Научная статья на тему 'Нравственные ценности современной молодежи в системе ценностных ориентаций'

Нравственные ценности современной молодежи в системе ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4214
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НОРМАТИВНЫЕ ИДЕАЛЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / MORAL VALUES / NORMATIVE IDEALS / INDIVIDUAL PRIORITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бражникова А. Н.

В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что ценностные ориентации являются сложным образованием, взаимосвязанным со всей системой личностных, социальных и культурных детерминант, определяющими поведение и деятельность человека. В иерархии ценностей, высший уровень занимают нравственные ценности. Представлены результаты исследований ценностных ориентаций современной молодежи, которые показали, что нравственный кризис, переживаемый обществом, оказал влияние и на ценностные приоритеты молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL VALUES OF YOUNG PEOPLE IN THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS

As a result of theoretico-empirical study values are considered as complex formation interconnected with the system of personal, social, cultural determinants and defi ning behaviour and activity of a person. In a hierarchy of values moral values take the superior level. Submitted results of a study proved the fact that moral crisis experienced by the society infl uenced value priority of young people.

Текст научной работы на тему «Нравственные ценности современной молодежи в системе ценностных ориентаций»



УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

А.Н. БРАЖНИКОВА

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Брянского государственного университета E-mail: anb5262@mail.ru Тел. 8 903 869 95 27

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что ценностные ориентации являются сложным образованием, взаимосвязанным со всей системой личностных, социальных и культурных детерминант, определяющими поведение и деятельность человека. В иерархии ценностей, высший уровень занимают нравственные ценности. Представлены результаты исследований ценностных ориентаций современной молодежи, которые показали, что нравственный кризис, переживаемый обществом, оказал влияние и на ценностные приоритеты молодежи.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, нравственные ценности, нормативные идеалы, индивидуальные приоритеты.

Кардинальные изменения в социально- экономической и политической сферах нашего общества, происходящие в нашей стране, влекут за собой радикальные изменения в психологии ценностных ориентаций людей. Особый интерес, на наш взгляд, представляет изучение ценностных ориентаций современной молодежи, поскольку содержание ценностей молодежи в большей степени зависит от культурного уровня и исторического периода, в котором живёт данное поколение. Особенность современного периода состоит и в том, что их личностное и профессиональное развитие происходит на фоне потери нравственных приоритетов и общей ценностно-нормативной неопределённости. Исследование ценностей, по мнению В.Н. Карандышева, является хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающих в результате исторических, социальных и личных событий [6].

Ценностные ориентации - это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Общечеловеческие ценности - свобода, совесть, счастье характеризуют итоговое представление человека о достойной жизни и во многом зависят от уровня развития индивидуальной нравственности и нравственного состояния общества. Нравственные ценности, отражающие содержание морали общества, получая в личности свое индивидуальное бытие, формируют у нее позицию носителя этих ценностей, которые являются некой духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза[7].

Проблема нравственных ценностей, практически исчезнувшая за последние десять-пятнадцать лет, постепенно возвращается в отечественную психологию. В новом тысячелетии появились диссертационные и монографические работы, в которых ставится нравственная проблематика. К ним относятся работы К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, В. А. Елисеева, А. Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко, Н.А. Журавлевой, Н.А. Коваль, А. С. Чернышова, А.Н. Лебедевой, М.А. Козловой, А.А. Хвостова и др. Большинство авторов указывают на неразрывную связь нравственности с ценностной ориентацией личности. В иерархии ценностей высший уровень ценностей все чаще занимают нравственные ценности, которые изучены еще недостаточно полно.

Нравственные ценности выражают человеческое измерение как самого человека, так и общественных отношений, их качество. Приобщение к нравственным ценностям, мера их освоения и инте-риоризация есть важнейшие критерии и показатели нравственности человека.

