Научная статья на тему 'Теория ценностных ориентаций личности как основа для исследования правового поведения'

Теория ценностных ориентаций личности как основа для исследования правового поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1167
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / SOCIAL PHILOSOPHY / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VALUE ORIENTATION / ЦЕННОСТНО-ПРАВОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VALUE-LEGAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубничий Р. В.

В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что, возникнув на стыке общепсихологической теории установки и философской концепции ценностей, понятие «ценностные ориентации» не получило однозначной трактовки среди философов, психологов, социологов, педагогов, что определение сущности данного феномена одна из основных аксиологических проблем социальной философии. Приведены аргументы, свидетельствующие о том, что регулирование поведения личности в правовой сфере на основе ценностной ориентации ведет к возникновению ценностно-правовой ориентации, выражающейся в определенном отношении индивида к правовой действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theory of Value Orientations of Personality as the Basis of the Study of Value Orientations of the Legal

On the basis of the use of the interdisciplinary scientific method, the article considers the approaches developed in philosophical doctrine to the study of value orientations of the individual: subject-object, sociobiological, culturological. Based on the critical perception of such concepts of value orientations as a manifestation of the orientation of the individual, as a model of a fixed installation, as a dominant relation to the objects of the environment on the basis of their personal significance, etc., the author gives arguments that the doctrine considers the essence of value orientations, on the one hand, from the point of view of the individual's differentiation of objects by their significance, and on the other hand, of different bases for assessing the surrounding reality. As a result of the analysis, it was concluded that, having arisen at the junction of the general psychological theory of orientation and the philosophical conception of values, the concept of "value orientations" was not unambiguously interpreted among philosophers, psychologists, sociologists, teachers, that the definition of the essence of this phenomenon is one of the main axiological problems social philosophy. The arguments are given that the regulation of the individual's behavior in the legal sphere on the basis of value orientation leads to the emergence of a value-legal orientation, expressed in a certain relation of the individual to legal reality.

Текст научной работы на тему «Теория ценностных ориентаций личности как основа для исследования правового поведения»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 4 (70). 2018. № 1. С. 17-25.

УДК 1. 122/129

ТЕОРИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Голубничий Р. В.

Гуманитарно-педагогическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, г. Ялта, Российская Федерация.

E-mail: golpes@mailru

В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что, возникнув на стыке общепсихологической теории установки и философской концепции ценностей, понятие «ценностные ориентации» не получило однозначной трактовки среди философов, психологов, социологов, педагогов, что определение сущности данного феномена - одна из основных аксиологических проблем социальной философии. Приведены аргументы, свидетельствующие о том, что регулирование поведения личности в правовой сфере на основе ценностной ориентации ведет к возникновению ценностно-правовой ориентации, выражающейся в определенном отношении индивида к правовой действительности.

Ключевые слова: социальная философия, психология, социология, педагогика, ценностная ориентация, ценностно-правовая ориентация.

Правовые ценностные отношения лежат в основе правовых ценностей, где формируются социально значимые нормы и идеалы. В процессе отношений, включающих осознанный и рационально выраженный выбор поведения людей, формируются ценностная правовая оценка, ценностная правовая ориентация и ценностная правовая установка.

Анализ такой базовой категории, как «ценностно-правовые ориентации личности» в контексте социальной философии должен опираться на общую теорию ценностных ориентаций, на ее междисциплинарное осмысление, имеющее проблемный методологический характер, где сталкиваются различные мировоззренческие позиции. Использование междисциплинарного научного метода при изучении сущности ценностно-правовых ориентаций личности способствует взаимообогащению философии, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции и иных гуманитарных наук.

Исследование ценностных ориентаций в отечественной аксиологии (середина 60-х гг. XX в.) осуществлялось как на теоретическом (В. О. Василенко [1], В. П. Тугаринов [2]), так и на эмпирическом уровнях (А. Л. Ручка [3], А. Г. Здравомыслов [4]). В данный период начинает складываться субъект-объектный подход к изучению данного феномена. Сторонники этого подхода (в частности В. П. Тугаринов [5]) исходили из того, что такая концепция отражает специфику

17

ценностного аспекта сознания и определяли сущность ценностных ориентаций исходя из направленности личности на те или иные ценности.

