Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / MUSICAL-AESTHETIC / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / MEANS OF MUSICAL ART / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заббарова Маргарита Магнавиевна, Зиннурова Альфия Саитовна, Сагитов Ришат Рафкатович

В статье рассматривается поддержка семьи в процессе духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства в рамках проекта «Семья и детство»; музыкально-эстетическое воспитание учащихся опирается на принципы гуманизации, преемственности, комплексности педагогического сопровождения; воспитание также включает различные виды и формы диагностирования, консультирования, коррекции, координирования и помощи в самоопределении детей. Значительное внимание уделяется социализации и профориентации для выбора одной из социальных профессий, а также интеллектуально-творческой самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заббарова Маргарита Магнавиевна, Зиннурова Альфия Саитовна, Сагитов Ришат Рафкатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN BY MEANS OF MUSICAL ART: PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT TO THE FAMILY

The article deals with the support of the family in the process of spiritual and moral education of children by means of musical art in the framework of the project "Family and childhood"; musical and aesthetic education of students is based on the principles of humanization, continuity, complexity of pedagogical support; education also includes various types and forms of diagnosis, counseling, correction, coordination and assistance in the self-determination of children. Considerable attention is paid to socialization and career guidance for the choice of one of the social professions, as well as intellectual and creative self-realization.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ»

ПСИХОЛОГО - ПВДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

М.М. Заббарова, A.C. Зиннурова, С.Р. Сагитов ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ

Результаты исследования получены в рамках выполнения проекта «Семья и детство» Института педагогики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, музыкально-эстетическое воспитание, психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическое сопровождение, средства музыкального искусства.

Аннотация: В статье рассматривается поддержка семьи в процессе духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства в рамках проекта «Семья и детство»; музыкально-эстетическое воспитание учащихся опирается на принципы гуманизации, преемственности, комплексности педагогического сопровождения; воспитание также включает различные виды и формы диагностирования, консультирования, коррекции, координирования и помощи в самоопределении детей. Значительное внимание уделяется социализации и профориентации для выбора одной из социальных профессий, а также интеллектуально-творческой самореализации.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в проблемах воспитания детей всегда была и остается актуальной проблемой. Значение ее возрастает тогда, когда возникают кризисы и наблюдается спад духовно-нравственной культуры и ценностей в обществе.

В эпоху роста материальных удобств, потребительства, разрушающих моральные ориентиры общества, у современной молодежи наблюдается обесценивание идеалов и норм поведения, возникает душевное опустошение, происходит отчуждение от истинных духовных ценностей, что в конечном итоге приводит к снижению способностей и интеллекта, разрушению культуры. Таким образом, современной семье требуется поддержка специалистов - психологов и педагогов, поэтому проблема развития духовно-нравственных ценностей становится объектом исследования в гуманитарных науках.

Идея психолого-педагогической поддержки, а также близких по сущности процессов «помощи» и «сопровождения» во многом соответствует передовым идеям отечественной педагогики, психологии и социальной работы. Анализ научных работ показал, что современные отечественные ученые под педагогической поддержкой понимают деятельность педагогов, направленную на оказание профилактической и оперативной помощи детям в решении вопросов, связанных со здоровьем, с проблемами в обучении, коммуникации, самореализации и самоопределением [1; 2]. В современной практике в основе выдвигаемых педагогами моделей психолого-педагогического сопровождения обучающихся положены принципы: гуманизации, означающий веру в потенциал ребенка, учет личностных и возрастных особенностей ребенка; непрерывности сопровождения в процессе образования (преемственности и последовательности); системности, обусловленной пониманием человека как целостной системы; комплексности сопровождения развития личности.

Традиционно психолого-педагогическая поддержка детей осуществляется в сферах обучения, воспитания, коррекции и социализации. Помощь предоставляется обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению ученого-педагога О.С. Газмана, суть педагогической поддержки заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность.

пспяготчсскиЛ журнал вяшнортостпня м з(7в), жоме

пепп готический журнпл бпшнортостпнп м 5(7в). еога шшжшшжш

Ориентироваться при этом следует на имеющиеся у ребенка реальные и потенциальные возможности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий [2].

