководствуются ценностью «традиции», а в реальном социальном поведении - ценностью «власть». В целом, студенты имеют позитивное самоотношение, в первую очередь обусловленное самоинтересом. Ответственность за события своей жизни склонны приписывать внешним факторам, но отмечают свою ответственность за межличностные отношения.
В содержательной основе профессиональной позиции студентов-психологов второго года обучения ядро в структуре ценностей составляет ценность «доброта». Кроме того, на первый план выступают ценности «достижения» и «самостоятельность». Таким образом, актуальными становятся личный успех, проявление социальной компетентности, социальное одобрение, а также самостоятельность мышления и выбора способов действия. Наименее значимым является ценность «власть», которая включает в себя достижение социального статуса, престижа, доминирования.
В структуре ценностей студентов третьего года обучения продолжает доминировать ценность «доброта», значимой становится ценность «достижения», актуальными остаются ценности «самостоятельность» и «безопасность». Следует отметить, что ценность «традиции» становится более значимой, чем для студентов второго года обучения, но по-прежнему занимает последнее место в иерархии ценностных ориентаций.
Видимые изменения в структуре ценностных приоритетов проявляются у студентов 4 года обучения. Наиболее значимой становится ценность «достижения». Стремление к личному успеху и социальному одобрению выходит на первый план. Значимыми остаются такие ценности, как: «самостоятельность», «самоуправление», «самоконтроль». В оценке этих ценностей испытуемые достаточно единодушны. Сохраняет свою ценность для студентов благополучие близких. Интересно отметить, что ценность «гедонизм» занимает незначимые позиции, но имеет больший разброс значений в представленной выборке.
В реальном же социальном поведении приоритетными для студентов-психологов являются несколько иные ценностные ориентиры (таблица 2).
Таблица 2
Показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов
студентов-психологов 1-1У курсов
Тип ценностей X(Среднее арифметическое) В(Стандартное отклонение) Ранги X(Среднее арифметическое) В(Стандартное отклонение) Ранги X(Среднее арифметическое) В(Стандартное отклонение) Ранги X(Среднее арифметическое) В(Стандартное отклонение) Ранги
1 курс (n=23) 2 курс (n=18) 3 курс (n=20) 4 курс (n=12)
1. Конформность 1,8 0,77 8 1,37 0,72 8 1,84 0,74 8 1,5 0,83 8
2. Традиции 1,26 0,88 9 0,74 0,72 10 1,18 0,79 10 1,08 0,83 10
3. Доброта 2,83 0,71 1 2,77 0,68 1 2,93 0,75 1 2,47 0,89 2
4. Универсализм 2,47 0,73 3 2,07 0,64 6 2,27 1,20 3 2,19 0,81 5
5. Самостоятельность 2,72 0,67 2 2,56 0,69 2 2,25 0,77 4 2,65 0,84 1
6. Стимуляция 2,26 1,06 4 2,36 0,96 4 2,16 0,88 5 2,34 0,94 3
7. Гедонизм 2,23 1,11 5 2,22 0,98 5 2,37 0,83 2 1,99 0,98 6
8. Достижения 2,06 0,98 7 2,46 0,83 3 2,15 0,85 6 2,21 0,92 4
9. Власть 1,03 1,17 10 0,93 0,93 9 1,25 1,04 9 1,36 1,06 9
10. Безопасность 2,16 0,75 6 1,95 0,76 7 2,00 0,56 7 1,95 0,78 7
У студентов первого года обучения наряду с ценностями «доброта», «самостоятельность» появляется ценность «универсализм». Мотивационной основой этой ценности является понимание, терпимость, защита благополучия всех людей. Это необходимо при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды, при расширении первичной группы. Выход на первый план указанной ценности может быть связан с вхождением первокурсников в новую малую социальную группу, с адаптацией к новым условиям учебной деятельности, формированием новой позиции. В наименьшей степени проявляются ценности «власть», «достижения», сохранения доминантной позиции в рамках целой социальной системы.
