Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / AXIOLOGY / CULTURAL VALUES / VALUE ORIENTATION / PERSONAL VALUES / PERSONALITY ORIENTATION / PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татанкина Д.А., Якимова К.А.

В статье анализируется проблематика ориентации личности в мире ценностей, и психологические закономерности, сопровождающие этот процесс. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что ценностные отношения затрагивают все сферы жизни человека и занимают одну из главенствующих ролей при формировании поведения индивидуума. Целью данного исследования является анализ психологических закономерностей процесса ориентации личности и способы воздействия на него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL REGULARITIES OF THE PROCESS OF PERSONALITY ORIENTATION IN THE WORLD OF VALUES

The article analyzes the problems of orientation of the individual in the world of values, and psychological patterns that accompany this process. The urgency of this problem is due to the fact that value relations affect all spheres of human life and occupy one of the leading roles in shaping the behavior of an individual. The purpose of this study is to analyze the psychological laws of the process of orientation of the individual and how to influence him.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 159.923.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОРИЕНТАЦИИ

ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ

Татанкина Д.А., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: tatankina.dasha@list.ru

Якимова К.А., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: yakimova.ru@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье анализируется проблематика ориентации личности в мире ценностей, и психологические закономерности, сопровождающие этот процесс. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что ценностные отношения затрагивают все сферы жизни человека и занимают одну из главенствующих ролей при формировании поведения индивидуума. Целью данного исследования является анализ психологических закономерностей процесса ориентации личности и способы воздействия на него.

Ключевые слова: аксиология, культурные ценности, ценностная ориентация, личностные ценности, ориентация личности, саморазвитие личности.

В современном мире очень сложно выстраивать такие процессы, как обучение, воспитание; трудно понимать человека, его культуру, его мотивы, менталитет, ведь все это зависит не только от самой личности, но и от тех ценностей, которые сформировались у личности в процессе его жизни. Поэтому сейчас многие педагоги, психологи, спортивные тренеры, бизнес-коучи, маркетологи так заинтересованы в изучении психологии и закономерностей процесса ориентации личности в мире ценностей.

Ценности - это некая значимость, полезность для личности тех или иных духовных, материальных, природных, объектов или явлений.

Очень много исследований посвящено раскрытию понятия ценности по отношению к личности, и каким образом происходит процесс развития личности, так, например, Л.С. Выготский первый ввел в психологию такое понятие, как «социальная ситуация развития». По мнению Л.С. Выготского, развитие личности возникает в результате освоения ею культурных ценностей, которое тесно связанно с процессом общения, то есть, смыслы и значения начинают формироваться исключительно в отношениях между людьми, в частности, в прямых социальных контактах ребенка с взрослыми, сверстниками, и затем, посредством интериоризации, «вращиваются» в сознание человека.

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, ценности «производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека». В своих исследованиях Б.Г. Ананьева, пишет, что характеристики личности зависят не только от процесса развития личности, но и от социума, в котором она развивалась и росла. Она отмечает, что человек формирует свои ценности, ценностные ориентации, социальные роли, опираясь на опыт своего социального окружения, а также статус, роли и ценностные ориентации, которые образуют, по словам Б.Г. Ананьева, первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, вместе с ними, характер и склонности человека.

Согласно выше сказанному можно добавить, что ценности - это свойства личности, которые начинают формироваться и закладываться с ранних лет жизни человека, то есть с детства. Так, согласно мнению, Л.И. Анцыферовой, что связанно с формированием, развитием, приобретением личности определенных ценностных ориентаций возникает в результате прямого воздействия на нее общества. Анцыферова подчеркивает, что социум показывает свою систему ценностей, а человек, на основе этого формирует свои собственные идеалы.

В.Г. Алексеева в своих научных исследования дает такую формулировку ценностных ориентаций, как форма принятия социальных ценностей в деятельность и поведение личности, как переход ценностей социума в ценности самой личности.

Д.Н. Узнадзе пишет, что на личность оказывает воздействие внешняя среда, и, после этого, происходит процесс преломления в сознании и только после этого происходит процесс осмысления.

Осмысление, «объективация» явлений внешнего мира в процессе индивидуального опыта, приводит к постоянному расширению установок человека. Аналогичная роль смысловых образований в формировании собственно ценностей личности раскрывается в работах Ф.Е. Василюка, Б.С. Братуся, Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолова, В.Э. Чудновского, В.И. Слободчикова, Д.А. Леонтьева, других отечественных авторов.