Ценностный подход нашел свое применение в этике, эстетике, социологии. В октябре 1965 г. в Тбилиси состоялся первый Всесоюзный симпозиум по проблеме ценностей, где была предпринята попытка комплексного рассмотрения ценностной доктрины. Следует отметить, что ленинградская школа под руководством В. А. Ядова использовала понятие «ценностная ориентация» для изучения мотивации поведения личности. Таким образом, в отечественной научной литературе понятие «ценностная ориентация» стало активно использоваться в середине 60-х гг. XX в., однако единой концепции ученым выработать не удалось.

Сущность и содержание понятия «ценностные ориентации» как философской категории нашли отражение в исследованиях ученых в 1970-е - первой половине 1980-х гг. XX в. с позиции ценностно-нормативной системы социалистического образа жизни. При этом особое внимание было обращено на аспекты взаимосвязи «индивидуального» и «общественного» в сознании личности. Г. Г. Кириленко придерживалась мнения, что ценностные ориентации необходимо анализировать с точки зрения смысложизненных целей, «способом достижения которых должна стать вся жизнь человека» [6, с. 16]. Е. Ф. Майорова считала, что они выступают фактором, определяющим направленность самореализации личности [7, с. 16-25]. По мнению О. М. Панфилова, ценностные ориентации - это «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [8, с. 176]. Следовательно, философская доктрина периода 1970-х - первой половины 1980-х гг. XX в. связывала сущность анализируемого феномена с идеалами и жизненными целями личности нравственного и гуманистического характера. При этом в усвоении нравственности определенную значимость приобретал процесс перевода ценностей в личные, определяющие поведение личности.

Во второй половине 80-х - начале 90 гг. XX в. наряду с дальнейшим развитием субъектно-объектной концепции изучения ценностных ориентаций (Н. А. Данилов [9, с. 15]) формируется социобиологический подход, определяющий их с точки зрения направленности потребностей и интересов индивида. Так, Е. А. Подольская указывала, что «ценностные ориентации возникают на основе потребностей» [10, с. 74]. Помимо вышеназванных концепций, получает обоснование культурологический подход к пониманию ценностных ориентаций, представители которого считали, что анализируемая категория «выражает личностную значимость культурных ценностей, определенность и направленность различных видов духовной и практической деятельности» [11, с. 171]. С середины 90-х гг. XX в. проблема социально-философского осмысления ценностных ориентаций личности освещается с точки зрения трансформации общественных процессов в условиях переходного общества, их рассогласования.

В современной философской науке высказано суждение о том, что ценностные ориентации (в качестве открытой и динамичной системы) направлены на осознание ценностей как феноменов культуры, «которые воспринимаются людьми в качестве... самоценных явлений», «служащих основанием самоидентификации

18

коллектива (общества) в широком смысле» [12, с. 55]. Ф. С. Файзуллин полагает, что указанная категория отражает «цели и конечные предпочтения субъекта, т. е. критерии личностного выбора...» [13, с. 223].

Следовательно, обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что определение сущности ценностных ориентаций - одна из основных аксиологических проблем социальной философии, которая связывается с мотивацией поведения личности в обществе, индивидуальным отражением в его сознании ценностей общества, процессами самопознания и поиском человеком смысла жизни.