Студенты второго года обучения показывают преобладание ценности «доброта». Незначимой оказывается ценность «традиции».
В структуре ценностей студентов третьего года обучения продолжает доминировать ценность «доброта», значимой становится ценность «достижения», актуальными остаются «самостоятельность» и «безопасность». Следует отметить, что ценность «традиции» более значима, чем для студентов второго года обучения, но также занимает последнее место в иерархии ценностных ориентаций.
В конце обучения в реальном поведении студенты также руководствуются ценностью «доброта». Существенную роль начинают играть такие ценности, как: «гедонизм», «универсализм», «самостоятельность». Наслаждение и чувственное удовольствие выходят на одну из первых позиций в структуре ценностных ориентации Наряду с благополучием близких людей, в реальном социальном поведении становятся ценными понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Малую актуальность сохраняют ценности «традиции», «власть». На уровне индивидуальных приоритетов испытуемые более единодушны в оценке приоритетов: доминируют ценности самостоятельности, доброты, стимулирования. Наблюдается стремление к новизне, глубоким переживаниям.
Итак, на разных этапах обучения в содержательной основе профессиональной позиции студентов-психологов наблюдаются различия. При переходе от первого курса к четвёртому у студентов-психологов происходят изменения в содержательной основе профессиональной позиции.
Следует обратить внимание на изменения в структуре ценностных ориентаций на уровне убеждений. Такая ценность, как «доброта» входит в число приоритетных ценностей на всех этапах обучения, но становится менее значимой в процессе движения от младших курсов к старшим, как правило, преобладает у студентов-первокурсников. Среди ценностей, оказывающих наибольшее влияние на личность студента на всех этапах получения высшего образования, мы отмечаем «самостоятельность». Эта ценность становится более значимой в ходе взросления студентов - от второго к четвёртому курсу. Среди важных в структуре ценностей студентов-психологов наблюдаем ценность «достижения»: достижение личного успеха, социального одобрения. Ярко проявляется тенденция возрастания роли ценности «достижения» по мере продвижения студентов к старшим курсам. Ценность «универсализм» несколько теряет свою значимость для студентов второго курса, становится более актуальной для студентов IV курса. Такие ценности, как «безопасность», «конформность», «традиции», «стимуляция», наиболее значимы для первокурсников. А ценность «гедонизм» значима для студентов второго и третьего курсов обучения.
На уровне индивидуальных приоритетов в ценностных ориентациях студентов-психологов мы выделяем следующие тенденции в изменении.
В реальном социальном поведении для студентов всех курсов значимыми являются «доброжелательность», реализуемая в отношениях с близкими людьми, самостоятельность мышления и поведения. В наименьшей степени студенты-психологи следуют обычаям и традициям, существующим в культуре. Возможно, этот факт требует отдельного специального исследования. Ценность «доброта» имеет тенденцию к снижению значимости к старшим курсам, достигая максимального значения у студентов третьего курса. Ценности «понимание», «терпимость», «благополучие» в широком социальном плане также имеют линию понижения к выпускному курсу при максимальной выраженности у первокурсников с некоторым повышением на третьем курсе. Ценность «самостоятельность» становится менее значимой для студентов третьего курса. При этом ценности удовольствия, чувственного наслаждения и власти выражены в большей степени по сравнению с другими этапами обучения.
Подводя итоги, следует обратить внимание на то, что структура ценностных ориентаций студентов подвижна и может изменяться под влиянием педагогического воздействия. В связи с этим необходима систематическая и согласованная работа коллектива педагогов вуза, обеспечивающая формирование ценностных ориентаций, необходимых специалистам в сфере образования.
Библиографический список
1. Толеубекова, Р. К. Профессионально-личностное развитие студентов педагогов-психологов в процессе обучения в вузе / Р. К. Толеубекова, Г. С. Турсунгожинова, А. К. Аманова // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 127-130.
