Научная статья на тему 'Я-концепция как основа становления субъектности при формировании позиции будущей профессиональной деятельности студентов медицинского вуза'

Я-концепция как основа становления субъектности при формировании позиции будущей профессиональной деятельности студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1338
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / САМООЦЕНКА / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SUBJECTNESS / PROFESSIONAL SELF-CONCEPTION / AXIOLOGICAL ORIENTATION / SELF-EVALUATION / AXIOLOGICAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хабарова Татьяна Сергеевна

Становление субъектности это процесс преобразования личности студента под воздействием приобретаемых профессионально значимых ценностных ориентаций. Субъектность студентов медицинского вуза можно рассматривать в качестве ведущего фактора не только формирования личности студента-медика, становления позитивного образа «я будущий врач», но и инновационного развития медицинского образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONTCEPT AS THE BASIS OF FORMATION OF SUBJECTIVITY WHEN FORMING THE POSITION OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL

The formation of subjectivity is a process of student’s personality transformation under the influence of acquired professionally significant axiological orientations. Subjectness of the medical students may be considered as the leading factor not only in personality formation of a medical student, establishment of positive “I am future doctor” image but innovative development of medical education on the whole.

Текст научной работы на тему «Я-концепция как основа становления субъектности при формировании позиции будущей профессиональной деятельности студентов медицинского вуза»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 143-149.

УдК 37.047 ББК 88.4

я-концепция как основа становления субъектностп при формировании позиции БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Т. С. Хабарова

ФГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия», Оренбург, Россия

Становление субъектности — это процесс преобразования личности студента под воздействием приобретаемых профессионально значимых ценностных ориентаций. Субъектность студентов медицинского вуза можно рассматривать в качестве ведущего фактора не только формирования личности студента-медика, становления позитивного образа «я — будущий врач», но и инновационного развития медицинского образования в целом.

Ключевые слова: субъектность, профессиональная я-концепция, ценностная ориентация, самооценка, ценностное самоопределение.

Изменения в социально-экономической и общественной жизни страны, темп жизни современного человека и модернизация всех сфер его деятельности выдвигают новые требования к личности. В системе высшего образования речь идёт о подготовке широко образованных, критически мыслящих специалистов, способных к разностороннему целостному видению и анализу сложных проблем жизни общества, к поиску нестандартных решений возникающих проблем.

Основным приоритетом педагогической деятельности в вузе становится целенаправленное и систематическое руководство становлением творческой личности, способной к самореализации, максимально подготовленной к выполнению основных социальных функций, личности с субъектной позицией. Задача образования состоит в создании условий обретения студентом личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальным результатом образования в этих условиях является развитие способности студента чувствовать себя как часть этого мира.

В условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире, остро встаёт вопрос о здоровье общества, которое во многом определяется деятельностью учреждений здравоохранения, конкретно деятельностью каждого медицинского работника.

Врач XXI в. должен быть высокообразованным, культурным, профессионально грамотным специалистом, способным самостоятельно и творчески трудиться на избранной стезе, уметь воедино объединять прошлое, настоящее и буду-

щее, опережать события и, конечно, быть приверженцем высших идеалов, напрямую связанных не только с феноменами жизни и смерти, но и с правами человека [4]. Сложившиеся обстоятельства требуют научного поиска путей становления субъектности студентов медицинского вуза.

Становление субъектности как новое направление в педагогической деятельности представлено в работе Т. А. Ольховой. Это целостный, динамически развёртывающийся во времени и пространстве университетского образования процесс расширения отношений к миру, себе и другим, который предполагает переход от центрированности на самом себе к ценностноконструктивному освоению и преобразованию себя и всего спектра жизнедеятельности студента [6]. Субъектность как педагогический феномен представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Становление субъектности всегда носит поэтапный характер, направлено на интериоризацию внешней деятельности студента и преобразование его личности в процессе развития ценностных ориентаций. Этот процесс включает:

