Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ'

СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГ / РЕБЕНОК / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ / ФГОС ДО / FAMILY / PARENTS / TEACHER / CHILD / PEDAGOGICAL INTERACTION / PEDAGOGICAL PARTNERSHIP / MUSIC / MUSICAL CULTURE / FORMS OF WORK WITH FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Александра Владимировна

В статье рассматривается педагогическое партнерство детского сада и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей. Отмечается, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогическое взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений деятельности образовательной организации. Именно в семье закладываются основы для развития личности ребенка дошкольного возраста. Детский сад становится для родителей первой образовательной организацией, с которой они вступают во взаимодействие по вопросам образования, развития и воспитания детей. Для обеих сторон важным аспектом педагогического взаимодействия в достижении цели результативного и всестороннего развития ребенка является работа в системе «педагог - ребенок - семья», основанная на партнерских отношениях, в свою очередь строящихся на доверии и диалоге. Важно также отметить, что в системе «педагог - ребенок - семья» педагогическое взаимодействие происходит не только на уровнях «педагог-ребенок» и «педагог-семья», но и касается важной темы - поддержки родителями начинаний, интересов и успехов ребенка в ходе его обучения и воспитания, которая становится особенно значимой в процессе художественноэстетического и творческого развития детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, музыкальная культура детей составляет область художественно-эстетического развития и является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в данной статье представлены направления и формы работы по педагогическому партнерству семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND TYPES OF THE PEDAGOGICAL PARTNERSHIP BETWEEN FAMILY AND INFANT SCHOOL FOR BUILDING OF FOUNDATIONS OF THE MUSICAL CULTURE OF CHILDREN

The article studies such kind of infant schoolʼs activity as the partnership between kindergarten and family for building the musical culture foundations of children. The article states that according to the Federal State Educational Standard of Preschool Education, the educational collaboration between kindergarten and family is an important activity of an educational organisation. The basis of personal growth of a preschool child is his or her family. A kindergarten is the first educational organisation that interacts with parents in the education, growth and upbringing of children. For the both parts, an important point of the pedagogical collaboration is to achieve the goal of effective and holistic growth of a child within the “teacher-child-parent” system based on a partners’ relationship founded on trust and dialogue. It is important to take into account that in the “teacher-child-parent” system the pedagogical collaboration takes place not only on the “teacher-child’ and “teacher-family” levels but also relates to the support by parents of innovations, interests and successes of a child in the process of education and upbringing; it is the support that especially important in the process of artistic, aesthetic and creative development of children. According to the Federal State Educational Standard of Preschool Education, children’s musical culture is a fi eld of artistic and aesthetic development and is a priority in preschool education. In accordance with the Federal State Educational Standard of Preschool Education, this article presents lines and kinds of work in the field of pedagogical partnership between preschoolt educational organisation and family for building the musical cultural foundations of children.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Соколова Александра Владимировна, аспирант кафедры ПиМНО ПСТГУ Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2; музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 935 гогоуа5@гашЫег. ги ОИСГО: 0000-0002-8097-3173

2020. Вып. 59. С. 48-65

БО1: 10.15382Миг^202059.48-65

Содержание, направления

И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье рассматривается педагогическое партнерство детского сада и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей. Отмечается, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогическое взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений деятельности образовательной организации. Именно в семье закладываются основы для развития личности ребенка дошкольного возраста. Детский сад становится для родителей первой образовательной организацией, с которой они вступают во взаимодействие по вопросам образования, развития и воспитания детей. Для обеих сторон важным аспектом педагогического взаимодействия в достижении цели результативного и всестороннего развития ребенка является работа в системе «педагог — ребенок — семья», основанная на партнерских отношениях, в свою очередь строящихся на доверии и диалоге. Важно также отметить, что в системе «педагог — ребенок — семья» педагогическое взаимодействие происходит не только на уровнях «педагог-ребенок» и «педагог-семья», но и касается важной темы — поддержки родителями начинаний, интересов и успехов ребенка в ходе его обучения и воспитания, которая становится особенно значимой в процессе художественно-эстетического и творческого развития детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, музыкальная культура детей составляет область художественно-эстетического развития и является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в данной статье представлены направления и формы работы по педагогическому партнерству семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей.

Ключевые слова: семья, родители, педагог, ребенок, педагогическое взаимодействие, педагогическое партнерство, музыка, музыкальная культура, формы работы с семьей, ФГОС ДО.

А. В. Соколова

Современная российская педагогика актуализирует задачи стандартизации педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) нацеливает деятельность дошкольных образовательных организаций на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие и образование детей. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в этом отношении является одним из универсальных процессов, способных интегрировать все указанные стандартом направления развития дошкольников. Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной организации закладывает основы музыкальной культуры ребенка, способствуя решению задач его интеллектуального, художественно-эстетического, эмоционально-нравственного и физического развития.