В своих исследованиях М. Рокич, определяет «ценности», как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Ценности личности, по мнению М. Рокич, имеет следующие признаки:

- ценности зарождаются и продолжают развитие в культуре;

- воздействие ценностей можно увидеть во всех человеческих феноменах, которые заслуживают изучения;

- все личности обладают схожими друг с другом ценностями, хоть и в разной мере;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы.

Рассматривая исследования Ш. Шварца и У. Билски, можно заметить, что они аналогично дают определение ценностей, как и все выше перечисленные ученные.

В своих исследованиях К.А. Абульханова-Славская, провела различения понятий личностных изменений и развития личности. Она рассматривала человека, как устойчивую систему характерных для него отношений, и предполагает, что его развитие связано с основными личностными отношениями. Данные отношения, по ее мнению, неизменны и составляют «Ядро» личности, а изменение этих отношений не парциальное, как при внешних, случайных изменениях, а осуществляется исключительно системным образом.

По ее словам, что связано с изменением личности в процессе всей жизнедеятельности происходит за счет стрессовых жизненных обстоятельств под воздействием временных расхождений, самого человека, а также его мотивации и внутренней силы.

Процесс ориентации можно рассматривать по-разному. С точки зрения динамического подхода, ориентация - это процесс, который разворачивается в пространстве или во времени. Процесс ориентации - это закономерно-развивающийся процесс, создающий условия для собственного развития и является причиной самодвижения. На основании многих исследований была выдвинуто предположение, что процесс ориентации состоит из ряда фаз:

1 фаза - присвоение ценностей общества личностью. Данная фаза ознаменуется тем, что в ней происходит формирование ценностного «образа мира», служащего основой для создания ценностного отношения к явлениям окружающей действительности. Тут производится развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах.

2 фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей. Здесь происходит развитие и изменения процесса ориентации. На этой фазе, другими словами, происходит самопознание. Человек начинает познавать себя и здесь происходит процесс приобретения новых характеристик: переоценка ценностей, их дифференциация и стабилизация. Теоретическим основанием для выдвижения этой фазы служит теория «Я-концепции».

3 фаза - прогноз, целеполагание, проектирование, обеспечивающее формирование «образа будущего». На данном этапе процесс ориентации формирует собственную шкалу ценностей. Это ведет к тому, что процесс ориентации личности и отношение к окружающей действительности создают совершенно новые характеристики - пространственно-временную трехмерность, ценностные ориентации и самосознание - формируется жизненная перспектива. Теоретической основой для выдвижения этого положения является теория прогнозирования.

Необходимо заметить, что данные фазы всегда работают синхронно.

Наполняемость данных фаз зависит от множества факторов: диапазона ценностного познания, способности к прогнозированию, глубины самосознания, рефлексии. При этом наиболее осязаемыми являются возрастные проявления (возможности) личности. В связи с этим следует сказать, что наиболее совершенными, открытыми для наблюдения являются характеристики фазы, которые проявляясь совпадают, резонируя в процессе ориентации с сензитивными новообразованиями возраста. Говоря более подробно, первую фазу можно заметить в дошкольном и младшем школьном возрасте; вторая фаза процесса преобразования наблюдается в подростковом возрасте, а третья фаза процесса прогноза - в юношеском.

Таким образом, можно сделать вывод, что ценности - это некий духовный, материальный, природный, значимый для человека объект или явление. Также можно добавить, что ценности - это свойства личности, которые начинают формироваться и закладываться с ранних лет жизни человека. Так, согласно мнению, Л.И. Анцыферовой, процесс ориентации - это закономерно-развивающийся процесс, который сам создает условия для своего развития и является причиной собственного самодвижения. На основании многих исследований была выдвинуто предположение, что процесс ориентации состоит из ряда фаз: в первой фазе происходит процесс овладения ценностей социума человеком; на второй фазе начинается процесс, который называется преобразование, суть данной фазы заключается в том, что человек начинает заниматься само познанием и совершенствует себя; на третей фазе выстраивается своя шкала ценностей и формируются жизненные перспективы. Все данные фазы по развитию ориентации работают синхронно. Наполняемость фаз зависит от разных факторов, как внутренних, так и социальных, которые непосредственно влияют на формирование и становление ценностей личности в процессе его жизнедеятельности.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989. - 248 с.

2. Зубова, Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном Российском обществе с позиции интегрального подхода / А.А. Харькова, Л.В. Зубова // Вестник ОГУ. - 2013. - № 2 (151). - С. 96-100.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / Кирьякова А.В. - Оренбург, 1996. - 187 с.

4. Зубова Л.В. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: монография / Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 175 с.

5. Педагогическая аксиология: учеб. пособие / А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Л.В. Мосиенко, ТА. Ольховая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.