Категория «ценностные ориентации» стала использоваться в социальной психологии с конца 40-х - начала 50-х гг. XX в. в контексте отношения личности к объектам окружающей действительности. В рамках психологической доктрины относительно сущности рассматриваемой категории сложилось несколько точек зрения. Одни исследователи (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн) рассматривали ценностные ориентации как проявление направленности личности. При этом единого мнения в подходах к понятию «направленность личности» в психологической науке также не выработано. Этот термин ввел в психологию С. Л. Рубинштейн, понимая под ним динамические тенденции, определяющие человеческую деятельность [14, с. 8-9]. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что психологической основой ценностной ориентации выступает направленность личности на те или иные ценности, которая выступает как сложная структура потребностей, мотивов, целей, мировоззрения, идеалов, убеждений, выражающая отношение к объективной действительности, коллективу и самой себе и проявляющаяся в активной деятельности [15, с. 98]. Л. И. Божович характеризует направленность личности как систему доминирующих мотивов [16, с. 51-52], В. Н. Мясищев определяет ее с позиции доминирующего отношения, подчиняющего себе другие отношения и определяющие жизненный путь человека [17, с. 150], Н. И. Непомнящая вводит ценностные ориентации в состав ведущей направленности личности - ценностности, которая является ее центральным базовым основанием [18]. Таким образом, несмотря на различие трактовок направленности личности, психологи единодушны в том, что она выступает как системообразующее свойство личности, которое определяет ее психическое состояние.

Другая группа ученых отечественной психологической школы (Ш. А. Надирашвили, А. С. Прангишвили, Д. Н. Узнадзе) в понимании ценностной ориентации исходит из теории динамики установки. В рамках данного подхода установка выступает как «целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, <...> которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» [19, с. 170-171]. При этом, как справедливо указывается в психологической литературе, «готовность поступить тем или иным образом уже содержит в себе оценку, а оценивание предполагает установку как готовность определенным образом реализовать ценности» [20, с. 25]. Д. Н. Узнадзе считал, что индивид реагирует на воздействия внешней действительности преимущественно «лишь

19

после того, как он преломил их в своем сознании, <...> осмыслил их» [21, с. 87-91]. Такое осмысление, по мнению ученого, приводит к расширению сферы установок личности. Следовательно, на основе разработанной модели фиксированной установки Д. Н. Узнадзе раскрыл и обосновал регулирующую, целостно-личностную природу ценностной ориентации, закономерности ее формирования.

Ш. А. Надирашвили, являясь сторонником общепсихологического учения установки Д. Н. Узнадзе, отмечает, что ценностная ориентация оказывает определяющее влияние на волевые процессы психической активности личности, в основе которых лежит постановка оценочных задач [22].

Ряд авторов (Б. С. Братусь [23, с. 89], В. Ф. Ломов [24, с. 36], С. С. Бубнова [25, с. 38-44]) разрабатывают проблему ценностных ориентаций в контексте доминирующего отношения к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости.

К. Д. Давыдова полагает, что ценностные ориентации - это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение индивида к ценностям [26, с. 63-64]. С точки зрения основателя теории деятельностного подхода Д.А. Леонтьева, анализируемая категория представляет собой осознанные представления человека о собственных ценностях, о ценном для него [27, с. 13-25]. О. И. Зотова и М. И. Бобнева характеризуют ее как «нравственность личности» [28, с. 241-255], И. М. Попова и В. Б. Моин - как «сложные обобщенные системы ценностных представлений» [29, с. 186], В.Г. Алексеева - как «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [30, с. 63-70], Ю. М. Жуков - как «детерминанты принятия решения» [31, с. 254-278].

В современной психологической литературе ценностная ориентация трактуется как относительно устойчивая, социально обусловленная «направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения» [32, с. 28]. Следовательно, психологическая доктрина рассматривает сущность ценностных ориентаций с точки зрения, с одной стороны, дифференциации индивидом объектов по их значимости, а с другой -различных оснований оценки им окружающей действительности.

