Научная статья на тему 'Педагогические возможности музыкального воспитания детей дошкольного возраста'

Педагогические возможности музыкального воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES / MUSICAL EDUCATION / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

Данное исследование посвящено изучению проблемы педагогических возможностей музыкального воспитания детей дошкольного возраста. На основе анализа теоретических разработок и педагогического опыта была обоснована сущность музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF THE MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

This study is devoted to the study of the problem of pedagogical possibilities of musical education of preschool children. On the basis of the analysis of theoretical developments and pedagogical experience the essence of musical education of children of preschool age was proved.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

звуковой состав слова. Отдельно следует отметить, что у большинства умственно отсталых первоклассников не сформирована произносительная сторона речи, что сказывается на общем речевом развитии.

В ходе исследования были зарегистрированы некоторые психологические особенности поведения, препятствующие успешному обучению грамоте. Умственно отсталые младшие школьники нуждаются в поддержке и подробном инструктировании со стороны педагога. Их мотивация и активность заметно снижены.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость своевременной психолого-педагогической работы по коррекции нарушений психофизиологической базы процессов письменной речи, которая будет способствовать формированию готовности к овладению важнейшим этапом школьного обучения - грамотой, что в дальнейшем оптимизирует общее познавательное и речевое развитие для более эффективной социализации детей изучаемой группы.

Литература:

1. Аксенова, А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. вузов / А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. - М.: Просвещение, 2011. - 335 с.

2. Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. - СПб.: Союз, 2004. — 44 с.

3. Воронкова, В. В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка: монография / В. В. Воронкова; М-во образования Московской обл., Акад. социального упр. - Москва: АСОУ, 2016. - 197 с.

4. Горбунова, С.Ю. Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 144 с.

5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - СПб.: «Детство-Пресс», 2000. - 232 с.

6. Долгих, Л. Ю., Федченко, А. П. Методика обучения грамоте умственно отсталых детей: учебное пособие. - Иркутск: Издательство «Аспринт», 2015. - 140 с.

7. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет. Сценарии образовательной деятельности. М.: Вентана-Граф, 2012. - 96 с.

8. Кинаш Е.А. Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03: Москва, 2003. - 145 с. РГБ ОД, 61:03-13/1780-Х.

9. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Нарушение письма у умственно отсталых младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7-2. - С. 321-325.

10. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 — 256 с.

11. Тригер, Р.Д. Особенности системы подготовки к обучению грамоте детей с задержкой психического развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2017. - № 29. - С. 133-162.

Педагогика

УДК: 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы педагогических возможностей музыкального воспитания детей дошкольного возраста. На основе анализа теоретических разработок и педагогического опыта была обоснована сущность музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: педагогические возможности, музыкальное воспитание, дети дошкольного возраста.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of pedagogical possibilities of musical education of preschool children. On the basis of the analysis of theoretical developments and pedagogical experience the essence of musical education of children of preschool age was proved.

Keywords: pedagogical opportunities, musical education, children of preschool age.

Введение. Меняется мир, изменяется человек, изменяются дети - как следствие, изменяются направления воспитания (музыкального в том числе). В этой связи и с учетом нормативных документов о воспитании потребовалось выявить педагогические возможности музыкального воспитания дошкольника.

Дошкольный возраст длится от трех до шести лет. В этот промежуток времени ребенок переходит в другую возрастную группу, он хочет быть самостоятельным, у него главными становятся потребности в активном движении, общении и впечатлении. Для дошкольника окружающие его взрослые становятся примером действий, а это влияет на то, как ребенок и его окружение перенесут кризис перехода во взрослую жизнь.

Находясь в мире взрослых и мире детей (и те и другие значимы для него), ребенок стремится установить свое сходство и различие путем физического осмысления самого себя. По Л. С. Выготскому, «ребенок живет в двойной действительности», которая состоит в том, что взрослому принадлежит важная роль в процессе определения, «кто Я такой», а детское сообщество выполняет функцию социализации (именно во взаимодействии со сверстниками он понимает, что принадлежит к определенной группе) [1].

Обращение к категория «возможность» позволяет вычленить следующие характеристики: направление развития (в нашем случае личности), присутствующее в каждом явлении жизни; в то же время изучение категории «возможность» основывается, главным образом, на исследовании роли для развития личности ближайшего и дальнего окружения.

Тут, конечно, важны гуманные отношения, которые складываются и в условиях музыкального воспитания, обеспечивающего возможности самопознания и приобретения эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, людям. Важно и признание активности ребенка, это означает, что

педагогический процесс надо строить так, чтобы внутренняя позиция (ценностно-ориентированная) возникала не как итог воздействия взрослого, а результат организации совместной деятельности, в которую он (дошкольник) включен. Но при этом надо учитывать известное (по Л. С. Выготскому) «опережающее детское развитие» в многоплановой деятельности ребенка [1].

