Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОХОД / AXIOLOGICAL APPROACH / ДОМИНАНТА / DOMINANT / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ОБРАЗ - "Я - ПЕДАГОГ" / IMAGE - ''I AM A TEACHER''

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна

В статье рассмотрены аксиологические ориентиры развития современного педагогического образования в контексте общих изменений в обществе, показаны отечественные и зарубежные исследования в области аксиологии образования, касающиеся доминант подготовки педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

По материалам методологического семинара «Апрельские окна»: БГПУ имени М. Акмуллы, 13 апреля 2017 года

А.В. Кирьякова

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Ключевые слова: аксиология, аксиологический поход, доминанта, ценностные ориентации, креативность, взаимодействие, информатизация, образ - «Я - педагог».

Аннотация: В статье рассмотрены аксиологические ориентиры развития современного педагогического образования в контексте общих изменений в обществе, показаны отечественные и зарубежные исследования в области аксиологии образования, касающиеся доминант подготовки педагога.

doi: 10.21510/1817-3292-2017-3-11 -19

Масштабы, глубина и многообразие изменений, которыми отмечено начало XXI века в геополитической и политической сферах, в науке и технике, в экономике и культуре в области образования и здравоохранения, коммуникации и информации явно не имеют аналогов ни в одном из предшествующих веков. В этом контексте становится все труднее осмысливать происходящие процессы, быстро превращающиеся в насущные проблемы. Стремительно меняющийся мир предъявляет все новые и новые вызовы системам образования. Обращаясь к глобальным тенденциям развития образования, мы отчетливо осознаем, что образование выполняет роль генетической матрицы культуры, являясь важнейшим элементом механизма трансляции информационного кода в структуре культуры, обеспечивая ее воспроизведение и развитие.

Роль и значимость школы и педагога в развитии общества уже подчеркнуты множеством сценариев развития разных стран во все времена; зафиксированы в трудах великих мыслителей прошлого, многократно подтверждены философами, политиками, социологами, педагогами и психологами настоящего; остро осознается всеми в русле прогнозов стремительного настоящего времени и сложного непредсказуемого будущего. Учитель в обозначенных процессах играет особую роль, предназначенную ему временем.

Подготовка учителя для общества, где происходят кардинальные лавинообразные трансформации, сосредоточенные в информационном поле современного мира, для которого характерны риски потери нравственных ориентиров, деформация образа жизни, рост агрессии, противоборство позитивных и негативных тенденций и начал человеческого бытия, приобретает особое значение и сложность, а необходимость научных исследований проблемы аксиологических доминант в педагогическом образовании - особую актуальность.

Изменения в вузовской профессиональной подготовке будущих учителей сегодня происходят в соответствии с контекстом развитияобразования в условиях новых глобальных тенденций.

В общем русле поиска ответов на острые вопросы и вызовы современности находится аксиология (наука о ценностях). Аксиология под особым углом зрения рассматривает реалии современного педагогического мира, соединяя взаимосвязи объективного и субъективного, актуального и потенциального, внешнего и внутреннего, закономерного и случайного, устойчивого и динамичного в емкое аксиологическое измерение современного мира. Законы диалектики, реализуясь в педагогических процессах, отражают эволюцию ценностей общества, приводят к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей во всех педагогических системах.

В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие аксиологии. Она становится органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального

пеппгогичеснии ЖУРНПЛ СЛШМОРТОСТПНП N 3(70), В017 sSSSsSs

развития (В.И. Бойко, Ю.М. Плюснин, Г.П. Выжлецов), проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С. Каган, Н.С. Розов), изучения феноменологии ценностных систем личности (М.И. Бобнева, В.Г. Алексеева), формирования нового тезауруса и новой образовательной парадигмы (Н.Б. Крылова, З.А. Малькова, Н.М. Воскресенская), ретроспективного анализа философских и педагогических систем, базисом для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.В. Веселова).

Исследование ценностей современного мира находит отражение в трудах таких зарубежных ученых, как Р. Инглхарт, Ш. Шварц, Т. Ловат, К.У. Грейвз.