Согласно некоторым экспериментальным работам, проведенным на базе научно-исследовательских площадок БГПУ им. М. Акмуллы, такая деятельность становится более эффективной при взаимодействии учебных направлений общего педагогического образования, искусства и культуры (осуществляется в процессе коллективной деятельности педагогов начального и дошкольного образования, психологов, логопедов, музыкантов и хореографов), поскольку приобретает комплексный культурологический и психолого-педагогический характер.

Педагог О.А. Рожкова отмечает, что в науке выделяются три направления исследования процесса психолого-педагогической поддержки (ППП): поддержка как воспитание, основанная на создании условий, способствующих успешному развитию ребенка (В.П. Бондарев, И.А. Липский, М.И. Рожков); поддержка как защита, обеспечивающая безопасность, интересы и права в процессе личностного, жизненного самоопределения (С.В. Дудчик); поддержка как индивидуализация (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, Е.А. Козырева, И.Б. Левицкая, Н.Г. Осухова, С.К. Турчак) [8].

Подобная направленность сегодня является основой деятельности Института педагогики и входящих в его состав нескольких кафедр (в частности, музыкальных), которые в течение нескольких лет работают в рамках проекта «Семья и детство». Для реализации проекта коллектив сотрудников исследует научную проблему педагогической поддержки семьи и детства с целью ее разрешения на базе педагогического университета. С этой точки зрения, духовно-нравственное воспитание средствами музыки представляется наиболее эффективным инструментом, охватывающим все вышеназванные стороны рассматриваемого процесса.

Изучение зарубежных исследований открывает возможности для выбора некоторых форм организации педагогической поддержки:

- в системе образования США - это школьное консультирование;

- в Австралии - коучинг, предполагающий помощь обучающимся в раскрытии их собственного потенциала и осознанности путем создания позитивного мышления;

- в Англии - помощь в ситуации выбора, опекунство, пасторская работа;

- в Голландии - система поддержки в учебе и выборе профессионального пути.

Полезными в плане изучения данной проблемы являются часто применяемые на

практике формы ППП:

- оказание обучающимся поддержки в решении личностных проблем в образовании, развитии, коммуникации (методические рекомендации, родительские лектории, педсоветы, диагностики);

- содействие в сложных жизненных ситуациях (психологическая консультативная помощь, убеждения, советы; консилиумы);

- координация работы с детьми (реализация индивидуальных учебных программ, активизация ценностных установок);

- коучинг (формирование позитивного мышления, личностные тренинги, семинары).

Психолого-педагогическая поддержка в вузе в рамках разрабатываемого кафедрой

музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий курса (духовно-нравственное воспитание детей средствами музыки), способствующего не только развитию личности, но и самостоятельному выбору жизненной и профессиональной стратегии. Для этого осуществляется содействие творческому самовыражению детей в искусстве на основе применяемого индивидуального подхода. Другими словами, цель такой поддержки -помощь обучающимся в профессиональном и личностном самоопределении, формировании вектора к будущей профессии в соответствии с личными интересами.

sSSSSSs психолого-псппгогические прослемы семьи и детства

Систематическая психолого-педагогическая поддержка решает задачи взаимодействия педагогов, психологов, обучающихся и родителей; задачи организации мероприятий: педагогических консилиумов, психологических и культурно-просветительских лекториев, классных часов. Данная поддержка предоставляется детям на всех ступенях обучения и состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у них на определенном возрастном этапе. Благодаря преемственности и непрерывности различных ступеней образования (детский сад-семья-школа-колледж-вуз) поддержка приобретает системный признак.

В контексте экспериментального исследования предмет культурологической психолого-педагогической поддержки определен как процесс взаимодействия преподавателей с обучающимися, а задачи включают определение их творческих интересов, способностей и путей преодоления препятствий, мешающих проявить свои духовно-нравственные качества и самореализоваться. Сущность такой поддержки -помощь детям в самопознании, в работе над собой для самоутверждения в коллективе, для формирования себя как личности. Так как главная особенность последнего - событийное наполнение жизни ребенка, то, внедряемые коллективом кафедры музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий Института педагогики, основные формы апробации системы музыкально-педагогической поддержки следующие: создание музыкально-творческих и культурных мероприятий, проектов, экспериментального центра и лаборатории, курсов дополнительного музыкального обучения; разработка методического обеспечения к учебным курсам; консультирование детей и их родителей; коррекция личностных духовно-нравственных качеств обучающихся в процессе индивидуальных и групповых занятий.

