Мазова С.В.
Оренбургский педагогический колледж №1 им. Н.К. Калугина E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье представлен генезис проблематики субъектности в психолого-педагогических исследованиях. Обоснован выбор ценностно-синергетического подхода как методологической основы исследования проблемы становления субъектности. Обсуждаются основные точки зрения на структуру субъектности педагога, обозначены ценности, присвоение которых определяет варианты становления субъектности будущих педагогов.
Ключевые слова: субъект, субъектность, ценностно-синергетическая концепция, субъектно ориентированные образовательные ситуации.
Современная ситуация цивилизационного развития приводит к необходимости переоценки роли человека в социуме. Развитие человека как субъекта деятельности является целью современного образования. Сформировать это свойство у обучающихся способен педагог, сам обладающий субъектностью. Субъектность педагога как профессиональное качество, обеспечивающее возможность выполнения профессиональной деятельности на высоком уровне, становится сегодня объектом государственной политики, выражающей социальный заказ на подготовку современного конкурентоспособного учителя, активно содействующего реализации образовательных проектов национального масштаба. Эта идея находит отражение и в государственной образовательной инициативе «Наша новая школа», смысл которой заключается в создании современной школы, способной раскрыть личность ученика, его субъектный потенциал.
Термин «субъектность» в явной или неявной форме присутствует в основных концепциях отечественной психологии и педагогики, обращенных к изучению человека как субъекта деятельности. Общей тенденцией, которая прослеживается в работах отечественных исследователей, является представление о том, что именно личность выступает носителем специфических свойств субъекта. Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет собой ее новое системное качество, которое определяет специфику жизнедеятельности человека. Идея субъектности личности представлена в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.А. Петровского, В.А. Татенко, Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова и др.
С.Л. Рубинштейн указывает, что субъект-ность проявляется не столько в познавательном и деятельностном отношении к миру, сколько в отношении к другим людям. Личностные свойства отражают позицию человека в обществе и степень приобщенности его к миру человеческой культуры. Выход личности с уровня «Я - общество» на уровень «Я - Ты», открытие Другого как личности, способность строить отношения с Другим предполагает качественно новый уровень развития человека как личности, а именно - его субъектности [11].
Субъектные свойства Б.Г. Ананьев анализирует в отношении преимущественно внешнего мира, хотя и предполагает изменения человеком самого себя в ходе его практической деятельности, но скорее с целью усиления направленного воздействия на внешний мир, чем для изменения себя под влиянием этого воздействия [3, с. 247].
Ряд авторов считают, что в субъектности доминирующим оказывается отношение к другим людям. «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [12, с. 262-263]. Субъектность нельзя понимать исключительно как внутреннюю (интенцио-нальную) характеристику личности. Человек не может быть единственным источником развития своей субъектности.
Как отмечает Л.И. Анцыферова, отношения личности реципрокны. Человек не только сам «относится», но и фокусирует в себе отношения других людей. Реципрокность отношений заявлена в
понятии «отраженная субъектность», под которой понимается идеальная представленность одного человека в другом (А.В. Петровский).
Субъектность как отношение - интегративное свойство, вбирающее в себя компоненты различных структур организации личности и уровней психического. В каждый конкретный момент времени жизни человека субъектность вбирает в себя «достижения» развития самосознания, мотивационно-смысловой и ценностной сфер. В первую очередь субъектность сама служит основой, на которой «произрастают», например, профессиональные способности, профессиональное саморазвитие.
Связь субъектности с мотивационно-смысловой сферой личности можно обнаружить в работах, выполненных в русле теории деятельности. В теории деятельности А.Н. Леонтьева личность находится как бы внутри деятельности и представлена как ее внутренний, в первую очередь мотивационный активатор и регулятор. Субъектность тесно связана с мотивацией: потребностями, установками, эмоциями, целями, мотивами. «Действительный путь исследования личности заключается в изучении тех трансформаций субъекта, которые создаются самодвижением его деятельности в системе общественных отношений» [6, с.180-181].
В исследованиях А.Г. Асмолова субъектность рассматривается как одна из системных характеристик деятельности, раскрывающая внутренний план последней. Высшей формой субъектности А.Г. Асмолов считает личностный смысл, придаваемый событиям и действиям. Если человек относится к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности, то выполнение этой деятельности принимает у него характер решения задачи и переносится на личностный смысл. Отметим, что в педагогическом плане важна не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности.