В настоящее время тема педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации сохраняет свою значимость и актуальность для современного образования по нескольким причинам:

• с самого начала зарождения и становления образования в России и на протяжении всей истории педагогики признавалась огромная роль семьи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Как отмечает доктор педагогических наук С. Е. Беляев, «с древности... в практике приобщения растущих поколений к музыке участвовали различные социальные институты — семья, Церковь...»1;

• на сегодняшний день Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет возможность «дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации»2. В данной статье закона мы находим преемственность между образованием в образовательной организации и в семье;

• в настоящее время в соответствии с ФГОС ДО основным принципом дошкольного образования является «сотрудничество Организации с семьей»3;

• согласно Примерной основной образовательной программе дошкольного образования (далее ПООП ДО) «взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития»4;

1 Беляев С. Е. Музыкальное образование как социокультурный феномен // Музыка в системе культуры: сб. статей. Екатеринбург, 2005. Вып. 2. С. 5.

2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://mcko.ru/uploads/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-_-273-fz-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-2flbb7910c3ce5bf.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 65-66.

3 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzh-denii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 3.

4 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://mcko.ru/uploads/poop_do_v-reestr-46bbc62e28676c7a.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 43.

О важности педагогического партнерства семьи и образовательной организации в образовательном процессе говорится в следующих документах:

• Статья 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы»;

• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;

• Письмо от 28 февраля 2014 г. № 08-249 Комментарии к ФГОС ДО;

• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

Вопросы воспитательного потенциала семьи освещены в работах преподавателя кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства ФГБОУ ВО «Кемеровского госуд. института культуры» Е. О. Пригодич5, кандидата педагогических наук И. Б. Буртоновой6, кандидата педагогических наук О. Л. Зверевой и кандидата педагогических наук Т. В. Кротовой7, кандидата педагогических наук

B. В. Коробковой и Л. А. Метляковой8, доктора педагогических наук Л. В. Кузнецовой и кандидата педагогических наук А. А. Буданцовой9, кандидата психологических наук А. А. Костенко и кандидата педагогических наук А. А. Терсаковой10, кандидата педагогических наук М. Б. Шеиной11. Педагогическое взаимодействие семьи и образовательного учреждения рассматривалось в трудах таких исследователей, как Е. П. Арнаутова, Л. А. Боровцова, Ю. А. Гладкова, С. В. Глебова, Г. В. Глушкова, Т. А. Данилина, Т. Н. Доронова, О. Ю. Кожурова, Т. Н. Колес-ниченко, И. В. Кощиенко, З. П. Красношлык, И. А. Маркарян, М. В. Меличева, Н. В. Микляева, Л. Р. Миронова, Т. А. Ненашева, О. Д. Никольская, С. С. При-

5 Пригодич Е. О. Воспитательный потенциал семьи и учреждений предпрофессиональ-ной подготовки в формировании личности юного музыканта // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сборник научных статей. Кемерово, 2016. Вып. 3.

C. 118-121.

6 Буртонова И. Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник БГУ. 2012. Вып. 5. С. 176-185.

7 Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М., 2005.

8 Коробкова В. В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2015. № 1. С. 220-224; Коробкова В. В. Концепция развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве: монография. Пермь, 2013; Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства школы // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 84-86.

9 Кузнецова Л. В., Буданцова А. А. Семья как воспитательная среда ребенка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 12. С. 84-89.

10 Костенко А. А., Терсакова А. А. Воспитательный потенциал семьи // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 163-166.

11 Шеина М. Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2013; Коробкова В. В., Шеина М. Б. Воспитательный потенциал семьи // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 99-102.

щепа, Т. С. Шатверян, С. Б. Рыжих, Т. П. Симакова, Н. А. Шобонов, С. Н. Юре-вич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина. Работы данных ученых посвящены различным областям педагогики, таким как физкультурно-оздоровительная работа, формирование культуры здоровья, родительской рефлексии, поддержка застенчивым детям и др. Однако научных работ, посвященных проблеме формирования основ музыкальной культуры детей в партнерском взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения, в настоящее время не много12, таким образом данная тема остается недостаточно исследованной. В связи с этим актуализируются такие направления исследовательского поиска, как изучение видов, форм, технологий организации педагогического партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ музыкальной культуры детей.

