Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ШКОЛЬНИКОВ / ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО / SCHOOL STUDENTS'' VALUES / VALUES / AXIOLOGY / PEDAGOGICAL AXIOLOGY / THE RELATIONSHIP OF THE SUBJECTIVE AND OBJECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиева Г.И.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена важностью изучения ценностных ориентиров школьника, которые необходимы для его всестороннего развития. Статья направлена на раскрытие взаимосвязи субъективного и объективного в развитии ценностных ориентиров школьников. Ведущим в рассмотрении данной вопроса является аксиологический подход. Выявлены основные проблемы в сфере современного образования, затрудняющие формирование и развитие ценностных ориентиров школьников, представлены способы их решения. Материалы статьи могут быть полезны для студентов, преподавателей психологических и педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF SUBJECTIVE AND OBJECTIVE IN THE DEVELOPMENT OF VALUABLE CENTERS OF SCHOOLCHILDREN

The urgency of the problem under study is due to the importance of studying the schoolchildren’s values, which are necessary for his all-round development. The article is aimed at disclosing the relationship of the subjective and objective in the development of school students' value reference points. Leading in the consideration of this issue is the axiological approach. The main problems in the field of modern education, which impede the formation and development of students' valuable reference points, are revealed, and the ways to solve them are presented. The article materials can be useful for students, teachers of psychological and pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ

Галиева Г.И., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: gulchataika96-29@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена важностью изучения ценностных ориентиров школьника, которые необходимы для его всестороннего развития. Статья направлена на раскрытие взаимосвязи субъективного и объективного в развитии ценностных ориентиров школьников. Ведущим в рассмотрении данной вопроса является аксиологический подход. Выявлены основные проблемы в сфере современного образования, затрудняющие формирование и развитие ценностных ориентиров школьников, представлены способы их решения. Материалы статьи могут быть полезны для студентов, преподавателей психологических и педагогических вузов.

Ключевые слова: ценностные ориентиры школьников, ценности, аксиология, педагогическая аксиология, взаимосвязь субъективного и объективного.

Ускорение темпа современной жизни, быстро меняющаяся экономическая и геополитическая обстановка, бурное развитие высоких технологий - так можно охарактеризовать начало XXI века. Стремительно меняющийся мир каждый день бросает вызов современной системе образования, проверяя ее качество и устойчивость. При этом особое внимание уделяется воспитанию и обучению подрастающего поколения. В последнее время общество сталкивается с такими проблемами, как рост детской и подростковой агрессии, деформация ценностей молодежи, потеря нравственных и духовных ориентиров. В связи с этим, научные работы, посвященные изучению проблемы формирования и развития ценностных ориентиров подрастающего поколения, приобретают все большую актуальность.

Проблема развития ценностных ориентиров личности является одним из предметов изучения в философии, социологии, психологии и во многих других дисциплинах. Однако интегрирующим данные области знаний звеном является аксиология - наука о теориях ценностей, которая окончательно сформировалась в самостоятельное направление лишь в начале XX века. Отечественные философы С.Ф. Анисимов, В.П. Тугаринов, К.А. Абульханова-Славская и ряд других авторов в качестве центральных понятий аксиологии выделяют следующие термины: «ценности», «ценностные ориентации», «ценностное отношение», «аксиологический потенциал».

В трудах отечественных и зарубежных ученых существуют различные определения понятия ценности. Приведем некоторые из них, на наш взгляд наиболее интересные и наиболее полно раскрывающие смысл данной философской категории.

Б.С. Братусь рассматривает ценности как осознанные смыслы жизни.

По М.С. Кагану ценность это «...значение данного предмета для субъекта, это отношение, причем специфическое., поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом.. .Ценность возникает в объектно-субъектном отношении, не будучи ни качеством объекта, ни переживанием другого объекта - человека».

Д.М. Архангельский дает кратное и емкое определение: «Ценности - это ориентиры субъективной деятельности в мире социальных отношений».