Р. Инглхарт, разработав социологическую теорию постматериализма, предложил новые подходы к исследованию ценностей и их изменений от поколения к поколению в рамках проекта Всемирного исследования ценностей WorldValuesSurvey, реализация которого проходит с пятилетней периодичностью в семидесяти восьми странах мира с привлечением многих организаций, нашедшие отражение в работе «Изменение ценностей в глобальной перспективе» (1995).

Ш. Шварц, занимаясь изучением природы фундаментальных ценностей человека, и их роли в определении отношения и поведения человека, выявил культурные сходства и различия людей на основе ценностей. Результатам изучения ценностей и ценностных ори-ентаций посвящена работа «Ценностные ориентации: измерение, предпосылки и последствия в глобальном мире» (2006).

Клэр У. Грейвз, американский ученый, доктор психологии - автор теории уровней человеческого развития, создал простую системную модель понимания развития эволюционной трансформации человеческих ценностей и культур, в которой утверждает, что в ответ на изменившиеся условия жизни люди развивают новые системы ценностей, изменяя собственный уровень существования.

В этой плеяде и австралийский педагог Т. Ловат осуществил программу исследования «Австралийская ценностная система образования». Изучение ценностей в образовании, различия и взаимосвязь вероисповеданий отражено в трудах «Ценности образования: педагогический императив для благосостояния студентов» (2013), «Педагогика ценностей и достижения студентов» (2011).

Обращаясь к аксиологическим доминантам подготовки педагога нового времени, исследователи (В.С. Собкин, В.А. Сластенин, В.И. Андреев, Р.М. Асадуллин, Н.С. Розов, А.П. Тряпицина, Н.В.Чекалева) подчеркивают актуальность таких реалий, как влияние на процессы обучения и воспитания информатизации общественной жизни, стремительное развитие коммуникаций, смешение субкультур, развитие креативного класса. Аксиологический подход предполагает учет не только внешних факторов воспитания, не только внешние обстоятельства и ситуации жизнедеятельности студента, но и внутренние особенности взрослеющей личности - потребности, мотивы, ценностные ориентации, стремления, ожидания, притязания. Следовательно, педагогический аспект аксиологии образования в общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей культуры современного мира сделать предметом осознания, переживания как особых потребностей студента, сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее ценностными ориентациями.

Значение исследования ценностных ориентаций индивида определяется тем, что они представляют собой основнойканал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. В контексте обозначенной проблемы процесс ориентации студентов в мире ценностей может быть представлен как процесс восхождения личности к ценностям общества.

Вместе с тем анализ преемственности педагогических идей показывает своеобразие круга ценностей, присущих культуре отдельного народа, актуальных для общества в

пепп готический ЖУРНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 3(70). Я017

определенный период его развития: Отечество, идеал человека, эталоны красоты, труд, познание.

Процесс ориентации может быть рассмотрен как восхождение личности к ценностям общества на основе диалектического закона возвышения потребностей. Педагогическая проекция закона возвышения потребностей позволяет охарактеризовать сущность процесса ориентации студентов в мире ценностей как самостоятельное, адекватное ведущим ценностям общества движение личности, определить ценностную функцию воспитания как необходимость трансформации ценностей в жизнедеятельность вуза и актуализацию личностных потребностей студентов с учетом социальной ситуации их развития.

Процесс ориентации может быть рассмотрен с разных точек зрения. Его можно характеризовать как действие, состоящее из элементов: объекта (ориентира), на который направлено действие; объективной стороны, то есть способа (метода) совершения действия; субъективной стороны, то есть отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта, совершающего действие. Для педагогики, на наш взгляд, продуктивен динамический подход, позволяющий изучать поведение и деятельность человека в развитии.

Процесс ориентации представляет собой ряд фаз.

1-я фаза - присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности.

2-я фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей. Это такой период в развитии процесса ориентации, когда личность сосредоточивает внимание на себе; происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии в процессе развития ценностного отношения к миру вплетается самосознание, процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация. Теоретическим основанием для выдвижения и обоснования этой фазы ориентации служит психологическая теория «Я-концепции».