Среди отечественных социологов второй половины XX в. первыми исследователями ценностных ориентаций стали В. Б. Ольшанский, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. В. Б. Ольшанский, понимал под ними «цели, устремления и жизненные идеалы, которые функционируют в виде определенных норм в групповом сознании» [33, с. 529], делая вывод о влиянии указанного сознания на индивидуальную систему ценностей. Ученый исследовал их в контексте выбора ценностей, анализировал их как устремления личности к различным формам социальной значимости. А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов связывали эту категорию с установкой индивида «на те или иные ценности материальной и духовной культуры» [34, с. 199], считая, что она представляет собой важнейший компонент структуры личности, где обобщается ее жизненный опыт. При таком подходе делается акцент на психологическое содержание данного

20

понятия, но поскольку его объект - ценность - имел общественную природу, то данные установки личности в дальнейшем стали рассматриваться как социальные, а сам феномен ценностной ориентации - как социально-психологический. Опираясь на вышеназванную концепцию, В. В. Водзинская полагает, что ценностные ориентации выступают как «система фиксированных установок, отношений к различным ценностям» [35, с. 48-54]. Л. А. Аза, В. А. Поддубный, А. А. Ручка относили к ценностным ориентациям «доминирующие ценностные представления» [36, с. 31].

На формирование и развитие социологического подхода к сущности ценностных ориентаций определяющее значение оказала модель диспозиционной структуры личности, разработанная В. А. Ядовым, которая опирается на результаты исследований в области установок доктрины Д. Н. Узнадзе. Понимая под диспозицией предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации, В. А. Ядов выделял их четыре уровня: «поведенческий акт - поступок - серия поступков - деятельность», где ценностные ориентации представляют высший уровень диспозиционной системы и находятся в зависимости от социальной среды, с которой себя отождествляет индивид [37, с. 135-167]. Данное учение направлено на интеграцию в единую систему различных уровней социальных установок (ценностных ориентаций), указывая на определяющую роль тех из них, которые отражают основные духовные и материальные ценности общества. Кроме того, оно позволяет объяснить поведение и деятельность личности в различных социальных средах и социальных системах.

Современная отечественная социологическая наука подходит к понятию «ценностные ориентации» также с различных позиций. Так, И. А. Сурина рассматривает данный феномен как «оценочное отношение личности или группы к совокупности материальных и духовных благ, которые понимаются как предмет (или его свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы)» [38, с. 21], при этом обращая внимание на его двойственную природу: с одной стороны, ценностные ориентации имеют социальную направленность, поскольку обусловлены системой воспитания, образования и определенной структурой общественных отношений, а с другой - индивидуальную, т. к. определяются особенностями личного жизненного опыта.

Следовательно, социологический подход к проблеме происхождения и сущности ценностных ориентаций состоит в определении их роли как связующего звена между поведением индивида, социальных групп и общества в целом. Они регулируют социальное поведение человека, итогом которого является процесс освоения не только нравственных, общественных, этических идеалов, но и нормативных требований, предъявляемых к личности. При этом ценностная система выступает как определенная иерархия ценностей конкретного индивида, которая формируется под влиянием социальной среды.

В рамках аксиологического подхода ценностные ориентации изучаются в педагогической науке. «Ценностные ориентации, - пишут В. А. Сластенин и Г. И. Чижакова, - есть система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности

21

материальной и духовной культуры общества» [39, с. 137]. А. В. Кирьякова считает, что ценностную ориентацию личности необходимо рассматривать с точки зрения восхождения личности к ценностям общества на основе диалектического закона возвышения потребностей. Она анализирует процесс ориентации личности через формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности [40, с. 16].

Следовательно, в педагогике понятие «ценностные ориентации» раскрывается в контексте мотивов деятельности и поведения.

В результате анализа различных точек зрения ученых относительно определения понятия «ценностные ориентации личности» мы полагаем, что они представляют собой относительно устойчивую систему фиксированных установок, основанных на эмоциях, знаниях и убеждениях. Регулирование поведения личности в правовой сфере на основе ценностной ориентации ведет к возникновению ценностно-правовой ориентации, выражающейся в определенном отношении индивида к правовой действительности.

Список литературы

1. Василенко В. О. Ценности и оценка / В. О. Василенко. - К.: Наукова думка, 1964. - 330 с.

2. Синютин В. И. Развитие В. П. Тугариновым аксиологии // Вестник ЛГУ. Серия 6. - 1988.- Вып. 4. - C. 96-100.

3. Ручка А. А. Ценностный подход в системе социологического знания / А. А. Ручка. - Киев: Наукова думка, 1987. - 306 с.

4. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

5. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 124 с.

6. Кириленко Г. Г. Мировоззрение и формирование ценностных ориентаций личности / Г. Г. Кириленко. - М.: Знание, 1983. - 40 с.

7. Майорова Е. Ф. Развитие ценностных ориентаций в процессе самореализации личности // Динамика ценностных ориентаций в системе социалистического образа жизни. - Л.: ЛГПИ, 1980. -140 с.

8. Панфилов О. М. Система ценностей и структура личности. Дисс... канд. филос. наук / О. М. Панфилов. - Л., 1979. - 176 с.

9. Данилов H. A. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения. Автореф. дис... канд. филос. наук / Н. А. Данилов. - М., 1990. - 16 с.

10. Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблема активности личности / Е. А. Подольская. -Харьков: Основа, 1991.- 162 с.

11. Соколов Э. В. Культура и личность / Э. В. Соколов. - Л. : Наука, 1972. - 228 с.

12. Хабибова Н. Е. Онтологический и гносеологический анализ понятия «ценностные ориентации» / Н. Е. Хабибова. - Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2006. - 96 с.

13. Файзуллин Ф. С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций. / Ф. С. Файзуллин, У. С. Вильданов, Х. С. Вильданов. - М.: Наука, 2008. - 291 с.

14. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. - М: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. -328 с.

15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 338 с.

16. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1976. - № 6. - С. 45-54.

17. Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Л.: ЛГПИ, 1960. - 428 с.

18. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика / Н. И. Непомнящая. - М.: Владос, 2001. - 256 с.

22

19. Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки // Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси, 1961. - 210 с.

20. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психол. журн. - Томск.- 1998.- № 7. - С. 25-29.

21. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 480 с.

22. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. / Ш. А. Надирашвили. - Тбилиси: Мецниереба, 1987.- 361 с.

23. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

24. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука,

1984. - 444 с.

25. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности, как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С. 38-44.

26. Давыдова К. Д. Социальная установка как психологический феномен // Социальная психология и философия. - М., 1975. - С. 63-64.

27. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психол. обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.

28. Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - 235 с.

29. Попова И. М. Сознание и трудовая деятельность / И. М. Попова, В. Б. Моин. - Киев - Одесса,

1985. - 187 с.

30. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984.- Т.5. - № 5. - С. 63-70.

31. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. - М.: Наука, 1976. -368 с.

32. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. / Н. А. Журавлева. - М.: Ин-т психологии РАН, 2006. - 333 с.

33. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1965.- С. 471-511.

34. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т. 2. - М.: Мысль, 1965. - 532 с.

35. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Науч. докл. высш. школы. Философ. науки. - М., 1968. - № 2.

36. Аза Л. А. Ценностные ориентации рабочей молодежи / Л. А. Аза, В. А. Поддубный, А .А. Ручка. -Киев: Наук. думка, 1978. - 203 с.

37. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - 235 с.

38. Сурина И. А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования / И. А. Сурина.- М.: Голос, 1996. - 130 с.

39. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

40. Кирьякова А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. - 1999. - № 1.- С. 13-19.

Golubnichy R. V. The Theory of Value Orientations of Personality as the Basis of the Study of Value Orientations of the Legal // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2018. - Vol. 4 (70). - № 1. - P. 17-25.

On the basis of the use of the interdisciplinary scientific method, the article considers the approaches developed in philosophical doctrine to the study of value orientations of the individual: subject-object, socio-biological, culturological. Based on the critical perception of such concepts of value orientations as a manifestation of the orientation of the individual, as a model of a fixed installation, as a dominant relation to the objects of the environment on the basis of their personal significance, etc., the author gives arguments that the doctrine considers the essence of value orientations, on the one hand, from the point of view of the

23

individual's differentiation of objects by their significance, and on the other hand, of different bases for assessing the surrounding reality. As a result of the analysis, it was concluded that, having arisen at the junction of the general psychological theory of orientation and the philosophical conception of values, the concept of "value orientations" was not unambiguously interpreted among philosophers, psychologists, sociologists, teachers, that the definition of the essence of this phenomenon is one of the main axiological problems social philosophy. The arguments are given that the regulation of the individual's behavior in the legal sphere on the basis of value orientation leads to the emergence of a value-legal orientation, expressed in a certain relation of the individual to legal reality.