Обратимся к нормативно-правовым документам, регламентирующим вопросы педагогического взаимодействия семьи и образовательной организации. Важно отметить, что все документы направлены на решение вопросов помощи и поддержки семьи. В соответствии с ФГОС ДО, а также с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Указом президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», деятельность образовательной организации по вопросам педагогической поддержки семьи должна быть направлена на:

• «повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования»13;

12 Педагогическое взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании музыкальной культуры детей рассматривалось в работах Р. Р. Лоскутовой (Лоскутова. Р. Р. Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. М., 2009. № 4 (40). С. 55-59; Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей: учебное пособие. Йошкар-Ола, 2009; Она же. Роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2009. № 4. С. 105-107), О. А. Каменской и С. С. Прищепы (Каменская О. А., Прищепа С. С. Изучение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей ДОО в вопросах педагогического взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Сер. «Реализуем ФГОС дошкольного образования». Липецк, 2018. С. 61-65; Они же. Исторический аспект развития сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М., 2019. № 2. С. 57-64; Они же. К вопросу об оценке эффективности сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2019. С. 217-220; Они же. Коллективное творческое дело как основа педагогической технологии сотрудничества ДОО и семьи в музыкальном развитии детей 6-7 лет // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов VI Международной научно-практической конференции. Коломна, 2019. С. 127-134).

13 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 3; Указ

• «оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»14.

Отметим еще один важный документ, упомянутый нами ранее, — это Примерная основная образовательная программа дошкольного образования15. Образовательная деятельность образовательных организаций дошкольного образования определяется Образовательной программой, разрабатываемой самой образовательной организацией и являющейся одним из основных нормативных документов, регламентирующих жизнедеятельность в дошкольных образовательных учреждениях. Основой для разработки образовательных программ является Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Существенным условием реализации образовательной программы становится обеспечение партнерства семьи и образовательной организации. Таким образом, ФГОС ДО в ПООП ДО предъявляет к учреждениям дошкольного образования новые требования по разработке и реализации своей образовательной программы:

• «вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность»16;

• «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка»17.

Организация также должна создавать возможности:

• «для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

• для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

• для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы»18.

президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://mcko.ru/uploads/ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-o-natsionalnoy-strategii-deystviy-v-interesah-detey-na-2012-2017-gody-6da3d098bad0b723.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 7.

14 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 4.; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http:// mcko.ru/uploads/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-_-273-fz-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-2ffbb7910c3ce5bf.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 45.

15 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://mcko.ru/uploads/poop_do_v-reestr-46bbc62e28676c7a.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

16 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 9.

17 Там же. С. 10.

18 Там же.

Таким образом, основываясь на нормативно-правовых документах, мы можем выделить несколько направлений работы по педагогическому партнерству семьи и дошкольной образовательной организации:

• «вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность»19;

• «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка»20;

• «повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования»21;

• «оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»22.

В тексте Примерной основной образовательной программы дошкольного образования23 мы находим понятие «воспитательное партнерство» (родителей [законных представителей] и воспитателей), которое определено как «открытое, доверительное и интенсивное сотрудничество обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей»24. В научных трудах под партнерством понимается «согласованное и взаимовыгодное взаимодействие субъектов открытого образовательного пространства... направленное на достижение результатов в сфере образования»25.

Согласно научным исследованиям и государственным нормативно-правовым документам, «педагогическое партнерство» семьи и образовательной организации выстраивается на следующих принципах, «которые рассматриваются как условие существования партнерских отношений»26:

• диалогичности (текст ПООП ДО, Т. П. Симакова27);

19 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzh-denii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 9.

20 Там же. С. 10.

21 Там же. С. 3; Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://mcko.ru/uploads/ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-o-natsionalnoy-strategii-deystviy-v-interesah-detey-na-2012-2017-gody-6da3d098bad0b723.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 7.

22 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 4.; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http:// mcko.ru/uploads/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-_-273-fz-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-2flbb7910c3ce5bf.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 45.

23 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://mcko.ru/uploads/poop_do_v-reestr-46bbc62e28676c7a.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

24 Там же. С. 43.

25 Симакова Т. П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2012. С. 3.

26 Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. С. 5.

27 Симакова Т. П. Указ. соч. С. 24.

• равноправия (текст ПООП ДО, Т. П. Симакова, О. Ю. Кожурова28);

• добровольности участия, взаимной заинтересованности субъектов (Т. П. Симакова, О. Ю. Кожурова, И. В. Кощиенко29);

• взаимной ответственности (за воспитание детей) (текст ПООП ДО, Т. П. Симакова, О. Ю. Кожурова, И. В. Кощиенко);

• согласованности (текст ПООП ДО, Т. П. Симакова, О. Ю. Кожурова), согласованности интересов на основе переговоров и компромисса (О. Ю. Ко-журова);

• равновыгодности (И. В. Кощиенко);

• обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей (О. Ю. Кожурова);

• осознанности (Т. П. Симакова);

• открытости (О. Ю. Кожурова);

• доверия (М. В. Меличева30);

• взаимной полезности (Т. П. Симакова);

• результативности (Т. П. Симакова);

• законности (Т. П. Симакова).

