Научная статья на тему 'Динамика развития ценностных приоритетов кадетов'

Динамика развития ценностных приоритетов кадетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / КАДЕТСКАЯ ШКОЛА / CADET SCHOOL / КАДЕТЫ / CADETS / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPLEMENTARY EDUCATION / АКСИОСФЕРА / AXIOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афоничева Анастасия Геннадьевна

В статье рассматривается проблема формирования ценностных приоритетов кадетов. Автор говорит о ситуации, характерной для современного общества и заключающейся в ценностном кризисе, переоценки традиционных аксиологических приоритетов. В статье подчеркивается значимость осуществления ценностного воспитания в соответствии с законодательными и нормативными актами. Рассмотрены вопросы формирования ценностных ориентаций личности, выделены основные факторы развития системы ценностных ориентаций. В статье подчеркивается важность формирования ценностных ориентаций в системе образования. Автор рассматривает вопросы формирования ценностных приоритетов у детей и подростков в кадетской школе, где аксиологическое воспитание осуществляется в соответствии с целями и задачами учреждения и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса. В статье приведены результаты диагностики ценностных ориентаций кадетов с помощью методики ценностных ориентаций Рокича и ценностного опросника Шварца. По итогам проведенного исследования была разработана программа ценностного воспитания кадетов, реализуемая в рамках дополнительного образования. В статье описаны основные методы, формы работы и приемы, которые автор использовал на занятиях с кадетами с целью сформировать знания и представления кадетов об общественных и личных ценностях, актуализировалось стремление кадетов понять самого себя, свои ценности и ценности окружающих людей. Результаты проведенной диагностики после завершения программы говорят о позитивной динамике формирования ценностных приоритетов кадетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афоничева Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of the development of the value priorities of the Cadets

The article deals with the problem of forming the priorities of cadets. The author speaks about a typical situation for modern society and is conditioned in the value crisis, the reassessment of the fate of axiological priorities. The article emphasizes the importance of achieving value education in accordance with legislative and regulatory acts. Questions of formation of valuable orientations of the person, the allocated basic factors of development of system of valuable orientations are considered. The article emphasizes the importance of the formation of value orientations in the education system. Authors' questions: the formation of value priorities for children and adolescents in the cadet school, where axiological education is carried out in accordance with the goals and objectives and an integral part of the entire educational process. The article presents the results of the diagnosis of the Cadets' value orientations using the method of value orientations of the Rokich-Shvarts questionnaire. Based on the results of the study, a program of quality cadets' education was developed, implemented in the framework of additional education. The article examines the main methods, forms of work and methods that the author uses in the classroom with the Cadets to form the cadets' knowledge and attitudes about social and personal values, the desire of the Cadets to understand themselves, their values and the values of surrounding people are actualized. The results of diagnostics after the completion of the program indicate a positive dynamics in the formation of the priorities of the cadets.

Текст научной работы на тему «Динамика развития ценностных приоритетов кадетов»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN118.pdf

Статья поступила в редакцию 15.01.2018; опубликована 06.03.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Афоничева А.Г. Динамика развития ценностных приоритетов кадетов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Afonicheva A.G. (2018). The dynamics of the development of the value priorities of the Cadets. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN118.pdf (in Russian)

УДК 37

Афоничева Анастасия Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Аспирантка E-mail: anastasiia@yandex.ru

Динамика развития ценностных приоритетов кадетов

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования ценностных приоритетов кадетов. Автор говорит о ситуации, характерной для современного общества и заключающейся в ценностном кризисе, переоценки традиционных аксиологических приоритетов. В статье подчеркивается значимость осуществления ценностного воспитания в соответствии с законодательными и нормативными актами. Рассмотрены вопросы формирования ценностных ориентаций личности, выделены основные факторы развития системы ценностных ориентаций. В статье подчеркивается важность формирования ценностных ориентаций в системе образования. Автор рассматривает вопросы формирования ценностных приоритетов у детей и подростков в кадетской школе, где аксиологическое воспитание осуществляется в соответствии с целями и задачами учреждения и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса. В статье приведены результаты диагностики ценностных ориентаций кадетов с помощью методики ценностных ориентаций Рокича и ценностного опросника Шварца. По итогам проведенного исследования была разработана программа ценностного воспитания кадетов, реализуемая в рамках дополнительного образования. В статье описаны основные методы, формы работы и приемы, которые автор использовал на занятиях с кадетами с целью сформировать знания и представления кадетов об общественных и личных ценностях, актуализировалось стремление кадетов понять самого себя, свои ценности и ценности окружающих людей. Результаты проведенной диагностики после завершения программы говорят о позитивной динамике формирования ценностных приоритетов кадетов.