Формирование личности предполагает ее проектирование с учетом физических и психологических возможностей. При таком подходе у детей вырабатывается умение адекватно оценивать себя (с помощью взрослых в том числе). На этой основе, с одной стороны, появляется возможность оценить потенциал ребенка, а с другой, - построить систему музыкального воспитания (как приобщения к ценностям взрослого и как зарождение собственных представлений, эмоций, чувств).

Педагогические возможности музыкального воспитания дошкольника состоят в развитии личности ребенка, понимании и признании потенциальных возможностей ребенка, его запросов и интересов. Если на первый план выходят интересы и потребности ребенка, то (вероятнее всего) нужны новые методы и приемы самого процесса музыкального воспитания.

Изложение основного содержания статьи. Первое. Воспитание как социальный институт является объектом изучения философии (онтологические основы воспитания), социологии (изучает социальный «заказ» системе воспитания), этнологии (исследует закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития), правоведения (занимается правовыми формами организации и функционирования социального и коррекционного воспитания), социальной психологии, культурологи (изучает воспитание как явление культуры), педагогики (исследует место и роль воспитания в процессе самореализации человека, а также семейное, религиозное, социальное и коррекционное воспитание в контексте социализации).

Это означает, что воспитание следует рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие и взаимодействие. Каждое из них справедливо, но ни одно не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Вслед за Н.Е. Щурковой, выделим культурологический аспект (как истоки и содержание воспитания); научно-педагогический аспект (как системно-структурное строение воспитания, еще и роль воспитания в жизнедеятельности детей); коррекционный аспект (как разрешение противоречий, мешающих динамичности воспитательного процесса); профессиональный аспект (в качестве профессиональной подготовленности педагога к воспитательной деятельности) [11].

Важна позиция А.В. Мудрика на характеристики воспитания: в широком социальном смысле (это воздействие на человека); в широком педагогическом смысле (как целенаправленное воспитание в образовательных организациях); в узком педагогическом смысле (воспитательная работа по формированию у детей определенных качеств, взглядов, убеждений) [4].

Обращаясь к музыкальному воспитанию, следует выявить, какие изменения внесены ФГОС ДО в музыкальное развитие дошкольников и как должна измениться профессиональная деятельность музыкального руководителя?

Так, основное содержание ранее выделенной образовательной области «Музыка» теперь представлено в другой образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с двумя видами искусства: изобразительным и литературным. Направленность музыкального развития дошкольников в соотнесенности с произведениями искусства означает развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов.

Следует исходить из того, что назначение любого из них - это отражение действительности в образах, и поэтому задача педагога заключается в обучении ребенка восприятию, размышлению, декорированию идей художника, режиссера, писателя, музыканта.

Второе. Потребовалось уточнить цели музыкального воспитания в соотнесенности с ФГОС ДО. Прежде всего, это формирование возможностей ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; развитие эстетического отношения к окружающему миру; восприятие фольклора, музыки, художественной литературы; осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).

Особую роль должен сыграть музыкальный руководитель, который, с одной стороны, руководствуется основной общеобразовательной программой, а, с другой, может включить в эту программу и авторские наработки, и технологии, которые, по его мнению, наиболее эффективны.

Для дошкольников музыкальное развитие происходит в виде различных игр, другие действия связаны с восприятием и пониманием смысла музыкальных произведений; используется пение, музыкально-ритмические движения для овладения основными движениями в целях развития активности ребенка.

Далее необходимо развести понятия «музыкальное воспитание», «музыкальное образование» и «музыкальное развитие» детей.

Обобщенно музыкальное воспитание - это процесс знакомства личности с музыкальной культурой общества. Различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное, внешкольное. По мнению Д.Б. Кабалевского, общее музыкальное воспитание должно быть доступно всем детям. Должно быть не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир воспитанника [2].

Музыка, как вид искусства, показывает действительность и влияет на человека с помощью осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени музыкальных звуков.

Воздействие музыки на дошкольника неоспоримо, но при этом гармоничной называется приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (гармония - это термин, означающий «благозвучие», и науку об аккордах).

Задачи музыкального воспитания дошкольников, по мнению О. П. Радыновой, включают: развитие музыкальных и творческих способностей детей с принятием во внимание возможностей каждого ребенка; формирование начальных представлений о музыке; воспитание музыкального вкуса; развитие навыков восприятия музыки; формирование общей духовной культуры личности [8].