- ценностно-смысловой анализ личностью отношений, поступков, действий других людей в определённых профессиональных ситуациях, позволяющих оценить себя как будущего специалиста на фоне деятельности других;

- динамическое моделирование и прогнозирование личностью своих действий в определённых

профессиональных ситуациях на основе ценностных ориентаций;

- оценку личностью отношений других людей к её поступкам и действиям в реальной ситуации, требующей реализации личностной и профессиональной концепции;

- проблемный анализ личностью своих достижений в определённых ситуациях;

- самоисследование личности, предполагающее развитие рефлексивных способностей осмысления себя и своих качеств в соотношении с предстоящей профессиональной деятельностью [6].

Постепенно на основе представления о себе в отдельных ситуациях, на основе мнения преподавателей и сокурсников складывается устойчивая субъектная позиция, придающая чувство профессиональной уверенности или неуверенности.

В аффективно-оценочном отношении студента к себе различают оценку своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная самооценка) и будущих достижений (потенциальная, или идеальная, самооценка), а также оценку того, что думают о нём другие (рефлексивная самооценка). Если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная выше актуальной, то это говорит о росте профессионального самосознания [5]. Наиболее важным для будущего врача является формирование положительной самооценки в целом. У студента, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворённость своей деятельностью, эффективность работы в целом.

Становление субъектности студента медицинского вуза можно рассматривать как сложный личностный механизм, играющий активную регулирующую роль в деятельности врача, с помощью которого возможно активное саморазвитие, сознательное формирование у самого себя профессионально значимых качеств личности, профессионального мастерства. Только в том случае, когда студент-медик знает, какими качествами он должен обладать и в какой мере у него развиты эти качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя. Происходит проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. Только знание и сопоставление личностью своих психологических особенностей с требованиями профессиональной деятельности может стимулировать у будущих врачей активность, направленную на самосовершенствование

и самовоспитание. Лишь в этом случае личность способна выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Движущей силой становления субъектности выступает ценностное самоопределение как процесс обретения студентом смысла, целей, ресурсов медицинского образования. Это управляемый процесс обогащения ценностных представлений о медицинской профессии на основе аккумулирования медико-биологических и клинических знаний, формирования практических умений в профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи и сохранению здоровья и жизни людей.

Категория «ценность» позволяет раскрыть внутреннюю сторону образовательного процесса как взаимосвязь личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации студента на ценности познания, культуры, самореализации. В нашем исследовании мы опираемся на теорию ориентации личности в мире ценностей А. В. Кирь-яковой, которая даёт педагогическую интерпретацию закономерностей развития ценностных ориентаций личности. Согласно этой теории, процесс ориентации — это восхождение личности к ценностям общества на основе диалектического закона возвышения потребностей. Процесс ориентации личности в мире ценностей включает в себя три взаимопроникающие стадии:

- присвоение личностью ценностей;

- преобразование личности на основе присвоенных ценностей;

- проектирование, создание ценностного образа будущего [3].

Таким образом, при рассмотрении процесса становления субъектности студентов медицинского вуза необходимо учитывать не только внешние обстоятельства, но и активизацию внутренних побуждений личности: мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, стремлений. Ценностное самоопределение предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни.

Профессия как ценность предполагает значимость для личности содержания её профессиональной деятельности, достижения успеха в профессии. Только когда жизненные ценности и смыслы студента совпадают с профессиональными ценностями, будет возможным становление

субъектной позиции. Основа становления субъектности — я-концепция будущего специалиста.