Таким образом, педагогическое партнерство можно определить как тип педагогического взаимодействия, который характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством, соработничеством двух сторон, в данном случае — семьи и дошкольной образовательной организации, направленный на повышение результатов образовательного процесса, а также воспитательного потенциала семьи и сотрудников образовательной организации. Термин «партнерство» подразумевает равноправие двух сторон, их «совместную ответственность за воспитание детей»31, согласие с целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении, что «обеспечивает преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании»32. Партнерство также предполагает диалог между педагогом и семьей, в диалоге «проходит консультирование родителей по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи»33. Важными позициями в диалоге должны стать уважение, сопереживание, искренность, открытость, доверие34.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укре-

28 Кожурова О. Ю. Указ. соч. С. 8.

29 Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. С. 6.

30 Меличева М. В. Формирование культуры здоровья школьников в процессе сотрудничества педагогов и родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 15.

31 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://mcko.ru/uploads/poop_do_v-reestr-46bbc62e28676c7a.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 44.

32 Там же.

33 Там же.

34 См.: Там же.

пление и развитие педагогического партнерства образовательной организации и семьи в формировании основ его (ребенка) музыкальной культуры, что осуществляется по трем основным направлениям, рассмотренным в нормативно-правовых документах:

1) вовлечение родителей (законных представителей) в музыкально-образовательную деятельность;

2) повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального образования детей;

3) оказание помощи родителям (законным представителям) в музыкальном воспитании детей.

Рассмотрим также формы образовательной работы, которые могут вестись по данным направлениям для осуществления педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации.

Первое направление — вовлечение родителей (законных представителей) в музыкально-образовательную деятельность.

Формы работы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проектная работа. «Совместная деятельность... по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллективов; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку»35. Идеями для проектирования могут стать любые творческие предложения, направленные на улучшение отношений между педагогами, детьми и родителями, на развитие ответственности, инициативности, например, долгосрочный проект «Классическая музыка в детском саду». Основными формами реализации данного проекта могут быть: совместные с родителями мероприятия по слушанию классической музыки; слушание музыки во время режимных моментов — перед сном, во время отдыха; продуктивная деятельность — творческие рисунки по теме прослушанной музыки, выставки детских работ. Как итог данного проекта возможна организация и проведение совместного концерта детей с музыкантами — исполнителями произведений классической музыки.

В процессе реализации проекта перед родителями могут быть поставлены следующие задачи: создание условий для знакомства ребенка с произведениями классической музыки в домашней обстановке; организация семейных походов в театр, филармонию, музей; побуждение и поддержание интереса ребенка к прослушиванию классической музыки и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомых произведений классиков.

2. Педагогическая технология «Клубный час», разработанная Н. П. Гришае-вой, старшим научным сотрудником Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии наук36. Данная технология ис-

35 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, ред. М., 2014. С. 59.

36 URL: https://www.isras.ru/pers_about.html?id=329 (дата обращения: 15.12.2019).

пользуется в нашей дошкольной образовательной организации (г. Москва, ГБОУ Школа № 935. Здание 3) с 2016 г. Технология направлена на социализацию детей дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС ДО она охватывает все направления развития и образования детей (образовательные области), среди которых как отдельная образовательная область выделяется художественно-эстетическое развитие:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие37;

• физическое развитие38.

Таким образом, социализация детей в педагогической технологии «Клубный час» происходит в том числе средствами музыкального искусства.

«Клубные часы» могут проводиться два раза в месяц или чаще (каждую неделю) продолжительностью примерно 60 минут. Можно определить следующие типы «Клубного часа»:

Тематический Клубный час — «включен в ситуацию месяца»39. Например, в ситуацию «Рождественский подарок», где одновременно в разных группах может проходить мастер-класс по рисованию, лепке, конструированию, посещение ребятами мини-музея елочных украшений и т. д., в музыкальном зале — музыкально-дидактические зимние игры, слушание музыки данной тематики.

Деятельностный Клубный час — «в основу «Клубного часа» положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е., например, в физкультурном зале проходят подвижные игры40, в музыкальном зале возможна постановка спектакля, мюзикла и др.

Свободный Клубный час, когда «дети свободно перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам»41, игры, в музыкальном зале — это могут быть свободные танцы-импровизации, исполнение знакомых песен, игра на музыкальных инструментах и др.

Творческий Клубный час — «дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на "Клубном часе" для всех детей»42.

37 Согласно ФГОС ДО и ПООП к основным задачам образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития относится приобщение детей дошкольного возраста (3 года — 7 лет) к музыкальной культуре.

38 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019). С. 5.

