Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/59PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Аль-Янаи Е.К. Сущность и генезис понятий "ценность", "ценностные ориентации", "ценностное отношение" в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Al-Yanai E.K. (2020). The essence and genesis of the concepts of "value", "value orientation", "value attitude" in pedagogy. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN420.pdf (in Russian)
УДК 37.01 ГРНТИ 14.07.07
Аль-Янаи Елена Константиновна
ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», Благовещенск, Россия
Аспирант E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0606-3240 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=1039584
Сущность и генезис понятий "ценность", "ценностные ориентации", "ценностное отношение" в педагогике
Аннотация. В условиях развития современного педагогического знания одним из приоритетных направлений является аксиологизация образовательного пространства. Данная статья является частью диссертационного исследования и посвящена описанию сущности понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике как основополагающим научным категориям. Представленная методологическая основа позволяет автору рассмотреть различные методологические подходы к определению данных понятий. В публикации освещается исторический аспект становления понятий, анализируются их дефиниции с позиций разных наук: философии, культурологии, социологии, психологии и педагогики, поскольку проблема является междисциплинарной. Автором публикации выделено общее в трактовках понятия "ценность", уточнено определение понятия "ценностное отношение". Автором представлено исследование соотношения категорий "ценность", "ценностное отношение", "ценностные ориентации" в теории ценностей и ценностных ориентаций, отдельно рассматривается вопрос о соотношении категорий "ценность" и "оценка". Данные категории анализируются с позиций концепции философско-аксиологической основы целостного педагогического процесса. В статье уделяется внимание типологии ценностей, процессу формирования ценностных ориентаций личности как психолого-педагогической проблеме, представлены позиции ученых, рассматривающих фазы, этапы и механизмы данного процесса. Автором статьи представлены позиции исследователей относительно вопросов о структуре и компонентах ценностного отношения, а также места ценностных ориентаций в структуре личности. Формирование и развитие личности вне ценностей невозможно, в связи с этим важнейшей задачей аксиологически ориентированного обучения и воспитания школьников является приобщение к общечеловеческим и национальным духовным ценностям, формирование в сознании учащихся ценностных
https:// mir-nauki. com
ориентаций и установок, которые в дальнейшем выступают идеалами и жизненными ориентирами личности.
Ключевые слова: ценность; ценностное отношение; ценностные ориентации; аксиологический подход; процесс формирования ценностных ориентаций личности; педагогическая аксиология; аксиосфера
Современный этап развития педагогической науки характеризуется наличием гуманистической образовательной парадигмы, целевой и содержательной доминантой которой являются универсальные гуманистические ценности. Актуализация ценностной направленности образовательного процесса обусловлена рядом факторов: аксиологизацией мирового образовательного пространства; кризисом современного образования, вызванным сложившимся ценностным вакуумом, и в связи с этим необходимостью определения ценностных приоритетов модернизации российского образования. Педагогическая аксиология как учение о ценностях отражает иерархию образовательных ценностей и способствует реализации стратегических направлений развития образования. В связи с этим необходимо рассматривать аксиологический подход в педагогике, обратившись к определению понятий "ценность", "ценностное отношение", "ценностные ориентации", составляющих понятийно-категориальный аппарат педагогической аксиологии.
Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) как самостоятельный раздел философии появилась сравнительно недавно. Суждения об общечеловеческих ценностных категориях присутствуют в трудах античных философов, мыслителей средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени. Однако до середины XX века представления о ценностях и закономерностях их проявления не являлись предметом научного анализа.
Понятие «аксиология» в 1902 г. ввел П. Лапи, французский философ, тем самым обозначив отрасль философии, связанную с исследованием природы ценности [1, с. 5]. Философы Э. Гуссерль, М. Шелер, его последователь Н. Гартман и другие анализировали природу ценностей, механизмы их формирования. Проблеме ценностей также посвящены труды ученых-психологов (Г. Мюнстенберг, А. Мейнонг, Дж. Дьюи, А. Маслоу), социологов (М. Вебер, Р.Б. Парсонс и др.). Таким образом возникла аксиология как новая отрасль философии.
В отечественной философии аксиология была определена как философская теория ценности [2, с. 14]. Наиболее значительный вклад в становление аксиологии как науки внесли работы Н. Бердяева, П. Флоренского, Н. Лосского, М. Бахтина, А. Лосева и других мыслителей, чьи концепции были разработаны на основе теории И. Канта [3, с. 62].