В качестве конкретных практически значимых примеров можно назвать реализованные в последнее время проекты:

- детская студия музыкально-интеллектуального развития детей «Ступеньки», «Малыш и музыка», вокальный ансамбль «Тылсым» (под руководством профессора А.С. Зиннуровой) для дошкольного и школьного звена;

- «Музыкальная филармония для общеобразовательных школ и ДДОУ» с концертной и педагогической практикой студентов - будущих учителей музыки (под руководством профессора Е.А.Мороз, а также профессора А.С. Зиннуровой, доцентов Р.Ф. Хайбуллиной, М.М. Заббаровой); в том числе фольклорный ансамбль этно-фьюжн «Узорица» (под руководством профессора Р.Г. Рахимова);

- курсы повышения квалификации по современному музыкально-компьютерному инструментарию для педагогических работников ДДОУ (под руководством заслуженного деятеля искусств Р.Р. Сагитова);

- курсы дополнительного обучения по синтезатору для студентов колледжа -будущих специалистов - музыкальных руководителей в детских садах и домах культуры и творчества (под руководством доцента М.М. Заббаровой).

Реализованные проекты включали следующие структурные компоненты психолого-педагогической поддержки: содержательный компонент, реализуемый на занятиях (лекциях, мультимедиа-презентациях, практических заданиях); личностно-психологическая помощь, оказываемая в консультациях (беседах и рекомендациях); коммуникативная часть (в тренингах, деловых играх и упражнениях, концертах, фестивалях и конкурсах) - в качестве практической апробации творческих достижений; методические виды - в конференциях и форумах, семинарах и круглых столах.

пепп готический журнал слшнортостпнп м 5(78). еогв шшжшшжш

Главными особенностями осуществляемой коллективом преподавателей психолого-педагогической поддержки являются интегративность разных видов музыкально-художественной образовательной деятельности и непрерывность в их осуществлении с учетом личностных потребностей и индивидуальных способностей. В соответствии с положением О.С. Газман, что «педагогическая поддержка - это деятельность формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка» [2], нами решаются следующие задачи:

- развитие интереса детей к классическому, народному и современному искусству и культуре;

- расширение знаний музыкально-творческого, духовно-нравственного и эмоционального опыта живого общения с окружающим миром посредством разных видов музыкального искусства (инструментального музицирования, пения, хореографии, театрализации);

- сочетание перечисленного с литературой и живописью, а также навыками коммуникации.

Данные задачи служат критериями оценивания уровня жизненного самоопределения и творческой самореализации личности. Они обусловлены весьма актуальными сегодня проблемами в обществе: недостаточно развитой музыкально-художественной культурой детей и их родителей; прагматизмом жизненных позиций, ценностных ориентаций и профессионального выбора молодежи.

Многолетняя педагогическая практика и результаты ряда научных исследований подтверждают, что разностороннее и гармоничное становление личности осуществляется в ходе музыкально-эстетического воспитания, которое воздействует на эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуальное, а также общее физическое развитие, формирует познавательные навыки и мотивацию к учебной деятельности и самообразованию; влияет на самореализацию и самоопределение. Раскрываемая в ходе проведенных работ теоретическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения учебных программ и курсов, методик и технологий; в обосновании педагогического аппарата, в частности, в области музыкальной духовно-нравственной подготовки подрастающего поколения к жизни в поликультурном социуме; в развитии музыкальной одаренности и интеллекта детей как способностей к определенному виду и типу мышления с сочетанием развитых личностно-психологических качеств [3; 4].