39 Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология клубный час как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее: сб. науч. статей по материалам Межрегиональной дистанционной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. М., 2016. С. 169.

40 Там же. С. 169-170.

41 Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. М., 2016. С. 388-389.

42 Там же. С. 389.

Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами участвовать в организации «Клубных часов», а также самим проводить «мастер-классы» в течение «Клубного часа», предлагать новую тематику «Клубных часов». Музыкальный руководитель совместно с родителями обсуждает проблемы и трудности, возникающие у детей в процессе «Клубного часа», находит пути их дальнейшего решения в совместной работе.

3. Вовлечение родителей в музыкально-образовательную деятельность может осуществляться путем приобщения родителей воспитанников к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе спектаклям, музыкальным праздникам и развлечениям, вечерам музыки, семейным праздникам, совместным играм. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи детей по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать День матери, Новый год, День защитника отечества, 8 марта, День Победы, Международный день семьи (15 мая), Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля).

Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до трех лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители.

4. Следующая форма работы — привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами и воспитанниками детских концертах, конкурсах, организуемых в районе (городе).

5. Совместная музыкальная культурно-досуговая деятельность родителей и воспитанников — организация посещения (совместно с родителями) музеев, выставок, театров.

Второе направление — повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального образования детей.

Формы работы:

Способом повышения компетентности родителей в вопросах музыкального образования детей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы или семинары.

Третье направление — оказание помощи родителям (законным представителям) в музыкальном воспитании детей.

1. Педагоги дошкольных учреждений могут поддерживать образовательную деятельность, проводимую в рамках Организации, домашними занятиями, рекомендуя родителям соответствующие пособия, например «маршрутные листы» (по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — Дом радости»43) — планирование на каждый месяц воспитательно-образовательного процесса, что позволяет рационально организовать разные виды деятельности и самодеятельности детей и музыкального руководителя, а также родителей с раннего утра и до вечера. На информационной доске для родителей музыкальный руководитель может указывать те разделы пособий, которые следует использовать для занятий дома.

43 Крылова Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., 2015.

В дошкольном возрасте основой образовательного процесса становится поддержка родителями музыкальных начинаний ребенка, его интересов, успехов посредством совместного прослушивания высокохудожественных произведений музыкального искусства (классической, детской, народной, современной музыки), а также бесед, обсуждений, обмена впечатлениями от услышанной музыки. Важно также поощрять: 1) певческие проявления ребенка — направлять его интересы на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку, организовывать совместные дуэты; 2) музыкально-двигательную активность, танцевальные импровизации — совместное выполнение утренней гимнастики под музыку, физкульт-минуток, проведение музыкальных игр. Родители могут создавать дома условия для театрализованной деятельности, «помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения»44, песни-инсценировки. «По мере возможности организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок»45. Музыка также должна сопровождать ребенка и в режимных моментах, перед сном, во время игр и др.

2. Со стороны педагога важной составляющей в партнерстве с семьями воспитанников также является поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Такой помощью может стать создание педагогом собственного интернет-сайта, где он смог бы размещать для родителей информацию по совместному музыкальному воспитанию детей, в частности в семье — методические пособия, рекомендации, наглядный материал по музыкальной грамоте, музыку для совместного слушания, музыкальные игры, танцы, песни, видеопрезентации и др.

3. Интересной возможностью становится обращение педагогов и родителей к интерактивной образовательной онлайн-платформе «Учи.ру»46. «Учи.ру» — российская онлайн-платформа, где учащиеся изучают различные предметы в интерактивной форме. Интерактивные курсы на «Учи.ру» соответствуют ФГОС и ПООП, их можно использовать родителям и педагогам при работе с детьми старшего дошкольного возраста (6—7 лет). На данной платформе размещены материалы, разработанные как авторами программы, так и созданные и опубликованные педагогами. Ребенку дошкольного возраста рекомендуется выполнять работу под руководством родителей. Платформа «Учи.ру» учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Выбор и одобрение заданий по музыкальному воспитанию ребенка происходит при совместной работе педагога и родителей.

Подобная онлайн-платформа — Электронный журнал — предоставлена проектом «Московская электронная школа»47 (далее — МЭШ). Журнал МЭШ,

44 Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. С. 68.

45 Там же.

46 URL: https://uchi.ru/ (дата обращения: 15.12.2019).

47 URL: https://dnevnik.mos.ru/ (дата обращения: 15.12.2019).

а также Библиотека МЭШ — образовательные сервисы «Московской электронной школы», инструмент коммуникации между педагогом и родителями. Доступ к библиотеке электронных материалов МЭШ также позволит повторить материал и подготовить ребенка к музыкальным занятиям.