В 60-е гг. XIX века в философский тезаурус вошло понятие «ценность». Немецкий философ Р.Г. Лотце определил его как «значимость» [1, с. 6]. Философия определяет понятие «ценность» следующим образом: «Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта» [4, с. 507].
Российский энциклопедический словарь представляет понятие «ценность» как «положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, определяемую их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и
Введение
Основная часть
способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» [5, с. 1744].
В культурологии «ценность» определяется как «представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей. Они могут быть общественно-политическими и духовными, положительными и отрицательными. В современную эпоху приоритет по отношению к классовым, групповым, национальным приобретают ценности общечеловеческие» [6, с. 533].
Социология интерпретирует понятие «ценность» как «особое общественное отношение... Система ценностей общества ... фиксируется с помощью общепринятых представлений о добре, истине, справедливости, благородстве и иных категорий нравственно-эстетического характера» [7, с. 34].
В психологии ценность рассматривается как воплощение общественных идеалов, в свою очередь, ценностные ориентации определяются как предпочтения и стремления личности в отношении тех или иных человеческих ценностей, формирование ценностных ориентаций личности рассматривается как основная цель и сущность воспитания [8, с. 539].
С 90-х гг. XX века в рамках философии образования складываются контуры педагогической аксиологии, что находит отражение в трудах Асташовой Н.А., Гинецинского В.И., Захарищевой М.А., Исаева И.Ф., Никандрова Н.Д., Равкина З.И., Сластенина В.А., Шиянова Е.Н. и других. В педагогике актуализировано понимание ценности как идеала, принятого личностью, как значимого для нее явления, понятия, установки [9, с. 146].
М. Рокич рассматривал два класса ценностей: терминальные и инструментальные. К терминальным ценностям исследователь относит убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования достойна того, чтобы к ней стремиться (ценности-цели). Инструментальные ценности определены как убеждения в том, что конкретный образ действий или свойство личности является предпочтительным в той или иной ситуации (ценности-средства) [10].
С теорией М. Рокича соотносится типология ценностей Е. Олдемейера, построенная на предположении о том, что существует группа базисных ценностей - межкультурное, стабильное ядро ценностных ориентаций, и ситуативно изменяемая система ценностей [цит. по: 11, с. 22].
Исследователь Е.А. Васина рассматривает понятие «ценность» как полисематическое и классифицирует данное явление следующим образом:
1. ценности - материальные и духовные объекты или их свойства, которые способны удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности) (В.П. Тугаринов, Г.Я. Головных, С.И. Попов и др.);
2. ценности - характеристика субъектно-объектных отношений (М.С. Каган, А.Г. Харчев, С. Ласло и др.);
3. ценности - идеалы, имеющие двойственный характер: с одной стороны, ценность трактуется как еще нереализованная возможность; с другой - как возможность уже актуализированная, требующая реализации (ДА. Леонтьев, О.Г. Дробницкий, И.С. Нарский и др.) [цит. по: 12, с. 127].
По мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, категория ценности не существует вне личности и вне общества, поскольку «представляет собой особый человеческий
https:// mir-nauki. com
тип значимости предметов и явлений». Авторы акцентируют внимание на том, что «к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом» [13, с. 70].
Таким образом, по мнению В.А. Сластенина, ценности должны иметь положительное значение. Данная точка зрения противоречит мнению И.В. Бабуровой, которая утверждает, что ценности могут обладать как положительным, так и отрицательным потенциалом [23].
Ценность объекта может быть определена только в процессе его оценивания личностью. Принимая данный тезис, важно разграничить понятия «ценность» и «оценка». Если ценность объективна как результат социально-исторической практики человечества, то оценка субъективна как результат интерпретации личностью ценностности объекта оценивания. Потому оценка, в отличие от ценности, может быть как положительной, так и отрицательной, как истинной, так и ложной [13, с. 71-72].
Идея динамичности ценностей реализуется в концепции философско-аксиологической основы целостного педагогического процесса В.И. Загвязинского, И.Н. Емельяновой. Определяя ценность как «человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности», исследователи заостряют внимание на динамичности социально-исторических условий, в которых пребывает субъект оценивания [14, с. 119].
В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова считают, что в обществе присутствуют как гуманистические ценности и идеалы, носящие общечеловеческий характер, так и, к примеру, экстремистские ценности, призывающие к жестокости. Поэтому, считают ученые, каждая историческая эпоха характеризуется доминирующими ценностями [14].