Рассматривая проблему субъекта психической активности, В.А. Татенко выделяет основные мотивационно-операциональные механизмы субъектности:
- целеполагание собственного развития и себя как регулятора этого процесса;
- выбор, нахождение, продуцирование психологических средств для достижения поставленной цели;
- принятие решений для максимального достижения поставленной цели при любых возможных условиях;
- исполнение принятых решений;
- оценка результатов и анализ причин достигнутой степени успешности;
- накопление индивидуального опыта, фиксация результатов и способов развития своей психики и собственных субъектных качеств [15].
При этом, несмотря на возможные сбои в развитии данных механизмов, способности к самосознанию и саморазвитию остаются показателями субъектности.
В теории самопричинности личности, развиваемой В.А. Петровским, определяемой характеристикой личности является субъект-ность - полагающая себя причинность индивида в его взаимоотношениях с миром. «Быть личностью, - пишет В.А. Петровский, - значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром... Быть личностью - значит быть субъектом предметной деятельности. Быть личностью - это быть субъектом общения. Наконец, быть личностью - означает быть субъектом деятельности самосознания» [9, с. 8-11].
Представленные варианты трактовки исследуемого феномена не являются противоречащими друг другу, они лишь выражают различные аспекты субъектности. Субъектность характеризует человека, способного к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других, к выработке собственных целей и средств их достижения. Субъект зачастую является носителем инновационных идей.
Задача педагогического исследования субъектности состоит не в констатирующем описании наличного бытия человека и особенностей проявления им субъектных качеств. Оно предполагает оценку реального бытия личности с позиций идеальных представлений о нем, то есть ценностных отношений, аксиологического императива. Конструктивная оценка несоответствия реального состояния бытия идеальному представлению о нем (реального и идеального «образов Я») образует противоречие, являющееся движущей силой становления субъектности. Это один из ведущих вариантов понимания субъектности не как данности определенного временного этапа жизни человека, а
как динамического, процессуального образования, имеющего свои причины и следствия.
Особое место в психолого-педагогических исследованиях занимает вопрос о субъектнос-ти педагога. Педагог как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, оценивать способы деятельности, предвидеть результаты, вносить нововведения. Субъектность педагога определяет его самообразование, саморазвитие и креативность.
В исследованиях Л. Aбдалиной, И. Бережной субъектность педагога понимается как активность, направленная на самопознание, самоопределение, саморазвитие. Важнейшей характеристикой субъектности является ее про-цессуальность, бесконечность и открытость, что подчеркивает динамичный характер профессионализма, т. к. нельзя стать профессионалом раз и навсегда. Субъектную позицию рассматривают как комплексную характеристику психологических аспектов деятельности личности в соответствии с ее способностями, состояниями, отношением ее к задачам, с одной стороны, с ее стратегией и тактикой - с другой, объективной динамикой деятельности - с третьей. Субъектность как высший уровень развития личности способствует осуществлению естественного состояния человеческого потенциала - реализуемости [1].
С позиции H.H. Aзарко, педагог как элемент в системе профессиональной деятельности становится носителем субъектных качеств, так как: осознает смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную субъектную позицию; наделен видением индивидуальных способностей учеников и умением выстраивать обучение в соответствии с этими способностями; умеет организовать процесс качественных образовательных изменений ученика; способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности [2].
Специфика субъектности педагога, по мнению E.H. Волковой [4], состоит в том, что учитель относится не только к себе как к субъекту собственной деятельности, но и к учащимся как к субъектам их собственной деятельности. Структуру субъектности педагога образуют следующие компоненты: сознательная творческая активность, способность к рефлексии, осознание собственной уникальности, понимание и
принятие другого. Изменение содержания хотя бы в одном из этих компонентов не позволяет говорить о субъектности педагога. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагогической.
В исследовании Т.А. Махрачевой ведущим мотивом развития субъектности педагога является мотив самоутверждения в профессиональных отношениях. Осознание значимости педагогической профессии связано с освоением смысла педагогической деятельности как сферы, в которой личность может полностью самореализоваться; потребность в продуктивной педагогической деятельности, в результате которой развивается субъектность обучающихся, выступает как потребность в самореализации.
С точки зрения Т.О. Смолевой, субъектная позиция педагога проявляется в способности быть стратегом в профессиональной деятельности и выражается в индивидуальном стиле педагогической деятельности. Стремление к проявлению педагогами субъектной позиции способствует значительному повышению профессионального мастерства и культуры. Субъектная позиция современного педагога выражается в следующих аспектах: мировоззренческом (отношении к человеку, к миру в целом); дидактическом (знание разнообразных концепций обучения и воспитания); методическом (умение выбирать эффективные технологические приемы обучения и воспитания); исследовательском (владение навыками опытноэкспериментальной деятельности) [14].