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов н/Д. : Ремикс, 1996. - 512 с.
3. Лукина, В. С. Исследование мотивации профессионального развития / В. С. Лукина // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 25-32.
4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - М. : Изд-во МПСИ, 2005. - 216 с.
5. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. - М. : Высшая школа, 1978. - 328 с.
6. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. - М., 1994. - 109 с.
7. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. - М. : ПЕРСЭ, 2001. - 511 с.
R. K. Toleubekova, L. N. Gumilev Eurasian National University, Astana A. K. Amanova, L. N. Gumilev Eurasian National University, Astana VALUE ORIENTATION AS PART OF PROFESSIONAL COMPETENCE FUTURE SPECIALISTS IN EDUCATION
Professions such as «man-man», which include the teaching profession, psychologist, suggest the presence of a humanistic orientation and vivid manifestation of cognitive interest in the inner world of people.
The authors of the study revealed values typical of future psychologists.The article presents the results of empirical studies that show the development of value orientations of students in the training. During training in higher education institution occurs not only acquaintance with specifics of the chosen profession, acquisition of basic professional skills and abilities, but also the valuable relation to a profession and motivation of future professional activity is formed. The data show the similarities and differences of value orientations of future professionals at the level of standards (proper) and at the level of individual choice of priorities as well as the dynamics of the first to fourth year of study.
Keywords: professional competence, professional position, values orientation, professional training, professional development.
References
1. Toleubekova R. K., Tursungozhinova G. S., Amanova A. K. Professional and personal development of educational psychology students in the learning process at the University. Collection of articles of International scientific-practical conference. Ufa, 2015, pp. 127-130.
2. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-don, Remix Publ., 1996, 512 p.
3. Lukina V. S. The study of professional development motivation. Voprosypsikhologii. 2004, No. 5, pp. 25-32.
4. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya [Psychology of professional education]. Moscow, MPSI Publ., 2005, 216 p.
5. Arkhangel'skiy S. I. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [The educational process in the higher school, its natural bases and methods]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1978, 328 p.
6. Brushlinskiy A. V. Проблемы психологии субъекта [Problems of psychology of the subject]. Moscow, 1994, 109 p.
7. Bodrov V. A. Психология профессиональной пригодности [Psychology of professional suitability]. Moscow, PERSE, 2001, 511 p.
© Р. К. Толеубекова, А. К. Аманова, 2016
Авторы статьи:
Рымшаш Камешовна Толеубекова, доктор педагогических наук, профессор, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Республика Казахстан.
Арай Кокораевна Аманова, докторант, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
П. Б. Сейтказы, доктор педагогических наук, профессор, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева.
М. З. Джамбубекова, доктор педагогических наук, профессор, Государственный университет им. Шакарима г. Семей.
УДК 378.14.015.62 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.23.П8
Е. А. Семенова,
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского)
федерального университета
КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМ ИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Статья посвящена определению критериев, показателей и характеристике уровней оценивания сформированное™ у студентов технического вуза информационно-технологической компетентности. На основе анализа подходов различных учёных к решению этой проблемы были отобраны и теоретически обоснованы такие критерии сформированности у студентов информационно -технологической компетентности, как мотивационно-ценностный, личностный, когнитивный, технологический, эмоционально-волевой, творческий. Критерии конкретизированы их содержательными показателями, которые были использованы для характеристики уровней сформированности у студентов технического профиля информационно-технологической компетентности. В статье также отражены результаты констатирующего эксперимента, на основе которых была определена принадлежность его респондентов к рассмотренным уровням сформированности информационно -технологической компетентности.
Ключевые слова: информационно-технологическая компетентность, критерии и показатели, уровни сформированности, студенты.
Проблема формирования у студентов информационно -технологической компетентности относится к классу теоретико-прикладных педагогических проблем. В процессе формирования