По мнению Н.А. Журавлевой, за последние десятилетия в ценностном сознании молодежи произошли серьезные изменения: во-первых, состоялся переход от направленности на самореализацию к направленности на деловую и экономическую активность, а во-вторых, наблюдается смещение акцентов в ценностных ориентациях: от этических и альтруистических к прагматическим. [5, 43]. В этой связи психологическое исследование нравственных ценностей современной молодежи становится все более актуальным. Кроме того, исследование нравственных ценностей играет очень значимую роль в создании условий и средств нравственного раз-

© А.Н. Бражникова

^^^^ПЕДАгогакАипсихшогая

вития личности, ибо нравственные ценности образуют натуру человека, складывающуюся под воздействием условий жизни, и зависят от уровня развития индивидуальной нравственности.

Целью исследования является изучение нравственных ценностей современной молодежи.

Изучение ценностей, в том числе и нравственных, сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, это слишком необъятная тема, которая осложняется еще и тем, что ценностные ориентации и нравственные ценности представляют собой сложный психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности. Во-вторых, на сегодняшний день существует проблема иерархии ценностей, в том числе и нравственных, что приводит к разновариантно-сти (своеобразного релятивизма) классификации нравственных ценностей. В философско-этической литературе чаще всего на роль критериальных высших ценностей выдвигают абсолютное благо, ми-росовершенство, красоту, прогресс, социальную справедливость, общественную пользу, интересы государства, народа и т.д... Мы согласны с позицией авторов, указывающих на то, что ни одна из систем ценностей не является абсолютной даже в одной исторической общности.

Нами была использована методика Ш. Шварца, направленная на изучение ценностей личности, которая, на наш взгляд, охватывает более широкий спектр ценностей, среди которых можно выделить и нравственные ценности.

Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживаемые во всех культурах, - это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы) и отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских трудах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотива-ционно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы. К ним относятся: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность.

Как было сказано выше, выделить универсаль-

ные, неизменные во времени, нравственные ценности крайне сложно. Не ставя своей целью вступать в дискуссию по классификации нравственных ценностей и не претендуя на истину «в последней инстанции», среди базовых ценностей, выделенных Шварцом, мы условно называем нравственными следующие типы ценностей: универсализм (Universalism) - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы; доброта (Benevolence) - сохранение и повышение благополучия близких людей; конформность (Conformity) -сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим; безопасность (Security) - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Особо следует подчеркнуть, что конформность у Ш. Шварца - это не тенденция допускать влияние на собственное мнение, действия и даже восприятия преобладающего мнения, отношения, а сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. В данном аспекте конформность может иметь своим результатом альтруистическое поведение, согласующееся с нравственностью самой личности и моральными нормами общества[ 1 4].

Наиболее существенным и содержательным аспектом, лежащим в основе различий между ценностями, по мнению Шварца, является тип мотивационных целей, которые они выражают. А поскольку личностные ценности зависят от ценностных приоритетов, превалирующих в данном обществе, и представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами поведения и деятельности человека, а также испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющихся социально-экономических и политических условиях, то использование методики дало представление о значимости условно выделенных нами нравственных ценностей у современной молодежи.

Участниками исследования явились юноши и девушки в возрасте 17 - 20 лет, а именно 624 студента колледжей и 386 учащихся профессионально-технических училищ г. Брянска, 32 студента Карачаево-Черкесской государственной технологической академии г. Черкесска, а также 162 студента Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского. Следует обратить внимание на то, что выборку БГУ составляли в основном студенты внебюджетной формы обучения, а выборка КЧГТА состоит из представителей мусульманской культуры. Общий объем выборки составил 1204 респондента.

Методика Шварца дает количественное выра-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

жение значимости каждого из десяти мотиваци-онных типов ценностей двух уровней:

• на уровне нормативных идеалов и

• на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка проводилась отдельно для каждого из

10 типов ценностных ориентации Использовалась компьютерная программа «Excel». При первичной обработке данных по каждой части опросника высчи-тывался средний балл. Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей в разных группах испытуемых на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливалось их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивался ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивался типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый -имеющему самый низкий средний бал. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, характеризуют высокую значимость ценности для испытуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствует об их низкой значимости для каждой выборки испытуемых.