Полагаем необходимым обозначение аксиологического компонента субъектности педагога. Успешное решение педагогом стратегических, тактических, оперативных задач предполагает не только сформированность многообразных компетенций, но и наличие внутреннего ориентира, регулятора поведения - ценностных ориентаций. В структуре профессионализма педагога они выступают смыслообразующим ядром профессиональной деятельности, раскрывают идеальные цели и смыслы, с помощью которых педагог определяет для себя предназначение своей деятельности. Упорядоченная совокупность ценностей, иерархизированная по критерию их значимости, ориентирует его в профессии, регулирует отношения с учащимися, коллегами, является критерием оценки и самооценки результатов профессиональной дея-
тельности и взаимодействий. Педагог в выбранных ценностях опредмечивает свои индивидуальные силы, творит, реализуя свой личностный потенциал, определяя траекторию и стратегию развития своего профессионализма. На наш взгляд, различные варианты становления субъектности педагога могут быть определены следующими ценностными ориентациями: ориентация на личность ученика как на ценностную доминанту; ориентация на предмет как ценность; ценностная доминанта внешних показателей результативности образовательного процесса и собственной педагогической деятельности; ориентация на мнение педагогического коллектива как ценность; ориентация на инновационные педагогические технологии.
Поскольку педагогическое профессиональное образование является важнейшим этапом развития личности будущего специалиста, в процессе получения профессионального педагогического образования происходит развитие не только интеллектуальной сферы студента, но и преобразование его внутреннего мира, считаем возможным рассмотрение профессионального образования как сензитивного периода становления субъектности студентов.
Становление субъектности будущего педагога в образовательном пространстве «колледж-вуз» мы рассматриваем, опираясь на ценностно-синергетический подход (А.А. Ворожби-това, В.В. Маткин, Т.А. Ольховая). В построении исследования мы исходили из того, что методологически значимыми для разработки проблемы становления субъектности будущих педагогов, с одной стороны, являются положения педагогической интерпретации синергетического подхода:
- система (личности, образования, субъект-ности) сама формирует свою границу;
- развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично;
- концепции самоорганизации открывают новое измерение в управлении стихийными процессами становления и саморазвития, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования; наиболее важным элементом такого регулирования мы рассматриваем ценностный потенциал педагогического образования;
- регулирование (управление) процессом становления субъектности должно быть направлено прежде всего на «запуск» механизмов
самоорганизации, потенциально заложенных в личностной системе индивида;
- регулирование должно учитывать «деликатность» механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его человечной, т. е. гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию.
С другой стороны, обозначены методологические ориентиры аксиологии, позволяющие рассмотреть профессиональное педагогическое образование как реальную возможность становления субъектности студентов, как создание условий самоорганизации предстоящей профессиональной деятельности (изучение типичных стимулов и барьеров в становлении субъектно-сти студентов): личностные смыслы получаемых знаний, определяемых перспектив, целей; восхождение к личностным и профессиональным ценностям; поиск вариантов субъектной реализации целей и ценностей; мотивация достижений; культура смыслопорождения собственной деятельности студента.
Aнализ проблемы становления субъектности будущего педагога предполагает обоснование концептуальных положений исследования и разработку конкретных педагогических технологий, способных решить эту задачу в практической плоскости. Обращение к ценностносинергетической концепции становления субъектности, предложенной T.A. Ольховой, позволило представить систему принципов педагогического регулирования исследуемого феномена [8].
Принцип аксиологичности. Образование является основным каналом приобщения будущего специалиста к ценностям культуры, образования и профессии. Aксиологизация образования, согласно теории AÆ. Кирьяковой, определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но определяет его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей ценностно ориентирующей функции образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности. От того, насколько развит аксиологический потенциал личности будущего педагога, в значительной мере зависят его профессиональная жизнь и качество его профессиональной деятельности. Субъектность тракту-
ется нами как структура аксиологического порядка, ценностные ориентации - базовый компонент ее становления.