3-я фаза - прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. Углубление ценностного отношения к окружающей действительности и процесс ориентации приобретает новые характеристики - пространственно-временную трехмерность, ценностные ориентации и самосознание устремляются в будущее - формируется жизненная перспектива. Теоретической основой для выдвижения этого положения является теория прогнозирования.

Важно отметить, что на всех этапах развития ориентации как процесса все фазы работают синхронно. Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы ценностного освоения действительности, приятие школьником себя как самоценности и увидеть слагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив.

Наполняемость фаз процесса ориентации зависит от множества факторов: диапазона ценностного познания, способности к прогнозированию, глубины самосознания, рефлексии. Причем наиболее осязаемыми являются возрастные проявления (возрастные возможности) школьника. В связи с этим следует сказать, что наиболее совершенными, открытыми для наблюдения являются такие характеристики фазы, которые проявляются, совпадая, резонируя в процессе ориентации с сензитивными новообразованиями возраста.

Полагаем, что на всех уровнях развития процесса ориентации функционируют одни и те же ценностные механизмы: поиск - оценка - выбор - проекция; однако на разных фазах мы можем увидеть различную степень загруженности отдельных механизмов: присвоение ценностей обеспечивается в большей мере поиском и оценкой, на последующих стадиях это выбор и проекция. Определяя концептуальную сущность термина механизма,

пепп готический журнал слшнортостпнп м з(70), воп ааэЖаб

мы подчеркиваем как психологическую его основу, так и педагогическую сущность, а следовательно, и реальную возможность воздействовать на развитие этих личностных механизмов в специально организуемых ситуациях жизнедеятельности студента. В данном случае педагог может целенаправленно способствовать развитию механизма поиска, оценки, выбора, проекции в педагогически целесообразно организуемых ситуациях поиска, оценки, выбора и проекции. Путем изучения действия механизмов процесса ориентации мы вскрываем потенциальные возможности обеспечения оптимальных условий их функционирования, находим способы взаимодействия педагога и студента в процессе ориентации.

Считаем, что особенности развития процесса ориентации обусловлены как индивидуальными условиями развития личности, характером ее жизнедеятельности, так и возрастными закономерностями. Однако этапы процесса ориентации могут приближаться, а могут и значительно отстоять от этапов возрастного развития школьника, именно поэтому педагогике необходимо специальное изучение особенностей, противоречий, тенденций ориентации студентов на социально значимые ценности в учебно-воспитательном процессе.

В самом общем виде процесс ориентации может быть представлен как расширяющееся во времени жизненное пространство, в котором личность строит, приобретает определенную «траекторию своего движения» сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Выбор жизненной цели, планов, перспектив человек осуществляет на основе познания обстоятельств и самого себя, постоянно оценивая, сравнивая и сопоставляя и себя, и других людей, обращаясь в прошлое, живет в настоящем, ориентируясь на будущее. Ценностные ориентации личности, таким образом, обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает поступки, поведение, деятельность, отклоняющиеся в ту или иную сторону от общего стержня, линии, направленности. Этот процесс - не одномоментное обретение качества, он растянут во времени, имеет свои этапы, последовательно соотносимые с общим ростом и возрастным развитием человека, формированием его личностных свойств.

Определяя систему координат, в которых представлены и раскрываются главные смыслы процессов образования, аксиология не только предписывает и предполагает выявление эффективных конкретных мер, приемов, технологий и сценариев воспитания, но и ориентирует на выявление приоритетов, аксиологических доминант - базисных векторов развития педагогических систем.

Доминанта, по мнению А.А. Ухтомского, временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе; главенствующая идея, основной признак или важнейшая часть его - то, что приоритетно для человека по сравнению с прочими желаниями -первоочередная цель, которая направляет все действия, желания человека на ее реализацию. Опираясь на понимание доминанты как универсального принципа активности всех живых систем, мы обнаруживаем актуально значимые ценности современного педагогического образования.