Результаты исследования показали, что из выделенных нами нравственных типов ценностей среди испытуемых на уровне нормативных идеалов, (то есть на уровне убеждений) высокую значимость представляет такой тип ценности, как безопасность - 2 ранг, причем у студентов колледжей данный тип ценностей занимает третий ранг по значимости. Конформность и доброта имеют средний уровень

С

значимости для всей выборки испытуемых (5 и 6 ранги). Причем для студентов Брянского государственного университета конформность по значимости занимает 6 ранг, а для выборки из учащихся профессионально технических училищ г. Брянска

- 4 ранг, а доброта как ценность у респондентов Карачаево-Черкесской государственной технологической академии значительно выше по значимости

- 4 ранг, чем у студентов Брянского государственного университета - 9 ранг. И наименьшей значимостью на уровне нормативных идеалов по всей выборке обладают такие ценности, как универсализм - 9 ранг (таблица 1).

На уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) ни одна из выделенных нами нравственных ценностей не имеет высокий уровень значимости по всей обследуемой выборке (таблица 2). Однако, по выборке студентов Карачаево-Черкесской государственной технологической академии такие ценности, как доброта (забота о благополучии близких) и универсализм (защита благополучия всех людей и природы) имеют высокий уровень значимости (1 и 3 ранги). У респондентов Брянских учебных заведений данные типы ценностей занимают 6 и 7 ранги. Самый низкий уровень значимости по всей выборке имеет конформность - 8 ранг. Причем среди студентов К.Ч.Г.Т.А. традиции занимают 6 ранг, а конформность - 10. И средний уровень значимости по всей выборке принадлежит безопасности - 6 ранг.

Таблица 1.

Показатели значимости нравственных типов ценностей на уровне нормативных идеалов

Показатели значимости типов ценностей

Типы ценностей П.Т.У Колл. Б.Г.У К.Ч.Г.Т.А По всей выборке в целом

Ср.зн. Ранг. Ср. зн. Ранг. Ср. зн. Ранг. Ср. зн. Ранг. Ср. зн. Ранг.

Конформность 4,68 4 4,43 5 4.37 6 4,35 5 4,45 5

Доброта 4,52 6 4,29 7 4,17 9 4,37 4 4,33 6

Универсализм 4,04 9 4,24 8 4,31 7 4,07 8 4,16 9

Безопасность 5,36 2 4,83 3 4,61 2 4,55 2 4,83 2

Таблица 2.

Показатели нравственных типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Типы ценностей Показатели значимости типов ценностей

П.Т.У Колл. Б.Г.У К.Ч.Г.Т.А По всей выборке в целом

Ср.зн. Ранг. Ср. зн. Ранг. Ср. зн. Ранг. Ср. зн. Ранг. Ср. зн. Ранг.

Конформность 1,87 8 2,21 8 1,63 9 2,25 10 1,99 8

Доброта 2,3 7 2,43 6 2,11 6 3,16 1 2,5 4

Универсализм 2,44 6 2,35 7 2,09 7 2,73 3 2,4 7

Безопасность 2,61 4 2,46 5 2,12 5 2,61 7 2,45 6

^^^^ПЕДАгогакАипсихшогая

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что на уровне нормативных идеалов из нравственных ценностей высокую значимость среди испытуемых имеет безопасность — 2 ранг. Низкую значимость для исследуемой группы представляют универсализм - 9 ранг и традиции -10 ранг. На уровне индивидуальных приоритетов ни одна из выделенных нами нравственных ценностей не обладает высокой значимостью по всей обследуемой выборке. Самый низкий уровень значимости у конформности - 8 ранг.

Следует обратить внимание на то, что на уровне нормативных идеалов наиболее высокую значимость для всей выборки испытуемых представляет гедонизм, а уровне индивидуальных приоритетов -самостоятельность. Это связано, на наш взгляд, с активно насаждаемыми средствами массовой информации иллюзии «красивой жизни», материального благополучия, основными составляющими которой являются ценности «глянцевых журналов», а также особенностями молодежного возраста, стремлением молодых людей как можно скорее стать самостоятельными и независимыми. В свою очередь, самый низкий уровень значимости по всей выборке испытуемых как уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов занимают традиции —10 ранг. Это свидетельствует о том, что, к сожалению, в нашей стране традиции утратили свою значимость, в связи с этим мы теряем свою самобытность и уникальность. Некоторые типы ценностей варьируют от лидирующих к отвергаемым не только среди учебных заведений, но и в пределах одной учебной группы, независимо от пола. Полагаем, что это является отражением особого (молодежного) этапа развития и индивидуально-психологических особенностей личности, а также семейного воспитания и общей ценностно-нормативной неопределённости современного общества.