Принцип открытости. Данный принцип является исходным и при анализе образовательной системы «колледж - вуз» как пространства становления субъектности будущих педагогов. Открытость образовательной системы предполагает, что за исходное начало берется не система как целое в ее статичном состоянии, а человек с его неповторимостью развития. Открытое образование - новое качество образования, для которого характерны следующие ценностные и технологические доминанты:
- ориентация на жизнь в открытом и меняющемся мире;
- диалог и толерантность как ценности демократического сознания;
- образование как средство личностной самореализации и достижения социального успеха;
- ценностное равенство различных источников образования (уважительное отношение к личному опыту студента как источнику образования);
- ценность для становления человека эмоционально окрашенных событий в образовательном процессе;
- образование как средство созидания и образование за счет созидательной (деятельной) активности;
- ценность совместной деятельности и общения;
- гарантия педагогической помощи и поддержки студента в проблемных ситуациях.
Реализация принципа открытости на уровне каждого студента предполагает необходимость овладения им культурой выбора и соор-ганизацией им различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу. При этом собственная образовательная программа студента имеет аксиологический характер, так как отражает параметры изменений, заданные им самим.
Принцип диалогичности. Диалогичность предполагает построение субъект-субъектных отношений на разных уровнях взаимодействия в процессе образовательной деятельности. Только диалог создает оптимальный психологический режим для полноценных и открытых взаимоотношений между людьми, с его помощью запускаются самые глубинные механизмы ста-
новления субъектности, которые обеспечивают возможность позитивного личностного развития студента, раскрепощения его творческих возможностей.
Принцип корпоративности. Корпоративность в нашем исследовании прежде всего связана со взаимным и совместным развитием, возникающим в процессе совместной жизнедеятельности студентов: занятиях в аудиториях, работе на педагогической практике, дружеских отношениях и т. д. Корпоративное мышление, так же как и корпоративная культура, рождается, когда люди вместе развиваются, обогащают друг друга новыми идеями, не только в профессиональном смысле, но и личностном. Важным элементом корпоративности является выбор определенных позиций, в центре которых система ценностей и норм, разделяемая всеми или большинством студентов. Данный принцип раскрывается в нашем исследовании через понятие «коллективный субъект» (К.М. Гайдар, A.R Донцов, AÆ Журавлев).
Принцип дополнительности дает возможность рассматривать становление субъектнос-ти как совокупность взаимодополняющих процессов самости (самопостижения (самопознания), самоактуализации, самообразования, самореализации) и образовательной деятельности как инициирующей эти процессы. Эвристическое значение данного принципа в контексте исследования проблемы становления субъектности заключается и в возможности представления двух способов существования субъектно-сти - в качестве потенциальной возможности и действительности.
Принцип событийности. Суть этого принципа в контексте исследования заключается в следующем: становление субъектности необходимо рассматривать как последовательность связанных друг с другом событий, которые будут переживаться студентами как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающей действительности (образовательном пространстве «колледж - вуз»). В этом случае освоение студентами содержания педагогического образования будет сопровождаться осознанием роста своих возможностей. A ведь возможность - это взаимодополнительность свойств самого человека и явлений окружающей реальности. Принцип событийности также подчеркивает значи-
мость случая как поворотного (конструктивного) момента становления субъектности будущего педагога.
Принцип взаимодействия самоорганизации и организации. В соответствии с этим принципом необходимо учитывать механизмы взаимосвязи и взаимодействия самоорганизации и организации в становлении субъектнос-ти будущего педагога. Если самоорганизация выступает объективным основанием для активизации деятельности студента, то организация является способом упорядочивания отмеченной инициативы в том или ином виде. Это означает, что активизация «переводится» на новый уровень возможного анализа. Спонтанность в становлении субъектности может привести и к негативным последствиям, поэтому она нуждается в корректировке и поддержке со стороны преподавателя, организующая роль которого должна быть направлена на инициирование и поддержку процессов развития, гибкое упорядочивание внешних факторов.
^званные выше принципы составили концептуальную основу проектирования и реализации субъектно ориентированных образовательных ситуаций. Субъектно ориентированные ситуации - это специально конструируе-
мые педагогические ситуации (фрагменты образовательного процесса), актуализирующие проявление субъектных качеств, востребующие субъектный опыт, содержащие высокий потенциал развития субъектности студентов.
Итак, проведенное теоретическое исследование позволяет определить субъектность будущего педагога как целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в совокупности деятельностей и их продуктивности, в самоорганизации своего поведения, в способности согласовывать замысел и реализацию, в способности преобразовывать себя и окружающую действительность, в ответственном отношении к себе, собственной образовательной и предстоящей профессиональной деятельности. Становление субъектности будущего учителя как динамичный процесс, разворачивающийся во времени и пространстве педагогического образования, характеризуется культивированием уникального опыта студента и приобретением новых аксиологических характеристик личности будущего педагога (личностные смыслы получаемых педагогических знаний, восхождение к личностным и профессиональным ценностям, поиск вариантов субъектной реализации ценностей).