Заключение

Таким образом, в процессе педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей можно выделить следующие основные направления их совместной работы:

1) вовлечение родителей (законных представителей) в музыкально-образовательную деятельность;

2) повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального образования детей;

3) оказание помощи родителям (законным представителям) в музыкальном воспитании детей.

В настоящее время в педагогической практике выделяются как традиционные, так и инновационные формы педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации.

К традиционным формам педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей мы относим:

1) индивидуальные консультации, а также проведение мастер-классов, семинаров, лекций, тренингов для родителей по вопросам музыкального образования детей;

2) совместную музыкальную культурно-досуговую деятельность родителей и воспитанников (посещение музеев, выставок, театров);

3) организацию спектаклей, музыкальных праздников и развлечений, вечеров музыки, семейных праздников, совместных игр для родителей и детей;

4) совместное участие педагогов, родителей и воспитанников в детских концертах, конкурсах, фестивалях.

Инновационные формы данной работы составляют:

1) совместные проектные работы педагогов, детей и родителей;

2) педагогическая технология «Клубный час»;

3) создание педагогом интернет-сайта для родителей по совместному музыкальному воспитанию детей;

4) интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру», Электронный журнал проекта «Московская электронная школа».

Список литературы

Беляев С. Е. Музыкальное образование как социокультурный феномен // Музыка в системе культуры: сб. статей. Екатеринбург, 2005. Вып. 2. С. 3—11.

Буртонова И. Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник БГУ. 2012. Вып. 5. С. 176—185.

Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология клубный час как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее: сб. науч. статей по материалам Межрегиональной дистанционной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. М., 2016. С. 167-172.

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.

Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М., 2005.

Каменская О. А., Прищепа С. С. Изучение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей ДОО в вопросах педагогического взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Сер. «Реализуем ФГОС дошкольного образования». Липецк, 2018. С. 61-65.

Каменская О. А., Прищепа С. С. Исторический аспект развития сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М., 2019. № 2. С. 57-64.

Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

Коробкова В. В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2015. № 1. С. 220-224.

Коробкова В. В. Концепция развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве: монография. Пермь, 2013.

Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства школы // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 84-86.

Коробкова В. В., Шеина М. Б. Воспитательный потенциал семьи // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 99-102.

Костенко А. А., Терсакова А. А. Воспитательный потенциал семьи // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 163-166.

Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

Крылова Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., 2015.

Кузнецова Л. В., Буданцова А. А. Семья как воспитательная среда ребенка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 12. С. 84-89.

Лоскутова Р. Р. Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. М., 2009. № 4 (40). С. 55-59.

Лоскутова Р. Р. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей: учебное пособие. Йошкар-Ола, 2009.

Лоскутова Р. Р. Роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2009. № 4. С. 105-107.

Меличева М. В. Формирование культуры здоровья школьников в процессе сотрудничества педагогов и родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. М., 2016.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, ред. М., 2014.

Пригодич Е. О. Воспитательный потенциал семьи и учреждений предпрофессиональной подготовки в формировании личности юного музыканта // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сборник научных статей. Кемерово, 2016. Вып. 3. С. 118-121.

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://mcko.ru/uploads/poop_do_v-reestr-46bbc62e28676c7a. pdf (дата обращения: 15.12.2019).

Прищепа С. С., Каменская О. А. К вопросу об оценке эффективности сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2019. С. 217-220.

Прищепа С. С., Каменская О. А. Коллективное творческое дело как основа педагогической технологии сотрудничества ДОО и семьи в музыкальном развитии детей 6-7 лет // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов VI Международной научно-практической конференции. Коломна, 2019. С. 127-134.

Симакова Т. П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2012.

Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://mcko.ru/uploads/ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-o-natsionalnoy-strategii-deystviy-v-interesah-detey-na-2012-2017-gody-6da3d098bad0b723.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://mcko.ru/uploads/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-_-273-fz-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-2Sbb7910c3ce5bf.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

Шеина М. Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2013.

Alexandra Sokolova, Graduate Student, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities; Teacher of Music, School 935 in Moscow, 9-2 Ilovaiskaya Str., 109651, Moscow, Russian Federation rozova5@rambler. ru ORCID: 0000-0002-8097-3173

The Essence and Types of the Pedagogical Partnership Between Family and Infant School for Building of Foundations of the Musical Culture of Children

A. Sokolova

Abstract: The article studies such kind of infant school's activity as the partnership between kindergarten and family for building the musical culture foundations of children. The article states that according to the Federal State Educational Standard of Preschool Education, the educational collaboration between kindergarten and family is an important activity of an educational organisation. The basis of personal growth of a preschool child is his or her family. A kindergarten is the first educational organisation that interacts with parents in the education, growth and upbringing of children. For the both parts, an important point of the pedagogical collaboration is to achieve the goal of effective and holistic growth of a child within the "teacher-child-parent" system based on a partners' relationship founded on trust and dialogue. It is important to take into account that in the "teacher-child-parent" system the pedagogical collaboration takes place not only on the "teacher-child' and "teacher-family" levels but also relates to the support by parents of innovations, interests and successes of a child in the process of education and upbringing; it is the support that especially important in the process of artistic, aesthetic and creative development of children. According to the Federal State Educational Standard of Preschool Education, children's musical culture is a field of artistic and aesthetic development and is a priority in preschool education. In accordance with the Federal State Educational Standard of Preschool Education, this article presents lines and kinds of work in the field of pedagogical partnership between preschoolt educational organisation and family for building the musical cultural foundations of children.