Научно-экспериментальная деятельность по внедрению системы психолого-педагогической поддержки семьи и детства ведется на протяжении нескольких лет тесно взаимодействующими между собой кафедрами Института педагогики, объединенными одной образовательной целью - развитие личности и индивидуальности обучающихся. Деятельность охватывает разные структурные компоненты системы (образовательные подразделения и авторские методики как подсистемы) и состоит из характерных для педагогической системы структурных элементов: цель и содержание обучения, обучающие и обучаемые, методы и средства, приемы и формы. Поскольку осуществляемый процесс имеет ярко выраженные системные признаки (наличие системообразующих факторов: общее качество, единство, цельность), то он, несомненно, приобретает характер системы психолого-педагогической поддержки подрастающего поколения.

Педагогическая поддержка детства и семьи приобретает все большую значимость в современном образовании. Ее главной целью является раскрытие духовно-нравственного потенциала личности путем развития системы творческих способностей. В связи с этим новизна научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива заключается в комплексном исследовании и применении содержательных, инструментальных и методических средств разных видов искусства.

э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства

По мнению О.С. Газмана «развитие ребенка протекает наиболее эффективно, если существует гармония двух противоположных процессов - социализации и индивидуализации. Однако на практике педагогические коллективы выполняют большей частью социализаторскую функцию и в недостаточной степени могут обеспечивать процесс индивидуализации и субъектности ребенка [1; 2]. Эффективным методом синтеза социализации и индивидуализации становится на сегодняшний день музыкально-творческая поддержка детей разного возраста в Башкирском государственном педагогическом вузе им. М. Акмуллы.

Психолого-педагогическая поддержка школьников отличается от процесса их сопровождения уменьшением степени видимого участия взрослого, а также увеличением способности обучающегося самостоятельно решать свои учебные и личностные проблемы. Смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, то есть необходимо поддерживать: развитие самостоятельности ребенка, расширение интеллектуальных и творческих умений и, несомненно, музыкальной деятельности в процессе творческого музицирования, которая способствует развитию навыков самостоятельной работы и художественно-творческой индивидуальности человека, совершенствует общие творческие способности.

Музыкально-педагогическая поддержка не только выполняет функцию защиты учащегося от неуверенности, страха невыполнения учебно-творческих задач, но и помогает в утверждении его социального статуса. Нередко возникают ситуации, когда педагог тормозит активность учащихся, вызывая у них негативное отношение не только к себе, но и к деятельности, в которую они включены. Эти проявления известны как феномен негативной фасилитации, который ведет к возникновению психологических барьеров и комплексов, а затем реализуется в защитных реакциях организма: повторных действиях, грубости, болтливости [5]. Музыкально-педагогическая поддержка в виде включения обучающихся в активную музыкально-творческую деятельность способствует эмоциональному, духовному и интеллектуальному раскрытию юных дарований; развитию музыкально-художественной культуры проблемных учеников.

Преподаватели используют разные тактики: помощи, содействия - «Поверь в себя!», тактика «Узнай вкус успеха», (рассчитана на детей, которым сложно преодолеть страх перед внешней оценкой и блокирующих свою активность, а педагог, оказывая психологическую поддержку в подготовке к сценическому выступлению, подстраховывает ребенка от разочарования). Кредо применяемой тактики взаимодействия - «Договор как испытание свободой и ответственностью». Здесь дети сами выдвигают идеи, придумывают музыкальные и сценические образы, темы и мелодии новых произведений и экспонатов, а также наравне с педагогом дополняют содержание творческих проектов.

Педагоги кафедры музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий, работающие в русле личностно-ориентированной и самообразовательной парадигм выступают как фасилитаторы, создающие благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения - активизируют и стимулируют познавательные мотивы обучающихся, поддерживают у них проявления кооперативных тенденций в групповой деятельности, предоставляют разнообразные учебные материалы и способы творческого раскрытия и самопроявления [3; 4].