19.04.2010
Список использованной литературы:
1. Aбдалина Л., Бережная И. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки // Высшее образование в России. -2008. - №10.
2. Aзарко H.H. Развитие субъектности и субъективности будущего учителя начальной школы в системе профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2007.- №5. - С. 62-63.
3. Aнаньев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. A.A. Бодалева. - М., 1996.- С. 247.
4. Волкова E.H. Субъектность педагога: теория и практика: Aвтореф. дисс....док. психол. наук. - М., 1998, 38 с.
5. Кирьякова AÆ. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. - Оренбург, 1996. - 189 с.
6. Леонтьев A.H. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 180-181.
7. Махрачева ТА Теоретическая модель управления развитием субъектности учителя в условиях повышения квалификации // Вестник ТГУ. - 2009. - №6 (74). - С. 192-195.
8. Ольховая TA. Становление субъектности студента университета: Монография (научный руководитель AÆ. Кирьякова). - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - 186 с.
9. Петровский ВА. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону, 1996.- С. 8-11.
10. Петровский ВА. Личность: феномен субъектности. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993. - 66 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2002.- 683 с.
12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. -СПб.: Питер, 2003.- 512 с.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М., 2000. - С. 159.
14. Смолева Т. О. Субъектная позиция педагогов в период их профессионального становления // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №2. - С. 44-48.
15. Татенко ВА. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психол. журн. - 1995. - №3.- С. 18-21.
Сведения об авторе: Мазова Светлана Викторовна, преподаватель Оренбургского педагогического колледжа №1 им. Н.К. Калугина, Оренбург, ул. Волгоградская, 1, тел. (3532)360470, e-mail: [email protected]
Mazova S.V.
Conceptual bases of the problem research of subjectivity formation of future teachers Genesis of subjectivity problems at psychological-pedagogical researches is presented in this article. The author proves the choice of value-synergetic approach as a methodological base of research of subjectivity formation problem. Also the author discusses general points of view on the structure of a teacher’s subjectivity, indicates values, appropriation of which determines the variants of subjectivity formation of future teachers. Key words: subject, subjectivity, value-synergetic conception, subjective-oriented educational situations.
Bibliography:
1. Abdalina L., Berezhnaya I. Professionalism of the educationalist: components and assessment criterions // Higher education in Russia. - 2008. - №10.
2. Azarko N.N. The development of the subject and subjectivity of the future primary-school teacher in the system of the professional education // High professional education. - 2007. - №5. - C.62-63.
3. Ananiev B.G. The psychology and the problems of studying a person / Under the editorship of A.A. Bodalev. - M., 1996. -C. 247.
4. Volkova E.N. The subjectivity of the educationalist: theory and practice: Abstract of a thesis. Doc. of psychology. -Moscow, 1998, 38 c.
5. Kiriakova A.V. The theory of orientation of the person in the world of values: Monography. - Orenburg, 1996. - 189 c.
6. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. The person. - M., 1975. - C.180-181.
7. Mahracheva T.A. Theoretical model of the direction of the development of the subjectivity of the teacher in the conditions
of the professional development // Vestnik TSU. - 2009. - №6 (74). - C. 192-195.
8. Olhovaia T.A. The subjectivity formation of the university student: Monography (Scientific adviser A.V. Kiriakova). -Orenburg: OSU, 2006. - 186 c.
9. Petrovskiy V.A. The person in the psychology: the subject paradigm. - Rostov-on-Don, 1996. - C.8-11.
10. Petrovskiy V.A. The person: the subject phenomenon. - Rostov-on-Don: RSPU, 1993. - 66 c.
11. Rubinstein S.L. Bases of the general psychology. - St. Petersburg, 2002. - 683 c.
12. Rubinstein S.L. Being and consciousness. The human and the world. - St. Petersburg.: Piter, 2003. - 512 c.
13. Slobodchikov V.I., Isaiev E.I. The psychology of the personal development. - M. 2000. - C. 159.
14. Smoleva T.O. The subject position of the educationalists in the period of their professional formation // High professional education. - 2010. -№2. - C.44-48.
15. Tatenko V.A. The subject of the psychological activity: the search of the new paradigm // Psychological magazine. -1995. - №3. - C.18-21.