В связи с тем, что ценности личности, в том числе и нравственные, образуют динамическую систему, были определены корреляционные связи между выделенными нами нравственными ценностями с другими типами ценностей как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. Статистически значимая корреляция наблюдается у всех типов ценностей в пределах одной системы на уровне нормативных идеалов (от г = 0,22 до г = 0,70). Корреляционные связи между выделенными нами нравственными ценностями с другими типами ценностей показывают взаимосвязь следующих показателей параметров.

Безопасность как тип ценностей на уровне убеждений или нормативных идеалов имеет связь с такими типами ценностей на уровне индивиду-

альных приоритетов, как универсализм (г = 0,32), доброта, (г = 0,31), стимуляция (г = 0,28), достижения (г = 0,25). Безопасность на уровне поведения или индивидуальных приоритетов имеет статистически значимую положительную связь с ценностями на уровне нормативных идеалов: традиции (г = 0,53), универсализм (г = 0,59), самостоятельность (г = 0,54), конформность (г = 0,51), доброта, (г = 0,48), власть (г = 0,45), достижения (г = 0,43), стимуляция (г = 0,36), гедонизм (г = 0,33). В конкретных поступках статистически значимые связи наблюдаются лишь с выделенными нами нравственными ценностями: универсализмом (г = 0,53), добротой (г = 0,34), конформностью (г = 0,27) и традициями (г = 0,21).

Статистически значимая корреляция наблюдается у конфромности как ценности на уровне нормативных идеалов с ценностями на уровне индивидуальных приоритетов: универсализм (г = 0,39), доброта (г = 0,32), достижения (г = 0,31), традиции(г = 0,27), самостоятельность (г = 0,24). Конфромность на уровне поведения имеет положительную связь на уровне нормативных идеалов также с добротой (г = 0,23) и отрицательную с властью (г = -0,21), на уровне индивидуальных приоритетов связь наблюдается с добротой (г = 0,28), универсализмом (г = 0,25) и отрицательную корреляцию имеет стимуляция (г = -0,22).

Доброта на уровне нормативных идеалов имеет также положительный уровень корреляции на уровне индивидуальных приоритетов с такими типами ценностей, как универсализм (г = 0,27), стимуляция (г = 0,43), достижения (г = 0,37). В конкретных поступках и с убеждениями наблюдается связь с показателями власти (г = 0,43) стимуляциии (г = 0,37) самостоятельности (г = 0,27).

Универсализм как ценность на уровне нормативных идеалов в свою очередь имеет также положительные связи на уровне индивидуальных приоритетов с такими типами ценностей, как самостоятельность (г = 0,20), стимуляция (г = 0,21), достижения (г = 0,25), власть (г = 0,20). На уровне индивидуальных приоритетов и нормативных идеалов достижения (г = 0,28) и на уровне индивидуальных приоритетов наблюдается некоторая отрицательная связь с достижениями (г = - 0,19) и властью (г = -0,20).

На основе анализа взаимосвязей можно констатировать, что действия, совершаемые в соответствии с нравственными ценностями, имеют психологические и социальные последствия, ко -торые могут вступать в конфликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типами ценностей. Отмечается статистически значимая корреляция

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

между условно выделенными нами нравственными ценностями: универсализмом, добротой, традициями, конформностью, безопасностью в конкретных поступках. Однако у безопасности на уровне убеждений статистически значимой связи с традициями и конформностью на уровне индивидуальных приоритетов не наблюдается.

Выводы

Теоретический анализ литературы показывает, что ценности являются сложным образованием, взаимосвязанным со всей системой личностных, социальных и культурных детерминант и определяющим поведение и деятельность человека. Высший уровень ценностей занимают нравственные ценности, которые выражают человеческое измерение как самого человека, так и общественных отношений, их качество. Нравственные ценности представляют собой сложный психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, и являются составной частью системы отношений личности, определяя общий подход человека к миру, себе и придавая смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностные ориентации молодежи в большей степени зависят от культурного контекста и исторического периода, в котором живёт данное поколение.