Из предложенных выше дефиниций можно заключить, что ценности обладают регулятивно-целевым и ориентирующим значением, выступая в качестве норм и идеалов для человека в системе общественных отношений.

Для ценностей характерна сложная многоуровневая структура. Они существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений. И субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. Данная закономерность создает определенные трудности в изучении и решении ценностных проблем [5].

В аксиологии помимо ценностей не меньшее внимание уделяется и понятию ценностных ориентаций. В работах А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелекесова, Т.А. Ольховой, Л.В. Мосиенко ценностные ориентации обозначаются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение личности и программируют ее будущее [4].

В.И. Мясищев описал механизм образования ценностных ориентаций, включающий в себя несколько этапов:

1) постепенное усвоение определенных ценностей, в процессе которого личность становится носителем этих ценностей;

2) выработка собственного отношения к новому объекту как к ценному или не имеющему значения с позиции уже закрепленных в его сознании ценностей. Инструмент определения ценности этого объекта, средство и способ выражения отношения к нему - это оценка;

3) закрепление общественных ценностей в сознании и их превращение в устойчивые личностные новообразования - ценностные ориентации.

С точки зрения В.А. Ядова и П.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации являются необходимыми компонентами структуры личности, так как в них концентрируется жизненный опыт, накопленный личностью в онтогенезе. Опираясь на ценностные ориентации, личность решает многие жизненные вопросы. Ценностные ориентации определяют поведение личности и ее отношение к окружающему миру. Важным является и то, что формирование ценностных ориентиров во многом способствует процессу развития личности в целом.

В обществе непрерывно и одновременно происходят два важных процесса. Это создание новых ценностей и передача культурного наследия от одного поколения к другому. Процесс культурной преемственности не может останавливаться ни на минуту, иначе это приведет к упадку культуры и, в конечном итоге, к распаду общества. Отсюда следует, что процесс ценностной ориентации школьников может быть представлен как процесс восхождения личности к ценностям общества.

В качестве пространства для передачи и освоения общественных ценностей выступает школа, которая является для школьника центром социума, где он поочередно проходит важные возрастные этапы - от детства до юношества, приобретая качественные новообразования, в том числе и ценностные ориентации.

Освоение внешнего мира и познание самого себя у школьника происходит во взаимодействии с взрослыми, которые целенаправленно помогают ему в этом чрезвычайно трудном процессе. Именно поэтому так важны роль педагога и его участие в формировании и развитии ценностных ориентиров школьников, в освоении и реализации личностью ценностей общества. [1, 6].

Представленный вопрос исследует научная школа М.Г. Казакиной: И.С. Батракова, Н.А. Луговская, В.С. Пель, М.А. Клейн, Т.Б. Морозова. Они исходят из положения о том, что

одна из целей учебно-педагогического процесса - привить объективные ценности культуры общества личности, сделать их субъективно значимыми для школьника. Только в этом случае они выступят в качестве регуляторов настоящего и будущего поведения. В этом сущность педагогического аспекта в развитии ценностных ориентиров школьников.

Выделив такие структурные элементы ценностных ориентаций как знание - осознание объективной ценности, переживание этой ценности как потребности, мотивацию поведения и прогнозирование будущего поведения в их целостности и взаимной связи, исследователи этой школы предлагают продуктивный подход к становлению личности субъекта процесса ориентации. Они обозначили определенные стадии ориентации:

1) обращенность в прошлое - осознание и освоение общественных ценностей, зафиксированных в культуре;

2) обращенность в настоящее - жизнедеятельность школьника в коллективе;

3) обращенность в будущее - формирование образа будущего в сознании школьника с помощью особых механизмов.

Для достижения субъективной позиции школьников в ценностном освоении коллективной жизнедеятельности исследователи предлагают своеобразный механизм, обеспечивающий перевод ценностей общества в ценности коллектива и далее - в ценности личности. Активным способом освоения и реализации объективных ценностей общества выступает творческая деятельность участников коллективной жизнедеятельности.