Ключевые слова: аксиология; ценности; ценностные ориентации; личность; кадетская школа; кадеты; дополнительное образование; аксиосфера

Введение

Для современной социально-экономической ситуации характерна ситуация ценностного кризиса, переоценка и девальвация традиционных аксиологических приоритетов. Эта проблема касается прежде всего молодого поколения. Вопросы ценностей и ценностных ориентаций человека находились в центре внимания философов, педагогов, психологов, социологов. Достаточно разнополярно аксиологические идеи представлены в трудах Г.Е. Залесского, Е.И.

Головахи, Т.В. Корниловой, А.Г. Асмолова, М.В. Богуславского, Б.С. Братуся, З.И. Васильевой, О.Г. Дробницкого, Д.А. Леонтьева, Е.Г. Осовского, З.И. Равкина А.П. Тряпицыной, В.А. Ядова и других. Пути и средства развития ценностных ориентаций школьников раскрыты в исследованиях В.А. Караковского, Г.М. Коджаспировой, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, Ю.С. Сенько, И.Л. Федотенко и других. Значимость аксиологической проблемы подчеркивается в законодательных и нормативных актах.

Для определения основ формирования ценностных ориентаций личности обратимся к общим закономерностям развития человека. Стадии становления и развития личности ученые соотносят со сменами стадий интеллектуального, морального, эмоционального, социального развития. Традиционно проблема присвоения ценностей исследовалась на примере дошкольного и младшего школьного возраста. Между тем, наиболее сензитивным периодом является подростковый возраст.

Среди факторов развития системы ценностных ориентаций особую роль играет семья, сверстники, образовательная среда, средства массовой информации, общество в целом, культуру, законы и традиции и т. д., т. е. все, что можно объединить понятием социокультурная обстановка. Воздействие перечисленных факторов может выступать в качестве средств или инструментов формирования системы ценностных ориентаций человека. В роли таких инструментов могут выступать, например, воспитание и образование, общение, воздействие СМИ, влияние культуры и религии и т. п. С позиций деятельностного подхода для формирования ценностных ориентаций личности пассивного восприятия какого-либо воздействия из вне недостаточно. Необходимо включить человека в активную целенаправленную деятельность, адекватную системе ценностей.

Формирование ценностей человека является важной задачей образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентирован принцип, имеющий непосредственное отношение к ценностям общества, а именно: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования»1. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нашли отражение такие личностные характеристики, как любовь к Отечеству, осознание ценности семьи, уважение законов и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями и другие. Согласно Стандарту в результате освоения основной образовательной программы основного общего образования у учащихся должны сформироваться ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности. В процессе обучения происходит знакомство человека с мировой культурой, историей, формируются представления об обществе, общечеловеческих ценностях2. Важным фактором развития системы ценностных ориентаций является личность значимого взрослого, например, личность учителя, наставника.

1 Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят 29 декаб. 2012 г.: ред. 1 мая 2017 г.]. - Электрон. дан. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Загл. с экрана.

2 Министерство образования и науки РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» [Электронный ресурс]: ФГОС: [6 окт. 2009 г.]. - Электрон. дан. - Доступ с сайта Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543. - Загл. с экрана.

Страница 2 из 6

05РБМШ18

Методы

Формированию ценностных приоритетов у детей и подростков большое внимание уделяется в Государственном общеобразовательном учреждении Тульской области «Первомайская кадетская школа». Работа по аксиологическому воспитанию осуществляется в учреждении в соответствии с целями и задачами, прописанными в Уставе школы3. Наиболее благоприятные условия для осуществления этого процесса созданы в системе дополнительного образования, которая охватывает 100 % обучающихся.

С целью диагностики было проведено исследование ценностных ориентаций кадетов с помощью методики ценностных ориентаций Рокича, ценностного опросника Шварца, методики диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой. В Исследовании приняли участие 57 кадетов 8 классов.

