ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА: МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ
При внедрении компетентностного подхода в содержание образовательного процесса проблема профессионального становления и саморазвития специалистов приобретает особую значимость. Профессиональное становление представляет собой формирование не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности: инициативы, способности к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации, саморазвитию. Саморазвитие, включающее в себя ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценку, мотивацион-но-волевые компоненты, целеполагание, рефлексию, начинается с подросткового возраста, но студенческий возраст является наиболее сензитивным периодом для профессионального и личностного развития. Следовательно, обучение в вузе является своеобразным ресурсом для дальнейшего профессионального саморазвития личности, которое проявляется в стремлении к продолжению образования, профессиональном развитии в рамках специальности, освоении смежных профессий, личностном совершенствовании. В статье приводятся результаты исследования мотивационно-ценностного аспекта профессионального саморазвития личности студента, проведенного автором в 2014 году на базе Оренбургского государственного медицинского университета. Определено, что в иерархии мотивов выбора профессии врача наиболее значимыми являются утилитарный мотив («желание получить образование, чтобы помогать себе и близким»), моральный мотив («приносить пользу людям») и социальный мотив («благородная профессия»). Мотив «саморазвития и самореализации» также является ключевым для студентов. В иерархии ценностей получение образования и повышение уровня своей образованности студенты ставят на первое место, что проявляется в преобладании ценности развития себя, профессиональных способностей, стремления к реализации и повышению квалификации. Следовательно, мотивы выбора профессии студентов тесно связаны с их ценностными ориентациями. Формирование профессионального саморазвития личности студента в образовательном процессе вуза будет эффективным, если саморазвитие рассматривается как профессионально значимое личностное образование будущего медицинского работника, и в образовательном процессе реализуются соответствующие педагогические условия и предпосылки. Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная мотивация, ценности, саморазвитие, профессиональное саморазвитие, личность, студент медицинского вуза.
В.В. Неволина, канд. психол. наук, доцент, кафедра общей психологии, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург, Россия, [email protected]
В настоящее время внутреннюю и внешнюю политику цивилизованных стран определяет концепция здорового образа жизни. Врач определяется Всемирной организацией здравоохранения как гарант обеспечения здоровья пациентов, важная роль отводится медицинскому обслуживанию. В силу быстрого развития социальных и фармацевтических процессов
медицинское образование должно обеспечивать готовность будущего медицинского работника к интенсивному саморазвитию в профессионально-личностном плане. Происходящие в настоящее время социально-экономические изменения предполагают усиление ответственности врача перед пациентом и обществом в целом, следовательно, профессиональное станов-
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
ление медицинского работника представляет собой не только формирование профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессионально значимых личностных качеств: инициативы, способности к самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию. Формированию профессиональных компетенций в медицинском образовании традиционно уделяется особое внимание, в то же время личностному развитию на протяжении всего периода продуктивной деятельности врача, компетенциям саморазвития внимания уделяется недостаточно.
Проблемой саморазвития в педагогике и психологии занимались как классики (Г.А. Цукерман, А.А. Ухтомский, Г. К. Се-левко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Абульханова-Славская, К.Я. Вазина), так и современные исследователи (В.И. Андреев, Н.Р. Битянова, Е.А. Власова, Л.Н. Куликова, В.Г. Маралов, Н.Ш. Чинкина, И.А. Шаршов). Анализируя работы указанных авторов, можно заключить, что саморазвитие представляет собой вид деятельности личности, направленный на позитивное изменение своих личностных и профессиональных качеств. Как целенаправленная деятельность саморазвитие способствует непрерывному самоизменению личности, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовер-шенствования1. Системообразующими компонентами профессионального саморазвития личности являются самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализация личности в его профессиональном становлении2.
Ряд отечественных исследователей (Г. А. Цу- :
керман, В.И. Андреев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Слав-ская, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчи-ков), анализируя саморазвитие личности,
Как целенаправленная деятельность саморазвитие способствует непрерывному самоизменению
личности, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования.
Необходимо создавать среду, способствующую развитию профессиональных мотивов и интересов, мотивационно-ценностного отношения к профессиональному росту, что обеспечивает профессиональное становление и саморазвитие личности студента.