Существует понятийное разнообразие в определении «я». В философии это «центр индивидуального сознания» (Д. Юле), «владелец душевного и телесного состава» (В. А. Снегирёв), «мой выбор» (Ж. П. Сартр), «точка сборки самосознания, вплетённого в ткань бытия» (Г Г Шпет). Категория «я-концепция» в психологии трактуется как система образов «я» и образов человека (Т. Шибутани), мысли и мнения о себе (Ф. Райс), персонификация себя (С. И. Розум), совокупность установок, направленных на самого себя (Р. Бёрнс). В педагогики я-концепция неразрывно связана с субъектом как познательным деятелем (С. Л. Рубинштейн), основное проявление сознания и самосознания личности трактуется как противопоставление окружающему её миру (К. К. Платонов), это лицо индивидуальности, источник активности, ресурс и результат выделения человеком самого себя из окружающего мира, обеспечивающий единство самости (К. А. Абуль-ханова). Ядро становления и развития личности студента, формирования я-концепции — ценностные ориентации (Т. А. Ольховая, А. В. Кирь-якова).

Уже в 1920-х гг. (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) исследования юношеского возраста показали, что одной из основных его характеристик является поиск профессии. Это обусловлено не только детскими мечтами о будущей профессии или ролевой игрой, но и достижением определённого уровня развития, сформированностью способностей и интересов. Одним из первых заниматься этим вопросом специально начал Э. Г инцберг, который постулировал, что профессиональный выбор — это длительный, продолжающийся более десяти лет процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных решений. Он использовал интервьюирование, фиксировавшее эмоциональную окрашенность проблем, которые видят перед собой подростки и решение которых детерминирует ход профессионализации. Полученный материал позволил представить профессиональное развитие как последовательность качественно специфических фаз, где разделительным критерием выступают содержание и форма перевода индивидуальных импульсов в профессиональные желания. Аналогичные исследования проводились также в ФРГ У Джейдом [10].

В дальнейшем на основе стадиальной модели

Э. Гинцберга американский психолог Д. Сьюпер

создал теорию, в которой были учтены некоторые недостатки теории Э. Гинцберга: неиспользование общепсихологических закономерностей, механическое соотнесение профессиональных желаний и профессиональных реалий, недостаточность методического оснащения. Появилась самая популярная за рубежом теория профессионального развития. Она выдвинула следующие положения:

- люди характеризуются их способностями, интересами и свойствами личности;

- каждый человек подходит к ряду профессий, а профессия — к ряду индивидов;

- в зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор;

- профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз;

- особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями и т. д.;

- на разных стадиях развитием можно управлять, с одной стороны, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и, с другой, поддерживая индивида в его стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его я-концепции;

- в сущности, профессиональное развитие состоит в развитии и реализации я-концепции;

- взаимодействие я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни;

- удовлетворённость работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на стадии профессионального развития, называемые Д. Сьюпером стадиями пробуждения и исследования [11]. Так же как и для других теорий, основывающихся на работах Ш. Бюлера, Э. Роу, Д. Тидемана, О’Хары, для теории Д. Сьюпера характерно обращение не только к понятию стадиальности развития, но и к понятию я-концепции, которое получает у него весьма широкое и универсальное толкование.

Я-концепция — это внутреннее условие для понимания закономерностей процессов «само»: самооценки, саморегуляции, самореализации, самоосуществления, самодеятельности, самоорганизации и самоидентификации. Я-концепция организует внутреннюю сущность личности, её опыт, согласовывает цели, ценности, поступки и поведение. Формирование профессиональной я-концепции происходит при наличии у студентов представлений о сути врачебной деятельности, с которой они знакомятся в процессе обучения в медицинском вузе.

Я-концепция — явление развивающееся, обладающее способностью к изменению, с одной стороны, стремлением к сохранению равновесия, стабильности, с другой, что связано с системой противоречий, предполагающей разные выборы, пути решения. Противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями являются постоянными движущими силами развития специалиста и становления его профессионального «я». По мере роста профессионализма представление о себе «я — будущий врач» меняется. Оно расширяется за счёт включения новых признаков профессии, что предъявляет новые требования к человеку-профессиона-лу, меняются сами критерии оценивания себя как профессионала.