Keywords: family, parents, teacher, child, pedagogical interaction, pedagogical partnership, music, musical culture, forms of work with family.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2020. Vol. 59. P. 48-65 DOI: 10.15382/sturIV202059.48-65

References

Beliaev S. (2005) "Muzykalnoe obrazovanie kak sotsiokulturnyi fenomen" [Music education as a socio-cultural phenomenon], in Muzyka vsisteme kultury: Sbornikstatei [Music in the system of culture: Collection of articles]. Yekaterinburg, vol. 2, p. 3-11 (in Russian).

Burtonova I. (2012) "Vospitatelnyi potentsial sem'i v sisteme sotsialno-pedagogicheskoi raboty doshkolnogo uchrezhdeniia" [Educational potential of the family in the system of socio-pedagogical work of preschool institution]. VestnikBGU, 5, p. 176-185 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doronova T. (2002) Vzaimodeistvie doshkolnogo uchrezhdeniia s roditeliami. Posobie dlia rabotnikovdoshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [The interaction ofpreschool institutions with parents. The manual for employees of preschool educational institutions]. Moscow (in Russian).

Federalnyi zakon ot 29 dekabria 2012 g. № 273-FZ Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii, available at http://mcko.ru/uploads/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-_-273-fz-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-2Sbb7910c3ce5bf.pdf (15.12.2019).

Grishaeva N., Strukova L. "Pedagogicheskaia tekhnologiia klubnyi chas kak sredstvo razvitiia samoreguliatsii povedeniia doshkol'nikov v obrazovatel'nom komplekse" ["Pedagogical technologies of the club hour as a means of developing self-regulation of the behavior of preschool children in the educational complex"]. Sotsializatsiia detei doshkolnogo i mladshego shkol'nogo vozrasta kak investitsiia v budushchee: sbornik nauchnykh statei po materialam mezhregional'noi distantsionnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 120-letiyu so dnia rozhdeniia L. S. Vygotskogo. Moscow, pp. 167-172 (in Russian).

Kamenskaia O., Prishchepa S. (2019) "Istoricheskii aspekt razvitiia sotrudnichestva doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii i sem'i v muzykal'nom razvitii detei doshkol'nogo vozrasta" ["Historical aspect of the development of cooperation between preschool educational organizations and families in the musical development of preschool children"]. Doshkolnik. Metodika ipraktika vospitaniia i obucheniia. Moscow, no. 2, pp. 57-64 (in Russian).

Kamenskaia O., Prishchepa S. (2018) "Izuchenie urovnia professional'noi kompetentnosti muzykal'nykh rukovoditelei DOO v voprosakh pedagogicheskogo vzaimodeistviia s roditeliami detei starshego doshkol'nogo vozrasta" ["Study of the level of professional competence of music managers of pre-school educational institutions in matters of pedagogical interaction with parents of children of senior preschool age"]. Psikhologo-pedagogicheskii, sotsialnyi i upravlencheskii aspekty realizatsii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniia: materialy Mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ser. «Realizuem FGOSdoshkol'nogo obrazovaniia». Lipetsk, pp. 61-65 (in Russian).

Korobkova V. (2013) Kontseptsiia razvitiia vospitatel'nogo potentsiala sem'i v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve [Concept of development of educational potential of a family in open educational space]. Perm' (in Russian).

Korobkova V., Metliakova L. (2010) "Sovremennye podkhody k razvitiiu vospitatel'nogo potentsiala sem'i v usloviiakh informatsionnogo prostranstva shkoly" ["Modern approaches to the development of the educational potential of the family in the information space of the school"]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 9, p. 84-86 (in Russian).

Korobkova V., Sheina M. (2009) "Vospitatel'nyi potentsial sem'i" [Educational potential of the family]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 6, p. 99-102 (in Russian).

Korobkova V. (2015) "Zakonomernosti razvitiia vospitatel'nogo potentsiala sovremennoi sem'i v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve" [Regularities in development of educational potential of a modern family in an open educational space]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 1, p. 220-224 (in Russian).