Аксиологические доминанты - это базисные идеи, раскрывающие сущность явления. Это такие тенденции развития образования, которые требуют скорейшего осмысления и реализации. Аксиологические доминанты - это насущные вопросы, соединяющие в себе как объективную необходимость решения вопроса, так и субъективную значимость его в контексте современных реалий. Это неизбежные проблемы, отсутствие внимания к которым рождает новые проблемы, риски, препятствия. Это наиболее сложные аспекты деятельности участников образовательного процесса, влияющие на общее качество развития системы. Это вопросы, не сходящие с повестки дня.

В качестве аксиологической доминанты подготовки современного педагога, прежде всего, следует обозначить информатизацию и ее сильнейшее воздействие на современный мир студента. Без современных атрибутов общения, учения, досуга, таких как гаджеты, со-

nenn готический журнпл сп шнор тостпнп м з(70). го/7 sssssss

временный студент немыслим, он чувствует себя ущербным, растерянным, отстраненным. Образование не может игнорировать этот факт, следовательно, необходимо искать варианты использования данного феномена современного мира как инструмент стратегии и тактики ценностного взаимодействия педагога и студента.

Объективные законы развития цивилизаций неумолимы, они требуют изменений подготовки нового учителя для новой школы, адекватно смене парадигм: «Если сменилась музыка - должны смениться танцы»...

Ценностные доминанты построения новой стратегии образования:

- основной целью обучения является формирование в процессе реальной деятельности когнитивных, эмоциональных и стратегических компетенций;

- студенты - полноправные члены учебного сообщества;

- каждый студент движется по собственной образовательной траектории, конструируя уникальное знание;

- студенты принимают значительную часть решений относительно того, что изучать, как изучать и какие ресурсы для этого использовать;

- обучение происходит в условиях практико-ориентированной деятельности через взаимодействии друг с другом и педагогом.

Гражданственность как аксиологическая доминанта. Мы исходим из понимания того, что ядром культуры являются ценности. Основой передачи опыта от поколения к поколению становятся, в первую очередь, базисные (ценные) знания, базисные (ценные) способы познания и деятельности, базисные (ценные) нравственные императивы человеческого бытия, познания, созидания. Вопросы гражданственности, гражданского общества, гражданства в этом контексте представлены в работах А.А. Айвазян (гражданственность и гражданское участие), Э. Арато (гражданственность и гражданское общество), Г.Г. Дилигенского (гражданское общество как совокупность добровольных организаций и ассоциаций граждан), Т.А. Дмитриева (институт гражданства как опора современного демократического общества), З.Я. Капустиной (гражданственность как ценность российской культуры), В.Н. Кручинина (свободная личность как основная ценность гражданского общества), А.С. Гаязова (воспитание гражданина в различных видах деятельности, конструирование различных моделей гражданского воспитания).

Начиная с XIX века, важным этапом формирования гражданского общества становится признание прав человека, равенство граждан, возможность участия в политических процессах, повышение общественного статуса личности, имеющей профессиональные достижения. Можно сказать, что гражданское общество превращается в область социальной реальности. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входит обеспечение жизнеспособности общества и реализации гражданского права.

От того, насколько инициативны, компетентны, активны, ответственны будут граждане, зависит успех формирования гражданского общества в России. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается, что гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является целью образования. Поэтому мы считаем, что задача воспитания гражданина должна быть решена системой образования, призванной обеспечить взаимосвязь между подрастающим поколением и реальностью общественной жизни. Гражданственность, выступая аксиологической доминантой подготовки будущих педагогов, определяется как особое свойство социально-активной, самодостаточной личности, которое предопределяется характером, содержанием исторического, социокультурного развития. Социальная активность определяется ключевым индикатором гражданственности. Гражданственность как ведущая черта личности, отмечает Б.З. Вульфов, проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного разви-

пепп готический журнал спшкортостпнп ы з(7о), ао17 ааэЖаб

тия страны и своего собственного. Для России сегодня важно осознать и разработать пути и средства, способствующие развитию человека, способного жить в гражданском обществе. Основная цель гражданского воспитания, по-мнению Г.Я. Гревцевой, состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения.