Представляется, что в данной концепции произошло то смешение аксиологических категориальных понятий «ценность» и «оценка», о котором предупреждали В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. Наличие объективных ценностей, созданных и оцененных в процессе историко-социальной жизни и деятельности всего человечества, не может быть подвергнуто сомнению. В приведенном примере происходит смешение ценности и оценки: гуманизм в любой социальной среде является ценностью, а отношение к нему как к злу или добру - это вопрос оценки, также как и к экстремизму.
В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова предлагают типологию «непреходящих ценностей», тем самым в определенной степени противоречат выдвинутой ими идее прямой зависимости ценностей от социально-исторических условий. По мнению авторов, к таковым относятся: (1) социальные (человеческая жизнь, общество, семья, природа); (2) нравственные (духовность, честность, доброта, трудолюбие, коллективизм); (3) эстетические; (4) гражданские ценности [14, с. 119-148]. Данная типология, без сомнения, представляет большой интерес для педагогов, поскольку отражает общее направление воспитательно-образовательного процесса.
На основе анализа сущности понятия ценности, теоретических источников педагогическая аксиология характеризует ценности как «специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества» [1, с. 100].
Следовательно, генезис данной категории позволяет выделить в нем несколько значений: ценность как отражение человеческого отношения, ценность как духовно-нравственная категория, ценность как общественное явление, виды ценностей (нравственные, экономические, эстетические, социальные и др.), определить механизмы их усвоения личностью.
https:// mir-nauki. com
Таким образом, несмотря на существующие различия в трактовках понятия «ценности», можно выделить общее: ценность предстает как некое понятие, свойство, убеждение, обладающее положительной значимостью для индивида.
Обратимся к определению сущности понятия "ценностные ориентации". Исследованием феномена "ценностных ориентаций" личности занимались Н.А. Асташова, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.
По мнению Дробницкого О.Г., Казаковой Т.Н., Тугаринова В.П., ценности, сформированные в ходе жизнедеятельности социальных групп и общностей, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в структуру личности в виде ценностных ориентаций [цит. по: 15, с. 28].
Ценностные ориентации представляют собой «особые, фиксированные качества личности, позволяющие ей ранжировать объекты по их значимости для нее; могут выступать в качестве определенных побуждающих стимулов для достижений поставленных целей, приобретая функцию регуляторов социального поведения» [6, с. 534].
Леонтьев Д.А. дает им следующее определение: «Ценностные ориентации являются техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей» [16, с. 2].
Кириллова Н.А. квалифицирует ценностные ориентации как «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» [17, с. 29].
Ценностные ориентации отражают цели и идеалы, характеризуют потребности и интересы индивида. Включение субъекта в разные виды деятельности является условием их формирования.
Макарова И.А. считает понятие «ценностные ориентации» самостоятельным, аргументируя тем, что «они не ограничены переживаемым моментом» [15, с. 31].
Сластенин В.А., Чижакова Г.И. характеризуют ценностные ориентации в качестве «системы устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [1].
Процесс формирования ценностных ориентаций личности как психолого-педагогическая проблема был детально проанализирован учеными, рассмотрена специфика ценностных ориентаций различных групп: школьников, студентов, педагогов. В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова выделяют несколько фаз: «присвоение личностью ценностей; преобразование личности на основе присвоенных ценностей; самопроектирование или самопрогнозирование личности. Первая фаза включает поиск, оценку, выбор ценностей; вторая - уточнение и изменение иерархии личностных ценностей, формирование ценностной установки как готовность действовать в соответствии с новой иерархией; третья - проектирование Я-идеального, прогнозирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определение направленности деятельности и поведения личности» [1, с. 128].
А.В. Кирьякова, анализируя процесс ценностных ориентаций личности, к механизмам данного процесса относит поиск, оценку, выбор и проекцию [18, с. 17].
Н.А. Асташова в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся выделяет несколько этапов:
• предъявление ценностей воспитаннику;
• осознание ценностных ориентаций личностью;
• принятие ценностной ориентации;
• реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;
• закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод в статус качества личности, то есть в своего рода потенциальное состояние;
• актуализация потенциальных ценностных ориентаций [19]. Данный цикл формирования ценностных ориентаций приводит и Л.В. Рубцова [20].
Что касается места ценностных ориентаций в структуре личности, - у исследователей нет единого мнения по этому вопросу. По мнению Ядова В.А., ценностные ориентации личности, соотносящиеся с идеалами, «формируют ценностную иерархию жизненных целей -дальних, средних, ближних, а также представления о нормах поведения (ценности-средства), выступающие в качестве эталона. Вершиной системы ценностных ориентаций личности является жизненный идеал - образ желаемого будущего».