Keywords: social philosophy, psychology, sociology, education, value orientation, value-legal orientation.

References

1. Vasilenko V. O. Cennosti i ocenka [Value and Evaluation]. Kiev, Naukova Dumka, 1964, 330 p.

2. Sinjutin V. I. Razvitie V.P. Tugarinovym aksiologii [Development of V. P. Tugarinov Axiology]. Vestnik LGU. [Vestnik LGU], 1988, Vol. 4, Series 6, pp. 96-100.

3. Ruchka A. A. Cennostnyj podhod v sisteme sociologicheskogo znanija [Value Approach in the System of Sociological Knowledge]. Kiev, Naukova Dumka, 1987, 306 p.

4. Zdravomyslov A. G. Potrebnosti. Interesy. Cennosti [Needs. Interests. Values.]. Moscow, Politizdat, 1986, 223 p.

5. Tugarinov V. P. Teorija cennostej v marksizme [The Theory of Values in Marxism]. Leningrad, LSU, 1968, 124 p.

6. Kirilenko G. G. Mirovozzrenie i formirovanie cennostnyh orientacij lichnosti [Ideology and the Formation of Value Orientations of Personality]. Moscow, Znanie, 1983, 40 p.

7. Dinamika cennostnyh orientacij v sisteme socialisticheskogo obraza zhizni [The Dynamics of Value Orientations in the System of the Socialist May of Life]. Leningrad, LGPI, 1980, 140 p.

8. Panfilov O. M. Sistema cennostej i struktura lichnosti [System of values and personality structure]. Candidate's thesis, Leningrad, 1979, 176 P.

9. Danilov H. A. Mesto i rol' cennostnyh orientacij v sisteme mirovozzrenija [The Place and Role of Values in the World System]. Extended abstract of candidate's thesis, Moscow, 16 p.

10. Podol'skaja E. A. Cennostnye orientacii i problema aktivnosti lichnosti [Value Orientation and the Problem of Personality's Activity]. Kharkov, Base, 1991, 162 p.

11. Sokolov Je. V. Kul'tura i lichnost' [Culture and Personality]. Leningrad, Nauka, 1972, 228 p.

12. Habibova N. E. Ontologicheskij i gnoseologicheskij analiz ponjatija «cennostnye orientacii» [The Ontological and Epistemological Analysis of the Concept of "Value Orientation"]. Ufa, Ufimsk. state Academy of Economics and service, 2006, 96 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Fajzullin F. S., Vil'danov U. S., Vil'danov H. S. Gnoseologicheskij analiz cennostej i cennostnyh orientacij. [Epistemological Analysis of Values and Value Orientations]. Moscow, Nauka, 2008, 291 p.

14. Rubinshtejn S. L. Bytie i soznanie [Being and Consciousness]. Moscow, Publishing house Acad. of Sciences of the USSR, 1957, 328 p.

15. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznanija [Man as an object of knowledge]. Leningrad, Publishing house Leningrad state University, 1968, 338 p.

16. Bozhovich L. I. Psihologicheskie zakonomernosti formirovanija lichnosti [Psychological Regularities of Formation of the Personality]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1976, № 6.

17. Mjasishhev V. N. Lichnost' i nevrozy [Personality and neuroses]. Leningrad, LGPI, 1960, 428 p.

18. Nepomnjashhaja N. I. Psihodiagnostika lichnosti: teorija i praktika [Psy-chodiagnostics of Personality: Theory and Practice]. Moscow, Vlados, 2001, 256 p.

19. Jeksperimental'nye osnovy psihologii ustanovki [Experimental Foundations of Psychology Installation]. Tbilisi, 1961, 210 p.