Хотя сегодня образовательные программы психолого-педагогической поддержки могут быть различной направленности (оздоровительной, общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей), в приоритете должно быть обеспечение формирования базиса социальной культуры, духовно-нравственной личности, проявляющейся в совокупности отношений к людям, культуре, истории. Именно на этом должно акцентироваться внимание на каждом этапе учебного процесса. К примеру, в

пепп готический журнал Башкортостана м 5(78). еогв шшжшшжш

дошкольном звене главная тема -Человек среди людей (мальчик и девочка, мужчина и женщина, семья и детский сад) и направленность на его защиту. В младшем звене основная тема - Человек в истории (семьи, школы, родного города, страны, Земли), а педагогическая направленность - помощь. В среднем звене - Человек в своей культуре и культуре других народов и педагогическое содействие в их осознании. А в старшем звене -Человек в своем крае и взаимодействие его в социуме, в глобальных и планетарных масштабах.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать равноправными и равно ответственными участниками образовательного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо: просвещать родителей в вопросах воспитания; выработать стратегии становления и развития ребенка Взаимодействие может происходит через разнообразные формы коммуникативной деятельности: родительские собрания и взаимное консультирование, дни открытых дверей, памятки и анкетирование, совместные с родителями проекты, онлайн-взаимодействие, информирование и реклама (страницы сайтов и педагогические форумы).

Согласно мнению современных ученых, на этапе аналитико-диагностической работы (1 этап) нужна проверка личностной, интеллектуальной и мотивационной сфер объекта исследования. Затем необходим этап просветительской деятельности (2 этап), который включает в себя помощь в организации различных мероприятий. Следующий этап (3 этап) -методическая деятельность, подразумевающая разработку педагогических методов, технологий, образовательных программ. Дополняющий (4 этап) - этап консультативной работы. При этом онлайн-консультирование - это дополнительный источник психологический помощи в случае, когда обычное консультирование невозможно. Именно такой последовательности в экспериментальной деятельности придерживался музыкально-педагогический коллектив.

Для проверки эффективности разработанной нами системы психолого-педагогической поддержки семьи в духовно-нравственном воспитании детей средствами музыкального искусства был проведен научно-исследовательский эксперимент, в котором приняли участие обучаемые образовательной школы села Алкино-2 (два одиннадцатых класса в количестве шестидесяти человек).

Логика музыкально-педагогической поддержки на подготовительном этапе состояла в последовательном создании педагогических условий, начиная с разработки содержания, форм и методов работы по диагностике и развитию музыкальных знаний и способностей детей. В начале работы проведено диагностирование жизненных и культурных позиций, образовательных и профориентационных потребностей обучаемых и родителей.

Цель формирующего этапа - оказание помощь школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении в соответствии с творческими интересами. В экспериментальной группе были реализованы (в виде лекций и концертов, бесед и консультаций с родителями) музыкальные прослушивания подростков, желающих проявить себя в сфере музыкального творчества (сольного пения). Помимо традиционных музыкально-педагогических методов использовались нестандартные: методы синтеза

э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства

музыки, речи и движения, этической беседы, музыкотерапии, психологического тренинга, коучинга, инсайта и ситуации успеха.

Наблюдения показали следующие результаты в экспериментальной и контрольной группах обучаемых старшеклассников:

Таблица 1

Критерии творческого самоопределения личности в социопедагогике ЭГ (уровни)

Начало кол / % Конец кол / %

Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.

Музы кально-художественный опыт 3/10 15/50 12/40 7/23 18/60 5/17

Культурный кругозор 4/13 16/53 10/33 8/27 19/63 3/10

Креативность 8/ 27 14/ 47 8/27 9/30 18/60 3/10

Социальный интерес 9/30 17/57 4/13 13/43 15/50 2/7

Личностные качества 6/21 19/66 5/14 10/33 18/60 2/7

Уровень творческого самоопределения личности в социальной педагогике 5/17 17/57 8/27 10/ 31 19/ 59 3/ 9

Таблица 2

Критерии творческого самоопределения личности в социальной педагогике КГ(уровни)

Начало кол / % Конец кол / %

Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.

Музы кально-художественный опыт 4/ 13 18/60 8/ 27 4/ 13 18/60 8/ 27

Культурный кругозор 4/ 13 16/53 10/33 5/ 17 17/57 8/27

Креативность 3/ 10 14/47 13/43 3/ 10 14/47 13/43

Социальный интерес 10/ 33 17/57 3/10 11/37 18/60 1/3

Личностные качества 7/ 23 19/63 4/13 7/23 21/70 2/7

Уровень творческого самоопределения личности в социальной педагогике 6/ 20 17/ 57 7/23 6/ 20 18/ 60 6/ 20