Развитие ориентации на профессию педагога как аксиологическая доминанта. Привлекательность профессии, осознанное желание абитуриента, позднее студента, посвятить себя любимому делу способствуют более успешному и продуктивному обучению способствуют более успешному и продуктивному обучению, более интенсивной адаптации и социализации. Характер представлений о будущей профессии и работе определяет весьма сдержанное профессиональное ожидание: 40 % респондентов считают, что работа будет интересной; 28 % - что смогут самосовершенствоваться в избранной сфере деятельности. Вместе с тем наблюдаются негативные тенденции (от первого до выпускного курса «не собираются работать по специальности»), причем процент студентов, которые не хотят работать в школе, к выпускному курсу увеличивается.

Образовательный процесс педагогического вуза позволяет подготовить будущего учителя к трансляции ценностей в жизнедеятельность школы, к осознанию значимости образа учителя для формирования ценностных ориентаций школьника. Аксиологизация образования, по мнению Г.А. Мелекесова, определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей педагогической деятельности учителя, но и определяют его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей ценностной функции образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и педагогической реальности, своих отношений с миром и с учащимися.

Проблема подготовки будущего педагога тесно связана с развитием аксиологического становление образа «Я - педагог». В работах Т.А. Ольховой поэтапное формирование образа «Я - будущий профессионал» студента университета связано со становлением субъектности, причем образовательное пространство университета раскрывается как контекст социализации студента, который, во-первых, определяет содержание индивидуальной образовательной программы студента; во-вторых, способствует его саморазвитию и самоорганизации; в-третьих, стимулирует построение временной жизненной перспективы.

Педагогическое обращение к ценностному потенциалу университетского образования определило в качестве методологических ориентиров становления субъектности студента университета личностные смыслы получаемых знаний, отражающие восхождение к жизненным и профессиональным ценностям, мотивацию достижений. Т.А. Ольховая определила следующие педагогические условия становления субъектности студента университета: проблемность, проективность, эвристичность и рефлексивность, которые отражают ценностные императивы современного университетского образования.

Информационная доминанта предполагает создание интернет-среды, которая формирует принципиально новую, специфическую культуру, характеризующуюся нематериальностью взаимодействия участников действий, условностью параметров (то есть искусственностью объектов и возможностью их легко изменять), а также эфемерностью -способностью свободного входа и выхода из виртуальной реальности. Системообразующими факторами этой новой культуры являются все возрастающая потребность в информации, связанная с социальной и культурной динамикой общества, а также связь с внешним миром с помощью сетевых «нитей».

В настоящее время возрастает роль педагогической науки в педагогическом анализе реалий информационного общества. В своем саморазвитии студенты все больше и больше обращаются к Интернету, к сетевым проектам, к информационному поиску ответов

пепп готический ЖУРНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 3(70). Я017

на животрепещущие вопросы. Проблемы информатизации образовательного процесса, вопросы формирования различных аспектов информационной компетентности студентов интенсивно исследуются учеными: информационно-познавательная самостоятельность (В.А. Садова), мобильность (Л.А. Амирова), медиакомпетентность (А.В. Федоров), медиак-ритика (Т.И. Мясникова). В работе Е.Р. Южаниновой делается попытка целостного изучения ценностных структур глобальной компьютерной сети. Интернет рассматривается как фактор, влияющий на изменения в ценностной системе общества и личности. Динамика взаимодействия аксиосферы Интернета и аксиосферы общества, по мнению автора, с одной стороны, приводит к утверждению ценностей информации, знания, независимости, свободы и творчества, а с другой - влечет за собой обесценивание поиска истины, отторжение сложного знания, рост фрагментарности сознания и противоречивости духовного мира как отдельной личности, так и социума в целом.

