Научная статья на тему 'ФАЗА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС'

ФАЗА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФАЗА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОПОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ / "РЕАЛЬНОЕ Я" / "ИДЕАЛЬНОЕ Я" / "Я- КОНЦЕПЦИЯ" / САМООЦЕНКА / VALUE ORIENTATIONS / PERSONALITY TRANSFORMATION PHASE / SELF / KNOWLEDGE / REFLECTION / SELF-IMAGE / "REAL SELF" / "IDEAL SELF" / "I AM A CONCEPT" / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хасанова О.В.

Развитие личности сложный процесс и многогранный процесс, который в значительной степени определяется закономерными преобразованиями ценностных ориентаций. Становление личности предполагает преодоление определенных этапов, или фаз, одной из которых является фаза преобразования. Особенно интересно, каким образом ценностные ориентации влияют на данный процесс, так как именно в процессе развития личности формируется собственное «Я», самооценка, идеальное и реальное «Я» и т.д. В данной статье проанализирован процесс преобразования личности и как он формируется. Также рассмотрены, что именно служит для формирования представления о себе как о личности. На основе анализа литературы сделан вывод о взаимосвязи внешнего и внутреннего представления и оценки себя как полноценной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHASE OF PERSONAL TRANSFORMATION - PSYCHOLOGICAL VIEW

Personality development is a complex process and a multifaceted process, which is largely determined by the natural transformations of value orientations. The formation of personality involves the overcoming of certain stages or phases, one of which is the phase of transformation. It is particularly interesting how the value orientations influence this process, since it is in the process of personal development that one’s own “Self”, self-esteem, ideal and real “Self”, etc., are formed. This article analyzes the process of transformation of personality and how it is formed. Also examined what exactly serves to form an idea of oneself as a person. Based on the analysis of the literature, a conclusion is made about the interrelation of external and internal representation and the assessment of oneself as a full-fledged personality.

Текст научной работы на тему «ФАЗА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС»

УДК 159.923:159.98

ФАЗА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС

Хасанова О.В., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург е-шаП: Oksik_27_96@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Развитие личности сложный процесс и многогранный процесс, который в значительной степени определяется закономерными преобразованиями ценностных ориентаций. Становление личности предполагает преодоление определенных этапов, или фаз, одной из которых является фаза преобразования. Особенно интересно, каким образом ценностные ориентации влияют на данный процесс, так как именно в процессе развития личности формируется собственное «Я», самооценка, идеальное и реальное «Я» и т.д. В данной статье проанализирован процесс преобразования личности и как он формируется. Также рассмотрены, что именно служит для формирования представления о себе как о личности. На основе анализа литературы сделан вывод о взаимосвязи внешнего и внутреннего представления и оценки себя как полноценной личности.

Ключевые слова: ценностные ориентации, фаза преобразования личности, самопознание, рефлексия, представление о себе, «Реальное Я», «Идеальное Я», «Я-концепция», самооценка.

Исследования в проблематике процесса развития личности до сих пор оставляет многозначность даже в одной и той же науке, что формирует платформу для дальнейшего более глубокого изучения.

С.Л. Рубинштейн и его последователи говорят о том, что психическое функционирует непрерывно недизъюнктивно от момента рождения до смерти индивида, что свидетельствует о таком важном качестве психики, как процессуальность психики, а именно психическое как процесс. О процессуальном характере развития психики неоднократно говорил Б.Ф. Ломов. Но, так как в развитии личностных процессов существует две противоположности: непрерывность и относительная прерывность психического, возникает вопрос о том, что именно является неизменяемым, а что подвергается трансформациям. Значение данного вопроса необходимо для эффективного решения задач воспитания, формирования, развития и саморазвития личности посредством воздействия на изменяемые личностные образования [2].

Одним из процессов развития личности является процесс ориентации. Данный процесс является закономерным, самостоятельно подготавливающий условия для последующего развития и являющийся причиной собственного самодвижения [2].

Л.С. Мощенко и Н.В. Дроздова рассматривают смысложизненные ориентации личности как базовый элемент внутренней структуры, сформированная и закрепленная в течение жизненного опыта [1].