Kostenko A., Tersakova A. (2013) "Vospitatel'nyi potentsial sem'i" [The Educational potential of the family]. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniia, 2 (16), p. 163-166 (in Russian).

Krylova N. (2015) Detskii sad — Dom radosti. Primernaia osnovnaia obrazovatelnaia programma doshkol'nogo obrazovaniia [Kindergarten as a house ofjoy. Provosional educational programme of preschool education]. Moscow (in Russian).

Kudriavtsev V. (ed.) (2016) Osnovnaia obrazovatelnaia programma doshkolnogo obrazovaniia «Tropinki» [The basic educational programme of preschool education «Tropinki»]. Moscow (in Russian).

Kuznetsova L., Budantsova A. (2010) "Sem'ia kak vospitatel'naia sreda rebenka" [Family as an educational environment of the child]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 12, p. 84—89 (in Russian).

Loskutova R. (2009) "Rol' doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia i sem'i v muzykal'nom vospitanii detei" [The role of preschool educational institutions and families in the musical education of children]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Yoshkar-Ola, vol. 4, p. 105-107 (in Russian).

Loskutova R. (2009) "Vzaimodeistvie detskogo sada i sem'i v muzykal'nom vospitanii detei doshkol'nogo vozrasta" [interaction of kindergarten and family in musical education of preschool children]. Detskii sad ot A do IA, 4 (40), p. 55-59 (in Russian).

Loskutova R. (2009) Vzaimodeistvie doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia i sem'i v muzykal'nom vospitanii detei: uchebnoeposobie [Interaction ofpreschool educational institutions and families in the musical education of children: a textbook]. Yoshkar-Ola (in Russian).

Pis 'mo ot 28 fevralia 2014 g. № 08-249 Kommentarii k FGOS doshkol'nogo obrazovaniia, available at http://mcko.ru/uploads/pismo-ot-28-fevralya-2014-g-n-08-249-kommentarii-k-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-781fc9364e06288c.pdf (15.12.2019).

Prigodich E. (2016) "Vospitatel'nyi potentsial sem'i i uchrezhdenii predprofessional'noi podgotovki v formirovanii lichnosti iunogo muzykanta" [Educational potential of the family and institutions of pre-professional training in the formation of the personality of a young musician], in Muzykal'naia kultura v teoreticheskom iprikladnom izmerenii: sbornik nauchnykh statei [Musical culture in the theoretical and applied dimension: collection of scientific articles]. Kemerovo, vol. 3, p. 118-121 (in Russian).

Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 oktiabria 2013 g. № 1155 Ob utverzhdenii FGOS DO, available at: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (15.12.2019).

Primernaia osnovnaia obrazovatelnaia programma doshkol'nogo obrazovaniia (protokol ot 20 maia 2015g. № 2/15), available at: http://mcko.ru/uploads/poop_do_v-reestr-46bbc62e28676c7a. pdf (15.12.2019).

Prishchepa S., Kamenskaia O. (2019) "Kollektivnoe tvorcheskoe delo kak osnova pedagogiche-skoi tekhnologii sotrudnichestva DOO i sem'i v muzykal'nom razvitii detei 6-7 let" ["Collective creative work as the basis of pedagogical technology of cooperation between DOE and family in the musical development of children 6-7 years old"], in Obrazovatelnoe pros-transtvo detstva: istoricheskii opyt, problemy, perspektivy: sbornik nauchnykh statei i materialov VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Educational space of childhood: historical experience, problems, prospects: collection of scientific articles and materials of the VI international scientific and practical conference]. Kolomna, p. 127-134 (in Russian).

Prishchepa S., Kamenskaia O. (2019) "K voprosu ob otsenke effektivnosti sotrudnichestva doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii i sem'i v muzykal'nom razvitii detei starshego doshkol'nogo vozrasta" ["On the issue of evaluating the effectiveness of cooperation between a preschool educational organization and a family in the musical development of older preschool children"], in Detstvo, otkrytoe miru: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Childhood open to the world: collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference]. Omsk, p. 217-220 (in Russian).

Ukaz prezidenta Rossiiskoi Federatsii O natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012— 2017 gody, available at: http://mcko.ru/uploads/ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-o-natsionalnoy-strategii-deystviy-v-interesah-detey-na-2012-2017-gody-6da3d098bad0b723. pdf (15.12.2019).

Veraksa N., Komarova T., Vasil'eva M. (2014) Ot rozhdeniia do shkoly. Primernaia obshcheobrazovatel'naia programma doshkol'nogo obrazovaniia (pilotnyi variant) [From birth to school. Approximate General education program of preschool education (pilot version)]. Moscow (in Russian).

Zvereva O., Krotova T. (2005) Obshchenie pedagoga s roditeliami v DOU: metodicheskii aspect [Teacher's communication with parents in preschool: methodological aspect]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.