Структура ценностных ориентаций (по В.А. Ядову) включает когнитивный компонент, предполагающий наличие социального опыта индивида; эмоциональный компонент и поведенческий компонент, рассматривающий поведение индивида в различных ситуациях [цит. по: 1, с. 68]. Мы будем придерживаться данной позиции вслед за указанными исследователями.
Также особое внимание в педагогике уделяется изучению различных аспектов формирования ценностного отношения личности. Понятие "ценностное отношение" в педагогических исследованиях неразрывно связано с категориями" ценностные ориентации", "ценностные установки", "ценностное сознание" личности. Ценностные ориентации соотносятся с ценностными убеждениями.
Проблема ценностного отношения личности является междисциплинарной. В философии понятие "отношение" рассматривается в наиболее общем смысле с точки зрения тех или иных связей, присущих явлению (Аристотель, Г.В.Ф. Гегель и др.). В психологии "ценностное отношение" рассматривается в контексте понятия "установка" (Р.С. Немов, Д.Н. Узнадзе), "направленность личности" (В.Н. Мясищев). "Ценностное отношение" как категория присутствует в концепциях Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.А. Рубинштейна и др. В педагогике изучением категории "ценностные ориентации" занимались Н.А. Асташова, Н.А. Григорьева, Г.Е. Залесский, А.В. Кирьякова, Г.П. Михеева, В.А. Сластенин, Е.Г. Слободнюк, Е.Н. Шиянов и др.
Рассмотрим дефиниции понятия "ценностное отношение" с позиций философии, социологии, психологии и педагогики.
В философии понятие «ценностное отношение» трактуется как один из видов духовной деятельности, находящийся в системе объектно-субъектных отношений. М.С. Каган считает, что ценностное отношение имеет форму и содержание: «содержание - мировоззренчески-смысловое, детерминированное общим социокультурным контекстом, в котором рождается и "работает" конкретное ценностное значение, а его форма - психологический процесс, в котором ценность "схватывается" сознанием» [21, с. 68]. В статье приведено толкование понятия
https:// mir-nauki. com
"ценностное отношение", предложенное М.С. Каганом, поскольку нам близка точки зрения исследователя, которая предполагает процессуальность данного понятия.
В социологии «ценностное отношение» представляет собой «смысловое преломление социального опыта индивида, лежащее в основе системы личностных смыслов», которые, в свою очередь, приобретают значимость для самой личности в процессе ее жизнедеятельности
В психологии представлено следующее толкование понятия «ценностное отношение»: ценностное отношение - отношение значимости объекта на основе потребностей и интересов субъекта (концепции Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова, С.А. Рубинштейна и др.).
В педагогике ценностное отношение рассматривается как целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированном в процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения [1, с. 149].
Ценностное отношение понимается нами как ценностно-смысловое пространство духовной деятельности, характеризующееся интериоризацией ценностей, идеалов, убеждений, являющееся компонентом системы ценностных ориентаций личности
(уточнено автором).
Механизмами процесса формирования ценностного отношения, по мнению И.В. Бабуровой, выступают механизмы идентификации, эмпатии, субъектификации и рефлексии [23].
Таким образом, на основе анализа научных положений философской, социологической, психолого-педагогической литературы относительно содержания понятий "ценность", "ценностные ориентации", "ценностное отношение" можно сделать вывод о многоаспектности рассматриваемой проблемы. Выстраивая иерархию предложенных понятий, необходимо рассматривать «ценность» как основную категориальную единицу, «ценностное отношение» личности к различным явлениям следует рассматривать как компонент системы ценностных ориентаций, ценностной картины мира индивида.
Обозначенные в статье некоторые аспекты теории ценностей и ценностных ориентаций подтверждают, что развитие и формирование личности вне ценностей невозможно. Мы разделяем мнение Кагана М.С., который считает, что человек с рождения погружается в ценностное пространство - аксиосферу. Именно с этим связано становление аксиологического подхода в образовании в качестве приоритетного, что свидетельствует о направленности на духовно-нравственное воспитание личности школьников, формирование их ценностной картины мира.
Таким образом, магистральной задачей аксиологически ориентированного обучения и воспитания школьников является приобщение к общечеловеческим и национальным духовным ценностям, формирование в сознании учащихся ценностных ориентаций и установок, в дальнейшем выступающих жизненными ориентирами личности.
[22].