Результаты диагностики выявили, что важнейшими терминальными ценностями кадеты считают: счастливую семейную жизнь (41 %), здоровье (39 %), материально обеспеченную жизнь (12 %). Среди инструментальных ценностей на первое место были поставлены воспитанность (33 %), образованность (33 %), ответственность (11 %). Вместе с тем, очевидна недооценка таких ценностей, как интересная работа (7 %), наличие хороших и верных друзей (1 %) смелость в отстаивании своего мнения (7 %), терпимость (6 %).

Согласно проведенному исследованию по адаптированной методике М. Рокича в иерархии ценностей подростков на низких позициях находятся такие терминальные ценности, как «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», среди инструментальных ценностей - «ответственность», «толерантность», «смелость в отстаивании своего мнения», «свобода» и «самостоятельность».

Полученные результаты с использованием ценностного опросника Шварца показывают лидирующие позиции таких типов ценностей, как достижение, безопасность, самостоятельность. Вместе с тем, такие типы ценностей, как доброта и традиции заняли последние места.

Согласно этой методике в вершине иерархии ценностей для кадетов оказались признание, уважение людей и влияние на окружающих; высокое материально благосостояние; здоровье; общение. На низких позициях оказались такие ценности, как получение хорошего образования; познание нового в мире, природе, человеке.

Для корректировки и развития ценностных приоритетов кадетов была разработана программа ценностного воспитания кадетов, реализуемая в рамках дополнительного образования, которая включает в себя три раздела: развитие системы нравственных знаний у кадетов; актуализация процессов самопознания и самовоспитания; формирование представлений о нравственном идеале. Срок реализации программы составляет 1 год (32 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 час.

В рамках первого раздела было проведено 11 занятий с использованием таких методик интерактивного обучения, как мультимедийные презентации, групповые дискуссии, элементы тренинга и других. Занятия были посвящены таким темам как: «Символы Российского государства», «Культура народов России», «Традиции и обычаи нашей страны», «Семья -главная ценность», «Что такое настоящая дружба», «Гражданственность - это...», «Важнейшие качества современного человека» и другим. Особый интерес вызвала тема «Традиции и обычаи нашей страны». Так как в кадетской школе обучаются кадеты различных национальностей, при

3 Устав государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Первомайская кадетская школа» [принят 28 авг. 2015 г.] / ГОУ ТО «ПКШ» // Перв. Кад. Шк: официальный сайт. - Режим доступа: http://ppk-2014.ru/index.php - Загл. с экрана.

https://mir-nauki.com

изучении этой темы они самостоятельно готовили сообщения и презентации и рассказывали о традициях и обычаях своего народа.

В рамках второго раздела я использовала такие методики, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки и различные тестовые методики, направленные на познание кадетами своей личности, собственных склонностей, интересов, возможностей, недостатков и их коррекции. Особый интерес с последующим обсуждением вызвали дилеммы Л. Кольберга.

В рамках третьего раздела проводились занятия с использованием метода Casestudy, мультимедийных презентаций, групповых дискуссий и других. Кадеты самостоятельно подбирали материалы, чтобы представить презентации о выдающихся личностях, которые внесли большой общественный вклад в различные области науки, искусства, культуры и оставили след в истории России. Наибольшее впечатление на кадет произвело рассмотрение Книги подвигов о героях нашего времени.

Занятия представляют собой ситуации выбора. С помощью анкетирования были выявлены пожелания, запросы, предпочтения кадетов.

В рамках программы для кадетов был создан «Кадетский кинотеатр», который включает в себя подобранные с учетом возраста фильмы, затрагивающие проблемы толерантности, патриотизма, гражданственности, ответственности, примеров настоящей дружбы и многих других. Кадетам показывались такие фильмы, как «Тимур и его команда», «Республика ШКИД», «Режим Полного Погружения», «Меня зовут Кхан», «Сталинград», «Битва за Севастополь» и другие.

Еще одной формой работы является вовлечение кадетов в волонтерскую деятельность. На добровольной основе кадеты участвуют в различных акциях и мероприятиях как в школе, так и за ее пределами. Например, хорошей традицией стало выезжать с концертом в дом-интернат для престарелых и инвалидов.