— определенная иерархия ценностей, отражающая приоритеты общечеловеческих ценностей;
— развитие потребностно-мотивацион-
ной сферы, основанной на личностной системе ценностей;
— развитая «Я-концепция» как результат самопознания и самоопределения;
— стратегия жизни, соответствующая личностными ценностями,
притязаниями и индивидуальным устремлениям;
— сформированность эмоциональной сферы, эстетического идеала, нравственных чувств;
— социальная ответственность личности, способность к разнообразной деятельности;
— рефлективность, высокая требовательность к себе, сознательная саморегуляция;
— развитая коммуникация как гарантия компетентности в общении3.
Следовательно, на основе анализа психо л ого-педагогической литературы, с учетом особенностей студенческого возраста, специфики социокультурной среды медицинского вуза в структуре профессионального саморазвития личности студента можно выделить следующие компоненты:
— мотивационно-ценностный (мотивы выбора профессии, мотивация к учебной деятельности, готовность к самосовершенствованию в профессиональной деятельности, степень выраженности профессиональных мотивов и интересов, личностные смыслы, ценностные ориентации);
— деятельностный (профессиональные знания, умения, познавательная активность
и самостоятельность);
— рефлексивный (рефлексия, самооценка).
Саморазвитие, по мнению психоло-
выделяют следующие его характеристики: гов (И.С. Кон, В.И. Слободчиков, Г.А. Цу-
керман), начинается с подросткового возраста, но студенческий возраст является наиболее сензитивным периодом для профессионального и личностного совершенствования. Главнейшими новообразованиями этого возраста являются: развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе, или Я-концепции, формирование жизненных планов, продвижение процессов личностного и профессионального самоопределе-ния4.
На этапе обучения в вузе происходит формирование профессионально важных качеств будущего специалиста, структуры профессиональных ценностей. Именно на младших курсах обучения в медицинском вузе происходит настройка профессионального саморазвития, закладывается вектор личностного саморазвития, его величина, направление, скорость и постоянство. Следовательно, необходимо создавать среду, способствующую развитию профессиональных мотивов и интересов, мотива-ционно-ценностного отношения к профессиональному росту, что обеспечивает профессиональное становление и саморазвитие личности студента медицинского вуза. Профессиональное саморазвитие медицинского работника проявляется в стремлении к продолжению образования, профессионально-
му развитию в рамках специальности, освоению смежных профессий, личностном саморазвитии.
Актуальность проведенного исследования, направленного на изучение мотива-ционно-ценностного аспекта профессионального саморазвития личности студента медицинского вуза, обусловлена тем, что мотивация выбора профессии направляет и регулирует поведение, определяет степень активности, инициативы и личностной заинтересованности студентов в обучении5. Ценности же являются ориентиром профессиональной и социальной активности, обращены к достижению личностных и профессиональных целей6.
Исследование проводилось в 2014 году на базе Оренбургского государственного медицинского университета. В нем принимали участие студенты первого курса лечебного факультета, выборка составила 134 человека в возрасте 17—20 лет.
С целью изучения мотивационно-цен-ностного компонента профессионального саморазвития личности студентов использовались анкетирование (студентам предлагалось выбрать из списка наиболее значимые и второстепенные мотивы выбора профессии врача), а также диагностика социальных ценностей личности Н.П. Фети-скина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова; мор-
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
фологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина; ценностный опросник Ш. Шварца.
По результатам проведенного исследования в иерархии мотивов выбора профессии врача наиболее значимыми для 42% студентов являются утилитарный мотив («желание получить образование, чтобы помогать себе и близким»), для 30% испытуемых — моральный мотив («приносить пользу людям»), для 19% — социальный мотив («благородная профессия»). Мотивы «саморазвития и самореализации», «желание быть высокообразованным культурным человеком», «возможность заниматься интересной, содержательной работой» являются значимыми для 12% студентов медицинского вуза.