24

20. Krasnorjadceva O. M. Cennostnaja determinacija professional'nogo povedenija pedagogov [Value Determination of Professional Conduct for Teachers]. Sibirskij psihol. zhurn [Siberian psikhol. Sib.],

1998, № 7, p. 25- 29.

21. Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov [Personality Psychology in Works by Russian Psychologists]. Saint-Petersburg, Peter, 2000, 480 p.

22. Nadirashvili Sh. A. Ustanovka i dejatel'nost' [Installation and Operation]. Tbilisi, Metsniereba, 1987, 361 p.

23. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti [The Anomalies of the Individual]. Moscow, Thought, 1988, 301p.

24. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and Theoretical Problems of Psychology]. Moscow, Nauka, 1984, 444 p.

25. Bubnova S. S. Cennostnye orientacii lichnosti, kak mnogomernaja nelinejnaja sistema [Values of Personality as a Multidimensional Nonlinear System]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal],

1999,Vol. 20, № 5, p. 38-44.

26. Social'naja psihologija i filosofija [Psychology and Social Philosophy]. Moscow, 1975.

27. Leont'ev D. A. Cennostnye predstavlenija v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmenenija vo vremeni [Value Orientations in Individual and Group Consciousness: types, determinants and change over time]. Psihol. obozrenie [Psikhol. display], 1998, № 1, p. 13-25.

28. Metodologicheskie problemy social'noj psihologii [Methodological Problems of Social Psychology]. Moscow, Nauka, 1975, 235 p.

29. Popova I., Moin V. Soznanie i trudovaja dejatel'nost' [The Mind and Career]. Kiev-Odessa, 1985, 187 p.

30. Alekseeva V. G. Cennostnye orientacii kak faktor zhiznedejatel'nosti i razvitija lichnosti [Value Orientation as a Factor in Functioning and Development of Personality]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 1984, Vol. 5, № 5. p. 63-70.

31. Psihologicheskie problemy social'noj reguljacii povedenija [Psychological Problems of Social Regulation of Behavior]. Moscow, Nauka, 1976, 368 p.

32. Zhuravleva N. A. Dinamika cennostnyh orientacij lichnosti v rossijskom obshhestve [Dynamics of Value Orientations of Personality in Russian Society]. Moscow, Institute of psychology RAS,2006, 333 p.

33. Ol'shanskij V. B. Lichnost' i social'nye cennosti [Personality and Social Values] Moscow, Mysl', 1965, Vol. 1, 471-511 p.

34. Zdravomyslov A., Jadov V. Otnoshenie k trudu i cennostnye orientacii lichnosti [Work Ethic and Value Orientation of the Personality]. Moscow, Mysl',1965, Vol. 2, 532 p.

35. Vodzinskaja V. V. Ponjatie ustanovki, otnoshenija i cennostnoj orientacii v sociologicheskom issledovanii [The Concept of Attitudes, Relationships and Values in Sociological Research]. Nauch. dokl. vyssh. shkoly. Filosof. nauki [Scientific. Dokl. ouch. school. Philosopher. science], Moscow, 1968. № 2.

36. Aza L. A., Poddubnyj V. A., Ruchka A. A. Cennostnye orientacii rabochej mo-lodezhi [Value Orientation of Young Workers]. Kiev, Sciences. Dumka, 1978, 203 p.

37. Metodologicheskie problemy social'noj psihologii [Methodological problems of social psychology]. Moscow, 1975, 235 p.

38. Surina I. A. Cennostnye orientacii kak predmet sociologicheskogo issledovanija [Value Orientation as a Subject for Sociological Study]. Moscow, Voice, 1996, 130 p.

39. Slastenin V. A. Vvedenie v pedagogicheskuju aksiologiju [Introduction to Pedagogical Axiology]. Moscow, Academy, 2003, 192 p.

40. Kir'jakova A. V. Aksiologicheskaja koncepcija orientacii lichnosti v mire obrazovanija [Axiological Concept of Personal Orientation in the World of Education]. Vestnik OGU [Vestnik of OSU], 1999, № 1, p. 13-19.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.