Использование интегрированных интернет-технологий позволяет реализовать ряд задач: учитывать индивидуальные особенности студентов, предоставляя им большую свободу во времени и информационном пространстве для действий; минимизировать техническую сложность поставленных задач путем учета уровня владения компьютером и навыков работы в Интернете студентов; оптимально интегрировать формы использования интернет-технологий обучения с учетом основных аспектов учебного процесса; научить студента быть более ответственным за свои собственные знания, поскольку он должен уметь организовать собственное время, решить какая информация может быть использована для выполнения задания, в какой форме представить свою точку зрения. Самостоятельная работа студентов с использованием возможностей сети Интернет может проходить двумя основными путями: аудиторная работа студентов; внеаудиторная работа студентов. Необходимой в связи с этим является разработка «навигаторов» самостоятельной работы студентов в конкретных предметных областях и в междисциплинарных проектах (навигационные образовательные технологии).

Педагогическое образование нового века меняет приоритеты и технологии вхождения личности в профессию учителя, раскрывает новые горизонты и доминанты социализации, обращая основное внимание на развитие аксиологического потенциала личности.

Ценностное взаимодействие преподавателя и студента. Студентоцентрирован-ная парадигма Болонского процесса меняет стереотип устоявшихся отношений «преподаватель - студент» на иное - «студент - преподаватель» (Л.А. Витвицкая, Н.Ф. Родионова). В общей системе развивающегося и развивающего образовательного взаимодействия создается базис для поиска нового характера взаимодействия.

Развитие взаимодействия предполагает:

- качественные изменения в отношении студентов к реалиям современного мира, процессу обучения, расширению поликультурного пространства, профессиональной успешности и жизни;

- овладение профессиональной компетентностью; развитие аксиологического потенциала личности студента и преподавателя (осознание и принятие участниками своей позиции в системе «студент - преподаватель», «преподаватель - студент»; эффект баланса этих позиций в рамках гуманистической педагогики проявляется в готовности преподавателя учиться и в активизации субъектной позиции студента);

- понимание субъектами образовательного процесса взаимодействия как ценности и цели образования;

- изменение профессиональной установки преподавателя на работу со студентами как носителями индивидуальности; восхождение к ценностям студента.

Аксиологические доминанты характеризуются, прежде всего, абсолютной значимостью определяемого феномена для образовательного сообщества. Именно такой доминантой образования и педагогики выступает аксиологическая доминанта креативности. Нет

nenn готический жэрнпл an шнор тостпнп ы з(70), aoi7 дмм«

новизны в утверждении о том, что педагог - профессия творческая. Именно вузовская реальность делает учителя творческим, осознающим собственную уникальность, стремящимся к нестандартности в своей профессиональной деятельности. В.В. Мороз, изучая аксиологический аспект развития креативности, подчеркивает неразрывную связь креативности с устойчивой внутренней мотивацией, которая необходима для получения креативных результатов и продуктов. Именно ценностное отношениестудентов к творческим заданиям позволяет преодолеть неизбежное состояние фрустрации, тревоги и страха, возникающее при решении задачи и проблемы довести начатое дело до конца.

Преподаватели считают, что необходимо внедрять креативность в учебные планы вне зависимости от преподаваемого предмета. Однако существующие барьеры - отсутствие у преподавателей соответствующих знаний, ресурсов, инструментов, времени - значительно затрудняют процесс развития креативности студентов.

Сэр Кен Робинсон - автор нового взгляда на образование нового века с позиции раскрытия индивидуальности личности,утверждает, что креативность - не прихоть, не роскошь, не абстракция, это необходимость, продиктованная временем. Креативность - это фундаментальные навыки и компетенции. Чтобы быть креативным, надо что-то делать. Креативность - это процесс создания оригинальных идей, имеющих ценность.

Ценности педагогической деятельности, выступая ориентирами построения профессионального будущего, в максимальной степени связаны с возможностями развития креативности студента в условиях образовательного процесса вуза.

Интеркультурная коммуникация как аксиологическая доминанта рассмотрена в работе Л.В. Мосиенко в контексте ценностного самоопределения студента в пространстве университетской молодежной субкультуры. Последнее автор понимает, с одной стороны, как процесс «взращивания» личности студента, ориентации на саморазвитие и сотрудничество, развитие индивидуальности и коллективизма, отражающий восхождение студента к личностным и профессиональным ценностям, с другой - как результат, выраженный в сформированном системно-личностном новообразовании, обусловливающем способность проектировать жизненную перспективу, совершать ответственный выбор целей и ценностей.