Некоторые зарубежные авторы связывают профессионализм студентов медицинских вузов с понятием «профессиональная устойчивость». Напряжённая и крайне ответственная ежедневная работа врача осуществляется в постоянно меняющихся условиях. Преодоление сложностей и постоянный вызов — неизбежные аспекты выбранной профессии. Стрессовые ситуации могут подорвать профессиональную практику. Задача медицинских вузов заключается в подготовке будущих врачей к сложностям их профессиональной деятельности, в формировании профессиональной устойчивости. Необходимо создавать сложные ситуации, связанные с медицинской практикой и развивать качества, которые помогут справиться с трудностями в профессиональной деятельности. Будущий врач должен уметь ставить перед собой цели и добиваться их. Это постепенно приводит к уверенности, к вере в собственные силы, к развитию лидерских способностей [8]. Медицинский социолог A. Antonovsky признаёт, что устойчивость помогает управлять собой в стрессовых ситуациях,

выявить существенное, быстро найти пути решения. Сложные ситуации, в свою очередь, содействуют развитию профессиональной устойчивости [9].

Студент медицинского вуза с устойчивой субъектной позицией характеризуется, как правило, высоким уровнем способности к саморазвитию, самопознанию, самоанализу своих чувств и опыта, твёрдой верой в свои возможности. Такие студенты имеют высокую инициативность, настойчивость, уверенность, организованность, отличаются гибкостью поведения. У них чётко выражены ценности, направляющие их на личностнопрофессиональное развитие. Всё вышеперечисленное определяет разные стратегии врачебной деятельности, выстраивает разные модели взаимодействия врача и пациента в столь ответственной и социально-важной профессии.

Казалось бы, медицина добилась потрясающих достижений, но ни на заболеваемости, ни на показателях смертности, ни на продолжительности жизни людей это принципиальным образом не сказывается. В зарубежной медицине появился специальный термин — сотрНапсе (от англ. «уступчивость») — явление выполнения или невыполнения пациентом предписаний врача. Проявляется или в беспорядочном приёме лекарств, или в несистематическом проведении процедур, в произвольном уменьшении пациентом доз лекарств или, напротив, в передозировке. Именно с этим фактором связывают зарубежные врачи значительный процент неэффективного лечения. Невыполнение пациентами врачебных назначений и рекомендаций, в основе которого, в свою очередь, лежит отсутствие взаимопонимания врача и пациента, играет, безусловно, большую роль среди причин неэффективности. По данным социологического исследования, 57 % опрошенных не имеют полного доверия к лечащим врачам. Это весьма значительный показатель, достойный того, чтобы на данное явление было обращено критическое внимание врачей. Невыполнение пациентами назначений и рекомендаций — серьёзнейшая проблема современной врачебной практики.

Какую роль играет отношение пациента к врачу, зависит ли от него эффективность врачебной деятельности? Должен ли врач принимать во внимание отношение к нему пациента и стремиться сформировать это отношение? Сотрудниками кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета

им. Н. И. Пирогова в 2008 г. был проведён социологический опрос москвичей по широкому спектру проблем, касающихся отношения пациентов к врачам. В опросе приняли участие 463 пациента московских больниц. Опрошенные в возрасте 25-35 лет составили 41 %, 36-45 лет — 18 %, 4560 лет — 25 %, старше 60 лет — 14 %.

По мнению 63 % опрошенных, успешность лечения зависит от личности лечащего врача, 28 % — от методов лечения, качества лекарственных средств, 12 % — от уровня и статуса лечебного учреждения.

Неэффективность лечения связывают с уровнем медицинской подготовки врача 67 %, с человеческими качествами врача, с недостатком человеколюбия — 27 %, с другими факторами — 7 % [12].

Совершенно очевидно, что без таких составляющих, как уровень профессионализма и качество личности врача, задача улучшения медицинской помощи вряд ли может быть успешно решена. Любой, даже самый высочайший уровень технического обеспечения лечебного процесса может быть обесценен нарушением правовых и моральных норм профессионального общения, равнодушием, агрессивностью, недоброжелательностью.