Вывод
ЛИТЕРАТУРА
1. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
2. Барышков, В.П. Аксиология личностного бытия / под ред. В.Б. Устьянцева. - М.: Логос, 2005. - 192 с. - (Золотая коллекция).
3. Коломиец, Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход). Монография. / Г.Г. Коломиец. - Оренбург: Изд- во ООИПКРО, 2001 г. - 240 с.
4. Философский энциклопедический словарь / Редакторы-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко - М.: ИНФРА-М, 1998. - 576 с.
5. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М: Большая Российская энциклопедия, 2001. - Кн. 2: Н-Я. - 2015 с.: ил.
6. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 640 с.
7. Мокшин, В.К. Словарь-справочник по социологии. Учебно-методическое пособие. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. мед. акад., 2000 г. - 36 с.
8. Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008. - 632 с.
9. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2007. №12. с. 141-146, - с. 146 Электронный ресурс: https://cyberlenmka.ru/artide/n/ponyatiya-tsennost-i-duhovno-nravstvennye-tsennosti-v-pedagogike (дата обращения: 20.07.2020).
10. Rokeach M. The Nature of human values. - Free Pr, 1973. - 438 p.
11. Блинов, Л.В. Аксиология постдипломного образования педагогов: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. / Л.В. Блинов. - Биробиджан: БГПИ, 2003. - 142 с.
12. Кутузов, Б.А. Аксиологические основания самореализации личности // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы III международной научно-практической конференции. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. - Вып. 3. - 264 с. - с. 126-132.
13. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288 с.
14. Загвязинский, В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Высш. шк., 2008. - 391 с.: ил.
15. Макарова, И.А. Аксиологические основы формирования профессиональных ориентаций студентов в системе высшего профессионального образования (на примере специальностей «Социальная работа», «Социальная педагогика»: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / И.А. Макарова [Место защиты: Комсомольск-на-Амуре гос. пед. ун-т]. - Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 231 с.
16. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: «СМЫСЛ», 1992. - 17 с.
17. Кириллова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. -с. 29-37.
18. Кирьякова, А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования / А.В. Кирьякова // Вестник ОГУ. - 1999. - №1. - С. 13-19.
19. Асташова, Н.А. Учитель. Проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2000 - 272 с.
20. Рубцова, Л.В. Этапы формирования ценностных ориентаций подростков в досуговой деятельности // Вестник ЧГАКИ. 2006. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov-v-dosugovoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.07.2020).
21. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1997. - 205 с.
22. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 156 с.
23. Бабурова И.В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе // Вестник СВФУ. 2009. №3. - с. 63-67, с. 64 URL: https://cyberieninka.m/artide/n/osnovnye-polozheniya-kontseptsii-vospitaniya-tsennostnyh-otnosheniy-shkolnikov-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 23.07.2020).
https:// mir-nauki. com
Al-Yanai Elena Konstantinovna
Blagoveschensk state pedagogical university, Blagoveschensk, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0606-3240 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=1039584
The essence and genesis of the concepts of "value", "value orientation", "value attitude" in pedagogy
Abstract. In the context of the development of modern pedagogical knowledge, one of the priority areas is the axiologization of the educational space. This article is devoted to describing the essence of the concepts of "value", "value orientations", "value attitude" in pedagogy as fundamental scientific categories. The methodological framework presented allows the author to consider different methodological approaches to the definition of these concepts. The publication highlights the historical aspect of the formation of concepts, analyzes their definitions from the points of view of different sciences: philosophy, cultural studies, sociology, psychology and pedagogy, since the problem is interdisciplinary. The author of the publication highlighted the general concept of "value" in the interpretations, clarified the definition of the concept of "value attitude". The author presents a study of the relationship of the categories "value", "value attitude", "value orientations" in the theory of values and value orientations, the question of the relationship of the categories "value" and "evaluation" is separately considered. These categories are analyzed from the perspective of the philosophical and axiological basis of a holistic pedagogical process. The article focuses on the typology of values, the process of forming the value orientations of the personality as a psychological and pedagogical problem, presents the positions of scientists considering the phases, stages and mechanisms of this process. The author of the article presents the positions of researchers regarding questions about the structure and components of value relations, as well as the place of value orientations in the personality structure. The formation and development of a person outside of values is impossible, in this regard, the most important task of axiologically oriented education and education of schoolchildren is to introduce to universal and national spiritual values, to form in the consciousness of students value orientations and attitudes, which later act as ideals and life guidelines of the person.
Keywords: value; value attitude; value orientation; axiological approach; process of formation of value orientations of personality; pedagogical axiology; axiosphere
59PDMN420