Л.В. Зубова в своей работе «Обоснование системы критериев, способствующих определению уровней сформированности ценностных ориентаций личности» полагает, что ценностные ориентации являются идеалом для человека и вырабатываются не у каждого, поскольку связывает целостные ориентации с высшим уровнем потребностей по схеме В.А. Ядова [3].

Так, А.В. Кирьякова в монографии «Теория ориентации личности в мире ценностей: монография» на основе многолетнего наблюдения и на анализе собственного опыта и опыта школьных учителей выделяет в процессе ориентации ряд фаз, а именно:

1 фаза - присвоение личностью ценностей общества;

2 фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей;

3 фаза - целеполагание, прогноз, проектирование, обеспечивающие формирование «образа будущего» [2].

Особое внимание стоит уделить второй фазе, так как личность из ценностей общества на основе самопознания формирует свои собственные ценности. Личность больше сосредотачивает внимание на себе, познает самоё себя, в качестве эффекта данного процесса возникает самооценка, что в конечном счете формирует образ «Я».

Представление о себе, как результат самопознания личности, строиться не благодаря сформировавшемуся только что новообразованию, а благодаря тому, что в ходе своего развития личность, взаимодействуя с людьми, присваивает представление о себе, об окружающем мире, о своем месте и о своей роли в мире от социума.

Американский ученный Д.Г. Мид, в своих исследованиях формирования человеческого «Я» говорит о том, что самопознание является процессом, в основе которого лежит практическое взаимодействие личности с другими людьми. Также Мид утверждает, что личность познает себя не прямо, а только косвенно, от отдельных или обобщенных точек зрения других членов социума, которой индивид принадлежит [2].

Следовательно, можно сказать, что в процессе приобретения ценностных ориентаций личность сначала становиться таким же объектом, как и другие члены социальной группы. Объектом он может стать, лишь приняв все взгляды других индивидов, включая отношения к самой личности. Только ощутив себя частью общества, индивид может в дальнейшем понять, что на самом деле он представляет собой, сравнив свои ценностные ориентиры и ориентиры других членов социума.

В процессе самопознания проявляется рефлексия на себя, то есть способность поставить себя на место другого индивида, дабы понять отношение других к себе. С точки зрения Д.Г. Мида простой моделью данного процесса может служить психология детской игры. Ребенок сначала просто подражает поведению окружающих людей, например, примеряя различные роли (мамы, папы, знакомого и т.д.). Со временем ребенок начинает видеть себя в других и, осознавая себя как человека с определенными личностными характеристиками, он на основе того, кем хотят видеть его окружающие начинает различать понятия «Идеальное Я» и «Реальное Я». Данным соотнесением и различием занимался К. Роджерс [2].

«Идеальное Я» и «Реальное Я» никогда не совпадают у личности, так как самосознание противоречиво из-за того, что человек рассматривает себя под разными углами зрения. Данное противоречие между понятиями служит движущей силой самовоспитания.

Стоит указать, что теоретическим основанием для выдвижения и обоснования данной фазы является психологическая теория «Я - концепция». «Я - концепция», в понимании А.В. Кирьяковой, является относительно устойчивой, частично осознанной, неповторимая система представлений индивида о самом себе, с помощью которой он выстраивает взаимодействие с другими людьми и формирует отношение к самому себе [2].

Можно сказать, что «Я - концепция» - это так называемый итог того, что индивид сложил полную картину о себе из «пазлов» мнения окружающих людей.

В процессе преобразования личности преобразуется не только представление о себе как о личности с индивидуальными личностными качествами, но также происходит оценка себя как формирование критерия чувства собственного достоинства. Особенно в становлении «Я - концепции» играет соотношение личностью своего «Реального Я» и «Идеальное Я».

Самооценка является компонентом «Я - концепции» и служит рефлексивным отражением отношения человека к самому себе. В данном случае «Я» выступает параллельно как субъектом, так и объектом самоанализа.