Общество и отдельный человек должны испытывать доверие к врачу, т. к. ему доверяют самое важное — жизнь и здоровье, свои, своих детей, близких и родных людей. Доверие к врачу необходимо, чтобы человек не только обратился к нему, но и выполнял его рекомендации и назначения. Это доверие надо обеспечить и получить. Почему один врач умеет так выстроить свою профессиональную деятельность, что пациенты легко рассказывают о проблемах своего здоровья и волнующих вопросах. Другой же специалист озабочен прежде всего ведением и оформлением текущей документации, а пациенты, выходя из кабинета такого врача, смело утверждают о низком качестве медицинского обслуживания и недостаточном профессионализме. На основе отношения отдельного пациента к отдельному врачу складывается не только благополучие пациента и врача, но и социальное доверие к профессиональному врачебному сообществу, как на уровне оценки качества медицинской помощи, так и на уровне её смысла и предназначения.

Комиссия Общественной палаты РФ по охране здоровья представила результаты социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и текущего состояния здравоохранения в России на 2011 г.

Выяснилось, что профессия медика не очень престижна, при этом врачи и пациенты расходятся во мнениях о причинах негативных тенденций.

По данным репрезентативного общероссийского опроса граждан, почти половина опрошенных (43 %) считает, что престиж профессии врача низкий, 27 % — средний, 19 % — высокий.

Мнение практикующих врачей о состоянии здравоохранения несколько оптимистичнее: менее половины (43 %) расценивают состояние данной сферы как плохое, в то время как среди населения таких 53 %.

Причины падения престижа профессии врача у разных групп опрошенных отличаются. Так, граждане (пациенты) отмечали недостаточный профессиональный уровень подготовки медработников (50 %), их отрицательные человеческие качества (48 %), платность и дороговизну медицинских услуг (35 %), некачественную организацию работы в медучреждениях, отсутствие порядка (35 %).

По мнению врачей и студентов медицинских вузов, причины падения престижа заключаются в низком уровне заработной платы (73 %), негативном отношении СМИ к врачам (49 %), а также плохом финансировании здравоохранения в целом (38 %).

В силу этого очевидно, что обязательство и стремление к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию — неотъемлемый элемент профессионализма врача. У специалиста со сформированной субъектной позицией, как правило, происходит яркое переживание своего «я», проявляющееся в личностном росте, в способности воспринимать и чувствовать все проявления своего «я», в ответственности за свой выбор, за свои поступки, в честности, в мужественности, в ежедневном труде выявления собственных возможностей, в постоянном стремлении вперёд. Такой врач всегда будет востребован, а его работа оценена пациентами. Чёткая профессиональная позиция, ценностно-ориентированная профессиональная деятельность, ощущение себя субъектом деятельности имеют принципиальное значение для успешной лечебной работы и общей картины здравоохранения в России.

Заключение. Таким образом, особенности врачебной деятельности, обусловленные повышенной степенью ответственности за жизнь и здоровье пациентов, определяют специфику становления субъектности будущих медицинских работников. Профессиональное самоопределение

студента медицинского вуза как процесс формирования профессионального сознания и способ самореализации достигается благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, охватывающих весь жизненный путь человека. Вместе с расширением знаний человека о себе как о будущем враче, о мире будущей профессии, с ростом субъектных возможностей с одновременным усложнением

профессиональных задач, происходит становление субъектности. Понимание такой значимости всех перечисленных механизмов позволяет рассматривать становление субъектности студентов медицинского вуза в качестве ведущего фактора не только формирования личности студента-ме-дика, становления позитивного образа «я — будущий врач», но и инновационного развития медицинского образования в целом.

Список литературы

1. Абульханова, К. А. Способность сознания личности как субъекта жизни / К. А. Абульханова // Мир психологии. 2006. № 2. С. 80-95.

2. Агапов, В. С. Фундаментальные идеи С. Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания и я-концепции субъекта // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / под ред. К. А. Абульхановой, С. В. Тихомировой. М. : ИПРАН, 2011. С. 234-246.

3. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей / А. В. Кирья-кова. М. : Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 318 с.