Проведенное исследование доказывает стремление университетской молодежи к межкультурному диалогу как в реальном, так и в виртуальном пространстве современного поликультурного мира. Язык выступает инструментом вхождения в субкультуру, аккумулятором субкультуры, органической необходимой частью университетской молодежной субкультуры. Это живое явление, отражающее и вербализующее бытие университетского пространства молодежной субкультуры, в котором студенты имеют возможность самореализоваться, самоопределиться, самовыразиться, отработать социальные, профессиональные роли. Иностранный язык становится безусловной образовательной ценностью, определяя проблему удовлетворения образовательной потребности и несоответствия желаемого и действительного. кардинально изменившиеся условия социализации резко повышают интерес и стремление студентов к изучению стремление студентов к изучению иностранных языков. Возможность и реальность туристических поездок, академической мобильности воспринимается и как ценность, и как необходимость.

1. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст]. Москва : МПСИ, 1996. - 457 с.

2. Асадуллин, Р.М. Человек в зеркале образования [Текст]. Москва :Наука, 2013. - 247 с.

3. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры [Текст]. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 1996. - 152 с.

4. Вершловский, С.Г., Хазард, Дж. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. 1992. № 3-4. С. 102-106.

5. Гаязов, A.C. Образование как пространство формирования личности гражданина [Текст]. Москва : Вла-дос, 2006. - 284 с.

6. Витвицкая, Л.А. Университетское образование в контексте глобализации [Текст]. Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2008.- 150 с.

nenn готический журнпл спшкортостпнп м з(70). го/7 sssssss

7. Каган, М.С. Философская теория ценностей [Текст]. Санкт-Петербург : ТООТК «Петрополис», 1997. -

205с.

8. Калина, И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования [Текст]. Москва : Дрофа, 2011. - 303 c.

9. Кирьякова, А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. 1998. № 4. - С. 37-50.

12. Кирьякова, А.В., Мороз, В.В. Аксиология креативности [Текст]. Москва : Дом педагогики, 2014. - 225с.

10. Кулюткин, Ю.Н., Бездухов, В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара : СамГПУ, 2002. - 312 с.

11. Мелекесов, Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие [Текст]. Москва : Дом педагогики. 2002. - 241 с.

12. Мосиенко, Л.В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской субкультуры [Текст]. Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2012. - 347 с.

13. Ольховая, Т.А. Становление образа «Я - будущий педагог» студента университета [Текст]. Москва : ТЦ «Сфера», 2004. - 186 с.

14. Орлов, А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность [Текст]. Тула : Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2006. - 245 с.

15. Педагогическая аксиология : учеб.пособие [Текст] / А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Л.В. Мосиенко, Т.А. Ольховая. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 283с. +Доп. материалы [Электронный ресурс]; Режим доступа : http//www.znanium.com]. - (Высшее образование: Бакалавриат.-www.dx.doi.org/10.12737/17294.

16. Пригожин, А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим [Текст]. Москва : изд-во «Дело» АНХ, 2010. - 432 с.

17.Тряпицына, А.П. Ценностно-смысловые ориентиры построения содержания дисциплины «Педагогика» [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электрон. науч. журн. Июль 2009. ART 1339. URL : http://www.emissia.org/offline/2009/1339.htm.

18.Южанинова, Е.Р. Аксиосфера Интернета и личность. - Москва : Дом педагогики, 2013. - 274с.

19.Handbook of competence and motivation / ed. by Andrew J. Elliot and Carol S. DweckTheYuilform Press; N.Y,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L., 2005.

20.Inglehart, R., Welzel, C. Changing Mass Priorities: The Link between Modernization and Democracy [Электронный ресурс]. URL : http://www.worldvaluessurvey.org/wvs/articles/folder_published/publication_587.

21. Schwartz, S. Basic Human Values: An Overviev [Электронный ресурс]. URL : http://segrdid2.fmag.unict.it/Allegati/convegno%207-8-10-05/ Schwartzpaper.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.