Третье. Педагогические возможности музыкального воспитания мы рассматриваем как единство условий и функций. Прежде всего, на уровне мотивации: воспитание интереса к музыкальному искусству; на эмоционально-ценностном уровне: развитие эмоциональной отзывчивости и чувственного опыта; творческий

уровень: организации процесса музыкального воспитания в ДОО осуществляется в сотворчестве и взаимодействии воспитанников, педагогов, музыкального руководителя и родителей.

В теории музыкального воспитания категория «воспитание» рассматривается достаточно широко: но, прежде всего, как процесс, связанный с передачей социального опыта от одного поколения к последующему (а опыт поколений составляют произведения музыкальной культуры), а также в способах деятельности, позволяющих «распредмечивать и опредмечивать» смыслы и ценности, заложенные в текстах (текстах культуры в том числе).

Речь идет об искусстве как особой форме творчества, системе духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света). В этой связи музыка - это средство эстетического воспитания, которое характеризуется как искусство передачи мыслей, чувств и ощущений в звуках. Это, на наш взгляд, особенно востребовано сейчас, когда ощущается кризис духовности.

Таким образом, музыкальное воспитание должно служить реализации главной цели современного общества - формированию человека с высокой духовной культурой. Каждый тип искусства, отражая объективную действительность с помощью своих специфических средств выразительности, музыка по-разному воздействует на человека. При этом музыка (следует это повторить) - это искусство, которое отличается от других видов искусства наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности.

Следует заметить, именно благодаря музыке в человеке зарождается представление о возвышенном, великолепном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Вот почему музыкальное воспитание должно восприниматься как важная составная часть нравственного просвещения и образования.

Возникает необходимость обратиться к проблеме музыкального воспитания в истории педагогики и образования. Музыкальное воспитание с древних времен являлось, по утверждению ученых, неотъемлемой частью жизни народов разных стран, их традиций, нравов, устоев, принятых в обществе, и отражало особенности устройства каждого народа. Творчество порождалось повседневной необходимостью и уровнем развития народа. В древности не наблюдалось разграничения искусства на те или иные виды. Практическая деятельность, будь то охота, ремесло, рыболовство, уже была искусством.

Музыкальное воспитание в Древней Греции и Древнем Риме связано с передачей знаний о происхождении и функционировании законов музыки. Именно в Древнем мире возникли такие предметы как теория музыки, музыкальная арифметика (учение о числе), музыкальная физика небесных явлений. Можно сказать, что музыковедение состояло из: 1) гармоники, 2) ритмики, 3) метрики.

Музыка в то время не была искусством звуковедения, звуковысотности, ритма и темпа, она передавала внутренние переживания состояний, выраженных в пластике тела, в действии, в голосе одновременно. Слово, движение, звук существовали вместе. Образованным считался тот человек, который владел искусством танца, сочинения и исполнения стихов и музыки. К примеру, этому обучали всех детей патрициев.

Обобщенно можно сказать, что музыка рассматривалась как гармония мира, неотделимой частью которого являлась Вселенная. При этом Вселенная считалась первопричиной возникновения музыки, информация для размышления: значит ли это, что музыка развивалась по законам Вселенной.

Исторический экскурс является оправданным для выявления педагогических возможностей музыкального воспитания, так как такие понятия, как звук, интервал, лад и другие музыкальные термины и понятия были введены и объяснены еще в древности. Каждый инструмент олицетворял характер человека, например, струнные - целомудрие. Лира олицетворяла мудрость, поскольку они считались разумными инструментами. Духовые инструменты, по мнению древних, могли запятнать душу, флейта способна ублажать (так называемую) неразумную часть души.

Четвертое. Какую музыку слушать ребенку? В первый год жизни малышам очень важно звучание материнского голоса, следом за пением матери может открыться необъятное пространство - царство классической музыки. Она (классическая музыка) и оздоравливает, и воспитывает музыкальный вкус, и гармонизирует эмоциональный фон.

Хотелось бы подчеркнуть: когда в доме с самого рождения малыша звучит классическая музыка, она становится для него естественной средой. Хотя известно и другое: например, младшие школьники могут испытывать негативные эмоции при одном только упоминании о пользе классики, но если подобная музыка ненавязчиво сопровождает ребенка, то и период отторжения, скорее всего, удастся избежать.

Рассмотрим (среди рекомендуемых), правила прослушивания музыки: обеспечить звучание моно инструмента; отличать при этом музыку бодрствования от музыки для сна; выбирать музыку, которая нравится вам самим; начинать постепенно знакомить малыша с миром музыки. При этом существует множество переложений, аранжировок классических произведений для одного инструмента (ребенок легче привыкает к таким звукам музыки, выделяет и запоминает мелодию или мотив).

Когда малыш играет, можно предложить ребенку музыкальные портреты животных, которые (хочется надеяться) придутся ему по душе. Ну а перед сном включить произведение Моцарта или Шопена.