Таким образом, в ценностном освоении личностью действительности нельзя упустить ни познания мира и объективных общественных отношений, ни познания общечеловеческого и своего собственного миропонимания, ни активной роли самой личности. Эти стороны ценностного освоения действительности тесно взаимосвязаны [4].

В трудах А.В. Кирьяковой на основе многолетних наблюдений было сделано предположение, что развитию процесса ценностных ориентиров школьников способствуют механизмы поиска - оценки - выбора - проекции. Они обеспечивают качественное своеобразие фаз ориентации. В каждой фазе преобладает один или несколько механизмов. Этапы ориентации представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Фазы процесса ориентации

Фаза процесса ориентации Описание фазы Ведущие механизмы Новообразования

Присвоение Присвоение личностью общественных ценностей. Формирование и развитие ценностных ориентаций, касающихся всех сфер жизни Поиск-оценка Ценностные ориентации (формирование образ мира)

Преобразование Трансформация личности, основанная на присвоении ценностей общества. Формирование самопознания, самооценки и образа себя. Активная переоценка ценностей, их разделение и стабилизация Оценка-выбор «Я-концепция»(образ «Я»)

Прогноз Систематизация и выстраивание собственной иерархии ценностных ориентаций. Построение жизненной перспективы Выбор-проекция Жизненная перспектива (образ будущего)

Источник: согласно Кирьяковой А.В. Ориентация личности в мире Ценностей // Magister. - 1998. - №4. - С. 37-50.

Следует также отметить, что реализация этапов ориентации и, как следствие, развитие ценностных ориентиров школьников в настоящее время очень затруднено из-за ряда проблем. Одна из таких трудностей заключается в том, что содержательная сторона ценностной ориентации в значительной мере игнорирует приоритет универсальных ценностей в реальной школьной практике. Прежняя система педагогических ценностей воспитания и обучения, способы передачи ценностного отношения ученикам в готовой

форме препятствует развитию процесса восхождения школьника к ценностям общества от абстрактного к конкретному. Ценностная система общества и общечеловеческой культуры остается абстрактной, нейтральной для индивидуального уровня большинства школьников

[3].

В связи с этим, существенное значение приобретает педагогическая аксиология, в рамках которой изучаются ценностные ориентации учителя. Культура личности учителя особо важный фактор ориентации школьников на ценности [2].

Педагогическая функция учителя в развитии ценностных ориентиров школьников заключается в решении следующих задач:

- переход педагогической позиции педагога из монологической в диалогическую;

- указание «вектора движения» личности в сторону ценности;

- активизация самоанализа личности на основе создания ситуаций в образовательном процессе;

- помощь учащемуся в определении целей деятельности и предоставлении выбора средств для реализации прогностической деятельности школьника [4, 6].

Таким образом, предложенная концепция ценностной ориентации школьников будет способствовать устранению бездуховности, повышению интереса школьников к учебной деятельности, что абсолютно необходимо школе в современный период социально-экономического и нравственного кризиса нашего общества.

Литература

1. Зубова, Л.В. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: монография / Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. - Оренбург: [Б. и.], 2007. - 176 с.

2. Кирьякова, А.В. Аксиологический доминанты подготовки педагогов в университете / А.В. Кирьякова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - №3 (70). - С. 11-19.

3. Кирьякова, А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования / А.В. Кирьякова // Вестник ОГУ. - 1999. - №1. - С. 13-19.

4. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. - 188 с.

5. Мелекесов, Г.А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего педагога: становление и развитие: монография / Г.А. Мелекесов. - М.: МИГУ, 2002. - 288 с.

6. Педагогическая аксиология: учеб. пособие / А.В. Кирякова, Г.А. Мелекесов, Л.В. Мосиенко, Т А. Ольховая. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.