С помощью этих методик формировались знания и представления кадетов об общественных и личных ценностях; актуализировалось стремление понять самого себя, свои ценности, идеалы и ценности окружающих людей, их способности и привычки. Данные методики позволяют подросткам оценить и сопоставить свои возможности с возможностями других, определить то, что является необходимым для самого себя, а что для других.

При организации аксиологического воспитания кадетов одним из главных направлений было развитие ценностного мира подростка. Для этого в процессе занятий совместно с кадетами выявлялись и были сформулированы основные проблемы, которые возникают у подростков с другими людьми; осуществлен поиск способов и методов решения этих проблем; проводились дискуссии по вопросам определения наилучших способов решения выявленных проблем; создавались условия для самостоятельного определения проблем и для поиска кадетами наиболее успешных способов их решения.

При работе с кадетами большое внимание уделялось развитию у них стремления к установлению согласия с другими людьми посредством культурных форм установления согласия: дружбы, товарищества, лидерства.

На занятиях наглядно показывались примеры проявления в отношениях с окружающими качеств нравственной личности: заботливости, доброты, честности, справедливости и других.

Необходимо отметить, что занятия имеют добровольную форму и возможность корректировки с учетом пожеланий самих кадетов.

Результаты

После реализации программы была проведена повторная диагностика ценностных предпочтений кадетов с использованием адаптированной методики Рокича с целью выявления

динамики их развития. Предварительные результаты показывают, что произошел рост таких ценностных предпочтений кадетов, как «интересная работа», «толерантность» и «ответственность» (см. рис. 1).

41%

39%

до реализации программы после реализации программы

12%

15%

7%

9% Г

1%

J?

/ У JT *

.J- * J- ^

/ / J ж

ß

33%

33%

18%

11%

& / *

14% 19%

7% — 6%

ъ

J> J> J? J> ^

4? &

Рисунок 1. Динамика изменения ценностных предпочтений кадетов (составлено автором)

Данные результаты свидетельствуют об успешной реализации программы и работе по формированию ценностных ориентаций кадетов в правильном направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов. - Внешкольник, 1997, №9.

2. Богуславский, М.В. История отечественной педагогики (первая треть XX века) / М.В. Богуславский. Томск: Изд-во HTJI, 2005. - 312 с.

3. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации: поиск, опыт, находки. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы конференции / А.К. Бруднов. - С. Петербург, 1995.

4. Васильева, З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания / З.И. Васильева. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003. - 336 с.

5. Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. - 2009. - №4.

6. Дробницкий, О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей / О.Г. Дробницкий // Проблема ценности в философии; под ред. А.Г. Харчева. - М.-Л.: «Наука», 1966.

7. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни - Электрон. дан. - Режим доступа: http://psycabi.net. - Загл. с экрана.

8. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - №4.

9. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: «Академия», 2003. 192 с.

10. Шацкий С.Т. Внешкольная и дошкольная работа с детьми / С.Т. Шацкий. Собр. Соч. В 2-х т., Т.1.

https://mir-nauki.com

Afonicheva Anastasia Gennadievna

Tula state pedagogical university Lev Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: anastasiia@yandex.ru

The dynamics of the development of the value priorities of the Cadets

Abstract. The article deals with the problem of forming the priorities of cadets. The author speaks about a typical situation for modern society and is conditioned in the value crisis, the reassessment of the fate of axiological priorities. The article emphasizes the importance of achieving value education in accordance with legislative and regulatory acts. Questions of formation of valuable orientations of the person, the allocated basic factors of development of system of valuable orientations are considered. The article emphasizes the importance of the formation of value orientations in the education system. Authors' questions: the formation of value priorities for children and adolescents in the cadet school, where axiological education is carried out in accordance with the goals and objectives and an integral part of the entire educational process. The article presents the results of the diagnosis of the Cadets' value orientations using the method of value orientations of the Rokich-Shvarts questionnaire. Based on the results of the study, a program of quality cadets' education was developed, implemented in the framework of additional education. The article examines the main methods, forms of work and methods that the author uses in the classroom with the Cadets to form the cadets' knowledge and attitudes about social and personal values, the desire of the Cadets to understand themselves, their values and the values of surrounding people are actualized. The results of diagnostics after the completion of the program indicate a positive dynamics in the formation of the priorities of the cadets.

Keywords: axiology; values; value orientations; personality; cadet school; cadets; complementary education; axiosphere

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.