4. Косарев, И. И. Педагогические аспекты высшего медицинского образования / И. И. Косарев, А. В. Попков. М. : ФГУП, 2003. 274 с.

5. Маркова, А. К. Психология профессонализма / А. К. Маркова. М., 1996. 308 с.

6. Ольховая, Т. А. Становление субъектности студента университета / Т. А. Ольховая. Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 186 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М. : Наука, 1997. 512 с.

8. Howe, A. Towards an understanding of resilience and its relevance to medical training / A. Howe, A. Smajdor, A. Stockl // Medical Education. 2012. Vol. 46, is. 4. P. 349-356.

9. Antonovsky, A. Unraveling the Mystery of Health : How People Manage Stress and Stay Well. San Francisco, CA : Jossey-Bass, 1987. 218 р.

10. Siefert, K. Н. Theorien der Berufswahle urn der beroflichen Entwicklung / K. H. Seifert, H. H. Eckhardt, W. Jaide. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen, 1977. P. 173-279.

11. Super, D. E. Vocational Development: A Framework of Research / D. E. Super. New York, 1957. 256 p.

12. URL: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research/document10530.shtml

Сведения об авторе

Хабарова татьяна Сергеевна — старший преподаватель кафедры иностранных языков Оренбургской государственной медицинской академии, Оренбург, Россия. vita_2@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333). Education and Healthcare. Issue 3. P. 143-149.

SELF-CONTCEPT AS THE BASIS OF FORMATION OF SUBJECTIVITY WHEN FORMING THE POSITION OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL

T. C. Khabarova

Senior Lecturer ofForeign Languages Department of Orenburg State Medical Academy, Orenburg, Russia. vita_2@mail. ru

The formation of subjectivity — is a process of student’s personality transformation under the influence of acquired professionally significant axiological orientations. Subjectness of the medical students may be considered as the leading factor not only in personality formation of a medical student, establishment of positive “I am future doctor” image but innovative development of medical education on the whole.

Keywords: subjectness, professional self-conception, axiological orientation, self-evaluation, axiological

self-determination.

references

1. Abulhanova, K. A. Ability consciousness person as the subject of life / K. A. Abulhanova // The world of psychology. 2006. № 2. P. 80-95.

2. Agapov, V. S. Fundamental ideas S. L. Rubinstein in modern studies of self-consciousness and ego-con-ception entity // Philosophic and psychological legacy S. L. Rubinstein / V. S. Agapov, S. V. Tihomirova. M. : IPRAN, 2011. P. 234-246.

3. Kiryakova, A. V. Axiology of education. The orientation of the individual in the world values / A. V. Kiryakova. M. : House of pedagogics, IPK GOU OGU, 2009. 318 p.

4. Kosarev, I. I. Pedagogical aspects of higher medical education / I. I. Kosarev, A. V. Popkov. M. : Federal state unitary enterprise, 2003. 274 p.

5. Markov, A. K. Psychology professonalizma / A. K. Markova. M., 1996. 308 p.

6. Olkhovay, T. A. formation of the subjectivity of a University Student / T. A. Olkhovay. Orenburg : IPK GOU OGU, 2006. 186 p.

7. Rubinstein, S. L. Man and world / S. L. Rubinstein. M. : Nauka, 1997. 512 p.

8. Howe, A. Towards an understanding of resilience and its relevance to medical training / A. Howe. A. Smajdor, A. Stockl // Medical Education. 2012. Vol. 46, is. 4. P. 349-356.

9. Antonovsky, A. Unraveling the Mystery of Health : How People Manage Stress and Stay Well. San Francisco, CA : Jossey-Bass, 1987. 218 p.

10. Siefert, K. H. Theorien der Berufswahle urn der beroflichen Entwicklung / K. H. Seifert, H. H. Eckhardt, W. Jaide. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen, 1977. P. 173-279.

11. Super, D. E. Vocational Development: A Framework of Research. New York, 1957. 256 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research/document10530.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.