Однако, как и во всех сферах жизни, здесь нужна мера: следует постепенно знакомить малыша с миром музыки; наблюдать за его реакцией, устанавливать громкость чуть тише, чем нужно взрослым.

Выводы. Музыкальное воспитание дошкольников - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей с целью развития личности ребенка.

Музыкальное воспитание обеспечивает эффективность развития музыкальности, творческих способностей, формирование музыкальной культуры личности лишь при условии учета возможностей детей и возможностей педагога, родителя. Ядро музыкальности составляют музыкальны способности (по Теплову, это музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма), исследование которых является перспективным в системе музыкального воспитания детей.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 185 с.

2. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.

3. Корепанова, М.В. Развитие и воспитание дошкольника в социокультурном педагогическом пространстве. В сб.: Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004. С. 287-303

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Изд. центр Академия, 2014. - 315 с.

5. Петрунина, М.А. Реализация социально-педагогического подхода в эстетической деятельности школьника. - Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / сост. и науч. ред. проф. В.И. Попова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. С. 243-269.

6. Петрунина, М. А. Формирование социальной активности обучающихся: учебное пособие / М. А. Петрунина; Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 56.

7. Петрунина, М. А. Музыкально-творческая деятельность младших школьников: технологии и организация интегративных занятий: учебное пособие / М.А. Петрунина; Мин-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Оренбург. гос. пед. ун-т.» - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - 52 с.

8. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / Радынова. О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. - М, Академия, 2000. - 111 с.

9. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/219048/ [Дата обращения 01.06.2018]

10. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии: научный журнал. - 01/1998. - №1 - С. 3-19.

11. Щуркова, Н. Е. Педагогика высокого полета / под ред. проф. Н. Е. Щурковой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. - 128 с.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Пилипчевская Наталья Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт (г. Севастополь)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к организации практико-ориентированной образовательной среды в процессе профессиональной подготовки педагогов в вузе. Представлены результаты выездной осенней школы «SevTeаch». Автор раскрывает этапы реализации, особенности взаимодействия и функциональные портреты её участников.

Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка, студент-первокурсник, преподаватель (координатор), педагог-наставник, проектная деятельность.

An^tatton. The article discusses various approaches to the Organization of a practice-oriented educational environment in the process of professional training of teachers at the University. Presents results of a field autumn school «SevTeach». The author reveals the stages of implementation, interaction features and functional portraits of its participants.

Keywords: practice-oriented training, first-year student, teacher (coordinator), mentor-teacher, project activities.

Введение. Практико-ориентированная подготовка бакалавров требует организации многоаспектного взаимодействия с профессиональной образовательной средой, создающей условия для эффективного функционирования и развития каждого субъекта педагогического процесса, его образования и самообразования. В ФГОС ВО (3++) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) обозначены виды профессиональной деятельности: педагогическая, проектная, методическая, организационно-управленческая, культурно-просветительская и деятельность по сопровождению, которыми необходимо овладеть бакалаврам в процессе освоения образовательной программы. Возникают закономерные вопросы: какие организационно-педагогические условия способствуют профессиональному самоопределению и становлению личности будущего специалиста; как в ситуации неопределенности выстраивать эффективную профессиональную коммуникацию и расширять границы социального взаимодействия; как сформировать собственное мнение независимо от суждений, оценки, и убеждений других людей; как из многообразия учебно-профессиональных задач, требующих нестандартных самостоятельных, ответственных решений, студенту-первокурснику, выбрать те, которые направлены на овладение способами достижения профессиональных целей; как спроектировать профессионально-образовательную программу; как осваивать новые знания и управлять собственным будущим и т.д. В данной статье невозможно ответить на весь перечень озвученных вопросов. Поэтому раскроем вопросы, касающиеся создания практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей погружение студентов-первокурсников в профессиональную педагогическую деятельность, направленной на развитие личностных качеств и способностей, и их готовности к проектной деятельности, а также особенности их взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Профессия учитель (воспитатель) в современных условиях общественного развития претерпевает свои изменения. Расширяются виды и функции профессиональной деятельности, появляются новые профессиональные задачи, существенным образом изменяются способы их решения, возникает запрос на иные профессиональные роли педагога. Успех профессиональной деятельности во многом зависит от правильного выбора направления профессиональной реализации, приобретенного и осмысленного опыта деятельности, намерения продолжать свой профессиональный путь в сфере образования. Именно в этой зоне осознанности общественной и личностной значимости профессиональной деятельности, принятия педагогической профессии как важной жизненной ценности и лежит успешность профессиональной реализации педагога с одной стороны, а также результативность решения задач педагогического образования с другой [6]. Следовательно, в процессе профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.