Как видно из таблиц, в начале эксперимента уровень личностных качеств и творческого самоопределения в социопедагогике в экспериментальной группе был невысок, а к концу он увеличился на 12 % и 14 % соответственно. Занятия музыкальным творчеством позволили позитивно настроить и эмоционально раскрепостить обучающихся, благодаря ослаблению разного рода «зажимов» (комплексы) и развитию музыкально-художественного

пепп готический журнал Башкортостана м 5(78). еогв шшжшшжш

воображения и творческой фантазии. В результате уровень креативности учащихся вырос на 21%. Для этого преподавателями были использованы известные специализированные методики по разным видам музыкальной деятельности (инструментально-исполнительские перфомансы, импровизации и «вокалотерапии», музыкально-хореографические театрализации и драматизации поэтических образов), придающие занятиям яркий эмоционально-окрашенный характер и создающие антистрессовый эффект.

На начальном и заключительном этапах эксперимента было проведено анкетирование для оценивания результатов сформированности у старшеклассников качеств, необходимых для их дальнейшей адаптации в социуме, для саморазвития, социализации и профориентации. Вопросы анкеты были связаны как с социализацией, так и с индивидуализацией личности:

- оценка эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству;

- проверка когнитивного компонента, основанного на получении музыкальных знаний и расширении культурного кругозора в ходе проведенных образовательно-просветительских мероприятий лекций-концертов;

- анализ деятельностного аппарата музыкально-творческой самореализации детей.

Изучение анкетирования детей и родителей с целью выявления проблем и

трудностей современной семьи, максимального использования семей воспитанников было осуществлено в ходе дистанционного ее воспитательного духовно-нравственного потенциала средствами культуры и искусства, а также использования ими позитивного опыта семейного воспитания.

Сравнительный анализ измерений социологического опроса до и после научного эксперимента с учащимися села Алкино-2 выявил, что интерес детей и родителей к некоторым видам профессиональной деятельности в области общей, социальной и музыкальной педагогики, психологии увеличился, в связи с чем возникло желание поступить в педагогический вуз с целью получения социально-педагогическое, культурологическое или музыкальное образование. Также порос показал увеличение музыкальных знаниевых показателей, мотивации анкетируемых к получению ими различных форм дополнительного подготовительного образования на базе вуза (таблицы 1, 2).

По результатам исследований, наиболее существенными при выборе будущей профессии оказались:

- нацеленность на конкретный вуз, колледж, сознательное стремление продолжить обучение именно в данном учебном заведении (26 %);

- рекомендации родителей (25 %);

- несомненная перспективность последующей работы (24%);

- стремление развиваться; умение достигать желаемых результатов (15 %);

- общеобразовательные дисциплины, которые школьники желают изучать в будущем

(10 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меньшую роль в выборе сыграли такие факторы как:

- мнение учителей (10 %);

- средства массовой информации, литературные произведения, кинофильмы (25 %);

- профессиональная специальность родителей (30 %);

- профильное образование в выпускных классах (35 %).

Около 6 % респондентов не задумывались о выборе сферы будущей профессиональной деятельности и места дальнейшего обучения.

Анализ перечисленных факторов позволил выявить значимость мнения родителей на выбор профиля обучающимися. Результаты опроса показали, что 55 % родителей считают, что сами должны выбирать профиль обучения своему ребенку. При этом

э®вЖ§Ж§ психолого-пеппгогические прослемы семьи И петстпп

большинство родителей считают себя нереализованными в профессиональной области (20 % полностью и 25 % частично).

Основные проблемы, с которыми столкнулись педагоги-психологи и музыканты при работе, были связаны с переносом родителей своих ценностно-смысловых ориентаций на ребенка; с разным уровнем качества общения «родитель - ребенок»; с недостаточной самореализацией родителей в своей профессии, что предполагает повышение у родителей обучающихся компетентности в образовательных и воспитательных вопросах, а также повышение степени осознанности воздействия семьи на самоопределение детей. В связи с этим возрастает важность активного участия психологов в родительских собраниях, в организации психологических лекториев по актуальным вопросам грамотного построения детско-родительских отношений, а от педагогов искусства - систематического проведения индивидуальных консультаций по реализации культурно-творческих возможностей детей, а также диагностирования восприятия школьников и отношения родителей к процессу обучения в сфере дополнительной музыкально-эстетической подготовки.

