Научная статья на тему 'ФАЗА ПРИСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТЬЮ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

ФАЗА ПРИСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТЬЮ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / AXIOLOGY / CULTURAL VALUES / VALUE ORIENTATION / PERSONAL VALUES / PERSONALITY ORIENTATION / PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якимова К.А., Ковалевская Т.С.

В статье освещается проблема становления духовного мира личности, и влияние культуры на этот процесс. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что ценностные отношения затрагивают все сферы жизни человека и занимают одну из главенствующих ролей при формировании поведения индивидуума. Целью данного исследования является анализ формирования ценностной ориентации личности и роль присвоения ценностей культуры в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHASE OF ASSIGNMENT OF VALUES OF CULTURE BY PERSONALITY AS A BASIS FOR FORMING VALUE ORIENTATION

The article highlights the problem of the formation of the spiritual world of the individual, and the influence of culture on this process. The urgency of this problem is due to the fact that value relations affect all spheres of human life and occupy one of the leading roles in shaping the behavior of an individual. The purpose of this study is to analyze the formation of the value orientation of the individual and the role of attribution of cultural values in this process.

Текст научной работы на тему «ФАЗА ПРИСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТЬЮ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

УДК 159.923.2

ФАЗА ПРИСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТЬЮ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Якимова К. А., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: yakimova.ru@mail.ru

Ковалевская Т.С., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

e-mail: Kovalevskaya_tatyanka@inbox.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье освещается проблема становления духовного мира личности, и влияние культуры на этот процесс. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что ценностные отношения затрагивают все сферы жизни человека и занимают одну из главенствующих ролей при формировании поведения индивидуума. Целью данного исследования является анализ формирования ценностной ориентации личности и роль присвоения ценностей культуры в данном процессе.

Ключевые слова: аксиология, культурные ценности, ценностная ориентация, личностные ценности, ориентация личности, саморазвитие личности.

В современном обществе ценности закладываются ребенку не только его родителями, но и его ближайшим окружением, будь это сверстники или учителя, а также обществом, например, при помощи СМИ или интернета. Среди факторов, в наибольшей мере влияющих на ценностное освоение окружающей действительности ребенком, ведущим выступает содержание. А содержание ориентации ребенка, в свою очередь, всегда детерминировано социокультурной ситуацией развития общества в целом. Формирование ориентации личности - очень сложный процесс, являющийся основой для ее становления и способности к дальнейшему саморазвитию ребенка. Именно поэтому данная проблематика не теряет свою актуальность.

Многолетний опыт педагогов позволяет выделить три фазы процесса ориентации личности: присвоение ценностей общества личностью; преобразование личности на основе присвоенных ценностей; прогноз, проектирование, целеполагание, обеспечивающие формирование «образа будущего» [2].

Самой важной, на мой взгляд, является первая фаза - фаза присвоения ценностей. Именно она отвечает за создание целостного образа мира. Культурные ценности служат материалом для формирования ценностного отношения к окружающей действительности, и, как результат, происходит становление ценностных ориентаций во всех сферах жизнедеятельности индивидуума. У человека формируются убеждения, сквозь призму которых он будет смотреть на мир всю свою жизнь.

Однако важно учитывать то, что формирование происходит не за счет логической обработки информации, а благодаря эмоциям. По мнению Аиды Васильевны Кирьяковой, именно благодаря чувственному компоненту человеку задается цель - поступать с определенным содержанием. Открывая для себя окружающий мир, он оказывается направленным на те стороны окружающей действительности, условия взаимодействия с которыми позволяют ему реализовать себя наиболее полно, которые приносят ему наибольшее удовлетворение [5].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что синтезированный, цельный образ мира, ценностное отношение к нему - это первый результат процесса ориентации, основанный на познании, а также результат отражения и осмысления полученных впечатлений, в который вплетены микросостояния человеческой души, эмоций и при этом, проекция своих впечатлений о мире и отношений других людей к явлениям окружающего мира [3]. Человек формирует субъективную значимость для каждого объекта, поступка, явления и даже собственной мысли, что, несомненно, имеет огромное социальное значение.

Но если мы все выросли в одном обществе, почему люди реагируют на подобные ситуации в одних и тех же условиях по-разному? Психология издавна описывала и изучала зависимость восприятия от того, «что нужно человеку в данный момент» - от актуальности его потребностей и мотивов. Леонтьев А.Н. говорил, что такое смещение само по себе не беспочвенно и выражается не в неадекватности образа (хотя иногда это и происходит), а в том, что оно позволяет активно проникать в реальность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что личностный смысл, формируемый в процессе освоения действительности, - это определенный уровень индивидуального сознания, подчеркивающий субъективность личностных особенностей картины мира, отражаемой человеком [1].

Также имеет огромное значение, что формирование ценностной ориентации познание окружающего мира часто опосредовано другими людьми - родителями, учителями, сверстниками и их эмоционально-личностной оценкой, ведь их модели поведения ребенок пронесет с собой во взрослую жизнь, поэтому при воспитании необходимо учитывать важность эмоционального подкрепления [6]. То, что говорят взрослые в окружении ребенка должно соответствовать действительности, иначе он будет чувствовать себя обманутым.

Формирование суждений и систематизация знаний в образ мира является кульминацией в формировании индивидуального сознания. Выработка собственного мнения в форме умозаключения - значимый скачок в сознании, который выводит его на уровень мировоззрения.

Характеризуя развитие личности, ее возвышение, стоит отметить, что человек в этом случае перестает быть рабом непосредственно ситуации, а действия его, становясь опосредованными, могут определяться не только стимуляцией, исходящей из окружающего мира, но и целями и задачами, лежащими за ее пределами: они становятся избирательными и волевыми; именно эти черты характеризуют деятельность человека и отличают её от поведения животных.

Однако нравственно зрелый человек часто не может однозначно ответить на простой вопрос ребенка «хорошо это или плохо?», потому что одно и то же действие оценивается в зависимости от его контекста, последствий, мотивов и многого другого. Отсюда возникает проблема сложности морального выбора, оценки, самооценки. И тут вступает в действие механизм выбора. В действительности психологическая ситуация выбора всегда насыщена многочисленными аргументами «за» и «против». Это соблазны, искушения, представления о моральности и нормальности поведения, универсальные императивы [4]. Так же формирование сознания нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения, в ходе которого складываются не только моральные понятия, но и чувства, привычки и другие бессознательные компоненты морального образа личности.

Таким образом, присвоение ценностей в качестве начальной фазы процесса ориентации - основа, обеспечивающая всё последующее развитие процесса. От качественной характеристики продуктивности этой фазы, от богатства духовного мира личности, постоянно пополняемого на других стадиях развития процесса ориентации, зависит та моральная «вершина», которую сможет овладеть человек.

Литература

1. Кирьякова, А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования / А.В. Кирьякова // Вестник ОГУ. - 1999. - № 1. - С. 13-19.

2. Педагогическая аксиология: учеб. пособие / А.В. Кирьякова [и др.]. - Москва: НИЦ ИНФРА-М., 2016. - 320 с.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 187 с.

4. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-154.

5. Зубова, Л.В. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: монография / Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.