Результаты исследования жизненных ценностей личности свидетельствуют о том, что для студентов медицинского вуза на первом месте в профессиональной сфере стоит ценность развития себя и своих профессиональных способностей, стремление к наиболее полной их реализации, повышению квалификации. Ценность материального положения занимает также высокое место. Студенты стремятся к расширению своих социальных связей и к установлению благоприятных взаимоотношений с окружающими людьми, о чем свидетельствует преобладание ценности активных социальных контактов. Среди студентов медицинского университета значимыми ценностями являются также безопасность, достижения, социальность, самоопределение. Ценности достижения и самоопределения, относящиеся к индивидуальным, свидетельствуют о выраженной потребности у студентов достижения личного успеха и получения социального одобрения, важности автономности и независимости7.
Следовательно, получение образования и повышение уровня своей образованности студенты медицинского университета ставят на первое место, что проявляется в преобладании у них ценности развития себя и своих профессиональных способностей, стремления к наиболее полной реализации, повышению квалифи-
кации. Будущая профессиональная деятельность и благополучные семейные отношения, ценность активных социальных контактов также занимают важное место в иерархии жизненных сфер испытуемых.
Среди доминирующих групп ценностей у 41% студентов преобладают индивидуальные ценности, к которым относятся «достижение», «самоопределение», «социальная власть», у 32% — коллективные ценности, такие как «конформизм», «поддержка традиций», «социальность». 27% опрошенных студентов выражают смешанные ценности: «безопасность», «зрелость», «социальная культура», «духовность». Это свидетельствует о преобладании индивидуальных ценностных ориентаций испытуемых, нацеленных на удовлетворение собственных целей и потребностей.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что мотивы выбора профессии студентов медицинского вуза тесно связаны с их ценностными ориентациями: утилитарному мотиву «желание получить образование, чтобы помогать себе и близким» соответствуют индивидуальные ценности, моральному мотиву «приносить пользу людям» соответствуют коллективные ценности, социальный мотив «благородная профессия» соотносится с социальными ценностями, мотивы «саморазвитие и самореализация», «возможность заниматься интересной, содержательной работой» связаны с предпочитаемыми в профессиональной сфере ценностями.
Данные, полученные на основе комплекса психо л ого-педагогических методов и методик, позволили распределить студентов на группы с различным уровнем развития мотивационно-ценностного компонента профессионального саморазвития личности. Показателем высоко -го уровня саморазвития является четко выраженное эмоционально-ценностное отношение к учебно-познавательной деятельности. В основе выбора профессии медицинского работника у таких студентов лежат мотивы самоопределения и самосовершенствования. Ярко выражены познавательный интерес и самостоятельность. Для
Образование как система педагогического обеспечения саморазвития личности участников образовательного процесса представляет собой потенциал для активизации личностного роста будущих специалистов.
среднего уровня развития в целом характерно эмоционально-ценностное отношение к профессии медицинского работника. В основе выбора профессии лежат социальные мотивы самоопределения. В учебной деятельности проявляется познавательная активность и самостоятельность. В группу с низким уровнем вошли студенты, у которых эмоционально-ценностное отношение к профессии медицинского работника явно не выражено. В основе выбора профессии лежат узколичностные мотивы и мотивы, отражающие отношение к ним преподавателей и однокурсников. Познавательные интересы и активность выражены слабо.
На основе теоретического анализа проблемы и опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что среди психо л ого-педагогический условий, способствующих профессиональному становлению и саморазвитию личности студентов медицинского вуза, можно выделить:
— организацию образовательного процесса с выраженной ориентацией на профессию медицинского работника;
— интеграцию образовательных технологий саморазвития личности студента медицинского вуза, направленных на формирование личности, способной занять самостоятельную позицию, способности к самообразованию, самосовершенствованию;
— развитие у студентов способности к взаимодействию, профессионально-коммуникативной компетентности посредством обучения как традиционным формам коммуникации, так и дистанционным (компьютерно-опосредованная коммуникация);
— актуализацию рефлексивности личности студента медицинского вуза;
— развитие потребностно-мотивацион-ной сферы, основанной на личностной системе ценностей.
Следовательно, образование как система педагогического обеспечения саморазвития личности участников образовательного процесса представляет собой потенциал для активизации личностного роста будущих специалистов. При этом формирование профессионального саморазвития личности будущего медицинского работника в образовательном процессе вуза будет эффективным, если саморазвитие личности будет рассматриваться как профессионально значимое личностное образование и в образовательном процессе заданы и реализованы указанные педагогические условия и предпосылки. ^
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
2. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека: Концепции, технологии. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. 256 с.