Эмпирическое исследование позволило установить, что на уровне нормативных идеалов из условно выделенных нами нравственных ценностей высокую значимость среди испытуемых имеет безопасность - 2 ранг. Низкую значимость для исследуемой группы представляет универсализм — 9 ранг. Средний уровень имеет конформность — 5 ранг,

С

доброта - 6 ранг. На уровне индивидуальных приоритетов ни одна из выделенных нами нравственных ценностей не обладает высокой значимостью по всей обследуемой выборке. Средний уровень значимости по всей исследуемой выборке испытуемых на уровне индивидуальных приоритетов занимает доброта - 4 ранг, безопасность - 6 ранг. Далее идут универсализм - 7 ранг, конформность - 8 ранг. Однако гедонизм как ценность обладает высокой значимостью среди испытуемых - 1 ранг на уровне нормативных идеалов и 3 ранг на уровне индивидуальных приоритетов.

Использование методики Шварца, направленной на изучение ценностей личности, безусловно, не дает полного представления о нравственных ценностях современной молодежи. Однако полученные результаты свидетельствуют о том, что кардинальные перемены в политической, экономической и духовной сферах нашего общества привели к переоценке ценностных ориентации Исследования также показали, что некоторые типы ценностей варьируют от лидирующих к отвергаемым не только среди учебных заведений, но и в пределах одной учебной группы по всей выборке испытуемых. Это говорит о том, что потеря нравственных приоритетов и общей ценностно-нормативной неопределённости, переживаемые обществом, сказываются на ценностных ориентациях молодежи, которые складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Таким образом, изучение нравственных ценностей современной молодежи представляется перспективным, так как это поколение, ценности которого в будущем будут определять ценности всего общества.

Библиографический список

1. Андреева Т.В., Москвичева Н.Л.. Структура ценностных мотивов студенческой молодежи. Психология образования: региональный опыт. М. 2005. С.322.

2. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. // Психологический журнал 1999. Т. 20. №5. С. 38-44.

3. Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004, том 25, №5. С. 16-24.

4. Доморацкая Е.М. Ценностные ориентации студентов технического университета. Ананьевские чтения -2004. Материалы научно-практической конференции. СПб, 2004. С. 386-388.

5. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений// Психологический журнал, 2006, Т. 27. №1. С. 35-44.

6. КарандашевВ.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб.: Речь, 2004.70с.

7. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления. Дисс. д. психол. наук, М., 1997.

8. Мерзлякова С.В. Ценностные ориентации современной молодежи. Психология образования: проблемы и перспективы. М., 2004. С. 154-155.

9. Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания личности. М., 2005.

10. Bardi, A., & Schwartz, S. H. Values and behavior: Strength and structure of relations // Personality and Social

SJ^^nEMrOraKAHnCHXMQ™

Psychology Bulletin, 2003, 29. pp. 1207-1220.

11. Roccas S., Sagiv L., Schwartz S. H., & Knafo A. The Big Five personality factors and personal values // Personality and Social Psychology Bulletin, 2002, 28. pp. 789-201.

12. Schwartz S. H. & Bilsky №. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Psychology, 1987, 53. pp. 550-562.

13. Schwartz S.H. Universal in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. // In M.P. Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. - Orlando, FL:" Academic. Vol.25, 1992. pp. 1-65.

14. Schwartz S. H., & Bardi A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology, 2001, 32. pp. 268-290.

A.N. BRAZHNIKOVA

MORAL VALUES OF YOUNG PEOPLE IN THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS

As a result of theoretico-empirical study values are considered as complex formation interconnected with the system of personal, social, cultural determinants and defining behaviour and activity of a person. In a hierarchy of values moral values take the superior level. Submitted results of a study proved the fact that moral crisis experienced by the society influenced value priority of young people.

Key words: values, value orientations, moral values, normative ideals, individual priority.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.