Анализ опросов показал, что к первостепенным для детей и их родителей духовно-нравственным ценностям-целям относятся - счастливая семья, здоровье и уверенность в себе, а к выбранным ими ценностям-средствам - образование и будущая профессия, ответственность, самостоятельность и культура. Данный результат подчеркивает позитивное воздействие музыкального образования на процесс увеличения духовно-нравственных качеств, профессионально-творческого самоопределения подрастающего поколения и на благоприятное развитие детско-родительских отношений. Все это подтверждает предположение о том, что сотрудничество с родителями является неотъемлемым компонентом системы психолого-педагогической поддержки в духовно-нравственном воспитании детей. И работа в этом направлении должна проводиться как в «Институте семьи и детства» совместно с психологами и педагогами дошкольного и начального образования, так и в различных творческих студиях для детей, куда их приводят родители. Совместное сотрудничество в музыкальном воспитании детей в «Институте детства» осуществляется благодаря взаимодействию педагогов; посредством создания интерактивной творческо-развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы развития личности в детском коллективе, семье, учреждении, обществе; через диагностирование и решение частных и общих проблем по воспитанию ребенка.

Подводя итог, отметим, что в основе сотрудничества института педагогики и семей лежит совместная деятельность с педагогическим коллективом, в ходе которой используется профессиональный и личностный потенциал взрослых в сопровождении ребенка в процессе образования. Помимо профилактики, диагностирования, корректирования и консультирования в преемственной системе музыкальной психолого-педагогической поддержки детей выделяются также такие важные направления, как непрерывное образование; развитие самообразования и музыкальной и профессионально-педагогической культуры; расширение взаимодействия разнопрофильных преподавателей-предметников в сфере педагогического образования.

Исходя из представленных теоретических положений и практических исследований, реализация внедряемой системы в рамках вышеназванных творческих проектов позволяет создавать предпосылки для их саморазвития и адаптации в социуме, добиваться достижения учениками уровня развития, соответствующего их реальным возможностям. При этом удается ограничивать затраты времени и сил на учебную и внеучебную работу, что является критериями оптимальности функционирования любой педагогической системы. Все это позволяет позиционировать данную систему поддержки детей как адаптивную систему социального воспитания и образования среднего уровня, взаимодействующую с другими системами: школьная система образования, система

nenn готический журнал Башкортостана м 5(78). sota bSsSSSs

дополнительного образования, дошкольная система воспитания, система образования в колледже, органы управления, Министерство образования и культуры.

1. Бондаренко, Е.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития личности студентов в условиях педагогического колледжа / Е.Н. Бондаренко [Электронный ресурс]. - URL : http://xn--i1abbnckbmd9fb.xn--p1ai/%D1%81 %D1%82%D0%B0%D1 %82%D1%8C%D0%B8/564160/ (дата обращения: 1.03.2018 г.)

2. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Москва,1995. - Вып.3. - 58-64 с.

3. Заббарова, М.М. Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки. Монография [Текст] / М.М. Заббарова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. - 224 с.

4. Зиннурова, А.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства (на примере детской вокальной студии «Тылсым») [Текст] / А.С. Зиннурова // Сб. научных трудов. - Ялта : РИО ГПА, 2017. - Вып.55. - Ч.10. - 32-39 с.

5. Жижина, И.В. Психологические особенности педагогической фасилитации / И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2012. - №2. - 38-42 с.

6. Мирошниченко, Ю.С. Кризис духовно-нравственных ценностей современного общества [Электронный ресурс] / СМИ «Обозник» СМИ - Эл. № ФС77 - 45222 от 26.05.11 г. - URL: http://www.oboznik.ru/?p=52671 (дата обращения: 23.10.2018 г.).

7. Пак, Л.Г. Организация научно-исследовательской деятельности студента: Учебно-методическое пособие [Текст]. - Оренбург : ОренПечать, 2013. - 225 с.

8. Рожкова, О. А. Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе / Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 6-7 [Электронный ресурс]. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4629/ (дата обращения: 07.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.