3. Алешина С.А. Саморазвитие личности студента в образовательном процессе педагогического колледжа / автореф. дис. канд. пед. наук., Оренбург, 2003. 24 с.
4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с.
5. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев: Радянська школа, 1980. 143 с.
6. Пчелина И.В., Дьяченко В.Г. Профессиональная ориентация в подготовке врачей (учебно-методическое пособие). Хабаровск: Издательский центр ДВГМУ, 2004. 145 с.
7. Степанова Н.В., Неволина В.В. Мотивация выбора профессии врача и ценностные ориентации студентов медицинского вуза // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6(49). С. 239-241.
PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF MEDICAL STUDENT'S PERSONALITY: MOTIVATIONAL AND VALUE ASPECT
V.V. Nevolina, Candidate of psychology, Docent, the department of common psychology,
Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia, [email protected]
With introduction of competence approach in the content of educational process the problem of professional formation and self-development become very important. Professional formation is a formation of professional
knowledge, skills and abilities, but also meaningful personal qualities which are necessary for successful professional activity: initiative, capability to self-knowledge, self-perfection and self-actualization, self-development. Self-development, including value orientations, personal senses, self-appraisal, motivational and volitional components, targeting and reflection, begins with adolescence, but student time is more sensitive for professional and personal development. Hence, education in university is some kind of resource for future professional self-development of personality, which can be exposed in desire for continuation of education, preofessional development in the frames of specialty, mastering of related professional and personal perfection. This article provides the research's results of motivational and value aspect of student's professional self-development, which was conducted by the author in 2014 on the base of Orenburg State Medical University. It is defined that in the hierarchy of medical profession choice's motives the most meaningful is a utilitarian reason («a wish to get an education in order to help yourself and people nearby»), moral reason («to bring benefit for people») and social one («a noble profession»). The reason of «self-development and self-actualization» is also a key one for students. In the hierarchy of values the getting education and growing level of personal knowledge are set by students on the first place what is exposed in prevalence of self-development, professional abilities, desire for realization and rise of qualification. It means that the profession's choice is closely connected with their value orientations. Formation of professional self-development of student's personality in educational process in university will be efficient if self-development is considered as a professionally meaningful personal education for future medical worker and in educational process if the correspondent pedagogical conditions and preconditions are realized correctly.
Key words: competence approach, professional motivation, values, self-development, professional self-development, personality, student of medical University.
References
1. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyi kurs dlia tvorchesk-ogo samorazvitiia [Pedagogy: Training course for creative self-development]. Kazan,Tsentr innovatsionnykh tekh-nologii Publ., 2000. 608 p.
2. VazinaK. Ia. Model' samorazvitiia cheloveka: Kontsept-sii, tekhnologii [The model of self-development: Concepts, technology]. N. Novgorod, VGIPI Publ., 1999. 256 p.
3. Aleshina S.A. Samorazvitie lichnosti studenta v obrazovatel'nom protsesse pedagogicheskogo kolledzha. Av-toref.dis. k.p.n. [Self-development of student's personality in the educational process of pedagogical College.Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.].Orenburg, 2003. 24 p.
4. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniia i samorazvitiia: Ucheb. posobiedliastud. sred. ped. ucheb, zavedenii [The basics of self-discovery and self-development.Textbook for students of pedagogical educational institutions].
Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiia» Publ., 2004. 256 p.
5. Pavliutenkov E.M. Formirovanie motivov vybora profes-sii [The formation of the motives of choice of profession]. Kiev, Radians'ka shkola Publ., 1980. 143 p.
6. Pchelina I.V., D'iachenko V.G. Professional'naia ori-entatsiia v podgotovkevrachei (uchebno-metodicheskoe po-sobie) [Professional orientation in the training of doctors (teaching manual)]. Khabarovsk,Izdatel'skiitsentr DVG-MU Publ., 2004. 145 p.
7. Stepanova N.V., Nevolina V.V. Motivatsiia vybora pro-fessii vracha i tsennostnye orientatsii studentov meditsinsk-ogo vuza [Motivation of choice of the medical profession and the value orientation of medical students]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia — The world of science, culture, education, 2014, no. 6(49), pp. 239-241.