Также как и «Я - концепция», самооценка строиться на основе оценки других людей

о себе.

О.Г. Дробницкий считает, что в моральном сознании способы отношения к себе выражаются с помощью таких понятий, как честь, личное достоинство, стыд, гордость собой и т.д., способствующие становлению на точку зрения общества в суждениях о себе.

В современных психологических исследованиях можно обнаружить довольно большое число примеров таких преобразований.

Преобразование внешних мнений и оценок в устойчивое представление о себе рассматривается в контексте феномена внутренней позиции личности О.А. Щербининой [4].

А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко в контексте исследования условий для сохранения семейного благополучия у детей группы риска развития асоциального поведения описывают методы и модели преобразования гедонистических моделей ориентаций на социально полезные у родителей [5].

Негативным примером преобразования могут служить трансформации ценностных ориентаций у агрессивных асоциальных подростков [6].

В период взрослости под влиянием осуществляемой профессиональной деятельности также происходят трансформации самосознания и самоотношения. Так, в публикациях А.В. Болдырева с соавторами детально описан процесс трансформации внешних экспектаций в сочетании с требованиями профессиональной деятельности у сотрудников уголовно-исполнительной системы в ценностные структуры, лежащие в основе профессиональных деструкций последних [7].

Все перечисленные конкретные модели преобразования обладают общей направленностью: от внешних оценок к внутренним установкам.

Таким образом, аналогично «Я - концепции», самооценка формируется изначально от представления других о себе, затем, при развитии личности, внешнее регулирование поведения человека постепенно уступает место внутреннему. Эволюция самооценки заключается в том, что оценку себя и своего поведения ребенком-школьником формируют родители и воспитатели. Затем самооценка в большей степени связывается с групповой принадлежностью. По мере развития ребенок, опираясь на уже имеющийся опыт оценки других людей о себе, самооценка становиться выше уровнем над оценками других людей.

Анализируя все выше сказанное, можно провести параллель формирования «Я-концепции», самооценки, представление о себе и так далее, о том, что все эти феномены по сути представляют собой результаты однородных процессов. Все эти процессы формируются из внешнего представления о себе от представления других людей, которые состоят в группе, членом которой и является личность, а затем переходят во внутреннюю форму восприятия себя. Процессом формирования умственных действий и внутреннего плана сознания через внешнее взаимодействие с предметами и социумом, а точнее его социальными формами общения, Л.С. Выготский назвал интериоризацией. Обратную сторону взаимосвязи внутренней и внешней стороны деятельности Выготский назвал экстериоризацией.

Таким образом, фаза преобразования личности заключается во взаимосвязи внешнего и внутреннего представления о себе. Причем внутреннее складывается на основе внешней стороны представлений о личности и служит базой для формирования собственного «Я». Поэтому так важно, чтобы еще в детстве ребенок мог получить как можно положительнее представление о себе, дабы не сформировать различные комплексы и травмирующие установки.

Литература

1. Мощенко, Л.С. Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем жизнестойкости (на примере студентов-психологов) / Л.С. Мощенко, Н.В. Дроздова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 133-140.

2. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188 с.

3. Зубова, Л.В. Обоснование системы критериев, способствующих определению уровней сформированности ценностных ориентаций личности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - № 8. - С. 120-126.

4. Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности // Вестник ОГУ. - 2006. - № 9 (59). - С. 79-86.

5. Назаренко, Е.В. К проблеме психологического сопровождения семьи как профилактики детского сиротства / Е.В. Назаренко, А.А. Кириенко // Вестник ОГУ. - 2014. -№ 3 (164). - С. 114-117.

6. Кириенко, А.А. К проблеме содержания направленности и её типов в отечественной и зарубежной научной литературе // Вестник ОГУ. - 2011. - № 2 (121). - С. 181-187.

7. Болдырев, А.В. Смысложизненные ориентации в структуре феномена профессиональных деструкций личности сотрудников уголовно) исполнительной системы / А.В. Болдырев, Л.В. Тхоржевская, Т.А. Болдырева // Вестник ОГУ. - 2011. - №2. - С. 84-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.